Методическое пособие для детей дошкольного возраста: Лэпбук «Изучаем правила дорожного движения»


Что такое лэпбук по ПДД для дошкольников

Понятие лэпбук собрано из двух английских слов: lap (колени) + book (книга). Такая интерактивная развивающая книга нужна для сбора и организации информации по какой-либо теме. Каждый lapbook индивидуален. Его структура может быть произвольной, в зависимости от пожеланий ребенка, уровня его знаний по теме.

Основные преимущества такой книжки для ребенка:

  • Привлекательный внешний вид, который вызывает интерес и является стимулом к изучению содержания.
  • Большой объем информации, представленной в сжатой форме, легкой для освоения и запоминания.

Папка-машинка, созданная воспитанниками ДОУ

Лэпбук по ПДД для детского сада призван ознакомить воспитанников разных возрастных групп с правилами дорожного движения, знаками и обозначениями на дороге, проиллюстрировать примеры опасного и безопасного поведения вблизи проезжей части, помочь ребенку усвоить эти правила и не растеряться на месте. В детсаду лэпбук может быть изготовлен в виде общего стенда или папки для каждого ребенка.

Лэпбук «Правила дорожного движения»

Лэпбук «Правила дорожного движения»

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Я начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети.

Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые

Лэпбук по ПДД в ДОУ: изготовление

Основу справочного лэпбука создает воспитатель, а структуру и отдельные элементы — ребенок совместно с родителями, мастерами из детского садика и другими детьми. При помощи красочного lapbook ребенок сможет легко понять, структурировать и запомнить важные определения и правила, усвоить ранее изученный материал. Основой лэпбука может служить картонная папка для хранения документов или сложенный лист картона.

Элементы внутреннего наполнения пособия можно распечатать в виде шаблонов или изготовить самостоятельно. Внутреннюю часть папки в виде 2-3 листов формата А3 или А4 обклеивают цветной бумагой или бумагой для скрапбукинга. В произвольном виде наклеивают кармашки, мини-книжечки, блокнотики и др. В отдельный конвертик целесообразно поместить важные ПДД, другие элементы папки заполнить загадками, ребусами, стихами и играми.

Дополнительная информация! Обложку и титульный лист лэпбука можно украсить тематической картинкой или рисунком, объемной аппликацией. Внутри папки можно наклеить декоративные элементы в виде фигурок из фетра или бумаги.

Содержание

В ходе создания и наполнения лэпбука ребенок проявляет свои творческие способности, эстетический вкус, применяет полученные на занятиях теоретические навыки, группирует материалы по определенным признакам, лучше понимает и запоминает информацию.

Дидактическое пособие с различными элементами

Лэпбук по ПДД в ДОУ может содержать следующее:

  • карточки;
  • конвертики (стандартные, фигурные) и кармашки;
  • домики с открывающимися ставнями;
  • фотографии и рисунки;
  • схемы и таблицы;
  • маленькие книжки (со страницами и гармошки);
  • подвижные элементы (вращающиеся круги).

Примеры лэпбуков по ПДД

Перед началом работы над lapbook нужно наметить, что должен узнать и усвоить ребенок в процессе занятия с книжкой, какие элементы разместить, в какой последовательности.

Например:

  • Правила поведения дошкольника на дороге и вблизи проезжей части;
  • дорожные знаки и указатели;
  • виды транспортных средств;
  • знакомство с формой регулировщика и его инструментами;
  • стихи, посвященные ПДД;
  • викторина по ПДД;
  • тематические загадки.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ДО

Обратите внимание! Правила поведения на дороге можно подать в стихотворной форме, легкой и увлекательной для ребенка.

На карточках — изобразить транспортные средства. Ребенок должен распределить их по кармашкам, в каждый — определенный вид транспорта (спецтехника, наземный, ж/д, воздушный, водный). Задача — развить навыки классификации, познакомить с новыми понятиями.

Для знакомства с дорожными знаками и указателями, ребенку можно предложить раскрасить их изображения, разгадать загадки и ребусы. На каждой карточке напечатать текст загадки. Также подготовить карточки с изображениями — ответами. Все материалы распределить по конвертикам. Воспитатель читает текст загадки, а при правильном ответе ребенка показывает картинку.

Такая активность способствует следующему:

  • тренировке памяти;
  • развитию сообразительности;
  • освоению ПДД в игровой форме.

На одном из листов можно поместить красочное изображение регулировщика с описанием элементов его формы и инструментов (жезл и свисток), привести стихотворение о представителе этой профессии. Викторина может быть посвящена правилам дорожного движения, сигналам светофора, дорожным знакам или разметке.

Пример красочной листовки

Материалы

Для изготовления обучающей наколенной книги понадобятся самые доступные материалы:

  • папка формата А3 или А4;
  • картон;
  • бумага для скрапбукинга;
  • белая и цветная бумага;
  • фетр;
  • клей для бумаги;
  • скотч;
  • маркеры;
  • акварельные краски и фломастеры;
  • степлер;
  • безопасные ножницы.

Важно! В ходе работы ребенок должен использовать материалы и инструменты под присмотром взрослого.

Материалы для творчества

Методическое пособие для детей дошкольного возраста: Лэпбук «Изучаем правила дорожного движения»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

«Центр развития ребёнка -детский сад № 180 «Остров сокровищ»

Методическое пособие для детей дошкольного возраста:

Лэпбук «Изучаем правила дорожного движения»

Воспитатель:

Барыкинская Эльвира Владимировна

Краснодар, 2020г.

Дидактическое пособие по правилам дорожного движения для детей младшего и среднего дошкольного возраста: Лэпбук «Правила дорожного движения»

Лэпбук- новое средство обучения, которое соответствует новым требованиям и целям обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС.

Лэпбук (lapbook)

-в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» ( lap–колени, book-книга). В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков, и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Создание лэпбука является одним из видов совместной интерактивной деятельности взрослого и детей. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка исследовательской деятельности.

Почему же именно лэпбук я решила использовать в своей работе с детьми?

Актуальность.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы и методы работы в своей педагогической деятельности. Вот и я решила использовать в своей работе совершенно новое методическое пособие – лэпбук.

Лэпбук выглядит как интерактивная книга, информация в которой представлена в виде кармашков. Яркие картинки которые, привлекают интерес детей к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Лэпбук имеет прямоугольную форму. Содержание его может меняться, дополняться новой информацией по мере усвоения детьми предложенного материала. Изготовленный мною лэпбук «Павила дорожного движения» помогает закрепить и систематизировать ранее пройденный материал, а также помогает работе детей в самостоятельной деятельности.

Материал для лэпбука и папки передвижки подобраны по всем образовательным областям: речевое развитие (загадки, стихи, пословицы, картинки с различными ситуациями на дорогах для ответов детей, как бы они поступили в данной ситуации); познавательное развитие (ребусы, дидактические игры: «Светофор», «Отремонтируй светофор?», пазлы); художественно – эстетическое развитие (раскраски); социально – коммуникативное развитие (кроссворды с названиями дорожных знаков).

Описание лэпбуков

Содержание наколенных книжек зависит от возраста и уровня подготовки ученика.

Для средних групп 4-5 лет

Задача лэпбука по ПДД для средних групп ДОУ — познакомить дошкольников с правилами дорожного движения для пешеходов и водителей, составными частями дороги, дорожными знаками и указателями для всех участников дорожного движения.

Важно! Пособие призвано вызвать у ребенка интерес к теме, познакомить с важными правилами в привычной для него игровой форме.

В процессе работы с лэпбуком ребенок будет тренировать и развивать речь, память, коммуникацию с другими участниками коллектива.

Папка может содержать следующие разделы:

  • карточки с правилами дорожного движения;
  • виды транспорта в картинках;
  • стихи о ПДД;
  • несложные загадки (тексты + картинки);
  • лабиринты (для построения безопасного пути от дома до ДОУ);
  • карточки-раскраски (дорожный знак, транспортное средство);
  • тематические пазлы из нескольких деталей;
  • игры с элементами физической активности.

Карточки с ПДД лучше расположить в кармашке, в центральной части книжки. Цель раздела — закрепить знания ребенка младшего возраста по ПДД, донести информацию о необходимости проявлять бдительность и осторожность вблизи автомобильного шоссе, не теряться и четко знать, как и где можно пересекать проезжую часть. Цель загадок по теме — развитие сообразительности, способности соотносить текстовое описание и изображение предмета, обогащение речи.

Суть игры «лабиринты» — составление безопасного маршрута из точки А в точку Б при помощи фишек или пальчиков с комментариями ребенка. Цель — развитие сообразительности, логики, внимания, мелкой моторики, речи.

Как быстро научить завязывать шнурки детям «бантиком»

Обратите внимание! Для большей эффективности занятия следует менять вид деятельности.

Например, можно устроить игру между двумя командами: водителями и пешеходами. Воспитатель или воспитанник берет из конвертика заготовку — сигналы светофора и показывает одно из изображений. В зависимости от цвета участники игры идут либо стоят на месте. Цель — развитие памяти, быстроты реакции, координации движений.

Для старших групп 5-6 лет

Обратите внимание! Цели создания наколенной книжки для детей 5-6 лет — систематизировать знания по теме, донести важность сигналов светофора, научить классифицировать дорожные знаки, развивать внимание, самостоятельность, осторожность.

Конвертики с заданиями и играми в соответствии с возрастом воспитанников ДОУ:

  • значение сигналов светофора;
  • дорожные знаки и их значение;
  • виды транспорта (классифицировать, найти лишний);
  • загадки;
  • раскраски (закрепление знания по теме, развитие мелкой моторики, аккуратности);
  • стихи на тему ПДД;
  • ребусы и кроссворды;
  • вопросы (определить правильность/неправильность действий на дороге);
  • пазлы;
  • игра «ситуации на дороге» (педагог озвучивает ситуацию, а дети ее разыгрывают на макете автодороги с использованием игрушечных человечков или животных);
  • лево-право (расположить распечатки транспортных средств в соответствии с направлением движения);
  • найди отличия (до 10 позиций);
  • подвижная игра (дети выполняют определенные действия по сигналу светофора);
  • визуальная информация (подборка развивающих видео и мультфильмов по теме ПДД).

Для подготовительных групп 6-7 лет

Воспитанники подготовительных групп могут не только совершенствовать свои знания в области ПДД, но и активно участвовать в сборе и систематизации информации.

Цель создания тематической папки — закрепление полученных знаний, осознание важности безопасного поведения на дороге и вблизи нее, готовность к пересечению проезжей части как по регулируемому, так и по нерегулируемому переходу, научить предотвращать опасные ситуации и четко действовать при необходимости. В пособие можно включить все вышеперечисленные элементы, усложнив их и разнообразив содержание.

Важно! Благодаря привлекательному внешнему виду и продуманной структуре лэпбука, дети легко и в непринужденной форме пополняют свой багаж знаний.

Папка для детей старшего возраста

Лэпбук по ПДД для старшей группы ДОУ

  • 2 июля 2016

Конкурс «Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС»
Номинация «Использование лэпбука в педагогической деятельности воспитателя дошкольного учреждения»

Представляю вашему вниманию лэпбук, изготовленный для старшей группы на тему ПДД. Безопасность детей на дороге в первую очередь зависит от взрослых. Недостаточно просто рассказать, что у светофора три цвета, а переходить дорогу нужно только на зеленый сигнал. Самое важное – это личный пример и наличие знаний, опыта.

Чаще всего Правила дорожного движения очень сложно привить, потому что они не увлекают ребенка, они ему не интересны. Поэтому предлагаю вам дидактическое пособие для обучения детей Правилам Дорожного Движения!

Актуальность: обусловлена статистикой роста детского травматизма на дорогах.

Тематическая папка формата А4 является дидактическим пособием для закрепления у детей знаний о ПДД. На страницах папки размещены кармашки, в которых собрана информация по данной теме, с учётом интересов детей. Данное дидактическое пособие является развивающим средством обучения, содержит материал для организации коллективной творческой деятельности, коммукативных развития детей, игровые технологии.

Цели лэпбука:

  1. Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения.
  2. Закрепить знания о светофорах и сигналах, дорожных знаках, о правилах перехода проезжей части.
  3. Развивать наблюдательность, внимательность, мышление.

Задачи лэпбука:

Образовательные: Познакомить детей с правилами дорожного движения, правилами перехода проезжей части, дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов; учить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать.

Развивающие: Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге; стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.

Речевые: Развивать связную речь детей, расширять и активизировать активный и пассивный словарь детей.

Воспитательные: Воспитывать навыки личной безопасности, чувство самосохранения, чувство ответственности.

Содержание лэпбука

В лэпбуке собраны материалы о ПДД для развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста. В него входит 8 развивающих заданий:

1. Кармашек «Соображалка» (викторины по ПДД, постоянно обновляются).

2. Кармашек «Угадай знак».

3. Кармашек «Назови транспорт».

4. Кармашек «Ребусы»(постоянно обновляется).

5. Кармашек «Дорожные знаки» (пазлы постоянно обновляются).

6. Кармашек «Раскраска Правила Дорожного Движения».

7. Кармашек «Загадки по ПДД» (постоянно обновляются).

8. Кармашек «Городок Светофорик» (собери бумажный городок: дорога, дома, транспорт, пешеходы, дорожные знаки).

Автор: Зайцева Елена Викторовна, воспитатель Васильевского МДОУ Шуйского района, Ивановская область, село Васильевское. Стаж работы в ДОУ 4 года,общий педжагогический стаж 20 лет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: