ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.6. Местное самоуправление.
5.6. Местное самоуправление.
ПЛАН.
- Местное самоуправление. Сущность понятия.
- Функции местного самоуправления.
- Принципы местного самоуправления.
- Формы участия населения в МСУ.
- Полномочия органов МСУ.
- Отличия МСУ и местной власти.
- Законодательные основы местного самоуправления.
- Из Конституции РФ о МСУ.
Местное самоуправление (МСУ).
Местное самоуправление — организация деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью.
Местное самоуправление – самостоятельная, под свою ответственность, деятельность населения по решению вопросов местного значения: управление муниципальной (общественной) собственностью данной территории, организация коммунально-бытовых и социально-культурных услуг.
Функции местного самоуправления.
Функции – основные направления муниципальной деятельности, полномочия.
- Обеспечение участия населения в решении местных дел (укрепление муниципальной демократии).
- Создание условий для развития соответствующей территории.
- Управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов.
- Обеспечение потребностей населения в коммунально-бытовых, социально-культурных и других услугах.
- Охрана общественного порядка.
- Защита интересов и прав МСУ, закреплённых Конституцией РФ.
Принципы местного самоуправления.
- Самостоятельность решения населением всех вопросов местного самоуправления через органы местного самоуправления
- Многообразие организационных форм местного самоуправления.
- Организованное обособление МСУ в системе управления обществом и государством: органы МСУ не входят в систему государственной власти, структура МСУ определяется населением самостоятельно.
- Соблюдение прав и свобод граждан.
- Законность в организации и деятельности МСУ.
- Гласность деятельности МСУ.
- Коллегиальность и единоначалие в деятельности МСУ.
- Соответствие полномочий МСУ материально-финансовым ресурсам (МСУ должно иметь право на достаточные материально-финансовые средства, необходимые для осуществления своих функций).
Формы участия населения в МСУ.
1.Непосредственное:
- участие в муниципальных выборах
- участие в местных референдумах, собраниях, сходах граждан
- внесение в органы МСУ проектов нормативно-правовых актов местного значения и др.
2.Через органы МСУ:
- представительный орган (совет, дума, муниципальный комитет и др.) избирается городским или сельским населением;
- исполнительный орган: мэр, староста, глава администрации и т.д. (выбирается непосредственно населением или представительным органом МСУ) и возглавляемая им администрация (отделы здравоохранения, образования, финансовый отдел и др.)
Полномочия органов МСУ.
Полномочия представительного органа:
- осуществляет правотворческую деятельность в объёме полномочий МСУ;
- утверждает местный бюджет и отчёт о его исполнении;
- устанавливает местные налоги и сборы;
- утверждает программы развития соответствующих территорий;
- осуществляет контроль за деятельностью главы МСУ.
Полномочия исполнительного органа МСУ:
- осуществляет управление муниципальным хозяйством;
- распоряжается имуществом и объектам муниципальной собственности;
- разрабатывает местный бюджет и несёт ответственность за его исполнение;
- осуществляет регулирование земельных отношений.
Законодательство МСУ допускает создание по месту жительства граждан (микрорайоны, кварталы, улицы) органов территориального самоуправления (советов микрорайонов, уличных, домовых комитетов и т.д.)
Отличия МСУ и местной власти.
МСУ | Местная государственная власть. |
Не входит в систему государственной власти. | Входит в систему государственной власти. |
Существует на общественных началах. | Существует на деньги налогоплательщиков. |
Выборные органы власти. | В большинстве случаев назначаемые органы власти. |
Имеют сроки полномочий. | Если назначаемы, то срок полномочий не установлен. |
Относится к институтам гражданского общества. | Относится к государственным институтам. |
РЕШЕНИЯ обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями, организациями, а также органами МСУ, местной власти и гражданами. |
Законодательные основы местного самоуправления.
- Конституция РФ (ст. 3, 12 и гл.
- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г.
- Муниципальное право.
Муниципальное право РФ – это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления.
Из Конституции РФ о МСУ.
Ст.3, п. 2 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»
- органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст.12);
- Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст.131);
- Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (ст. 131);
- Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (ст.132);
- Конституция РФ гарантирует (ст. 133): судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления; Компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; Запрет на ограничение прав местного самоуправления.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Обществознание. 9 класс Тема: Местное самоуправление
Тема: Местное самоуправление в ОГО.
Цели:
Познакомить с понятием, признаками, решением вопросов местного самоуправления на примере Озерского Городского Округа.Развивать навыки работы в группах при принятии решений, умения слушать других.Воспитывать активных граждан страны, готовых брать на себя ответственность.
Ход урока.
Блиц-опрос
Местное самоуправление в Озерске необходимо?ДанетНеобходимо ли в школе самоуправление?Данет
Тема, цели урока
Главный круг вопросов, касающихся понятия «Гражданское общество», его взаимосвязи с государством и отношениями между людьми мы разобрали на прошлом уроке. Сегодня мы познакомить с понятием местное самоуправление, признаками местного самоуправления, решением вопросов местного самоуправления на примере Озерского Городского Округа.
Давайте ещё раз вспомним определение «гражданское общество»
Гражданское общество — совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и коллективные) интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни.
Это не контролируемая государством сфера жизни граждан страны.Гражданское общество и государство (органы власти. армия, милиция, чиновничество и т.п.) никогда не сливаются в нечто единое.Работа над понятиямиМестное самоуправлениеПонятие местного самоуправления относительно недавно вошло в современную отечественную политическую терминологию. Впервые слова «местное самоуправление» в качестве официального юридического термина появились в 1990 году в союзном Законе «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР».
Конституция РФСтатья 12
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В Европейской Хартии
(Страсбург, 15 октября 1985 г.)
о местном самоуправлении п.1 ст.3, которой, закрепляет, что под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.
Федеральный закон
от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 4 августа 2000 г., 21 марта 2002 г.)
ст.2 самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти; децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ. система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. – Википедияэто — деятельность, точнее, самодеятельность граждан.
ПРОТИВОРЕЧИЕ:
В современной России местное самоуправление относится к институтам публичной власти, а не гражданского общества, вместе с тем отрицает государственно-правовой характер местного самоуправления. Почему?
Документы:
Конституция РФЕвропейская Хартия (Страсбург, 15 октября 1985 г.)Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ»Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»подзаконные нормативные актыУказ Президента РФ от 26 октября 1993 г. №1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 22 декабря 1993 г.)Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации, утвержденные Указом Президента РФ 15 октября 1999 г. №1370Постановление Президиума ВС РФ от 31 мая 1993 г. N 5071-I «Об установлении подчиненности закрытых административно-территориальных образований»;Постановление Правительства от 27 июня 1996 г. «О некоторых мерах по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления»;Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 65 «О Федеральном реестре муниципальных образований в Российской Федерации» и мн. др.Следующий по иерархии источник, в котором содержатся организационно-правовые нормы территориального местного самоуправления – уставы муниципальных образований.Еще один источник, в котором могут быть затронуты полномочия органов территориального местного самоуправления– специальные договора и соглашения.
Определяются следующие принципы:
1. Самостоятельность органов местного самоуправления.
2. Активное участие населения в решении местных вопросов.
3. Многообразие форм его осуществления.
В чём польза местного самоуправления для общества?
1. Совершенствование местного с/у обеспечивает привлечение населения к управлению и тем самым способствует дальнейшему развитию демократии.
2. Вовлечение граждан в решение местных проблем влияет на развитие их самосознания, побуждает к активной деятельности.
3. Местные нужды лучше всего знакомы самим жителям.
4. Местное самоуправление развивает в гражданах самостоятельность, энергию и предприимчивость, они перестают ожидать всех благ от правительства, привыкая полагаться на самих себя.
5. Местное самоуправление связывает администрацию с народом. Наряду с частными интересами у гражданина появляются общественные.
6. Местное самоуправление является серьёзной подготовительной школой для государственных деятелей высших категорий, которые через него знакомятся с социальными проблемами рядовых граждан.
7. Развитие самоуправления открывает гражданам возможности принимать на себя ответственность за решение насущных задач, не полагаясь на федеральную власть, что в конечном итоге приводит к становлению гражданского общества.
Работа по группам
Каждая группа разрабатывает проблему и ее решение.
В конце урока снова блиц – опрос.
Подведение итогов.
Конспект урока обществознания в 9 классе «Семейные правоотношения»
Ответы по понятиям «семья» и «брак»: членов семьи связывает брак, общий быт, взаимная забота, взаимопонимание, воспитание детей, а брак порождает взаимные юридические права и обязанности супругов.
Ответы: гражданский брак, фиктивный брак, церковный брак
Класс делится на 4 группы.
1 группа выясняет разницу между этими видами брака и находит определение понятия «ЗАГС».
Гражданский брак – это официальный, законный брак (а не фактический, как думают многие)
Фиктивный брак – брак, заключённый без намерения создать семью, а только из корыстных побуждений (например, получить возможность проживать в квартире супруга). Такой брак признаётся недействительным.
Церковный брак – это венчание в церкви.
Различие состоит в том, что только гражданский брак, т.е. государственная регистрация порождает
юридические права и обязанности супругов.
ЗАГС – запись акта гражданского состояния.
2 группа работает со схемой и текстом учебника на с. 144-145 и выявляет условия и порядок заключения брака.
Запись в тетради условий
Вступления в брак (взаимное добровольное согласие, достижение брачного возраста, отсутствие других браков, отсутствие близкого родства, дееспособность) и порядка заключения брака (совместное письменное заявление, назначение даты регистрации брака – через месяц после подачи заявления, в день регистрации вручается «Свидетельство о заключении брака»).
3 группа на основе текста учебника на с. 145-147 и Семейного кодекса РФ выясняет, что такое семейные правоотношения? каковы права и обязанности супругов?
Семейные правоотношения – это урегулированные нормами семейного права общественные отношения, выраженные в правах и обязанностях членов семьи и возникающие из брака, родства и некоторых других оснований.
Работа с документом: Семейный кодекс РФ.
Статьи о правоотношениях супругов. 33-35, 37, 40, 42. Права супругов: свободный выбор фамилии, рода занятий, профессии, места жительства; совместное решение вопросов семейной жизни (материнства, отцовства, воспитания и образования детей и др.) Обязанности супругов: строить отношения на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.
Право на личную (раздельную) и совместную (общую) собственность. Личная собственность – это имущество, приобретённое до брака, полученное в дар или по наследству во время брака и вещи индивидуального пользования, за исключением предметов роскоши. Всё остальное имущество, нажитое супругами в браке, признаётся законом их общей совместной собственностью и именуется законным режимом имущества супругов.
Запись в тетради.
Договорный режим имущества супругов – это договор в период брака или до его регистрации, который может изменить законный режим имущества (заверить у нотариуса)
4 группа на основе текста учебника на с. 147-149 и Семейного кодекса РФ узнают правоотношения родителей и детей.
Рождение ребенка удостоверяется «Свидетельством о рождении», выданным органом ЗАГСа, где указаны ФИО, дата рождения и родители. Родители имеют право воспитывать детей (ст.63). Они должны обеспечить ребенку светлое детство и обеспечить получение основного общего образования. Родители в праве содержать детей и защищать их интересы, а также содержать (ст.64).
Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, получать от родителей заботу и надлежащее воспитание (ст.54,56). Ребенку принадлежит право выражать свое мнение (ст. 57) при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой и другими родственниками (ст.55). Имеет право на содержание от своих родителей.
10 лет – учет мнения ребенка должен быть обязательным.
14 лет – ребенок может обращаться в суд.
18 лет – полное совершеннолетие ребенка, при котором наступает полная дееспособность.
Результаты всех групп представляются в виде кластера.
Конспект лекции: Местное самоуправление: понятие, система, принципы осуществления
Государственная политика в области развития местного самоуправления основывается на КРФ, Европейской хартии местного самоуправления, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах РФ.
Местное самоуправление (один из важнейших демократических принципов организации и осуществления власти) – право и способность органов местного самоуправления (ОМС) регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.
Признаваемая и гарантируемая КРФ самостоятельная деятельность населения по решению непосредственно и через ОМС вопросов местного значения исходя из интересов населения. ОМС не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (вопросов непосредственного жизнеобеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования), владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (структура ОМС определяется населением самостоятельно).
Система местного самоуправления: городские, районные представительные органы; городские, районные исполнительные органы (администрация); волостные, сельские и поселковые выборные органы; органы территориального общественного самоуправления (комитеты общественного самоуправления, уличные, домовые комитеты).
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем: референдума, конференции, собрания (схода), выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные ОМС. Выборные и иные ОМС являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования (лица, осуществляющие службу – муниципальные служащие).
К ОМС относятся: выборные органы, образуемые в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. ОМС наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.
Представительный ОМС состоит из депутатов (численный состав определяется уставом). Компетенция: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, принятие планов и программ развития, установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.
Уставом могут быть предусмотрены должности главы муниципального образования (выборное должностное лицо), а также иные выборные должности лиц местного самоуправления. Глава и другие выборные должностные лица подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления. В уставе могут быть предусмотрены иные органы и должностные лица местного самоуправления. Глава и другие должностные лица могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.
Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести, достоинства. Срок полномочий – не менее 2 лет.