Кукольный спектакль для старшего дошкольного возраста «Помощники»


Виды пальчикового театра

Наборы для театральных «пальчиковых постановок» могут быть самыми разными, при выборе важно отталкиваться от преследуемой цели (например, для одного раза подойдет и бумажный самодельный вариант), возраста и физиологических возможностей детей. Основные виды:

  • Бумажный/картонный. Самый простой, быстро изготавливаемый, но недолговечный.
  • Деревянный. Фигурки чем-то напоминают маленьких матрешек, стандартно они упакованы в тематические коробочки, которые пригодны для применения в качестве декораций.
  • Вязаный. Куклы выглядят «живыми», они очень мягкие и приятные тактильно.
  • Фетровый. Самый популярный на сегодня вариант. Многие мамы делают фигурки своими руками, привлекая к этому и детей (они могут обводить выкройки, рисовать глазки героям и т. п.). Персонажи из фетра получаются яркими, прочными, а сам материал комфортный в работе. Кроме того, считается, что его мягкая поверхность очень полезна для развития сенсорных ощущений.

Часто можно встретить тканевые варианты кукольного театра или свалянные из шерсти фигурки. В домашних условиях можно вместе с детворой слепить персонажей из пластилина, теста, любой другой эластичной массы – совместное с родителями творчество очень сближает. Как вариант – можно и вовсе снять с детских зубных щеток крышечки, которые часто изготовлены в форме голов животных, и сделать их героями своего импровизированного театра. Фантазию никто не отменял!

От театра кукол в детском саду к познанию себя в окружающем мире

Библиографическое описание:

Чеканова, О. Л. От театра кукол в детском саду к познанию себя в окружающем мире / О. Л. Чеканова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 136-137. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1514/ (дата обращения: 10.10.2020).
Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью детей и приносят огромное удовольствие организаторам постановок. Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому и воспринимают её как близкого друга. А если этот до сих пор безмолвный друг неожиданно оживает у них на глазах, сам рассказывает истории, поёт, смеётся и плачет – это зрелище превращается для них в настоящий праздник.

Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное и познавательное значение. В дошкольный период у ребёнка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия.

Кукольный театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников.

Роль кукольного театра в развитии ребёнка-дошкольника невозможно переоценить. Прежде всего, кукла помогает установить контакт с ребёнком, если он «закрепощён», эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Маленькая кукла вызывает меньше страха, опасений, и с ней ребёнок, особенно младшего возраста, быстрее идёт на контакт, нежели со взрослым. Дети, которые избегают прикосновений, скорее соглашаются дать руку и поздороваться с куклой, чем с педагогом. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром, с людьми. Это позволяет ребёнку-дошкольнику наиболее безболезненно пройти период адаптации к школе, новым педагогам, учебным программам, а зачастую, и к новому детскому коллективу.

Ознакомление с играющими куклами начинается уже в раннем возрасте. Надев на руку куклу – котёнка, собачку, петрушку, взрослый поёт (мелодичные звуки привлекают внимание малыша) потешку, попевку, шутку, подражает голосам разных животных, вызывает у ребёнка положительную эмоциональную реакцию, которая в свою очередь способствует раннему формированию у ребёнка эстетического вкуса, эмоциональных творческих потребностей.

В младших группах разыгрываются знакомые детям стихи, сказки, песенки с помощью настольного театра. Сказка «Репка», например, иллюстрируется с помощью плоскостных кукол. А с весёлым Петрушкой, даже не прячущимся за ширмой, дети охотно здороваются за руку, отвечают на его вопросы.

С детьми третьего и четвёртого года жизни разыгрывают простейшие сюжеты знакомых сказок, используя элементы костюмов и шапочки с силуэтами персонажей. Ребята охотно подключаются к драматизации сказки при помощи фланелеграфа, настольного и пальчикового театра.

Дети пятого и шестого года жизни уже, как правило, знают и любят кукольный театр, с большим желанием участвуют в инсценировках. Перед педагогом стоит задача побуждать дошкольников к самостоятельным театрализованным играм, к драматизации знакомых литературных произведений. Детей этого возраста уже можно обучать вождению кукол – петрушек и марионеток.

Опосредуя куклами взаимодействие с другими людьми, робкие дети начинают постигать процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, дети «примеривают» на себя разные модели социального поведения. Играя роль Волка или Медведя, ребёнок может выразить агрессию, играя роль Зайчика – осторожность, играя роль Петушка – решимость и храбрость. Этот опыт позволяет ребёнку впоследствии в различных жизненных ситуациях проявлять и терпимость, и настойчивость, и доброту.

Для ребёнка персонаж кукольного театра – это, прежде всего, игрушка. Ребёнок видит, как с помощью кукол разыгрываются спектакли и начинает понимать, что они созданы для того, чтобы «пересказать» содержание сказки. Примерно к среднему дошкольному возрасту ребёнок сам уже без помощи кукол пробует повторить и разыграть знакомую сказку. Активные дети всегда с удовольствием играют роли: надевают костюмы, говорят и действуют. Но для многих детей выйти на сцену – серьёзное испытание. Нередко от лица куклы ребёнок впервые отваживается произнести слова со сцены. Он психологически прячется за куклу.

В руках взрослого кукла — помощник в решении многих педагогических задач. С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, давать от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребёнка без риска вызвать его обиду или сопротивление. Такое использование персонажей наиболее эффективно в работе с детьми среднего и младшего дошкольного возраста.

В кукольном спектакле могут участвовать и взрослые и дети. Такая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивает интерес к литературе, музыке, театральному искусству, формирует эстетический вкус. Это большая возможность для педагогов осуществлять различные воспитательные, образовательные, нравственные задачи не назидательным способом, а непосредственно, не заметно для детей, которые, как правило, увлечены театральным действом.

Музыка в кукольных спектаклях звучит по ходу сюжета, когда персонажи поют, танцуют или просто слушают игру на скрипке, фортепиано, гармошке, свирели и др. Музыка вводится с целью создания определённого настроения, в качестве музыкального оформления. Однако в кукольном спектакле она не всегда носит вспомогательный характер. Зачастую музыка играет очень важную роль. На какое количество времени хватит внимания ребёнка – дошкольника, если он во время театрализованного действия неподвижно сидит на стуле? Не более чем на 10 минут. А если он принимает активное участие в спектакле, например, исполняя в роли зрителя какое-нибудь особо важное для успешного продолжения спектакля музыкальное произведение? Это количество возрастает в два (иногда и в три) раза! При этом формируются эмоциональная отзывчивость детей, навыки хорового пения и детского исполнительского мастерства (одно дело – петь для зрителей, и совсем другое – для самих артистов!).

Музыкальный репертуар для таких спектаклей готовится с детьми заранее на музыкальных занятиях, при этом детях необязательно знать, где он будет ими использован. Это поможет сохранить момент сюрпризности.

Насыщенность спектаклей эмоциональными и занимательными моментами также повышает заинтересованность детей. Коллективные сопереживания детей формируют у них зачатки социальных чувств и отношений.

Спектакли с участием кукольного театра займут определённое место в системе работы детского сада при условии:

— наличия и развития представлений и интереса детей к различным видам театра;

— овладения детьми правилами и приёмами театрализованной деятельности;

— серьёзного, искреннего, эмоционально – положительного отношения педагога к играм детей в театр.

Постановка кукольного спектакля с участием детей – дело очень трудоёмкое, требует больших эмоциональных затрат и творческой энергии как руководителей, так и самих актёров – детей. При этом очень важно учитывать несколько психологических факторов. Процесс выявления, обнаружения эмоций некоторых детей, когда он происходит в присутствии всей группы, необходим не только воспитателю, который использует его как условие изменения несоответствующей позиции ребёнка; этот процесс помогает дошкольникам понимать друг друга, заострять внимание на сильных и слабых сторонах характера сверстника, проникнуться его переживаниями. Атмосфера глубокого взаимопонимания – благоприятная почва для устранения неэтичных, эгоистических тенденций детей, воспитания отзывчивости, чуткости к добру и непримиримости к злу. Средствами влияния на чувства детей являются: целенаправленное взаимодействие с нравственно – противоречивыми персонажами, искреннее, эмоционально выраженное отношение самого педагога ко всем моментам сказки или ролевой игры и, наконец, активная позиция чутких, отзывчивых детей, которых всегда много в группе.

На первых порах педагогу очень трудно организовывать подобные представления, не сразу приходит умение быстро и творчески реагировать на эмоциональные отклики и актёров и зрителей, чётко ориентироваться в затруднительных моментах и абсолютно незаметно направлять весь спектакль. Но, когда это умение приходит, работа над постановкой спектакля доставляет огромное удовольствие не только детям, но и участвующим в нём взрослым.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: кукольный театр, ребенок, детский сад, кукла, кукольный спектакль, лицо куклы, музыка, педагог, помощь кукол, эстетический вкус.

Постановка кукольных спектаклей. Наблюдения

  1. Как оказалось, имея текст ролей в таком виде, когда у каждого персонажа его слова выделены жирным шрифтом, можно поставить любой спектакль с неизвестным заранее сценарием без подготовки. Это гораздо удобнее, чем вариант, где вначале каждой реплики указан ее автор. Все отлично справились со своими ролями, хотя и видели текст в первый раз. Играли как настоящие актеры и без единой репетиции.
  2. Как выяснилось, актеры-кукольники держали кукол низковато. Ширма для кукольного театра была довольно-таки высокой, дети сидели на тахте — низко, иногда они даже вставали, чтобы как следует разглядеть, что же происходит. То есть, руку с куклой нужно высовывать повыше. Думаю, ничего не будет страшного, если будет немного видна рука, это будет гораздо лучше, чем дети увидят только голову куклы.
  3. Загадки, рифмующиеся с неправильными ответами, оказались немного сложноватыми для малышей. Они подойдут для деток постарше. Хорошо, что каждую такую загадку по сценарию герои повторяли по нескольку раз да и бабушка малышам активно помогала.
  4. Когда я писала сценарий кукольного спектакля, мне показалось, что он очень длинный. Но в результате оказалось, что нет. Если ставить такой спектакль для детей постарше, можно в полтора раза удлинить сценарий. Для нашей аудитории продолжительность была в самый раз.
  5. Декорации можно вообще не делать. За ширмой было очень много народу, все ползали на коленках. Мне было очень трудно нормально перемещать декорации. Под конец дом, который был сделан углом, расклеился, народ занялся его починкой и чуть не пропустил свой «выход».
  6. А в целом спектакль, по-моему, понравился как зрителям так и актерам. Взрослым тоже иногда интересно поиграть.

Косякова Татьяна

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: