Игра на липучках, теневое лото «Космос. Солнечная система»


Наша планета Земля, на которой мы живём, входит в состав Солнечной системы. В центре Солнечной системы ярко светит горячая звезда – Солнце. Вокруг него на разном расстоянии от Солнца вращаются восемь главных планет. Одна их них, третья по счёту, и есть наша Земля.

У каждой планеты есть своя орбита, по которой она движется вокруг Солнца. Полный оборот вокруг Солнца называется год. На Земле он длится 365 дней. На планетах, которые находятся ближе к Солнцу год длится меньше, а на тех которые дальше полный оборот может составлять несколько земных лет. Также планеты вращаются вокруг своей оси. Один такой полный оборот называется сутки. На Земле сутки (оборот вокруг своей оси) равен примерно 24 часам (более точно 23 ч. 56 мин. 4 секунды).

Презентация для детей: Планеты Солнечной системы

Планеты — гиганты

Существуют четыре газовых гиганта, располагающихся за орбитой Марса: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Они находятся во внешней Солнечной системе. Отличаются своей массивностью и газовым составом.

Планеты солнечной системы, масштаб не соблюден

Юпитер

Пятая по счёту от Солнца и крупнейшая планета нашей системы. Радиус её – 69912 км, она в 19 раз больше Земли и всего в 10 раз меньше Солнца. Год на Юпитере не самый долгий в солнечной системе, длится 4333 земных суток (неполных 12 лет). Его же собственные сутки имеют продолжительность около 10 земных часов. Точный состав поверхности планеты пока определить не удалось, однако известно, что криптон, аргон и ксенон имеются на Юпитере в гораздо больших количествах, чем на Солнце.

Юпитер, снимок зонда Вояджер-1

Существует мнение, что один из четырёх газовых гигантов на самом деле – несостоявшаяся звезда. В пользу этой теории говорит и самое большое количество спутников, которых у Юпитера много – целых 67. Чтобы представить себе их поведение на орбите планеты, нужна достаточно точная и чёткая модель солнечной системы. Самые крупные из них – Каллисто, Ганимед, Ио и Европа. При этом Ганимед является крупнейшим спутником планет во всей солнечной системе, радиус его составляет 2634 км, что на 8% превышает размер Меркурия, самой маленькой планеты нашей системы. Ио отличается тем, что является одним из трёх имеющих атмосферу спутников.

Сатурн

Вторая по размерам планета и шестая по счёту в Солнечной системе. В сравнении с остальными планетами, наиболее схожа с Солнцем составом химических элементов. Радиус поверхности равен 57350 км, год составляет 10 759 суток (почти 30 земных лет). Сутки здесь длятся немногим дольше, чем на Юпитере – 10,5 земных часов. Количеством спутников он ненамного отстал от своего соседа – 62 против 67. Самым крупным спутником Сатурна является Титан, так же, как и Ио, отличающийся наличием атмосферы. Немного меньше него по размеру, но от этого не менее известные – Энцелад, Рея, Диона, Тефия, Япет и Мимас. Именно эти спутники являются объектами для наиболее частого наблюдения, и потому можно сказать, что они наиболее изучены в сравнении с остальными.

Сатурн, снимок космического аппарата Кассини в 2007 году

Долгое время кольца на Сатурне считались уникальным явлением, присущим только ему. Лишь недавно было установлено, что кольца имеются у всех газовых гигантов, но у остальных они не настолько явно видны. Их происхождение до сих пор не установлено, хотя существует несколько гипотез о том, как они появились. Кроме того, совсем недавно было обнаружено, что неким подобием колец обладает и Рея, один из спутников шестой планеты.

Уран

Седьмая по счету и третья по размеру планета, радиус которой составляет 25267 км. Справедливо считается самой холодной планетой среди остальных, температура достигает -224 градусов по Цельсию. Продолжительность года — 30 685 суток в земном исчислении (почти 84 года), сутки же ненамного меньше земных – 17 с небольшим часов. Из-за сильной наклонности оси планеты, иногда создается впечатление, будто она не вращается, как остальные небесные тела нашей системы, а катится, подобно шару. Это может наблюдать любой, кого интересует астрономия, геометрическая модель солнечной системы наглядно продемонстрирует этот эффект.

Уран — снимок Вояджера-2 в 1986 году

Спутников у него гораздо меньше, чем у соседнего Сатурна, всего 27. Наиболее известны Титания, Ариэль, Оберон, Умбриэль и Миранда. Они не настолько крупны, как спутники.

Примечательно, что ведя наблюдения за Ураном в свой телескоп, астроном Уильям Гершель сначала не понял, что он наблюдает за планетой, будучи уверен, что он видит комету.

Нептун

Размером восьмая планета солнечной системы очень близка к своему ближайшему соседу, Урану. Радиус Нептуна равняется 24547 км. Год на планете равняется 60 190 суток (приблизительно 164 земных года). В атмосфере зафиксированы самые сильные ветра в нашей системе, скорость которых достигает 260 м/с.

Нептун, вид с Вояджера-2

По сравнению с остальными планетами-гигантами спутников у него совсем мало – всего 14. Самые известные из них – Тритон, третий в солнечной системе спутник, имеющий атмосферу, Протей и Нереида.

Примечательно, что это – единственная из планет, которая была открыта не благодаря наблюдениям, а с помощью математических расчётов.

Развлечение для детей подготовительной группы. Солнечная система

Конспект развлечения для детей 6-7 лет
Автор: Нерсесян Наира Игоревна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 144», г. Воронеж


Назначение: воспитатели старших и подготовительных групп, учителя начальных классов, родители, дети 6-7 лет. Цель: Дать первоначальные представления о строении Солнечной системы, созвездиях. Задачи: : Пробуждать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность. Воспитывать любовь к своей планете. Активизировать словарный запас детей. Познакомить детей с основными планетами, их характерным признакам. Дать элементарные понятия о планетах. Словарная работа: космос, космическое пространство, орбита, планеты, космонавт, телескоп, астроном, Солнечная система, спутник, метеорит, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Оборудование: проектор, картинки планет Солнечной системы, магнитная доска с магнитами, пластилин для лепки, ленточки и шапочки с именами планет для игры.
Ход занятия
Воспитатель: Посмотрите ребята, как оформлена наша группа. Это не случайно: сегодня мы с вами будем космонавтами и полетим в космическое путешествие. Вы уже знаете ребята, что наша Земля – огромное космическое тело, оно вращается вокруг Солнца.Солнце и все небесные тела, которые вокруг него вращаются, называются Солнечной системой.


Земля – Это наш родной дом. А Солнечная система- родной город. В нашем Солнечном городе тысячи больших и маленьких планет, спутников, орбит, метеоритов, среди них есть и искусственные — спутники, сделанные людьми. Ну что-же, отправимся в путешествие по нашему Солнечному городу. У нас и корабль космический есть. Вперед, ребята, наша главная остановка- у главного светила, Солнца. Дети садятся на стульчики, закрывают глаза, звучит мелодия песни ‹‹Трава у дома››, через несколько секунд они открывают глаза, на доске картина Солнечной системы.Воспитатель: Вот и Солнце! А можно приблизиться к нему или высадиться? Почему? (Ответы детей). Правильно, Солнце- это раскаленный шар, который далеко от нас находится, а его свет и жар доходят до нас , и если бы у нашей планеты не было атмосферы, все живое на земле сгорело бы. Как называется планета, на которой мы живем? (Земля). Все планеты в Солнечной системе представляют с собой 9 огромных шарообразных тел. Одни из них больше нашей Земли, другие меньше. Планеты можно видеть на небе, потому что они освещаются Солнцем. А чем можно наблюдать за ними? (Телескопами). А как называется человек, который изучает звезды и наблюдает за ними? (Астроном).


Давайте посмотрим, о чем нам хочет рассказать звездочет- астроном? (Смотрят видеоматериал)Воспитатель: Солнечный свет отражается от планет. И потому можно увидеть планеты с Земли. Особенно хорошо видны они ночью, когда светятся, как яркие звездочки. Планеты движутся на разном расстоянии от Солнца. Земля- единственная планета, на которой есть вода и суша.


Определяется, что Земля- третья по счету планета от Солнца. Давайте посчитаем и назовем все планеты Солнечной системы. ( Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон — дети показывают на доске). У каждой планеты свой собственный путь, Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть. Вокруг Солнца вращаются наши планеты, По- разному все они солнцем согреты.

Дидактическая игра ‹‹Расположи планеты правильно››

Выбирается ребенок Солнце, на него одевается пояс с пришитыми лучиками- лентами разной длины. Их девять. У девяти детей на головах шапочки с изображением планет, они отличаются по величине, цвету. На шапочке Сатурна- кольца. На конце каждой ленты- цифры от 1- 9. На этой планете такая жара, Что там оказаться опасно, друзья!!!
Воспитатель:. Какая у нас самая жаркая планета? Где она располагается? ( Меркурий, потому что он ближе всех к Солнцу). Ребенок –Меркурий берется за ленточку № 1.
А эту планету холод страшный сковал, Теплом ее солнечный луч не достал.
Воспитатель: Что эта за планета? ( Плутон. Он находиться дальше всех планет от Солнца и меньше всех планет). Ребенок в шапочке Плутона берется за самую длинную ленточку № 9.
А эта планета нам всем дорога. Нам жизнь подарила планета …(Земля)
Воспитатель: На каком месте от Солнца находится наша планета?( на 3-м). Ребенок в шапочке Земля берется за ленточку № 3.
Планете Земля две планеты близки, Дружок, имена их скорей назови. (Венера и Марс).
Дети в шапочках Венеры и Марса занимают соответственно 2-ю и 4-ю орбиты.
А эта планета гордится собой, Поскольку считается самой большой.
Воспитатель: Что эта за планета? На какой орбите она находится? (Юпитер, орбита № 5). Планета кольцами окружена, И этим от всех отличилась она. (Сатурн) Ребенок Сатурн занимает орбиту № 6.
А что за планета Зеленого цвета? ( Уран)
Ребенок в соответствующей шапочке занимает орбиту № 7.
Царь морской название той планете дал, Он именем своим ее назвал. (Нептун)
Ребенок в шапочке Нептун занимает орбиту № 8
(Все дети заняли свои места и начинают вращаться вокруг Солнца.) Кружится хоровод планет, У каждой свой размер и цвет. Для каждой путь определен, Но только на Земле мир жизнью заселен.


(Воспитатель прикрепляет фигурку веселого человечка на доску и говорит)
Воспитатель: Ребята, сегодня из космоса к нам прилетел этот веселый человечек и привез от инопланетян послание о звездах. Кто этот человечек? (Если прилетел из космоса, значит космонавт). А еще нам прислали несколько звездочек. Кто из вас знает что нибудь о звездах? (ответы детей) Давайте прочтем, что же нам о звездах поведали инопланетные существа: ‹‹Звезды- это космические тела, расположенные в космическом пространстве. Несмотря на то, что они сияют, некоторые из них очень холодные. Все звезды отличаются друг от друга по размеру и форме. Почти все звезды собраны в какие- либо созвездия, которые похожи на предметы или животных››.
Воспитатель на экране показывает несколько созвездий, знакомит детей с их названиями, предлагает посчитать, из скольких звезд состоит созвездие: Рака (5 звезд), Компаса (3 звезды), Весов (6 звезд), Дельфина (5 звезд). Дети по очереди подходят и считают звезды.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, для чего людям необходимы знания о созвездиях? (возможные варианты ответов). Слышали ли вы в повседневной жизни названия созвездий? Каких? В наше время люди редко обращаются к звездам и созвездиям за помощью, а в давние времена путешественники и мореплаватели по звездам находили дорогу к родному берегу. Самая главная звезда, которая указывает путь, называется Полярной и находится в созвездии Малой Медведицы.


ФизкультминуткаВоспитатель : Давайте встанем и, как звезды, направим свои лучики в разные стороны и покружимся в космическом пространстве. (Дети кружатся, тянутся вверх и вновь усаживаются на свои места).
Макет Солнечной системы
Воспитатель: Давайте вместе попробуем с помощью пластилина слепить планеты, флажочками назвать и правильно определить их места на орбите. (Воспитатель подводит итоги) Воспитатель: Дети, о чем мы с вами сегодня говорили? Что вам больше всех понравилось?(ответы детей)

Рекомендуем посмотреть:

Аппликация ко Дню космонавтики. Старшая группа Игра для детей подготовительной группы на День космонавтики. Сценарий Спортивный праздник ко Дню космонавтики для подготовительной группы детского сада. Сценарий Конспект по познавательному развитию на тему: Космос в подготовительной группе

Похожие статьи:

Досуг по математике в подготовительной группе ко Дню космонавтики

День космонавтики в детском саду. Сценарии

День космонавтики в подготовительной группе. Сценарий

О профессии космонавта для детей

Беседа про космос в старшей группе

Методы представления космоса

Не каждый дошкольник способен понять, что такое чёрные дыры, из чего состоят небесные тела, какими свойствами они обладают.

Для того, чтобы объяснить, необходимо выработать тактику. Во-первых, информация должна быт правдива. Во-вторых, нельзя рассказывать серьёзным языком, употреблять специальные термины. Иначе ребёнок быстро потеряет интерес к предмету не захочет продолжать непонятный ему разговор.

Есть методы, при помощи которых можно популярно рассказать про планеты детям. Опыт подсказывает, что ребятам интересна беседа, подкрепляемая показом картинок. Можно использовать фотографии звёздного неба, изображения планет, созвездий. Очень хорошо, когда папа рисует солнце, рассказывает о нём. Причём, светило надо изображать не в виде жёлтого круга с отходящими от него лучами, а в виде планеты, в атмосфере которой содержатся водород и гелий.

Ребёнок должен знать правду о Вселенной. Что человек мало знает о солнечной системе и космосе. Солнце недосягаемо из-за высокой температуры и т. д. В таком же ключе следует рассказать и о других планетах и небесных телах.

Модель небесных тел можно изобразить с помощью пластилина. Это привлекательно и понятно. Главным аспектом является интерес ребенка к предмету. Его любопытство и желание познать больше. В случае, когда малыш задаёт вопрос, на который папа не знает ответа, надо перенести рассмотрение на завтра. А за отпущенное время самому подготовиться к правильному ответу.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: