так то ЕНТ / Поурочные планы по русскому языку / Поурочные планы по русскому языку 6 класс
УРОК 4. ЧАСТИ РЕЧИ
22.07.2013 20557 0
Урок 4. Части речи
1. Работа с предложением.
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.
– Сделайте разбор по членам предложения. Какими частями речи они выражены?
– Как морфемы в этих необычных словах помогли определить вам часть речи?
– Для чего нужно изучать морфемы?
2. О частях речи.
– Сегодня на уроке мы вспомним все, что знаем о частях речи. Для этого к нам пришел гость Всезнайка. Да вот беда, знать-то он все знает, да забывчивый очень. Ребята, помогите гостю заполнить недостающие места.
Все слова в языке разные, они разнятся друг от друга внешностью и поведением: именно эти их различия учитывает Морфология, одна из стран Объединенного Королевства Грамматика. В Морфологии живут слова разных «профессий», у них разные задачи и способности их выполнять. При этом живут они в Морфологии, а «работают» в соседнем государстве – Синтаксисе.
Например, проснулось дома существительное Солнышко
, умылось, позавтракало и побежало скорее на работу, в предложение
Солнышко ласково светило в окна
. В этом предложении
Солнышко
работает … (подлежащим).
Каждая часть речи имеет общее грамматическое значение. Предмет обозначают … (существительные).
Например … Признак предмета обозначают … (прилагательные). Например … Действие обозначают …
(глаголы).
Например …
Каждая часть речи «владеет» морфологическими признаками. По числам, родам и падежам изменяются сразу две части речи: … и … А вот спряжение, вид и время можно определить только у …
Наконец, отправляясь на работу в соседнее государство, каждая часть речи готовится выполнять свое предназначение: «играть» синтаксическую роль.
3. Упражнение 18 (комментированное письмо).
4. Упражнение 19.
1 вариант – выписывает существительные.
2 вариант – выписывает прилагательные и глаголы.
5. Итог урока.
1. Работа с сигнальными карточками.
У каждого учащегося две карточки: одна – красного цвета, другая – зеленого. Учитель произносит тезисы. Задача учащихся – определить верность тезиса. Если тезис правильный, учащиеся поднимают зеленую карточку. Если тезис неправильный, учащиеся поднимают красную карточку и обосновывают свой ответ.
Тезисы:
1. Прилагательное обозначает предмет.
2. Глагол обозначает действие.
3. Существительные служат для связи слов в предложении.
4. К самостоятельным частям речи относятся существительное, прилагательное, глагол, союз, а к служебным – предлог.
5. Прилагательные и существительные имеют такие непостоянные признаки, как род, число, падеж.
6. Глагол изменяется по падежам.
Домашнее задание:
упражнение 20.
Конспект урока русского языка по теме «Местоимение» (6 класс)
Обобщающий урок по теме «Местоимение» в 6 классе
Цели:
образовательные
— обобщение и систематизирование знаний по теме «Местоимение»; расширение кругозора учащихся;
развивающие
— активизация самостоятельной деятельности; развитие познавательной активности;
воспитательные
— воспитание интереса к предмету, любви к родному языку.
Планируемые результаты
:
личностные
— интерес к учебной деятельности, позитивное отношение к себе и окружающим, повышение самооценки;
метапредметные
– умение грамотно строить устное монологическое высказывание; умение сотрудничать с учителем и сверстниками в соответствии с условиями и задачами коммуникации;
предметные
– знание грамматических признаков местоимения; распознают в тексте местоимение.
Тип урока:
урок обобщения изученного материала
Оборудование:
учебник, таблица «Разряды местоимений», компьютер, проектор и экран, раздаточный материал.
Ход урока
Орг. Момент
Слово учителя.
Дорогие ребята! Вы пришли сегодня на урок русского языка, на котором нам придется заниматься не совсем обычным делом! Нам нужно пробежать марафон! А кто знает, что это такое?
В лёгкой атлетике марафонская дистанция составляет 42км 195м. Название своё марафон получил от греческого селения Марафон, из которого прибежал в Афины воин с вестью о победе над персами в пятом веке до н. э .Но у нас с вами достаточно необычный марафон – марафон лингвистический. Дистанция нашего пути состоит из нескольких отрезков, на каждом из которых находится преграда, преодолеть её можно, лишь выполнив лингвистическое задание.
Определение целей и задач урока
Для начала хотелось бы узнать тему и цель нашего марафона. Для этого давайте прочитаем высказывание известного русского лингвиста А.А.Реформатского и попробуем определить, что нам с вами предстоит сделать.
«Эта часть речи может изменяться до неузнаваемости и может не изменяться вовсе, она всегда в маске, всегда скрывает своё истинное лицо, но, несмотря на такую обманчивость, даже коварство, мы не можем обойтись без нее ни дня. Мы часто не узнаём её в лицо, но в ней узнаём себя» (А.А. Реформатский)
-О какой части речи говорит Реформатский? (о местоимении)
-Как вы об этом догадались?
-Что же нам нужно сделать, чтобы успешно пробежать нашу марафонскую дистанцию? (повторить разряды местоимений, вспомнить, как изменяются местоимения, закрепить правописание орфограмм)
Итак, перед началом любого соревнования спортсменам необходима разминка.
Учитель: Сейчас мы узнаем, кто лучше запомнил разряды местоимений. 1.Местоимения, указывающие на неопределенные предметы, признаки, количества? (Неопределенные). 2. Местоимение, не имеющее именительного падежа? (Возвратные). 3. Местоимения 1, 2, 3 лица? (Личные). 4. Разряд местоимения столько? (Указательные). 5. Местоимения, изменяющиеся как прилагательные? (Притяжательные). 6. Местоимения, содержащие в себе вопрос? (Вопросительные). 7. Местоимения, которые служат для связи простых предложений в составе сложного? (Относительные). 8. К какому разряду относятся местоимения: весь, всякий, каждый, сам, самый, иной, любой? (Определительные). 9. Как называются местоимения, употребляющиеся для отрицания какого – либо предмета, признака? (Отрицательные).