КОНСПЕКТ ЭКСКУРСИИ В ОСЕННИЙ ПАРК С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Зимняя экскурсия в парк

Зимняя экскурсия в парк. (конспект занятия для детей 5-7 лет)

Воспитатель старшей группы: Займенцева Александра Александровна

Поселок Лотошино Московская область

Тип: интеллектуально – развивающее. Вид детской деятельности: музыкально-художественная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская. Программное содержание: сформировать представления детей о состоянии деревьев и трав зимой, об их приспособленности к изменению условий зимней погоды; учить различать деревья по стволу и кроне, расширить представления о почках деревьев и их предназначении в жизни деревьев; вызвать интерес к изменению жизни растений парка, развивать умение находить почки, сравнивать почки разных деревьев, делать анализ и выводы, развивать наблюдательность; воспитывать бережное отношение к деревьям и эстетическое восприятие зимней природы. Планируемые результаты: развитие интегративных качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «способный управлять своим поведением и планировать свои действии на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения». Предварительная работа: рассматривание иллюстраций; чтение познавательной литературы; наблюдение за деревьями. Материал: лупы, план экологической тропы, почки тополя, вяза, палки, веточки тополя с почками, стол, карандаш, рейки. Словарная работа: бугорки. Ход занятия: В гости приходит Дядюшка Ау (хозяин тропы) Дядюшка Ау: Здравствуйте, ребята! На улице очень холодно – зима. Животным и растениям уже не живется так же хорошо, как летом. Я хочу пригласить вас в парк. Посмотрим, как живется в нем растениям и животным. Хотите посмотреть? Дети: Да Воспитатель: Ты заинтересовал нас, Дядюшка Ау, пойдемте, посмотрим Дети выходят, им путь преграждает пес Барбос. Пес Барбос: Рррррр, я пес Барбос, не пущу вас, пока не отгадаете загадки. Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки! Загадывай, пес Барбос. Пес Барбос: Слушайте внимательно. Запорошила дорожки, Разукрасила окошки И на санках прокатила..(зима) Какой это мастер на стекла нанес И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз) Пес Барбос: Молодцы, все загадки отгадали. Вот вам план, по которому вы дойдете до парка и не заблудитесь. До свидания! Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на план вместе с Дядюшкой Ау, туда ли мы попали. Дети изучают план. Дядюшка Ау: Правильно пришли. В парке красиво в любое время года. Какое сейчас время года? Дети: зима. Дядюшка Ау: А откуда вы знаете, что сейчас зима? Какие приметы зимы мы видим здесь? Дети: Небо серое, солнышко не греет, холодно, все покрыто снегом, деревья голые стоят, не слышно пения птиц. Воспитатель: Правильно. Все покрыто снегом, деревья голые стоят, не слышно пение птиц. А почему на деревьях нет листвы? Дети: Деревья сбросили листву и находятся в состоянии сна. Воспитатель: А как вы понимание выражение: «деревья спят»? Дети: На улице очень холодно, мало светит солнце, вода замерзла, и деревья в это время приспособились спать, так как не могут расти в таких условиях, но, как только станет тепло, они опять оживут. Воспитатель: Ребята, а как определить название дерева, когда на нем нет листвы? Дети: По коре ствола и строению коры. Воспитатель: Давайте подойдем к этому дереву. Вы узнали это дерево? Дети: Да, это тополь. Воспитатель: Посмотрите на него, что у него есть? Дети: Кора. Воспитатель: Какая кора у этого дерева? Потрогайте. Дети: она гладкая. Воспитатель: Какая она по цвету? Дети: серого цвета. Воспитатель: Куда тянется крона? Дети: Крона тянется вверх. Воспитатель: Какое это дерево по высоте? Дети: высокое. Воспитатель: Возьмите лупы и посмотрите на кору. Что вы видите? Дети: Есть трещины на коре. Воспитатель: Правильно. Дядюшка Ау: Ребята, вы покажите мне дерево клен? Дети: Да Дядюшка Ау: Посмотрите, что есть у этого дерева? Дети: Корень, ствол, крона. Дядюшка Ау: Посмотрите кору, какая она? Дети: гладкая, серая Дядюшка Ау: А у этого дерева крона как растет? Дети: в стороны. Дядюшка Ау: Ребята, пойдемте посмотрим на дерево вяз. Вы его мне покажите? Дети: Да Дядюшка Ау: Какая кора у вяза? Дети: темная, шершавая Воспитатель: Потрогайте и приглядитесь, что вы ощущаете? Дети: бугорки. Воспитатель: Посмотрите внимательно на кору через лупу. Что вы видите? Дети: Много трещин. Воспитатель: Чем отличается кора клена от коры тополя? Дети: у клена кора гладкая, а у тополя есть трещины. Воспитатель: Какая крона у вяза? Дети: Очень много тонких веточек Воспитатель: Чем отличается крона вяза от других деревьев? Дети: она очень шершавая Воспитатель: Теперь вы знаете, как можно различить деревья в зимний период. Дядюшка Ау: Сейчас, ребята, я вам покажу что-то интересное. Что вы заметили на ветках? Дети: Бугорки. Дядюшка Ау: А как вы думаете, что это? Дети: почки. Воспитатель: Давайте уточним, так ли это. Я каждому из вас дам по веточке и по палочке. Рассмотрите их и скажите, чем веточка отличается от палочки? Дети: ·на веточке есть почки, а на палочке нет. Воспитатель: Снимите варежку и раскройте почку на веточке. Дети рассматривают строение почки, обсуждают увиденное между собой. -Что такое почка? Дети: туго свернутые маленькие листочки. Воспитатель: Давайте рассмотрим почки внимательно. Какие они по размеру? Дети: маленькие. Воспитатель: Какие они по цвету? Дети: коричневые. Воспитатель: Какие они по форме? Дети: круглые. Воспитатель: посмотрите как почки расположены на веточке. А как вы думаете, почему они сверху покрыты коричневыми чешуйками? Дети: Они защищают нежные листочки от дождя, снега и холода. Дядюшка Ау: Ребята, а как вы думаете, почему ваши пальто не расстегиваются на ветру? Дети: Они застегнуты. Дядюшка Ау: А почему не расстегиваются чешуйки на ветру? Дети: они тоже как бы застегнуты. Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на чешуйки и свои слипающиеся пальчики. Что вы ощущаете, чем покрыты чешуйки? Дети: Чешуйки склеены специальной смолой. Дядюшка Ау: Теперь вы знаете, что за бугорки на ветках? Дети: да Дядюшка Ау: Что же это? Дети: почки Дядюшка Ау: Чем они покрыты? Дети: Чешуйками. Воспитатель: Внимательно посмотрите на почки. Одинаковые ли они на всех деревьях? Дети: разные Воспитатель: Чем отличаются? Дети: размером, формой. Дядюшка ау: Ребята, посмотрите, какие почки вы здесь видите? Дети: Крупные и маленькие, значит листья на деревьях разные – большие и маленькие. Воспитатель: Внимательно посмотрите вокруг и по форме определите, с какого дерева или куста взяты почки, которые мы сейчас рассматриваем? Дети рассматривают окружающие растения, находят это дерево. Воспитатель: Молодцы! Это дерево как называется? Дети: тополь Воспитатель: Летом вы видели его листья, а теперь запомните, как оно выглядит без них. Поищите, есть ли здесь еще такое дерево? А у вас почки были с какого дерева? Дети: Вяза Дядюшка Ау: Ребята, мы с вами видели разные деревья. Скажите, как они приспособились переносить суровые условия зимы? Как вы думаете, а где сейчас трава? Дети: погибли. Воспитатель: Вы думаете, что погибла. Давайте проверим. Дядюшка Ау: А у меня с собой есть лопатки. Мальчики, раскопайте снег до самой почвы. Воспитатель: Посмотрите, что вы видите? Дети: Трава не вымерзла. Воспитатель: какая трава по цвету? Дети: зеленая. Воспитатель: Снег для нее, как одеяло, не пропускает к земле сильный холод. Что осталось в почве живым? Дети: корни, семена. Воспитатель: А теперь засыпьте раскопанное место опять снегом, чтобы трава не замерзла. Ребята, сейчас мы с вами проверим, одинакова ли глубина снега в разных местах. Разделитесь по парам. Каждой паре я дам рейку и карандаш. Вы будите ходить по парку, втыкать рейку в снег в разных местах, стараясь достать до почвы, и рисовать карандашом черту, отмечающую уровень снега. Сейчас мы с Дядюшкой Ау вам покажем, как это сделать правильно. Один из вас держит рейку, другой – карандаш (показ). Старайтесь найти места, где снег очень глубокий, средний и где его почти нет Дети выполняют задание, которое заменяет физкультминутку. -Покажите палочки. Одинакова ли глубина снега в разных местах? Дети: Нет Воспитатель: Где лучше сохранится трава – где много снега, или там, где его мало? Дети: там где много. Воспитатель: конечно. Давайте полюбуемся красотой нашего парка. Посмотрите на деревья. Можно увидеть каждую веточку, как они прогнуты, переплетаются между собой. Посмотрите, как красиво зима укрывает деревья и кустарники. Как все блестит, как искрится на солнце. Как красиво вокруг! Эту красоту надо беречь. Зимой все ветки становятся хрупкими, с ними надо обращаться аккуратно, их нельзя ломать, весной и летом они будут радовать нас. Заготовила зима Краски все для всех сама, Полю – лучшие белила, Зорям – алые чернила, Всем деревьям чистые Блестки серебристые. Целый день зима кует На реке зеленый лед. (В. Фетисов) -Какое вам растение больше нравится? Дети: клен Дядюшка Ау: Ребята, я хочу поиграть с вами в игру: «К названному дереву – беги» Мы разделимся на три группы. Я назову подряд три дерева. 1-ая группа бежит к тому дереву, которое названо первым, 2-ая группа бежит ко второму, 3-я группа – к третьему. Слушайте внимательно: тополь, вяз, клен. Воспитатель: Молодцы! По каким признакам вы определили эти деревья? Дети: по коре дерева. Дядюшка Ау: Ребята, вам понравилось в парке? А что нового и интересного вы узнали? Дети: как узнать название дерева по коре. Дядюшка Ау: Какие молодцы! Мне пора уходить. До свидания, до новых встреч!

Список использованной литературы: Л.А. Егорова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет В.А. Шишкина «Прогулки в природу» М.: Просвещение, 2002 Т.А Шорыгина «Деревья. Какие они?» В. Фетисов «Заготовила зима»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: