Конспекты уроков развития слухового восприятия и формирования произношения у детей с нарушением слуха с кохлеарным имплантом (4 класс)


Комплекс игр и упражнений для детей с нарушением слуха

КОМПЛЕКС ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

для детей с нарушением слуха

КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

для детей с нарушением слуха младшей (3-4года) группы

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Раздел программы «Физические упражнения и укрепление здоровья»

1. «Три стихии: земля, вода, воздух»

Цель:

развитие внимания.

Инструкция

. Играющие размещаются по кругу, ведущий называет слово:

«Земля» – играющие принимают положение: руки в стороны;

«Воздух» – играющие выполняют круговые движения руками назад;

«Вода» – выполняются движения, имитирующие волны.

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в кругу последним.

Методические указания.

Интенсивность игры регулируется темпом произнесения, ведущим слов-заданий.

2. «Запрещенный цвет»

Цель:

развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.

Инвентарь.

30 – 40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники и т.д.).

Инструкция.

По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу все играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета.
Методические указания.
Выигрывает тот, у кого их больше.

3. «Зеркало»

Цель:

развитие внимания и воображения, тренировка в запоминании последовательности движений.

Инструкция.

Играющие свободно располагаются на площадке и выполняют следующие задания: повторение одиночных движений вслед за ведущим. Играющие должны воспроизвести несколько движений в заданной последовательности. Ведущий называет животное, птицу, насекомое или рыбу, а игроки подражают движениям этого животного.

Методические указания.

Лучший игрок определяется общим голосованием и награждается призом или призовыми очками.

Раздел программы «Развитие мелкой моторики»

4. Лови шарик

Цели:

развивать моторику пальцев рук, развивать интерес к общению в игре, выполнять точно инструкцию взрослого.

Оборудование:

желобок, шарик.

Речевой материал:

шар, лови, кати, поймал, не поймал, упал, молодец.

Ход игры.

Педагог кладет шарик на желобок, говорит: «Будем играть! Смотри», — пускает шарик по желобку и обращается к ребенку: «Лови!». Если у ребенка не получается поймать шарик, педагог показывает, как это надо делать. После нескольких повторов ловли шарика ребенком педагог дает ему шарик и предлагает: «Кати!». Ребенок должен, подражая ранее виденным движениям педагога, прокатить шарик по желобку, а педагог — поймать шарик у другого конца желобка. Если у ребенка не получается прокатить шарик, педагог показывает, как это нужно делать, после чего ребенок вновь пробует самостоятельно осуществить прокат шарика по желобку.

5. Мозаики

Цели:

развитие мелкой моторики пальцев рук, обучение ориентировке на плоскости, умению подбирать цвета по подражанию педагогу или по словесной инструкции.

Оборудование:

плоские и объемные мозаики по количеству детей.

Речевой материал:

сложи узор, мозаика, рисунок, название предметов, изображенных на рисунке, названия основных цветов, там, рядом, слева, справа, один, одну, два, две, три, четыре, пять и т.д.

Ход игры.

Возможно несколько вариантов проведения. Можно предложить детям вслед за педагогом составлять определенный рисунок, узор. А можно просто дать детям возможность собирать по собственному желанию, развивая творчество, воображение. Можно предложить детям картинку с рисунком, узором и попросить их собрать такой же рисунок или узор из мозаики. Для более развитых детей, знающих названия основных цветов, можно предложить выполнять рисунок, узор по инструкциям, предъявляемым устно и на табличках. Например: «Положи две синих, потом три зеленых, одну красную» и т.д.

6. Кто скорее свернет ленту

Цели:

развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений.

Оборудование:

две ленты, закрепленные одним концом на палочках (длина 50 см), одинаковой ширины и одного цвета.

Речевой материал:

лента, делай так, держи, раз, два, три, крути, кто быстрее? Кто первый?

Ход игры.

Педагог вызывает к себе двух детей, демонстрирует ленты и говорит: «Будем играть. Это лента. Надо свернуть ленту. Кто свернет быстрее, тому подарок». «Раз, два, три — крути». Вначале педагог показывает, как надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту. Затем педагог предлагает двум детям выполнить показанное действие. Двое других детей помогают — они держат свободные концы лент, стоя на одной линии, отмеченной педагогом, стараясь с нее не сходить. Выигрывает тот, кто первым свернет ленту, крутя палочку и наматывая на нее ленту.

Можно также устроить соревнования команд. Детям дается большее число лент. По команде педагога сразу несколько человек одной команды и другой начинают скручивать ленты. Победителям призы — значок, наклейка или что-нибудь подобное.

Усложнением может быть задание свернуть ленту за определенное время. Например, педагог говорит: «Я буду считать (хлопать)». Педагог вместе с детьми начинает хлопать, ребенок скручивает ленту. Если успел — получает приз, не успел — лента переходит к другому ребенку и все начинается сначала.

Раздел программы «Здоровый образ жизни»

7. «Умею — не умею».

Цели:

акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного достоинства.

Оборудование

: мяч.

Ход игры.

Ведущий бросает мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребёнок, поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он умеет или не умеет. Например: «Я умею бегать, так, как у меня есть ноги. Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».

8. «Угадай, кто позвал?»

Цели

: тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.

Ход игры.

Ведущий, стоя спиной к детям, должен определить по голосу, кто его позвал. В случае правильного ответа место ведущего занимает ребёнок, чей голос был определен.

9. «Найди пару».

Цель:

подбирать пару к предмету по тактильным ощущениям (с завязанными глазами).

Оборудование:

пуговицы, кубики, яблоко, карандаши, мелкие предметы.

Ход игры.

Выбрав себе предмет, ребёнок должен с завязанными глазами выбрать из кучки такой же. В конце игры ведущий просит объяснить, что помогло ребёнку правильно определить на ощупь разные материалы.

10. Поезд

Цели:

учить детей глобальному чтению; учить отвечать на вопросы.

Оборудование:

игрушечный поезд с пятью-шестью вагонами, игрушки (волк, лиса, заяц, собака, кошка и др.), таблички с названиями игрушек, прикрепленные к вагонам поезда.

Речевой материал:

будем играть; поезд едет. Собака, кошка, заяц, лиса, волк едут в гости к кукле. Покажи собаку (кошку…). Где едет лиса (волк, заяц…)? Верно, неверно.

Ход игры.

Дети полукругом стоят или сидят перед педагогом. Педагог достает из красивой коробки игрушки, вместе с детьми называет их, дает игрушку каждому ребенку. Взрослый показывает детям поезд, к каждому вагончику которого прикреплена табличка с названием животного (СОБАКА, КОШКА, ВОЛК, ЛИСА…). Педагог говорит детям: «Будем играть. Лиса, заяц, волк… едут в гости к кукле. Где едет лиса (волк, заяц и т.д.)?» Ребенок, у которого данная игрушка, подходит к поезду, находит вагон с табличкой ЛИСА, «усаживает» в него игрушку и вместе с педагогом сопряженно-отраженно прочитывает табличку. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не разместят своих животных по вагонам. После этого поезд уезжает.

11. Карусель

Цели:

те же.

Оборудование:

изображение карусели на картоне, фотографии детей, таблички с именами детей.

Речевой материал:

имена детей. Это карусель. Будем играть. Кто это? Это Оля…Где Оля (Катя….)? Оля (Катя…) катается.

Ход игры.

Дети стоят полукругом около педагога. Педагог закрепляет на столе или на доске изображение карусели, сделанной из картона. Желательно закрепить карусель таким образом, чтобы можно было ее вращать. В каждое «сиденье» карусели вставлена табличка с именем ребенка, а на столе у педагога разложены фотографии детей. Педагог говорит: «Это карусель. Будем играть». Далее он просит одного ребенка взять табличку со своим именем, прочитать ее, подобрать к табличке фотографию и положить ее на «сидение» карусели. Таким же образом дети размещают все фотографии на свои места в карусели. После этого карусель можно запустить.

После остановки карусели игру можно продолжить, только на этот раз педагог раздает детям таблички с именами друг друга, помогает каждому ребенку прочитать имя. Затем ребенок указывает на того, чье имя написано на табличке, и подкладывает табличку к фотографии. Когда ко всем фотографиям будут подобраны таблички, карусель снова запускается.

12. Семья

Цели:

расширять словарь, совершенствовать глобальное чтение детей, учить отвечать на вопросы педагога.

Оборудование:

фланелеграф, картонный дом с окошками, под каждым окошком сделаны прорези, в которые можно вставить таблички, картинки с изображением членов семьи.

Речевой материал:

Это дом. Тут живет мама (папа, девочка, мальчик, бабушка, дедушка). Кто это? Где живет мама (папа и т.д.)?

Ход игры.

На фланелеграф прикрепляется картонный дом с окошечками. Под каждым окном закреплена табличка с названием члена семьи. Педагог раздает детям картинки с изображением членов семьи, спрашивая: «Кто это?» На картинках изображены бабушка, дедушка, мама, папа, девочка, мальчик. Затем педагог указывает на дом и сообщает: «Будем играть. Это дом. Тут живет мама, папа, бабушка, дедушка, мальчик, девочка. Где живет мама?» Тот ребенок, у которого картинка с изображением мамы, подходит к фланелеграфу и прикрепляет данную картинку в то окошечко, под которым прикреплена соответствующая табличка. Далее педагог вместе с детьми прочитывает эту табличку. Игра продолжается до тех пор, пока все члены семьи не займут свои места в домике.

13. «Литературное лото»

Цели:

приобщение детей к миру художественной литературы; развитие творческих и интеллектуальных способностей через активное участие в игровом процессе.

Задачи:

Закрепить знания детей о литературных произведениях.

Обучать детей умению анализировать прочитанное.

Развивать речевую культуру.

Развивать психологическую базу речи: внимание, память, мышление.

Материал:

карточки с изображением литературных героев.

Правило:

игроки поочередно достают карточки с персонажем и называют его характеристики.

Пример: «Лиса» — хитрая, рыжая; «Колобок» — круглый, вкусный и т.д.

14. «Прогулка по сказкам»

Цели и задачи:

те же.

Ход игры.

Воспитатель совместно с детьми рассматривает иллюстрации в знакомых книгах, уточняя названия произведений.

15. Воспроизведение содержания сказки по мнемотаблице

Цели и задачи:

те же.

Материал.

Педагог должен заранее подготовить картинки и таблички по мотивам сказок («Репка», «Колобок», «Теремок» и т.д.). Для детей младшего возраста можно использовать цветные мнемотаблицы, в которых цвет тесно связан с характерными особенностями сказочного образа: лиса – рыжая, цыплята – желтого цвета и пр.

Ход игры.

Педагог вместе с детьми рассматривает табличку и задает вопросы:

— Какая сказка спряталась в этом рисунке?

— Про кого эта сказка?

Если дети испытывают затруднение, он сам дает им подсказки.

Пример материала.

Сказка «Теремок»:

КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

для детей с нарушением слуха средней (4-5) группы

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Раздел программы «Физические упражнения и укрепление здоровья»

1. «Догони меня»

Цель:

развитие внимания, приобретение навыков ловли и передачи мяча, развитие умения ориентироваться в пространстве.

Инвентарь:

два мяча.

Инструкция.

Играющие располагаются по кругу, причем игроки обеих команд чередуются. В игре используются два мяча. В исходном положении мячи располагаются на противоположных сторонах круга. По команде водящего игроки одновременно передают мячи вправо (или влево), стараясь, чтобы мяч одной из команд догнал мяч другой команды. Если команда догоняет другую, победительнице присуждают очко.

Методические указания.

Игра повторяется несколько раз. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

2. «Поймай мяч»

Цель:

развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.

Инвентарь:

один мяч среднего размера.

Инструкция.

Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Методические указания.

От количества участников, стоящих в кругу, зависит темп игры. Если играющие не знакомы, то до начала игры их нужно представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя, а вся группа хором его повторяет. Играющие могут свободно передвигаться по кругу.

3. «Холодно – горячо, право — лево»

Цели:

Учить контролировать движения и работать по инструкции.

Ход игры.

Воспитатель прячет условный предмет (игрушку), а затем с помощью команд типа «Шаг вправо, два шага вперед, три влево» ведет игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Когда дети научатся ориентироваться в пространстве по словесным указателям взрослого. Можно использовать план-схему.

Раздел программы «Развитие мелкой моторики»

4. Шнуровки

Цели:

развивать мелкую моторику пальцев рук, вызывать интерес к игре.

Оборудование:

различного рода шнуровки, готовые или выполненные педагогом (из картона, пластмассы, дерева с различными по длине, толщине, и материалу шнурками): пуговицы, «сапоги», картинки и т.д.

Речевой материал:

делайте так, узор, названия изображенных предметов, придумай.

Ход игры.

Вначале педагог может показывать детям, как надо продевать шнурок в отверстия, чтобы получить тот или иной рисунок, а затем дети вслед за педагогом повторяют его действия. После этого можно предложить детям просмотреть все от начала до конца, а потом точно также выполнить рисунок шнуровки. Потом можно предложить детям уже готовую Шнуровку и попросить подумать и сделать так самостоятельно (допускаются разные пробы). Наконец, можно предложить детям шнуровку по их собственному желанию: «Придумай».

5. Собери игрушку сам

Цели:

развитие мелкой моторики пальцев рук, привитие интереса к действиям с различными предметами, развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование:

любые сборно-разборные игрушки (цветы с отстегивающимися лепестками, божья коровка с отстегивающимися лапами, головой, крыльями и др. и другие подобные игрушки, готовые или сделанные руками педагогов или родителей).

Речевой материал:

разбери, собери, названия игрушек, предлагаемых для сборки, делай так, верно, неверно.

Ход игры.

Педагог дает ребенку любую игрушку и предлагает внимательно ее рассмотреть, затем показывает, что эта игрушка «волшебная» — ее можно разобрать и снова собрать. Педагог помогает разобрать, а затем предлагает ребенку уже самостоятельно собрать игрушку, придав ей первоначальный вид. Части игрушек могут быть на пуговицах, липучках, шнурках, крючках, кнопках.

6. Накинь кольцо

Цель:

развитие общей и мелкой моторики.

Оборудование:

кольцеброс.

Речевой материал:

кольцо, бросай, попал, не попал, встань тут, молодец.

Ход игры.

Педагог предлагает детям поиграть: «Будем бросать кольца. Вот так. Встань тут. Бросай. Надо попасть на палочку». Педагог демонстрирует бросок кольца, отмечает линией расстояние, необходимое для броска (сначала небольшое расстояние — 40 см, затем оно увеличивается до 1,5-2 м). Правила игры устанавливает педагог. Он может предложить допустимое количество бросков, можно устроить соревнование команд.

Раздел программы «Здоровый образ жизни»

7. «Правила гигиены»

Ход игры.

С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.

8. «Этикет – школа изящных манер»

Цели:

научить ребёнка правилам поведения за столом; рассказывать, какие блюда и продукты едят при помощи столовых приборов; учить обращаться со столовыми приборами.

Оборудование:

предметные картинки.

Ход игры.

Педагог говорит детям:

Умение вести себя за столом, правильно обращаться со столовыми приборами характеризует уровень воспитанности и культуры поведения человека. Вот правила, которые нужно запомнить.

Ложкой едят все супы и бульоны, каши, а так же десерты (варенье, мороженное, торт, компоты). Вилку используют, когда едят салаты, овощные гарниры, яичницу, макароны, пельмени, изделия из мяса. Вилка и нож нужны, когда вы едите продукты и блюда, которые трудно отделить при помощи вилки: сложные бутерброды, сыры, колбасы, блины, блюда из рыбы и мяса. Руками можно брать маленькие бутерброды, пирожки, булочки, виноград, вишню, печенье, конфеты.

9. «Найди опасные предметы»

Цели:

помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях не острожного обращения с ними.

Оборудование:

нож, ножницы, иголка, утюг.

Ход игры.

Педагог говорит детям:

В квартире остаются Андрюша и Наташа. Их родители ушли на работу. Давайте расскажем малышам, какими предметами нельзя им пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети повторяют правила безопасности:

Все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на место;

Нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или стать причиной пожара;

Ни в коем случае нельзя пробовать лекарства – это яд;

Нельзя пробовать стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, хлорку;

Опасно одному выходить на балкон.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Раздел программы «Развитие речи и обучение чтению»

10. Разложи фрукты

Цели:

расширять словарь, развивать навык глобального чтения.

Оборудование:

картинки с изображениями фруктов (виноград, лимон, яблоко, слива, груша) или мелкие муляжи, поднос, фланелеграф, игрушечные корзинки или вырезанные из картона. К каждой корзинке прикреплена табличка с названием того или иного фрукта.

Речевой материал:

яблоко, слива, груша, лимон, виноград. Что это? Что тут? Положи правильно. Возьми грушу… Тут лежит груша (яблоко…).

Ход игры.

Дети сидят за своими столами. Педагог показывает поднос, на котором лежат муляжи или картинки с изображением фруктов. Взрослый предъявляет детям поочередно все фрукты и о каждом из них спрашивает: «Что это?» Дети называют фрукты. Далее педагог ставит корзинки на стол (или прикрепляет изображения корзинок на фланелеграф). Он раздает детям муляжи или картинки с изображением фруктов: «Маша, возьми грушу». После того, как ребенок правильно выбрал картинку, педагог предлагает положить ее в корзинку с соответствующей надписью. Ребенок читает надписи на корзинках и кладет картинку с изображением фрукта в нужную корзинку. Педагог вместе с детьми прочитывает слово, прикрепленное к корзинке и уточняет: «Тут лежит груша (яблоко)». Таким же образом другие картинки с изображением фруктов раскладываются по корзинкам.

11. День рождения лисы

Цели:

совершенствовать навык глобального чтения, активизировать словарь детей, учить понимать вопросы и отвечать на них.

Оборудование:

игрушки (лиса, кошка, волк, медведь, заяц, собака), таблички с названиями животных, игрушечный стол и стулья.

Речевой материал:

лиса, медведь, кошка, волк, заяц, собака. У лисы день рождения. К лисе пришли гости. Лиса не умеет читать. Помогите лисе. Кто это?

Ход игры.

Перед детьми на столе стоит игрушечный стол и стулья. На каждом стульчике лежит табличка с названием того или иного животного. Появляется лиса. Педагог говорит детям: «У лисы день рождения. К лисе пришли гости». Далее педагог указывает на стульчики с табличками, говорит: «Лиса не умеет читать. Помогите лисе. Посмотрите, кто тут». Дети рассматривают и читают таблички. За ширмой на другом столе находятся животные, которые пришли к лисе на день рождения. Дети вместе с педагогом называют животных. Затем педагог предлагает детям: «Давайте посадим животных на свои места». Он предлагает кому-то из детей взять табличку, найти соответствующую игрушку и разместить ее на стуле. Игра продолжается до тех пор, пока дети не посадят за стол всех животных. Затем еще раз уточняется, кто пришел к лисе в гости, что делали гости на дне рождения.

12. Нарисуй дорожку

Цели:

совершенствовать навык глобального чтения, учить понимать и выполнять поручения, развивать мелкую моторику.

Оборудование:

лист белого картона с прорезями с двух сторон для домиков и табличек. С одной стороны в прорези вставлены домики с открывающимися окнами (в каждом окошке изображение игрушки: кукла, кот, рыба, мишка и т.д.), а с другой стороны в случайной последовательности в прорези вставлены таблички с названиями этих игрушек.

Речевой материал.

Вот дом. Что там? Открой. Там кукла (рыба, кот, мишка…). Нарисуй дорожку. Покажи куклу (кота ,рыбу и т.д.).

Ход игры.

Дети стоят около доски. На доске закреплен лист картона, на котором с одной стороны расположены домики с открывающимися окошками, а с другой — в случайной последовательности таблички с названиями игрушек. Педагог говорит: «Будем играть. Вот дом (указывает на один из домиков). Что там? « Педагог просит ребенка подойти к домику и открыть окошко. Ребенок самостоятельно (или отраженно-сопряженно) называет, кто «живет» в домике (например, «Там кукла»). Далее педагог просит ребенка найти соответствующую табличку, при этом он показывает на столбик, где написаны названия игрушек. После того, как ребенок правильно показал табличку, педагог просит его нарисовать дорожку: «Нарисуй дорожку». Ребенок рисует дорожку фломастером от домика до соответствующей таблички. Педагог прочитывает со всеми детьми название данной игрушки. Дальше дети открывают другие окошки и подбирают таблички с названиями обитателей домика, рисуют дорожки.

Раздел программы «Знакомство с художественной литературой»

13. «Отгадай загадку по предметам в волшебном сундучке»

Цели:

приобщение детей к миру художественной литературы; развитие творческих и интеллектуальных способностей через активное участие в игровом процессе.

Задачи:

Закрепить знания детей о литературных произведениях.

Обучать детей умению анализировать прочитанное.

Развивать речевую культуру.

Развивать психологическую базу речи: внимание, память, мышление.

Ход игры.

Дети по очереди достают предметы или картинки из волшебного сундучка и называют сказку, в которой встречается тот или иной предмет (картинка): кувшин («Лиса и кувшин»), стрела («Царевна-лягушка»), ложка («Жихарка») и т.д. Хорошо, если предмет или картинка вызывает ассоциации с несколькими сказками. Например, скалка может принадлежать лисе из сказки «лиса со скалочкой», или Василисе Прекрасной («Царевна- лягушка»).

14. «Найди свою сказку»

Цели и задачи:

те же.

Ход игры.

Каждый из детей получает по картинке-эпизоду из сказки. По сигналу играющие определяют свою принадлежность к той или иной команде и выстраиваются в соответствии с имеющимися у них картинками, воспроизводя последовательность действий в сказке.

15. «Полетушки»

Цели и задачи:

те же.

Ход игры.

Все игроки садятся вокруг стола, каждый кладет руку с вытянутым указательным пальцем в центр стола. Ведущий поочередно называет персонажей разных литературных произведений – живых и неживых, причем к каждому слову он прибавляет глагол «летает».

— Баба Яга летает! Колобок летает! Серый волк летает! Змей Горыныч летает! Красная шапочка летает! Карлсон летает!

Ведущий сам поднимает руку с вытянутым пальцем каждый раз , когда произносит очередное словосочетание – независимо от того, действительно летает этот предмет или нет. Его задача запутать игроков.

Игра продолжается, пока у ведущего не иссякнет перечень героев или пока не останется один игрок – победитель.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: