Урок по русскому языку по теме «Прямое и переносное значение слова»; 5 класс


Конспект урока «Прямое и переносное значение слов» по русскому языку для 2 класса

Урок _____ Тема: Прямое и переносное значение слов (2 часа)

Цели:

1) Познакомить учащихся с прямым и переносным лексическим значением слов

2) Формировать умение находить в тексте слова с переносным значением, употреблять в своей речи слова в переносном значении.

ХОД УРОКА: 1

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного.

Терминологический диктант.

По толкованию слова определить слово и записать его в начальной форме. У доски 1 ученик работает.

  1. Наука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология)
  2. Словарный состав языка называется …(лексика)
  3. То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение)
  4. Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное)
  5. Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное)
  6. Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)
  1. Понятие о прямом и переносном значении.

1) Слово учителя:

— Дети, прежде чем объявить тему сегодняшнего урока, я хочу задать вам вопрос, связанный с литературой, вы знаете, кто такой Илья Муромец?

(Народный богатырь, герой многих былин)

В одной из былин об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его, девица, повертывать.. »

Вдумайтесь в смысл этого предложения: Слово, если рассматривать его с разных сторон, разное — «с одного боку зеленое», «с другого румяное». А главное: «Ты умей его, девица

перевертывать», т.е. умей владеть словом, так как слово может иметь не одно значение.

Оказывается слово, кроме своего прямого значения, может иметь еще и другое,

переносное. Вот и тема урока звучит так: «Прямое и переносное значение слова»

— Прослушивание строк из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина

— Что значит слово «золотой»? Белка песенки поет Да орешки все грызет; А орешки не простые, Все скорлупки золотые, Ядра – чистый изумруд.

«Золотые скорлупки», то есть скорлупки из золота. Слово « золотой» употребляется в прямом значении.

— Прослушивание отрывка из стихотворения поэта И.Никитина Золотые нивы, Гладь и блеск озер, Светлые заливы, Без конца простор.

— Что значит «золотые нивы»? Похожие на цвет золота. Здесь у слова на основе сходства по цвету появилось переносное значение.

— Таким образом слово «золотой» может иметь и прямое, и переносное значение.

2) Запись на доске:

железные гвозди, железное здоровье.

В словосочетании железные гвозди прилагательное обозначает «сделанный из железа», а в словосочетании железное здоровье это прилагательное обозначает «крепкий, сильный». Почему одно и тоже слово железный употребляется в этих как будто бы далеких друг от друга значениях? Вещи из железа прочные, крепкие. Здоровье может быть очень крепким, как железо. Поэтому и стали крепкое здоровье называть железным. Так у слова железный, наряду с прямым значением появилось переносное значение.

3) Запись словосочетаний (выполняется с объяснением орфографии учащемся):

золотое кольцо, золотое слово

4) Вопрос к классу: В каких словосочетаниях слово золотой употребляется в прямом, а в каких в переносном значении?

(Золотое кольцо в прямом значении, т.е. сделанный из золота, очень ценного металла: Признак назван прямо. Во втором словосочетании «золотое» обозначает «очень хорошее, ценное как золото» В этом случае наименование признака одного предмета перенесено на признак другого предмета. Общее у слова и

золота не материал, а ценность. У слова золотой появилось новое лексическое значение на основе переноса. Такое значение называется переносным).

5) Упражнение 254 стр. 82

6) Задание: Найти в школьном толковом словаре 2-3 слова с переносным значением, составить с выбранными словами распространенные предложения.

7) Учитель: Без толкового словаря порой трудно приходится, и, не зная переносного значения, мы можем друг друга не понять. Послушайте, какая история произошла с одним иностранцем.

Иностранец подходит к продавцу ягод.

— Что продаете?

— Черную смородину.

— А почему ж она белая?

— Потому что зеленая.

8) Вопрос к классу: В каком значении употреблено слово зеленый?
(Недозрелый, неспелый)
9) Задание: В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном значении.

1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.

2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.

3. Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.

4. Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.

  1. Итог урока.

Вопросы к классу:

а) Чем переносное значение отличается от прямого?

б) Для чего используются слова с переносным значением в речи? (Для образности и выразительности речи)

Тест на закрепление изученного материала.

Задание: выпишите букву, обозначающую правильный ответ.

Тест.

1. Словарный состав языка изучает наука:

А) фонетика Б) синтаксис В) лексикология Г) пунктуация

2. Слово употреблено в переносном значении в обоих словосочетаниях:

А) каменное сердце, строить мост Б) жар солнца, каменное здание В) золотые слова, строить планы

3. В каком ряду слова являются многозначными:

А) звезда, искусственный, каменный; Б) единственный, жалюзи, жокей; В) каменистый, кафтан, композитор

  1. Домашнее задание.

§ 34, упр. 256 стр. 83-84

Дата _____

Урок _____ Тема: Прямое и переносное значение слов (2 часа)

Цели:

1) Познакомить учащихся с прямым и переносным лексическим значением слов

2) Формировать умение находить в тексте слова с переносным значением, употреблять в своей речи слова в переносном значении.

ХОД УРОКА: 2

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного.
  1. Синтаксическая пятиминутка

Записать предложение

Вставить и объяснить знаки препинания

Поэт С. Наровчатов писал Чем сложнее становилось человеческое общество, тем сложнее и богаче становился язык.

Подтвердите примерами, что словарный состав языка меняется.

В каком значении употреблено слово «богатый

»?

Придумайте предложения, подтверждающие многозначность слова «богатый

».

  1. Работа по теме
  1. Выборочный диктант

1 вариант: выписать словосочетания с прямым значением слов

2 вариант: выписать словосочетания с переносным значением слов

Тяжелый чемодан; олимпийское спокойствие; железный прут; тяжелый характер; легкая добыча; железная дисциплина; легкая ноша; золотая брошь; холодный взгляд; золотой характер; холодный кофе.

  1. Творческая работа

Со словами ЗВЕЗДА, ГОРЯЧИЙ, ХРУПКИЙ, БЕЖАТЬ составьте по 2 словосочетания: с прямым и переносным значением слова.

  1. Для наблюдения

-В каких сочетаниях многозначное слово черный будет иметь прямое значение?

  1. Подберите заголовок к каждому столбику.

Придумайте 2 предложения, используя словосочетания из каждого столбика.

золотая зорька золотая монета горячее желание горячая вода тяжелое чувство тяжелая сумка сердитая зима сердитая соседка сонные березки сонная девочка шелковые косы шелковые нити душистая весна душистый мед

  1. Составьте словосочетания со словом «золотой»

Назовите словосочетания с прямым и переносным значением слова

  1. Использование слов с переносным значение в художественных текстах

Найдите слова в переносном значении. В каком стиле речи часто используются слова в переносном значении?

От деревьев ложатся длинные синие тени, и свежо дышится
острымморознымвоздухом.
Сделайте разбор предложений. Найдите слова в перен.значении

Под ледяным покровом неподвижно спало море.
Свинцовые тучизакрывали горизонт.

  1. Итог урока

Упражнение 255 стр. 83

  • Что узнали на уроке?
  • В каком стиле речи используются слова в переносном значении?
  1. Домашнее задание.

Описать зимний день, используя слова в переносном значении.

§ 34 упр. 257

Характеристика прямого значения

Все люди имеют интуитивное представление о том, что такое прямое и переносное значение слова. Если говорить на языке обывателей, прямое значение — это самый распространенный смысл, который вкладывается в слово, его можно употребить в любом контексте, непосредственно указывая на конкретное понятие. В словарях прямое значение всегда располагается на первом месте. Под номерами далее идут переносные значения.

Все лексические единицы, как уже было сказано выше, можно разделить на однозначные и многозначные. Однозначными словами являются те, которые имеют только прямое значение. К этой группе можно отнести термины, слова с узкой предметной отнесенностью, новые, еще не слишком распространенные слова, имена собственные. Возможно, под влиянием процессов развития языковой системы слова данных категорий могут приобрести дополнительные значения. Другими словами, лексические единицы, представители данных групп, не обязательно всегда будут однозначными.

Как используются слова в переносном значении: примеры

Слова в переносном значении часто используются как выразительное средство художественной литературы, СМИ, а также в рекламе. В последнем случае очень популярен прием намеренного сталкивания в подтексте разных значений одного слова. Так, о минеральной воде реклама говорит: «Источник бодрости». Тот же прием виден и в слогане к обувному крему: «Блестящая защита».

Авторы же художественных произведений для придания им яркости и образности используют не только уже известное переносное значение слов, но создают и свои варианты метафор. Например, у Блока «тишина цветет» или у Есенина — ставшая со временем весьма популярной «березовая Русь».

Существуют и слова, в которых перенос значения стал «сухим», «стертым». Как правило, такими словами мы пользуемся не для передачи отношения к чему-либо, а для называния действия или предмета (идти к цели, нос лодки, спинка стула и т. п.). В лексикологии они носят название номинативных метафор, и в словарях, кстати, не обозначаются как переносное значение.

Характеристика переносного значения

Данная тема обязательно будет выбрана любым учителем русского языка в школе для аттестации. «Прямое и переносное значение слова» — раздел, который занимает очень важное место в структуре изучения русской речи, поэтому о нем стоит рассказать подробнее.

Рассмотрим переносное значение лексических единиц. Переносным называют дополнительное значение слова, появившееся в результате косвенной или прямой номинации. Все добавочные смыслы связаны с основным значением метонимически, метафорически или ассоциативно. Для переносных значений характерна размытость смыслов и границ употреблений. Все зависит от контекста и стиля речи, в котором употребляется добавочное значение.

Особо интересны случаи, когда переносное значение занимает место основного, вытесняя его из употребления. Примером может служить слово «балда», обозначавшее первоначально тяжелый молот, а ныне — глупого, недалекого человека.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: