Урок «Население Африки» план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Урок 29. Население и политическая карта.
Класс 7 Дата проведения:
Цел: Изучить особенности населения и размещения его на территории Африки.
Задачи: научить называть и показывать районы повышенной плотности населения и основные расы; объяснять отличия представителей каждой расы и принцип размещения населения; изучить особенности населения Африки; воспитание в детях чувства интернационализма, равенства и братства всех рас и народностей; познакомиться с политической картой материка; продолжить развивать умение работы с картами и атласом.
Оборудование: карта «Народы и плотность населения мира»; презентация «Население Африки» (Приложение)
План урока.
- Организационный момент- 3 мин;
- Проверка домашнего задания – 10 мин;
- Изучение нового материала – 25 мин;
- Закрепление изученного – 5 мин;
- Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
Индивидуальный опрос по вопросам.
- Влияние человека на природу Африки.
- Меры по охране природы материка.
Дополнительные вопросы задают сами учащиеся. Примерные вопросы:
- Назови и покажи на карте крайние точки материка Африка.
- Назови самую длинную речную систему мира.
- Покажи на карте внутренние воды Африки и др.
Ребята, вы рассказали о том, как человек влияет на природу Африки, как пытается спасти уникальный растительный и животный мир материка. Сегодня мы продолжим знакомиться с уникальным материком Африка
- Изучение нового материала
Как вы думаете, о чем идет речь, если слышите: берберы, арабы, туареги, зулусы, банту, эфиопские племена? (о населении Африки)
- Что будем изучать сегодня на уроке? (население Африки)
- Что вам известно о населении Африки? (дети отвечают)
Эпиграфом нашего урока послужат строки, современного эфиопского поэта Аяльнэха Мулату (учитель читает эпиграф)
Не так названье важно для страны
И очертания не так важны,
Как важно то, кто в том краю живет,
Зачем живет и чем живет народ.
Узнать любой страны особый нрав
Мы можем, лишь людей её узнать.
- Как вы думаете, для чего нам необходимы знания о народах, населяющих Африку?
- Из каких источников информации можно узнать о населении?
На сегодняшнем уроке мы узнаем, какие народности живут в Африке, про колониальное прошлое народов, познакомимся с их культурой, прослушаем сообщение о племенах, живущих в Африке.
На доске даны вопросы новой темы. Ваша задача – ответить на эти вопросы в конце урока.
Поэтому, сейчас прочтите эти вопросы и будьте внимательны, слушая новую тему (учащийся читает вслух ).
- Есть ли различия между черными и белыми людьми?
- Как повлияло рабство на численность населения и хозяйство Африки?
- Какие народы проживают в Африке?
- Какие условия жизни и традиции у этих народов?
Тема нашего занятия «Население Африки». Начнем с повторения:
- На какие основные расы делится население Земли? (европеоидная, монголоидная, экваториальная)
- Какие внешние признаки имеет каждая раса? (найдите и прочитайте в учебнике, параграф 30)
Перенесите схему в свою тетрадь. Некоторые специалисты выделяют еще промежуточную расу. Найдите в параграфе 30 описание людей этой расы.
- Население.
Африка-прародина человека. Здесь в породах найдены орудия труда и останки человека имеющие возраст 27 млн лет.
Современное население Африки относится к трем человеческим расам: европеоидной, экваториальной и монголоидной.
Среди мировых религий в Африке преобладают ислам и христианство. Их исповедует в основном пришлое население. Основная часть коренного населения остается приверженцем традиционных африканских религий.
В Африке проживает более 200 народов, относящихся к 16 языковым семьям.
Представители европеоидной расы живут в основном на севере Африки. Это арабские народы (алжирцы, марокканцы, египтяне), которые исповедуют ислам, а так же берберы, говорящие на берберском языке.
Кушитские народы образовались в результате смешения европеоидной и экваториальной рас. Включает в себя эфиопские, сомалийские народы, амхара.
Самая многочисленная группа – народы банту. На юге живут бушмены, готтентоты, относящиеся к монголоидной расе, а также представитель экваториальной расы — африканеры.
Большую часть материка южнее Сахары заселяют негроиды, которые составляют африканскую ветвь экваториальной расы. Среди негроидов имеются значительные различия в цвете кожи, росте, чертах лица, форме головы. Например, самые высокие народы — тутси, масаи, нилоты – имеют средний рост 180-200 см. В районе верховья Нила негроиды отличаются очень темным, почти черным цветом кожи.
Народы зоны экваториальных лесов – пигмеи, малорослы (ниже 150 см) – это самый малочисленный народ Африки, численность которого неуклонно падает.
Все население Африки делится на коренное (люди, чьи предки проживали в данной местности) и пришлое (переселенцы из других территорий)
Пришлое население живет в районах с лучшими климатическими условиями: на побережье Средиземного моря (это французы), и на самом юге материка – африканеры- (потомки переселенцев из Нидерланд) и англичане.
Многие страны Африки имеют древнейшую культуру (Египет, Эфиопия, Гана, Судан). Сохранились замечательные памятники искусства: египетские пирамиды – чудо строительной техники, резьба по слоновой кости и дереву, скульптура из бронзы.
Некоторые ученые считают, что первыми успехами в развитии культуры человечество обязано главным образом Африке.
Учащиеся в тетради заполняют таблицу «Население Африки».
Название расы | Народы | Место проживания | Характерные черты |
1.Европеоидная раса | Алжирцы, марокканц, египтяне, берберы | Север Африки | Смуглая кожа, темная окраска волос и глаз, удлиненный череп, узкий нос и овальное лицо |
2.Экваториальная раса (негроидная) | Тутси, нилоты, масаи Пигмеи | Саванны в северной части материка Зона экваториальных лесов | Очень темная, почти черная кожа, рост 180-200 см Кожа менее темная, губы тонкие, широкий нос, коренастые, малорослые (150 см) |
3.Монголоидная | Бушмены, готтентоты | Полупустыни, пустыни | Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо |
4.Промежуточная раса | Эфиопы Малагасийцы | о. Мадагаскар | Более светлая, но с красноватым оттенком кожа Смешение монголоидной и негроидной рас |
- Колониальное прошлое материка
Колонизация материка началась в средние века. К началу 20 века почти всю территорию Африки поделили между собой капиталистические страны Европы, превратив Африку в материк колоний (стран, лишенных политической и хозяйственной самостоятельности).
Колонизаторы угнетали и эксплуатировали коренное население, отнимали лучшие земли, сгоняли с родных мест в малопригодные для жизни.
Они беспощадно грабили страны: вывозили полезные ископаемые, древесину, продукты земледелия.
Длительное господство колониальных стран задержало хозяйственное и культурное развитие африканских стран.
В середине 20 века Африка стала материком национально-освободительной борьбы. Теперь на материке все страны независимые. Несмотря на это, во многих странах Африки люди продолжают умирать от голода и болезней.
Северо-восточная часть побережья Африки входит в дугу нестабильности
- Размещение населения
- Вспомните, чему равна численность населения Земли? (7 млрд. человек)
Численность населения Африки — около 1 млрд. человек.
- Откройте карту «Плотность населения. Народы» с.18-19 атласа. Найдите на карте территории с наибольшей плотностью населения. Каким цветом обозначены на карте эти районы? (коричневым)
Наиболее плотно заселены северные районы материка и побережье Гвинейского залива
- Какие части Африки не заселены? В пустыне Сахара плотность очень низкая, есть незаселенные территории.
Работа по карте «Плотность населения. Народы».
- Чему равна доля народов, численность которых меньше 10 млн человек? (12%)
- Найдите и назовите по карте города с численностью населения от 5 до 10 млн жителей. (Каир, Лагос, Киншаса)
- Найдите и назовите по карте города с численностью населения от 1 до 5 млн жителей . (Дакар, Конакри, Абиджан, Аккра, Браззавиль, Луанда, Кейптаун, Мапуту, Хараре, Дар-Эс-Салам, Аддис-Абеба, Алжир, Триполи)
- На карте видно, что основная часть городов расположена на побережье. С чем это связано? (Наиболее благоприятные природные условия)
- Как вы думаете, какие причины влияют на размещение материка? (На размещение населения влияют в основном природные факторы, а также исторические причины, в первую очередь воздействие работорговли и колониального господства.)
- Закрепление изученного
- Какие факторы влияют на размещение населения материка?
- Укажите территории с наименьшей и наибольшей плотностью населения.
- Почему пигмеи не строят постоянных жилищ?
- Опишите одежду туарегов, объясните появление таких национальных особенностей одежды.
- Дайте характеристику расам Африки.
- Домашнее задание: § 30; в контурной карте указать районы проживания основных рас Африки. Двум учащимся дать задание: используя текст учебника и дополнительную информацию по четырем государствам (Алжир, Нигерия), подготовить к следующему уроку доклады.
Конспект урока по теме «Народы Африки»; 7 класс
Конспект урока по теме: «Народы Африки» 7 класс в рамках стандартов Второго поколения с прописанными формируемыми УУД по каждому виду работы всех этапов урока. К конспекту прилагается образец раздаточного материала.
Цель урока: Формирование у обучающихся представления о населении Африки Результат обучения: Предметный:
- продолжение освоения системы знаний о населении планеты;
- использование географических умений и навыков в работе по выявлению особенностей расового, этнического и религиозного составов населения стран Африки;
- формирование представления о степени влияния колониального режима на политическую картину континента;
- умение приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, размещения населения и ее влияния на особенности культуры народов
Личностный: -этический компонент (продолжение формирования терпимости и понимания существования других народностей, их быта, культуры и традиций; воспитание равного отношения к разным народам мира); -эстетический компонент (формирование положительного восприятия элементов культуры другого народа (традиции, обряды и др.); -воспитательный компонент (демонстрация особенностей воспитания черт характера разных народов); Метапредметный: — совершенствование умений и навыков работы с источниками информации: текстом учебника, схемами, опорными конспектами, картами атласа, контурными картами; — развитие логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей между компонентами природы, историческими аспектами, экономическими факторами стран Африки); -развитие способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения полученной информации; -развитие способности анализа, классификации и обобщения фактов и явлений; -развитие способности практического использования полученной информации в процессе обобщения и закрепления пройденного материала;
Ресурсы для учителя:
- учебник, географический атлас, компьютер, мультимедиапроектор (техническое обеспечение), электронные и видео материалы урока, наглядные материалы
Ресурсы для обучающихся:
- учебник, географический атлас, раздаточные материалы, контурные карты, простые карандаши, наглядные материалы
Тип урока: комбинированный
Структура урока:
- Организационный момент (подготовка рабочего места, первичное целеполагание): 1-2 мин;
- Проверка д/з: 6 мин;
- Изучение новой темы: 17 мин;
- Обобщение и закрепление пройденного на уроке нового материла: 10-13 мин;
- Д/З: 2 мин;
Научно методическое содержание урока:
- Африка считается прародиной современного человека
- Население стран Африки характеризуется разнообразием расового, религиозного, этнического составов
- Размещение и плотность населения материка определяется особенностями природных, исторических и экономических факторов
- Политическая карта Африки сложная и исторически не стабильная
- Уникальность и самобытность стран Африки определяется многими национальными увлечениями и традициями
Геономенклатура: Африка, Атлантический океан, Индийский океан, о.Мадагаскар, Гвинейский залив, Средиземное море.
Полный текст материала Конспект урока по теме «Народы Африки»; 7 класс смотрите в скачиваемом файле
. На странице приведен фрагмент.
Автор: Петрова Виктория Николаевна → Lehrerin6347 20.05.2014 3 5627 965 | Комментировать |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Вход | Регистрация
Есть мнение? Оставьте комментарий