Разработка конструкта урока по химии с использованием проектно-исследовательской деятельности


Проектная деятельность на уроках химии в 10 классе

Проектная деятельность на уроках химии в 10 классе

За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся. Я, как учитель уверена, что каким – либо одним методом не даёт возможности использовать всю гамму способностей учеников. Но, на мой взгляд, именно исследовательский метод, как ни какой другой, позволяет превратить ребёнка в активного субъекта совместной деятельности. Помня правило: «Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом», использование исследовательского метода даёт возможность не только успевающим, но и слабым ученикам использовать свои сильные стороны. Ещё Конфуций говорил: Я слышу – и забываю,

Я вижу – и запоминаю,

Я делаю – и понимаю».

Исследовательская деятельность – самостоятельная деятельность, но учитель может управлять процессом проявления и преодоления затруднений, прогнозировать их появление, следовательно, активизировать мировоззренческие позиции в учебном процессе.

Исследовать – значит видеть то, что видели все, но думать так, как не думал никто. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к обучению.

Химия – одна из сложных наук. Изучение химии в школе способствует формированию мировоззрения учащихся. Однако в условиях сокращения времени, отводимого на изучение химии(8-9 классы в 2 раза, 10-11 в 4 раза) при сохранении объёма её содержания, снижает интерес учащихся к предмету.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся, однако этот метод сочетается с групповым подходом в обучении. Я знакомлю обучающихся, с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам:

— в проекте должна быть решена какая – либо проблема;

— проводится исследовательская работа;

— проект выполняется самостоятельно учащимися;

— учитель выполняет роль, консультанта;

— результаты проекта должны иметь практическую значимость;

— в конце проекта необходимо проанализировать, что получилось, а что нет.

Учащиеся перед началом работы над проектом получают инструкции:

1)требования к проекту,

2)методические рекомендации, памятки – как правильно оформить проект,

3)шкала баллов оценивания проекта.

Сначала я знакомлю ребят с проектами прошлых лет.

Система проектной работы может быть представлена двумя подходами:

  1. Связь проекта с учебными темами (на уроке).
  2. Использование проектной деятельности во внеклассной работе (внеурочная деятельность).

Структура проектов, реализуемых на уроке

Для организации проектной деятельности используется два вида урочных занятий:

1. Урок, который полностью состоит из работы над проектом. Форма проведения такого урока зависит от вида проекта ( Н-р: урок химии в 10 классе по теме «Спирты»; в 9 классе по теме «Металлы», «Свойства серной кислоты»). Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся. Актуализируемые знания закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом.

Объявляю тему урока, формулирую цели, задачи. Определяю место темы в курсе химии (в соответствии с программой). Акцентирую внимание на взаимосвязи ранее изученного материала с новой темой. Разъясняю этапы предстоящей работы учащихся, провожу инструктаж, указываю форму записи и представления изученного материала. Разъясняю форму оценивания работы групп. 1 этап Дидактическая задача: организация деятельности в группах, погружение в проект. Деятельность педагога:Группам выдеются инструктивные карты – задания и необходимый дополнительный материал (справочники, реактивы). Провожу необходимый инструктаж для каждой группы. Деятельность учащихся: Получают задания – инструкции, знакомятся с их содержанием, осмысливают, уточняют в группе или у учителя. Распределяют роли в группах (если это требуется). Планируют работу. 2 этап Дидактическая задача: организация поиска решения. Деятельность педагога: Не участвую, но при необходимости консультирую учащихся. Оказываю дифференцированную помощь. Ненавязчиво контролирую работу проектных групп. Деятельность учащихся: работают в группах (каждый в соответствии со своей ролью и сообща). При необходимости консультируются. Продумывают форму презентации своего мини-проекта. Метод: проблемный. 3 этап Дидактическая задача: оформление мини-проектов. Деятельность педагога:организую деятельность учащихся по воспроизведению ими новых знаний; организую умственную деятельность по применению полученных знаний. Деятельность учащихся: готовят презентацию: оформляют опорные схемы, обсуждают текст выступления. 4 этап Дидактическая задача: оформление мини-проектов. Деятельность педагога:Раздаю листы оценок в группы. Организую выступления проектных групп с презентациями. Побуждаю учащихся других групп участвовать в обсуждении вопросов. Задаю вопросы. Поправляю или сама даю ответ в случае затруднения учащихся. Даю пояснения. Деятельность учащихся: Осуществляют презентацию своей деятельности. Отвечают на вопросы. Слушают выступающих, дополняют, поправляют в случае необходимости. Задают вопросы докладчикам. РЕФЛЕКСИЯ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Деятельность педагога:Обобщаю и резюмирую полученные результаты. Даю оценку деятельности групп. Предлагаю оценить работу групп учащимся (в том числе дать оценку работы своей группы). Собираю оценочные листы. Делаю краткое обобщение по теме. Отвечаю на вопросы учащихся. Деятельность учащихся: Анализируют и оценивают свою работу и работу других групп. Оформляют и сдают оценочные листы. Слушают сообщение учителя и задают в случае необходимости вопросы.

2. Урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время. На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Презентация — важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию.( проект по химии к уроку «Углерод» по теме «Алмазы», к уроку «Алканы» проект «Применение алканов»)

Чтобы задействовать всех учащихся класса, необходимо назначить ответственных за каждый пункт выполнения темы (по 1-3 ученика в группе). Учитель заранее объявляет тему урока и выдает каждой группе индивидуальное задание, помогает им в подборе необходимой литературы, изготовлении схем, таблиц, презентаций и экспериментов.

Индивидуальные задания учащимся при изучении химического элемента или вещества

1. Историческая справка (в 8-9 классах рассматривается «кто открыл?», «когда открыл?», «откуда название?»; в 10-11 классах открытия рассматриваются в связи с общественной обстановкой того времени);

2. Нахождение в природе:

3. Физические свойства:

4. Строение атома (если изучается элемент), молекулы (если изучается вещество);

5. Нахождение в общей классификации элементов или веществ. Номенклатура. Изомерия (если органическое вещество);

6. Химические свойства (с демонстрацией основных свойств):

Правила хранения и обращения с веществом.

7. Применение по отраслям: в промышленности, медицине, транспорте, строительстве, сельском хозяйстве, быту.

8. Получение (с демонстрацией опытов):

9. Физиологические свойства элемента или его соединений:

10. Краеведческий материал (схемы, карты ).

Сообщение каждого ученика или группы веществ рассчитывается по времени и сопровождается показом опытов, слайдов, схем, таблиц, видеофрагментов и т.д. Форма проведения таких уроков может быть различной: урок-конференция, урок-диспут, урок-путешествие, урок-игра.

Метод проектов позволяет достичь значительных результатов в обучении т.к. предполагает отказ от зазубривания материала, развитие творческого подхода к получению информации создаёт предпосылки закладывания глубоких знаний и практический навыков решения проблем.

Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса химии. Я работаю по программе курса химии автора О.С.Габриеляна.

Результаты применения проектной деятельности.

Анализируя опыт работы организации проектной деятельности можно сделать выводы:

— работа стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к уроку( каждый ученик занят делом)

— уроки проходят более оживлённо,

— ежегодно учащиеся выбирают химию для сдачи экзамена (несмотря на то что в нашей школе она ведется на базовом уровне, а ГИА и ЕГЭ сдается на профильном уровне)

— это стимул получить хорошую отметку, получить хорошие знания, увидеть результат проделанной работы.

У обучающихся, выполняющие проекты, формируются проектные умения: планирование, поисковые умения, коммуникативные умения, презентационные умения.

Таким образом, проектная деятельность способствует формированию нового типа учащихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделённого опытом самообразования.

В заключение хочется привести слова ирландского философа, эстэта, писателя и поэта Оскара Уальда,: «Я не могу управлять направлением ветра. Но я всегда могу поставить паруса так, чтобы достичь своей цели»

Урок химии в 10 классе

Тема урока: «Спирты». Ведущая идея урока: актуализация знаний и житейских представлений по проблеме. Формирование и развитие ключевых компетентностей (информационной и компетентности решения проблем) как основа качества образования. Главная дидактическая цель урока: создание условий для решения учебных проблем, формирование системных знаний, развитие мотивации учения школьников. Задачи урока: 1. Стимулировать у старшеклассников умения выделять проблему, ставить цели, определять задачи и находить пути их решения, используя творческий потенциал и элементы исследовательской деятельности. 2. Создать стимуляционно-мотивирующую проблемную ситуацию на уроке как необходимое условие для развития логического мышления учащихся методами сравнения, анализа, обобщения и конкретизации. 3. Актуализировать имеющие знания учащихся по теме. 4. На основе межпредметных связей химии, биологии, экологии познакомить учащихся со спиртами, их составом, строением, физическими свойствами, физиологическим действием на организм. 5. Развивать самостоятельность и практическую активность школьников, навыки грамотно излагать свою точку зрения и доказательно отстаивать её. 6. Развивать мотивацию изучения предмета при обращении к жизненному опыту школьников и раскрытии практического значения материала. Ведущая учебная проблема (УП) темы: взаимосвязь состава, свойств, получения и применения спиртов. Главная учебная проблема урока: Обзор темы: «Спирты». Средства обучения и оборудование:

  • инструктивныекарточки с заданиями;
  • справочники «Физические свойства органических веществ”;
  • образцы органических спиртов;
  • пробирки;
  • колба с водой,
  • оценочные листы.

При подготовке к уроку формируется 6 групп учащихся. Роль учителя — консультант, эксперт. Метод: метод проектов, проблемное обучение Форма работы: групповая Продолжительность урока: 45 минут Этапы урока: I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ II.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ Дидактическая задача: подготовка учащихся к работе на уроке, организация действий школьников, направленных на решение проблем и достижение целей урока. Актуализация знаний по теме. Деятельность педагога: Объявляю тему урока, формулирую цели, задачи. Определяю место темы в курсе органической химии (в соответствии с программой). Акцентирую внимание на взаимосвязи ранее изученного материала с новой темой. Разъясняю этапы предстоящей работы учащихся, провожу инструктаж, указываю форму записи и представления изученного материала. Разъясняю форму оценивания работы групп. Деятельность учащихся: Принимают, уточняют, цели и задачи. Работают с программой. Осмысливают и конкретизируют этапы работы. Уточняют в случае недопонимания. Метод: репродуктивный, эвристический. Форма организации деятельности: фронтальная, индивидуальная. Показатель результатов решения задачи: внимание учащихся и активность при ответах на поставленные вопросы, этапы работы определены. III.ОСНОВНОЕ ДЕЙСТВИЕ 1 этап Дидактическая задача: организация деятельности в группах, погружение в проект. Деятельность педагога:Группам выдеются инструктивные карты – задания и необходимый дополнительный материал (справочники, реактивы). Провожу необходимый инструктаж для каждой группы в отдельности. Деятельность учащихся: Получают задания – инструкции, знакомятся с их содержанием, осмысливают, уточняют группе или у учителя. Распределяют роли в группах (теоретики, аналитики, оформители, докладчики). Планируют работу. Метод: проблемный. Форма организации деятельности: групповая. Показатель результата решения задачи: эмоциональное состояние школьников, ответы на вопросы, активное включение в работу. 2 этап Дидактическая задача: организация поиска решения. Деятельность педагога: Не участвую, но при необходимости консультирую учащихся. Оказываю дифференцированную помощь. Ненавязчиво контролирую работу проектных групп. Деятельность учащихся: Активно работают в группах (каждый в соответствии со своей ролью и сообща). При необходимости консультируются. Продумывают форму презентации своего мини-проекта. Метод: проблемный. Форма организации деятельности: групповая. Показатель результатов решения задачи:записи в тетрадях, активная учебная деятельность. 3 этап Дидактическая задача: оформление мини-проектов. Деятельность педагога:организует деятельность учащихся по воспроизведению ими новых знаний; организует умственную деятельность по применению полученных знаний. Деятельность учащихся: готовят презентацию: оформляют опорные схемы, обсуждают текст выступления. Метод: эвристический. Форма организации деятельности: групповая. Показатель результатов решения задачи: готовы к презентации. 4 этап Дидактическая задача: оформление мини-проектов. Деятельность педагога:Раздаю листы оценок в группы. Организую выступления проектных групп с презентациями. Побуждаю учащихся других групп участвовать в обсуждении вопросов. Задаю вопросы. Поправляю или сама даю ответ в случае затруднения учащихся. Даю пояснения. Деятельность учащихся: Осуществляют презентацию своей деятельности. Отвечают на вопросы. Слушают выступающих, дополняют, поправляют в случае необходимости. Задают вопросы докладчикам. Метод: эвристический. Форма организации деятельности: групповая. Показатель результатов решения задачи: представили свои презентации. IV.РЕФЛЕКСИЯ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Дидактическая задача:мобилизация учащихся на рефлексию. Деятельность педагога:Обобщаю и резюмирую полученные результаты. Даю оценку деятельности групп. Предлагаю оценить работу групп учащимся (в том числе дать оценку работы своей группы). Собираю оценочные листы. Делаю краткое обобщение по теме. Отвечаю на вопросы учащихся. Деятельность учащихся: Слушают оценку эксперта. Анализируют и оценивают свою работу и работу других групп. Оформляют и сдают оценочные листы. Слушают сообщение учителя и задают в случае необходимости вопросы. Метод: эвристический. Форма организации деятельности: индивидуальная, групповая. Показатель результатов решения задачи: записи в тетради, комментарии к выступлениям. V.Домашнее задание (по учебнику) Учащиеся после изучения темы должны знать /понимать:

  • понятия спирты, их состав, строение;
  • физические свойства спиртов;
  • физиологическое действие спиртов на организм.

Уметь:

  • характеризовать состав спиртов;
  • высказывать суждения по изучаемым вопросам;
  • приводить формулы веществ;
  • находить пути решения проблемных ситуаций;
  • обосновывать своё решение адекватно поставленной проблеме;
  • рефлексировать свою деятельность.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 1 Спирты: определение, классификация, гомологические ряды

  1. Напишите общую формулу для спиртов. Дайте определение понятию «спирты”.
  2. Напишите структурные формулы простейшего спирта и его ближайшего гомолога. Выделите функциональную группу.
  3. Напишите структурную формулу продукта окисления этилена перманганатом калия в кислой среде. К какому классу органических соединений относится это вещество? Напишите структурную формулу его ближайшего гомолога.
  4. Напишите структурную формулу одного из продукта, который образуется в результате гидролиза жиров. Напишите структурную формулу его ближайшего гомолога.
  5. На основании выполненных упражнений предложите классификацию спиртов, указывая признаки классификации. Выведите формулы их гомологических рядов.
  6. Оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 минут.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 2 Спирты: номенклатура

  1. Какие названия спиртов по тривиальной номенклатуре вам уже известны? Каково в большинстве случаев, происхождение этих названий?
  2. Учитывая, что названия предельных одноатомных спиртов по систематической номенклатуре строят, добавляя суффикс «ол”к названию соответствующего алкана, дайте название следующему соединению:
  3. Н3С-СН(СН3)-СН2-СН(СН3)-СН2ОН
  4. Учитывая, что названия предельных двухатомных спиртов по систематической номенклатуре строят, добавляя суффикс «диол”к названию соответствующего алкана, дайте названия следующему соединению: НОН2С-СН23)-СН2ОН
  5. Учитывая правила составления названий непредельных углеводородов и предельных одноатомных спиртов, а также старшинство гидроксильной группы, попытайтесь назвать по систематической номенклатуре следующий непредельный спирт:
  6. Н3С-СН(СН3)-СН=СН-СН2ОН
  7. На основании выполненных упражнений обобщите номенклатуру спиртов.
  8. Оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 минут.

-СН(СН ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 3 Спирты: изомерия

  1. Составьте все возможные структурные формулы органических соединений, соответствующие формуле С4Н10О. Сделайте вывод о видах изомерии предельных одноатомных спиртов. Назовите класс соединений, изомерных предельным одноатомным спиртам.
  2. Какие дополнительные виды изомерии появятся для спиртов, содержащих кратные связи? Приведите примеры.
  3. Какие дополнительные виды изомерии появятся для спиртов, содержащих ароматическое ядро? Приведите примеры.
  4. Какие дополнительные виды изомерии появятся для карбоновых кислот, содержащих более одной гидроксильной группы? Приведите примеры.
  5. На основании выполненных упражнений обобщите виды изомерии спиртов.
  6. Оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 минут.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 4 Спирты: способы получения

  1. Вспомните и напишите уравнения реакций получения этанола из представителя: а) алканов, б) алкенов, в) альдегидов г) глюкозы. Укажите особенности условий протекания реакций. Какие окислители могут быть использованы в этих случаях?
  2. Вспомните, в каких еще реакциях при изучении предыдущих тем получались спирты? Приведите уравнения реакций.
  3. На основании выполненных упражнений обобщите способы получения спиртов.
  4. Оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 минут.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА №5 Спирты: физические свойства 1. Ознакомьтесь с образцами выданных вам предельных одноатомных спиртов. Охарактеризуйте их физические свойства: а) запах, б) летучесть в) агрегатное состояние. Проанализируйте изменение их физических свойств с увеличением молекулярной массы. Поясните причины изменения. 2. Найдите в справочнике значения температур кипения и плавления предельных спиртов и выполните следующие задания : А) Сравните агрегатное состояние первых членов гомологических рядов алканов и соответствующих им спиртов при обычных условиях. Поясните отличия и попытайтесь объяснить их причины. Б) Ответьте на вопрос: почему температуры кипения спиртов выше, чем у алканов с тем же числом атомов углерода? В) Сделайте вывод о способности предельных одноатомных спиртов к образованию межмолекулярных водородных связей. Попробуйте написать схемы их образования. 3. Проверьте растворимость этанола в воде. Сделайте вывод о растворимости предельных одноатомных спиртов в воде. Объясните хорошую растворимость этанола в воде. 4. Исходя из практического опыта, охарактеризуйте физиологическое действие этанола. 5. На основании выполненной работы, обобщите физические свойства спиртов. 6. Оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 минут. ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 6 Спирты: строение функциональной группы, общая характеристика реакционной способности

  1. Напишите структурную формулу первого члена гомологического ряда предельных одноатомных спиртов. Охарактеризуйте виды связей между атомами (сигма-, пи-?).
  2. Напишите и проанализируйте электронную формулу молекулы с точки зрения электронных эффектов (индуктивный, мезомерный). Покажите стрелками распределение электронной плотности в молекуле, обозначьте частичные заряды на атомах и электронные эффекты (I и (или) М).
  3. Укажите геометрию молекулы, валентный угол и вид гибридизации атома углерода.
  4. Сравните полярность и поляризуемость связи С-О в молекуле метанола и метана. Сделайте вывод о способности спиртов к реакциям нуклеофильного замещения.
  5. Сравните полярность связи О-Н и подвижность атома водорода группы О-Н в молекуле метилового спирта и воды. Сделайте вывод о кислотных свойствах воды в сравнении со спиртами.
  6. Сформулируйте выводы о взаимном влиянии радикала и гидроксильной групп в молекулах спиртов.
  7. Основываясь на строении спиртов, определите наиболее реакционноспособные зоны в молекуле этанола и предположите основные типы реакций для предельных одноатомных спиртов.
  8. На основании выполненной работы обобщите информацию о строении и основных типах химических реакций предельных одноосновных спиртов.
  9. Оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 минут.

В результате использования метода проектов на уроках химии учащиеся реализуют творческие идеи, развивают свои способности, предметные, коммуникативные, информационные, проектные компетентности.

Темы проектов по химии для 10 класса

Примерные темы исследовательских работ по химии для учащихся 10 классов:

Азот в нашей жизни. Амфотерность соединений берилия Антибиотики – мощное оружие. Белки – основа жизни. Изучение белков, ферментов: взгляд химика, биолога, физика. Биогенные элементы. Биологическая и медицинская роль химических элементов. Биологические аспекты химии элементов. Биологические часы, или как прожить долго. Блеск и сила здоровых волос (с точки зрения химика) . В мире индикаторов. Витамины и их роль в жизнедеятельности человека. Влияние биологически активной воды на рост растений. Влияние микроэлементов на организм растений. Влияние РН среды на рост растений. Влияние современных моющих средств на жизнеспособность разных типов волос. Влияние спиртных напитков на денатурацию белков. Выращивание кристаллов. Гигиенические и косметические средства. Гигиенические свойства некоторых моющих средств. Группы Биогенных элементов. Д.И. Менделеев в Петербурге. Давление в окружающем нас мире. Дефицит элементов и внешность. Диетический заменитель сахара аспартам – токсичное вещество. Динамика содержания хлоридионов в водных системах ЯНАО. Домашняя аптечка. Еда на пользу и во вред. Железо в нашей жизни. Железо и его биологическая роль в организме человека. Значение биополимеров в медицине. Изучение влияние нефтешламовна растений. Йод в нашей жизни. Искусственные органы. Использование неорганических (и органических) веществ в военном деле. Исследование процесса разложения некоторых полимеров. Исследование процессов термического разложения коллоидных растворов оксидов железа. Исследование химического состава в современных монетах. Качественное определение веществ в составе разных видов мороженного. Качественные реакции на ионы лития, натрия, калия, бериллия, магния, кальция , стронция и бария. Квантово-химические расчеты структур органических кристаллов. Кислотные осадки: их природа и последствия. Кислоты и основания в свете различных теорий. Кислоты, их состав, свойства и применение. Коррекция веса. Причины и виды повышения массы тела у школьников. Лекарственные растения как альтернатива фармацевтическим препаратам. Летающие металлы. Ломоносовские места Петербурга. Медико биологическое значение элементов 3В группы. Медико биологическое значение элементов 4В группы. Медико биологическое значение элементов 5В группы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: