урок «Местное самоуправление» план-конспект урока (9 класс) на тему


ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.6. Местное самоуправление.

5.6. Местное самоуправление.

ПЛАН.

  • Местное самоуправление. Сущность понятия.
  • Функции местного самоуправления.
  • Принципы местного самоуправления.
  • Формы участия населения в МСУ.
  • Полномочия органов МСУ.
  • Отличия МСУ и местной власти.
  • Законодательные основы местного самоуправления.
  • Из Конституции РФ о МСУ.

Местное самоуправление (МСУ).

Местное самоуправление — организация деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью.

Местное самоуправление – самостоятельная, под свою ответственность, деятельность населения по решению вопросов местного значения: управление муниципальной (общественной) собственностью данной территории, организация коммунально-бытовых и социально-культурных услуг.

Функции местного самоуправления.

Функции – основные направления муниципальной деятельности, полномочия.

  • Обеспечение участия населения в решении местных дел (укрепление муниципальной демократии).
  • Создание условий для развития соответствующей территории.
  • Управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов.
  • Обеспечение потребностей населения в коммунально-бытовых, социально-культурных и других услугах.
  • Охрана общественного порядка.
  • Защита интересов и прав МСУ, закреплённых Конституцией РФ.

Принципы местного самоуправления.

  • Самостоятельность решения населением всех вопросов местного самоуправления через органы местного самоуправления
  • Многообразие организационных форм местного самоуправления.
  • Организованное обособление МСУ в системе управления обществом и государством: органы МСУ не входят в систему государственной власти, структура МСУ определяется населением самостоятельно.
  • Соблюдение прав и свобод граждан.
  • Законность в организации и деятельности МСУ.
  • Гласность деятельности МСУ.
  • Коллегиальность и единоначалие в деятельности МСУ.
  • Соответствие полномочий МСУ материально-финансовым ресурсам (МСУ должно иметь право на достаточные материально-финансовые средства, необходимые для осуществления своих функций).

Формы участия населения в МСУ.

1.Непосредственное:
  • участие в муниципальных выборах
  • участие в местных референдумах, собраниях, сходах граждан
  • внесение в органы МСУ проектов нормативно-правовых актов местного значения и др.
2.Через органы МСУ:
  • представительный орган (совет, дума, муниципальный комитет и др.) избирается городским или сельским населением;
  • исполнительный орган: мэр, староста, глава администрации и т.д. (выбирается непосредственно населением или представительным органом МСУ) и возглавляемая им администрация (отделы здравоохранения, образования, финансовый отдел и др.)

Полномочия органов МСУ.

Полномочия представительного органа:
  • осуществляет правотворческую деятельность в объёме полномочий МСУ;
  • утверждает местный бюджет и отчёт о его исполнении;
  • устанавливает местные налоги и сборы;
  • утверждает программы развития соответствующих территорий;
  • осуществляет контроль за деятельностью главы МСУ.
Полномочия исполнительного органа МСУ:
  • осуществляет управление муниципальным хозяйством;
  • распоряжается имуществом и объектам муниципальной собственности;
  • разрабатывает местный бюджет и несёт ответственность за его исполнение;
  • осуществляет регулирование земельных отношений.

Законодательство МСУ допускает создание по месту жительства граждан (микрорайоны, кварталы, улицы) органов территориального самоуправления (советов микрорайонов, уличных, домовых комитетов и т.д.)

Отличия МСУ и местной власти.

МСУМестная государственная власть.
Не входит в систему государственной власти.Входит в систему государственной власти.
Существует на общественных началах.Существует на деньги налогоплательщиков.
Выборные органы власти.В большинстве случаев назначаемые органы власти.
Имеют сроки полномочий.Если назначаемы, то срок полномочий не установлен.
Относится к институтам гражданского общества.Относится к государственным институтам.
РЕШЕНИЯ обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями, организациями, а также органами МСУ, местной власти и гражданами.

Законодательные основы местного самоуправления.

  • Конституция РФ (ст. 3, 12 и гл. 8)
  • Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г.
  • Муниципальное право.

Муниципальное право РФ – это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления.

Из Конституции РФ о МСУ.

Ст.3, п. 2 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»

  • органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст.12);
  • Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст.131);
  • Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (ст. 131);
  • Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (ст.132);
  • Конституция РФ гарантирует (ст. 133): судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления; Компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; Запрет на ограничение прав местного самоуправления.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Обществознание. 9 класс Тема: Местное самоуправление

Тема: Местное самоуправление в ОГО.

Цели:

Познакомить с понятием, признаками, решением вопросов местного самоуправления на примере Озерского Городского Округа.Развивать навыки работы в группах при принятии решений, умения слушать других.Воспитывать активных граждан страны, готовых брать на себя ответственность.

Ход урока.

Блиц-опрос

Местное самоуправление в Озерске необходимо?ДанетНеобходимо ли в школе самоуправление?Данет

Тема, цели урока

Главный круг вопросов, касающихся понятия «Гражданское общество», его взаимосвязи с государством и отношениями между людьми мы разобрали на прошлом уроке. Сегодня мы познакомить с понятием местное самоуправление, признаками местного самоуправления, решением вопросов местного самоуправления на примере Озерского Городского Округа.

Давайте ещё раз вспомним определение «гражданское общество»

Гражданское общество — совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и коллективные) интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни.

Это не контролируемая государством сфера жизни граждан страны.Гражданское общество и государство (органы власти. армия, милиция, чиновничество и т.п.) никогда не сливаются в нечто единое.Работа над понятиямиМестное самоуправлениеПонятие местного самоуправления относительно недавно вошло в современную отечественную политическую терминологию. Впервые слова «местное самоуправление» в качестве официального юридического термина появились в 1990 году в союзном Законе «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР».

Конституция РФСтатья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В Европейской Хартии

(Страсбург, 15 октября 1985 г.)

о местном самоуправлении п.1 ст.3, которой, закрепляет, что под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.

Федеральный закон

от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 4 августа 2000 г., 21 марта 2002 г.)

ст.2 самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти; децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ. система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. – Википедияэто — деятельность, точнее, самодеятельность граждан.

ПРОТИВОРЕЧИЕ:

В современной России местное самоуправление относится к институтам публичной власти, а не гражданского общества, вместе с тем отрицает государственно-правовой характер местного самоуправления. Почему?

Документы:

Конституция РФЕвропейская Хартия (Страсбург, 15 октября 1985 г.)Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ»Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»подзаконные нормативные актыУказ Президента РФ от 26 октября 1993 г. №1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 22 декабря 1993 г.)Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации, утвержденные Указом Президента РФ 15 октября 1999 г. №1370Постановление Президиума ВС РФ от 31 мая 1993 г. N 5071-I «Об установлении подчиненности закрытых административно-территориальных образований»;Постановление Правительства от 27 июня 1996 г. «О некоторых мерах по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления»;Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 65 «О Федеральном реестре муниципальных образований в Российской Федерации» и мн. др.Следующий по иерархии источник, в котором содержатся организационно-правовые нормы территориального местного самоуправления – уставы муниципальных образований.Еще один источник, в котором могут быть затронуты полномочия органов территориального местного самоуправления– специальные договора и соглашения.

Определяются следующие принципы:

1. Самостоятельность органов местного самоуправления.

2. Активное участие населения в решении местных вопросов.

3. Многообразие форм его осуществления.

В чём польза местного самоуправления для общества?

1. Совершенствование местного с/у обеспечивает привлечение населения к управлению и тем самым способствует дальнейшему развитию демократии.

2. Вовлечение граждан в решение местных проблем влияет на развитие их самосознания, побуждает к активной деятельности.

3. Местные нужды лучше всего знакомы самим жителям.

4. Местное самоуправление развивает в гражданах самостоятельность, энергию и предприимчивость, они перестают ожидать всех благ от правительства, привыкая полагаться на самих себя.

5. Местное самоуправление связывает администрацию с народом. Наряду с частными интересами у гражданина появляются общественные.

6. Местное самоуправление является серьёзной подготовительной школой для государственных деятелей высших категорий, которые через него знакомятся с социальными проблемами рядовых граждан.

7. Развитие самоуправления открывает гражданам возможности принимать на себя ответственность за решение насущных задач, не полагаясь на федеральную власть, что в конечном итоге приводит к становлению гражданского общества.

Работа по группам

Каждая группа разрабатывает проблему и ее решение.

В конце урока снова блиц – опрос.

Подведение итогов.

Конспект урока обществознания в 9 классе «Семейные правоотношения»

Индивидуальная работа.

Ответы по понятиям «семья» и «брак»: членов семьи связывает брак, общий быт, взаимная забота, взаимопонимание, воспитание детей, а брак порождает взаимные юридические права и обязанности супругов.

Ответы: гражданский брак, фиктивный брак, церковный брак

Класс делится на 4 группы.

1 группа выясняет разницу между этими видами брака и находит определение понятия «ЗАГС».

Гражданский брак – это официальный, законный брак (а не фактический, как думают многие)

Фиктивный брак – брак, заключённый без намерения создать семью, а только из корыстных побуждений (например, получить возможность проживать в квартире супруга). Такой брак признаётся недействительным.

Церковный брак – это венчание в церкви.

Различие состоит в том, что только гражданский брак, т.е. государственная регистрация порождает

юридические права и обязанности супругов.

ЗАГС – запись акта гражданского состояния.

2 группа работает со схемой и текстом учебника на с. 144-145 и выявляет условия и порядок заключения брака.

Запись в тетради условий

Вступления в брак (взаимное добровольное согласие, достижение брачного возраста, отсутствие других браков, отсутствие близкого родства, дееспособность) и порядка заключения брака (совместное письменное заявление, назначение даты регистрации брака – через месяц после подачи заявления, в день регистрации вручается «Свидетельство о заключении брака»).

3 группа на основе текста учебника на с. 145-147 и Семейного кодекса РФ выясняет, что такое семейные правоотношения? каковы права и обязанности супругов?

Семейные правоотношения – это урегулированные нормами семейного права общественные отношения, выраженные в правах и обязанностях членов семьи и возникающие из брака, родства и некоторых других оснований.

Работа с документом: Семейный кодекс РФ.

Статьи о правоотношениях супругов. 33-35, 37, 40, 42. Права супругов: свободный выбор фамилии, рода занятий, профессии, места жительства; совместное решение вопросов семейной жизни (материнства, отцовства, воспитания и образования детей и др.) Обязанности супругов: строить отношения на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Право на личную (раздельную) и совместную (общую) собственность. Личная собственность – это имущество, приобретённое до брака, полученное в дар или по наследству во время брака и вещи индивидуального пользования, за исключением предметов роскоши. Всё остальное имущество, нажитое супругами в браке, признаётся законом их общей совместной собственностью и именуется законным режимом имущества супругов.

Запись в тетради.

Договорный режим имущества супругов – это договор в период брака или до его регистрации, который может изменить законный режим имущества (заверить у нотариуса)

4 группа на основе текста учебника на с. 147-149 и Семейного кодекса РФ узнают правоотношения родителей и детей.

Рождение ребенка удостоверяется «Свидетельством о рождении», выданным органом ЗАГСа, где указаны ФИО, дата рождения и родители. Родители имеют право воспитывать детей (ст.63). Они должны обеспечить ребенку светлое детство и обеспечить получение основного общего образования. Родители в праве содержать детей и защищать их интересы, а также содержать (ст.64).

Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, получать от родителей заботу и надлежащее воспитание (ст.54,56). Ребенку принадлежит право выражать свое мнение (ст. 57) при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой и другими родственниками (ст.55). Имеет право на содержание от своих родителей.

10 лет – учет мнения ребенка должен быть обязательным.

14 лет – ребенок может обращаться в суд.

18 лет – полное совершеннолетие ребенка, при котором наступает полная дееспособность.

Результаты всех групп представляются в виде кластера.

Конспект лекции: Местное самоуправление: понятие, система, принципы осуществления

Государственная политика в области развития местного самоуправления основывается на КРФ, Европейской хартии местного самоуправления, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах РФ.

Местное самоуправление (один из важнейших демократических принципов организации и осуществления власти) – право и способность органов местного самоуправления (ОМС) регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.

Признаваемая и гарантируемая КРФ самостоятельная деятельность населения по решению непосредственно и через ОМС вопросов местного значения исходя из интересов населения. ОМС не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (вопросов непосредственного жизнеобеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования), владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (структура ОМС определяется населением самостоятельно).

Система местного самоуправления: городские, районные представительные органы; городские, районные исполнительные органы (администрация); волостные, сельские и поселковые выборные органы; органы территориального общественного самоуправления (комитеты общественного самоуправления, уличные, домовые комитеты).

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем: референдума, конференции, собрания (схода), выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные ОМС. Выборные и иные ОМС являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования (лица, осуществляющие службу – муниципальные служащие).

К ОМС относятся: выборные органы, образуемые в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. ОМС наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.

Представительный ОМС состоит из депутатов (численный состав определяется уставом). Компетенция: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, принятие планов и программ развития, установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Уставом могут быть предусмотрены должности главы муниципального образования (выборное должностное лицо), а также иные выборные должности лиц местного самоуправления. Глава и другие выборные должностные лица подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления. В уставе могут быть предусмотрены иные органы и должностные лица местного самоуправления. Глава и другие должностные лица могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.

Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести, достоинства. Срок полномочий – не менее 2 лет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: