Цитата сообщения Капочка_Капа
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Русские богатыри: кто они? — прототипы, мульты и аудиосказки
Что мы (и наши дети) знаем о русских богатырях?
Обрывки из литературы и мультфильмы…))
Богатыри русские — Мультфильмы
Три богатыря на дальних берегах 2012 онлайн
Три богатыря — это собирательное название героев из русских былин.
Богатырей звали Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.
У каждого богатыря было по одной жене и коню… xD
В общем, жён звали Алёнушка, Настасья Филипповна и Любава.
Ну, а у коней были имена — Юлий, Бурушка и Вася.
Ну, а что было на самом деле?!!
Славянская история богата событиями, знания о которых передаются из поколения в поколение не только в устном, но и в письменном виде. Устные предания – это, как правило, эпос, в том числе песни, сказания, то есть все то, что сочинялось непосредственно народом.
Основа древнерусских сказаний – это, как правило, богатыри.
Если говорить об этимологии самого слова «богатырь», то оно трактуется, как человек-полубог, либо же человек, наделенный силой бога. О происхождении этого слова долгое время велись острые дискуссии. Выдвигались версии о заимствовании его из тюркских языков, и даже из санскрита.
Общепризнанным в настоящее время является мнение о том, что слово «богатырь» было позаимствовано из татарского языка.
Российские ученые выделяют две основные категории богатырей – старшие и младшие.
К старшим богатырям принято причислять
Святогора, Микулу Селяниновича, Вольгу Святославича, Сухана.
Эта группа, по мнению ученых, является олицетворением различных природных явлений, в большинстве случаев – явлений грозных, враждебных простому человеку.
К группе младших богатырей относят
известную «васнецовскую» троицу Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Они также являются олицетворением природных явлений, но только благоприятных для человека.
Русские богатыри аудиокниги — 32 БЫЛИНЫ
Одним из наиболее загадочных персонажей славянского эпоса является Святогор.
Откуда о них стало известно
Первые упоминания о русских богатырях были зафиксированы ученными 19-го века, Гильфердингом и Рыбниковым. А до этого рассказы передавались из уст в уста, от отцов к детям. Естественно, для того чтобы привлечь внимание, взрослым приходилось постоянно приукрашивать и дополнять былины новыми элементами. В наше время, принято считать, что есть две категории богатырей, а именно младшие и старшие.
Старшими называли тех богатырей, которые фигурировали еще до начала христианской эпохи. В некоторых историях они представлены как сказочные существа, которые обладают невероятной или даже магической силой. Современные историки идентифицируют их как славянских идолов, которым раньше поклонялись.
Богатыри, которых принято считать младшими, имеют человеческий облик. Они не обладают запредельной силой, им не подвластна никакая стихия. Для них характерно то, что многие из них проживали в период правления князя Владимира. Во многих летописях прошлых лет было указано на то, что некоторые события действительно имели место в истории. Русские богатыри действительно охраняли Русь и долгое время считались защитниками народа.
Люди поделились неудачными покупками, сделанными через Интернет (фото)
Михайла Ефремова вырежут эпизоды в сериале про вампиров, но кое-где оставят
Надо же, как летит время: уралец объединил старые и новые фото Екатеринбурга
Вот некоторые богатыри, которые чаще всего фигурировали в различных сказах и былинах.
— это Илья Муромец.
Реконструкция облика св. Ильи Муромца
Этот богатырь имел те черты, которые в основном приписывались мифическим и фантастическим героям – чудодейственное получение большой силы.
Он был сыном простых родителей-крестьян, с детства был прикован к кровати. Так происходит до тех пор, пока не появляются странники-калики. Они приказывают мальчику принести им воды, и Илья исцеляется. Более того, у него появляется необыкновенная сила. С того самого момента и началась богатырская жизнь Ильи Муромца, а его подвиги стали основой для многих былин и сказаний.
Однако наиболее известной эпопеей является его битва с Соловьем-разбойником.
К слову сказать, до настоящего времени ученые так и не сумели придти к единому мнению по поводу того, кем же на самом деле был Соловей – то ли вымышленным героем, то ли одним из воинов монголо-татарского войска, то ли простым разбойником, живущим в Муроме и разорявшим купцов, вынужденных проезжать через Муромские леса. В определенный период времени Илья приходит на службу в Киев, чтобы спасать Русь от многочисленных напастей и совершать невероятные и даже чудесные подвиги.
***
Прототип нашего главного витязя — Святой Илия Печерский, мощи которого покоятся в ближних пещерах Киево-Печерской лавры.
У Ильи Муромца было прозвище, его называли также «Чоботок». Чоботок — это сапожок. О том, как Илья Муромц получил это прозвание можно прочесть в сохранившемся документе Киево-Печерского монастыря:
«Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».
То, что Илия Печерский и есть Илья Муромец подтверждает и изданная в 1638 году книга «Тератургима». В ней монах из лавры Афанасий Кальнофойский говорит, что в пещерах почивает Святой Илия, которого таке называют Чибитьком. Земную жизнь богатыря «Тератургима» относит к XII веку.
Новые доказательства идентичности исторического Илии Печерского и Ильи Муромца появились в 1988 году, когда в Киев-Печерскую лавру была направлена Межведомственная комиссия Минздрава УССР.
Рост Илии Печерского при жизни составлял 177 см, что для Древней Руси было внушительно. Указанию былин на неподвижность св. Илии до 30 лет соответствуют данные о долгой болезни позвоночника.
По заключению ученых, подвижник был воином, об этом свидетельствовали костные мозоли на ребрах, сросшихся после переломов. Кроме этого, на теле обнаружено много других боевых ран, одна из которых стала, по-видимому, смертельной.
По этой теории Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. Причислен в 1643 году к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец».
Память по церковному календарю — 19 декабря (1 января)
Теория тождества былинного богатыря с иноком Чобитько из Киево-Печерской лавры вполне правдоподобна.
Мощи покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. Надгробная плита Ильи Муромца расположена возле могилы Столыпина. Часть мощей Ильи — средний палец левой руки — находится в одном из храмов города Мурома, Владимирской области.
его гробница в Печерской Лавре Первое упоминание о мощах Ильи Муромца, которого в Западной Европе называли Илья Русский, было отмечено в послании от 1594 года в «Путевых записках» Эриха Ласотты Посетив древний Киев римский посланник описал две богатырские могилы –первая находилась в приделе Софийского собора, рядом с приделом где были за-хоронены князь Святослав Мудрый и святая равноапостольная княгиня Ольга, а вторая в Антониевой пещере Киево-Печерской лавры (где собственно и сохранились святые мощи) Описывая богатырскую могилу в Софийском соборе Ласотта сообщает, « гробница ныне разрушена, но в том же приделе сохранилась гробница его товарища» (очевидно Добрыни Никитича авт.). В пещере Киево-Печерской лавры римский посланник видел мощи другого богатыря по прзвищу «Чоботок». Существуют другие свидетельства, где имя «Чоботок» называется как народное прозвище Ильи Муромца. Таково описание Киево-Печерского монастыря и 64 его чудес в книге Афанасия Кальнофойского, изданной в 1638 году. Афанасий называет великана Чоботка Ильёй Муромцем и даже сообщает дату его кончины ( прим.1188 г.) Получается что действительно, существовал Илья Муромец I, живший при Вла-димире I (святом) и Илья Муромец II живший при ВладимиреII (Мономахе). Гробница первого Ильи была разрушена в 1240 году, при взятии татаро-монголами Киева, вторая же гробница, находившаяся в Антоньевой пещере сохранилась. Легендарный образ Ильи Муромца оказался настолько привлекателен, что Илья известен и в германских эпических поэмах, в польских хрониках. Русские же былины о нем сохранились и записаны на российском севере и в казачьих станицах на Дону. В наше время, краеведы различных городов(по принципу – каждый кулик своё болото хвалит), приписывают первородство Ильи своему краю. Вот наиболее «оголтелые» из них – «Муромец – это Murumets – « травяной лес» в переводе с эстонского. В Таллине всегда знали, что знаменитый русский богатырь на самом деле эстонец» или что Илья Муромец родом из Моравии, где в средние века было славянское княжество (государство Само).
Алексей Рудевич
https://www.cossack.su/article/read/kazachestvo_ver…na_v_period_kievskoy_rusi.html
Здесь написано очень подробно —
Богатырь Микула Селянинович. Могучий пахарь
Микулу упоминают в двух былинах. О нем пишут не как о могучем воине, а как о невероятно выносливом человеке. Он не сражается, а пашет землю. И это удивительно, ведь он единственный из богатырей, который олицетворяет собой образ крестьянина-пахаря. Его по физическим качествам сопоставляют со Святогором. Вероятнее всего, такой образ был создан благодаря влиянию различных мифов о существах, которые обладают силой, находящейся за пределами нашего понимая. Сам Микула не является представителем земельной стихии. Скорее, благодаря его образу хотели показать плюсы оседлой жизни.
Поступок маленькой девочки стал лучшим событием дня для работника супермаркета
Без справки о COVID-19 в санаторий не пустят: брать её не позднее чем за 3 дня
Джозеф Гордон-Левитт о “Третьей планете от солнца”: чему научил сериал 90-х
Н.В. Филин. Об историческом прототипе Ильи Муромца
***
В одно время с Ильей Муромцем жил еще один богатырь,
которого звали Добрыней Никитичем.
Он родился в Рязани, но подобно Муромцу, находился на службе в Киеве.
Богатырская история Добрыни начинается с того момента, когда он одержал победу над Змеем Горынычем. Князь поручает ему вступить в жестокий бой со Змеем, по дороге богатыря одолевают маленькие змееныши, однако Добрыне удается выполнить княжий наказ и высвободить из драконьих пещер девушек и князей.
В Киевской Руси он выполнял больше количество важных поручений, представая перед читателями в качестве храброго, мудрого воина, который, ко всему прочему, еще и является первым помощником Ильи Муромца.
Имя «Добрыня» обозначает «мягкосердие богатырское». Былинный Добрыня также имеет прозвище «млад», он силен, является защитником «несчастных жен, вдов и сирот». Кроме того, он креативен — играет на гуслях и поет, азартен — не избегает игры в тавлеи. В речах Добрыня разумен, знает тонкости этикета. По всему видно, что он не простолюдин. Как минимум — князь-дружинник.
***
Прототипом Добрыни Никитича часто называют летописным Добрыней, дядей реального Святого Владимира по матери.
Былинный Добрыня сопоставляется филологами (Хорошев, Киреевский) с летописным Добрыней, дядей князя Владимира Святославовича.
Исторически, Никитич — это не отчество, отчество у реального Добрыни вполне голливудское — Малкович. А были Малковичи из села Низкиничи. Считается, что «Никитич» — как раз трансформированное народом «Низкинич».
Летописный Добрыня сыграл большую роль в истории Руси. По «Повести временных лет» именно он посоветовал новгородским послам позвать к себе княжить Владимира, он же посодействовал женитьбе племянника на половчанке Рогнеде. За свои дела Добрыня, после смерти брата Владимира Ярополка, стал новгородским посадником и участвовал в крещении Новгорода.
Если верить Иоакимовской летописи, крещение проходило болезненно, «Путята крести мечом, а Добрыня огнем», дома строптивых язычников приходилось жечь. Раскопки, к слову, подтверждают большой новгородский пожар в 989 году.
Но есть и другой тезка, герой XII—XIII вв. , описанный в Сокращенном летописном своде 1493 г:
«В лето 6725 (1217). Был бой князя Юрия Всеволодовича с князем Константином (Всеволодовичем) Ростовским на реке на Где, и помог Бог князю Константину Всеволодовичу, брату старшему, и правда его пришла (победила) . А были с ним два храбра (богатыря) : Добрыня Золотой Пояс да Александр Попович, со слугой своим с Торопом» .
И ещё…
В былинах о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче богатыри сражаются со Змеями. Следует сказать, что чудища русских былин отличаются от западноевропейских драконов тем, что всегда нападают сверху и никогда не появляются из леса или из воды.
Есть версия, согласно которой под Змеями имеются в виду половецкие племена, пришедшие в Северное Причерноморье в 1055 г.
Название племени «Каи», стоявшего во главе союза кипчаков (так называли в Средней Азии половцев) , в переводе на русский язык означает «змея». Относящаяся к половцам поговорка «у змеи семь голов» (по числу основных племен) была широко известна в степи, ее приводят в своих трудах арабские и китайские историки.
В летописи после победы над половцами в 1103 г. говорится, что Владимир Мономах «скрути главы змеевыя», а половецкий хан Тугоркан под именем Тугарин Змеевич вошел в былины.
Имя другого половецкого хана — Боняка (современника Тугоркана) , приводившего в ужас население Византии, Болгарии, Венгрии и Киевской Руси, сохранили западноукраинские песни и сказания в сюжете о голове Буняки Шелудивого, которая, отрубленная, катается по земле, уничтожая все на своем пути.
Хан восточного объединения половцев Шарукан в былинах зовется Кудреванко-царем или Шарк-великаном.
В дальнейшем в былинах появляются татарские ханы Батый и Калин-царь (возможно, Менгу-Каан) . Можно, конечно, указать, что позднее богатыри звались Добрынями в честь первого прототипа, но тогда придется разъяснять, почему не отразились в былинах «подвиги» реального боярина X в.
***
Еще один известный богатырь – Алеша Попович, если верить преданиям, был родом из города Ростова.
В Киеве он оказался совершенно случайно. В чистом поле богатырь нашел камень, на котором были указаны три дороги: одна вела в Чернигов, другая – в Муром, и третья – в Киев. Он также приступает к службе при дворе князя Владимира. Пожалуй, наиболее известной историей, связанной с Поповичем, является сказание об его поединке с Тугарином (это, если верить эпосу, — персонаж вымышленный, поэтому изредка он носит прозвище Змеевич и представляется в виде чудовища). Тугарин является чужеземным захватчиком, который может проглотить за раз целого лебедя, а слуги носят его на золотой подставке. А Алеша Попович – это всегда молодой, храбрый и даже иногда безрассудный воин.
Между Ильей Муромцем, Алешей Поповичем и Добрыней Никитичем всегда существует связь. Между ними также присутствует большое сходство не только характеров, но и приключений и некоторых событий жизни.
Алёша Попович — младший из троицы былинных богатырей. Он выглядит наименее воинственным, вид его не грозный, скорее скучающий. Это объяснимо — ему скучно без брани, без авантюр, на которые он был склонен, поскольку врагов побеждал скорее не силой, а смекалкой и хитростью. Он самый нетипичный из всех богатырей, не слишком добродетельный, хвастливый, падок до слабого пола.
***
Традиционно Алешу Поповича соотносят с ростовским боярином Александром Поповичем, о котором есть не одно упоминание в Никоновской летописи.
Он участвовал в Липецкой битве, а погиб в 1223 году в битве на реке Калке.
Однако, как из песни не выкинешь слов, так из былины не выкинешь подвига. Алеша Попович прославился двумя главными подвигами — победой над Тугарином змеем и над Идолищем поганым. Версия сопоставления былинного богатыря с Александром Поповичем не объясняет ни одно из этих достижений, поскольку победы над Идолищем поганым, и над Тугарнином змеем были одержаны за два века до битвы на Калке.
Другую версию о том, кто был прототипом Алёши Поповича рассказал искусствовед Анатолий Маркович Членов. Он считает, что более правильно сопоставлять Алешу Поповича с сыном боярина и соратником Владимира Мономаха Ольбергом Ратиборовичем.
По «Повести временным лет» именно он убил в 1095 году по приказу князя приехавшего на переговоры в Переяславле половецкого хана Итларя, расстреляв его из лука сквозь дыру в крыше. Борис Рыбаков, в частности, писал, что имя Идолище, по всей вероятности, является искажением Итларя через форму «Итларище поганый». Характерно, что во всей былинной традиции именно убийство Идолища поганого является единственным примером убийства врага во дворце, а не в «чистом поле».
Второй подвиг Алеши Поповича — победа над Тугарином змеем. Прототип «змея» филологи нашли ещё в XIX веке, в начале XX версию озвучил Всеволод Федорович Миллер. «Тугарин змей» — это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз «змея». Таким образом, все складывается. По версии Бориса Рыбакова, имя Ольберг с течением времени трансформировалось в христианское Олеша, а сопоставление Алеши Поповича с историческим воеводой Александром Поповичем, по версии Дмитрия Лихачева, более позднее.
Здесь очень много —