Методика проведения
Достижению целей, на которые направлена гимнастика после сна, способствует сочетание 2–3 видов упражнений. При этом обычно комплекс объединяется единым сюжетом, то есть физическая нагрузка приобретает игровую форму. Смена комплексов проводится раз в месяц.
Таблица: картотека гимнастики пробуждения для старшей группы
Дата | Комплекс | Вид упражнений | Название | Описание | Время выполнения | |
Октябрь | «Прогулка в лес» | В кровати | «Потягушки» |
| 1 минута | |
«В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех) |
| 1 минута | ||||
Возле кроваток | «Вот нагнулась ёлочка, зелёные иголочки» |
| 1 минута | |||
«Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит» |
| 1 минута | ||||
«Дети в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (жёлуди) |
| 0,5 минуты | ||||
«Стоит Алёна, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан» (берёза) |
| 0,5 минуты | ||||
Дыхательное упражнение | «Лес шумит» |
| 1,5 минуты | |||
Ходьба по дорожке здоровья (массажному коврику). | 1 минута | |||||
Ноябрь | «Медведи в спячке» | В кроватках | Кто спит в постели сладко? Давно пора вставать. Спешите на зарядку, Мы вас не будем ждать! Носом глубоко дышите, Спинки ровненько держите. |
| 2,5 минуты | |
Отдельное упражнение | Возле кроваток | «Хлопушка» |
| 2 минуты | ||
Отдельное упражнение | Дыхательное упражнение | «Послушаем своё дыхание» |
| 1,5 минуты | ||
Ходьба по дорожке здоровья (массажному коврику). | 1 минута | |||||
Декабрь | Снеговик | В кроватках |
| 2,5 минуты | ||
Отдельное упражнение | Возле кроваток, сидя на стульчиках | «Согреем замёрзшие ножки после прогулки по снегу» |
| 1 минута | ||
Отдельное упражнение | «Рисуем ножками» |
| 1 минута | |||
Отдельное упражнение | Дыхательное упражнение | «Снежинки» |
| 1,5 минуты | ||
Ходьба по дорожке здоровья (массажному коврику). | 1 минута |
Видео: гимнастика после сна в старшей группе (упражнения в кровати)
Как сделать массажный коврик своими руками
Блок активных упражнений в прохладное время года выполняется в помещении на массажных ковриках. Эти тренажёры можно изготовить самостоятельно.
- Из губок: пришиваем губки шершавой стороной вверх в шахматном порядке на плотную ткань.
- Из пуговиц: деревянные пуговицы нашиваем на плотную ткань, выдерживая одинаковое расстояние.
- Из фломастеров: нашиваем использованные фломастеры на ткань, плотно прижимая их друг к другу.
- Из пластиковых пробок: делаем отверстие в пробках и пришиваем их к ткани.
Можно сделать коврик из плёнки с пузырьками, которую используют для перевозки техники. Но менять такие тренажёры придётся часто, так как упаковочный целлофан быстро выходит из строя.
Сделать массажный коврик можно своими руками
Видео: гимнастика после сна в старшей группе (упражнения на коврике)
Временной план занятия
Для поддержания интереса и сохранения эмоционального настроя следует придерживаться временных рамок выполнения каждого блока.
- Упражнения в кроватках — 1,5–2,5 минуты.
Гимнастика в кровати настраивает малышей на рабочий лад
- Активный блок (гимнастика возле кроваток) — 2–3 минуты.
- Дыхательная гимнастика — 1–2 минуты.
- Ходьба по массажным коврикам — 1 минута.
Задания комбинируются с учётом того, что вся гимнастика длится до 7 минут.
Таблица: конспект занятия «Гимнастика после сна в старшей группе с элементами массажа спины» (фрагменты), автор Ирина Гадяцкая
Структурный компонент занятия | Содержание |
Вводная часть | <�…Радостное пробуждение Гимнастика проводится в постели. Звучит спокойная музыка. Воспитатель: Объявляется подъем! Сон закончился — встаём, но не сразу, сначала давайте сделаем дыхательное упражнение:
Воспитатель: Ребята, я рада, что вы все проснулись! |
Основной этап | Воспитатель проговаривает слова и показывает детям движения, а дети повторяют за ним. Гимнастика «Великан и мышь».
<�…Воспитатель: А теперь, ребята, давайте встанем в кружок и сделаем друг другу массаж спины. (Дети встают в круг на расстоянии вытянутых рук). Массаж спины «Дождик»:
|
Видео: комплекс упражнений после сна
Фотогалерея: бодрящая гимнастика для старшей группы в картинках
В этом комплексе акцент делается на упражнения для коррекции опорно-двигательного аппарата
Тематику этих упражнений можно использовать при изучении фауны на занятиях по окружающему миру
Этот комплекс помогает автоматизировать умение ассоциировать картинки и слова
Очень актуальная тема для изучения темы животные и птицы
Первый после лета комплекс вкючает не слишком замысловатые упражнения
Упражнения с рифмовками особенно нравятся детям
В этих упражнениях малыш представляет себя сначала цветком, а потом бабочкой
Анализ гимнастики после сна
Любой структурный элемент образовательной программы детского сада регулярно анализируется. Что касается мониторинга гимнастики после сна, то он необходим для того, чтобы составить общее впечатление об эффективности мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья малышей, а также для того, чтобы оценить эмоциональный фон в группе. Схема анализа гимнастики разрабатывается методическим коллективом дошкольного учреждения с учётом специализации группы. Проводится такая работа ежемесячно, так как обычно комплекс разрабатывается на две недели-месяц. В начале аналитического отчёта указываются:
- название дошкольного учреждения и группы;
- имя педагога;
- дата проведения гимнастики;
- возраст детишек;
- количество малышей в группе.
Мониторинг методики бодрящей гимнастики необходим для определения эффективности использования тех или иных приёмов
Таблица: образец схемы анализа бодрящей гимнастики
№ п/п | Этап гимнастики | Перечень и описание упражнений | Временные рамки | Вывод (цели достигнуты или нет, соблюдён ли хронометраж, все ли дети справились) | Примечания |
1 | Начало подъёма, туалет | 3 минуты | … | … | |
2 | Упражнения в постели | … | … | … | |
3 | Упражнения возле кровати | … | 2 минуты | … | … |
4 | Дыхательные упражнения | … | 3 минуты | … | … |
5 | Хождение по массажным коврикам | … | 1 минута | … | … |
Распорядок дня напрямую влияет на жизнедеятельность ребёнка. Сон как режимный элемент структуры образовательного процесса в детском саду очень важен для здоровья малышей. Методика проведения гимнастики после дневного сна включает разработку комплекса упражнений, направленного на активизацию работы всех групп мышц, повышение настроения ребят, а также на создание оптимальных условий для продуктивного продолжения дня.
Зачем нужна гимнастика после сна
Для нормального протекания жизненно важных процессов в организме ребёнка необходимо грамотно организовать процесс пробуждения, то есть неспешный переход от состояния покоя к бодрствованию. В комплекс упражнений после дневного сна, который должен проводиться под негромкую медленную музыку и рифмовки, входят:
- потягивания;
- поочерёдные махи руками и ногами;
- элементы разминки для пальчиков;
- набор заданий на выполнение гимнастики для органов дыхания.
Основное правило проведения занятий после дневного сна — исключение резких телодвижений, чтобы предотвратить растяжение мышц, повышенную возбудимость и головную боль.
Процесс пробуждения должен быть постепенным, без рывков и громких звуков
Цели проведения упражнений
Сохранение и укрепление здоровья — это основная задача образовательно-воспитательного процесса в дошкольном заведении. Целями организации гинастики после сна являются:
- поднятие тонуса мышц;
- улучшение настроения;
- профилактика нарушений работы опорно-двигательного аппарата.
А также очень важно помочь выработать у ребёнка привычку разминаться после пробуждения.
Реализации поставленных задач способствуют:
- умеренные физические нагрузки;
- чередования холодных и тёплых воздушных ванн;
- водные процедуры (если такого рода закаливание предполагается программой дошкольного учреждения).
Обливания возможны только при условии наличия этого элемента программы закаливания в работе детского дошкольного учреждения