План-конспект урока в 5 классе на тему «Однозначные и многозначные слова»
План-конспект урока в 5 классе по УМК под редакцией В.В. Бабайцевой.
«Однозначные и многозначные слова»
Цель урока
: формирование понятий «однозначное» и «многозначное» слово.
Задачи урока:
- Образовательные:
— повторить изученный материал по теме «Лексическое значение слова»;
— усвоить материал об однозначных и многозначных словах;
— усвоить понятие «словарная статья».
2) Развивающие:
— закрепить умение определять лексическое значение слова и слово по его лексического значению;
— сформировать умение пользоваться словарём;
— сформировать умение определять лексическое значение многозначного слова;
— сформировать умение определять лексическое значение однозначность и многозначность слова по толковому словарю.
3) Воспитательные:
— воспитать такие качества, как внимательность, усидчивость, любовь к русскому языку, любовь к книге;
— воспитать культуру умственного труда.
Оборудование урока:
- Учебник;
- Толковый словарь;
- Раздаточный материал.
План урока:
- Повторение изученного материала о лексическом значении слова:
— словарный диктант с определением слова по его лексическому значению;
2. Усвоение материала об однозначных и многозначных словах:
— введение в тему;
— самостоятельная формулировка основных понятий;
— анализ словарной статьи многозначного слова в толковых словарях.
3. Формирование умений:
— выборочное списывание;
— составление словосочетаний с многозначными словами.
4. Итоги. Оценивание.
Ход урока:
- Здравствуйте, ребята! Начнём урок со словарного диктанта. Обратите внимание, что сами слова называться не будут. Вы должны будете по лексическому значению слова определить, о каком предмете идёт речь и записать его в тетрадь.
- Группа людей, определяющая призовые места, присуждающая премии и награды на конкурсах и состязаниях (жюри);
- Стебель растения в самом начале его развития (росток);
- Ровная земная поверхность (равнина);
- Смуглый цвет кожи от долгого пребывания на солнце (загар);
- Яркое освещение горизонта перед восходом или после заката солнца (заря);
Проверим, что у вас получилось.
Ответы учеников
Что такое лексическое значение?
Что даёт знание о лексическом значении слова?
Примерный ответ: а)Помогает различать одни слова от других; б) от лексического значения слова зависит написание некоторых слов: поласкать котенка-полоскать бельё
Где можно найти точное лексическое значение слова?
Перед вами «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Есть еще уникальный словарь «Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля».
Лексическое значение слов объясняются в толковых словарях тремя способами:
- Подбором синонимов;
- Подбором антонимов;
- Описательно.
Всё это вы можете проверить на практике.
- Обратитесь к листочкам, которые лежат на ваших столах. Прочитайте предложения и определить значение выделенных слов. При выполнении этого задания пользуйтесь словарём.
- Весна – пора вспахивания
земли(земля – плодородный слой почвы); - Земля
вращается вокруг Солнца (Земля – небесное тело, планета); - – Смотрите!
Земля! Земля! – закричал вахтенный матрос (земля в значении суша); - А за этой рекой
землиПольши, — сказал наш проводник (земля – территория государства)
Прочитайте, что у вас получилось?
Какой вывод можно сделать?
Слово «земля» имеет несколько значений.
Такие слова называются многозначными! Запишите тему урока в оставленной заранее строчке: «Однозначные и многозначные слова»
Запишите определения в словарь:
Слова, имеющие несколько лексических значений называются МНОГОЗНАЧНЫМИ. У многозначного слова одно значение связано с другим.
Слова, которые имеют только одно значение называются ОДНОЗНАЧНЫМИ.
Найдите слово «земля» в толковом словаре и обратите внимание на то, как обозначается многозначность слова.
Каждое значение многозначного слова нумеруется и пишется в одной словарной статье.
- Опираясь на полученные знания, составьте таблицу, используя материал у вас на партах: в левый столбик выпишите существительные, которые имеют только одно значение; в правый – многозначные слова.
Однозначные слова | Многозначные слова |
Весна | Пора |
Вспахивание | Земля |
Матрос | Солнце |
Река | |
Проводник |
Прочитайте слова, которые вы записали в левый столбик, затем в правый.
Какой вывод можно сделать?
Многозначных слов больше
- Подведём итоги урока.
Как отличить однозначные слова от многозначных?
Для чего необходимо знать лексическое значение слова?
Выставление и комментирование оценок.
Домашнее задание:
определить значение слова «хлеб», составить словосочетания со словом «хлеб» во всех его значениях.
Контрольная работа «Однозначные и многозначные слова»
— Покажите мне свои ручки.
— Почему кто-то показал мне шариковую ручку, а кто-то руку? Что вас ввело в заблуждение? (Слово «ручка», не сразу понятно, о чем именно попросили).
— А почему было непонятно? (У слова «ручка» несколько значений /лексических значений).
— В какой литературе мы можем встретить лексическое значение слова? ( В толковых словарях).
— По какому принципу располагаются слова в словаре? (По алфавиту).
— Ознакомимся со значением слова ручка (1 ученик зачитывает выдержку из словарной статьи):
РУЧКА, -и, ж. 1. Часть предмета, за которую его держат или берутся рукой. Дверная р. Р. чайника, чемодана, пилы. 2. Часть мебели, служащая опорой для рук, подлокотник. Р. кресла. Ручки дивана. 3.Письменная принадлежность — удлиненный держатель для пера, стержня. Автоматическая р. Шариковая р. (Словарь С.И. Ожегова)
— Какую еще информацию мы можем получить из словарной статьи? (На слайде продублирована выдержка из словаря). Что обозначает буква «-и» после слова «ручка»? (Что во мн.ч. окончание «-и» — ручки).
— Теперь покажите мне свои ручки.
— Почему вы показали только шариковые ручки? (Потому что у слова «ручка» одно из значений – письменная принадлежность/ принадлежность для письма).
— Сколько значений у слова «ручка»? (Три)
— Как можно назвать слово, у которого несколько лексических значений? (Многозначное).
— А слова, у которых одно лексическое значение? (Однозначные).
— Как вы думаете, какая сегодня тема урока? (Лексическое значение, многозначные и однозначные слова и т.п.)
— Тема урока сегодня «Многозначные и однозначные слова».
Рассмотрите карточку, обведите простым
карандашом
номера пунктов, информация которых уже известна, поставьте
простымкарандашом
знак вопроса рядом с пунктами, информацию которых необходимо уточнить или она неизвестна.
Карточка №1:
Любое слово имеет лексическое значение.
Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется «Толковый словарь»
Некоторые слова имеют несколько значений.
Слово является однозначным, так как оно имеет одно значение.
Если слово имеет несколько лексических значений, оно называется многозначным.
Наука, изучающая словарный состав языка, называется лексикологией.
— Какие задачи поставим перед собой на урок? (Узнать подробнее об однозначных и многозначных словах, будем продолжать учиться работать со словарями и т.п.)