Применение педагогических приёмов для формирования универсальных учебных действий на разных этапах урока в начальной школе


Задание массивом

1.

Любой из уровней домашнего задания учитель может задавать массивом
.
Например, учитель дает десять задач (или, скажем, стихов), из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.

Отсроченная реакция

Учитель после заданного вопроса не торопится опрашивать учеников. Выдерживается определённая пауза. Это позволяет “подтянуться” тем сообразительным ребятам, которые в силу своих личных качеств медленнее реагируют на изменившуюся учебную ситуацию. В младшей школе ученик часто торопится выразить собственное Я: тянет руку вверх, иногда даже не имея готового ответа на поставленный учителем вопрос. В то же время ученик-флегматик (внешне – тугодум), поразмышляв, может выдать нам блестящий ответ.

Педагогические приемы для формирования УУД статья по теме

Педагогические приемы для формирования УУД

Паненко Ирина Николаевна

Для начальной школы в современных условиях приоритетом является формирование учебной деятельности, как желания и умения учиться , развития познавательных интересов, ответственного отношения к своей деятельности и ее результатам. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Мне бы хотелось остановиться на тех приемах, которые помогают формированию УУД.

УУД , их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенции учащихся, в том числе социальной и личностной.

Сегодня учитель при подготовке к уроку должен задать себе вопрос: «Что я могу сделать, чтобы повысить интерес к учебном у материалу, чтобы ученик хотел учиться? Чтобы ясно осознал, работая над учебным материалом, зачем это ему нужно».

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей¸ самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Уважаемые коллеги! Слушая мое выступление, предлагаю Вам, поработать по приему Фишбоун. Слово фишбоун дословно переводится как «рыбная кость». Эта стратегия позволяет учащимся разбить общую проблему на ряд аргументов и причин. Визуальное изображение похоже на рыбную кость. Если расположить вертикально, то на елочку. У учащиеся, овладевающих этой стратегией преобладают такие метапредметные компетенции, как критическое мышление, взаимодействие в группах, планирование и осуществление исследовательеской деятельности. Создателем фишбоун является японский профессор Кауро Ишикава.

В голове рыбы напишите слово «педагогические приемы», в конце напишите для чего они нужны. По бокам те приемы, которые вам понравились.

Личностные УУД

  • Задания массивом –

1. Любой из уровней домашнего задания учитель может задавать массивом. Например, учитель дает десять задач (или, скажем, стихов), из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания. 2. Задается большой массив задач сразу— в рамках большой изучаемой или повторяемой темы. Например, из 60 задач ученик обязан решить минимум 15, остальные — по желанию. А стимулировать это желание релейными контрольными работами, составленными из задач этого массива. Чем больше нарешал — тем больше вероятность встретить знакомую задачу и сэкономить время и силы. Такой массив задается не к следующему уроку, а на более продолжительный отрезок времени.

Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации, ведь известно, как этого не хватает ученикам в условиях нашей школы, особенно в подростковом возрасте. А учебный предмет, в свою очередь, становится им интереснее.

  • Выход за пределы

В ходе конструирования урока учитель выходит за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов (например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» обсуждается одна из серий мультфильма «Смешарики») или детских сериалов.

  • Отсроченная реакция

Учитель после заданного вопроса не торопится опрашивать учеников. Выдерживается определённая пауза. Это позволяет “подтянуться” тем сообразительным ребятам, которые в силу своих личных качеств медленнее реагируют на изменившуюся учебную ситуацию. В младшей школе ученик часто торопится выразить собственное Я: тянет руку вверх, иногда даже не имея готового ответа на поставленный учителем вопрос. В то же время ученик-флегматик (внешне – тугодум), поразмышляв, может выдать нам блестящий ответ

  • Лови ошибку

1. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.

Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Важно научить детей быстро реагировать на ошибки.

  • 2. Ученик получает текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими

Театрализация: Разыгрывание сценок на учебную тему, постановка

отрывков сказок, рассказов, озвучивание персонажей сказок и героев

мультфильмов

  • Идеальное задание :Учитель предлагает выполнить дома работу по выбору учащихся
  • Деловая игра « Я- учитель» :

Использование такой формы урока, как деловая игра, можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого учащегося вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся. Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь с удовольствием играя, как правило, не замечаешь процесса обучения.

Регулятивные УУД

  • Лист защиты:

Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит “Лист защиты”, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под контролем.

  • Обсуждаем домашнее задание:

Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён? При этом, естественно, изученный материал ещё раз просматривается. Приём при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения домашнего задания. Приём особенно хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания, которые обычно даёт преподаватель, достаточно разнообразны.

  • Вход в урок:

учитель начинает урок с «настройки». Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Например: сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос: (тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги — решение задач. И наконец, вытащим из тайников памяти самое ценное (тема повторения). Если есть техническая возможность, урок можно начинать с короткой музыкальной фразы. Она может быть мажорно-возбуждающей, как «Танец с саблями» Хачатуряна или «Болеро» Равеля. Или минорно-успокаивающей, как романс Свиридова… С традиционного разбора домашнего задания. С интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного или короткого письменного опроса. Простого опроса — ибо основная его цель настроить ребенка на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой… Могут быть и другие варианты «входа» в урок

  • Вопрос к тексту:

при изучении научного текста перед учениками ставится задача — составить к нему список репродуктивных и расширяющих, развивающих вопросов. Затем они распределяются на группы: —вопросы, на которые можно ответить на уроке; —вопросы, ответ на которые, возможно, пока не знает никто. К изучаемому тексту предлагается за определенно время составить вопросы: почему, как доказать, как объяснить, в каком случае, каким образом и т.д.

  • Повторяем с контролем:

Ученик разрабатываю списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме. Возможен конкурс список, можно провести контрольный опрос по одному из них

Знакомьтесь с критериями : учитель знакомит школьников с

критериями, по которым выставляются отметки за разные виды работ.

  • Работа в группах: причем группы могут получать как одно и то же, так и разные, но работающие на общий результат задания.
  • «Жокей и лошадь»:

Группа делится на две части: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по аудитории, это требует определённой сформированности культуры поведения.

  • Работа в парах:

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока. Первое, чему нужно научить учеников – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д.

  • Светофор:

Во многом проблемы повышения эффективности устного опроса решает прием, который назовем: «Светофор». «Светофор» — это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой — зеленая. ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу. Способ применения светофора зависит от типа опроса. Красный сигнал означает «Я не знаю!» Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал — «Знаю!»

Мордашки: Ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек с рисунками, символизирующими хорошее, спокойное или плохое настроение.

  • Листы самоконтроля и самооценки:

Лист самоконтроля. После выполнения работы самостоятельно, ребёнок берёт у учителя лист самоконтроля (с ответами) и проверяет себя самостоятельно. Лист самооценки оценки необходим для обучения школьников самооценке достижений, рефлексии и прогнозированию результатов своей работы. В течение учебного года важно использовать листы оценки достижений на этапах целе-полагания и рефлексии. Можно включить работу с листом оценки достижений в ход каждого урока, тогда учащиеся получают возможность осмыслить и понять конечный результат обучения за определенный период.

Райтинг (от англ. right — правильно): завершив работу, ученик сам ставит себе отметку. Затем ее оценивает учитель. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 —отметка ученика, 5 — отметка преподавателя. Прием используют с целью согласования критериев отметки. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Еще одна цель использования данного приема заключается в формировании умения регулярно оценивать свой труд

.

  • Хорошо – плохо:

Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие.

Формирует:

  • умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
  • умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
  • умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.

Познавательные УУД

  • Дай себе помочь:
  • учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. Он предлагает ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (это могут быть задания для контрольной работы, кроссворд на повторение).
  • Мозговой штурм:

широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения практических проблем. Его цель – организация коллективной, мыслительной деятельности по поиску не традиционных путей решения проблем. Использование мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

  • Творческое усвоение школьниками учебного материала;
  • Связь теоретических знаний с практикой;
  • Активизация учебно–познава — тельной деятельности учащихся;
  • Формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
  • Формирование опыта коллективной, мыслительной деятельности.
  • Свои примеры:

Ученики готовят свои примеры к новому материалу, сочинения своих задач, выдвижение своих идей по применению изученного материала.

  • «Да» и «нет»:

Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра «учит»:

  • связывать разрозненные факты в единую картину;
  • систематизировать уже имеющуюся информацию;
  • слушать и слышать учеников.

Суть игры: учитель загадывает число, предмет, литературного или исторического героя и др. Ученики должны узнать, что загадал учитель. Для этого они задают вопросы, на которые учитель отвечает только словами «да», «нет», «и да», «и нет».

  • Опрос по «цепочке» ( волшебная палочка):

Волшебная палочка передается в классе в произвольном порядке, сопровождается речью по заранее заданному правилу. Например передающий называет любое число , а другой на 2 больше и т.д. На русском языке сущ+ прил= глагол.

  • Тренировочная контрольная работа:

Учитель проводит традиционную контрольную работу, но отметки по ней выставляются только по желанию учеников. Разрешается использование справочников, словарей и т.д.

  • Блицконтрольная:

Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков. Проверка контрольной проходит сразу, путем зачитывания и ли вывешивания верных ответов. Мое изобретение: включаю в блиц контрольную основные темы изученные в этот день по предметам. Например русский язык подлежащее, сказуемое ,математика, вычитание в столбик, окружающий мир: части реки.

  • Фантастическая добавка

Преподаватель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; изменить значение любого параметра, придумать фантастическое растение и животное, перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина.

  • Удивляй:

Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Формирует: умение анализировать; умение выделять и формулировать противоречие. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.

  • Свой опора ( шпаргалка):

Форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Учащийся может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке»,если: 1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4; 2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;

3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий). Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги, происходит награждение победителей.

  • Фишбоун:

На уроке фишбоун применяю в упрощенной форме. Например на уроке русского языка при изучении темы имя прилагательное: в голову рыбы ставлю новая часть речи, затем по бокам что узнали дети об этой части речи и вывод что это имя прилагательное.

  • Работа с интернет ресурсами:

Для учащихся работа с Интернет-ресурсами – это доступ к огромному количеству необходимого иллюстративно-информационного материала, которого катастрофически не хватает в библиотеках. Это, прежде всего, толчок к самообразованию и активизации познавательной деятельность учащихся, а также и выбор, которого ребята не имеют, работая только с учебником.

Коммуникативные УУД

  • Взаимоопрос
  • Взаимопроверка
  • Организация работы в группах
  • «Да»и «нет»
  • Советуйтесь:

учитель советуется с учащимися, обсуждая, например, проблемы отношений. Он убеждает учеников, что их мнение значимо для него, но предупреждает: последнее слово остается за педагогом. Важно поблагодарить учеников за совместное обсуждение

  • Мини- проект и мини- исследования:

Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей. Используются методы современной науки лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос.

Мини исследования: учитель подталкивает детей к правильному выбору темы исследования. попросим ответить на следующие вопросы. Например в стихотворении Я маму свою обидел, есть фраза я буду искать руду, Вопрос : где в нашей стране больше всего добывают руду?

  • Пересечение тем:

Ученики подбирают или придумывают примеры, задачи и идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой.( прием позволяет каждый раз посмотреть на свои здания под своим угол. Например в тексте по чтению найдите слова с безударной гласной.

Таким образом включение в урок нестандартных ситуаций использование новых педагогических приемов, построение урока в технологии деятельностного подхода обучения, способствует формированию УУД у учащихся, дает возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию., принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: