РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 3 КЛАСС рабочая программа (3 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №7 им. О.Казанского
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ЕСОШ №7
им. О.Казанского ___________/О.В. Авилова/
приказ от «____» ________ 2020 г. № ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родной литературе
Уровень общего образования (класс): начальное общее образование, 3 «б» класс
Количество часов: 17 часов
Учитель: Енина Марина Алексеевна
Год составления: август 2020 год
ст. Егорлыкская
Ростовская область
- Пояснительная записка.
Рабочая программа по родной литературе разработана на основе:
- Федерального Закона «Об образовании в РФ» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 года)
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- Федерального закона Российской Федерации от 25 октября 1991 года. № 1807- I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 года. № 185-ФЗ)
- Устава МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского
- Учебного плана МБОУ ЕСОШ №7 им О.Казанского ст. Егорлыкская на 2019-2020 учебный год
- Положения о рабочей программе МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского, утверждённого приказом от 12.07.2016 года № 141
Рабочая программа по родной литературе разработана с учётом Примерной программы начального общего образования по родной литературе и авторской программы автора Л.Ф.Климановой, УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2014 год.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова «Литературное чтение 3 класс», Москва, «Просвещение», 2020 год.
Согласно учебному плану на изучение родной литературы отводится в 3 классе 17 часа из расчёта 0,5 часа в неделю.
Согласно учебному плану и в соответствии с календарным графиком МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского на 2019-2020 учебный год, расписанием учебных занятий МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского в условиях пятидневной рабочей недели рабочая программа составлена на 17 часов.
Срок реализации программы 1 год.
- Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
— внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
— мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературы как источнику получения информации;
— первоначальные представления о нравственных понятиях (поступок, честность, верность слову), отраженных в литературных произведениях;
— умение отвечать на вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести, жить с чистой совестью?»;
— умение самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;
— способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
— самостоятельно формулировать тему и цели урока;
— самостоятельно формулировать систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
— составлять план решения вопросов совместно с учителем;
— работать в соответствии с заявленным планом;
— корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
— в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания;
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей;
– корректировать свои действия с учетом поставленных задач;
– работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;
– проявлять инициативу при ответе на вопросы и при выполнении заданий;
– адекватно оценивать действия окружающих и свои действия;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
— устанавливать причинно-следственные связи в тексте; пересказывать; создавать собственное высказывание по аналогии;
— проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
— находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
— самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана рассказывать о героях, событии;
Обучающийся получит возможность научиться:
– пересказывать небольшие по объему и разные по жанру тексты, формулировать выводы;
– участвовать в обсуждении содержания и основной мысли текста;
– ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;
– проявлять инициативу в поиске дополнительной информации;
– создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме;
– понимать структуру построения рассуждения;
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
— составлять высказывания под руководством учителя в устной и письменной форме;
— владеть монологической и диалогической формой речи;
— высказывать и обосновывать свою точку зрения;
— слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
— строить понятные для партнера (собеседника) высказывания;
— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Обучающийся получит возможность научиться:
– выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных произведениях;
– уважать мнение собеседников;
– принимать участие в подготовке и проведении спектаклей;
– проявлять инициативу и самостоятельность в построении коммуникации;
– контролировать свои действия в коллективной работе;
– оценивать групповую работу и результаты коллективной деятельности;
Предметные результаты
— понимание родной литературы как одной из основных национально — культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
— осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
— использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
— достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
— осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающийся научится:
– осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
– прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
– читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного произведения;
– различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
– использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное, ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
– ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
– для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
– для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
– использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
– для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
– для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
– использовать различные формы интерпретации содержания текстов: для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
– для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
– различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно — популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
– передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
– участвовать в обсуждении прослушанного прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
- Содержание учебного предмета, курса.
«Книги — мои друзья» – 3 часа
Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха. Б. Горбачевский «Первопечатник Иван Фёдоров». Первая азбука Ивана Фёдорова. Наставления Библии.
«Жизнь дана на добрые дела» — 3 часа
Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. М. Зощенко. Не надо врать. Притчи.
«Волшебная сказка» — 5 часов
Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы. Русская народная сказка « Иван – Царевич и серый волк». Русская народная сказка «Летучий корабль». Русская народная сказка «Морозко». Русская народная сказка «Белая уточка». Русская народная сказка «По щучьему веленью».
«Картины русской природы» — 6 часов
Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности. Н.Некрасов «Славная осень». М.Пришвин «Осинкам холодно». Ф.Тютчев «Листья».
Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение. С.Есенин «С добрым утром!» О.Высотская «Одуванчик». З.Александрова «Одуванчик». Саша Чёрный «Летом». А.Рылов «Зелёный шум».
- Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего часов |
1 | Книги — мои друзья. | 3 ч |
2 | Жизнь дана на добрые дела. | 3 ч |
3 | Волшебная сказка. | 5 ч |
4 | Картины русской природы. | 6 ч |
Итого: | 17 ч |
- Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Дата | Дидактическое обеспечение (оборудование) | |
план | факт | ||||
«Книги – мои друзья» — 3 часа | |||||
1 | Вводный урок. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления В.Мономаха. | 1 | 12.09 | презентация к уроку, текст произведения | |
2 | Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 | 26.09 | презентация к уроку, текст произведения | |
3 | Первая азбука Ивана Фёдорова. Наставления Библии. | 1 | 10.10 | презентация к уроку, текст произведения | |
«Жизнь дана на добрые дела» — 3 часа | |||||
4 | В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. | 1 | 24.10 | презентация к уроку, текст произведения | |
5 | М. Зощенко «Не надо врать». Смысл поступка. | 1 | 14.11 | презентация к уроку, текст произведения | |
6 | Притчи. | 1 | 28.11 | презентация к уроку, текст произведения | |
«Волшебная сказка» — 5 часов | |||||
7 | Русская народная сказка «Иван – Царевич и серый волк». Особенности волшебной сказки. | 1 | 12.12 | презентация к уроку, текст произведения | |
8 | Русская народная сказка «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки. | 1 | 26.12 | презентация к уроку, текст произведения | |
9 | Русская сказка «Морозко». Характеристика героев сказки. | 1 | 23.01 | презентация к уроку, текст произведения | |
10 | Русская народная сказка «Белая уточка». Смысл сказки. | 1 | 06.02 | презентация к уроку, текст произведения | |
11 | Русская народная сказка «По щучьему веленью». Инсценировка. | 1 | 20.02 | презентация к уроку, текст произведения | |
«Картины русской природы» — 6 часов | |||||
12 | Н.Некрасов «Славная осень». Средства художественной выразительности: сравнение. | 1 | 05.03 | презентация к уроку, текст произведения | |
13 | М.Пришвин «Осинкам холодно». Приём олицетворения как средство создания образа. | 1 | 19.03 | презентация к уроку, текст произведения | |
14 | Ф.Тютчев «Листья». Контраст как средство создания образа. | 1 | 09.04 | презентация к уроку, текст произведения | |
15 | С.Есенин «С добрым утром!» Выразительное чтение стихотворения. | 1 | 23.04 | презентация к уроку, текст произведения | |
16 | О.Высотская «Одуванчик». З.Александрова «Одуванчик». Сравнение образов | 1 | 07.05 | презентация к уроку, текст произведения | |
17 | Саша Чёрный «Летом». А.Рылов «Зелёный шум». Сравнение произведений литературы и живописи. | 1 | 21.05 | презентация к уроку, текст произведения | |
Итого: | 17 ч |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского от «____» ___________ 2020 г. № ________ Председатель МС ___________________/С.В. Скурихина/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/Почивалова А.Н./ «____» ___________ 2020 г. |
- Лист корректировки рабочей программы
№ урока по КТП | До корректировки | Способ корректи ровки | После корректировки | ||||||
Тема урока | Количество часов | Дата | Тема урока | Количество часов | Дата | ||||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ | ||||||||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ | ||||||||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ | ||||||||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ | ||||||||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/ | УТВЕРЖДАЮ Директор ОУ ________________/О.В. Авилова/ Приказ «____» __________20___г. № _______ |
Планирование » Родная русская литература» 3 класс
выполнять изученные правила и нормы поведения на примере народных обычаев и культурных традиций своего народа;
оценивать воздействие человека на природу края, выполнять правила поведения в природе и участия в ее охране;
удовлетворять познавательные интересы, в результате поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране и планете в целом;
учиться самосовершенствоваться, в социализации в современном обществе.
Ученик получит возможность научиться :
Личностные результаты
понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине,
находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений
ориентироваться в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Метапредметные
Регулятивныеуниверсальные учебные действия
определять цель, проблему в деятельности;
выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
планировать деятельность, используя ИКТ;
работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в том числе самостоятельно, используя ИКТ;
оценивать степень и способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки.
Познавательны е
универсальные учебные действия
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативныеуниверсальные учебные действия
излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;
понимать позицию другого, выраженную в явном и не явном виде (в том числе вести диалог с автором текста);
различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы, аксиомы, догматы, теории;
корректировать своё мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность;
создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;
организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);
преодолевать конфликты: договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;
использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей.
Предметные результаты
анализировать и оценивать произведение как художественное целое;
выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку;