Философская лирика Ф. И. Тютчева. Конспект урока в 10 классе план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему


так то ЕНТ / Разработки уроков / Уроки по Русской литературе

Конспект к уроку русской литературы «Поэтический мир Ф.И. Тютчева и А.А. Фета» 10 класс

15.05.2015 8854 0 Гетманская Наталья Валерьевна Цели: — познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества поэтов, своеобразием их творчества; — раскрыть основные темы и мотивы творчества поэтов; — развивать навыки выразительного чтения.

Ход урока. 1. Вступительная беседа. — Слово учителя. Поэзия Ф.И.Тютчева и А.А.Фета – одно из драгоценнейших достояний классической литературы. Интерес к творчеству великих лириков-мыслителей, проникновенных выразителей человеческих чувств, вдохновенных певцов природы всё возрастает. Привлекает не только трагический накал лирики Тютчева и Фета, но и жизнь поэтов, необыкновенная, яркая, наполненная драматическими поворотами. — Портреты и высказывания о поэтах (на доске). 2. Сообщение учителя по биографии поэтов.

Этапы биографии и творчества Ф.И.Тютчева.

Родился 23 ноября (5 декабря) 1803 г. в с. Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в родовитой дворянской семье. 1819 г. – первая публикация – вольное переложение «Послания Горация к Меценату». 1819-1821гг. – учёба и досрочное окончание словесного отделения Московского университета. 1821 г. – поступление на службу в Коллегию иностранных дел. 1822-1839гг. – дипломатическая служба в Мюнхене и в Турине. 1826 г. – женитьба на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон. 1836 г. – публикация в журнале «Современник» «Стихотворений, присланных из Германии». 1838 г. – смерть жены и женитьба на Эрнестине Дернберг (урождённой баронессе Пфеффель). 1844 г. – возвращение в Россию, служба в ведомстве иностранных дел. 1850 г. – публикация в виде приложения к журналу «Современник» 92 стихотворений Тютчева. Сближение в Еленой Александровной Денисьевой. 1854 г. – первый поэтический сборник Тютчева 1858 г. – председатель комитета иностранной цензуры. 1864г. – смерть Е.А.Денисьевой. 1868 г. – второй поэтический сборник Тютчева. Умер 15 (27) июня 1873 г. в Царском Селе. Похоронен в Петербурге.

Этапы биографии и творчества А.А.Фета.

Родился в 1820 г. в имении Новоселки Мценского уезда. Точная дата неизвестна (29 октября, 23 ноября, 29 ноября). 1834г. – духовная консистория узнаёт о незаконности метрической записи о рождении поэта. Потрясение, вызванное лишением всех прав и привилегий. Перемена фамилии с Шеншина на Фет. Переезд в лифляндский город Верро, учёба в частном пансионе. 1834-1844гг. – учёба в Московском университете. Дружба с Аполлоном Григорьевым. Увлечение поэзией. 1840г. – первый сборник стихов «Лирический пантеон». 1843г. — публикация в журнале «Отечественные записки» стихотворения, которое явилось поэтической декларацией Фета, «Я пришёл к тебе с приветом…» 1845г. – поступление на военную службу ради получения потомственного дворянства. 1850г. (изменения в 1856г.) – стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…». Издание второго поэтического сборника. Знакомство с Марией Лазич. 1853г. – начало сотрудничества с журналом «Современник». 1856г. выход в свет собрания стихотворений, подготовленных И.С.Тургеневым. 1857г. – женитьба на М.П.Боткиной. 1858г. – выходит в отставку, так и не добившись дворянского звания. 1859г. – разрыв с журналом «Современник».Осложнение отношений с редакциями других журналов. 1860г. – приобретение хутора Степановка. Занятия сельским хозяйством. 1863г. – двухтомное собрание стихотворений – итог 25-летней творческой деятельности. 1873г. – поэту возвращена дворянская фамилия Шеншин. Фет остаётся в качестве псевдонима. 1877г. – приобретение старинной усадьбы Воробьёвка. 80-е гг. – четыре сборника «Вечерних огней» (1883, 1885, 1888, 1891). 1886г. – член Петербургской академии наук. 1889г. – звание придворного камергера. 1892г. – умер.

2. Сообщение основных тем и мотивов творчества Тютчева и Фета (учащиеся коротко записывают в тетради).

Основные темы и мотивы лирики Ф.И.Тютчева. Фрагмент – ведущий жанр лирики Тютчева. Нет поэм и больших произведений. 1. Поэт и поэзия. Поэт должен помочь другим найти ответы на вопросы о свободе, любви, месте человека в природе, об их единстве; показать все прекрасные стороны единения с природой. 2. Духовный кризис современного поколения. Человек перестаёт осознавать своё единство с природой, перестаёт понимать природу, видя в ней лишь объективную реальность, бесчувственную и равнодушную. В современный, слишком материалистичный век люди стали сомневаться в законах божественных тайн, и душа природы закрылась перед ними. 3. Россия. Стихи Тютчева наполнены трепетной и нежной любовью к Родине и затаённой болью за неё. Поэт не описывает ни русской деревни, ни каторжного труда русского мужика, но за картинами природы открывается Россия нищая, страдающая, прекрасная и любимая. С Россией Тютчев связывает надежды на единение всех славянских народов, подчеркивая неповторимость и необъяснимость во многом своей родной страны. Главенствующую роль он отводил России на основании следования христианским заповедям, смирении, продолжении роли добродетели. Тема Родины тесно связана с христианскими темами в творчестве Тютчева. 4. Природа. Сущность природы в том, что недоступно, что лежит за поверхностью явления, в заповедной темноте, на которую набросил яркие краски светлый день. Природа – это не пейзаж, населённый растениями, животными и людьми, это космос, в котором живут и действуют стихии. Тютчева интересуют не картины природы, а наблюдения над стихиями. С помощью этих наблюдений поэт стремится познать сущность бытия, всеобщие законы вселенной. 5. Любовь. Это одна из центральных тем в зрелой лирике Тютчева. Здесь отразилась его личная жизнь, полная страстей, трагедий, разочарований. Любовь для поэта – и «блаженство», и «безнадежность», и напряжённое чувство, несущее человеку страдание и счастье, «поединок роковой» двух сердец. С особым драматизмом тема любви раскрывается в стихах, посвященных Е.А.Денисьевой. Тютчев увидел и высоко ценил в женщине силу чувства. Его любимая предстала в стихах как подлинная героиня любви, совершающая подвиг. Поэт утверждает за женщиной право на личное чувство, на любовь, на борьбу за неё. В любви героиня раскрыла себя, лучшие качества своей личности, свои возможности. 6. Христианские мотивы. Обострённый индивидуализм означает, что человек теряет опору, лишается веры. Это преувеличение личностного начала, подверженного разрушительным эгоистическим страстям, — духовная болезнь века. Её необходимо смирить ради высшего смысла человеческого существования и во имя высших, сверхличных законов, установленных Богом. Образцом христианского смирения и покорности заветам Христа выступает страдающий русский народ

Основные темы и мотивы лирики А.А.Фета. Главное в поэзии Фета – изображение мгновения, прекрасного и невозвратного. 1. Поэт и поэзия. Поэзия чужда всякой пользе и всякому смыслу: «Художественное произведение, в котором есть смысл, для меня не существует». На первое место в поэзии ставится ощущение, чувство, наитие, откровение, но не отвергает разум. «Художнику дорога только одна сторона предметов: их красота». Красота, символизирующая жизнь, поднимает душу и уносит её в область «высочайшего блаженства». В лирике Фет обращен к изначальной гармонии и красоте, единству с целым миром. Долг художника в том, чтобы увидеть всё это в самых простых, обычных явлениях природы и воспроизвести. Сверхзадача поэта – уловить и передать мечты и сны, неуловимые, рождённые полубезумным сознанием поэта. 2. Природа. Тайна природы заключена в зримой поверхности, которая в любое время всегда обворожительна. Нет тайны за пределами дня или ночи. Они и есть сущность природы. Именно видимость, непосредственно представшая нашим глазам, нашему слуху, нашему обонянию, нашим чувствам, есть тайна природы, её сущность, её глубина. Его пейзажные зарисовки обнаруживают много общего с картинами импрессионистов: то же стремление показать обыкновенное необыкновенно, та же субъективность мировосприятия и формы выражения. 3. Любовь. Отсутствие индивидуализированного образа любимой девушки. Передаётся радостное состояние влюблённости, когда окрылённый человек ощущает единство со всем мирозданием, а стихия природы как всегда слита с душевными переживаниями.

Тютчев и Фет от внешнего мира, социальных проблем уходят в глубинные переживания души, апеллируя к возвышенным чувствам, красоте. Для поэтов красота разлита во всём – в окружающей действительности, в природе, в женщине как высшем воплощении красоты. Способность заметить красоту среди случайного и поверхностного характеризует эстетическое начало, безупречное поэтическое чутьё «певцов жизни». Фет и Тютчев, как утверждают исследователи, в момент творчества отдают стихотворению лучшее, что есть в мире, они растворяются в своём творчестве.

4. Таблица (проецируется, отпечатанные таблицы раздаются учащимся).

Особенности поэтического мира

ТЮТЧЕВА ФЕТА — Бытие воспринимал как катастрофу. — Поэт-философ, поэт-психолог. — Последний русский романтик.

— Природа – живой, одухотворённый, многоликий мир.

— Человек часто одинок и бессилен в сравнении с могуществом природы.

— Для стихов характерна богатейшая метафоричность.

— В жанровом отношении – тяготение к философской миниатюре, к поэтическому фрагменту. — Крупнейший поэт «чистого искусства». — В историю поэзии вошёл как пейзажист.

— Природа – прекрасное живое существо. — Любил изображать «переходные состояния» природы.

— Человек – частица природы, существо, равноправное ей.

— Художественный мир создаётся разнообразием ритмов, звуков, особым синтаксисом. — Фет – мастер композиции; использует все виды композиционных повторов (кольцо, анафора, рефрен).

— В жанровом отношении тяготеет к фрагменту, лирической миниатюре.

5. Работа с классом. Учащиеся читают наизусть стихотворения Тютчева и Фета, во время чтения проекция подборки картин, учитель даёт комментарии. Каждое стихотворение соотносится с тема или мотивом.

(тема поэта и поэзии) SILENTIUM! Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои – Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи, — Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймёт ли он, чем ты живёшь? Мысль изречённая есть ложь. Взывая, возмутишь ключи, — Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самом умей – Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи,- Внимай их пенью – и молчи!..

Особую значимость приобретает тема творчества, высшего назначения поэта-мыслителя, — Муза, говорящая среди «всемирного молчанья», равна в своём величии олимпийским богам. Молчание становится единственным средством, чтобы спасти внутренний мир от суетной и глумливой толпы, «убийственных забот». Также развивается любимая мысль романтиков о невыразимости души, о невозможности во внешней речи передать внутреннюю, которая при своём языковом выражении утрачивает глубину и богатство чувств. Тем самым противоречие между душой и словом, выражающим её, становится всеобщим. Оно касается и человека, и его отношений с другими людьми.

(любовь и природа) *** Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени, Тени без конца Ряд волшебных изменений Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слёзы, И заря, заря!..

Стихотворение Фета проникнуто одним настроением. Это настроение – результат строгого отбора прекрасных и непреходящих в своём значении впечатлений. Нет никаких намёков на реальность: чувство, в нём выраженное, вне конкретных категорий. Можно выделить два мотива – любовь и природа, они здесь не просто взаимообусловлены и образуют один чувственно-природный ряд образов, в котором главное – сопредельность чувства неуловимому природному целому. Важнейшим структурным элементом здесь является мелодика.

(природа) *** Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё – простор везде, — Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь – И льётся чистая и тихая лазурь На отдыхающее поле…

Это одно из очень немногих чисто пейзажных стихотворений Тютчева. Поэт действительно зорок к пейзажу. Он чувствует прелесть ранней осени, когда открывается необъятный простор, а поле-труженик, выполнив «работу», отдыхает. Поэт находит выразительный образ – «Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде». «Отдыхающее поле», прежде чем покрыться снегом, заслуженно «награждается» свыше: на него «льётся чистая и тёплая лазурь».

(природа) *** Пришла, — и тает всё вокруг, Всё жаждет жизни отдаваться, И сердце, пленник зимних вьюг, Вдруг разучилося сжиматься.

Заговорило, зацвело Всё, что вчера томило немо, И вздохи неба принесло Из растворённых врат эдема.

Как весел мелких туч поход! И в торжестве неизъяснимом Сквозной деревьев хоровод Зеленоватым пышет дымом.

Поет сверкающий ручей, И с неба песня, как бывало; Как будто говорится в ней: Всё, что ковало – миновало.

Нельзя заботы мелочной Хотя на миг не устыдиться, Нельзя пред вечной красотой Не петь, не славить, не молиться.

Стихийная жизнь природы вселяет в душу восторг. Духовные силы человека расцветают, к нему слетает вдохновение. Вена – это состояние воздуха и состояние души. Чувства и мысли человека улавливают состояние воздуха через запахи, звуки, краски. Человеку передается жизнь природы, и его сердце отзывается на тонкие изменения в ней с трепетом, радостью и восторгом. Так человек и природа составляют единое целое.

(любовь) *** Я очи знал, — о, эти очи! Дышал он грустный, углубленный Как я любил их, — знает бог! В тени ресниц её густой, От их волшебной, страстной ночи Как наслажденье, утомленный Я душу оторвать не мог. И, как страданье, роковой.

В непостижимом этом взоре, И в эти чудные мгновенья Жизнь обнажающем до дна, Ни разу мне не довелось Такое слышалося горе, С ним повстречаться без волненья Такая страсти глубина! И любоваться им без слёз!

В этом стихотворении любимая предстаёт не как «неземное создание», а как человек, которому присуще всё человеческое: не только возвышенные и благородные чувства, но и слабости, ошибки, противоречия, и страсть, и гнев. Стихотворение пронизано мукой и болью, тоской и отчаянием, воспоминанием о былом счастье, непрочном, как и всё на земле.

(любовь) *** Я тебе ничего не скажу, И тебя не встревожу ничуть, И о том, что я молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдёт, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветёт.

И в больную, усталую грудь Веет влагой ночной… я дрожу, Я тебя не встревожу ничуть, Я тебе ничего не скажу.

По-пушкински возвышенными и мудрыми являются стихи Фета о любви. Не случайно многие из них стали романсами, исполнение которых рождает в душе человека целую гамму чувств. И это стихотворение, как и многие другие, написано от первого лица, в форме монолога, как воспоминание о любви.

(философское осмысление природы и жизни человека) ***

Не то, что мните вы, природа: Лучи к ним в душу не сходили, Не слепок, не бездушный лик – Весна в груди их не цвела, В ней есть душа, в ней есть свобода, При них леса не говорили В ней есть любовь, в ней есть язык… И ночь в звездах нема была!

………………………………. И языками неземными, Вы зрите лист и цвет на древе: Волнуя реки и леса, Иль их садовник приклеил? В ночи не совещалась с ними Иль зреет плод в родимом чреве В беседе дружеской гроза! Игрою внешних, чуждых сил?.. Не их вина: пойми, коль может, ……………………………….. Органа жизнь глухонемой! Увы, души в нём не встревожит Они не видят и не слышат, И голос матери самой! Живут в сем мире, как впотьмах, Для них и солнцы, знать, не дышат, И жизни нет в морских волнах.

Здесь проявляется одна из особенностей творчества Тютчева – созвучие его вдохновения с жизнью природы. Природа изображается в движении, как участница событий человеческой жизни, как проявление Божественной мудрости, она жива и одухотворена, в ней нет ничего неподвижного, мёртвого. Это ощущение избавляет поэта от раздвоения между мыслью и чувством: поэзия его полна осознанной мысли, а его мысли находили себе только поэтическое выражение. Мир, как таковой, и все его проявления представляют собой целостный единый организм. Эти целостность и единство создаются благодаря противоречиям, благодаря борьбе стихийных сил. Тютчев стремился понять мир как целое, но не в виде механического сочетания или совокупности различных признаков, а как живой, подвижный и внутренне противоречивый организм. По мнению Тютчева, между человеком и природой нет непроницаемой стены. Напротив, человек и природа духовны. Они изначально наделены душой, чувствами и языками. Эти чувства и языки родственны. Они заложены в природу и человека свыше. Непонимание этого человеком ведёт к трагедии, и чревато разобщением человека с мировым целым, с природой.

В стихотворении нарастают обличительные, дидактические интонации, направленные в адрес тех, кто отторгнут от всемирной жизни, от бытия. Такими людей сделал нынешний век, и потому вина с них снимается, но не исчезает горечь: как голос матери не может встревожить глухонемого, так душа матери-природы не волнует бестрепетные и бездушные сердца.

(любовь)

***

На заре ты её не буди, И чем ярче светила луна, На заре она крепко так спит; И чем громче свистал соловей, Утро дышит у ней на груди, Всё бледней становилась она, Ярко пышет на ямках ланит. Сердце билось больней и больней.

И подушка её горяча, Оттого-то на юной груди, И горяч утомительный сон, На ланитах так утро горит. И, чернея, бегут на плеча Не буди ж ты её, не буди… Косы лентой с обеих сторон. На заре она сладко так спит!

А вчера у окна ввечеру Долго-долго сидела она И следила по тучам игру, Что, скользя, затевала луна

В этом стихотворении поэт точно уловил и передал состояние молодости с её тайными желаниями, нетерпеливыми ожиданиями, смутными тревогами. И, как всегда, стихия природы слита с душевными переживаниями. «Утро дышит у ней на груди» — «переносный смысл утра-молодости пропадает, так как органично включен в картину самого утра природы, всеохватного жизненного утра,» — замечал Н.Н.Скатов.

День и ночь. На мир таинственных духов, Над этой бездной безымянной, Покров наброшен златотканый Высокой волею богов. День – сей блистательный покров… Но меркнет день – настала ночь; Пришла – и с мир рокового Ткань благодатную покрова, Сорвав, отбрасывает прочь… И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами, И нет преград меж ей и нами – Вот отчего нам ночь страшна!

Ночь не менее хороша, чем день: в ночи ярко светят звёзды и часто бывают откровения. День набрасывает на бездну золотой покров, который ночь сбрасывает прочь. Однако дневной свет всегда побеждает ночь: он, прогоняет её темноту, является символом жизни и небесной силы, побеждающей смерть и зло. С дневным светом ассоциировалась тютчевская поэзия, провозглашавшая высокий нравственный идеал.

(философское рассуждение)

Фонтан.

Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым.

Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной – И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осуждён.

О смертной мысли водомёт, О водомёт неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятёт?

Как жадно к небу рвёшься ты! Но длань незримо-роковая, Твой луч упорный преломляя, Свергает в брызгах с высоты.

Фонтан уподобляется лучу. Это сравнение придаёт всему стихотворению особую напряжённость: ведь по традиции луч ассоциируется со светом небесным, и его естественная направленность сверху вниз, от неба к земле. Фонтан – это луч наоборот, он направлен от земли к небу, как бы бросает вызов закону земного тяготения. Это своеобразный вызов небу. И именно за этот вызов, за это упрямство он осуждён ниспадать на землю вновь.

(природа и человек; тема Родины) *** Слёзы людские, о, слёзы людские, Льётесь вы ранней и поздней порой… Льётесь безвестные, льётесь незримые, Неистощимые, неисчислимые,- Льётесь, как льются струи дождевые В осень глухую, порою ночной.

Здесь почти нагляден для нас тот истинно поэтический процесс, которым внешнее ощущение капель частого осеннего дождя, лившего на поэта, пройдя сквозь его душу, претворяется в ощущение слёз и облекается в звуки, которые, сколько словами, столько же самой музыкальностью своей, производят в нас и впечатление дождливой осени, и образ плачущего людского горя… И.С.Аксаков

(поэт и поэзия) Ф.И.Тютчеву. Мой обожаемый поэт К тебе я с просьбой и с поклоном; Пришли в письме мне твой портрет, Что нарисован Аполлоном.

Давно мечты твоей полёт Меня увлёк волшебной силой, Давно в груди моей живёт Твоё чело, твой облик милый.

Твоей камене – повторять Прося стихи – я докучаю, А всё заветную тетрадь Из жадных рук не выпускаю.

Поклонник вечной красоты, Давно смиренный пред судьбою, Я одного прошу – чтоб ты Во всех был видах предо мною.

Вот почему спешу, поэт, К тебе я с просьбой и поклоном: Пришли в письме мне твой портрет, Что нарисован Аполлоном.

В проходившей полемике «чистого» и демократического искусства поэзия Тютчева и Фета подвергалась особенно тщательному анализу. Фет, принимавший в этом участие, привлекал лучшие образцы поэзии Тютчева в качестве примера превосходства «чистой поэзии». И сторонники демократического лагеря к поэзии Тютчева относились как к серьёзному явлению. Образ Тютчева в этом стихотворении – это и пример, и идеал, и учитель для Фета.

(любовь)

AVE MARIA

Ave Maria –лампада тиха, В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящая мать, Душу проникла твоя благодать. Неба царица, не в блеске лучей, В тихом предстань сновидении ей!

Ave Maria – лампада тиха, Я прошептал все четыре стиха.

*** Владычица Сиона, пред тобою Во мгле моя лампада зажжена. Всё спит кругом, — душа моя полна Молитвою и сладкой тишиною.

Ты мне близка… Покорною душою Молюсь за ту, кем жизнь моя ясна. Дай ей цвести, будь счастлива она С другим ли избранным, одна – или со мною.

О нет! Прости влиянию недуга! Ты знаешь нас: нам суждено друг друга Взаимными молитвами спасать.

Так дай же сил, простри святые руки, Чтоб ярче мог в полночный час разлуки Я пред тобой лампаду возжигать!

6. Итоговое слово учителя. «Обычным стало сочетание этих двух имен – Тютчева и Фета: одни сближают их, другие противопоставляют. У Блока есть слова: «Всё торжество гения, не вмещённое Тютчевым, вместил Фет». Это утверждение высшего родства двух наших лирических поэтов… Вслед за Тютчевым, вместе с ним, Фет усовершенствовал и бесконечно разнообразил тончайшее искусство лирической композиции, построения миниатюр. За кажущейся повторяемостью их стоит бесконечное разнообразие и многообразие, непрекращающийся лирический контрапункт, запечатлевающий сложность духовной жизни человека». Л.А.Озеров Большая часть любовной лирики Тютчева и Фета носит ярко выраженный музыкальный характер ( «Я встретил вас…», « Я тебе ничего не скажу…», « На заре ты её не буди…»), определяется вслед за Аполлоном Григорьевым как «музыкально-неуловимая». Фет часто подчёркивал необходимость музыкального звучания в лирике. Она ориентирована на романс, создана в традиции романса и в русле этой традиции воспринимается (музыкально-экстатическая, как её называют). Музыкальность, символика и аллегория лирики позволяют считать поэзию Тютчева и Фета истоком символического направления XX века. Фет и Тютчев воспринимались символистами как великие мудрецы и гуманисты, которые трагедию, страдание, боль превращают в красоту и радость: Чужое вмиг почувствовать своим. Шепнуть о том, пред чем язык немеет. Усилить бой бестрепетных сердец… — именно так, в неистребимой способности всё «пропустить через сердце», воспринимается сегодня творчество Фета и Тютчева.

Домашнее задание. Биография Тютчева; стихотворение наизусть по выбору; повторить элементы анализа лирического произведения.

Тютчев… создал речи, которым не суждено умереть. И.С.Тургенев

…для Тютчева жить – значит мыслить. И.С.Аксаков

И в полном блеске проявлений вдруг нас охватит мир дневной. Ф.И.Тютчев

Он – высокий, высочайший авторитет в поэзии, в искусстве, в мысли. В.Брюсов И пока святым искусством Радуется свет, Будет дорог нежным чувством Вдохновенный Фет. К.Фофанов

Но в стихе умилённом найдёшь Эту вечно душистую розу… А.А.Фет

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: