ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ для младших школьников «Разнообразный мир профессий» проект (4 класс)
Слайд 1
Проект « Профориентационная работа в начальной школе» Выполнила: Дубровкина Е.В.
Слайд 2
Основная идея: Профориентационная работа в начальной школе подготавливает «почву» для более осмысленного и осознанного профессионального выбора в среднем и старшем звене.
Слайд 3
Цель проекта : формирование опыта различных видов деятельности, интереса и положительного отношения к труду, изучение задатков, расширение знаний о мире профессий.
Слайд 4
Задачи : — расширение первоначальных представлений о различных профессиях; — предоставление возможности учащимся погрузиться в различные профессии через игровые ситуации; — развитие интереса к различным профессиям; — воспитание трудолюбия, уважительного отношения к чужому и своему труду; — выявление сферы интересов детей и обогащение этой сферы; — развитие способностей младших школьников на основе различных впечатлений о мире профессий; — изучение отношения к учению и к учебным предметам.
Слайд 5
Ранняя профориентационная работа должна проводиться уже в начальной школе, т.к. именно на этой ступени образования у учащихся закладываются основы выбора будущей профессии. Знакомство младших школьников с многообразием профессий позволит сделать им правильный и осознанный выбор в будущем. Одной из задач обучения и воспитания младших школьников в соответствии с реализацией ФГОС НОО является подготовка к обоснованному выбору профессии.
Слайд 6
Профессиональная ориентация – это не выбор школьником профессии, одной на всю жизнь, а формирование у него готовности к профессиональному самоопределению, активизация внутренних ресурсов его личности с тем, что бы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней. Профориентация – это система мероприятий, направленная на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у обучающихся для оказания помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих их индивидуальным возможностям. Содержание проекта:
Слайд 7
Возрастные особенности Повышенная чувствительность к внешним воздействиям; Ведущая деятельность – учебная; В учебе руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых.
Слайд 8
Возрастные особенности 4. Недостаточно развита волевая сфера, мышление носит наглядно-действенный характер; 5. Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых; 6. Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда.
Слайд 9
– это система педагогического воздействия на учащихся как на уроках, так и во внеурочное время для подготовки их сознательному выбору профессии. Основными направлениями профориентационной работы в начальной школе являются: — помощь младшему школьнику в выборе направления деятельности, в которой хотел бы он себя реализовать; — расширение круга современных профессий и их важность в жизни. Профессиональная ориентация в школе
Слайд 11
Целью профориентации в 1 классе является формирование первых умений и навыков общего труда на пользу человеку, культуры труда, расширение знаний о производственной деятельности общества, о технике, воспитание уважения к людям, которые трудятся, понимание значения труда в жизни человека . Во 2 классе младшие школьники также продолжают знакомство с трудом окружающих, имеют более глубокие представления о некоторых профессиях. Учащиеся второго класса пытаются устанавливать отношения в трудовых группах . занимаются освоением различных умений и навыков трудовой деятельности.
Слайд 12
продолжают углублять общетрудовые знания, умения и навыки. В этом возрасте происходит знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями, начинается отработка первых навыков организации своей работы и работы одноклассников. Третьеклассники проявляют активность и инициативу в поисках и воплощении полезных дел. В этот пениод происходит воспитание чувства ответственности за качество выполненной работы. Учащиеся третьего класса
Слайд 13
У учащихся 4 класса обобщаются и расширяются представления о труде, полученные в предыдущих классах. В этом возрасте продолжается воспитание любви к труду, уважения к людям труда. У них углубляются представления о многообразии профессий. Профориентационная работа дает возможность младшему школьнику попробовать себя в различных видах деятельности. Применение своего опыта, увлечений позволяет учащимся лучше понять, что больше ему нравится, к чему предрасположенность.
Слайд 14
В начальной школе выделяют различные формы профориентационной работы: 1) организация профориентационной работы на уроках; 2) организация профориентационной работы во внеурочное время: — экскурсии; — тематические классные часы; — беседы с детьми; — проекты; — конкурсы; — игры; — внеклассные занятия.
Слайд 15
Основной формой профориентационной работы младших школьников является игра . На внеурочных мероприятиях необходимо использовать ролевые и комплексные игры, сочетающие в себе элементы театрализации, инсценировки, назначение которых – способствовать расширению и углублению знаний младших школьников о профессиях. Дети с удовольствием участвуют в них, обыгрывая действия. Профориентационные игры желательно включат в структуру уроков начальной школы, которые позволят разнообразить уроки и сделать их эмоционально-насыщенными.
Слайд 16
Существует множество профориентационных игр, которые предлагаются младшим школьникам на уроках и во внеурочной деятельности. Условно эти игры можно разделить на 4 типа : I . Игры заигрывания проводятся с целью тренировки памяти, внимания и смекалки . «Назови профессию». Один из учеников называет любую профессию (например учитель). Затем следующий ученик называет профессию, название которой начинается на последнюю букву, т.е. логопед.
Слайд 17
II . Игры, моделирующие аспекты профессиональной деятельности, проводятся с целью ознакомления учащихся с особенностями и требованиями профессий. «Мои представления». Перед учащимися лежит таблица с двумя колонками. В первую ученики должны записать представления о профессии в начале урока, во вторую – представления о профессии в конце урока. После того, как все заполнят таблицу, каждый зачитывает свои ответы. Далее идет обсуждение, уточнения и дополнения .
Слайд 18
III . Игры, моделирующие построение личного профессионального плана . Цель таких игр – познакомить учащихся с процедурой правильного построения личностных профессиональных планов, а также научить младших школьников оказывать профориентационную помощь своим одноклассникам. «Консультант». Учитель предлагает распределиться по парам. Один из учеников назначается консультантом, а другой будет сам собой. У ученика на парте лежит листок с вопросами: — Какую профессию вы мне посоветуете? Почему? — Назовите ее плюсы и минусы и т. д. Консультант должен ответить на вопросы и убедить ученика в выборе этой профессии.
Слайд 19
IV . Игры – «жизнедеятельности». Цель – познакомить учащихся с содержанием, историей различных профессий. Такие игры проводятся в специальных условиях: поход на производство, в учреждение и т. д. Таким образом, работа по профориентации в начальной школе посредством игр направлена на то, чтобы школьники научились ориентироваться в большом количестве профессий и определиться в своих интересах.
Слайд 20
С учащимися 4 классов целесообразно использовать такую форму профориентационной работы, как психологическая диагностика, целью которой является изучение интересов, склонностей и способностей обучающихся. Результаты этой психодиагностики могут быть использованы при комплектовании профильных 5 классов. В настоящее время профориентационный диагностический инструментарий для младшего школьного возраста практически отсутствует.
Слайд 21
Методика «Кем быть» (Н.С. Пряжников ) Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись.
Слайд 22
Результаты методики «Кем быть» (Н.С. Пряжников)
Слайд 23
Мы предлагаем в профориентационной работе с учащимися 4 классов использовать следующие психодиагностические методики: 1. Групповой интеллектуальный тест ГИТ . ( Позволит оценить уровень развития логических, математических, языковых способностей ) 2. Дифференциально диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова. Предназначен для диагностики профессиональных интересов детей. .
Слайд 24
3. Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам». Разработана Г.Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения. 4. Методика «Сферы интересов учащихся» (модификация методики О.И. Моткова ) С помощью качественного анализа определяются, какие виды интересов предпочтительнее для учащегося. Выделяются ведущие интересы, наличие интереса к активным видам деятельности, отношение пассивных и активных интересов.
Слайд 25
Внеурочная профориентационная работа Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день . Например:
Слайд 26
Внеурочная профориентационная работа Знакомство с профессией библиотекаря в районной библиотеке
Слайд 27
Внеурочная профориентационная работа Знакомство с кабинетом информатики и работой учителя информатики
Слайд 28
Внеурочная профориентационная работа Знакомство с кабинетом домоводства и работой учителя технологии 4й класс
Слайд 29
Заключение Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.
Значение ранней профориентации
Профессиональная ориентация помогает старшеклассникам с выбором профессии или направления обучения. Она представлена в виде системы мероприятий, проводимых в 9-11 классах. Ее не следует путать с профессиональным самоопределением – довольно сложным и продолжительным процессом развития субъективной готовности учащегося совершить выбор вида деятельности, которым он намерен заниматься в будущем. Сегодня чаще всего беседы о дальнейшем трудоустройстве в школах начинают лишь с 8-9 классов, пренебрегая закономерностями психологического развития ребенка. Естественно, ожидать при этом от него осознанного и обдуманного выбора профессии не приходится. Другими словами, мы приступаем к строительству дома с верхних этажей, а потом искренне недоумеваем, почему ничего не выходит. А ведь фундамент нужно закладывать еще в дошкольном возрасте и продолжать укреплять его в младших классах.
Первые шаги в профессиональном самоопределении учащиеся должны делать в начальной школе, поэтому оптимально, чтобы ранняя профориентация проводилась именно в этот период. В 7-10 лет дети еще не делят виды деятельности на «престижные» и «непрестижные», поэтому круг профессиональных предпочтений у них значительно шире, чем у старшеклассников. Уже с первого класса необходимо формировать осознание ребенком важности каждой профессии, воспитывать ответственность и любовь к труду.
Роль вузов
В Национальном исследовательском технологическом университете (НИТУ) «МИСиС» с 2012 года реализуется комплексная программа профессиональной навигации, в которой ежегодно принимают участие более 170 тыс. школьников из России, стран ближнего и дальнего зарубежья. В общей сложности в вузе реализуется более 20 таких проектов.
«Сегодня вузы принимают самое непосредственное участие в профессиональной навигации школьников, активно взаимодействуя со школами, детскими образовательными центрами, организациями дополнительного образования. Мы стараемся помочь молодым людям уже во время учебы в школе найти профессию своей мечты», — отметила ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова.
При этом, считает она, только погрузившись в среду, где предстоит учиться, заниматься творчеством, школьники могут сделать осознанный выбор будущей профессии.
Взгляд бизнеса
«Российские IT-компании максимально заинтересованы в том, чтобы школьники выбирали профессии в отрасли», — рассказал директор по связям с университетами в Mail.Ru Group Сергей Марданов. По его словам, в компаниях подростков учат программированию и знакомят с новыми технологиями, проводятся профориентационные акции, вдохновляющие лекции и олимпиады.
Заниматься профориентацией ребенка можно с младшего школьного возраста, но на каждом этапе должен быть свой подход в зависимости от восприятия и интересов ребенка. Так, в младшей школе профориентация может быть в форме игрового погружения в профессию. Для ребят постарше компания проводит экскурсии по офису, организует встречи с сотрудниками. Для выпускников проводится олимпиада «Технокубок», которая не только развивает навыки программирования, но и дает баллы при поступлении в вузы.
Для профориентации компании готовы объединять усилия. Так, ведущие российские технологические компании, включая Mail.ru Group, «Яндекс», «1С», «Лабораторию Касперского», образовательную платформу «Кодвардс», а также благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», проводят необычные уроки информатики в рамках акции «Урок цифры».