Презентация «Н А Римский Корсаков» по мхк – проект, доклад


Презентация по теме : «Н.А. Римский -Корсаков-композитор -сказочник.»

Слайд 1

Презентация по музыке на тему: «Николай Римский-Корсаков — композитор-сказочник». ученицы 7 класса «Б» средней школы №635 Соловьёвой Александры

Слайд 2

Николай Римский-Корсаков композитор-сказочник «Для меня мир народных преданий, сказок, былин, мир сказок А.С.Пушкина до конца жизни останется неисчерпаемым источником вдохновения» Н.А. Римский-Корсаков Н.А. Римский-Корсаков сочинил 15 опер. Из них 9 созданы на сказочные сюжеты. Друзья называли его композитором-сказочником.

Слайд 3

Н. А. Римский-Корсаков прославился как композитор-сказочник. Народные былины, сказки, легенды, сказочные герои привлекали композитора своей поэтичностью и красотой. Народные песни, которые он бережно собирал и записывал, заворожили его навсегда своими прекрасными мелодиями, скромным изяществом и задушевностью. Очень интересовала его история Руси, особенно эпоха Ивана Грозного. Именно к этому времени относится действие его опер «Псковитянка» и «Царская невеста». «Псковитянка» «Царская невеста »

Слайд 4

Ему, как и Мусоргскому, нравились повести Гоголя с их сочными бытовыми картинами, описанием народных обрядов и фантастическими историями. Он выбрал из всех повестей «Майскую ночь» и «Ночь перед рождеством» и написал по ним оперы. « Майская ночь » «Ночь перед рождеством»

Слайд 5

Мир фантастический и реальный переплетаются в опере-былине «Садко», в героико-патриотической опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», в поэтичной весенней сказке «Снегурочка», в волшебной «Сказке о царе Салтане». «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» «Снегурочка» «Сказке о царе Салтане»

Слайд 6

Самые известные оперы Римского-Корсакого

Слайд 7

«Снегурочка» Опера (1881) по одноимённой сказке Александра Островского (1873). Опера сочинялась летом 1880 года в глухой русской деревне. Композитор говорил впоследствии, что ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и быстротой, как «Снегурочка».В 1881 году опера была завершена.

Слайд 8

Оптимистическая идея оперы — прославление могущественных животворных сил природы, несущих людям счастье — коренится в народной поэзии. «Снегурочка» воплощает вместе с тем мысль о великой преображающей силе искусства. В опере противопоставлены два мира — реальный и фантастический, олицетворяющий, по словам композитора, «вечные, периодически выступающие силы природы». 1885. Берендейки. Костюмы Виктора Васнецова к опере

Слайд 9

Римский-Корсаков сказал:»Я вынес убеждение, что «Снегурочка»-это мое лучшее произведение»

Слайд 10

«Сказка о царе Салтане» Опера в четырёх действиях с прологом (семи сценах) Николая Римского-Корсакова. Либретто Владимира Бельского по одноимённой сказке А. С. Пушкина. Елена Цветкова в роли Милитрисы (1900 год)

Слайд 11

« Садко » Опера в семи картинах. Либретто написано самим композитором на основе русских былин о гусляре Садко. Фёдор Шаляпин в роли варяжского гостя, 1897 год

Слайд 12

«Кащей Бессмертный» («осенняя сказочка») — одноактная опера в трёх картинах Николая Римского-Корсакова. Либретто написано самим Римским-Корсаковым при участии С. Н. Римской-Корсаковой по сценарию Е. М. Петровского, который в свою очередь опирался на сюжет из русского фольклора. Опера была написана в 1901—1902 годах. Иван Ершов в роли Кащея (Мариинский театр, Петроград, 1918)

Слайд 13

«Золотой петушок» Последняя опера Николая Андреевича Римского-Корсакова, написанная в 1908 году по одноимённой сказке А.С.Пушкина.

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Слайд 0

Николай Андреевич Римский-Корсаков (6 марта 1844 — 8 июня 1908) Презентацию составила: Учащаяся музыкально – хоровой студии «Эхо» Колпакова Ольга Педагог: Дорофеева Нина Валентиновна

Слайд 1

Дом на реке Тихвинке, где родился композитор. Римский-Корсаков родился в небольшом городе Тихвине Новгородской губернии Российской империи. Отец композитора — Андрей Петрович Римский-Корсаков (1784—1862) — служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем Волынским гражданским губернатором. Мать — Софья Васильевна — дочь крепостной крестьянки и богатого помещика Скарятина, женщина достаточно образованная.

Слайд 2

В 1856 году отец отвёз юного Николая в Морской кадетский корпус, который он окончил с отличием весной 1862 года. К тому времени умер отец композитора (в 1861 году) и семья Римских-Корсаковых перебралась в Санкт-Петербург. Игре на фортепиано композитор обучался дома, а потом в пансионе, где уроки музыки были в числе прочих общеобразовательных дисциплин. Известно, что с детства композитор был увлечён музыкой, познакомился с сочинениями Россини, Бетховена, Мейербера, Мендельсона

Слайд 3

В 1861 году Канилле познакомил Римского-Корсакова с Милием Балакиревым. Юный композитор сразу стал членом Балакиревского кружка («Могучая кучка»), оказавшего решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов композитора. В то время в кружок, помимо его главы — Балакирева — и самого Римского-Корсакова входили Цезарь Кюи и Модест Мусоргский. Руководивший работой более молодых коллег Балакирев не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений, но и помогал товарищам с инструментовкой.

Слайд 4

Оказавшись в профессиональной музыкальной среде, Римский-Корсаков решает посвятить себя музыкальному искусству, но, получив по окончании Морского корпуса назначение на клипер “Алмаз”, отправляется на три года в кругосветное плавание.

Слайд 5

Возвратившись в Петербург, Римский-Корсаков продолжает серьезные занятия музыкой: завершает первую симфонию, “Увертюру на русские темы”, “Сербскую фантазию”, симфоническую картину “Садко” (1867) и сюиту для оркестра “Антар” (по мотивам арабской сказки О. Сенковского). В 1871 году Римский-Корсаков становится профессором Петербургской консерватории по классу инструментовки, теории музыки и сочинения, а в 1872 году Мариинский театр ставит его первую оперу “Псковитянка” (по одноименной драме Л. Мея).

Слайд 6

Среди известных работ композитора в этом периоде можно о, «Снегурочка» и другие. Некоторые фрагменты становились самостоятельными произведениями, как это стало с «Дубинушкой».Опера «Садко», будучи поставлена в 1897 на Московской частной русской оперной сцене, имела несомненный успех, повторившийся в Петербурге. Та же судьба ждала оперу «Моцарт и Сальери» на текст Пушкина – в 1898 она с успехом прошла в Москве, в 1899 – в Санкт-Петербурге. Затем была написана «Царская невеста».

Слайд 7

произвел переоркестровку оперы «Борис Годунов» и некоторых других сочинений Мусоргского, принимал деятельное участие в окончании оперы «Князь Игорь» Бородина и в оркестровке «Каменного гостя» Даргомыжского.Долголетняя педагогическая деятельность композитора отразилась в творчестве его учеников, среди них – Лядов, Сакетти, Глазунов.

Слайд 8

Умер композитор 20 июня 1908 года в своем имении недалеко от Луги.

Презентация к уроку по музыке: «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова

Слайд 1

Урок музыки в 5 классе по теме Работу выполнила Изотова Екатерина, учащаяся 5б класса ГБОУ лицея №329 Невского района г. Санкт – Петербург 2014 – 2020 учебный год

Слайд 2

Николай Андреевич Римский-Корсаков Шехеразада

Слайд 3

Н.А.Римский-Корсаков сочинил симфоническую сюиту «Шехеразада» по мотивам известных арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Сюита напоминает симфонию, состоящую из четырех частей

Слайд 4

Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи, но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая ему их на протяжении тысячи и одной ночи, так что побуждаемый любопытством Шахриар постоянно откладывал её казнь и наконец совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ Композитор приложил к партитуре следующую программу:

Слайд 5

«Шехераза́да» — симфоническая сюита «Шехеразада», одно из лучших симфонических произведений русского композитора Н. А. Римского-Корсакова, написанное в 1888 году. Римский-Корсаков создал «Шехеразаду» под впечатлением арабских сказок «Тысячи и одной ночи». «Шехеразада» по своей форме и стилю есть симфоническая сюита, то есть многочастное циклическое музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра. Также форма «Шехеразады» как сюиты обусловлена тем, что композитор в процессе работы над ней создавал части музыкального произведения, каждая из которых имела свой собственный программный характер и собственное название Но в дальнейшем «Шехеразада», как сюита в целом, приобретала всё более и более характер формы симфонии. В результате Римский-Корсаков пишет единую общую программу симфонической сюиты «Шехеразада», убрав собственные названия частей симфонической сюиты и сделав последние номерными Немного о сюите

Слайд 6

В теме Шахрияра – повелительный унисон деревянных духовых инструментов, рисующий образ сильного и властного султана, могучего владыки своего государства, вольного свободно распоряжаться жизнью и смертью своих подданных А вот тема Шехеразады нежная и томная, исполненная певучей скрипкой соло . В ней слышится и волшебство арабской ночи, и чарующий голос молодой рассказчицы, и полный таинственности колорит дивных восточных повествований Инструменты, рисующие героев:

Слайд 7

В I части сюиты — «Море и корабль Синдбада» — музыка изображает картину огромного морского пространства: Шехеразада рассказывает о легендарном моряке Синдбаде, который отправляется в плавание. Рисуя море так удивительно красочно и точно, Римский-Корсаков, несомненно, обращался к своим воспоминаниям, связанным с морскими путешествиями. Главная партия сонатного аллегро – образ волнующегося моря. Она основана на теме Шахриара, однако теперь она становится темой героя сказки – отважного путешественника Синдбада, сохраняя суровый характер. С ней контрастирует светлая побочная – тема Синдбадова корабля. Музыка ее удивительно тонко передаёт дыхание морской стихии, рисует бесконечную череду волн с белыми «барашками» на гребнях, корабль Синдбада-морехода, плывущий по спокойной шири океана. Но волнение моря постепенно нарастает, и теперь музыка рисует величие разбушевавшейся стихии. Но к концу части все успокаивается, и музыка вновь изображает картину ласково плещущегося умиротворённого моря Тема Шахрияра светлеет, как будто деспотический владыка под влиянием прекрасных сказок смягчился и дарует Шехеразаде ещё один день жизни, чтобы услышать продолжение «Море и корабль Синбада»

Слайд 8

Вторая часть – «Рассказ царевича-Календера» Здесь появляется новый персонаж — царевич, и Шехеразада как бы передаёт ему слово. Так возникает рассказ в рассказе, сказка в сказке. Композитор создаёт музыкальный портрет Календера, а потом изображает его фантастические приключения. Третья часть — самая лирическая в сюите. Она называется «Царевич и царевна» и представляет собой своеобразный любовный лирический дуэт. Но особенно яркой частью сюиты является финал, в котором объединяются темы всех предшествующих частей. Он выделяется яркостью оркестровой фантазии, огненным темпераментом. Композитор назвал эту часть «Праздник в Багдаде и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником». Этот праздничный характер раскрывается в смене различных тем, игре ритмов, тембров Обширная кода, которая служит заключением всего цикла, рисует самостоятельную картину величественного грозного моря и корабля, разбивающегося о скалу «Юные принц и принцесса» «Праздник в Багдаде. Заключение»

Слайд 9

В эпилоге сюиты тема Шахрияра становится мягкой и спокойной, ведь жестокий султан умиротворён. В последний раз, как завершение сказки, звучит тема юной Шехеразады. Ею заканчивается сюита. «Шехеразада» — одно из самых ярких произведений, рисующих мир музыкального Востока. В ней использован принцип картинности, сопоставления разных по характеру эпизодов, объединённых проведением темы Шехеразады, напоминающей нам о том, что всё это — рассказ одного лица — очаровательной сказочницы Шехеразады. В программе сюиты нет последовательного сюжета, нет никаких пояснений и к содержанию сказок. Эта сюита — один из образцов эпического симфонизма Римского-Корсакова. В ней проявляются те же принципы эпической музыкальной драматургии (контраст, сопоставление образов), что и в эпических операх композитора. Проявляются эти принципы и в строении сюиты в целом, и внутри отдельных частей произведения. «История принца Календара»

Слайд 10

Спасибо за внимание! Обязательно прочитайте сказку «Тысяча и одна ночь»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]