Конструирование из геометрических фигур
Методические основы организация детского конструирования
из геометрических фигур.
При конструировании из геометрических фигур дети, создают образы, не только (и не столько) отображая их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, используя такой прием, как «нарушение» пропорций, а также цвет, фактуру, форму: веселый клоун, волк, прекрасный принц и т.п., что приводит, по выражению А.В.Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов».
Организация детского конструирования из геометрических фигур включает три основных направления.
Развитие познавательных и творческих способностей детей.
Развитие художественных способностей
Развитие конструктивных способностей, совершенствование технических навыков конструирования.
Общими методическими основами организации детского конструирования из геометрических фигур являются
- обучение, построенное от общего к частному; (понятие — конкретный образ, транспорт – виды транспорта)
- включение конструирования в различные жизненные события. (слепили снеговика, перенесли на плоскость)
- организация целенаправленных наблюдений разных объектов (на улице, на участке, в предметном окружении) – важный этап воплощения детских замыслов.
- сочетание индивидуальных и коллективных форм конструирования (позволяет организовать содержательное общение детей, способствующее осознанию способов деятельности и повышению ее продуктивности).
Младшая группа:
1 этап. Подготовительный (вводный).
2 этап. Достраивание незавершенного объекта.
3 этап. Реализация изображения на плоскости. Введение рисунка – схемы.
4 этап. Переход от конструирования предметных образов к воссозданию сюжетных композиций.
Средняя группа:
1 этап. Экспериментирование с элементами конструктора и достраивание блоков каркасов. (направлено на развитие воображения)
2 этап. Обучение произвольному характеру действий, по построению объекта, его видоизменение с двух позиций (вид спереди, с боку). Создание сюжетных композиций.
3 этап. Конструирование объектов различных классов по готовой схеме, изменённой схеме.
4 этап. Обучение планированию своей деятельности (обдумывать замысел, намечать цель, самостоятельно составлять схему сюжетной композиции).
Организация детского конструирования из геометрических фигур
в младшей группе.
Первый этап
— подготовительный к самостоятельной практической деятельности. Вначале ребенка подводят к пониманию функционального назначения элементов конструктора — строить изображение (делать картинки). Затем развивают интерес к практической деятельности и желание конструировать самостоятельно
Второй этап
совместная конструктивная деятельность ребенка и взрослого по достраиванию незавершенного конкретного изображения. Эта работа проводится с целью развития детского воображения, интереса к практической деятельности конструирования и овладения действием построения конкретного схематического изображения знакомого объекта.
Третий этап —
реализация опыта конструирования различных изображений разной степени трудности (натюрморт из овощей и фруктов, снеговика, зданий, транспорта, людей, животных). Ребенок, с одной стороны, учится передавать обобщенное строение простых по структуре объектов, сопереживая им, начинает испытывать эстетические чувства и использовать средства художественной выразительности. Возникает целостное познавательно-эмоциональное переживание, которое достигается за счет проживания ребенком различных ситуаций.
Проживание ребенком эмоционального настроения по поводу изображаемого объекта или события предшествует его анализу с помощью специальных средств. Переход от совместной к самостоятельной конструкторской деятельности происходит у ребенка постепенно, за счет увеличения доли его участия в построении изображения. На этом этапе детям предлагается не только дополнить, а самостоятельно что-либо сконструировать. Так же детям было предложено задание на изменения конструкции изображения — надстраиванием ее в высоту и длину.
Одним из средств обучения детей конструированию является рисунок-схема. Схема передает контуры геометрических фигур, из которых состоит изображение (состав частей предмета). Схематическое изображение можно дать вместе с образцом для анализа предмета более сложной конструкции, например при построении изображения транспорта Схема должна быть изготовлена в одном масштабе с образцом. Это позволяет ребенку, в случае затруднения, вначале решить задачу путем накладывания деталей прямо на схему, совмещая их грани с контурами изображения. Этот прием используется обычно при переходе к более сложным изображениям, состоящих из большого количества разных по форме деталей. Схема помогает детям отрабатывать технику точного соединения элементов, выделять свойства предмета, более четко представлять себе его строение.
Четвертый этап —
Ребенок продвигается по пути более точного понимания и переживания отражаемого события. Он переходит от конструирования предметных образов, к воссозданию сюжетной композиции по мотивам знакомых сказок, например «Колобка». Это проявляется в возможности самостоятельно передавать основное содержание произведения, его главное событие и характерные особенности сказочных персонажей.
Ребенок учится самостоятельно конкретизировать замысел будущей композиции, выбирать выразительные средства, реализовывать замысел в материале, контролировать его осуществление.
Организация детского конструирования из геометрических фигур
в средней группе.
Первый этап —
направлен на развитие детского воображения в процессе экспериментирования с элементами конструктора и достраивания блоков-каркасов (незавершенных расчлененных графических моделей), предполагающих широкий веер конструктивных решений.
На первых порах дети самостоятельно экспериментировали со знакомыми и новыми элементами конструктора, в процессе совместной и самостоятельной деятельности.
Затем были предложены задания-загадки на достраивание блоков-каркасов (незавершенных расчлененных графических моделей)
Второй этап
—
направлен на развитие воображения и обучение детей преднамеренному произвольному характеру действий по построению выразительных изображений объектов определенных классов (деревья, люди, животные) с двух позиций (вид спереди, сбоку) и сюжетных композиций на фоновых изображениях.
Выразительность образа в конструкторской деятельности достигается выразительностью формы, детализацией изображения, передачей характерных сторон объекта и эмоциональным отношением к нему. Для этого важно научить ребенка анализировать строение предмета, выделять в нем составные части, определять их относительную величину, форму, взаимное расположение.
Третий этап —
направлен на обучение детей построению изображений транспортных средств, зданий, декоративных композиций.
Обучение детей построению графических изображений проходит при использовании наглядных моделей разных типов, которые предлагаются детям в определенной последовательности. Сначала дети конструируют объект с использованием готовой схемы, выполненной в масштабе 1:1 с графическим изображением, и при затруднении в процессе строительства дети могут выкладывать элементы на готовую схему, размеры которой на следующих занятиях уменьшаются, и дети лишаются возможности использовать наложение элементов на готовую схему.
Элементы конструктора и разнообразные по цвету и форме рабочие поля позволяют строить декоративные изображения красивых подносов, ковров, платков, салфеток и др.
Перед началом конструирования узора необходимо провести предварительную работу рассмотреть образцы, расположенные на предметах, одежде, иллюстраций, выделить элементы, назвать их расположение (в центре, в углу, по краям). Обратите внимание ребят на то, что элементы повторяют.
Затем при знакомстве детей с действиями конструирования декоративного изображения сначала нужно предложить детям для рассмотрения несколько образцов декоративного узора, выполненных из элементов конструктора, дать возможность увидеть узор в целом, после выделить элементы, называет их месторасположение (в центре, в углу, по краям), обратить внимание на их повтор .
Четвертый этап —
Направлен на обучение детей, заранее обдумывать тему будущей композиции, намечать цель деятельности и конструировать по собственному замыслу сюжетные композиции по одному из эпизодов знакомых сказок с опорой на пространственную схему (или без нее), узнавать ситуацию сказки, представленную в ней.
Для детей данного возраста необходимо конкретно формулировать содержание каждой темы Важно научить его изображать персонаж таким, каким он является в данном контексте, передавать его позу (сидит, стоит, лежит), состояние души и настроение (веселый, грустный, испуганный, спокойный и т. д.), что достигается цветом и прорисовкой деталей. Выразительность образа достигается и за счет изображения некоторых деталей (одежда, длинный нос, борода). Для изображения подбираются художественные произведения с яркими и доступными для понимания дошкольника образами.
В старших группах конструктор дополняется новыми элементами (полумесяц, трапеция и т.п.), также для увеличения творческих возможностей детей предлагается использовать в работе различный «бросовый материал» — нитки, ткани, мех, пуговицы и т.п.