Ни дня без новостей!
Самые разные источники информации — газеты, радио, телеграф, телевидение, интернет, переписка и разговоры с другими людьми — подпитывают природное любопытство человека к тому, что происходит за стенами его дома. Иногда это спасает жизнь и здоровье (предупреждение метеоцентра о приближающейся природной стихии, призывы благотворительного фонда помочь больному). Негативная информация может побудить к неблаговидным поступкам, к мстительности, агрессии (распространяемые недоброжелателями слухи о семье, делах).
Человек стремится к новым знаниям для практического их использования в трудовых действиях.
Например: строитель хочет знать об особенностях нового для него инструмента, чтобы уметь им пользоваться; врач внимательно изучает инструкцию по применению лекарственного препарата; учитель регулярно читает профессиональную литературу. Сам процесс получения и передачи информации может стать развлечением: прямое общение с друзьями при встречах или по телефону, в соцсетях.
Искусственные источники
До конца 19 века единственным искусственным источником света являлся огонь, во всех его интерпретациях. Позже активно стартовало бурное развитие электрических источников света. За почти 130 лет их существования огонь был практически полностью вытеснен – появились керосиновые лампы, свечи. Они и теперь используются, когда случается авария на станции, когда внезапно пропадает освещение, для романтического вечера, для создания соответствующей обстановки. В турпоходах, когда разрядились фонарики, используют керосиновую лампу. Для более обширного освещения можно развести костер.
Костер – искусственный или естественный источник света? Следует разобраться. Пламя сгорающих сухих сучьев, а также пламя свечи, газовой горелки и так далее — это искусственные источники. Хотелось бы отметить одну особенность. Искусственными источниками света могут управлять люди.
Рассудим так: в принципе, костер горит самостоятельно, отдавая еще и тепло. Возле него можно греться, видеть в темное время суток друзей, сидящих напротив и поющих под гитару. Вроде костер — это естественный источник света. Он дает свой неотраженный свет, как Луна. Но тут начинает костер гаснуть, появляется необходимость подкинуть дров. Чем больше дров, тем больше пламя. Значит, им можно управлять. Более того, изначально костер создали сами туристы. А искусственными источниками называются те, что создал человек. Отсюда напрашивается вывод: костер – это всё-таки искусственный источник света.
Искусственным также являются технические устройства, самого разнообразного строения. Это лампы накаливания, прожекторы, электрические светильники и прочее. Существуют тела, которые не могут излучать самостоятельно, а источают отраженный свет, например, Луна.
Более детально рассмотрим, какие источники света являются естественными.
Информация — это что?
Ее потребитель живет в неизвестности относительно интересующего его познавательного материала до той поры, пока не получит необходимые сведения — информацию. Благодаря ей представления об окружающем становятся понятными, конкретными. Основатель теории информации К. Шеннон (США) считал, что информация — это устраненная неопределенность.
Этот термин имеет много объяснений в различных областях знаний, но единого толкования его не существует. В целом информация — это:
- сведения об окружающем;
- то, чем пополняются предположения человека о чем-либо;
- это производный продукт нашего организма, получаемый при использовании средств информации;
- это факты внешнего мира, значимые для индивида.
Внешнюю информацию воспринимают не только человек и другие организмы, но и созданная им специальная аппаратура.
Свойства информации
Любой предмет имеет собственные качества, которые могут или не могут быть изменены при стороннем на них воздействии. Человек хочет получать информацию, обладающую следующими свойствами:
- ценность и полезность — для решения стоящих перед ним задач;
- объективность и достоверность — в противном случае полученные сведения окажутся бесполезными, дезинформацией, и приведут к неправильному выбору средств, места, времени действий;
- точность, полнота — гарантируют применение достаточного объема усилий и средств;
- актуальность — своевременное поступление информации делает ее полезной и ценной.
Кроме того, полученные сведения должны быть краткими и понятными, что гарантирует их правильное использование.
Искажение свойств информации, или даже одного из них, может быть преднамеренным (с целью введения получателя в заблуждение).
Или невольным — из-за несовершенства средств передачи, из-за субъективного видения и оценки проблем и их деталей.
Получение сведений об интересующем объекте из дополнительных источников информации, появление более совершенных способов его изучения приводит к устареванию, частичному или полному обновлению знаний.
Где искать истину? О достоверности источников информации
Субъективная оценка автором степени достоверности источников информации (информационный шум) на основании сорокалетнего опыта научной работы такова.
Учебник, энциклопедия, база данных, толковый словарь. Здесь наиболее проверенные, устоявшиеся, тщательно отредактированные знания. Информационный шум в относительных единицах равен 1. Это устаревшие сведения и «ляпы». Например, во французской энциклопедии Larousse, в издании 1903 года которой была статья: «Иван Четвёртый, Царь Всей Руси, прозванный за свою жестокость Васильевичем». Над французами потешались все, однако и в отечественных энциклопедиях не обошлось без курьёзов. Это идеологические перевертыши. Такой «лженауке», как генетика, посвящена отдельная статья во втором издании Большой Советской Энциклопедии, однако писал ее академик Т. Д. Лысенко. Со всеми вытекающими последствиями вплоть до посадок и расстрелов. «Разгром менделизма-морганизма на августовской сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина вызвал злобу реакционеров от политики и науки во всем мире».
Оригинальная статья, обзор, специальная монография. Основные источники научной информации с системой перекрестных ссылок. Информационный шум — 3. Это ошибки экспериментов, не видные редакторам и рецензентам, новые непроверенные концепции.
Научно-популярный, познавательный журнал или книга. Цель такого рода изданий — заинтересовать обычного читателя, не владеющего специальными научными языками, побудить его к самостоятельному поиску знаний. Одна из причин, почему я пишу в ШколаЖизни.ру, именно в этом и заключена. В России наиболее авторитетны журналы «Природа», «Наука и жизнь», «Знание — сила», «Химия и жизнь». Любой сформировавшийся ученый скажет вам, что пришел в науку не без влияния таких источников. Информационный шум — 10, из-за потери строгости в результате популяризации знаний.
Средства массовой информации (СМИ). Информационный шум — 30. Телевидение, газеты, радио — это всего лишь эффективный способ формирования общественного мнения. Избрание в 2000 году президентом России В. В. Путина, человека к тому времени без общественного политического лица — феномен воздействия СМИ на россиян, невозможный в стране с развитыми демократическими традициями. Известный анекдот: «Отчего сгорела Останкинская башня? — От стыда за журналистскую ложь». Ложь сознательная — пиар, черный пиар. Ложь по необразованности журналистов. В 2000 году прочитал заметку в АиФ-Хабаровск «К морю с дозиметром» — имелось в виду Японское море. И ужаснулся. Шесть абзацев и шесть ошибок. Предложил написать опровержение. Ответ редактора: не напугаешь — не прочтут. Пришлось написать отдельную статью «Человек в радиоактивном мире».
В 1990 году я опубликовал заметку «Экология слова», в которой писал: «Экология — наука об отношениях животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. Печатное слово как минимум бифункционально. С одной стороны, это элемент окружающей среды, поскольку информационные потоки обволакивают человека подобно воздуху. Многие заболевают при недостатке информации. Но даже те, кто старается дышать реже (то есть не читать), все равно сталкиваются со словом в виде слухов, пересказов, обзоров газет на телевидении и радио. С другой стороны, слово — элемент языка, культуры. Загрязнение информационного пространства так же недопустимо, как и воды, воздуха и хлеба насущного».
Интернет. Информационный шум — 3−100, в зависимости от сайта. Например, Википедия — очень неровное электронное издание, в основном заботящееся о пресечении плагиата. Есть блестящие хорошо иллюстрированные статьи, а есть и откровенные ошибки, особенно в естественнонаучных статьях, которые приходится исправлять.
Реклама. Информационный шум — 1000. Это вообще не источник информации, так как цель — формирование потребностей, рынка, а не передача знаний.
Еще раз подчеркну, что цифры являются субъективной оценкой автора, но общая тенденция намечена.
Теги: современность, знания, СМИ, информационное пространство, истина, информация
Виды информации
В информатике способы хранения и шифровки, передачи и получения информации определяют ее вид:
- Графическая — сведения в виде нанесенных на поверхности, предметы изображений: рисунки, схемы, графики, фотографии, татуировка. Самый древний из всех видов информации.
- Текстовая — кодирование речи с помощью специальных символов — букв. Текст может быть печатным, рукописным, нанесенным с помощью инструмента на любую поверхность (русские берестяные грамоты, египетская клинопись на камне).
- Звуковая — существует с 1877 г., когда Томасом Эдисоном (США) был изобретен фонограф — устройство, записывающее и воспроизводящее звук: речь, музыку.
- Числовая, цифровая — используется для передачи информации о количественных характеристиках предметов (ширина, высота, объем, площадь, количество) с помощью символов в виде цифр.
- Видеоинформационная — появилась с изобретением кино — «живых картинок» — братьями Люмьер (Франция, 1895 г.).
Научная классификация видов информации:
- первичная, или объективная информация — состояния объектов, которые посредством контактирования передаются другим объектам и сохраняются в их составе;
- вторичная, или субъективная информация — прошедшая через человеческое сознание посредством словесных или зрительных образов, ощущений и запечатленная на носителе — бумаге, камне, холсте и другом.
Специфические ее виды связаны с чувственным способом получения: обонятельная, вкусовая, тактильная, зрительная, слуховая. Люди используют и смешанные виды информации, например, видеописьмо, кинофильм.
Источники и потребители информации
Новые знания, сведения современный человек получает по различным каналам (интернет, телевидение, радио периодическая печать). Основные источники информации, то есть ее поставщики — люди, события. Она поступает из государственных и иных учреждений, из научных, любительских сообществ, от отдельных лиц, и может носить официальный или неофициальный характер, быть открытой (предназначенной для всех) или закрытой (для небольшого круга специалистов), личной.
Потребители информации:
- социум — ему адресуется массовая информация, суть которой понятна большинству его членов (сообщения о событиях, постановления, указы);
- узкая группа специалистов, единомышленников, которым доступно понимание специфических сведений (иногда секретных), необходимых для их деятельности (например, научные работники, разведка);
- отдельные индивиды — данные носят приватный характер, интересны и полезны для одного человека.
Используемые источники информации разнообразны, могут быть живыми и неодушевленными (природные процессы, литература).
§ 3. ИСКУССТВЕННЫЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ. — презентация
§ 3. ИСКУССТВЕННЫЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Вот воробей купается в луже после дождя и радостно чирикает.
Наблюдая за птичкой, мы получаем и зрительную, и звуковую информацию. Лужа и воробей природные, то есть естественные источники информации для человека.
Грохочущий водопад, шелестящая листва, поющий соловей, воющий ветер всё это может быть, природными, то есть естественными источниками информации.
Природные явления – это естественные источники информации для человека.
Всё, что создано руками человека, может быть искусственным источником информации. Так, мамины духи это искусственный источник запаха для того, кто их нюхает.
Цветы, ягоды и фрукты являются источниками естественных запахов.
Картина, с изображённым на ней морем это искусственный источник зрительной информации для того, кто смотрит на картину, в отличие от того моря, которое является естественным источником зрительной информации.
Различные звучащие устройства, такие как звенящий колокол, гудящий пылесос, гремящий колёсами трамвай, радио, патефон, магнитофон, компьютер, могут быть искусственными источниками звуковой информации.
Телевизоры, газеты, книги, компьютер являются искусственными источниками зрительной и Звуковой или только зрительной информации для человека.
Устройства, созданные человеком, это искусственные источники информации для человека.
Не всегда можно отличить, из какого источника мы получаем информацию искусственного или естественного.
Например, бывает трудно определить, естественные или искусственные звуки мы слышим, если пение птиц или голос человека записаны на магнитную ленту, а потом воспроизведены с помощью магнитофона.
Главное, что мы должны понять и запомнить Всё, что создано природой, это естественные источники информации. Всё, что создано человеком, это искусственные источники информации. Человек творение природы, поэтому он естественный источник информации. Компьютер это искусственный источник ин формации, так как создан человеком.
Ответьте на вопросы Приведи пример естественного источника информации. Расскажи о нём. К какому виду источников информации можно отнести солнце и луну? Приведи пример искусственного источника зрительной информации. Источником каких видов информации является светофор? Приведи пример искусственного источника звуковой информации. Опиши его устно.
Почему их так много
Большое количество видов и форм источников информации объясняется спецификой и разнообразием запросов ее потребителей. Они обращаются за сведениями из самых разных областей научного знания — общественной, культурной, политической жизни. Это требует некоторых навыков поиска нужной информации:
- краткости и конкретности формулировки запроса;
- правильного определения ее источника;
- умений пользования справочной литературой, документами, техническими средствами, методами проведения устной беседы;
- фиксирования полученных сведений разными способами, дальнейшего их сохранения и обработки.
Анализ источников информации даст ответ на вопросы: насколько достоверной и ценной она будет (поверить, но проверить!), какому контингенту потребителей интересна.
Естественные источники света
К естественным относятся источники света, дарованные нам природой:
- Солнце;
- Луна. Правда, сама она не излучает, а только отражает солнечный свет, но это не мешает считать ее прекрасным, естественным источником света в ночное время. Кстати, из космоса наша Земля смотрится также, отражая солнечный свет;
- Звезды на ночном небосклоне;
- Метеориты, кометы, болиды;
- Полярное сияние;
- Разряды атмосферного электричества (гроза, молния);
- Объекты животного (глубоководные медузы, моллюски, планктон, лесные светлячки) и растительного миров (некоторые грибы), способные излучать свет.
Рис. 1. Примеры естественных источников света.
Информационная культура
Это понятие характеризует способность индивида или общества, отдельных его групп умело пользоваться современными средствами поиска, получения, обработки и использования информации. Она основана на знании ее основных и дополнительных источников, норм и правил взаимодействия в информационном поле, иностранных языков.
Как и поведенческая, информационная культура — один из показателей общей воспитанности человека. Она характеризует его этическое отношение к содержанию, качеству поступающей извне информации и целесообразности ее использования для самовоспитания и саморазвития.