Конспект урока по биологии 5 класс тема «Лишайники»


Лишайники

Лишайники

─ это группа симбиотических организмов.
Что это значит
?

В переводе с греческого (симби

ос) συμ-βίωσις — «совместная жизнь». А необычное в этом растительном организме то, что тело лишайника ―
слоевище
─ состоит из грибов и микроскопических водорослей. Их совместная жизнь тесно переплелась и стала единым целым.

Слоевище состоит из множества переплетенных грибных нитей (гиф

). Между ними группами или одиночно расположены одноклеточные зелёные водоросли. Гифы гриба плотно оплетают водоросли. А в некоторых местах гифы прорастают внутрь клетки водоросли.

Лишайники способны поглощать воду как из субстрата (то есть из своего места обитания), так и из воздуха всем телом, светолюбивы, нетребовательны к субстрату, чувствительны к загрязнению воздуха.

И гриб, и водоросль получают от совместного существования пользу.

Гриб от водоросли получает питательные вещества, в основном глюкозу, производимые водорослью в результате фотосинтеза, а также азотсодержащие вещества. А водоросль получает от гриба воду и минеральные вещества. Также гриб создаёт водоросли благоприятный микроклимат. Он защищает её от высыхания, закрывая от ультрафиолетового излучения солнца. Обеспечивает жизнь на кислых субстратах, смягчает действие ряда других неблагоприятных факторов.

Если отделить водоросль от гриба, то она спокойно может существовать и без гриба, а вот гриб без водоросли существовать не может.

Лишайники довольно разнообразны. Их тела окрашены в различные цвета в зависимости от того, какие пигменты в них находятся: от белого до ярко-жёлтого, коричневого, оранжевого, зелёного, синего, серого, чёрного.

По внешнему виду различают лишайники накипные

,
листоватые
и
кустистые
.

Тело накипных,

или корковых, лишайников представляет собой корочку («накипь»), его нижняя поверхность плотно срастается с субстратом и не отделяется без значительных повреждений.

К накипным относится лишайник ― бацидия

. Тело его обычно красновато-коричневого цвета. Он встречается в лесной зоне, на юге в горах, нередко в степях и полупустынях, но заходит также и в Арктику.

Накипные лишайники могут жить на камнях, крутых склонах гор, деревьях и даже на бетонных стенах.

Листоватые

лишайники имеют вид пластин разной формы и окраски, они более или менее плотно прикрепляются к субстрату при помощи выростов нижнего коркового слоя.

Листоватые лишайники разрастаются на камнях и на коре деревьев. Из таких лишайников особенно часто встречается золотисто-жёлтая ксантория настенная

.

Листоватый лишайник пармелия

обладает лекарственными свойствами. Этот лишайник широко используют в народной медицине степные жители.

Отвар из пармелии обладает антисептическим, бактерицидным, ранозаживляющим и кровоостанавливающим эффектом.

Тела кустистых лишайников

образуют множество округлых или плоских веточек. Слоевище этой формы характеризуются верхушечным ростом. В них водоросли могут максимально использовать свет. Такие лишайники могут расти как на земле, так и свисать с деревьев, скал.

Интересным представителем кустистых лишайников является лишайник-бородач.

Его тело, как борода свисает со старых ветвей до самой земли, обычно в тёмном еловом лесу.

К кустистым лишайникам относят и ягель (олений мох)

, которым питается северный олень. Он широко распространен в тундре. Как и другие лишайники, ягель растёт очень медленно ─ 3–5 мм в год. Для восстановления пастбища после выпаса оленей может потребоваться несколько десятилетий.

Продолжительность жизни всех лишайников от 50 до 100 лет. А возраст некоторых, например ризокарпона

географического, может достигать более 4000 лет.

Лишайники достаточно неприхотливые организмы. Это позволяет им поселятся на голых, бесплодных скалах и камнях, на крышах домов и других местах где, казалось бы, жизнь невозможна.

Не имея корней, они довольно крепко прикрепляются к субстрату особыми выростами, похожими на корни, расположенными на нижней стороне слоевища. Однако в отличие от корней высших растений они служат лишь для прикрепления.

В пустынях и полупустынях встречаются лишайники, имеющие форму шариков (напр., аспицилия

), они легко переносятся ветром на большие расстояния, отчего их часто называют кочующими.

Существует легенда о том, как в бесплодной пустыне люди, истощенные голодом и трудным переходом, встретили на земле массу мелких сухих крупинок, похожих на манную крупу. Насытившись этими крупинками, они обрели силы, которые помогли закончить трудный путь.

Предполагают, что крупинки, о которых рассказано в легенде, ― это аспицилия съедобная,

или манна лишайниковая.

Отсюда пошло выражение «манна небесная».

Лишайники очень чувствительны к загрязнению воздуха. В присутствии дымов и ядовитых газов они быстро гибнут. По состоянию лишайников (особенно в городах) определяют чистоту воздуха.

При загрязнении атмосферы сначала вымирают кустистые, потом листоватые, а затем и накипные лишайники. Изучите лишайники, которые произрастают в вашей местности и сделайте вывод о чистоте воздуха.

Однако лишайники спокойно переживают неблагоприятные климатические условия. Они настолько выносливы, что растут даже там, где отсутствует другая растительность, например в Арктике и Антарктике. Живым организмам здесь приходится жить при очень низких температурах. Осадки выпадают всегда в виде снега, а лишайник не может поглощать воду в такой форме.

Но его выручает чёрная окраска слоевища. Тёмная поверхность тела лишайника, благодаря высокой солнечной радиации, быстро нагревается даже при низких температурах. Снег, попав на нагретое слоевище, тает. Лишайник сразу впитывает появившуюся влагу, обеспечивая себя водой, необходимой ему для дыхания и фотосинтеза.

В жару лишайники настолько высыхают, что кажутся совершенно безжизненными. Но после дождя быстро оживают вновь. Всей поверхностью своего тела они впитывают влагу дождей и туманов.

Лишайники, как и любые другие живые организмы, размножаются. Размножение их происходит, главным образом, кусочками слоевища

.

А также особыми группами клеток гриба и водоросли. Группы клеток

образуются внутри тела лишайника, которое затем под давлением разрывается, и клетки разносятся ветром и дождевыми потоками.

В природе лишайники играют важную роль, первыми поселяясь в самых бесплодных местах. Выделяя особые кислоты, они медленно разрушают горные породы.

Скопившаяся на них пыль и песчинки создают тонкий слой почвы, в котором могут закрепиться мхи и другие наземные растения. Мхи и травы, разрастаясь, затеняют наземные лишайники, засыпают их отмершими частями своих тел, и лишайники исчезают со временем с этого места.

Среди лишайников почти нет ядовитых видов. Поэтому практическое значение их довольно велико. Многие виды лишайников используют в медицине благодаря высокому содержанию усни

новой кислоты, которая способна убивать вирусы и бактерии. Благодаря этим свойствам лишайники используются в косметике, стоматологии и других областях медицины.

Препараты исландского лишайника

обладают антибактериальными свойствами. Их используют при лечении инфицированных ран и ожогов. Из этого лишайника готовят отвары для лечения простуды и диареи.

Также лишайники являются пищей и убежищем для многих мелких организмов.

Урок по теме «Лишайники»

ГУО «СУХАРЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

Урок-путешествие «Лишайники»
Подготовила учитель биологии Кислова Елена Викторовна

Тема урока: «Лишайники». 7-й класс

Цель урока:

изучить особенности строения и жизнедеятельности лишайников, как симбиотических организмов; их экологическое и практическое значение.

Задачи урока:

Образовательная:

дать характеристику организмам, достигшим высокого уровня сосуществования – лишайникам, показать их многообразие, положение в системе органического мира, а также значение в природе и жизни человека.

Развивающая:

формировать умения сравнивать, обобщать, анализировать, работать с натуральными объектами, а также привить практические умения и навыки по распознаванию и определению типов лишайников; развивать память, обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательная:

воспитать чувство бережного отношения к природе, к родному краю, совершенствования навыка совместной работы в коллективе, сотрудничать, самостоятельно находить информацию.

Тип урока:

усвоение новых знаний

Методы:

словесные (рассказ учителя, работа с учебником), практические ( выполнение заданий практикума).

Форма проведения урока:

урок-путешествие.

Оборудование:

коллекция разных видов лишайников, таблица «Лишайники», слайдовая презентация и раздаточный материал.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент

(СЛАЙД 1) Учитель:

Здравствуйте ребята, садитесь. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вот с такой положительной ноты я хочу начать наш урок.

(СЛАЙД 2)

(видеозарисовка северной природы).
Приложение 1
Зачитываю стихотворение:

Любя природу страстью нежной, Жизнь, проживая безмятежно, В познанье, отворяя дверь, Ты в биологию поверь! Она расскажет вам, ребята, О рыбах, водорослях, мхах, И о растениях, о грибах. И вы узнаете однажды Даль неизведанных дорог, И утолите жажду знаний. Итак, начнем скорей урок!

(СЛАЙД 3)

Эпиграфом к нашему уроку являются слова
Чарльза Дарвина: “Чем больше мы познаём законы природы, тем всё более невероятными становятся для нас чудеса”.
II. Актуализация знаний

(СЛАЙД 4)

Сегодня на уроке мы с вами совершим сказочное путешествие и познакомимся с представителем царства грибов, а с каким представителем вы узнаете, если правильно отгадаете кроссворд. Вопросы:

  1. Голосеменное растение из символов Нового года.
  2. Тесное сожительство двух живых организмов полезное как одному, так и другому.
  3. Организмы, питающиеся органическими веществами других живых организмов.
  4. Тонкие белые нити, образующие тело гриба.
  5. Как называется тело низших растений.
  6. Низшие растения, живущие в основном в воде.

(СЛАЙД 5)

Ребята, о каком представители у нас сегодня пойдёт речь? (ответы детей) Молодцы! Записали число и тему урока: “Лишайники”.
(СЛАЙД 6)
Итак, мы c вами отправляемся в увлекательное путешествие на сверхзвуковом лайнер. Все готовы? (ответы детей)

Учитель:

К запуску сверхзвукового лайнера приготовиться!

Ученики:

Есть, приготовиться!

Учитель:

Завести моторы!
Приложение 2 (звучит музыка)
Ученики:

Есть, завести моторы!

III.Изучение нового материала

Итак, в путь! Уважаемые пассажиры, мы вылетаем из аэропорта ГУО “Сухаревская СШ”, через несколько секунд приземлимся в первом аэропорту (СЛАЙД 7)

“Легенда”. Здесь вы узнаете о легенде лишайников, слушаем очень внимательно. Существует легенда о том, как однажды много дней и ночей древнееврейский народ шёл по пустыне, по колено, утопая в сыпучем песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок и уже готовились к смерти. Утром, когда солнце стало накалять пустыню, неожиданно поднялся ветер. И вдруг путешественники заметили, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Ветер поднимал их кверху, и казалось, что они падают с неба.

(СЛАЙД 8)

– Манна, манна! С неба падает манна! Все бросились собирать эту “манну”: брали серые комочки, ели их сухими, варили кашу и пекли лепешки.

(СЛАЙД 9)

В 1772 году, русский ботаник Паллас доказал, что это лишайник. И назвал этот лишайник лихэн эскулентус – лишайник съедобный. Он очень вынослив и не погибает даже тогда, когда жара в пустыне достигает 70оС. Лишайник может высохнуть, а потом опять, впитав влагу из воздуха, продолжать свою жизнь. Они появились на Земле более 100 млн. лет назад. На сегодняшний день их 26 тысяч видов.

Ребята, понравилась вам легенда?

  • Как вы думаете лишайники съедобные или несъедобные?
  • Какой русский ботаник доказал, что лишайник съедобный?
  • Сколько видов лишайников насчитывается на сегодняшний день?

Молодцы, внимательно слушали легенду.

Итак, мы с вами вылетаем из аэропорта “Легенда” и держим путь в аэропорт “Лишайник” Пока мы находимся в полёте, я хотела бы спросить, знаете ли вы, как называется наука, которая изучает лишайники? (ответы детей). На прошлом уроке, я вам задавала задание найти в словаре науку, которая занимается изучением лишайников. (Ответы учащихся)

(СЛАЙД 10)

Лихенология (от греческого слова leichen — означает лишай, лишайник) — это наука о лишайниках.

Давайте с вами запишем это определение в тетрадь.

(СЛАЙД 11)

Уважаемые пассажиры, мы приземляемся в аэропорт “Лишайник”. Здесь мы с вами познакомимся со строением лишайников. Я вам предлагаю посмотреть видеоролик “Строение лишайников”
(СЛАЙД 12)Приложение 3
(СЛАЙД 13)

Давайте с вами более подробно рассмотрим строение лишайников. У большинства лишайников слоевище имеет верхний и нижний корковые слои из плотного сплетения грибных нитей, между которыми находятся сердцевина – рыхлый слой грибных нитей с водорослями. В лишайниках сочетаются 2 компонента: автотрофный – водоросль и гетеротрофный – гриб. Вместе они образуют единое целое. Для каждого вида лишайников характерна постоянная сложившаяся в процессе развития форма симбиоза.

Ребята, а что такое симбиоз? (Симбиоз (от греческого «symbiosis» – «совместная жизнь») это взаимодействие двух и более разных организмов, от которого все получают пользу). Молодцы. Значит это взаимополезное сожительство определённого гриба с конкретной водорослью.

Давайте с вами сформулируем понятие, так что такое лишайники?

(СЛАЙД 14) (

Ответы детей) – Лишайники — это комплексные организмы, которые состоят из гифов гриба и одноклеточных водорослей, находящихся в симбиотических связях друг с другом. (Запись в тетрадь определения)
(СЛАЙД 15)
В ваших опорных конспектах, найдите рисунок под №1.
Приложение 4.
Теперь давайте рассмотрим и подпишем. Как называются клетки изображенные зелёным цветом (клетки водорослей), а переплетения, которые обхватывают водоросли – это (ответы детей) гифы грибов. (Дети подписывают рисунок)

(СЛАЙД 16) Сейчас предлагаю отгадать головоломку, в которой зашифрована отличительная черта лишайников. Приложение 5.

Какая главная особенность, давайте запишем в тетрадь. Особенность: живут атмосферными осадками. Лишайники поглощают воду всей поверхностью тела в основном из атмосферных осадков (дождь, град, снег, роса, иней), влажность слоевищ непостоянна и зависит от влажности окружающей среды.

(СЛАЙД 17)

Уважаемые пассажиры наше путешествие в аэропорту лишайник окончено, мы летим в аэропорт “Исследовательский”, где нам предстоит узнать: какие выделяют типы слоевищ лишайников. Ваша задача, заполнить таблицу, используя учебник на стр.66, где следует отметить: – типы слоевищ лишайников; – и особенности их строения, на заполнение таблицы даю 3 минуты.

Приложение 4 (СЛАЙД 18)

КАРТОЧКА № 2

Проверка заполнения таблицы. (СЛАЙД с 19-22).

Ребята, а где обитают лишайники? (СЛАЙД 23)

Теперь поработаем с гербарием, ваша задача определить слоевище лишайников. Под № 1,2,3. Молодцы! (СЛАЙД 24) Приложение 6

(СЛАЙД 25)

Внимание! Внимание! Всем пассажирам приготовиться к вылету из аэропорта “Исследовательский”. Во время пути следования выполним физкультминутку.

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть

(СЛАЙД 26)

Нас принимает аэропорт “Значимый”. Здесь мы с вами прослушаем сообщение о значении лишайников в природе и жизни человека и одновременно составим схему.

(СЛАЙД 27)

1. Значение лишайников в жизни человека велико. Во-первых, это важнейшие кормовые растения. Лишайники, а именно ягель или олений мох, также исландский мох, служат основным кормом для северных оленей, играющих большую роль в жизни народов Крайнего Севера. Всего олени используют в пищу до 50 видов лишайников, которые составляют 2/3 от общего количества корма, потребляемого ими на пастбищах. Олени одинаково охотно поедают лишайники и зимой и летом. Но если летом для них не менее важным кормом служат различные травы, листья полярной березы и ивы, а также ягоды и грибы, то зимой лишайники — почти единственный источник пищи для этих животных. Олени выкапывают лишайники из-под снега, а когда снежный покров бывает слишком глубок, скусывают лишайники, растущие на скалах, на стволах и ветвях деревьев, особенно повисающие кустистые лишайники. Лишайники служат кормом не только для домашнего северного оленя, но и для диких копытных животных — марала, кабарги, косули, лося.

2.Человек использует в пищу лишайники. Например, в Японии одним из деликатесов является листоватый лишайник умбиликария съедобная

.

3. Другая область практического применения лишайников — медицина. Первые сведения об использовании лишайников как лекарственных растений относятся к глубокой древности. Еще древние египтяне за 2000 лет до н. э. употребляли их для медицинских целей. Чай из исландского мха эффективен при кашле, желудочно-кишечных заболеваниях, при потере аппетита и даже при лечении туберкулёза.

4. Лишайники широко используют и как сырье для парфюмерной промышленности. В древности в Египте и позднее, в XV—XVIII вв., из сухих лишайников получали порошки, которые употребляли затем для изготовления пудр, в частности пудр для париков. В настоящее время в парфюмерии используют экстракты этих лишайников.

5. Со времен глубокой древности лишайники служили сырьем для получения красителей. Эти красители использовали для окраски шерсти и шелка. Основной цвет красителей, получаемых из лишайниковых веществ, темно-синий. Но добавка уксусной кислоты дает пурпурные, красные и желтые тона.

6. Также лишайники являются индикаторами загрязнения воздуха и окружающей среды.

(СЛАЙД 28)

А сейчас мы с вами вылетаем из аэропорта “Значимый”, в аэропорт “Экология”. Здесь нас встречает ботаник, и мы послушаем сообщение на тему: “Лишайники индикаторы окружающей среды”

Сообщение.

Лишайники являются индикаторами состояния окружающей среды. Они очень чувствительны к чистоте. Если воздух отравлен заводами, фабриками выхлопными газами автомобилей, лишайники не могут нормально жить и развиваться. В дыму, гари и копоти болеют и погибают. Первыми покидают города лишайники кустистые, потом листоватые, затем накипные. Очень боятся загрязнения
(СЛАЙД 29)
уснеи и пармелии. А вот
(СЛАЙД 30)
ксантория довольно стойко переносит загрязнения воздуха. Лишайники оказались точным “прибором” по определению чистоты воздуха. Благодаря уникальным свойствам лишайников их стали использовать для общей оценки степени загрязнённости атмосферного воздуха. На этой основе стало развиваться особое направление индикационной экологии — лихеноиндикации.
(СЛАЙД 31)
Мы с вами должны оберегать нашу природу для себя и для своих потомков.

(СЛАЙД 32)

Аэропорт “Проверочный”, предлагаю вам выполнить тест “Лишайники”.
Приложение 7.
(СЛАЙД 33)

Делаем самопроверку.

А сейчас мы с вами узнаем, какие же виды лишайников произрастают в Могилевском районе. (СЛАЙД 34)

Сообщение учащегося

. В Могилевском районе произрастает Пармелия бороздчатая. Листоватое, довольно плотно прикреплённое к субстрату, с широкими и узкими плоскими, иногда приподнятыми, сверху матовыми или блестящими, гладкими или морщинистыми, различно окрашенными лопастями. Флавопармелия. Верхняя поверхность желто-зеленая. Лопасти 3-8
мм.
Нижняя поверхность черная, с коричневым краем. ЭВЕРНИЯ сливовая. Таллом кустистый, серовато – и желтовато-зелёный или бледно-соломенный. С мягкими, угловато-округлыми или плоскими, лентовидными, ветвящимися лопастями. Растут на деревьях, почве, гнилой древесине. Ксантория постенная, или настенная. Лишайник в виде оранжево-желтых розеток, состоящих из крупных, широких, округлых по краю лопастей. Можно встретить на заборах и стенах построек. Кладония вильчатая – лишайник растёт на открытых местах, в светлых
лесах
на почве среди мхов, на болотах. Ягель, или олений мох групп
а лишайников
рода
Кладония.
Растет как в холодном, так и тёплом климате, в хорошо осушаемой, открытой среде. обладает чрезвычайно высокой морозостойкостью. Растёт очень медленно: 3—5 мм в год. Хороший корм для
северных оленей
Для восстановления пастбища после выпаса оленей может потребоваться несколько десятилетий. В Норвегии ягель используется как корм для коров, свиней и овец. Его собирают после дождя, так как в сухом виде он очень ломкий. В высушенном виде сырье может храниться очень долго и не подвергается порче. Для коров высушенный ягель смачивают подсоленной водой и добавляют к сену. Или же заваривают кипятком и дают скоту и свиньям. Питательная ценность ягеля очень высока. 1 центнер ягеля заменяет 3 центнера картофеля.

И мы с вами отправляемся в полёт, конечная остановка ГУО « Сухаревская СШ».

IV.Закрепление изученного материала

Ребята, что нового вы узнали? Как называется наука, которая изучает лишайники?

На ваших столах находятся сигнальные карточки, я буду вам зачитывать утверждение, если оно верное, то поднимаете красную, если неверно, то синюю.

  1. Вегетативное тело лишайника представлено слоевищем или талломом (красный)
  2. Различают 2 основных типа слоевищ лишайников (синий)
  3. Наиболее простой тип лишайника кустистый (синий)
  4. Автотрофный компонент лишайника — гриб (синий)
  5. Лишайники очень чувствительны к чистоте воздуха (красный)

(СЛАЙД 35) Игра “Загадочные термины”

– цибгарни (грибница); – соловродь (водоросль); – елягь (ягель); – ярпилема (пармелия); – ишилканай (лишайник) – тывилсоета (листоватые) – канипыне (накипные) – сетускиты (кустистые).

V. Подведение итогов.

Лишайники являются неотъемлемой частью северной природы, ценной, незаменимой, полезной и красивой. И пока в сопках наш глаз будут радовать разноцветные лишайники, мы можем спокойно дышать чистым свежим воздухом.

VI. Рефлексия(СЛАЙД 36)

«6 шляп»

VII.Домашнее задание(СЛАЙД 37)

Стр. 65-68, читать отвечать на вопросы. Творческое задание: придумать стихотворение о лишайниках или составить кроссворд.

Отметки за урок: 1)тестирование; 2) выступающим. Ребята, вы сегодня молодцы, хорошо поработали на уроке, было с вами приятно полетать. Наше путешествие подошло к концу. (СЛАЙД 38)

Спасибо всем за внимание.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: