Русский язык и литература
Цели урока:
Закрепление знаний по фонетике, графике, орфографии, орфоэпии. Знакомство с учебником.
Задачи:
- Создание условий для проявления интереса к теме урока.
- Обеспечение исследовательского характера учебной деятельности: наблюдение, сравнение, обобщение.
- Обогащение словарного запаса учеников, отработка правописания.
Оборудование:
учебник «Русский язык. 9 класс»/ Бархударов С.Г., Крючков С.Е, карточки, рабочие тетради учеников, таблица звуков и букв русского языка, мел, доска.
Ход урока
Здравствуйте, ребята. Рада всех видеть на занятии. Повторим материал, пройденный ранее, и узнаем кое-что новое.
Заниматься мы будем по учебнику Бархударова Степана Григорьевича. Давайте рассмотрим его. На титульном листе указано название учебника, его назначение, издательство, год издания. На стр. 3 вы видите условные обозначения, которые помогут получить дополнительную информацию. Обратите внимание на второе обозначение. Материал, выделенный в тексте параграфа таким образом, нужно заучивать наизусть. Вспомним цифры, соответствующие различным видам разбора. Планы разборов вы найдете в приложении на стр. 238-245. На стр. 246 и 249 вы увидите перечень пунктуационных и орфографических правил, которые вы изучали ранее и изучите в 9 классе и которые необходимы для выполнения тестирования в формате ОГЭ. На стр. 250-251 – орфографический словарь, следом орфоэпический словарь, на стр. 254 – содержание курса русского языка в 9 классе.
1. Формулирование темы урока. (Самоопределение к деятельности)
Прочитаем стихотворение (написано на доске)
Любовь
- Вот уж был день! Пришло
- к нам сразу столько людей.
- Они привели с собой каких-то
- совсем незнакомых. Ранее я
- не мог ничего о них расспросить.
- Хуже всего, что они говорили
- на языках совсем непонятных.
- И я улыбался, слушая их
- странные речи. Говор одних
- походил на клекот горных
- орлов. Другие шипели, как змеи.
- Волчий лай иногда узнавал я.
- Речи сверкали металлом. Слова
- становилися грозны. В них
- грохотали горные камни.
- В них град проливался.
- В них шумел водопад.
- А я улыбался. Как мог я
- знать смысл их речи? Они,
- может быть, на своем языке
- повторяли милое нам слово
- «любовь»?
Н.Рерих, 1920
Ответим на вопросы:
- 1. Что воспринимал лирический герой, а что было неподвластно его пониманию? (герой воспринимал звуки, но не понимал смысла того, о чем говорилось)
- 2. Какие ассоциации звучащей речи возникли у лирического героя? («говор одних» напоминал клекот орла, у других ему слышалось змеиное шипение, иногда слышался лай, речи «сверкали металлом», в них «грохотали камни», «шумел водопад», «град проливался»)
- 3. Почему лирический герой предположил, что пришедшие к нему люди произносили слово «любовь»?
- 4. В стихотворении встречаются слова «звук», «говор», «язык», «речь». Назовите раздел науки о языке, в определении которого есть или подразумеваются указанные слова. Фонетика – это раздел науки о языке, изучающий звуки речи, их образование и свойства. Сегодня мы поговорим о фонетике, графике и орфографии. Запишем тему урока.
2. Актуализация знаний. Вспомним терминологию (работа в парах):
- 1. Назовите самую малую единицу языка?
- 2. На какие группы делятся звуки речи?
- 3. В чем различие между буквой и звуком?
- 4. Сколько букв в русском алфавите?
- 5. Когда гласные Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука?
- 6. Приведите примеры на обозначение 2-х звуков буквами Е, Ё, Ю, Я. (слова написаны на доске)
- 7. Каковы функции Ъ и Ь?
- 8. Приведите примеры роли Ь и Ъ в языке. (слова написаны на доске)
- 9. Сколько звуков [т] и [д] в выделенных предложениях? (слова написаны на доске)
Обратите внимание на примеры и на ответ в последнем задании. Какой вывод можно сделать, глядя на них? (Звуки речи не всегда записываются так, как произносятся)
3. Локализация затруднений.
В качестве доказательства рассмотрим следующие задания и выполним их. (Работа в группах по рядам)
Упр. 1 (1 ряд)
Дана транскрипция слов, которые имеют двоякое написание. Запишите эти слова буквами. Как называются такие слова в лексикологии? (омонимы)
- [грус’т’]
- [сй’эст]
- [пр’идал]
- [абв’ивал]
- [валы]
- [разв’иваца]
Упр. 2 (2 ряд)
Напишите транскрипцию слов «счастье», «чувство», «сберечь», «дождь». Сделайте фонетический разбор слова «сберечь».
Упр. 3 (3 ряд)
Образуйте новые слова, прочитав в обратном порядке звуки данных слов:
лён, лещ, тушь, рай, тля, ель, торг, люк.
Решив предложенные фонетические задачи, мы обратили внимание на то, что слова иногда пишутся так, как слышатся, например, «рай», «дом», «кол» и т.п. А в большинстве случаев общие для однокоренных слов морфемы сохраняют на письме единое начертание, например, вода – воды. Это наблюдение подтверждает, что основной принцип русской орфографии – морфологический. Однако есть еще фонетический и исторический принципы. Рассмотрим примеры:
4. Выполнение задания, направленного на повторение пройденного материала с привлечением новой информации. Упр. 9 (стр.8) Замените словосочетания со связью управление синонимичными словосочетаниями со связью согласование. (вспомнить схемы СС)
- Управление: гл./ сущ. + сущ./сущ. с предлогом, местоим.
- Согласование: сущ./мест. + прилаг., местоим., причастие, порядк. числит.
- Шутка без злобы – беззлобная шутка
- ночь без сна – бессонная ночь
- поступок без чести – бесчестный поступок
- семья без детей – бездетная семья
- общество без классов – бесклассовое общество
- фильм без сюжета – бессюжетный фильм
- работа без перебоев – бесперебойная работа
- фигура без формы – бесформенная фигура
- поступок без корысти – бескорыстный поступок.
Подчеркните предлоги, выделите приставки (во втором словосочетании). Какие принципы русской орфографии мы использовали при выполнении этого задания? От чего зависит правописание предлога и приставок на З/С?
В русском языке есть ещё одно правило, когда мы используем фонетический принцип при записи слова. Это написание гласных Ы и И после приставок.
- подытожить
- предыюльский
- взыскать
- межинститутский
- контригра, субинспектор, трансиорданский, постиндустриальный
- пединститут, спортинвентарь
Давайте попробуем отметить закономерности в примерах.
1. Когда я пишу после приставки гласный И, а когда Ы?
Прочитаем теоретический материал на стр. 9
Выполним упражнение 4:
Вставьте пропущенные буквы:Под…тожить, мед…нститут, пред…дущий, без…дейный, дез…нфекция, сверх…нтересный, без…нвентарный, супер…гра, меж…здательский, пред…нфарктное, от…скать.
Выделите приставки, подчеркните Ы или И.
Рефлексия. Сегодня мы повторили некоторые термины, правила, принципы. Давайте вспомним, какие принципы лежат в основе русской орфографии?
Когда мы пишем И, а когда – Ы после приставок?
Домашнее задание. Повторить, что такое орфоэпия. Выполнить упр 12+ слова из рамок (стр.8,9). Выучить ударение в словах. Подготовиться к самостоятельной работе.
Использованная литература:
- 1.Учебник. Русский язык 9 класс. С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Москва, «Просвещение, 2019
- 2. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. Методика подготовки к письменному экзамену по русскому языку за курс основной школы. Н.В.Егорова
- 3. Русский язык: сборник правил и упражнений /Д.Э.Розенталь. – Москва: Эксмо, 2020.
- 4. Презентация «Фонетика» Печказовой С.П., учителя русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия.
- Обновлено: 2 августа, 2020
- Автором: Миронова Марина Викторовна
Математика — уроки, тесты, презентации, конспекты
Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
- Главная
- Математика
Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по математике для учителя и ученика.
- Все 34133
- Уроки 17832
- Презентации 6187
- Тесты 1348
- Планирование 2732
- Мероприятия 1916
- Прочее 4118
- Все классы
- Дошкольникам
- 1 класс
- 2 класс
- 3 класс
- 4 класс
- 5 класс
- 6 класс
- 7 класс
- 8 класс
- 9 класс
- 10 класс
- 11 класс
Итоговая контрольная работа по алгебре 11 класс Итоговая контрольная работа по алгебре 11 класс… 15.07.2020 Деркач Светлана Владимировна 78 2 |
Экономические задачи на ЕГЭ Проект по математике в рамках подготовки к ЕГЭ. Рассматриваются задачи с экономическим содержанием, несколько типов, с решением…. 11.09.2020 Туленкова Елена Сергеевна 63 2 |
«Загадкино». Веселые задания по математике для 3 класса. Интересные задания по математике для 3 класса. Развивают логическое мышление школьников. … 02.08.2020 Львова Марина Альбертовна 85 2 |
Самостоятельная работа по теме «Натуральные числа», 5 класс Самостоятельная работа по теме «Натуральные числа», 5 класс… 02.10.2020 Луковников Герман Сергеевич 22 0 |
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «За страницами учебника математики» 9 класс Планирование составлено на основе основной образовательной программы школы и соответствует ФГОС… 12.09.2020 Клюева Любовь Ивановна 69 7 |
«Сложение и вычитание в случаях 26+34;60-26» Знакомство с темой урока : «Сложение и вычитание в случаях 26+34;60-26»… 08.10.2020 Усеинова Эльвира Амеджановна 7 0 |
Рабочие программы рабочие програмы по математике для 5-9 классов… 04.03.2020 Фалалеева Олеся Викторовна 76 0 |
Факультативный курс «Решение логических задач» В данную разработку включены занятия по решению логических задач разными методами…. 01.04.2020 Дудник Ольга Владимировна 91 3 |
Прямая. Луч. Отрезок. В данной работе дано представление о прямой, паралельных прямых, лучах, отрезках. Закрепление нового материала дано в игровой форме…. 09.10.2020 Кременева Елена Александровна 4 0 |
Урок математики 3 класс «Единицы массы» На уроке учащиеся научатся переводить одни единицы массы в другие: мелкие в крупные, крупные в мелкие…. 15.07.2020 Скворцова Елена Александровна 57 0 |
Порядок выполнения действий в числовых выражениях Технологическая карта урока по теме: Порядок выполнения действий в числовых выражениях… 28.09.2020 Лилия Садуллоевна Фетисова 38 1 |
Функциональная грамотность.Задачи по математике. Задачи функциональной грамотности можно применять на уроках математике…. 27.09.2020 Чайкова Людмила Николаевна 24 1 |
Презентация «Магия цифр» Презентация к мероприятию «Математическая шкатулка»… 08.10.2020 Блохина Елена Владимировна 6 0 |
Факторы, влияющие на качество образования школьников Выступление на педагогическом совете на тему: Качество образования, качество знаний и современные требования к ним. Факторы, влияющие на качество знаний…. 14.08.2020 Степанова Анастасия Владимировна 59 1 |
Математический диктант Математический диктант &n… 27.09.2020 Цебрук Надежда Александровна 30 0 |
Равносильность уравнений Представллены способы решения и примеры равносильных уравнений, используемые свойства… 09.09.2020 Ерошенко Юлия Викторовна 58 5 |
Внеклассного мереприятия математике «Математический футбол» — способствовать развитию познавательной и творческой активности учащихся; — воспитать чувство юмора и смекалку, интерес к предмету математики…. 30.09.2020 Бейсембаева Айна Серикказиевна, Найманкулова Назым Серикказиевна 17 0 |
Рабочая программа учебного предмета «Математика» 1 – 4 класс Рабочая программа учебного предмета «Математика 1-4 класс»… 09.10.2020 Екатерина Ивановна Прокофьева 6 0 |
Решение простейших тригонометрических уравнений Тема: Решение тригонометрических уравнений. Цель: обобщение знаний по видам простейших тригонометрических уравнений. 1.Динамичные блоки уравнений на сравнение, обобщение и выделение главного… 22.06.2020 Кочеткова Людмила Никоноровна 73 1 |
Доклад » Работа учителя математики про подготовке и проведении ВПР» Проведение ВПР для чего, процедура оценивания…. 06.09.2020 Ерошенко Юлия Викторовна 35 1 |
- ← Назад
- Дальше →