Из опыта работы учителя физической культуры МОУ СОШ №7


Общие рекомендации по оформлению анкеты соискателя

Единого стандартного шаблона резюме нет, но существует общепринятая структура, которая позволяет разместить на листе А4 исчерпывающую информацию о кандидате в сжатой и ёмкой форме составить резюме учителя.
В шапке резюме указываются ФИО, цель, возраст и место жительства.

Чтобы представление о соискателе у работодателя было полным, приложите к анкете фотографию. По статистике работодатели более внимательно рассматривают резюме с фото. Для педагога подойдет деловой снимок, который презентует кандидата, как аккуратного организованного человека, способного стать примером для детей во всем, даже в умении подать себя и манере одеваться.

Имидж учителя – это образ человека подчёркнуто серьёзного и ответственного.

Поэтому и резюме педагога нужно писать информацию грамотно, лаконично, в классическом стиле, без лишней креативности.

Описание опыта работы в резюме учителя физической культуры

Для устройства на работу в профессиональном образце резюме учителя физической культуры важно подробнее рассказать о трудовом опыте, с перечислением функциональных обязанностей, выделить личные и деловые качества.

Требования к этой профессии достаточно высокие:

наличие высшего образования, умение оказать первую медицинскую помощь, талант организовать занятие так, чтобы увлечь и заинтересовать учеников. А еще педагог должен уметь быть авторитетом, образцом для учащихся.

В разделе «Опыт работы

» указываются школы, где работал кандидат, описываются должностные обязанности. В отдельном подразделе перечисляются достижения, свидетельствующие о профессиональном росте.

Пример заполнения раздела «Опыт работы»

  • Период:
    09.2012 — н. в.
  • Организация:

    Лицей №118

  • Должность:

    Преподаватель физической культуры

  • Обязанности:

    — Физическое воспитание учащихся; — Контроль за физическим развитием детей; — Тренер сборной школы по баскетболу; — Организация и подготовка к соревнованиям — Ведение документооборота.

  • Достижения (за 2 года):

    -Благодарственное письмо Управления образования мэрии г. Москвы — Благодарственное письмо Министерства образования РФ — Финалисты ВсОШ (муниципальный) — 5 человек.

Если нет опыта работы

Успешная педагогическая карьера учителя физкультуры в главной степени зависит от личных качеств и манеры преподавания. В должностные обязанности преподавателя входит не только проведение уроков физкультуры, но и воспитательная работа, организация соревнований и кружков, ведение журналов, участие в педсоветах. Поэтому работодатели предпочитают брать на работу самых добросовестных и опытных кандидатов.

Если опыта мало, для поиска работы предпочтительнее функциональное резюме, которое формируется на основе знаний и умений. Выпускникам ВУЗов стоит подробно описать в анкете усвоенные знания и навыки во время учебной практики. Преимуществом молодых педагогов станет желание учиться и развиваться.

Опыт работы учителя физической культуры материал по физкультуре на тему

Тема опыта «Организация образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепления здоровья учащихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности, посредством внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий и с опорой на индивидуальное развитие».

Педагогический стаж – 18 лет.

Учебное заведение, которое закончил, дата окончания –

Волгоградский институт физической культуры, 1996г.

Категория – первая.

С какого года работает по проблеме: с 2003 г. «Организация образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепления здоровья учащихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности, посредством внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий и с опорой на индивидуальное развитие».

Какими обобщёнными материалами представлен опыт:

2003 г. – «Развитие двигательной активности на уроках физической культуры» (выступление на городском методическом объединении учителей физической культуры).

2004 г. – открытый урок «Лыжный подготовка» (в рамках МО учителей физической культуры)

2006 г. — открытый урок «Лыжная подготовка» (в рамках МО учителей физической культуры)

2007 г. — «Использование технических средств на подготовительном этапе обучения лыжников-гонщиков» (выступление на городском методическом объединении учителей физической культуры).

2008 г. – «Ремонт и подготовка лыжного инвентаря» (выступление на городском методическом объединении учителей физической культуры).

2008г. – мастер-класс «Игровые приёмы на уроках единоборств» (в рамках МО учителей физической культуры).

2008-2011 гг.- организация и проведение на базе МБОУ «Лицей – интернат №79» в открытых соревнований по национальной борьбе.

Возникновение опыта

Мой стаж работы в качестве учителя физической культуры составляет 18 год. С 1998 года я работаю по внедрению в практику здоровьесберегающих технологии, которые модернизирую в соответствии с требованиями времени.

Возникновение моего опыта обусловлено следующими причинами:

— ухудшение здоровья детей;

— уменьшение наполняемости классов;

— гиподинамия;

— слабая материально-техническая база.

В школе в образовательной области «Физическая культура» предусмотрено освоение обучающимися умения осуществлять собственную физкультурно-оздоровительную и спортивно – творческую деятельность как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время – во второй половине дня, в выходные и каникулярные дни, в летний период.

Актуальность опыта

Современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния населения, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Она, как и любая сфера культуры, предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека – его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями, его мировоззрением и мировоззрением применительно к его телесной организации. Одна из главных причин того, что физическая культура не всегда является основной потребностью человека — это смещение акцента при её формировании на двигательные компоненты в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому. Следовательно, необходимо по иному взглянуть на проблему формирования физической культуры человека, на её теоретические основы, потому что этого требуют современные условия развития нашего общества. Ведь ценность физической культуры для личности и всего общества в целом, её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение заключается именно в формировании здорового образа жизни, развитии телесных и духовных сил.

Итогом многолетней работы любого учителя физической культуры, бесспорно, является полноценное физическое развитие и здоровье учащихся. Содержание предмета «Физическая культура» направлено на выработку ценностей, связанных с формированием здорового образа жизни, физическим совершенствованием тела, а также на отказ от негативных проявлений, бытующих в жизни молодежи, в том числе вредных привычек. Не только сохранить здоровье учащихся, но и привить основы здорового образа жизни – главная задача учителя. Именно поэтому данная тема становится актуальной как никогда, и поле деятельности учителя значительно расширяется.

Противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике:

— между имеющимися у учащихся теоретическими знаниями и слабой материально-технической базой;

— между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и и здорового образа жизни успешно решаются в данном опыте.

Ведущая педагогическая идея опыта:

Создание на уроках физической культуры условий для сознательного активного участия учащихся в спортивной деятельности, приносящей радость преодоления, радость достижения поставленной цели.

Технологический аспект опыта

«Организация образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепления здоровья учащихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности, посредством внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий и с опорой на индивидуальное развитие».

Личная концепция учителя:

— поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся;

— включение каждого ученика в активную двигательную деятельность;

— создание на уроках физической культуры атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.

Основные методы:

  • Диагностика
  • Фронтальный
  • Поточно-групповой
  • Тестирование
  • Интерактивные

Формы организации и виды уроков:

  • Урок-игра
  • Урок-соревнование
  • Урок-турнир
  • Интегрированный урок

Условия:

  • Личностно-ориентированный подход в обучении
  • Компетентностный подход

Результат:

  • Повышенный уровень физической активности и самостоятельности учащихся
  • Активизация внеурочной деятельности школьников
  • Улучшение здоровья учащихся

За годы своей педагогической деятельности я понял, что наилучший воспитательный результат получается, когда ты опираешься на успех ученика. Ведь этот успех всегда связан с чувствами радости, с эмоциональным подъемом. У ребят, удачно справившихся с каким-либо полезным делом, появляется уверенность в собственных силах, желание достигать хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха.

Осознание этого помогло мне в свое время сделать для себя исходной точкой работы с детьми основной принцип обучения и воспитания – в каждом ребенке есть способности, которые необходимо найти и развить. Именно этим я и занимаюсь.

За время педагогической работы у меня сложилась своя система форм, методов и приемов обучения, которая дает положительные результаты. Владея традиционными приемами и методами преподавания предмета «Физическая культура», использую активные формы обучения: проектирование, проблемные лекции, элементы передовых педагогических технологий.

Цель физического воспитания в нашем лицее – овладение школьниками основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, двигательных способностей.

Сущность технологии, по которой работаю, заключается в личностно ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ребенку при организации занятий физической культурой, в формировании осознанной потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности. Это означает, что для каждого обучающегося создана индивидуальная образовательная траектория, которая учитывает индивидуальный тип телосложения, физическую подготовленность, состояние здоровья, а также особенности психического развития. Зная особенности физического развития детей, строю занятия физической культурой на индивидуализации и дифференциации обучения. Ребятам предлагаю упражнения различной степени сложности, предоставляется возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками.

На второй ступени образования, помимо развития физических качеств, начинаю углубленное изучение двигательных умений, формирую навыки самооценки и самоконтроля при выполнении упражнений. В процессе учебной деятельности ввожу разные типы уроков, формы их проведения, комплексно использую фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы. Мною составлены комплексы физических упражнений для каждого ученика с учетом уровня его физического развития.

Третья ступень образования – период тренировки мышечной силы, выносливости, а так же время приобретения теоретических знаний по предмету «Физическая культура». На этом этапе изучения предмета дифференцирую физические нагрузки по половому, психологическому, физиологическому признакам.

Изучение предмета «Физическая культура» предполагает, помимо освоения практических навыков, знание теоретических основ, а так же владение информацией о физкультурно-спортивном движении в масштабах района, области, страны. На каждом уроке провожу информационные беседы, а в конце учебного года на II и III ступени образования – экзамен по теории физической культуры.

Результаты успеваемости учащихся за последние 3 года:

Учебный год Кол-во обучающихся

детей

Классы, в которых учитель работает согласно тарификации Успеваемость по предмету (в %) Кол-во и % обучающихся, успевающих на «4» и «5»
2008-2009 252 7-11 100% 94%
2009-2010 258 7-11 100% 91%
2010-2011 254 7-11 100% 93%

Большое внимание уделяю внеклассной работе, организую дни здоровья и спорта, провожу школьные соревнования.

В школе на протяжении пяти лет функционируют спортивные секции и

кружки: «Национальная борьба» «Армрестлинг»,

Творчески подхожу как к проблемам обучения, так и их реализации. Забочусь об укреплении материально — технической базы. На основе знания современных технологий подготовки лыжного инвентаря и собственного опыта, разработал технологию подготовки и обработки лыж без особых финансовых затрат.

Разработал комплекс упражнений для утренней гимнастики, направленных на укрепление мышечного каркаса позвоночника, мышц свода стопы, общеукрепляющие и дыхательные упражнения. Ежедневное проведение утренней зарядки позволило значительно повысить суточную двигательную активность учащихся. Процент здоровых детей за последние десять лет увеличился с 45% до 67%.

Систематические занятия физической культурой и спортом в лицее способствуют тому, что лицей в периоды обострения эпидемии О.Р.З не закрывался на карантин.

Разработал программу «За здоровый образ жизни». Результатом деятельности в рамках данной программы являются показатели общефизической подготовки учащихся. Ежегодно провожу комплексное обследование физического развития и двигательной активности детей.

Обобщение педагогического опыта в области физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности позволило мне создать методическую базу мониторинговых исследований в области развития физкультуры и спорта. Полученные аналитические материалы структурированы в таблицы, диаграммы, шкалы, экспертизы, описания и др.

Опыт педагогической деятельности позволяет выделить такие траектории мониторинговых исследований как:

1. Оценка качества успеваемости по предмету «Физическая культура». Для оценки и отслеживания результатов используется пакет статистических документов, утвержденных и рекомендованных министерством образования и науки РФ.

2. Сравнение показателей обучающихся по различным разделам физической культуры с нормативами ГОСа.

3. Результативность физкультурно-оздоровительной деятельности ОУ, измеряемая через изучение отношения детей к занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни посредством тестирования и анкетирования школьников и их родителей.

4. Эффективность спортивно-творческой деятельности ОУ, оцениваемой через изучение условий и образа жизни обучающихся, отношения всех участников образовательного пространства к спортивно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности.

5. Оценка уровня степени удовлетворенности обучающихся и их родителей, выпускников прошлых лет, педагогов, социальных партнеров состоянием спортивно – физкультурной работы школы.

6. Анализ занятости обучающихся, педагогов и родителей в спортивных секциях в лицее и за ее пределами, а также в органах ученического соуправления.

7. Педагогическая экспертиза методических материалов по проблемам здоровьесбережения и здоровьеформирования школьников, развития физической культуры и спорта.

Использую в своей деятельности информационно-коммуникационные технологии, ресурсы ИНТЕРНЕТ. Учащиеся с интересом создают презентации, освещающие спортивную жизнь школы.

Таким образом, данная работа помогает мне и моим ученикам совместными усилиями достигнуть цели. Я вижу главную задачу: воспитание физически развитой личности через свой предмет.

Я считаю, что данный опыт могут использовать в своей работе учителя физической культуры, работающие в 7-11 классах по любой программе на этапах обучения, обобщения и систематизации знаний, а также как форму контроля.

Используя данный опыт, устойчивые результаты можно получить при следующих условиях:

1. Работа должна проводиться систематически.

2. Важна роль мотивации действий, понимание, чему научатся дети в процессе работы.

3. Задания должны быть посильными.

4. Новизна – важное условие повышение интереса учащихся.

Заполнение блока «Образование»

Для получения работы преподавателя физической культуры требуется диплом о высшем образовании по соответствующей специальности. Для этой должности недостаточно среднего профессионального образования. В этом разделе указываются место учебы, год окончания, специальность.

Пример блока о базовом образовании:

  • Специалист:
    МПГУ
  • Факультет:

    Легкой атлетики

  • Специальность:

    Учитель физической культуры

  • Год окончания:

    2007

Профессиональные курсы, тренинги и семинары помогают учителям приобрести новые знания и умения, повысить уровень компетентности.

Если дополнительное образование имеет прямое отношение к должности педагога по физической культуре, полученный сертификат послужит бонусом при приеме на работу.

У работодателя сложится впечатление о кандидате, как о человеке, который следит за новыми тенденциями в профессиональной сфере, стремится к развитию и знаниям.

Образец заполнения блока о дополнительном образовании:

Навыки в резюме учителя физической культуры

В разделе о навыках указываются профессиональные знания и умения, полученные на предыдущих местах работы, а также 4-6 личностных качеств, соответствующих претендуемой вакансии.

Особенности характера кандидата внимательно рассматриваются многими работодателями. Будут положительно оценены такие качества

, как любовь к детям, организаторские способности, коммуникабельность. Не повторяйте ошибок большинства соискателей, заполняя резюме формальными данными.
Профессиональные навыки учителя физической культуры:

ФГОСПедагогические стандарты
Педагогика и психологияЛегкая атлетика
Лыжная подготовкаТренер по баскетболу
Спортивная медицинаОрганизация мероприятий
Открытые урокиВнеурочная деятельность
ГТОПодготовка к олимпиадам школьников
Составление программСпортивные секции
Школьная документацияПользователь пк

Профессиональное мастерство учителя физической культуры во многом определяется его способностями к педагогической деятельности, которые делятся на следующие группы:

  1. Дидактические способности – это способности передавать учебный материал, делая его доступным. Учитель должен преподносить учебный материал ясно и понятно для конкретной группы учащихся, вызывая у них интерес к учебному предмету, возбуждая их активность и самостоятельность в учебной деятельности.
  2. Академические способности – это способности к соответствующей области наук (учебный предмет). Способный учитель физической культуры знает свой предмет не только в объёме учебного курса, но и значительно шире и глубже. Он стремится к познанию последних открытий в области научных знаний по своему предмету, сам ведёт исследовательскую работу.
  3. Перцептивные способности – это способности проникать во внутренний мир ученика, это психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности школьника и его психического состояния.
  4. Речевые способности – это способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики. При этом учителю важно проявлять силу, убежденность и заинтересованность в том, что он говорит.
  5. Организаторские способности – это умение организовать учеников, формировать их коллектив, воодушевить школьников на решение учебных задач. Кроме того, это способность организовать собственную деятельность.
  6. Авторитарные способности – это способность непосредственно эмоционально-волевым влиянием на учащихся добиваться у них авторитета.
  7. Коммуникативные способности – это способность к общению с учениками, умение найти к ним правильный подход, наладить тесные контакты, установить с ними взаимоотношения, целесообразные для осуществления педагогической деятельности.
  8. Педагогическое воображение – это способность предвидеть последствия педагогической деятельности: прогнозировать развитие тех или иных качеств у воспитанников, предугадывая, что может «получиться» из учеников.
  9. Аттенционные способности – это способность распределять свое внимание между несколькими видами деятельности одновременно. Учителю необходимо следить за содержанием и формой изложения учебного материала, развертывая свои мысли, держать в поле внимания всех учеников, реагировать на проявление признаков утомления, невнимания, непонимания со стороны воспитанников, отмечать нарушения дисциплины, следить и за собственным поведением. И это далеко не полный перечень объектов, на которые должен распределять свое внимание учитель.

Эти способности заключаются в умении учителя реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное – простым, неясное – понятным;

Умения учителя физической культуры

Умение – это практическое владение способами выполнения отдельных действий или деятельностью в целом в соответствии с правилами и целью деятельности.

Умения учителя физической культуры делятся на конструктивные, организаторские, коммуникативные (включая дидактические и ораторские), гностические (включая перцептивные) и двигательные (включая прикладные).

Конструктивные умения помогают учителю планировать свою деятельность.

К ним относятся умения: отбирать и строить учебный материал (например, составить комплекс упражнений для развития у учащихся быстроты реагирования или внимательности), осуществлять перспективное и текущее планирование, планировать приобретение и ремонт спортивного оборудования и инвентаря. Особенно ценным является умение корректировать планы.

Организаторские умения связаны с реализацией намеченных планов. Например, учитель может составить хороший конспект урока, а сам урок провести плохо, так как не сумеет организовать работу в классе. Наоборот, студент, имея несовершенные знания по методике проведения урока, может за счёт организаторских способностей и умений хорошо провести урок.

Учитель должен уметь организовать свою деятельность и деятельность учеников. У разных учителей это получается не одинаково. Учителя с инертностью нервных процессов, медленно переключающиеся с одной ситуации на другую, отличаются высоким уровнем личной организованности. Они умеют хорошо организовать своё рабочее время, правильно выбирают своё местонахождение в спортивном зале во время урока, умело используют в качестве помощников хорошо подготовленных учеников. У учителей с подвижностью нервных процессов диапазон организаторских умений более широкий, они проявляют большую активность в организации деятельности учащихся, хорошо организуют работу спортивных секций в школе, спортивные соревнования и праздники, эстафеты и подвижные игры на уроке.

Умение учителя общаться с учащимися, коллегами по работе, родителями, находить рациональные пути взаимодействия с окружающими – это все коммуникативные умения. Такие умения условно делятся на три группы: коммуникативные, дидактические и ораторские. Собственно коммуникативные выражаются в умениях вступать в контакт с людьми, строить с ними отношения.

Дидактические связаны с умениями учителя ясно и доходчиво доносить до сознания учеников учебный материал. К дидактическим относят умения пробудить интерес к занятиям физическими упражнениями, передать свою увлечённость ученикам, управлять вниманием учебной группы и прогнозировать последствия своих педагогических воздействий. Ораторские умения обеспечивает, прежде всего, культура речи, к овладению которой должен стремиться каждый педагог.

Гностические умения связаны с познанием учителем как отдельных учеников, так и коллектива класса в целом; с анализом педагогических ситуаций и результатов своей деятельности. Гностические умения базируются на перцептивных способностях: умении наблюдать, подмечать. Они включают в себя и умение пользоваться учебно-методической и научной литературой, и умение проводить элементарные исследования, анализируя их результаты.

Двигательные умения отражают, прежде всего, технику выполнения учителем физических упражнений. Правильный показ того или иного физического упражнения, входящего в программу обучения, определяет эффективность учебной деятельности школьников. К двигательным умениям учителя физической культуры относятся также умения и навыки выполнения страховки, ряд прикладных умений, необходимых при ремонте спортивного оборудования и инвентаря, в туристических походах и т. д.

Знания учителя физической культуры

Знания являются одним из факторов, определяющих возможности учителя в его педагогической деятельности. А. С. Макаренко говорил, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела. Особенно это касается старшеклассников, которые оценивают учителя не только и не столько по его коммуникативным качествам (умению общаться. входить в контакт с людьми), сколько по профессиональным качествам.

Эрудиция учителя физической культуры складывается из общих и специальных знаний.

Общие знания (общественно-политические, а также по литературе, искусству, истории и т. д.) характеризуют мировоззрение и общую культуру учителя. Специальные знания, необходимые для осуществления учителем физической культуры своей физкультурно-педагогической деятельности, можно разделить на психолого-педагогические, медико-биологические и физкультурные.

Все знания одинаково важны, и пренебрежение основами анатомии, физиологии, психологии, педагогики может привести к серьёзным педагогическим ошибкам. Опрос опытных учителей физической культуры показал, что наиболее значимыми для их профессиональной деятельности, наряду с теорией и методикой физического воспитания, являются психология и физиология. Слабая же эрудированность в обществоведческих, искусствоведческих и других вопросах может привести к потере учителем авторитета в глазах учащихся.

Специальные знания, которыми обладает учитель физической культуры, можно разделить на теоретические, практические и методические.

Теоретические знания касаются истории физической культуры, закономерностей работы организма человека, биомеханических закономерностей двигательных действий, принципов воспитания и обучения и т. д. Это знания, которые нужны для объяснения и связаны с вопросом «почему?».

Практические знания учителя физической культуры касаются, прежде всего, знаний о том, как нужно сделать то или иное упражнение. У студентов факультета физической культуры это основные знания, которые приобретаются ими на практических занятиях и во время занятий по спортивной специализации.

Методические знания также дают возможность ответить на вопрос, как нужно сделать, но касаются они уже не собственного исполнения упражнения, а исполнения его учащимися. Это знание того, как научить другого.

Часто у студентов факультета физической культуры наблюдается отождествление практических и методических знаний: они полагают, что раз они знают, как нужно делать упражнение, и умеют его делать, то они сумеют и объяснить учащимся, как это упражнение нужно делать. В действительности же обучение других – это специальный раздел педагогики физического воспитания, методика физического воспитания, которой нужно овладевать тщательно и терпеливо, поскольку опыт собственной спортивной деятельности не у всех и не сразу трансформируется в опыт обучения других.

Организаторская деятельность учителя физического воспитания на уроке – одна из ведущих, она состоит из реализации на практике проектов (планов) учителя. Это «деятельность одного человека, осуществляющего мобилизацию, координацию, взаимодействие и взаимосвязь совместно с действующей группой людей».

Организаторская деятельность проявляется различным образом:

во-первых, в речи учителя (при объяснении задач урока и упражнений, подаче команд и распоряжений, подведении итогов урока и т. д.);

во-вторых, в поведении учителя:

  • в выборе места для ведения урока;
  • в целесообразных передвижениях по залу с целью руководства классом, контроля за выполнением упражнений, оказания помощи и страховки;
  • в своеобразии дисциплинарных воздействий на учащихся;
  • в подготовке мест для занятий и необходимого инвентаря;
  • в организации расстановки и уборки снарядов, раздаче инвентаря;
  • в регулировании оптимальной моторной плотности урока в зависимости от его типа;
  • в регулировании физической нагрузки для каждого ученика;

в-третьих, в управлении деятельностью учащихся:

  • в построении и перестроении на месте и в движении;
  • в выборе способов выполнения упражнений;
  • в активизации познавательной деятельности учащихся;
  • в организации усвоения и запоминания учебного материала;
  • в проверке и оценке знаний, умений учащихся.

Организаторская деятельность разными людьми может осуществляться по-разному, отличаясь как особенностями воздействия организатора на организуемых, так и динамикой самой организаторской деятельности. Например, Л. И. Уманский, изучавший способности у 342 организаторов, выделил 18 типичных организаторских качеств личности.

Коммуникативная деятельность учителя физического воспитания на уроке выражается в общении его с учащимися, организации взаимоотношений между ними, установлении и поддержании контактов, обмене информацией, организации взаимоотношений между членами одного отделения команды.

Коммуникативная деятельность учителя физкультуры проявляется:

  • в формах обращения учителя к учащимся;
  • в тоне обращения;
  • в интенсивности общения (количестве контактов в единицу времени);
  • в мотивах общения.

На уроке учитель использует как вербальные (словесные), так и невербальные средства общения: выразительные движения (жест, мимику, пантомиму) в качестве стимулирующей информации. Соотношение их зависит от объективных условий, конкретных ситуаций деятельности, в которых протекает процесс общения. Коммуникативная деятельность как организаторская – деятельность практическая. Контакты между учителем и учащимися в ходе учебного процесса предполагают, что на основе передаваемой учителем информации у школьников формируются знания, умения и навыки.

Педагогическая направленность – это устойчивое стремление человека заниматься педагогической деятельностью.

Педагогическая направленность учителя физической культуры формируется на базе двух мотивационных образований: так называемой «любви к детям» и интереса к физической культуре (к сожалению, о наличии третьего – престижа профессии учителя – сейчас говорить не приходится).

Большое значение ей придавал В. А. Сухомлинский, подчёркивавший, что научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам. Конечно, выражение «любовь к детям» не следует понимать буквально. Когда о ней говорят, скорее всего, имеют в виду чуткое и внимательное отношение к каждому ребёнку, в том числе и к тем, кто своим поведением и успеваемостью доставляет учителю огорчения. Это наличие чувства удовлетворения, радости от общения с детьми, от проникновения в своеобразный детский мир, психологию ребёнка. Любовь к детям – это не сентиментальность, не мягкосердечие, не всепрощенчество. Любовь к детям преобразуется в интерес к работе с детьми, в желание сделать их образованными, развитыми физически и духовно.

Интерес к физической культуре является вторым основным мотивом, формирующим педагогическую направленность учителя физической культуры. Спортивная направленность юношей и девушек, занимающихся спортом, должна пробудить интерес к физкультурно-педагогической деятельности, желание сделать сильными, бодрыми, здоровыми других людей, в частности детей.

Направленность учителя физической культуры на свою работу выражается в увлечённости ею. Она становится смыслом его жизни. Это приводит к двум следствиям. С одной стороны, любовь к своему делу заставляет учителя постоянно совершенствовать своё мастерство, интересоваться работой своих коллег, оказывать им помощь, самому выбирать полезное для своей работы, то есть быть активным творческим работником. С другой стороны, ученики, если чувствуют, что занятия с ними являются для учителя не тяжёлой обязанностью, а удовольствием, отвечают ему взаимностью. А. С. Макаренко говорил, что воспитывать легко, если этому отдаёшь всю жизнь.

Поэтому у учителей – мастеров своего дела отмечается большая удовлетворённость своей профессией.

Ответственный за информацию: Колотильщикова С.В., методист ГМЦ ДОгМ.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: