Конспект урока в 5 классе на тему «Географическая карта»


Открытый урок по географии «Географическая карта» в 5 классе

Технологическая карта урока географии в 5 классе

Дата проведения: 21.02.2020 года

Тема урока: «Географические карты.»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Прогнозируемые результаты

1. Предметные:

— овладение основами картографической грамотности;

— овладение основными навыками нахождения географической информации. 2. Личностные:

— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

3.Метапредметные:

— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Географическая карта», глобус, маршрутные листы,учебники, атласы.

Этап урока Виды работы, формы, методы, приемы Содержание педагогического взаимодействия Формируемые УУД Планируемые результаты
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1.Организационный момент Словесное приветствие. — Здравствуйте, дети! — Послушайте притчу:

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая — я ее умерщвлю, скажет мертвая — выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

— Ребята! Сегодня нам предстоит открывать новые знания, так что всё в ваших руках! Удачи нам!

Готовят к уроку учебные принадлежности. Встают у своих мест. По разрешению учителя садятся за парты. Подписывают рабочие листы. Регулятивные – умение сконцетрировать внимание, волевая саморегуляция Организовать детей.

Проверить готовность к уроку.

Создать позитивное настроение.

2.Актуализация знаний Беседа Фронтальный опрос по вопросам:

1.Как называется умение определять своё местоположение относительно сторон горизонта?

2.Какие способы ориентирования вы знаете?

3.Что такое компас?

4. Что такое азимут?

Ориентирование

По местным признакам, по Солнцу, по звёздам, по компасу, по карте).

Ко́мпас — устройство, облегчающее ориентирование на местности путём указания на магнитные полюса Земли и стороны света.

Угол между направлением на север и направлением на определенный объект по ходу часовой стрелки

Регулятивные –коррекция

Познавательные – общеучебные (структурирование знаний), логические (анализ информации)

Коммуникативные – умение общаться друг с другом и учителем, полно и точно выражать свои мысли

Развивать речь детей.

Актуализировать знания детей об ориентировании.

3.Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. Планирование деятельности по открытию новых знаний. Игровой, беседа Ребята, я очень люблю путешествовать, узнавать новое, интересное, необычное.

А вы любите путешествовать?

Отправляясь путешествовать, что необходимо взять с собой?

Я думаю, что это глобус? А вы как думаете?

Всё-таки нам придётся согласиться, что глобус брать с собой неудобно.

— Внимание! Загадка, отгадав её, вы определите тему нашего урока.

В географии чертеж на ковер большой похож.

И на нем моя страна из конца в конец видна

— Что это?

Ответы детей

Ответы детей

Карта

Регулятивные – целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка

Познавательные –логические (анализ информации)

Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли; умение слышать и слушать

Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний.
4.Постановка учебной задачи Формулирование темы и целей урока (фронтально) Ребята, я думаю, вы догадались, что тема нашего урока…

Итак, тема урока — «Географическая карта»

Запишите число (21 февраля) и тему урока «Географическая карта» в маршрутном листе.

— Посмотрите на слайд и попробуйте сформулировать цель урока.

На слайде ключевые слова, которые помогут сформулировать цель урока

Размышляют.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему и образовательные цели урока.

Регулятивные – целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка

Познавательные – логические (построение логической цепи рассуждений)

Коммуникативные – умение работать в паре

Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний. Развивать речь детей.
5.Первичное усвоение новых знаний. Объяснительно-иллюстративный,

ИКТ; смысловое чтение, опорные слова,

Ребята, давайте отправимся в путешествие в страну, где, я уверена, никто из вас ещё не был. Это страна Картография Если вы будете внимательными, старательными и активными, хозяйка этой страны Карта раскроет перед вами свои тайны.

— Жители этой страны – картографы. Как вы думаете, чем они занимаются?

— Ребята, подумайте, для людей каких профессий картографы составляют карты? (пилотам, морякам, военным, лётчикам, водителям, геологам, туристам).

Внимание! Ещё одна загадка!

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

-Кто из вас знает, что в переводе с латинского языка означает «глобус»? Найдём ответ, открыв стр.40 в учебнике («шар»). Напишем определение в маршрутном листе.

Посмотрите на слайд. Снимок, сделанный из космоса с помощью спутника, доказывает, что Земля круглая .Вот такую Красавицу планету Земля увидел первый космонавт мира (КАК ЕГО ИМЯ?) Юрий Гагарин, который облетел Землю в корабле «Восток» за 108 минут. Космонавт сказал: «Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её».

А знаете ли вы, что глобус был придуман дважды. Давайте послушаем, кто изобрёл первый глобус и когда это было.

Размышляют.

Отвечают на вопросы.

Глобус

Работа с учебником, заполнение маршрутных листов.

Доклады детей.

Познавательные – общеучебные логические (анализ объектов с целью выделения признаков)

Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли; умение слышать и слушать

Регулятивные – контроль, коррекция

Познавательные – общеучебные (поиск информации, смысловое чтение)

логические (анализ объектов с целью выделения признаков)

Коммуникативные – умение работать в паре

Развивать речь детей.

Актуализировать знания детей

6. Физминутка Игровой Повернись на Север, повернись на Юг,

Зимний день увидишь вдруг.

Наклонись на Запад и Восток,

Повернись как глобус

Ты вокруг своей оси, дружок!

Выполняют упражнения Создать позитивное настроение.
7.Продолжение изучение нового материала Беседа. Объяснительно-иллюстративный,

ИКТ; смысловое чтение, опорные слова,

Учитель дает задание в учебнике.

Определение свойств и видов географических карт.

Работа с учебником.

Размышляют.

Отвечают на вопросы.

Рассматривают карты, сравнивают, делают выводы

Познавательные – общеучебные (выбор способа решения, речевое развитие, решение проблемы) логические (установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование)

Коммуникативные – умение взаимодействовать с членами группы

Развивать речь детей.
8. Рефлексия. Беседа. Закончи предложение. (5 мин.)

Я узнал на уроке…

Мне было интересно…

Мне было сложно…и т.д.

Размышляют.

Отвечают на вопросы

Личностные — смыслообразование

Регулятивные — оценка

Познавательные – общеучебные (контроль и оценка процесса)

Подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний.
9. Итог урока, выставление оценок.

Домашнее задание:

Организует обсуждение Высказываются

Записывают в дневники

Личностные — смыслообразование

Регулятивные – волевая саморегуляция

Конспект урока «Географическая карта» (5 класс)

11

Шрем Светлана Анатольевна

учитель географии

МОУ «СШ №5»

Класс: 5 Б

Предмет: География

Учебник: География. 5 — 6 классы : учеб. для общеобразоват. организаций с прилож. на электрон. Носителе (DVD) / (А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е.К. Липкина и др.). – 192 с. : ил., карт. – (Полярная звезда). – Издательство «Просвещение», 2012.

Название раздела: План и карта

Тема урока: «Географическая карта»

Тип урока: урок изучения нового материала и первичное усвоение

Методы и приёмы: словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Формы работы: индивидуальная, парная.

Краткое описание: Конспект урока новых знаний в соответствии с требованиями ФГОС.

Урок-путешествие по теме «Географическая карта» ( 5 класс)

Цели урока:

— сформировать понятие «географическая карта»;

— определить свойства географической карты;

— показать различие карт по масштабам;

— показать роль географических карт как источников информации;

— рассказать о роли известных учёных-картографов в развитии картографии;

— показать роль географической карты в развитии пространственного мышления людей.

Деятельностный компонент урока: определить роль географической карты в жизни людей; выявить основные свойства карты; уметь различать карты по масштабу.

Эмоционально-ценностный компонент урока: раскрыть роль географической карты как выдающегося изобретения человечества; оценить вклад великих учёных-картографов в развитие картографии и культуры; оценить значение географической карты как достояния науки и культуры; осознать необходимость понимания и чтения карты.

Работа с учебником: комментированное чтение, работа с рисунками и заданиями учебника.

УУД

1. Предметные:

— овладение основами картографической грамотности;

— овладение основными навыками нахождения географической информации. 2. Личностные:

— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

3.Метапредметные:

— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.

Оборудование: глобус, карта полушарий, карта России, карта мира, контурная карта, презентация “ Географическая карта”, раздаточный материал, маршрутный лист.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент урока

Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Сегодня я проведу с вами урок географии. Зовут меня Светлана Анатольевна. Я учитель географии средней школы № 5.

II. Мотивация. Ребята, я очень люблю путешествовать, узнавать новое, интересное, необычное.

— А вы любите путешествовать?

— Отправляясь путешествовать, что необходимо взять с собой?

Я думаю, что это глобус? А вы как думаете? (ответы детей)

Всё-таки нам придётся согласиться, что глобус брать с собой неудобно.

— Внимание! Загадка, отгадав её, вы определите тему нашего урока.

В географии чертеж на ковер большой похож.

И на нем моя страна из конца в конец видна

— Что это? (Карта)

Ребята, я думаю, вы догадались, что тема нашего урока…

И так, тема урока — «Географическая карта» (слайд №2)

Запишите число(тринадцатое декабря) и тему урока «Географическая карта» в маршрутном листе.

— Ребята, подумайте, что нового вы можем узнать, изучая эту тему?

На слайде три ключевых слова, которые помогут сформулировать цели урока (слайд №3)(слайд №4)

— Страница 40 в учебнике поможет определить цели урока.

III. Изучение нового материала.

-Ребята, давайте отправимся в путешествие в страну, где, я уверена, никто из вас ещё не был. Это страна Картография (слайд №5). Если вы будете внимательными, старательными и активными, хозяйка этой страны Карта раскроет перед вами свои тайны.

— Жители этой страны – картографы. Как вы думаете, чем они занимаются?

— Ребята, подумайте, для людей каких профессий картографы составляют карты? (пилотам, морякам, военным, лётчикам, водителям, геологам, туристам).

Внимание! Ещё одна загадка!

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (Глобус).

— Кто из вас знает, что в переводе с латинского языка означает «глобус»? («шар»).

Посмотрите на слайд. Снимок, сделанный из космоса с помощью спутника, доказывает, что Земля круглая (слайд №6).

Вот такую Красавицу Землю увидел первый космонавт мира Юрий Гагарин, который облетел Землю в корабле «Восток» за 108 минут. Космонавт сказал: (слайд №7) «Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её».

-Что бы путешествовать по территории Картографии, я предлагаю побыть картографами и подумать, как глобус превратить в карту (ответы учеников)

Кто из вас хочет попробовать из объёмной полусферы сделать плоскую поверхность. Возможно ли это?

Дети демонстрируют накладывание разрезанной пополам апельсиновой корочки на плоскость. Обращаю внимание обучающихся на пустоты, которые необходимо заполнять несуществующей земной поверхностью.

А знаете ли вы, что именно апельсин помог прославиться фламандскому картографу Герарду Меркатору, когда он представил земной шар в виде апельсина и вспомнил, как мы его чистим.

— Где больше искажений – на экваторе или к полюсам?

Вывод. Искажения на картах возрастают от экватора к полюсам (слайд №8)

Люди создавали карты с незапамятных времен. Первые карты были созданы египтянами более четырёх тысяч лет назад. Их делали на основе рассказов путешественников о тех местах, которые они повидали. Те карты были выдавлены на глиняных табличках. Одну из первых карт создал Эратосфен (слайд №9)

— Ребята, сравните эту карту и современную карту. Каких географических объектов не хватает на древней карте? (не хватает, потому что древние люди не знали обо всех материках, потому что далеко от берега не плавали)

— А сейчас, ребята, мы рассмотрим свойства карты.

Однажды мальчик Вова, гуляя по городу, совершенно случайно очутился на аллее, которую раньше никогда не видел. Аллея была длинная-предлинная, и по обеим ее сторонам росли старые липы. Здесь было очень тихо. Не слышно было рокота машин. На одной самой высокой и старой липе собрались птицы. Они расселись по веткам и стали распевать свои веселые песенки. Мальчику так понравилась аллея, и он решил сделать ее план, чтобы рассказать об этом месте своим друзьям и привести их сюда.

Но, к сожалению, у него ничего не получилось. Вова знал много условных знаков, но не мог понять, как вместить всю эту длинную аллею на листе бумаги.

— О чем не знал Вова?

-Он не знал о масштабе.

— А что мальчику необходимо было сделать, чтобы вместить аллею на листе бумаги? На листе бумаги одного и того же размера можно разместить изображение всего мира, небольшую страну и даже совсем маленький участок местности. Всё зависит от масштаба.

— Вспомните, что такое масштаб?

(Масштаб показывает, во сколько раз длина линии на карте уменьшена относительно длины линии на местности)

— Где размещается масштаб карты?

Задание «Заморочки из мешочка»:

необходимо перевести численный масштаб в именованный и наоборот

(работа в парах). Дети вытягивают бочонок с номером и получают задание в соответствии с номером бочонка. Одной паре достанется подковка — «счастливый случай». Эта пара выполняет роль помощника учителя (оказывают помощь товарищам в выполнении задания). После выполнения задания получают в подарок по карандашу.

— А чем карта отличается от рисунка? (Тем, что она выполняется с помощью условных знаков).

2. Условные знаки – ими пользуются при составлении карт. Условные знаки карт отличаются от условных знаков плана. Например, на плане зелёный цвет – это леса, а на карте – низменности. Условные знаки с их расшифровкой образуют легенду карты.

— Откройте в учебнике стр. 179, посмотрите внимательно и покажите ручкой, где на карте находятся условные знаки — легенда карты.

Прежде, чем работать с картой, необходимо познакомиться с условными знаками – разгадать их тайну. И тогда карта станет вам другом и советчиком в путешествии, на всех уроках и в жизни.

3. Обобщение – карта не так подробна как план. Из-за того, что на карте изображают крупные по размерам территории – приходится отбирать главное, то есть обобщать.

4. Многообразие — существует множество различных карт (слайд №10)

Итог: назовите главные отличительные особенности географических карт.

Вывод. Карту нельзя заменить никаким описанием. Она точно передаёт географическую информацию, наглядна.

Физкультминутка.

Повернись на Север, повернись на Юг,

Зимний день увидишь вдруг.

Наклонись на Запад и Восток,

Повернись как глобус

Ты вокруг своей оси, дружок!

— Вы узнали много нового о картах. С помощью этих знаний вы можете дать определение: что такое карта?

Давайте сравним ваше определение с тем, которое дано в учебнике (учебник стр. 40)

Виды карт: (слайд №11)

— По масштабу (слайд №12)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: