Консультации для родителей по музыкальному воспитанию дошкольников материал по теме


«Благодатные звуки музыки»

Медики утверждают, что недостаток в жизни современных детей благодатных звуков вызывает болезни. Журчание ручья, шелест листьев, щебетание птиц и много других звуков, среди которых человек жил в течение тысячелетий, сегодня изменились на гул реактивных самолетов, грохот автомобилей и бытовой техники. Ребенок чаще слышит выстрелы, бранные слова, звуки ужаса по телевизору, чем нежное пение матери. Обидно, но родители обычно не придают этому значения, они просто не знают, что благодатные звуки природы и музыки имеют огромное влияние на организм на физиологическом уровне.

Доказано, что музыка может успокаивать или возбуждать нервную систему, ускорять или замедлять работу сердца и дыхания, нормализовать артериальное давление, повышать уровень эндорфина (вещества, которое вырабатывается в мозге и способствует повышению жизненного тонуса человека, устранению болевого синдрома), регулировать температуру тела, активизировать иммунитет, стимулировать выработку гормонов, которые блокируют стресс.

Консультация для родителей «Фоновая музыка в жизни ребенка»

  • 6 августа 2018

Фоновая музыка в жизни ребёнка
Уважаемые родители! Предлагаем вам познакомиться с рекомендациями по использованию фоновой музыки в домашних условиях. Фоновой называют музыку «звучащей вторым планом», без установки на осознанное восприятие. Насыщение жизни детей музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.

Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка и помогает решать многие задачи:

• создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;

• развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;

активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;

• переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;

• психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководитель, педагог-психолог и медицинский работник. Взаимодействие специалистов позволило составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующий физиологическим и психологическим особенностям детей, целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение дня.

Примерное расписание звучания фоновой музыки. Время звучания Преобладающий эмоциональный тон

7.00 – 9.00 Радостно-спокойный

9.00 – 12.00 Уверенный, активный

12.00 – 15.00 Умиротворённый, нежный

15.00 – 17.00 Оптимистично-просветлённый, спокойный

17.00 – 20.00 Размеренно — спокойный

Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому.

Примерный репертуар фоновой музыки.

Релаксирующая (расслабляющая):: К. Дебюсси. «Облака» А.П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета К.В. Глюк. «Мелодия».

Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение): Э. Григ. «Утро» И.С. Бах. «Шутка» И. Штраус. Вальс «Весенние голоса» П.И. Чайковский. «Времена года» ( «Подснежник»).

Активизирующая (возбуждающая): В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» ( финал) М.И. Глинка. «Камаринская» В.А. Моцарт. «Турецкое рондо» П.И. Чайковский. « Вальс цветов» ( из балета «Щелкунчик»)

Успокаивающая (умиротворяющая): М.И. Глинка. «Жаворонок» А.К. Лядов. «Музыкальная табакерка» К. Сен-Санс. «Лебедь» Ф. Шуберт. «Серенада».

Организующая (способствующая концентрации внимания): И.С. Бах. «Ария» А. Вивальди. «Времена года» («Весна», «Лето») С.С. Прокофьев. «Марш» Ф. Шуберт. «Музыкальный момент».

Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывают влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника.

Влияние музыки на психологическое состояние человека

Музыка обладает мощным психологическое воздействие на человека. Учитывая это, важно обратить внимание, какую музыку слушают родители и их дети. Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает человека — и взрослого, и ребенка — состояния уравновешенности, спокойствия, а при определенных условиях, например, на рок — концертах, побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гиперактивным, расторможенным детям со слабым контролем — она ​​усиливает негативные проявления в их поведении.

Спокойная музыка дарит ощущение радости, любви; способна гармонизировать эмоциональное состояние и взрослого, и маленького слушателя. Такую музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь ребенку успокоиться и расслабиться. Когда ребенок ляжет в постель, родители могут включить спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросить ребенка закрыть глаза, представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в каком — либо другом месте, которое вызывает положительные эмоции. Нужно обратить внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть тела.

Домашние музыкальные занятия

Родителям следует знать, что музыкальные способности у ребенка могут проявляться очень рано, однако если вы не замечаете особых их проявлений — однозначные выводы об их отсутствии тоже не стоит делать. Только систематическая забота родителей о приобщении ребенка к музыке смогут заложить в нем «ядро» музыкальности. Для этого родителям нужно набраться терпения. Советую уделять музыкальному развитию ребенка хотя бы 3-5 минут в день, и результат не заставит себя ждать.

Напомню о том, что важнейшая задача для взрослых — научить ребенка внимательно слушать музыку. Кроме того, нужно заботиться и о развитии у ребенка певческих навыков, умения ритмично двигаться под музыку.

Большинство родителей не имеют музыкального образования, да это и не обязательно. Дома можно повторять репертуар, с которым ребенка знакомят в детском саду. Кроме того, на домашних музыкальных занятиях есть возможность знакомить детей с новыми музыкальными произведениями, которые знают родители. Но нужно учесть, что эти произведения должны быть понятны детям.

Ребенок очень эмоционально реагирует на голос и движения своих родителей, с удовольствием подражает им. Обогатить воображение ребенка о звуковой палитре музыки помогут также различные музыкальные инструменты (например, бубен, барабан, треугольник). Со временем родители смогут укомплектовать оригинальный домашний оркестр из простых музыкальных инструментов; устроить импровизированное выступление такого оркестра перед гостями и родственниками, или даже привлечь и их к совместному музицированию. Такое творчество принесет огромное удовольствие прежде всего ребенку.

Все родители хотят усмотреть в своем ребенке хотя бы маленький росток будущей талантливой личности. Кроме того, все хотят видеть своего ребенка добрым, отзывчивым, понимающим и ценящим красоту окружающего мира. Эти замечательные человеческие качества можно воспитать с помощью искусства. Поэтому советую родителям не терять драгоценного времени и начать сеять зерна творчества в своих детях уже с раннего возраста. С музыкой делать это — сплошное удовольствие!

Консультации для родителей по музыкальному воспитанию дошкольников

Музыка – ресурс жизни, роста и образования, который может стать неотъемлемой частью жизненного опыта ребёнка

Можно ли назвать любые звуки, звучащие в любой последовательности музыкой? У музыки есть три базовых компонента: звук, ритм, мелодия. Чтобы помочь детям понять музыку, нужно отдельно взглянуть на каждую из ее составляющих.

Звук

Звук, который производим мы, или который поступает из другого источника, как и цвет, люди воспринимают по-разному.

Вот несколько примеров звука: стук молотка, жужжание пчел, шум прибоя. Если бы можно было сравнить музыку с живописью, то звук стал бы цветом фона. На нашем теле звук соответствует центральной нервной системе. Приятный звук как бы открывает и расширяет нас. Как и фон в живописи, звук является первым шагом в создании музыкального произведения. Питая душу, музыка может укрепить ее или разрушить.

Вот несколько способов экспериментов со звуком для родителей и детей:

  • Выясните, слушают ли дети звуки вокруг них. Как много разных звуков они могут услышать в кухне или во дворе?
  • Поощряйте творческие способности детей в извлечении звуков. Пусть они тренируют свой голос или используют бытовые предметы в качестве музыкальных инструментов. Позвольте им свободно издавать приятные, раздражающие или глупые звуки.

Целью звука является вовсе не создание «красивой музыки», а рост самовыражения детей. Нужно научить ребенка открыть уши к окружающему миру.

Ритм

Вторым компонентом музыки считается ритм. В любой музыке, в любой песенке кроме мелодии очень важен ритм.

Ритм в переводе с греческого означает «мерность» — это равномерное чередование каких-либо элементов, в нашем случае звуков. Сочетание длинных и коротких звуков в определенном порядке называется ритмическим рисунком. Например, насколько гудок паровоза долог и равномерен или короток и прерывист? А когда вы впервые смотрите на произведение искусства, куда устремляются ваши глаза? Легко ли смотреть на картину, или она кажется навязчивой и раздражающей? Это ритм.

В нашем теле ритм приблизительно относится к пульсу и дыханию. Если музыкальный темп быстр и равномерен, то наше биение сердца и движения тела будут это отражать. Если мы устали, то прослушивание африканского барабана может вернуть наше тело в бодрое состояние. С другой стороны, если двухлетний младенец вышел из-под контроля, медленная ритмичная музыка Баха или Вивальди восстановит внутренний покой и умерит активность малыша.

Экспериментируйте с ритмом и звуком.

  • Пусть ваши дети играют в различном темпе: быстром, медленном, равномерном, прерывистом.
  • Научите детей слушать различные ритмы вокруг них, наподобие капания воды из крана или тиканья часов.
  • Спросите, могут ли они чувствовать вибрации музыки в своем теле, и если да, то в каком органе? Как разные виды ритма ощущается в их организме? Как их ноги двигаются при различных звуковых темпах?
  • Попробуйте хлопать в ладоши в соответствии с ритмом стихотворения или топать ногами в ритме любимой музыкальной мелодии. Такие упражнения очень нравятся детям и прекрасно развлекают их.

Мелодия

Мелодия соответствует нашим эмоциям. Она добавляет к звуку и ритму способности чувствовать. Это та часть музыки, которая описывает горы и долины личного опыта. Она доходит прямо до нашего сердца и чувствительности. Мелодия может возвысить наш дух, успокоить нас во время стресса или растрогать до слез. Возвращаясь к метафоре живописи, мелодия будет общим впечатлением от картины после внимательного взгляда на нее. Не привлекает ли нас произведение живописи, не создает ли ощущение умиротворения, интереса или, наоборот, дискомфорта и недомогания? Раннее знакомство детей с мелодией, наряду со звуком и темпом, поможет им развить способности самовыражения.

  • Пусть дети пробуют тихо напевать или создать собственные мелодии, добавляя к звуку эмоции.
  • Экспериментируйте с эмоциональными звуками: счастьем, грустью, смехом и т.п.

Мелодия превращает звук в персональное и уникальное сообщение. Играя со звуком, ритмом и мелодией, наши дети откроют для себя новый мир и новую возможность самовыражения в тех случаях, когда трудно найти слова.

Мы можем задействовать творческие возможности и воображение для выбора различных стилей музыки, в которых наши дети смогут выражать свои чувства, расслабляться, стимулировать интеллект и выпускать на волю творческие потоки.

Вариативность ритмов, тональностей и мелодий позволяет детям разработать свой собственный музыкальный вкус и разжигает их природное любопытство к самостоятельному изучению многообразного мира музыки.

Что послушать

Самый подходящий для маленьких любителей музыки композитор — Вольфганг Амадей Моцарт.

Музыка Моцарта, гармоничная, светлая и изысканно простая, оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, творческого начала и интеллекта.

По мнению психологов, такая музыка создает у малышей позитивный настрой и помогает им ощущать жизнь как уютный и радостный мир.

Еще один композитор, чье творчество, несомненно, понравится детям – Петр Ильич Чайковский

. Фрагменты из его балетов «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» будут иметь даже больший успех, чем пьесы из «Детского альбома» и «Времен года». Впрочем, все эти произведения Чайковского обладают одним огромным для начинающего меломана достоинством – они активно вовлекают слушателя в свою среду. «Времена года», предлагают представить себе картины природы и окунуться в мир старинных сезонных развлечений. «Детский альбом» – придумать какие-то истории и совершить маленькое музыкальное путешествие по странам мира, либо просто потанцевать.

Иоганн-Себастьян Бах.

Судьба играет человеком… А ведь неизвестно, стал бы Бах великим композитором, автором бесчисленных произведений в разных жанрах, если бы у него не было десяти детей, которых нужно было обеспечивать. Так что пример Баха — образец для тех, кто считает, что призвание нужно закопать в чёрную рыхлую землю, как только в семье появляются дети.

Что послушать. «Музыкальную шутку». Другое, официальное, название этого произведения — «Сюита № 2 си-минор для флейты с оркестром». Прекрасно тонизирует и настраивает на новый, интересный и счастливый день.

Модест Мусоргский.

Про грустную и несчастливую жизнь Мусоргского можно прочитать в биографических книгах. Но страсти, которые он испытывал, породили музыку, ни на что не похожую, мощную, как удар колокола. В его произведениях не видно искусства — музыка Мусоргского так похожа на жизнь, что даже больно.

Что послушать. «Картинки с выставки

» — «Балет невылупившихся птенцов». И обязательно потанцевать вместе с детьми.

Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда не делайте это наспех. Лучше отложите.

После прослушивания заведите беседу с ребёнком о прослушанной музыке. Главное, чтобы прослушанное произведение нашло эмоциональный отклик в душе ребёнка.

Очень полезно слушать одни и те же музыкальные произведения в исполнении разных коллективов и солистов. Все это может расширить впечатления о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.

Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся.

Теперь, при прослушивании уже знакомых музыкальных произведений (это может быть как инструментальная, так и вокальная музыка) предложите ребенку нарисовать музыку. Пусть ребенок пофантазирует и нанесет на лист бумаги свои представления и впечатления, от прослушанной музыки: какого цвета музыка, какие линии нужно наносить, толстые или тонкие, кто живет в этой музыке; придумайте вместе с ребенком сюжет к прослушанному музыкальному произведению.

Особый вид слушания музыки представляют собой рассказы с музыкальными иллюстрациями, что также способствует развитию воображения. С этой целью также рекомендуется фрагментарный просмотр вместе с ребенком выборочных сюжетов музыкальных мультфильмов. Слушание музыки и параллельный зрительный ряд доставляет детям большое удовольствие. Они эмоционально реагируют на нее, накапливают опыт музыкальных впечатлений.

Совет тем, кто хочет научить ребёнка петь

Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар – особого качества музыкальный инструмент – голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно, владеть этим инструментом.

Обучать ребенка пению лучше всего, используя для этого свой собственный голос. Слушая песню, малыш сам начинает подпевать, старательно подражая выразительным интонациям голоса взрослого. Чем младше ребенок, тем более легким должен быть песенный репертуар. Помните, что объем детского голоса невелик. Голосовые связки у малышей тонкие и хрупкие. Поэтому весь голосовой аппарат ребенка требует осторожного и бережного отношения.

При обучении пению всегда идите от простого к сложному.

Познакомьтесь с несколькими советами, которые могут оказать помощь вашему ребенку в овладении навыками выразительного пения.

Прежде чем начать разучивать понравившиеся песни, определите, справится ли с ними ребенок, соответствуют ли они возможностям его голоса. Даже если песня очень нравится вам, и ребенку, пение ее может принести вред, если она не отвечает возможностям возраста.

Итак, вас заинтересовала песенка и вы немножко знакомы с музыкальной грамотой. Как мудрый педагог, сначала внимательно разберитесь в особенностях текста, мелодии, предугадайте варианты возможных ошибок ребенка.

При подборе песенного репертуара учитывайте следующее.

  1. Содержание песни должно отражать круг интересов ребенка.
  2. Просмотрите текст, прочитайте его выразительно вслух и найдите сложные для понимания слова, словосочетания, фразы (их обязательно в дальнейшем нужно объяснить ребенку).
  3. В мелодии песни найдите сложные по ритмическому рисунку такты. Посмотрите одновременно, не будет ли затруднений в пропевании самой мелодии, (сложность может вызвать скачкообразный характер мелодической линии).
  4. Обратите внимание на протяженность музыкальных фраз. Помните, темп дыхания у детей более частый в сравнении с дыханием взрослого. Продолжительность фраз, которая представляется нам естественной, может оказаться неудобной для детского исполнения. Фразы детских песен должны быть короткими, чтобы ребенку не приходилось разрывать их в процессе пения для нового вдоха.
  5. Объем звуков мелодии песни не должен превышать возможностей певческого диапазона голоса ребенка. У детей 3 – 4 лет – это всего 4 –5 звуков. Лишь к 6 –7 годам он расширится до октавы (8 звуков).

В пределах возрастного диапазона голос ребенка звучит естественно, не напряженно, без перегрузки.

Все эти рекомендации вы должны учесть, прежде чем споете ребенку песню. Первоначальное исполнение обязательно должно быть ярким, выразительным. Только при этом условии у ребенка появится интерес и желание выучить песенку.

Творческое развитие дошкольников

Большинство родителей мечтают, чтобы их ребенок вырос воспитанным, творчески развитым, умел петь, или играть на музыкальном инструменте.

Но лишь немногие знают, какой непростой путь проходит человек, чтобы достичь пусть даже небольшого успеха в музыке. Для того чтобы его разумно выстраивать, желательно начинать с раннего возраста, создав необходимые условия для гармоничного эстетичного развития ребенка. Конечно, сами родители должны уделять внимание ребенку, тонко уметь направить его, подбирать хорошую литературу и давать слушать классическую музыку. К счастью, музыкальное обучение в современном мире воспринимается многими уже как обязательное.

Развитие музыкальных способностей – не только способ приближения к ценностям культуры, но и эффективный способ развития различных способностей людей, путь к самореализации, прежде всего, как личности.

Все родители рано или поздно понимают, что ситуация в сфере музыкального образования давно уже имеет оттенок кризиса. Об этом свидетельствует, прежде всего, тот факт, что дети не желают посещать музыкальную школу. Объяснить это можно тем, что интересы современных детей конфликтуют со старой системой учебы, а это, как известно, не устраивает ни учителей, ни учеников, ни родителей.

«Музыкальное образование в понимании общества перестало выполнять сугубо специальную роль: учеба игре на инструментах и получение музыкальных знаний».

Среди задач музыкального воспитания появились другие требования:

Создание условий, предоставления шансу, каждому человеку для поиска и выявления, индивидуальных для него способов общения с музыкой:

Творческое развитие — естественных музыкальных способностей человека

Высвобождение первичной креативности, создание условий, для спонтанных творческих выявлений

Помощь в формировании внутреннего мира и самопознания.

Как уже отмечалось раньше, начинать можно с раннего возраста — с полутора лет, ведь основные качества, вкусы человека закладываются в возрасте до пяти лет. Ребенок занимается в группе вместе с взрослым, который выполняет все упражнения вместе с ребенком, создавая, таким образом, условия доверия и возможности следования собственному примеру.

В нашем дошкольном учреждении, в основу музыкальных занятий положены методики ведущих русских педагогов-методистов И. Каплуновой, И. Новоскольцевой, А. Бурениной, которые уже больше 15 лет разрабатывают новые игры-песни, коммуникативные танцы, театрализованные представления для детей разного возраста.

Музыкальное занятие продолжается от 10-до 35 минут (в зависимости от возраста детей) и включает:

Изучение простых, но образно ярких песен, наследуя движения соответственно тексту. Подвижные игры, которые содействуют развитию ритма и учат различать основные музыкальные жанры (вальс, марш, полька, галоп, полонез)Прослушивание несложных, доступных детскому воображению классических композиций, обращая внимание детей на определенные события в музыке, благодаря чему ребенок учится слушать музыку активно и изучать ее «язык». Умение на слух и визуально различать музыкальные инструменты, их характерные качества.Знакомство с музыкой самых известных композиторов всех эпох (рассказ интересных фактов из жизни композиторов доступным для ребенка языком).Игра в оркестре на шумовых музыкальных инструментах.

Музыкальный материал, сопровождающий занятие отвечает наивысшим образцам качества:

Используются записи шедевров мировой классики в наилучших выполнениях;

Авторские песни и фонограммы детских песен из CD коллекций.

Музыкальное воспитание в семье

Как воспитывать музыкальное восприятие у ребёнка в семье? Как пробудить у него интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, умение не только слышать, но и слушать?

К сожалению многие родители еще считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению одаренных детей, проявляющих самостоятельное влечение к музыке, а если ребёнок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке совсем необязательно.

Но, каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет, каждый нормальный, здоровый ребёнок всегда эмоционально реагирует на неё. К тому же главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребёнка.

Павел Шивещ, педагог из Югославии сказал: «Моцартом может быть только, но Моцарт может в каждом жить!» Это верно. От взрослого зависит то, чтобы ребёнок подружился с Моцартом, Чайковским, Бетховеном, Прокофьевым. Если ребёнок с раннего возраста находится в благоприятном музыкальном окружении, то это не может не обогащать его духовный мир, делать его чувства благородными, глубокими, отзывчивыми.

Для формирования музыкального восприятия необходимо отвести специальное время для знакомства с музыкой и песней. Нельзя забывать и о роли личного примера взрослых, который выражается в их собственном отношении к музыке.

Чем больше и чаще дети слушают музыку и песню, тем ближе и понятнее становятся для них музыкальные образы. Музыка становится их постоянным спутником в жизни. Дети учатся понимать и любить музыку.

Чем раньше ребёнка приобщают к музыке, тем успешнее идёт его развитие в музыкальном отношении. Дети, посещающие детский сад увлечённо занимаются пением, слушают музыку на музыкальных занятиях.

Родители должны интересоваться, чему учат ребёнка на музыкальных занятиях в детском саду. Важно вызывать у него желание и дома петь те песни, которые он учил в детском саду. Интерес родителей к музыкальной деятельности детей в детском саду содействует развитию у ребёнка огромного желания активно принимать участие в этой деятельности, воспитывает любовь и интерес к музыке.

В семье наиболее доступным средством приобщения детей к музыкальному искусству является слушание музыки, которое развивает у ребёнка эмоциональную отзывчивость, вырабатывает художественный вкус, способствует формированию эстетических идеалов, помогает понимать прекрасное в жизни. В ребёнке будет воспитан культурный уровень в том случае, если музыка рано входит в его жизнь, если ребёнок с малых лет «встречается» с песней, инструментальной музыкой. Если в семье любят и понимают музыку и такое же отношение к ней стараются передать и ребёнку, тогда и он начинает понимать и любить её.

Самым доступным средством является аудиозапись. Слушая запись, дети учатся различать характер музыкальных произведений, у них накапливается багаж музыкальных впечатлений. Хорошо, если слушание музыки связывается с событием, впечатляющим для ребёнка. Например: посещение цирка созвучно слушанию пьесы «Клоуны» Кабалевского, «Смелый наездник» Шумана, «Медведь, танцующий под флейту» Александрова. Эти встречи со знакомыми музыкальными образами, совпадающими с образами, увиденными в жизни, закрепляют у него стойкий интерес к музыке. Теперь ему полезно дать послушать новую музыку, чтобы он попытался в ней услышать сам, о чём она рассказывает, какие чувства и настроения несёт в себе.

Нельзя давать сразу много произведений для слушания, а также принуждать ребёнка помимо его воли слушать музыку. Это вызывает сопротивление и нежелание слушать музыку.

Большие возможности в эстетическом воспитании детей, в приобщении их к музыке дают радио и телевидение. По радио организуются циклы музыкальных передач, концерты для детей. В результате слушания этих передач у детей расширяется кругозор, накапливается репертуар любимых песен, пьес, исполнение которых в радиопередачах выразительное и художественное. Дети с удовольствием слушают такие радиопередачи. Это понятно: они доступны, интересны своим содержанием, динамичностью, яркостью, образностью. Но слушание радиопередач трудно тем, что не подкрепляется зрительными образами, фантазии, помогающей осмыслить музыку. Поэтому для маленького слушателя надо создать обстановку, помогающую ему сосредоточиться, не отвлекать его разговорами, шумом, дополнительными пояснениями. Пусть вслушивается, сосредотачивается, вдумывается.

Дети с удовольствием смотрят телевизионные передачи, встречаясь с любимыми сказками, со сказочными героями, куклами любимых игрушек.

Голубой экран позволяет ребёнку познакомиться со многими событиями, явлениями окружающей жизни, с людьми труда, героями. Большое познавательное значение для детей имеют такие передачи, в которых дети слышат рассказ о композиторе, о музыке и музыкальных инструментах, о характере музыкальных произведений, в которых дети знакомятся с элементарными средствами музыкальной выразительности. Это способствует музыкальному развитию ребёнка. Во время этих передач нужно помочь ребёнку понять трудное, повторить то, что он не расслышал или недопонял. Эти передачи увлекают молодого зрителя тем, что он часто видит на голубом экране своих сверстников, приглашенных в телестудию. С живым интересом смотрят малыши по телевидению выступления детей детского сада, где дети поют, танцуют, читают стихи, инсценируют сказки, играют в детском оркестре. Можно порекомендовать передачи ТСТ «Товарищ», «Будильник», выступления детского коллектива «Задумка», передачи на канале «Культура» и другие.

Телепередачи требуют воспитания в детях культуры и умения смотреть и слушать. Просмотр передач должен быть специально организованным, а не служить фоном к еде, игре и другим занятиям. Это не может быть «между прочим» — такой просмотр приносит только вред: вырабатывается привычка рассеянного внимания, снижается интерес к музыке, пропадает желание слушать её, тем более слушать до конца. И главное – много и часто проводить время у телевизора недопустимо. Это вредно для здоровья, перенасыщает ребёнка впечатлениями, приучает его к поверхностному восприятию.

Зато глубоко осмысленные передачи готовят детей к посещению музыкальных театров, а позднее – когда они станут школьниками – лекториев детской филармонии. Уже с детьми дошкольного возраста можно посещать музыкально-танцевальные спектакли коллектива «Задумка», сказки в постановке «Театра Оперы и Балета», «Драматического театра»

Театр своими руками

Театрализованные игры пользуются неизменной любовью у детей. Занятия детей в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление. Кукольный театр благоприятно влияет на развитие эмоциональной сферы малыша, заряжает его радостью, положительными эмоциями. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Детям нравится играть, особенно со сверстниками. Игра для них — дело серьезное, но в то же время веселое. Дети с удовольствием играют в кукольный театр.

Какие же бывают куклы и как их сделать?

Куколки на пальчик.

Игра с пальчиками – первый шаг, знакомство с первой игровой условностью. Это первый театр, не требующий больших затрат времени и финансов для изготовления атрибутов.

Возьмите лист бумаги шириной 5-7 см, примерно по длине вашего указательного пальца. Если кукловодом будет ребенок, то соответственно лист бумаги должен быть меньше.

Сворачиваете бумагу рулончиком прямо на пальце и склеиваете.

Дальше — раскрашиваете, украшаете аппликацией, бисером или палетками.

Обязательно сделайте отличительные признаки персонажей: королю — корону, деду — бороду и усы, ну а бабке — платочек… Играть такими куколками-рулончиками интересно и одному, и целой компанией. Надеваете на палец… и вы уже не мама, а капризная принцесса! Еще такие артисты очень удобны для сказок с большим количеством персонажей. Каждый палец — отдельный герой. Так можно поставить «Репку», «Теремок», «Зимовье зверей».

Театр на столе.

Именно на нем и разыгрываются представления.

Сначала вырезаете из журнала приглянувшиеся картинки и наклеиваете их на картон для прочности. Фигуры должны быть не больше 10 см в высоту.

Возьмите половинку от внутреннего футляра шоколадного яйца. На каждой сделайте сверху щель ножом. В эту прорезь вставьте картинку на картоне. Герой новой сказки готов!

Так можно создать целую семью: маму, папу, малыша, снабдить их необходимыми предметами обихода. Сделайте на таких же подставочках изображения детской кроватки, колясочки, стола… Любая журнальная иллюстрация пойдет в дело! Такие актеры и декорации прочно стоят на столе, и их можно свободно передвигать. А то, что в вашей сказке не будет традиционных бабки-дедки, пожалуй, и лучше: сможете сами вместе с ребенком сочинить новую сказку, с новыми действующими лицами.

Конусные куклы.

Возьмите лист тонкого картона или ватмана, сверните конусом (диаметр основания 7-10 см). Склейте или скрепите степлером. Установите, чтобы он прочно стоял на столе. Это будет туловище будущего героя.

Сверху на конус приклеиваем голову. Ее изображение может быть двойным: вид спереди и вид сзади. Эти две половинки склеиваем между собой, а внутри, между ними, — вершина конуса. К конусу прикрепите ручки-ножки, усики-рожки. Объемные куклы сложнее хранить. Они легко мнутся, их нужно аккуратно сложить в коробку, а плоские фигурки можно снять с подставочек и хранить даже в конверте.

Для представления с такими куколками можно смастерить даже декорации — простую ширму, сделанную из 3-4 плотных листов картона большого формата (А4 или A3), соединенных между собой «гармошкой» с помощью скотча или лейкопластыря. Он эластичный, прочный, отлично клеится и не шуршит при открывании и закрывании ширмы. На листы наклейте скотчем прозрачные папки-файлы в виде кармашков.

Перчаточные куклы.

Можно их сшить самим, а можно — взять обычную перчатку, у которой потерялась пара.

Для головы подойдет шарик от пинг-понга с отверстием для указательного пальца. С помощью перманентного маркера изобразите на нем лицо, повяжите платочек или приклейте универсальным клеем шевелюру из шерстяных ниток. Если делаете лицо человечка, вместо шарика можно взять небольшой клубочек, обтянутый светлой тканью. Если хотите получить меховую мордашку, можно клубочек не обтягивать, а просто подобрать по цвету: мишке — коричневый, а зайке — белый или серенький. Здесь главное — аксессуары: платочек для старушки, косички для девчушки и т.п.

Можно саму перчатку оставить такой, какая она есть, а можно сверху надеть рубашечку или юбочку. Такие куколки обязательно полюбятся малышу, они ведь как живые: двигаются, у них явно есть характер, они разговаривают и ведут себя почти как люди. Наденьте такого «актера» на руку, и почувствуете, что говорите-то вовсе не вы. Это кукла заставляет вас произносить слова, танцевать и петь. Только прислушайтесь!

Работа над созданием игрушки вместе с ребенком очень увлекательна. Игрушка сделанная ребенком, пусть с помощью взрослого, является не только результатом его труда, но и творческим выражением индивидуальности ее создателя. Она особенно дорога ему, с ней гораздо увлекательнее изображать героев сказок, песенок, небольших рассказов.

Не жалейте времени на домашние постановки — результат будет стоить того, ведь для детишек это будет настоящий праздник.

Проявите свою фантазию! Устройте ребенку настоящий праздник. Смастерите вместе с ним настоящий театр.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: