Устное и письменное выполнение упражнений в парах сменного состава
Как выполняются упражнения при традиционном обучении? В классе, на уроке, например, изучают однородные члены предложения: какими союзами они соединяются и перед какими союзами ставится запятая, а перед какими не ставится. Все это учитель разбирает со всеми учениками во время работы. Ученики дают свои примеры, анализируют их. Потом даются самостоятельная работа в классе и домашнее задание. В классе и дома ученики выполняют упражнения. Упражнения выполняются каждым самостоятельно, т.е. индивидуально, а проверяются опять же во время общеклассной работы. Взаимопроверка, даже если и практикуется, то она существенного значения не имеет. Упор делается на письменную работу, которая каждым учеником должна выполняться порознь (самостоятельно). Вот как примерно формулируется задание сразу же после знакомства с правилом об однородных членах предложения:
Упражнение №… Прочитайте. Спишите сначала предложения с однородными сказуемыми, потом — с однородными второстепенными членами предложения. И дальше даются предложения:
1. Зимой солнце светит, но не греет. 2. Весело и дружно работают ребята. И т. д.
Разве это задание нельзя выполнять совместно, работая в паре?
Вместе с напарником его выполнить гораздо легче. Чтобы сделать это упражнение, его вовсе не обязательно записывать. Достаточно сначала выделить устно все предложения с однородными сказуемыми, а затем также устно указать предложения с однородными второстепенными членами. К такой работе оба ученика могут, приступать одновременно. В этом случае, например, первый ученик (№1) читает первое предложение и говорит: «В этом предложении есть два однородных сказуемых: светит и греет». Далее включается второй ученик. И так, обсуждая вместе, они выполняют все упражнение. Переписывать это задание или не переписывать в тетрадь, может уточнить учитель.
Посмотрим еще одно задание из учебника.
Упражнение №… Составьте три предложения из данных слов:
- Охраняет, пионерский, пожаров, патруль, от, насекомых, вредных, лес, от, и.
- Школьники, корм, расчищают, животным, лес, заготавливают, и.
- Желуди, собирают, для, ребята, посадок, будущих, и, молодыми, за, дубками, ухаживают.
Первое предложение резберите по членам предложения и по частям речи.
Составить из перечня слов предложение, разобрать его по членам предложения и по частям речи гораздо лучше вдвоем, чем одному. Конечно, потом можно выполнить упражнение и письменно. Или в паре выполнить работу только с первым предложением, а остальные — порознь, но с последующей проверкой.
Анализ заданий и упражнений по авторским учебникам «Русский язык» подтверждает, что упражнения могут выполняться в парной работе почти все. Однако многие упражнения, в целях здоровьесбережения могут быть выполнены устно или в основном устно и только частично — письменно.
Почему акцент делается больше на устном выполнении упражнения? Да потому, что работа в паре — это в основном устное общение. Письмо требует уединения: кому нужно много писать, тот делает это обособленно, индивидуально.
Почти все упражнения можно выполнять в парах сменного состава, а в большинстве случаев это и целесообразнее.
Разумеется, при этом существенно меняется методика работы каждого ученика. Например, я выучил правило и выполнил к нему упражнение. Если после этого я начинаю работу с кем-то из моих учеников, то, естественно, я проверю, как он усвоил правило (теорию), и затем предложу ему выполнить вслух то упражнение, в котором я уже силен. Если мой партнер выполнил то же самое упражнение, то мы ограничимся только взаимопроверкой. Если же упражнения разные, то он выполняет новое для него под моим контролем, а затем другое упражнение выполняю, я под его контролем. Таково общее правило, но по каждому учебному предмету, по каждой теме оно конкретизируется до бесконечности разнообразно.
Решение задач и примеров в парах сменного состава
В принципе, любой пример и любая задача могут быть предметом совместной работы в паре. Но нужно, чтобы такая работа была эффективной. В каждом классе учитель, готовя своих учеников к совместной работе в парах, обучает их ставить вопросы друг другу, которые требуют умения вдумываться в условие задачи, анализировать ее состав и содержание, выполнять обоснованные действия с целью решить задачу.
Ученик, который уже знает, как решить задачу, ведет себя как учитель: «Прочитай условие задачи. Скажи, что известно в задаче. Что нужно найти? (Что в задаче спрашивается?) Как ты будешь это находить? Какое действие выполнишь первым? Что ты узнаешь?».
Если задача оказалась непосильной, то в данной паре этот ученик не будет выступать в роли учителя. Зато в следующей паре он становится «учителем» и знакомит партнера с решением этой задачи. Если он двум-трем ученикам объяснит, как решается трудная задача, то обогащается новыми приемами решения и задача перестает быть для него непонятной.
Памятка «Как работать на уроке в паре»
Что нужно узнать сначала, что потом? 5. Составь план решения. 6. Выполни решение. 7. Проверь решение и ответь на вопрос задачи.
Во времяперемен учащиеся не должны бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и вдругих местах, не приспособленных для игр. Когдаучитель входит в класс, учащиеся встают, приветствуют учителя. Подобным образучащиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий. 2. Во время,урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать других товарищей от занятийпосторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку делам! 3.
Он складывается фактически из двух результатов его участников, поэтому соответствие общего результата поставленной цели зависит от правильности выполненного задания каждым участником.
Результаты этого исследования подтолкнули российского педагога Милослава Балабана сделать вывод: школа, независимо от того, в какой стране она находится, учит успешно только 1 из 10 учащихся. Как бы мы ни старались — обучаются успешно только 10%. Почему?
Перед всеми ребятами в классе кладутся обратной стороной вверх карточки. На них написано по половине пословицы, например: на одной карточке «тише едешь», на другой — «дальше будешь». Парные карточки лежат в разных концах класса на разных вариантах. Задача ребят — найти нужного партнера и образовать пару.
Проследи по учебнику, как применяется данное правило. Сделай то же на своем примере. Если ты выполнял задание письменно, проверь написанное.
Тренинг можно усложнить. Первому варианту предложить карточки с загадками, а второму — с отгадками. Первый вариант остается на месте, а второй отправляется на поиски нужной загадки. Интересно использовать такой тренинг на уроках математики, где одному варианту предлагаются задачи, а второму — ответы.
Сопоставь изучаемый параграф с параграфом, в котором излагается похожий материал, изученный ранее. Найди в них сходное и различное.
Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.
Знакомство с заданием (1мин.)3. Распределение заданий внутри группы (15-20сек.)4. Выполнение заданий (3-6мин.)5. Обсуждение результатов работы в группе (2-3мин)6. Ответы участников группы.7. Оценка своей работы в личной карточке участника (20-30сек.)8. Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели.
Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. Работу в парах начинаю вводить в свою практику с первого класса. В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы. В одном классе учатся сильные, слабые, средние ученики.
Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну.
Методика взаимообмена заданиями
Эту методику разработал старший преподаватель кафедры высшей математики Красноярского университета, кандидат физико-математических наук Манук Ашотович Мкртчян; сначала он работал со студентами университете, а потом и с учащимися школ Красноярска. Методика применима при изучении различных учебных предметов. Читайте подробнее о взаимообмене заданиями.
Описание приема работы.
В классе выдаются карточки с заданиями двух видов. Каждый выбирает себе ту карточку, которая ему более понятна. Пары составляются из учащихся с разными заданиями. Тогда, работая в паре, они могут обменяться заданиями. Обмен осуществляется следующим образом: Иванов обучает Петрова, а Петров обучает Иванова. После объяснения каждый самостоятельно выполняет здание. Проверив друг у друга правильность решения задач, напарники расходятся. На этом их работа в данной паре заканчивается, и пара распадается. Каждый из них ищет себе нового напарника.
Разучивание стихотворений
Знание наизусть стихотворений, песен, художественной прозы представляет огромную духовную ценность. Но как организовать разучивание стихотворений в классе, на уроке? Обычно учат стихи каждый сам по себе. Некоторые любят произносить фразы вслух, тогда они лучше и быстрее их запоминают. Другие читают вполголоса, закрывают глаза, стремятся все воспроизвести. Но в классе 30-40 учеников, и чтение стихов вслух мешает работе. Не все в такой обстановке могут выучить наизусть стихотворение или какой-нибудь художественный текст. Однако многие учителя выработали способ изучения стихотворений и художественной прозы в парах сменного состава. Как это происходит?
Ученики могут разучивать стихотворения в парах сменного состава по-разному. Можно сразу дать 10-15 стихотворений, и класс все эти стихотворения учит наизусть одновременно. Для того, кто достаточно знаком с коллективной формой учебных занятий, в этом нет ничего особенного. Но мы начинаем с более простого случая, когда весь класс, все учащиеся учат только одно стихотворение. Для коллективных учебных занятий такой случай не является нормальным. Ученики должны иметь разные темы, разные задания, и только при этом условии возможна настоящая нормальная, коллективная работа. То, что все учащиеся класса учат одновременно одно и то же стихотворение, это дань традиционному обучению, пережиток группового способа обучения. Но в начальной школе, пока период переходный, с этим приходится считаться.
«Работа в парах на уроках в начальной школе, как средство формирования УУД»
Целями настоящих Правил являются создание благоприятной обстановки для обучения, безопасных условий пребывания в школе и на ее территории, воспитание уважения к человеческой личности и её правам, развитие навыков культурного поведения в обществе. Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.
Правила школьника 1. Как проснулся, так вставай, лени воли не давай! 2. Лепесток роса умыла, а тебя умоет мыло. 3. Понукания не жди. В школу вовремя иди. 4. Прежде, чем захлопнуть дверь, все ли взял с собой, проверь. 5. В школе, в классе не сори, сор увидишь, подбери. 6. Не таскай в кармане мела, это, милый мой, не дело. 7. Будь в одежде аккуратен, избегай и дыр, и пятен! 8.
По окончании обучения мы сразу же вышлем Вам электронный вариант документа об образовании и почтой отправим оригинал.
Традиционная школа направлена на решение двух основных задач. Во-первых, она должна вооружить учащихся прочными знаниями, во-вторых, подготовить к жизни, сформировав важнейшие умения и навыки. Развитие долгое время отодвигалось на второй план.
Таким образом, учебная работа приобретает личностный смысл; осуществляя в паре роли учителя и ученика; ребенок начинает чувствовать себя более компетентным и значимым, повышается самооценка, растет познавательная активность и мотивация. Мастер-класс «Работа в парах на уроках в начальной школе, как средство формирования УУД » Автор: Шевчук Наталья Петровна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №3» г. Красноперекопска .
Работа с текстом. Метод поабзацной проработки текстов (статей)
Методика, которую предложил А.Г. Ривин, является одновременно простой и сложной. Простой, потому что каждый ученик, прорабатывая свою статью (текст, задание), составляет простой план. Сложность заключается, в том, что ученик прорабатывает статью (текст) не один и не просто в паре, а работая с учениками по очереди. Если первый абзац (примерно 5—12 -строчек) он прорабатывает с одним учеником, то второй абзац (примерно такого же объема) он уже штудирует с другим, третий — с третьим и т. д. В чем заключается работа с первым партнером? Кто-то из учеников пары (любой) читает первый абзац текста и, затем, оба приступают к его анализу:
- о чем говорится в этом абзаце?
- какое заглавие ты предлагаешь?
- почему ты считаешь, что это заглавие выражает содержание абзаца?
- нельзя ли дать более точное заглавие?
Ученики при обсуждении заглавия иногда по нескольку раз перечитывают текст, спорят, отбрасывают одно заглавие и ищут другое, шлифуют словесную формулировку заглавия. То и дело возникает напряженная умственная потасовка, бой. При первой встрече прорабатывается только один первый абзац, записывается друг другу согласованное, во время обсуждения заглавие, и затем пара распадается, каждый находит себе нового партнера.
Как происходит работа с другим партнером? Сначала обмениваются тетрадями, спрашивают: «Слушать или рассказывать?» Если партнер отвечает: «Слушать», то, например, я как участник занятий должен положить статью (книгу) посредине и рассказать то, что проработал с первым партнером. Если что-то забыто, можно воспроизвести необходимое тут же по книге. Затем я спрашиваю: «Вопросов нет?». Если нет, то кто-то из нас читает вслух второй (следующий) абзац. Обсуждаем, подбираем наиболее адекватное заглавие и если я соглашаюсь, то мой сосед записывает это заглавие в мою тетрадь. После этого переходим к такой же, работе по тексту партнера. Закончив работу над очередным (вторым) абзацем, расходимся и вступаем в работу с третьим партнером. Обмениваемся тетрадями, выясняем, кто рассказывает, а кто слушает изложение содержания уже проработанных абзацев (частей), по своей статье, дальше опять — подыскивание и обсуждение заглавия (пункта плана), запись в тетрадь-владельца темы. Затем — работа по тексту напарника, сигнал об окончании работы в данной паре, переход и работа с новым партнером.
Организация совместной работы учащихся в парах и в группах на уроках математики
Важная воспитательная задача начальной школы — формирование у учащихся чувства коллективизма, товарищеской взаимопомощи. На решение этой задачи ориентированы многие воспитательные мероприятия, организуемые учителями начальных классов.
Определенными возможностями в этом отношении обладает такая форма организации учебной деятельности младших школьников, когда учащиеся объединены общими учебными целями, но каждый из них выполняет свою определенную роль в этой работе.
Основы формирующихся у учащихся личностных качеств закладываются в недрах тех отношений, которые возникают между учениками, между учениками и учителями в условиях учебной деятельности. Поэтому одна из целей современного образования заключается в том, чтобы научить детей осваивать мир, взаимодействуя друг с другом, сделать эту форму содержанием образования каждого ребенка.
В данной статье описан опыт организации совместной работы учащихся на уроках математики в начальных классах.
На одном из уроков учащимся 4 класса было предложено решить записанный на доске пример: 369х948–975172:2396
Сразу же после начала работы учитель, пользуясь часами, начал вслух отсчитывать время с интервалом в одну минуту. На решение всего примера большинством учащихся класса было затрачено 12 минут. После того как пример был решен, учитель обратил внимание на то, что в данном примере два действия из трех допускали параллельное выполнение. И если бы деление и умножение выполнялось одновременно двумя учениками, сидящими за одной партой, а последующее вычитание — одним из них, то время решения примера могло бы сократиться. Это предложение было решено проверить путем вычисления аналогичного примера: 896764:1958+893х652
Учитывая, что при совместной работе на ее продуктивность определенное влияние оказывает структура сложившихся в классе личных взаимоотношений, учащимся было дано право выбора себе товарища по работе по своему желанию. Часть учеников этим правом воспользовалась, поменяв свое место во время перемены.
Произведенный хронометраж показал, что время решения второго примера сократилось до 8 минут. После этого учитель предложил учащимся высказать свои суждения о форме учебной работы. Каково было мнение детей?
Большинство ребят поддержало целесообразность парной работы при выполнении трудных заданий. Ведь совместное решение примеров позволяет значительно экономить время. Учитель подводит детей к выводу, что перед решением примера нужно внимательно посмотреть на входящие в него действия и распределить их между собой не произвольно, а с учетом способностей каждого ученика. Ребята, выполняя свою часть работы, чувствовали ответственность не только за себя, но и за своего соседа. Работа в группах позволяет учащимся испытывать это чувство.
Кроме парной работы, учитель использует на уроках математики и работу группой в четыре человека. В этом случае учащиеся по своему желанию разбиваются на группы, и каждая группа садится за отдельный стол. Для решения предлагается задача, условие которой было записано на доске. Какие задачи более удобны для такой работы?
На основе опыта можно сделать вывод, что для работы группы в четыре человека целесообразно использовать не традиционные задачи из учебника, а нестандартные задачи, причем те из них, которые предполагают в процессе решения перебор различных возможных вариантов решения. В этом случае учащиеся могут предварительно распределить между собой предполагаемые варианты решения и проверить каждый из них. Можно проиллюстрировать это на примере.
«Среди шести старинных одинаковых по виду монет есть одна фальшивая — более легкая. Найди эту монету, пользуясь весами без гирь. При этом можно произвести не более двух взвешиваний».
Чтобы помочь учащимся выделить возможные варианты решения этой задачи, учитель обращает их внимание на то, что на каждую чашу весов первоначально можно положить разное количество монет.
1 вариант. На каждую чашу весов кладется по две монеты. Если весы остаются в равновесии, то фальшивая монета находится в числе оставшихся двух. Мы ее легко находим, положив эти монеты по одной на чаши весов (фальшивая та, которая поднимется вверх).
Если же весы не сохранят равновесие, то оставшиеся две монеты настоящие. Настоящие монеты и те, которые опустились на весах вниз. Убираем их в сторону. Монеты с другой чаши весов раскладываем на весы по одной. Это — второе взвешивание. Фальшивая монета та, которая поднимется вверх.
2 вариант. На каждую чашу весов кладется по три монеты. Одна из чаш весов обязательно поднимется вверх. Значит, фальшивая монета находится на этой чаше. Берем с этой чаши любые две монеты и кладем по одной на чаши весов. Третью монету пока откладываем в сторону. Если весы останутся в равновесии, то фальшивая монета та, которую мы отложили в сторону. Если же равновесие весов нарушается, то фальшивой будет та монета, которая поднимется вверх (ведь она более легкая).
Как видим, каждый из этих вариантов позволяет за два взвешивания найти фальшивую монету. Поэтому целесообразно посоветовать двум учащимся каждой четверки проработать вариант, когда на каждую чашу весов первоначально кладется по две монеты, а двум другим — вариант, когда на каждую чашу весов первоначально кладется по три монеты.
Как лучше осуществлять поиск решения? Это можно сделать, например, следующим образом: один из учеников вслух (негромко) проводит рассуждения, а второй внимательно слушает его и пытается найти в этих рассуждениях ошибку. Если найден верный вариант, то он выносится на обсуждение всей четверки.
После совместного обсуждения всех вариантов один ученик из четверки выходит к доске и объясняет всему классу найденный их группой вариант решения. Поскольку задачи такого вида имеют не одно решение, а у доски можно заслушать представителей нескольких групп, не исключено, что среди предложенных вариантов окажутся и ошибочные.
Опыт работы с учащимися в парах и в группах на уроках математики показывает, что как при парной работе, так и при работе четверками были учащиеся, которые, найдя правильный вариант решения задачи, стремились сразу же сообщить об этом учителю. Это потребовало выдвинуть следующее условие совместной работы: найденный способ решения должен уметь объяснить у доски каждый ученик из четверки. Только в этом случае один из них приглашался к доске. Использование этого приема помогло стимулировать учащихся к оказанию помощи своим товарищам.
Умение учащихся совместно работать (распределять между собой объем и последовательность учебной работы, обосновывать правильность или доказывать ошибочность различных вариантов решения задач, приходить на помощь товарищу в случае возникновения у него затруднений и т. д.) является эффективным средством решения ряда воспитательных задач. Такую работу можно проводить на уроках математики начиная уже с 1 класса, а также на внеклассных занятиях.
Совместная групповая или парная работа учащихся на уроках в начальных классах является эффективной формой организации учебной деятельности. Опасения, что организация совместной деятельности в парах или группах приведет к тому, что в парах и четверках будут активно работать только отдельные ученики, а остальные ограничатся пассивным присвоением результатов их работы, лишены оснований. В рамках совместной деятельности создаются благоприятные условия для развития у младших школьников таких важных качеств, как способность к осуществлению свободного выбора, контроля и оценки процесса и результата учебной деятельности.
Литература:
1. 2005 Яловец Т. В. Технология коллективного способа обучения в повышении квалификации учителя: Учебно-методическое пособие. — Новокузнецк: Из-во ИПК, 2005.
2. 2004 Дьяченко, Виталий Кузьмич. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. — М.: Народное образование, 2004.
3. 1998 Лагунова Людмила Ивановна «Обучаем друг друга на уроке. Организация работы учащихся в постоянных и переменных парах при обучении химии в школе. Методическое пособие», Тверь, Тверской областной ИУУ, формат А4, 70 стр., схемы, рисунки, таблицы- 78
4. 1998 Громыко Григорий Олегович «Образование как природосообразный процесс и как самоорганизующаяся деятельность», Schwerin, Германия, из-во Reinhard Thon, ISBN 3–928820–98–2, 26 стр., схемы, рисунки, таблицы- 3
Составление «Живых задач»
Чтобы составлять живые задачи в парах сменного состава, нужно предварительно заготовить два варианта заданий.
Например (1 класс):
1 вариант: Составьте «живую задачу» на сложение, используя числа 8 и 3.
2 вариант: Составьте «живую задачу» на вычитание, используя числа 8 и 11. Учитель раздает детям задания. Все ученики рассаживаются по парам с разными вариантами заданий.
Работа идет в следующем порядке:
каждый
- составляет и решает свою задачу в тетради;
- готовится объяснить ее решение своему партнеру;
- объясняет соседу решение своей задачи;
- слушает объяснение партнера и оценивает его.
По сигналу об окончании работы в данной паре дети меняются заданиями и переходят работать с новым партнером.