Дидактических игр для развития активного словаря детей 4-5 лет

Цель: практически использовать дидактические игры и игровые приемы во время логокоррекционной работы, направленной на наиболее эффективную активизацию, уточнение, обогащение словаря детей среднего дошкольного возраста, страдающих моторной алалией.

Задачи:

обогащение, уточнение и активизация словообразования словаря детей;

— обогащение, уточнение и активизация глагольного словаря детей;

— обогащение, уточнение и активизация словаря существительных у детей;

— обогащение, уточнение и активизация словаря прилагательных у детей;

— обогащение, уточнение и активизация числительного у детей;

— обучение пониманию и использованию в речи предлогов и частиц.

Специально подобранные и разработанные нами дидактические игры и игровые приемы

отвечают задачам, которые решают указанные ранее направления и приемы логокоррекционной работы.

Комплекс игр, представленных ниже, предлагает игровые приемы для практического ознакомления детей с использованием в речи существительных, знакомит детей с понятием «слово», учит детей различать понятие «живое»-«неживое». В то же время игра дает логопеду возможность наметить себе дополнительную цель, например, группирование предметов по их признакам или назначению, работу над разными видами значения слова (понятийным, ситуативным, эмоциональным). Эти игры учат детей использовать множественное число существительных, различать род существительных, а также направлены на создание и закрепление обобщающих понятий. Также эти игры учат использованию падежных форм.

Кто это? Что это?

Цель: уточнение, обогащение словообразования словаря детей, обучение детей правильному пользованию в речи словами, обозначающими живой и неживой предмет.

Оборудование: живые или неживые предметы. (Стол, книга, игрушки, птицы, рыбки и т. д.)

Описание игры:

Логопед обращается к детям: «Вокруг нас много разных предметов. И о каждом из них мы можем спросить. Я буду вас спрашивать, а вы мне отвечайте вопросом: Что это?». Логопед указывает на разные неодушевленные предметы: книги, игрушки, стол. «Как можно спросить про эти предметы?» (Что это?)

Логопед говорит: «А сейчас я спрошу вас иначе: кто это?». Логопед указывает на живые предметы: птицу, рыбку, няню, детей – и спрашивает детей: «как можно спросить? (Кто это?) Я вам буду называть разные предметы, а вы мне к этим предметам будете задавать вопросы». Логопед называет живые предметы, а дети ставят вопрос «кто?». Таким образом логопед постепенно подводит детей к понятиям «живой» – «неживой».

Логопед ставит рядом девочку и куклу и спрашивает, чем девочка отличается от куклы. Дети называют разницу и вместе приходят к выводу, что кукла неживая, игрушка, а девочка – живое существо. Далее сравнивают медведя-игрушку, и живого медведя, нарисованного на рисунке. Проясняется, что игрушка-медведь – неживая, а рисунок изображает живого медведя. Подводя итог, логопед делает вывод: все слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «что?», а слова, обозначающие живые предметы – на вопрос «кто?».

Дидактические игры на обогащение словаря

Важно: обогащение словарного запаса детей — главное, над чем должны поработать родители. Нужно помнить, что взрослые являются примером для детей, и в тех семьях, где разговаривают богатым литературным языком, у ребенка будет правильная, хорошо развитая речь. Не надо ждать какого-то определенного возраста, уже младенцу близкие могут рассказывать о предметах окружающего мира. Так накапливается пассивный словарь ребенка, который затем перейдет в активный.

В накопление пассивного словаря дошколенка должны войти слова, обозначающие объекты окружающего мира, их свойства, назначение, взаимосвязь. Кроме того, необходимо всеми средствами активизировать словарь, чтобы ребенок мог пользоваться большим количеством слов в разговорной речи. С этой целью для домашнего обучения подойдут развивающие игры на расширение количественного запаса, закрепление лексического значения слова.

«Мешочек слов»

Популярная игра по типу «чудесного мешочка» хорошо помогает накапливать словарный запас дошколят и учить их сопоставлять слово и предмет. Можно проводить с детьми всех возрастов, отличием в каждой возрастной группе будет усложнение словесного ряда. Младшие дети закрепляют названия предметов, старшие — больше внимания уделяют свойствам и назначению предметов, их взаимосвязи. Ведущий готовит красивый мешочек, куда складываются мелкие игрушки, знакомые детям. Ребёнок должен нащупать в мешочке предмет и назвать его, например, мячик, ложечка, веревочка, кубик. Затем предмет вытаскивается из мешочка и проверяется, правильно ли ребенок назвал.

В старшем возрасте правила усложняются: нужно нащупать и достать предмет по описанию. Например, ведущий дает задание: «Найди круглое, гладкое, похожее на баранку, можно надеть на пальчик (колечко)» или «Мягкий, пушистый комочек очень любит молочко (игрушечный котенок)», или «Длинная, тяжелая, металлическая (ложка)». Достав предмет, ребенок должен дополнить остальные свойства (цвет, форму, назначение). Если игра идет в подгруппе детей, выигрывает тот, кто правильно нашел и назвал все предметы.

«Это место называется…?»

Развивающая игра, которая учит ребенка понимать лексическое значение слова. Полезна тем, что можно играть в любой обстановке: во время прогулки, на даче, дома. Взрослый называет распространенное понятие, а ребенок дает ему название. Например, место, где учатся дети (школа); где малыши делают куличики (песочница); где выдаются книги для чтения (библиотека), куда приходят смотреть фильмы (кинотеатр). Обязательно поощрить ребенка, который понял и назвал все слова. Для малышей игра будет пока трудна, поэтому начинать можно со средних дошколят четырех или пяти лет.

«Как правильно?»

Шутливая игра, аналогична предыдущей по поставленной задаче: нужно выбрать правильное толкование слова, например, ложка — предмет для копки земли? для рисования? для еды? Стул — предмет для сна? для езды по дороге? для сидения? Лейка — предмет для питья? для полива цветов? для хранения пуговиц? Такие смешные понятия и позабавят ребенка, и помогут правильно понять лексическое понятие.

«Догадайся, что это?»

Задача игры — правильно узнать предмет по его частям. Например, ведущий говорит:«Кабина, винт, мотор, крылья, шасси (самолет); кузов, двигатель, колеса, руль, фары (автомобиль); стены, крыша, окна, фундамент, труба, дверь (дом); тротуары, проезжая часть, пешеходы, машины (дорога)». В игре для малышей можно использовать картинки для опоры на наглядный материал. Старшие ребятишки работают на слуховое восприятие.

«Что забыл художник?»

Игра помогает закрепить название частей предметов, активизировать словарь детей. Взрослый готовит картинки с изображением предметов, у которых не хватает каких-либо частей: у дома — окна, у кресла ножки, у чайника — крышечки, у сумки — ручки. Ребенок должен правильно назвать отсутствующую деталь и дорисовать ее. Для старших ребятишек можно постепенно усложнять сюжет картинок и увеличивать количество недостающих деталей, например, чайная посуда на столе.

«Предметное лото (домашние и дикие животные, посуда, растительный мир, транспорт, мебель, одежда и другие темы)»

Всевозможные задания по типу лото дают прекрасный материал для обогащения словаря и знакомства с новыми словами. Правила просты: детям раздаются большие карточки, ведущий берет поочередно маленькие карточки и называет их. Дети стараются найти у себя соответствующий предмет на своей карточке и закрыть его. Побеждает тот, у кого быстрее соберутся большие карты. Как усложненный вариант на развитие слухового восприятия, ведущий не показывает маленькие картинки, а называет их.

Подобным образом проходят развивающие игры:

  • «Кто как кричит: собака лает, кошка мяукает, петух кукарекает, корова мычит»,
  • «У кого какой домик: у медведя — берлога, у мышки — норка, у птицы — гнездо?»,
  • «Чей детеныш: у коровы — теленок, у овцы — ягненок, у козы — козленок, у собаки — щенок, у птицы — птенец».

Они дают возможность закрепить в речи детей названия животных, их детенышей, повадки, среду обитания. Правила аналогичны предыдущим играм: найти соответствующую картинку среди других. Поддерживать интерес к довольно монотонным действиям можно загадками. Например, » отгадай, чтобы найти правильную картинку»:

Вчера целый день я готовил берлогу, Листочков и мха нагребал понемногу. Работал я долго, свалился без сил, А вечером кучу травы наносил (медведь).

Пробежала кочка Около пенёчка. А у кочки черный нос И в колючках спинка. На колючках листьев воз С дуба и осинки (ёж).

Как в лесу осеннем тихо! Попастись идет лосиха. А за нею меж сосенок Скачет маленький… (лосенок).

Под кустами на опушке Вижу серенькие ушки. Из травы они торчат, Ушки маленьких… (зайчат).

Вот сидит комочек пуха. Носик, черненькое ухо. А отпустишь на лужайку — Стрекача задаст, как зайка (крольчонок).

Пятачок и хвост крючком. Ты, конечно, с ним знаком. Он — большой свиньи ребенок, А зовется — … (поросенок).

Рассмотри рисунки

Цель: закрепление в речи детей слов, обозначающих живые и неживые предметы.

Оборудование: предметные рисунки, изображающие живые и неживые предметы, фланелеграф.

Описание игры:

Логопед выставляет на фланелеграф все предметные картинки и просит детей внимательно их рассмотреть. После этого логопед дает задания:

1) назвать картинки с изображением живых предметов, поставить к ним вопросы;

2) назвать картинки с изображением неживых предметов, поставить вопрос.

Усложнение игры: игра проводится, не опираясь на рисунки. Логопед подбирает разные слова (живые и неживые) и называет их вперемешку. Дети должны поставить вопрос к этим словам. Наиболее активные отмечаются в конце игры.

Картотека игр на развитие словарного запаса

Игра «Из чего сделано?» Цель:

закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход игры.
Вот предмет, а из чего люди сделали его? Родители, бросая мяч ребенку, говорят: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». Родители: рукавички из меха… Ребёнок: меховые; тазик из меди… медный; медвежонок из плюша… плюшевый; рукавички из шерсти… шерстяные; стакан из стекла… стеклянный; ваза из хрусталя… хрустальная. Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями.

Игра «Лови да бросай — цвета называй» Цель:

подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход игры.
Что у нас какого цвета — мы расскажем вам об этом. Родители, бросая мяч ребенку, называют прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Родители: красный – Ребёнок: мак, огонь, флаг оранжевый — апельсин, морковь, заря; желтый — цыпленок, солнце, репа; зеленый — огурец, трава, лес; голубой — небо, лед, незабудки; синий — колокольчик, море, чернила;

Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)Цель:

закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Ход игры.
Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас. Родители, бросая мяч ребенку, называют три или четыре слова и просят определить, какое слово лишнее. Например: Голубой, красный, спелый. Кабачок, огурец, лимон. Пасмурно, ненастно, ясно. Осень, лето, суббота, зима. Понедельник, вторник, лето, воскресенье. День, ночь, утро, весна. Ребёнок, бросая мяч обратно, называет лишнее слово.

Игра «Чья голова?» Цель:

расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях.
Ход игры
Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова. Родители, бросая мяч ребёнку, говорят: «У вороны голова…», а ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья». Примеры: у рыси голова рысья у рыбы – рыбья у кошки – кошачья у сороки – сорочья у зайца — заячья у кролика – кроличья у верблюда – верблюжья
Игра «Что бывает круглым?» Цель:
расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход игры
Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает. Перебрасывая мяч ребёнку различными способами, родители задают вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч. • 1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня…) • 2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур…) • 3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, дом, шкаф…) • 4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье…) • 5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь…) • 6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко…) • 7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли…) • 8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка…)
Игра «Один — много» Цель:
закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.
Ход игры
Мы — волшебники немного: был один, а станет много. Родители бросают мяч ребёнку, называя имена существительные в единственном числе. Ребёнок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре. Примеры: Стол — столы двор – дворы нос – носы гора – горы нора – норы мост – мосты дом – дома глаз – глаза.
Игра «Веселый счет»Цель:
закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход игры.
Сколько их — всегда мы знаем. Хорошо мы все считаем. Родители бросают мяч ребенку и произносят сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь»…). Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных. Примеры: один стол — пять столов один шкаф — пять шкафов один гусь — пять гусей один лебедь — пять лебедей Родитель бросает мяч и произносит: «У меня один стол». Ребенок, бросая мяч обратно, отвечает: «А у меня пять столов».
Игра «Где мяч?» Цель:
закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания.
Ход игрыВариант 1.
Мячик, мячик, где лежишь? Ты от нас не убежишь. Ребёнок выполняет задание с мячом: «Подними мяч над головой, положи мяч у правой ноги, положи мяч на ковер, перед собой» и т.п.
Вариант 2.
Ребёнок отвечает на вопрос: «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом…)

Что спрятали?

Цель: обогащение, активизация и уточнение словообразования словаря детей и верное применение существительных в речи.

Оборудование: муляжи овощей, фруктов, цветы.

Описание игры:

На столе раскладываются цветы, овощи и фрукты. (2-3 штуки) Детям предлагают внимательно рассмотреть, что лежит на столе, и запомнить, что где лежит. Затем дети отворачиваются, а логопед прячет один предмет. Ребенок должен ответить, что спрятано. (Можно отвечать одним словом)

Назови то, на что укажу

Цель: обогащение и активизация словообразования словаря детей и обучение их верному использованию существительных.

Оборудование: настоящая и игрушечная мебель.

Описание игры:

Педагог рассаживает детей так, чтобы они видели перед собой отдельные предметы мебели, и предлагает назвать их. Если это затруднительно, логопед сам называет предмет и предлагает кому-нибудь из детей перенести, например, куклу, на диван и т. д. После можно предложить загадку: «Пришел мальчик в детсад, сел и предложил другому мальчику присесть около него. На чем они сидели? (На скамейке, на диване)

Игры на формирование звуковой культуры

В детском саду в рамках подготовки к школе много внимания уделяется совершенствованию у дошколят звукопроизношения в соответствии с нормами родного языка, что подразумевает умение воспринимать и воспроизводить все звуки, работать со словом, управлять громкостью и скоростью речи, использовать интонацию для выразительности, логическое ударение. Все эти умения дают возможность успешно обучаться в школе чтению, письму, грамотно выполнять диктанты, творческие работы. Какие дидактические игры на развитие речи у дошкольников можно предложить для домашнего использования?

«Словесная цепочка»

Игра развивает слуховое восприятие, умение манипулировать со словом. Правила аналогичны всем известной игре в «города». Участники стоят кругом, ведущий начинает игру с какого-либо слова, бросая мяч игроку. Тот придумывает слово, начинающееся с последнего звука предыдущего, например, доммышь — шубаарбуззолото и т. д. Главное, игроки должны четко произносить слово и выделять последний звук.

«Доскажи словечко»

Цель игры аналогична предыдущей: развитие слухового восприятия. Взрослый бросает мяч ребенку с каким-либо слогом, а тот должен продолжить слово и вернуть мяч. Например, лелето, зизима, ненебо, медмедведь. Слова подбираются из двух слогов, обязательно приветствуется стремление ребенка найти несколько вариантов, например, ле — лето, лень, лепет, лепить.

«Заселяем домики»

Игра учит дошколят выделять слоги, помогает правильному звукопроизношению. Лучше играть индивидуально с ребенком, чтобы получить хороший результат. Для поддержания интереса даже у маленьких ребятишек взрослый может использовать игровой момент: в гости пришли разные слова — картинки и хотят поселиться в домиках (нарисованных или построенных из кубиков). В домике с одним окошком будут жить слова с одним слогом, с двумя окошками — двухсложные слова. Например, ребенок четко проговаривает слова «кот, ёж, волк, лось, рысь, крот; бел-ка, ли-са, кош-ка, за-яц, мед-ведь, дя-тел, ка-бан, со-ва (можно использовать картинки из «Лото»). Как вариант, используется микс (смесь) картинок разной тематики. Для усложнения игры со старшими дошколятами вводятся загадки, а потом отыскивается отгадка-картинка.

Кто быстрее принесет предметы?

Цель: уточнение и активизация словообразования у детей. Развитие навыков классификации лексических тем «Овощи-фрукты».

Оборудование: муляжи овощей и фруктов.

Описание игры:

Игроки садятся на стулья, напротив ставится 2 стула, на них кладутся 5-6 предметов из двух разных категорий: овощи – морковь, капуста, огурец; фрукты – яблоко, груша, вишня. На расстоянии ставят два пустых стула. Двое детей из каждой команды становятся возле стульев с предметами и по сигналу: один, два, три – овощи бери! – начинают переносить нужные предметы на пустые стулья, стоящие напротив. Выигрывает тот, кто вернее и раньше перенесет все предметы, которые относятся к названной категории, и назовет их.

Как мы одеваемся?

Цель: активизация словообразования словами по лексической теме «Одежда». Обучение верному использованию существительных в речи.

Оборудование: предметы детской одежды.

Описание игры:

Каждый ребенок задумывает какой-нибудь предмет одежды, например, платок, юбку, трусики, майку и тихо называет его логопеду, чтобы другие дети не подслушали. (Педагог следит, чтобы дети не выбрали одно и то же) Затем педагог рассказывает о чем-то, например: «Вася собрался кататься на санках и надел на себя….» прерывая рассказ, он указывает на одного из участников игры. Тот называет предмет одежды, который задумал. Другие дети должны рассудить, правильно ли оделся мальчик.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: