Урок кубановедения «Мои любимые занятия» план-конспект урока (1 класс) на тему


Методический комментарий к урокам кубановедения в 1 классе (стр. 1 )

Методический комментарий к урокам кубановедения в 1 классе

Программа курса «Кубановедение» в 1 классе является пропедевтическим для изучения программы 2-4 класса. Он включает в себя как краеведческий материал, так и материал, направленный на развитие кругозора в целом.

Тематика первого года обучения состоит из 4 разделов. Последовательность изучения разделов не случайна: изучение начинается с того, что уже хорошо знакомо ребенку – семья, любимые занятия родных, изучение своего имени – это то, что позволяет не только плавно ввести ребенка в мир «Кубановедения», но и обеспечивает процесс мягкой адаптации первоклассника в школе. Второй раздел посвящен введению ребенка в школьную жизнь, когда ребята знакомятся с традициями школы, с особенностями поведения в ней, с основными формами сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Тематика третьего раздела направлена на изучение родного города (села, станицы и т. п.). При организации занятий в рамках изучения данного раздела важно спланировать как можно больше экскурсий, походов, путешествий, встреч с интересными людьми, чтобы сформировать у детей широкое представление о своей малой родине, основываясь на их собственном опыте. Четвертый раздел посвящен развитию внимательного и бережного отношения к окружающей природе. Подобная последовательность изучения разделов позволяет реализовать ведущий принцип организации обучения в начальных классах – от частного к общему.

ПРОГРАММА

I
класс (33 часа)
Я И МОЯ СЕМЬЯ

(8 часов)

Ближайший мир ребенка – семья. Состав семьи. Фамилии, имена, отчества членов семьи. История своего имени. Обязанности ребенка в семье, забота о других членах семьи. Семейные традиции, обычаи, праздники, реликвии.

НАША ШКОЛА

(8 часов)

Знакомство со школой. Название (номер), адрес школы. Школьные помещения и их назначение. Уважение к труду работников школы. Традиции школы, знаменитые ученики и учителя школы. Взаимоотношения между учениками в школе. Правила поведения в школе и их необходимость. Определение своего поведения в школе.

РОДНОЙ ГОРОД (СЕЛО, СТАНИЦА, ХУТОР)

(9 часов)

Населенный пункт, в котором живет ребенок, его название, важнейшие предприятия, учреждения культуры, достопримечательности. Преобладающие профессии людей родного города (села, станицы, хутора). Улица, на которой я живу. История названия. Правила поведения на улицах города, в транспорте, общественных местах и культурных учреждениях.

БУДЕМ ЖИТЬ В ЛАДУ С ПРИРОДОЙ

(8 часов)

Красота природы родного края. Разнообразие растительного мира. Значение растений в жизни человека. Комнатные растения, разнообразие форм, красок комнатных растений. Их значение в жизни человека. Разнообразие животного мира. Домашние и дикие животные, их отличие. Значение в жизни человека. Отношение человека к растениям и животным. Определение своего отношения к растениям и животным.

Методический комментарий

к учебнику — тетради «Кубановедение» для 1 класса

Содержание учебника — тетради соответствует основному минимуму содержания общего образования по курсу «Кубановедение», программе курса «Кубановедения». Данное учебное пособие предназначено для индивидуальной работы.

Основной целью первого года обучения данному предмету является развитие внимательного отношения к тому, что непосредственно окружает ребенка: его семья, родные, близкие люди, одноклассники, родная улица, животные и растения, которые встречаются каждый день – все то, что является составляющими понятия Родина. Важно заинтересовать детей изучением предмета «Кубановедение» через развитие эмоционального восприятия ребенка, научить в ставшем уже обычным для него окружении видеть необычное и удивляться.

В каждой из четырех тем содержательно можно выделить несколько линий:

1. Образовательная: дети непосредственно получают знания, закрепляют их, выполняя задания. В основу положен принцип проблемного обучения. Достаточно много заданий, направленных на активизацию исследовательской деятельности учащихся.

2. Воспитательная: постоянное акцентирование на бережном отношении к тому, что тебя окружает. Особое внимание следует уделить воспитанию учащихся в процессе формирования коллектива.

3. Развитие психических процессов: в пособие включена система заданий, направленных на развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения. Достаточно много заданий на развитие речи учащихся. Задания под знаком «Обсуди с учителем и одноклассниками» требуют от учителя организации дискуссии, в ходе которой мог бы высказаться каждый. При этом важно научить детей не только высказывать собственное мнение, но и уметь слушать других. Как можно чаще следует обращаться к жизненному опыту детей.

К тетради рекомендуется завести альбом для творческих работ либо файловую папку для каждого ребенка, куда он мог бы складывать рисунки, сочинения, а также те материалы, которые могут быть найдены в ходе поисковой деятельности. Все рисунки в тетради рекомендуется делать цветными карандашами. Целесообразно систематически организовывать выставку творческих работ учащихся и ее обсуждение.

Далее дается небольшой комментарий к каждой изучаемой теме, на основании которого учитель по своему усмотрению может выстроить урок, исходя из индивидуальных особенностей учащихся своего класса, из территориального месторасположения и возможностей ОУ.

Урок 1

.
Знакомство с предметом кубановедение.
Данное занятие рекомендуется проводить в первую неделю обучения детей в школе, когда происходит знакомство детей со всеми школьными предметами. Следует обсудить с детьми название предмета, полистать учебное пособие, рассмотреть обложку, иллюстрации, сделать предположения о том, что будет изучаться в течение года. Отдельное внимание стоит уделить обращению губернатора Краснодарского края к первоклассникам. Можно также обсудить с детьми, какие школьные принадлежности будут необходимы на уроках кубановедения.

Изучение данного предмета возможно представить детям как путешествие по родному краю. В качестве сопровождающих можно взять с собой казачка с казачкой, изображенных под условными обозначениями рядом с картой-схемой Краснодарского края. Это не является обязательным компонентом уроков, но если вводить их как сквозных героев, то они должны быть не праздными гостями на уроках, а инициаторами игр, проблемных ситуаций и т. п.

Особое внимание необходимо уделить изучению картой-схемой, изображенной на стр. 2 – 3. Она географически точна и рисуночно включает в себя содержание всех четырех тем, поэтому к ней можно будет возвращаться в ходе изучения той или иной темы в течении всего года.

Уроки 2 – 3.
Будем знакомы! История моего имени.
На данных уроках целесообразно использовать психологические и ролевые игры. Так, например, быстрому запоминанию имен одноклассников и сплочению коллектива помогут игры:

— «Имена». Дети становятся в круг. Первый ребенок называет свое имя, второй называет имя первого и свое, третий – имя первого, второго и свое и т. д. Играть в эту игру можно для начала по рядам, либо разделившись на группы – мальчики и девочки, где задействовано меньшее количество детей. Данную игру можно провести в виде соревнования – чей ряд окажется самым внимательным.

— «Алфавит». Надо определить, на какие буквы начинаются имена в классе. В соответствии с этим, дети разбиваются на группы и получают различные задания: изобразить предметы, начинающиеся на «свою» букву (все остальные дети отгадывают загаданные предметы); определить имена, в которых самое большое (или самое маленькое) количество букв.

— «Я знаю пять имен мальчиков (девочек)». Эту игру можно предложить во время физминуток, прыгая или шагая, а на каждый прыжок (шаг) называть имя.

— «Нет такого имени». Игра проводится в форме соревнования по рядам. Дети по очереди называют имена. Нельзя называть имена детей, сидящих на этом ряду. Побеждает тот ряд, где дети ни разу не ошиблись.

— «Паутина». Необходимые материалы: клубок ниток. Инструкция: «Сядьте в один большой круг. Если к вам в руки попадает клубок, то у вас появляется возможность сообщить нам свое имя и что – нибудь рассказать о себе. Может быть, кто – нибудь из вас захочет рассказать о своей любимой игрушке, о том, что у него лучше всего получается, или о том, чем он любит заниматься в свое свободное время. У вас есть минутка, чтобы подумать, что вы хотите рассказать нам о себе. Если ничего не хочется говорить о себе кроме имени, то можно просто взять нить в руку, а клубок перебросить тому, у кого в руке еще нет нити». Игру может начать сам учитель. Таким образом, клубок передается от ученика к ученику, пока все дети не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. После этого нужно будет распустить паутину. Для этого каждый ребенок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени и, может быть, пересказывая его рассказ о себе. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется обратно к учителю.

Получить полный текст

Работа в тетради (стр. 4). Дети составляют о себе небольшой текст. Работу может проводиться как устно, так и письменно (при условии что учащиеся умеют писать хотя бы печатными буквами). Целесообразно предложить ребятам рассказать о том, как их называют ласково дома, обсудить, как хотелось, чтобы их имя звучало в классе. Можно посчитать, сколько детей имеют одинаковые имена и договориться, как их различать при обращении. В рамке нужно нарисовать свой автопортрет, а потом прокомментировать рисунок: например, какое у тебя на рисунке настроение, чем занимаешься, о чем думаешь. Это дает не только для ребенка возможность выразить себя, но и для учителя провести диагностику психологического состояния данного ребенка в целях последующей его коррекции, поиска индивидуального подхода к каждому. Интерпретацию данного теста лучше провести совместно с психологом. Данная интерпретация предложена Р. Бернсом (США, Институт человеческого развития, г. Сиэтл):

Голова.

Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии, или недовольство своим интеллектом. Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.

Глаза.

Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно предполагают самопоглощенность.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: