Скачать материал
так то ЕНТ / Разработки уроков / Уроки по Познанию мира
Конспект к уроку познания мира «Растения и животные лесов и тугаев» 4 класс
03.03.2015 7877 764 Дерий Александра Леонидовна Цель: Учащиеся знают, какие растения и животные есть в лесах; умеют находить на карте зону лесов. Задачи: развивать речь, наблюдательность, мышление; любовь к природе Результаты обучения: Могут рассказать о зоне лесов, растениях и животных леса, сравнивать и рассуждать о разнообразии растительного и животного мира лесной зоны Ключевые идеи: Лес – источник здоровья человека. Лес – украшение земли. Лес – наше богатство. Тугаи – это небольшие леса вблизи озёр и в речных долинах степей и пустынь
Ход урока
1.Вызов. Психологический настрой (5 мин) 1. Организация деятельности учащихся. Беспредельна, необъятна, широка Степь привольная Сары-Арка. Открытая полынным ветрам, Раскинулась на сотни километров. Всюду простор и ковыльные степи Да сопок неровных неровные цепи. И вдруг, как чудо из чудес Среди степи поднялись горы, лес, Высокие скалы, лесные поляны – Всё это земля родного Казахстана! — Мы продолжаем изучать природные зоны Казахстана. Сегодня мы будем говорить о лесах и тугаях. Мы познакомимся с их расположением на карте Казахстана, с животным и растительным миром, будем говорить о пользе леса и его охране. — Сегодня у нас будет заседать учёный совет, который состоит из нескольких групп учёных. Они будут исследовать леса и тугаи. (дети разделены на 4 группы) географы ботаники зоологи экологи — Ребята, а кто знает, что изучают эти учёные?
2. Осмысление. (30 мин) Работа в группах. Формирование новых знаний и умений. — Какие природные зоны входят на территорию Казахстана? ( Лесостепь, степь, пустыни, полупустыни, горные районы.) — А в какой природной зоне живём мы? — Что такое степь? Когда она особенно красива? — Итак начинаем исследовать леса и тугаи. Послушайте старую казахскую легенду. Когда Аллах, сотворив наш удивительный мир, подарил одним народам широкие и глубокие моря и реки, другим высокие горы, одетые густыми лесами, белоснежными шапками, третьих одарил плодородными полями и цветущими садами. А казахам оставил лишь сухие степи. Вставал тогда народ и решил просить у всевышнего хоть маленькую толику того прекрасного, что осталось у него в мешке. Но не откликнулся Аллах на просьбу степняков. Тогда весёлый пересмешник Алдар-косе, решил перехитрить всевышнего, предложив сыграть в прятки. Тот согласился, но где можно спрятаться в пустынной и плоской степи. Насыпал Аллах холмик, чтобы укрыться за ним и спрятался. А хитрый Алдар-косе незаметно проделал в мешке дырку, из которой высыпались на землю скалистые горы, поросшие густыми лесами, вылились прозрачные озёра и звонкие родники. В лесах поселились звери и птицы. Так гласит легенда. — И если посмотрим на карту Казахстана, то увидим , где природа создала удивительный мир красок, форм и звуков. — А кто знает, где в Казахстане есть леса? — Вблизи г. Кокшетау живописное место по-казахски звучит Бурабай, а по-русски Боровое. — В Карагандинской области – Каркаралинск. — В Павлодарской области – Баян-аул. — В Костанайской области известный лес Наурзум-карагай. ( поставить на карте значки) — А сейчас скажите, кто из вас был в этих местах? — Предоставим слово географам, которые как и другие учёные изучили леса и тугаи, и теперь расскажут нам о них. 1 географ – В низменностях на широких просторах от Южного Урала на севере Казахстана до Алтайских гор растут небольшие леса. А по берегам рек степной и пустынной зон много тугаёв. Тугаи – это небольшие леса вблизи озёр и в речных долинах степей и пустынь. (пояснение учителя) 2 географ – На самом севере Казахстана около г. Петропавловска расположены большие массивы соснового леса, тянущиеся полосами вдоль Иртыша. Их называют ленточными борами. — Что такое бор? — Как вы понимаете «ленточный бор»? 3 географ – Крупный массив соснового леса сохранился в Костанайской области. Это известный лес Наурзум-карагай. 4 географ – В Кокшетауской области среди степи есть гранитные скалы. Вокруг них также встречаются сосновые леса, которые здесь называют гранитными борами. — Как понимаете выражение «гранитный бор»? — А сейчас мы с вами посмотрим небольшой кусочек видеофильма об одной жемчужин Казахстана – Боровом. Смотрим молча и внимательно. А когда посмотрите , скажите, что вы увидели из того, о чём вам рассказали географы. — Что такое тугай? — Где в Казахстане встречаются леса? — Итак, в лесах и тугаях есть все благоприятные условия для роста и развития растений, плодородные почвы, не промерзающие зимой, обилие влаги. Всё это способствует росту растений в лесах и тугаях? — Давайте вспомним из 2,3 классов все ли растения равномерны? 1этаж – травы, цветы 2этаж – кустарники 3этаж – деревья — Слово ботаникам. Они раздают задание группам. Мозаика. Необходимо из кусочков собрать дерево и назвать его. Даны деревья: берёза, осина, сосна, дуб. После того как собрали, спикеры выносят деревья на доску. Рядом гербарий. (прикреп. на доску) — Что можете сказать о берёзе? 1ботаник — Берёзовые рощи небольшие по площади, называют колками. Берёза – светолюбивое, быстрорастущее дерево. Её верхушка украшена кудрявой бахромой. Кора берёзы белая. Народ с любовью называет её берёзонькой, кудрявой, белоствольной. Много песен и стихов сложено о ней. Живёт берёза долго. К 80 годам она может достичь 30 м высоты. Берёзовые рощи называют светлыми. Этим объясняется, что в берёзовых рощах растёт много низкорослых кустарниковых растений: шиповник, чёрная смородина, малина. 2 ботаник – Осиновые рощи в отличие от берёзовых отличаются густотой. Осина- стройное, прямое своеобразное дерево. Под древесным пологом растут густые травы. Встречаются костяника с тонкими стебельками и сочными красными плодами, земляника. 3 ботаник-В некоторых местах забралась в лес сосна. Сосновый лес светлый, сухой и красивый. Воздух в нём чистый, приятно пахнет сосновой смолой. Сосна- хвойное дерево, вместо листьев у неё хвоинки. Стволы сосен высокие, прямые, нижняя и средняя часть не имеют веток, лишь на верхушке есть разветвление, образующее крону. 4 ботаник-Мощь и величественная красота дуба привлекает всех. Корни его уходят глубоко в землю, и потому не страшны ему никакие бури. В старину дуб шёл на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет .Кору- применяют в кожевенном деле. Справка: Самый старый дуб (2000л.) на земле, находится в Литве. — На какие группы можно разделить эти деревья? — Чем они отличаются? — А чтобы ещё больше узнать о деревьях, отгадаем викторину. — Из какого дерева делают спички?(осина) — Какое дерево применяют для изготовления лыж?(берёза) — У каких деревьев осенью листья красные?(рябина) — Из какого дерева делают пианино?(ель) — Какое дерево даёт сок?(берёза) — Какие дрова самые жаркие?(дуб, берёза) — Ребята в лесах и тугаях растут не только растения, но и живёт великое множество различных животных. Слово зоологам. Звери прислали телеграммы , но телеграммы без ответа. Вы должны отгадать — кто прислал эти телеграммы. 1 зоолог- Звери от врагов кто в дуплах прячется, кто под снегом, кто в норах. А я ничего этого не делаю. Врагов же у меня полным-полно. И всё-таки я живу не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги, неприметная шубка. Глаза у меня не зря «косые»- не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Кормлюсь я по ночам, так безопаснее – веточками деревьев, корой деревьев. (заяц-картинка) 2 зоолог- Настоящее наше имя было «ортокс». Но так, как люди нас очень боялись, то придумывали разные клички. Я хищный, могучий, ловкий и хитрый зверь. Если необходимо могу тащить ношу 400-500 кг. Могу бежать со скоростью скаковой лошади. Несмотря на то, что мы хищники, очень любим плоды и ягоды, хлебные зёрна, травы, почки деревьев, жёлуди .Но если этой пищи нам не хватает, то мы нападаем на кабанов, глухарей и рябчиков.(медведь- картинка) 3 зоолог- Наша внешность довольно примечательна. Рост достигает двух метров высоты. Голова украшена большими рогами. Не зря нас называют сохатыми: рога у нас широкие и громадные, как сохи. Верхняя губа подвижная, свисающая над нижней. Подвижная губа помогает нам захватывать древесные листья и побеги, а также снимать мхи и лишайники со стволов. Но очень мы и соль любим.(лось-картинка) — А вот, чтобы узнать какие ещё звери водятся в лесах и тугаях, мы прочитаем в учебнике. Стр.96 (чтение вслух) — Какие животные обитают в лесах и тугаях? — Какие птицы там водятся? — Как дни приспособились к жизни среди деревьев и кустарников? Слово экологам. 1эколог – Лес – это наше богатство! Лес – лёгкие нашей Земли. Растения дают Земле кислород, а значит и жизнь, точно также как лёгкие снабжают нашу кровь кислородом. 2эколог – Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы. Лес – это дом зверей и птиц. А как приятно побывать в лесу в летнюю пору, подышать полной грудью живительным воздухом. Прогулка в лес – источник радости и здоровья. 3 эколог — Нет на земле человека, чья жизнь не была бы связана с лесом. Оглянись в своей комнате — мебель, пол, окна, двери, сделаны из дерева. Из древесины делают книги, тетради, скипидар имногое, многое другое. Однако с каждым годом лес всё больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездумно истребляется. Экологи предлагают разобрать ситуации. Что неправильно делали дети в лесу? Какие правила они нарушили? 1 ситуация. Второклассницы Оля и Света пошли в лес. Утомлённые дорогой сели они отдохнуть и пообедать, вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Поели девочки, выкинули пакет с мусором под кустик. Побродив по лесу, дети нарвали грибов полные корзинки, а также по два букета цветов. Довольные они отправились домой. Справка: 1 целлофановый пакет – разлагается 100лет. 2 ситуация. В один тёплый воскресный день мы всем классом отправились в лес. Чудесно было в весеннем лесу. Пели птицы, лёгкий ветерок шевелил макушки деревьев. Вдруг мыувидели гнездо, а в нём яйца. Мы взяли их в руки, и полюбовавшись, положили на место. Вдруг мы увидели ёжика, завернув его в тряпочку, решили взять его домой в живой уголок. С хорошим настроением мы вернулись домой. 3 ситуация. Тёплым вечером мы с другом отправились в ближайший лесок. Прогуливаясь, мы увидели огромный муравейник. Витя захотел посмотреть, что там внутри. Он взял палку и стал ковырять его. Потом ему это надоело и мы пошли дальше. Надрезав кору берёзы, мы попили берёзового сока и довольные пошли домой. Справка: Одно муравьиное гнездо уничтожает за день до 20.000 вредных насекомых. 4 ситуация. Ребята гуляли в берёзовой роще летним вечером. В самой чаще леса было много комаров и дети, чтобы их отгонять сорвали по ветке. Хорошая получилась защита! Вдруг стало холодать и ребята решили развести костёр. Нанесли сухих веток и разожгли. Стало тепло и уютно. Но уже поздно, пора домой, да и костёр догорал. Довольные ребята отправились домой. — Итак, какие правила мы должны соблюдать в лесу? Повторим. -В нашей стране принят «Закон об охране и использовании природных богатств», который записан в Конституции. Охота на многих животных запрещена, а на многих ограничена, создаются заповедники, где вся природа неприкосновенна. Долг каждого гражданина беречь и охранять природу.
3. Рефлексия — О чём мы сегодня говорили? — Что такое тугаи? Бор? — Где в Казахстане встречаются леса и тугаи? — Какие деревья растут в лесах и тугаях? — А какие ещё растения? — Какие животные водятся в лесах и тугаях? — Почему мы должны охранять лес? — Что даёт нам лес? — Какие правила мы должны соблюдать в лесу? — — Я бы хотела закончить наш урок словами: Любите родную природу – Озёра, леса и поля. Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, Живём мы с тобою на ней, Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относится добрей. Домашнее задание.: стр.56 -57 подготовить сообщение Оцените себя смайликом.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.