Конспект урока химии в 11 классе по теме : «Гидролиз»


Конспект урока химии, 11 класс. Водородный показатель

Конспект урока химии по теме: «Водородный показатель», 11 класс
Автор: Таирова Елена Александровна, учитель химии МБОУ гимназия 44 г. Пензы Данная разработка конспекта урока предназначена для учителей химии. Материал позволяет провести интересный урок изучения нового материала в 11 классе с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного урока. Цель: создание условий для формирования понятия водородный показатель. Задачи: Образовательные.
1. Познакомить учащихся с понятием ионного произведения воды; концентрациями ионов Н+ и в кислых, нейтральных и щелочных растворах; с водородным показателем — отрицательным логарифмом концентрации; с методами определения рН. 2. Актуализировать знаний учащихся о реакции среды растворов кислот, щелочей, солей; изменении цвета индикаторов (лакмуса, метилового оранжевого, фенолфталеина) в различных средах. 3. Измерить с учащимися рН некоторых растворов с помощью универсального индикатора: дистиллированной, газированной воды, раствора уксуса, сока лимона, раствора аммиака, раствора мыла, средства для прочистки труб, раствора питьевой соды; подвести учащихся к объяснению причин значений рН данных растворов. 4. Опытным путем (в ходе домашнего эксперимента) доказать, что соки некоторых растений так же могут служить кислотно — основными индикаторами (на примере сока краснокочанной капусты).
Воспитательные.
Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности; воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с кислыми и щелочными растворами.
Развивающие.
Развивать навыки самостоятельного умственного труда: совершенствовать умения самостоятельно получать информацию из учебного текста, анализировать текст, формировать критический стиль мышления; развивать практические умения проводить эксперимент.
Оборудование: датчик рН, подключенный к компьютеру, проектор, учебные тексты (по одному на парту), лотки со штативами для пробирок и нумерованными пробирками с бытовыми растворами (по одному на парту). Реактивы: растворы индикаторов – лакмуса, метилоранжа, фенолфталеина, универсальная индикаторная бумага, бытовые растворы — газированная вода, растворы уксуса, сока лимона, аммиака, мыла, средства для прочистки труб, питьевой соды, дистиллированная вода.
Ход урока:
Организационный момент — Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами, желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы. Фаза вызов -Ребята, давайте составим кластер «Реакция среды растворов». Ученик на доске составляет кластер


-Как определить реакцию раствора? Индикаторами. Какие индикаторы вы знаете? — Лакмус, метилоранж, фенолфталеин. -Как изменяются их цвета в зависимости от реакции среды? Составьте кластеры. Ученики у доски составляют кластеры. — Давайте поиграем в игру «Верю — не верю». Я зачитываю утверждения, а вы решаете и сообщаете мне, верите вы в них или нет. • Раствор уксуса менее кислый, чем сок лимона. • Раствор мыла более щелочной, чем раствор питьевой соды. Одни ребята говорят, что верят, а другие, что нет. — Сколько же в нашем классе мнений? (побуждение к осознанию противоречия
) — Два разных мнения (
осознание противоречия
) — Какой возникает вопрос? (
побуждение к формулированию учебной проблемы
) -Как доказать точно, какой раствор более кислый, а какой более щелочной? (
учебная проблема как вопрос
) — Так, как вы думаете, как же это можно сделать? Давайте проведем мозговой штурм. — На вкус. — Так, все согласны? — Нельзя пробовать вещества в химической лаборатории. — При помощи индикаторов, по интенсивности их окраски. — Так, все согласны? — Да. — Тогда давайте попробуем. Поработайте в парах, определите реакцию среды при помощи индикаторов некоторых бытовых растворов, налитых в нумерованные пробирки, расположенные у вас на столах: уксуса, раствора аммиака, лимонного сока, газированной воды, средства для прочистки водосточных труб, раствора мыла, раствора питьевой соды, дистиллированной воды. Первый ряд исследует растворы лакмусом, второй – метилоранжем, третий – фенолфталеином. Затем все вместе заполняем таблицу:


Ученики проводят эксперимент, соблюдая правила техники безопасности, докладывают о результатах, получаем заполненную таблицу:


— Получилось ли выяснить, какой раствор более кислый — уксус или сок лимона, а какой более щелочной – раствор мыла или питьевой соды? — Нет, интенсивность окраски индикатора была одинаковая. — Так, давайте ещё подумаем, когда удается сравнить величины? — Когда есть количественное значение. — Давайте подумаем, что же можно измерить? Какие частицы определяют кислую реакцию среды? — Катионы водорода — H+ -Хорошо, как они образовались в исследуемых нами кислых бытовых растворах? Ученики на доске записывают уравнения реакций диссоциации уксусной и лимонной кислот, угольной кислоты, образовавшейся при взаимодействии углекислого газа с водой.


— Наличие каких частиц в растворе делает его щелочным? — Наличие гидроксид-ионов — OH- -Хорошо, как они образовались в исследуемых нами щелочных бытовых растворах? Ученики у доски объясняют наличие гидроксид-ионов в щелочных растворах.


-Наличие каких частиц в растворе определяет нейтральную реакцию среды? — Молекулы воды. — Нет, не только вода нейтральна, наверное отсутствие катионов водорода или гидроксид – ионов. Ученики высказывают разные мнения, затрудняются с определением правильной версии. — Ответить на этот и другие поставленные в ходе урока вопросы мы сможем, изучив учебный текст.

Фаза осмысление

Учитель предлагает ученикам учебный текст: Учащиеся в парах изучают учебный текст, который учитель выдает на каждую парту, выполняют задания к тексту.
Рефлексия. -Ребята, давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. Какие варианты заголовка текста вы предложите? — Количественная характеристика кислотности или основности. — Диссоциация воды. рН — Водородный показатель. — Хорошо, тема нашего урока – «Водородный показатель». — Какие варианты опорных схем вы можете предложить? После обсуждения вариантов опорных сигналов останавливаемся на опоре такого вида, записываем её на доске:


— Сейчас мы будем измерять рН выданных вам бытовых растворов с помощью универсальных индикаторных бумаг, при этом мы попробуем доказать ложность или истинность моих утверждений в игре «Верю — не верю». Напоминаю, что я утверждала, что раствор уксуса менее кислый, чем сок лимона, а раствор мыла более щелочной, чем раствор питьевой соды. Четыре ученика у доски демонстрационно измеряют рН бытовых растворов уксуса, сока лимона, раствора мыла, раствора питьевой соды. — Получилось узнать, что кислее, уксус или лимон? — Нет, окраска индикаторной бумаги одинаковая, рН в районе 2-3, точнее определить не удается. — Получается определить, какой раствор более щелочной – мыла или питьевой соды? -Да, раствор мыла более щелочной, рН 10, а раствор питьевой соды менее щелочной, рН 9. — Почему не получилось выяснить, какой раствор кислее? — Точность определения значения рН при помощи универсального индикатора равна единице, т.е. мы находим довольно неточное значение рН раствора. — Действительно, более точное значение рН можно измерить цифровым датчиком рН, подключенным к системе сбора данных и персональному компьютеру.


Учитель демонстрирует технику работы с рН-метром, работающим в режиме реального времени, значение рН исследуемых растворов выводится на большой экран через мультимедийный проектор. Ученики фиксируют значение рН растворов в тетрадь, добавляя колонку в ранее оформленную таблицу.


Учитель предлагает учащимся сделать вывод о том, какой из исследуемых бытовых растворов обладает более кислой, а какой более щелочной реакцией среды. — Самый кислый раствор — это лимонный сок, самый щелочной раствор дает средство для прочистки труб. Следовательно, оба утверждения учителя в игре «Верю — не верю» истинны.


Учащимся, которые неверно делают выводу по проведенному эксперименту, учитель предлагает перечитать учебный текст, проверить правильность заполнения таблицы:


— И, в заключении, давайте напишем синквейн по теме нашего урока «Водородный показатель». Например:
Водородный показатель. Точный, диагностичный. Измеряет, показывает, определяет. Показатель концентрации ионов водорода. рН
Задание на дом Проведите домашний эксперимент, выполнив следующие действия: добавьте сок краснокочанной капусты к бытовым растворам (уксуса, раствора аммиака, лимонного сока, газированной воды, средства для прочистки водосточных труб, раствора мыла, раствора питьевой соды) и определите, какой цвет принимает этот индикатор во всём диапазоне рН. Вставьте полученные данные в таблицу, начатую нами на уроке. Можно ли применять сок краснокочанной капусты как индикатор для определения силы кислот и щелочей? Поясните. Перечислите преимущества и недостатки сока краснокочанной капусты как индикатора. Отвар краснокочанной капусты можно приготовить, сварив её в воде. Как вариант можно измельчить краснокочанную капусту в блендере, затем процедить сок.
Скачать Конспект урока химии по теме: «Водородный показатель», 11 класс

Рекомендуем посмотреть:

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы средствами ТРКМ Уроки химии для 1 курса колледжа Конспект урока химии для 11 класса. Факторы, влияющие на скорость химических реакций Конспект урока химии для 11 класса. Химия в жизни человека

Похожие статьи:

Применение проблемного обучения на уроках математики

Инновационные подходы к обучению одаренных детей на уроках химии

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: