Проект в 1 младшей группе » Масленица в гостях у малышей»

14 февраля 2020 г.

Новые поколения людей забывают старые обряды. Это закономерная дань эволюции, предполагающей непрерывное движение вперёд. Однако традиции — то, что поддерживает связь с прошлым. А не зная прошлого, нельзя выстроить верное будущее. Философствовать можно долго. Не будем. Лучше вспомним весёлую масленицу и подумаем, как её провести с пользой и радостью в условиях детского дошкольного учреждения.

Как отпраздновать масленицу в детском саду?

На масленицу в детском саду можно смело отводить полторы недели, каждый день делая что-то ознакомительное и поучительное в полном соответствии с русскими традициями. Давайте ответим на популярные вопросы и составим предварительный план встречи масленицы в детском саду.

Вопросы о проведении масленицы в детском саду

В какие дни проходит масленица? Чтобы посчитать, когда будет масленица, нужно знать дату Пасхи. Пасха — церковный праздник, начало которого высчитывается Церковью по лунно-солнечному календарю. Перед Пасхой 48 дней длится Великий пост. Неделя до Великого поста (мясопустная или сырная) и есть масленица. Так, в 2020 году Пасха 16 апреля, значит масленичная неделя начинается 20 февраля и длится по 26 февраля.

Масленица — это христианский праздник? Нет. Его корни уходят в язычество. Но праздник настолько прижился, что Церковь не стала с ним бороться, а включила в свой календарь в виде мясопустной (сырной) недели.

Зачем праздновать масленицу в детском саду? Празднование масленицы в детском саду имеет вполне реальные цели:

  • познакомить детей с красивым русским обрядом;
  • заинтересовать воспитанников традициями русского народа;
  • обогатить духовный мир детей;
  • воспитать чувство гордости за свой народ, чувство патриотизма;
  • организовать совместную деятельность;
  • позволить детям выплеснуть творческую энергию;
  • сдружить детей;
  • привлечь родителей для укрепления семейных связей.

Какие образовательные области затрагиваются во время празднования масленицы? Масленица, организованная по всем правилам, интегрируется с несколькими образовательными областями:

  1. музыкальное воспитание;
  2. здоровье;
  3. художественное творчество;
  4. коммуникации;
  5. познание.

Разве этот праздник актуален для современной России? Да, актуален. Проводить его в детских садах очень интересно, полезно и познавательно. Дети осваивают новые знания, играют и начинают лучше понимать народные традиции, обычаи, страну в которой они живут.

Корректно ли праздновать масленицу, если в группе есть не только православные дети? Да, корректно. Масленица не является христианским праздником. Это традиционный русский праздник, дошедший до нас со времён язычества.

Предварительная подготовка

Если в детском саду нет русских традиционных костюмов, нужно попросить родителей подготовить их для своих детей. Это могут быть сарафаны и платки на голову для девочек, рубашки-косоворотки и картузы для мальчиков. Можно обойтись только картузами и платками, но это не так интересно и зрелищно.

Заранее нужно выучить хороводы и песни для празднования масленицы. Обычно это делается во время музыкальных занятий.

Среда на неделе до масленицы

Детям нужно рассказать о самом празднике в простой и доступной для понимания форме. Рассказ может сопровождаться просмотром тематических мультфильмов, диафильмов, отрывков из кинофильмов.

История масленицы в изложении для дошкольников

Очень давно наши предки были язычниками. Они считали, что всё вокруг — живое. Вся природа вокруг — живая. Солнце и луна, звёзды, облака, небо и гром. Времена года (зима и весна, осень и лето). Реки и озёра, поля и луга. В общем, всё-всё вокруг считалось живым. И, как и везде, среди этой природы были силы добрые и злые. Зима считалась злой. Это было тяжёлое время года — холодное и голодное, пережить зиму удавалось не всем. А весна считалась доброй. Она побеждала зиму, согревала землю, давала людям возможность собирать растения, сажать семена, кормить скот. Люди заметили: если весна приходила раньше — год был урожайным, если позже — голодным. Так и появился древний обычай прогонять зиму, помогая весне вступать в свои права. Этот обычай в том или ином виде есть во всех странах. У нас он получил название «Масленица». Основным символом праздника стали круглые лепёшки, напоминающие солнце. Позже стали выпекать блины. Это проще и быстрее, вкуснее и сытнее. А какие блины пекут ваши мамы? (слушаем ответы). Да, блины бывают разные: тонкие кружевные и толстые сытные, с припёком, с начинкой, маленькие как оладушки и огромные — на большую сковороду. И начинки к блинам бывают разные. Вы с чем блины любите? Сколько вкусных начинок! Всех и не пересчитать! Главный символ праздника — чучело из соломы, которое сопровождает все дни праздника, а затем сгорает, обогревая землю и приближая наступление тёплой весны. Чем занимались люди во время Масленицы? Они веселились и объедались. Считалось, чем больше съешь блинов и чем веселее проведёшь эти дни, тем сытнее и лучше будет наступающий год. Люди наряжались, соревновались в забавах, мерялись силой, играли, водили хороводы и пели песни. Дети и взрослые катались с высоких горок — кто дальше прокатится, у того лён уродится лучше. Они строили снежные крепости и штурмовали их. В последний день масленицы люди просили прощения друг у друга и у природы.

Материалы для сопровождения рассказа:

  • репродукции картин В.И.Сурикова «Взятие снежного городка», Борис Кустодиев «Масленица», П.Н.Грузинский «Масленица», Валерий Сыров «Масленица», Анна Черкашина «Масленица»;
  • мультфильмы — «Ишь ты, Масленица!», «Смешарики. Масленица», «Масленица», «Князь Владимир» (эпизод про масленицу), «Снегурочка» (эпизод «Прощай, масленица».

Четверг на неделе до масленицы

Самое время начинать готовиться к масленице — сделать свой дом чистым. В детском саду уборка не входит в обязанности малышей. Однако привитие навыков соблюдения чистоты и порядка — важный воспитательный элемент. Поэтому нужно провести небольшую беседу о важности чистоты и вместе с детьми навести порядок на полках с игрушками.

Примерный текст разговора с детьми

Какой праздник мы готовимся отмечать? Правильно, масленицу! Мы будем веселиться и играть. Наши предки перед праздником тщательно убирали в своих домах. Они мыли полы и стены, до блеска натирали посуду, белили стены домов, выбивали коврики. А мы сегодня будем приводить в порядок нашу игровую комнату. Давайте протрём пыль на полках и расставим все игрушки по местам!

Лучше всего провести это занятие перед обедом, чтобы дети могли полюбоваться плодами своего труда. Детям можно выдать влажные салфетки, которыми они протрут поверхности полочек для игрушек. Затем вместе расставить игрушки. Обязательно обратить внимание малышей на то, что стало очень чисто и красиво, похвалить их.

Пятница на неделе до масленичной

В пятницу готовим украшения для игровой комнаты. В зависимости от возраста это могут быть маленькие нарисованные блинчики, солнышки, весна, веточки растений, цветочки. Затем украшаем ими игровую комнату.

Масленица для детей дошкольников

Из опыта работы воспитателя ДОУ. Значение обрядовых праздников в воспитании дошкольников.
«Воспитание, лишённое народных корней, — бессильно» Р.К.Ушинский
*** Мы все хотим видеть своих детей счастливыми и здоровыми. А для этого нужно, прежде всего, заложить в воспитание прочные духовно-нравственные основы. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни требуется не только помочь ребенку добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески, но и воспитать в нем человечность, отзывчивость, чуткость к окружающим — задача, которую общество должно решать с самого раннего возраста. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения родной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и современные методики дошкольного образования. Удивительное и загадочное явление русской народной культуры – это обрядовые праздники. Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором.
Хотелось бы, чтобы и у современных детей тоже остались на всю жизнь незабываемые, положительные воспоминания о блинах и чаепитии на Масленицу, Пасхальной весенней радости.Календарно-обрядовые праздники в детском саду положительно влияют на детей, они стали своеобразной формой духовного самовыражения и духовного обогащения ребёнка. Основные приметы праздника: идея, привлекшая всех детей, чёткий сюжет, композиция, традиции, ритуалы и обычаи, костюмированность, яркая наглядность зрелища, творческое, игровое действие, неожиданность и сюрпризность. На праздники дети наряжаются в народные костюмы, предварительно знакомясь с историей русского костюма, а костюм создаёт особое праздничное настроение. На праздник девочки с удовольствием надевают сарафаны и кокошники, расписные платки, а мальчики – косоворотки. Очень важно участие родителей, которые вместе с детьми поют песни, водят хороводы, играют в народные игры. Атмосфера русского праздника «Широкая Масленица» — прощание с зимой, феерия народного танца и музыки, традиционные игры со зрителями, подбор музыкального сопровождения, игра на народных инструментах, праздничное оформление музыкального зала, сюрпризные моменты, а также выразительные, яркие образы Зимы и Весны – делает праздничное действие ярким, эмоциональным, интересным и понятным детям. Дети младшего возраста с вниманием наблюдали за действиями старших детей, а потом и сами включались в общий праздник. Дошкольники получают не только незабываемые эмоции, но и могут прикоснуться к истокам культуры своего народа, его традициям. Знакомство дошкольников с традициями русского народа через обрядовые праздники вызывает интерес к прошлому своих предков, расширяет знания и представления о культурном наследии, способствует воспитанию у детей национальных черт характера. Безусловно, такая работа расширяет представления детей об окружающем мире, знакомит с народной культурой, хранит ключ к пониманию фольклорных сказок, народных преданий, традиций. Обратиться к истокам жизни, быта, духовного мира русского человека, его мыслям, чувствам, переживаниям – это задача на многие года.
Основные традиции масленицы

Масленица всегда праздновалась очень широко и весело. Первые три дня называли «узкой» масленицей, а с четверга Масленица уже звалась «широкой», все работы прекращались и начинались гуляния. Каждый день недели назывался по-особому и имел свои особенности.
Понедельник «Встреча»
— начало праздника, начало приготовления блинов. Причем первый блин обычно отдавался в церковь за помин умерших, либо же животным.
Вторник «Заигрыши»
— молодежь активно знакомилась и общалась между собой, катались с ледяных и снежных гор, играли в игры, приглашали друг друга в гости на блины.
Среда «Лакомка»
— в среду следовало наедаться блинов, дабы хватило на целый год.
Четверг – «Разгул»
— с этого дня разгуляй нарастал, уже открывались балаганы, народ катался на санях, участвовал в играх и кулачных боях.
Пятница – «Тещины вечерки».
Название говорит само за себя. В этот день ходили в гости к теще угощаться блинами на теплые семейные посиделки. Существовала интересная традиция в этот вечер Масленицы. Зять проходил мимо дома тещи и смотрел на окна. Как только, он завидит, сидящую на окне тряпичную куклу — символ Масленицы, тогда смело заходит в гости и угощается блинами. Так женщина показывала, что все у нее готово и она ждет гостей.
Суббота – «Золовкины посиделки»
. Свекровь приходила в гости на блины к молодым. Воскресенье – «Прощеное воскресенье». Самый веселый и насыщенный день на масленичной неделе. Во-первых, просили друг у друга прощения за все обиды, да и сами прощали. Во-вторых, гуляли на улицах города до упада. И самое интересное – в конце дня сжигалось на огне чучело Масленицы. Считалось, что так задабривают зиму, как бы уговаривая ее уступить место теплой весне. Дети просто обожают Масленицу, ведь целых семь дней происходит что-то невероятное. Это и гуляния, и выпекание блинов, и походы в гости, и множество других развлечений.

Масленичные игры для детей
Сковорода. На полу (на земле, на снегу) начертите круг. Это сковорода. Все игроки (и взрослые, и дети) берутся за руки и прыгают на одной ноге, пытаясь толкнуть друг друга в круг. Кто попал в круг, тот «спекся» на сковороде. Задача игроков – в него не попасть. Скоморошки. Наденьте на ребенка (детей) шапочку скомороха. Можно пришить бубенчики к обычной яркой шапочке. Попросите скоморошков показать, как медведи ходят, как гуси ходят, как петушки прыгают, как козлики бодаются, как солнышко по небу катится, и так далее. В конце игры после выполнения задания скоморошки пляшут под веселую музыку вместе со всеми. Горшки. Впереди сидит на корточках «горшок». Сзади него стоит «продавец». Он предлагает свой товар, выкрикивает: «Кому горшки? Кому горшки?». Покупатель (один игрок – взрослый) присматривается к горшкам, ведет диалог – задает вопросы: «А хорош ли горшок?» Выбирает понравившийся горшок и торгуется о цене (можно продавать горшок и за 10 хлопков, и за 5 прыжков и т.п.). Если цена не устраивает, то покупатель идет дальше выбирать горшок. Если цена устраивает, то покупатель и продавец бьют по рукам и сразу же бегут по кругу в ту сторону, куда они стояли лицом. Кто прибежит первым на свое место – тот хозяин горшка. Если опоздал – становишься покупателем. Так игра продолжается. Затем продавцы и горшки меняются ролями. Дударь. Выбирается один дударь. Определите до игры место, куда нужно будет убежать от дударя. Все играющие берутся за руки, идут по кругу и говорят ри Дударь отвечает, называя одну часть тела. Например: «Локоть болит». Значит, каждому игроку нужно взяться за локоть правого соседа. Получится замкнутый круг. Идем по кругу дальше и снова говорим или поем слова. И снова спрашиваем: «Дударь, дударь, что болит?» Дударь отвечает: «Колено болит» (или называет другую часть тела). Игроки берутся за колени друг друга и, не отпуская руки (держа их на коленях соседей) идут по кругу и поют дальше. Игра может продолжаться долго с называнием разных частей тела: ухо болит, пятка болит, спинка болит, плечо болит, щека болит). Но в конце концов дударь говорит: «Ничего не болит! Я Вас ловлю!» и догоняет игроков. Игроки должны успеть убежать от дударя в условленное место. Кто не успел – тот становится дударем. Очень веселая игра, создающая праздничное настроение. Попробуйте – Вам понравится! Как во нашем во дому. Игра для самых маленьких. Беремся за руки, ходим и говорим ри. Катание на лошадях. С детьми постарше можно поиграть в катание на лошадях по-другому. Возьмите красивую тесьму или ленту, привяжите на нее колокольчики. Получится упряжка. Ребенок встает в «упряжку», остальные участники берутся руками за концы тесьмы или ленты и говорят: «Стук-стук, тра-та-та, Отворяйте ворота! Отворяйте ворота! Выезжаем со двора! Но!» На это слово лошадка начинает двигаться, звенит бубенцами, пока ей не скажут «тпру». Метла. Все садятся на стулья. Выбирается один водящий. Каждому игроку назначается свое слово. Его может назвать водящий или игроки могут назначить слово друг другу. Например, первый игрок – слово «метла», второй – слово «ботинок», третий – слово «пуговица», четвертый – «ведро». Водящий подходит к игроку и начинает задавать вопросы. Отвечать на них нужно очень быстро и употребляя «своё» слово. Нельзя смеяться и даже улыбаться (это самое сложное в игре). Например. Водящий подходит к первому игроку и говорит: «Кто ошибется, тот попадется! Кто засмеется, тому плохо придется!» После этого он спрашивает: — Кто ты? — Метла. — А что ты сегодня ел? — Метлу. — А это у тебя что? (показывает на колено) — Метла. _ А это что? (показывает на две ноги). — Мётлы. И так пока у водящего не закончатся вопросы и он не перейдет к следующему игроку. Если отвечающий на вопросы игрок ошибется или не выдержит и засмеется, то он платит фант. Фанты разыгрываются после игры. Эта игра не просто веселая, но еще и очень полезная для развития речи детей. Пусть масленичные игры с детьми принесут в Вашу семью смех и радость!

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий праздника «Масленица». Средняя и старшая группа Конспект НОД по теме Масленица. Вторая младшая группа Проект в средней группе на тему Масленица Масленица. Сценарий развлечения для старших дошкольников

Похожие статьи:

Масленица. Сценарий для детского сада

Проводы русской зимы, или масленица. Сценарий для детей

Поделка к Масленице в детском саду пошагово с фото. Подготовительная группа

Масленица во 2-ой младшей группе ДОУ

Сценарий праздника Масленица на улице в старшей группе детского сада

Масленичная неделя в детском саду

Каждый день масленичной недели должен быть неповторим и интересен для ребятишек. Готовить их к главному событию.

Понедельник: «Встреча»

В понедельник можно вместе с детьми изготовить соломенных маслениц. Если солому найти проблематично — делаем куколок из веточек, ниток и прочего подручного материала. Можно сделать и просто из лоскутков. Главное, чтобы поделки получались весёлые, яркие. Масленица — добрая. Изготовленными фигурками украшаем игровую или оформляем из них выставку.

Вторник: «Заигрыш»

Изготавливаем вместе с детьми яркое солнышко. На листе ватмана воспитатель рисует яркий круг — центр солнца. Дети вокруг круга оставляют отпечатки своих ладошек. Предварительно нужно обмакнуть их в пальчиковые краски жёлтого, оранжевого или красного цвета. В центре солнышка пишем имена воспитателей, на ладошках — детей. В этот день можно и поиграть в хоровод с лентами. К палке привязываем разноцветные ленты по числу детей. Воспитатель держит палку, а дети — ленточки. Все ходят по часовой стрелке и поют-закликают солнышко: «Солнышко, покажись! Красное, появись! Согрей землю! Нам дай хороший урожай! Чтобы были пироги хороши и велики! Чтобы мы пекли блины вооот такой величины» (расходятся в стороны).

Среда: «Лакомки»

Рисуем блины — каждый, как может. Затем рисунки выставляем для всеобщего обозрения. Вспоминаем, что такое круг и овал, как их рисовать. Смешиваем цвета. Малыши могут обвести тарелочки и раскрасить получившийся круг жёлтым цветом, нарисовать ему глазки, носик и ротик. Можно вспомнить сказку про колобка. В некоторых странах убегает как раз блинчик и катится как колесо по дороге.

Играем в игру: кто назовёт больше всего сладостей.

Четверг: «Разгуляй»

В этот день можно поиграть в разные подвижные игры, порепетировать к основному празднику. Играть можно в помещении и на улице. Стоит в этот день вспомнить про колядки.

Как на масленой неделе Из печи блины летели! С пылу, с жару, из печи, Все румяны, горячи! Масленица, угощай! Всем блиночков подавай. С пылу, с жару — разбирайте! Похвалить не забывайте.

Пятница: «Широкая масленица»

Конечно, масленица заканчивается в воскресенье, но рабочая неделя в детском саду в пятницу. Поэтому отмечать будем в пятницу. Праздник проводится по сценарию и включает в себя песни, танцы, колядки, хороводы. Обязательный пункт программы — блины, которые обычно приносят родители. Масленица может отмечаться в помещении и на улице. Лучше всего — на улице. Там больше возможностей для веселья.

Занятие-посиделки для детского сада по теме «Традиции Масленицы»

Разработал: Музыкальный руководитель МАДОУ д/с «Светлячок» Пирогова С.Ю.

Форма организации детей: групповая, подгрупповая

Место проведения: музыкальный зал

Количество детей: 20 человек

Цель: формировать представления детей о традициях русского календарно – обрядового праздника Масленица.

Задачи:

  • Расширять знания о русском народно обрядовом празднике Масленица, его обычаях и традициях.
  • Развивать познавательный интерес к культуре русского народа. Развивать память, внимание, связную речь, творческие способности в исполнительской деятельности, обогащать словарный запас.
  • Воспитывать художественно – эстетические чувства, уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям, умение и желание применять их в жизни.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, рееое развитие, социально коммуникативное развитие.

Методы:

  • Эвристический – метод, направленный на решение проблемы и поэтапное создание художественного образа
  • Репродуктивный – метод, направленный на углубление, уточнение и закрепление знаний и способов оперирования ими.
  • Убеждения средствами музыки – метод, направленный на приобщение к музыкальной культуре
  • Игровой
  • Словесный
  • Наглядный
  • Практический

Приемы:

  • Беседа
  • рассказ
  • проблемная ситуация
  • моделирование
  • восприятие музыки
  • художественное слово
  • продуктивная деятельность (хоровое и сольное пение, игра на ложках)
  • оценка
  • показ
  • загадка
  • пословицы и поговорки
  • объяснение с наглядной демонстрацией фильма
  • игра

ТСО: компьютер, проектор, экран.

Материал и оборудование: аккордеон, оформление русской горницы (посуда, лавки, рушники), русские костюмы, русские народные инструменты, мольберт, магниты.

Демонстрационный: лучи с названием дней недели, макет солнца, мультимедийная презентация.

Раздаточный: музыкальные инструменты (бубны, ложки, румбы), пиктограммы.

Предварительная работа: слушание русских народных песен, разучивание частушек и русской народной песни «Блины», танцевальной композиции «Ложкари», знакомство с русскими народными играми «Целовочки», «Гори ясно», «Ручеек», беседа воспитателя о русских праздниках, русских пословицах и поговорках. Рассматривание альбомов: «Русские народные праздники», «Русские народные костюмы». Рассматривание репродукций картин русских художников — И. Суриков «Масленица», Н. Кустодиев «Масленица», Б. Кустодиев «Масляничное гуляние», слушание аудиозаписи «Звон колоколов». Рисование «Хохломская роспись».

Словарная работа: расширение словарного запаса новыми словами: «заигрыш», «разгул», активизация в речи слов: Масленица, ложкари, традиции, закрепление текстов пословиц и поговорок, названий дней недели, развитие умения подбирать сравнительные характеристики.

Индивидуальная работа: стимулирование детей к активности, поощрение действий, оказание помощи детям, затрудняющимся в выполнении заданий.

Работа с родителями: подготовка костюмов, подбор иллюстраций к альбомам, разучивание текстов частушек, пословиц, потешек.

Ход НОД:

1. Организационный этап. Психологический настрой.

Звучит русская народная музыка, дети входят в музыкальный зал, где их встречает музыкальный руководитель в русском костюме, останавливаются в кругу.

Муз. Рук. (русский поклон) Здоровы будете, добры молодцы, да красны девицы! Рада видеть вас у себя на посиделках. День короток, вечер долог, чем себя занять? Как не гостей привечать? И к нам сегодня пришли гости, поздороваемся с ними. Здравствуйте дорогие гости! Красному гостю – красное место, присаживайтесь и вы на лавочки.

Звучит музыка, дети садятся.

2. Мотивационно-побудительный этап. Введение в тему.

Муз. Рук. Ребята, отгадайте загадку:

И с икрой и со сметаной, Всякие они вкусны, Ноздреваты и румяны Бабушкины те…………….блины.

Правильно, посмотрите внимательно на картинку, на что похож блин по своей форме и цвету?

Дети: (предполагаемые ответы) блин похож по форме на круг, тарелку, колобок, солнышко……..

Муз. Рук. Верно, молодцы. С давних времен блины на Руси считали символом солнца. Блины такие же золотистые и румяные, как солнышко. Именно тепла солнечных лучей и ждали люди после долгой, холодной зимы. Я люблю блины с медом, а вы?

Дети. (Предполагаемые ответы) Я люблю блины с вареньем, а я со сгущенкой……

Муз. Рук. А раньше сгущенки не было, и поэтому блины подавали с коровьим маслом, сметаной, яйцами, икрой. Масляные блины стали традиционным блюдом одного из самых любимых русских праздников. Как он называется?

Дети. Масленица

Муз. Рук. Какие его традиции знаете?

3. Основная часть. Актуализация имеющихся знаний и навыков.

Дети. (Предполагаемые ответы) Это самый веселый русский праздник в начале весны, это праздник проводов зимы, он бывает в нашем городе, мы ходили с мамой на этот праздник в парк, там сжигали чучело, еще мы ели блины и шашлыки….

Муз. Рук.

Праздник этот знаем мы Время проводов зимы Люди в этот день должны Веселиться, печь блины.

Масленица – это самый первый предвесенний праздник, самый любимый в народе. Все веселятся и радуются тому, что пришла зима и наступает весна.

Уточнение и расширение имеющихся представлений. Моделирование.

«Масленица семь дней гуляет» — говорили в народе. Кто из вас знает, почему? (ответы детей) Каждый день Масленицы имел свое особое название. Посмотрите на мольберт, в центре — солнышко, а в правом верхнем углу расположены его лучи – дни недели. Я буду рассказывать вам о каждом из дней Масленицы и его традициях, а вы будете выбирать нужный и прикреплять к солнышку по порядку. Кто уже нашел луч с названием первого дня недели?

Дети. Первый день недели – понедельник.

Муз. Рук.(Приглашает ребенка прикрепить луч к солнышку)

Восприятие и усвоение нового.

Муз. Рук. Понедельник в дни Масленицы называли «Встречей».

Приезжай к нам в гости Масленица, На широкий двор — на горах покататься В блинах поваляться, сердцам потешаться! Ой, Масленица, кривошейка, Состречаем тебя хорошенько Давай с нами веселиться, Блинами кормиться! На солнце глядеть, Да заманивать и петь.

Девушки и парни ходили по деревне с соломенным чучелом – символом уходящей зимы.

и пели песни, вот послушайте…….

Слушание русской народной песни «К нам Масленица пришла»

Муз. Рук. А ребятишки ходили из избы в избу и кричали «Приехала Масленица! Приехала!»

Кто из вас может нам такую кричалку рассказать?

Дети:

Данил.

Тин тинка , подай блинка, Оладышка –прибавышка, Тетушка, не скупися, Масленым кусочком поделися!

Никита.

Масленица, угощай, Всем блиночков подавай, С пылу, с жару, разбирайте, Похвалить не забывайте!

Даша.

Масленица, масленица, Дай блином полакомиться Прогони от нас метели Прокати на карусели Растопи холодный лед Пусть весна скорей придет. (Степанов В.)

Кирилл.

Ой Масленица, блинная красавица, Давай веселиться Блинами кормиться На солнце глядеть Да заманивать и петь!

Никита.

Мы блинов давно не ели И на печке ноги грели Мы весны давно хотим Отдавай, Маслена, блин!

Муз. Рук. Молодцы! Кто может найти луч с названием второго дня недели?

Дети: Второй день недели — вторник.(Приглашает ребенка прикрепить луч к солнышку)

Муз. Рук. Вторник называли «Заигрыш». Во второй день масленичной недели девицы и парни собирались на игрища и потехи. Воздвигали снежные городки и устраивали поездки на лошадях.

Больше всего любили кататься с ледяных гор. В старину существовало поверье: кто не скатился с горки – тот обидел Масленицу. А еще приговаривали: Широкорожая масленица, мы тобою хвалимся, на горах катаемся, блинами объедаемся.

На таких встречах парни высматривали невест.

Делу – время, потехе – час, будем мы играть сейчас. В пары вставайте, ручеек начинайте. Вы дружочка приглашайте В ручеек быстрей вставайте.

Игра «Ручеек»

Ручей, ручей, ручеек, Здравствуй маленький дружок, Можно с вами поиграть? Ты скорее забегай, И друзей здесь выбирай.

После игры дети садятся на лавочки

Муз. Рук. Кто может найти луч с названием третьего дня недели? (приглашает ребенка прикрепить луч к солнышку)

Дети: Третий день недели – среда.

Муз. Рук. Среда называлась «лакомкой» или «сладкоежкой». В этот день лакомились блинами и другими масленичными яствами. На Масленицу ели жирно, сытно, вволю. Много народных пословиц и поговорок сложено о блинах. Кто из вас, ребята, их знает?

Дети. (Предполагаемые ответы)

  • Блин брюху не порча.
  • Первый блин – комом.
  • Сухой блин горло дерет.

Муз. Рук. Молодцы, а я хочу дополнить ваши ответы другими пословицами и поговорками о блинах.

Я начинаю, а вы заканчивайте:

  • Без блина — не Масленица, ………………без пирога — не именины.
  • Блин добро…………… не один.
  • Блин не клин, ……………..брюха не расколет.
  • Где блины, ………………тут и мы; где с маслом каша, тут место наше.
  • Скоро………………… только блины пекутся.
  • Это Масленица идет,…………… блин да мед несет.

С Масленицей прощались Блинами угощались, А чтоб было у нас веселей Споем песню про блины, поскорей!

Пение русской народной песни «Блины» (дети встают в хоровод)

Муз. Рук. Молодцы, очень весело пели. Кто может найти луч с названием четвертого дня недели? (приглашает ребенка прикрепить луч к солнышку)

Дети: Четвертый день недели четверг.

Четвертый день Масленицы – четверг — назывался «широкая Масленица» или «разгуляй». На этот день приходилась середина веселья и гуляний. Главным действием этот дня было взятие снежного городка. Мальчишки делились на две группы – пехота и конники, одни защищали крепость, другие атаковали ее. Люди развлекались в балаганах, на ледяных горках, устраивали кулачные бои и шумные застолья.

Муз. Рук. В этот день гуляли, пели и плясали с утра и до вечера. А какое же веселье без веселых ложкарей?

Эх топну ногой, да притопну ножками Развеселый у нас будет танец с ложками.

Танец «Ложкари»

Муз. Рук. Молодцы. Кто может найти луч с названием пятого и шестого дней недели? (приглашает ребенка прикрепить лучи к солнышку)

Дети: Это пятница и суббота.

Муз. Рук. Пятница и суббота – были гостевыми днями и посвящались хождению по родне. В этот день наши бабушки должны накрывать стол и угощать блинами, пирогами и другими кушаньями. А чтоб было веселее, устраивались веселые посиделки с песнями, плясками, хороводами и частушками.

Муз. Рук.

Как известно всем подружки Мастерицы петь частушки И вы, парни, не зевайте, девчатам тоже помогайте.

Дети:

Разрешите поплясать, Разрешите топнуть, Неужели в этом доме Половицы лопнут?

«Масленичные частушки» (приложение №2)

Муз. Рук. Кто может найти луч с названием седьмого, последнего дня недели? (приглашает ребенка прикрепить луч к солнышку).

Воскресенье, последний день Масленицы, был днем «проводов зимы». В этот день было принято просить друг у друга прощения. А соломенное чучело, символ зимы, выносили на улицу, и сжигали. Так вот прощались с Масленицей. Как только разгорался костер, все кричали:

Воспитатель.

Гори, гори, ясно, чтобы не погасло, Чтобы все метели разом улетели, Чтобы все невзгоды, холод, непогоды, Зимние морозы, неудачи, слезы, Все они сгорали, к солнцу улетали.

Муз. Рук. А потом вставали в хоровод и быстро мчались вокруг догорающего костра.

Когда костер догорал, все начинали плясать, водить хороводы, играть.

И я приглашаю вас поиграть.

Дети встают в круг.

Считалка:

1,2,3,4,5 Мы собрались поиграть К нам сорока прилетела И тебе водить велела.

Проводится русская народная игра «Гори, гори, ясно»

3. Заключительная часть. Рефлексивно – корригирующий этап.

Муз. Рук. Посмотрите, ребята, (обращает внимание детей на мольберт) как засияло лучами наше солнышко, чувствуете, как стало тепло и радостно на душе. Благодаря лучам, мы поближе познакомились с традициями русского народно обрядового праздника Масленицы. Скажите, вам было интересно? Почему праздник назывался Масленицей? Какая традиция этого праздника понравилась больше всего? Что вы расскажете родителям, когда встретитесь вечером?

Дети. (Предполагаемые ответы) мне понравилась игра «Гори ясно», а мне понравилось играть на ложках, а я расскажу маме и друзьям, что Масленицу празднуют семь дней, что нужно ходить в гости, угощать друг друга блинами, попрошу напечь блины, позвать в гости ребят и т.д.

На память о сегодняшних посиделках я хочу подарить вам эти пиктограммы (солнышко с веселым и грустным выражением лица), выберите себе ту, которая соответствует вашему настроению. Покажите мне, что вы выбрали, (если кто из детей выбрал пиктограмму с грустным выражением, спрашивает, почему)

Муз. Рук. (выносит блюдо с блинами)

Заварила крепко чаю, всех к столу вас приглашаю Эти вкусные блины для вас испечены. К самовару подходи, ароматный чай бери!

До свиданья посиделки Посиделкам каждый рад Делу время, а потехе Удели счастливый час, До свиданья, ждем еще, Любим вас и это все!

Звучит русская народная песня «Блины» (трек №3), дети уходят в группу, моют руки, переодеваются, затем подходят к столу с самоваром и угощаются блинами.

Приложение №1

Русская народная игра «Целовочки»

1 куплет.

Стоит девочка масенька, на ней юбочка красненька Она стоит и улыбается, целовочка дожидается.

2 куплет.

Стоит паренек молоденький, на нем пиджачок коротенький Он стоит и улыбается, целовочка дожидается.

Приложение №2

Масленичные частушки.

1.Испеку четыре солнца, да присыплю сахарком, На лошадке праздник едет, праздник едет с ветерком.

Припев. Здорово, здорово, у ворот Егорова, А у наших у ворот будет все наоборот.

2. Моя мама на диете и блины не кушает Я спою частушки эти, пусть она послушает.

3. Как на масляной неделе всем становится теплей Уходи зима подальше, нам с блинами веселей.

4. Приходите, заходите, на румяные блины Нынче Маслена неделя, будьте счастливы как мы.

5. До свиданья зимушка, зимушка колючая, Через годик приходи, не такая злючая.

6. Как на масленой неделе из печи блины летели, С пылу с жару из печи, все румяны, горячи.

7. Я на масленку готов Скушать пятьдесят блинов Закушу их сдобою Похудеть попробую.

8. Пятый блин я слопала На мне юбка лопнула Пойду юбку зашивать Чтобы есть блины опять.

9. Напеки кума блинов Да чтоб были пышные Нынче маслена неделя Можно съесть и лишнего.

10. мы частушки вам пропели Хорошо ли плохо ли А теперь мы вас попросим Чтобы нам похлопали.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: