Организация познавательно-исследовательской деятельности средних дошкольников
Развитие исследовательских навыков и умений является важным компонентом образовательного процесса в детском саду. Стремление к опытному познанию окружающего мира проявляется уже у детей ясельного возраста. Младшие дошкольники активно накапливают знания в виде ярких образов, запомнившихся в процессе исследования. К 4–5 годам дети становятся настоящими «почемучками»: задают вопросы обо всём, что вызвало интерес, а получить ответ самостоятельно у них пока не хватает умений.
Чтобы не превратить ребёнка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями.
В. А. Сухомлинский
«Сердце отдаю детям»
Организуя занятия по познавательно-исследовательской деятельности, воспитатель учитывает уровень психического развития и мышления детей. Перечислим возрастные особенности средних дошкольников:
- Повышенная степень любознательности. Ребёнка 4–5 лет легко увлечь каким-либо предметом или процессом, вот почему знания предлагают не заучивать, а побуждают их добывать.
- Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Средние дошкольники экспериментируют осознанно для выяснения конечного результата опытного действия. В этом возрасте дети делают первые попытки самостоятельного анализа исследования и формулирования выводов.
- Коммуникативные потребности. У детей появляется желание не только задавать вопросы, но и высказывать собственные предположения. К периоду старшего дошкольного возраста у ребят развивается способность к выдвижению гипотез. Для формирования этого умения в средней группе важно совершенствовать навыки устной речи, проводить развёрнутые беседы познавательной направленности.
- Хорошая степень развития мелкой моторики. Средние дошкольники отлично управляются со столовыми приборами, застёгивают пуговицы и молнии, играют с небольшими деталями конструктора и бусинами. Для совершенствования работы кистей обеих рук следует задействовать в практических исследованиях разнообразные материалы (песок, глина) и инструменты (увеличительные стёкла, пипетки, лопатки и др.).
В ходе экспериментирования дошкольники учатся логически мыслить и взаимодействовать друг с другом
Цели и задачи
В основе познавательно-исследовательской деятельности лежит богатая развивающая база: детям даются представления о предметах разнопланово (об их свойствах, структуре, качествах), обозначаются возникающие между объектами связи, а фактические сведения всегда добываются практическим путём. Целью организации исследовательской деятельности средних дошкольников является реализация их повышенной любознательности, стремления к опытной активности и самостоятельности. При этом для экспериментирования в детском саду подбираются темы в соответствии с утверждённой образовательной программой, занятия выстраиваются с учётом возрастных особенностей воспитанников и обеспечивается безопасность проведения каждого исследования.
Исследовательская деятельность средних дошкольников осуществляется через изучение предметов и явлений вне прямого восприятия (как это было в младших группах). Система представлений об окружающем мире формируется через определение связей и зависимостей между объектами наблюдений. Педагог создаёт положительную мотивацию воспитанников к реалиям жизни и к последующим исследованиям.
Для организации экспериментирования в средней группе перед воспитателем стоит ряд задач:
- Расширение кругозора посредством наблюдений в исследовательском процессе.
Как гласит китайская мудрость, «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму», — в памяти ярче откладываются информационные сведения, полученные в ходе личного опыта, ставшие понятными во время прямого наблюдения.
- Развитие наблюдательности — главной черты исследовательского типа мышления. Дети должны не просто фиксировать образ предмета. Важно научить их подмечать особенности объектов (внешнего вида или характера взаимодействия с другими предметами и явлениями), которые иногда проявляются в определённых условиях. Создание подобных условий с целью выявления свойств объекта или их изменений — это и есть опытная деятельность.
- Формирование умения самостоятельно обозначать проблему/вопрос и выдвигать гипотезы для изучения в практической работе. Эта задача является общей для развития у ребёнка исследовательских качеств и для совершенствования речевых навыков. В средней группе проговаривание становится обязательным сопровождением всех этапов экспериментирования.
- Создание позитивной и дружеской атмосферы в группе, формирование умения работать в коллективе.
В экологическом уголке дошкольники наблюдают за ростом растений и учатся ухаживать за ними
Критерии организации познавательно-исследовательской деятельности в средней группе
Воспитатель средней группы, организуя исследовательскую деятельность детей, руководствуется следующими критериями:
- Занятия познавательно-исследовательской направленности проводятся еженедельно (в помещении группы, экспериментальной лаборатории, опытном уголке, на территории детского сада во время прогулки). Деятельность детей 4–5 лет по экспериментированию не должна превышать 20 минут.
- Воспитатель контролирует исследовательскую активность детей на каждом этапе занятия. Он отвечает за безопасность проводимых опытов, оценивает правильность действий воспитанников, стимулирует самостоятельность, поощряет инициативность в работе, помогает в формулировке выводов.
- Во время занятия каждый ребёнок должен почувствовать себя исследователем, попробовать свои возможности в постановке проблемного вопроса, анализе полученных результатов.
Опыты с водой интересны для детей всех возрастов
Таблица: виды познавательно-исследовательской деятельности
Вид деятельности | Примеры реализации на занятиях в средней группе |
Поисково-познавательная деятельность | Реализуется в форме поиска ответа на поставленный вопрос, разрешения какой-либо проблемы. Проведение наблюдений дошкольниками отличается временной непродолжительностью, действиями с привычными предметами и веществами с целью расширения знаний об их свойствах. Этот вид деятельности реализуется в познавательных и эвристических беседах на основе изучения наглядного материала, прослушанного текста или опыта воспитанников, наблюдений за объектами живой и неживой природы. |
Познавательно-практическая деятельность | Осуществляется в форме направления практической деятельности детей в исследовательское русло. Проведение опытов и экспериментов в игровой форме, использование ТРИЗ-технологий для обогащения детских игр, наблюдений на прогулке. |
В ходе беседы по тематике изучаемого объекта дошкольники развивают мыслительные способности
Виды занятий по познавательно-исследовательской деятельности
Формирование исследовательских способностей осуществляется на занятиях НОД (непосредственно образовательной деятельностью), как правило, по теме «Окружающий мир». Ребята расширяют знания о привычных предметах действительности, учатся выявлять их особенности методом экспериментирования. Элементы исследовательской деятельности могут быть использованы в структуре занятий из художественно-эстетической, речевой, физической областей. Ребята опытным путём (при помощи органов зрения и слуха, кинетическим способом) изучают особенности звучания голоса и музыкальных инструментов, качества спортивного инвентаря, — это свидетельство того, что объектом исследования может стать любой предмет или явление.
Общие темы образовательной программы могут быть изучены различными способами. Максимально раскрывается тема, когда ей посвящены разные виды занятий, творческие досуги, прогулки. С целью разностороннего изучения какого-либо вопроса проводятся интегрированные занятия, в которых задействуется целый комплекс действий.
Например, в средней группе интегрированное занятие на тему «Овощи» являет собой синтез познавательной, социально-коммуникативной и художественно-эстетической областей и исследовательской деятельности, что реализовано в формах работы: познавательная беседа, ситуативный разговор, экспериментирование, наблюдение, продуктивная деятельность.
Для изучения качественных особенностей овощей в средней группе можно провести интегрированное занятие
Таблица: формы организации исследовательской деятельности средних дошкольников
Форма организации | Особенности организации | Примеры тем |
Занятие НОД, интегрированное занятие с элементами исследовательской деятельности | Проводятся в первой половине дня еженедельно, согласно образовательной программе ДОУ. |
|
Игра-эксперимент | Эксперименты в игровой форме проводятся во второй половине дня во время тематических досугов и в процессе реализации кружковой деятельности (мини-лабораториях, уголке юного исследователя). |
|
Наблюдение с опытной деятельностью на прогулке | Наблюдение является одним из структурных компонентов прогулки, который длится 7–15 минут. На территории детского сада дошкольники исследуют особенности природных явлений, некоторых веществ, представителей растительного и животного мира. На прогулке опытная деятельность осуществляется с природными материалами. |
|
Экскурсии | Экскурсии могут быть организованы на территории ДОУ (в пищевой блок, прачечную) и за пределами детского сада (в парк, библиотеку, ботанический сад, на производства). |
|
Исследовательский проект | Проект сочетает проведение различных по направленности (познавательной, творческой, развлекательной) мероприятий в рамках одной темы исследования. Долгосрочные исследовательские проекты рассчитаны на изучение какого-либо процесса (наблюдение за ростом цветка, за изменением растения или положения светил на небе в годичном цикле). Краткосрочные проекты чаще всего приурочивают к значимому событию (Праздник осени, День космонавтики, Неделя экологии). Со средними дошкольниками организуется проектная деятельность в коллективной форме. |
|
Фотогалерея: исследовательский проект «Чудесные свойства воды»
Опытная деятельность по изучению свойств воды знакомит ребят с её физическими особенностями
Пальчиковая гимнастика в воде понравится маленьким непоседам
В рамках проекта ребята играют в тематические подвижные игры «Капельки», «Море волнуется — раз!», «Ручеёк»
При изучении свойств мыльной воды можно провести соревнование на самый большой мыльный пузырь
Итогом реализации проекта может стать выставка рисунков по теме
На итоговом занятии по проекту ребята выполняют творческое задание
Фотогалерея: познавательно-исследовательский проект «Общественное насекомое»
На начальном этапе проекта дети рассматривают картинки с изображениями различных видов муравьёв
Проект включает наблюдение за муравьями на территории детского сада
В форме игровой деятельности дошкольники повторяют изученный материал
В проект включена и творческая деятельность детей — работа с раскрасками
В группе можно организовать выставку детских поделок по теме проекта
К работе в проекте можно привлечь родителей воспитанников, например, помочь оформить плакат
Фотоальбом о проведении проекта станет итоговой работой по теме
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе детского сада
Возраст 4–5 лет — время перехода к осознанному экспериментированию. Роль педагога заключается в контроле действий воспитанников — практических и мыслительных. Дети проговаривают составляющие каждого этапа исследования:
- ставится проблема;
- выдвигаются варианты её решения (этап целеполагания);
- озвучиваются гипотезы;
- гипотезы проверяются опытным путём;
- анализируются результаты опыта;
- формулируются выводы.
Гипотеза — это представление, даваемое воображением, чтобы заполнить пустоту, созданную этой потребностью.
Жан Пиаже
https://tsitaty.com/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80/%D0%B6%D0%B0%D0%BD-%D0%BF%D0%B8%D0%B0%D0%B6%D0%B5/
Если на каком-либо структурном этапе исследования воспитанники испытывают трудности, воспитатель направляет их к верной формулировке/выводу с помощью наводящих вопросов. Однако присутствие педагога должно ощущаться детьми не только в косвенном или прямом наставлении. Ребёнку важно, чтобы его действия были оценены, поэтому воспитатель поощряет позитивный настрой, готовность к коммуникации в беседах, активное проявление исследовательских способностей.
Непосредственно практические исследования дети 4–5 лет проводят по словесным инструкциям, они хорошо понимают указания взрослого. Постепенно стоит учить работе по простым схемам, в которых показан алгоритм экспериментирования (в картинках). В средней группе включается самостоятельное фиксирование результатов исследования воспитанниками (заполнение карточек опыта, ведение дневника наблюдений).
Мотивирующее начало занятия
Средние дошкольники обладают наглядно-образным типом мышления. Это значит, что лучше дети воспринимают те указания и объяснения, которые зрительно представляют. Переход к словесно-логическому мышлению произойдёт к возрасту 6–7 лет, но наглядность будет оставаться основным приёмом привлечения интереса к образовательной деятельности. Продуктивной также оказывается работа, проводимая с элементами игры, тематической или сюжетной. От того, насколько увлечён поставленным вопросом и темой исследования ребёнок в начале занятия, зависит его активность во время непосредственно опытной деятельности, результат решения поставленной проблемы и степень мотивации к экспериментированию в дальнейшем. Педагог организует начало занятий в разнообразных формах, прогнозирует положительное отношение к используемым приёмам у детей.
Изучение образцов наскальной живописи вызовет интерес дошкольников к занятию «Что мы знаем о простом карандаше?»
Таблица: примеры мотивирующего начала занятия
Тема познавательного исследования | Вариант мотивирующего начала занятия |
Формирование представлений о воде, её свойствах и формах — жидкой и твёрдой (занятие «Путешествие в страну воды и снега»). | Занятие построено в форме путешествия-игры. Воспитатель (возможно использование игрушки в качестве сопровождающего в волшебную страну персонажа — снеговик, полярная сова, белый медведь) приглашает ребят в путешествие по удивительному миру. По мере продвижения вглубь страны (сменяются плакаты с изображениями снежного леса, гор, моря и т. д.) ребятам предлагаются задания:
В конце путешествия воспитатель говорит, что в волшебной стране и предметы обладают чудесной силой и предлагает опытным путём изучить интересные свойства воды. |
Формирование представлений о воздухе как о веществе, знакомство с его свойствами, способами обнаружения, значением для жизнедеятельности людей, животных и растений (занятие «Воздух-невидимка»). | Создание проблемной ситуации. В гости к ребятам приходят 2 сказочных персонажа (роли исполняют воспитанники подготовительной группы). Они рассказывают, что вчера на прогулке у них завязался спор — нужен ли человеку воздух. Один из персонажей утверждает, что воздух жизненно необходим, другой считает, что вовсе нет. Герои просят разрешить их спор. |
Знакомство со свойствами грифеля, формирование представлений о жизни первобытных людей (интегрированное занятие «Что мы знаем о простом карандаше?»). |
|
Таблица: картотека тем по исследовательской деятельности в средней группе
Тема исследования | Задачи |
«Свойство воды растворять» | Формирование представлений о растворимости веществ в воде. |
«Почва» | Совершенствование умения сравнивать (изучение рыхлой и твёрдой почвы). |
«Испарение» | Формирование представлений о газообразной форме воды. |
«Удивительный магнит» | Знакомство со свойствами магнита и применением их в жизни человека. |
«Солнце движется по небу» | Формирование представлений о вращении Солнца вокруг Земли и Земли вокруг своей оси. |
«Деревянный мир» | Расширение представлений о свойствах древесины и её применении в быту и на производстве. |
«Песок и глина» | Совершенствования умения сравнивать (свойства и качества глины и песка). |
«Весёлый огород» | Знакомство с посадкой и уходом за растением, обучение длительному наблюдению. |
«Космос» |
|
«Такие разные облака» |
|
«Чистая вода» | Знакомство со способами очистки воды. |
«Таяние снега» | Формирование представлений о зависимости природных сезонов от положения Солнца. |
«Резина» | Знакомство со свойствами резины и её применением в жизни человека. |
«Сминаем и разминаем. Свойства ткани» | Совершенствование умения выделять особенности предметов методом сравнения. |
«Волшебные краски» | Формирование представлений об особенностях различных красок (масляной, акварельной, гуаши, акриловой). |
«Соль» | Расширение представлений о свойствах соли и её использовании. |
«Кто нагрел предметы?» | Формирование представлений о теплопередаче и теплопроводимости. |
Временной план занятия
Занятие НОД или интегрированное занятие с элементами исследовательской деятельности в средней группе длится не более 20 минут. Ход образовательного процесса строится с учётом возрастных особенностей детей, проводятся различные виды работы. Поскольку занятия познавательно-исследовательской деятельностью требуют повышенного внимания и умственного напряжения, в план обязательно включаются спортивные и танцевальные паузы, упражнения и игры на двигательную активность.
Познавательная деятельность требует от дошкольников большого умственного напряжения, поэтому в середине занятия следует проводить физкультминутку
Примерный временной план занятия в средней группе:
- Организационный момент — 1 минута.
- Мотивирующее начало занятия — 4 минуты.
- Построение плана, проговаривание этапов исследования — 2 минуты.
- Физическая активность — 3 минуты.
- Практическая часть работы — 9 минут.
- Формулировка результатов исследования, подведение итогов — 1 минута.
Таблица: примеры временного плана занятий
Тема занятия | Организационный момент | Мотивирующее начало | Построение плана исследования | Физическая активность | Практическое исследование | Подведение итогов |
«Работяга муравей» | 1 минута. | Прослушивание и обсуждение экологической сказки (Лычангина Л. В. «Как муравьишка домой возвращался»). 4–5 минут. | 2 минуты. | Подвижная игра «Муравьиная тропа». 3 минуты. | Наблюдение за жизнедеятельностью насекомых на муравьиной ферме. 8 минут. | 1 минута. |
«Что быстрее осядет? Песок, глина, почва, камень» | 1 минута. | Создание проблемной ситуации: ребятам демонстрируется видеописьмо Подводного царя. Он рассказывает, что в его царстве были запланированы работы по улучшению и украшению местности. План есть, а выполнять его не решаются, потому что не знают, в какой последовательности материалы будут оседать на дно. 4 минуты. | 2 минуты. | Физкуль. 2 минуты. | Опытно-экспериментальная деятельность по изучению свойств песка, глины, земли и камня. 9–10 минут. | 1 минута. |
«Чистая вода» | 1 минута. | Создание игровой ситуации: в группе появляется Фея воды и рассказывает, что в волшебной стране всю воду загрязнил злой чародей. Взмахом волшебной палочки Фея переносит ребят на место происшествия. 3 минуты. | 2 минуты. | Пальчиковая гимнастика в тазах с прохладной и тёплой водой. 2–3 минуты. | Знакомство с методами очистки воды. 9–10 минут. | 1 минута. |
Таблица: пример конспекта занятия познавательно-исследовательской деятельности в средней группе
Автор | Константинова М. Ф., воспитатель МАДОУ Д/с «Валдай», пос. Старая Торопа, Тверская область, Западнодвинский район |
Тема | «Где можно найти воздух» |
Цель | Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности. |
Задачи |
|
Материалы и оборудование |
|
Ход занятия | Организационный момент «Солнышко». В.: Дети, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение? (Солнышко!). Правильно, солнышко. А давайте представим, что наши руки — это солнечные лучики, коснёмся друг друга пальчиками и подарим тепло своим друзьям (дети становятся в круг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом). Дети:
Стук в дверь (входит Петрушка). Петрушка: Здравствуйте, ребята, я Петрушка. Я хочу загадать вам загадку:
Петрушка: Ребята, я тоже часто слышу это слово. А что оно обозначает, я не знаю. И очень хочу узнать. В.: А вам интересно узнать, где можно найти воздух? (Ответы детей). Тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие учёные. А что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят разные опыты. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил:
Дети подходят к столам. В.: Скажите Петрушке, вы видите воздух вокруг нас? (Нет, не видим).Если мы его не видим, то он какой? (Прозрачный, невидимый, бесцветный). Петрушка: Вот-вот, невидимый, значит, его и нет. В.: Погоди, Петрушка, я вот тоже воздух не видела, а знаю, что он есть вокруг нас. Петрушка: А я вам не верю. Вот докажите, что этот самый воздух всё-таки есть. В.: Ребята, давайте докажем Петрушке, что воздух есть. А чтобы он его увидел, его надо поймать. Хотите, я вас научу ловить воздух? (Ответы детей). Давайте подойдём к столам. Что лежит у меня на столе? (Полиэтиленовые пакеты).
В.: А сейчас подойдите ко мне. Понравились вам опыты? Кому из вас какой опыт понравился больше всего (дети отвечают)? Сегодня мы узнали много интересного. (Воспитатель подводит итог занятия).
В.: Петрушка, а тебе понравилось у нас? Петрушка: Да, ребята, теперь я знаю, где можно найти воздух. Спасибо вам! На память я дарю вам мыльные пузыри. Дети благодарят, Петрушка уходит. Игра с мыльными пузырями. |
Конспект познавательно – исследовательской деятельности в средней группе
Конспект познавательно – исследовательской деятельности в средней группе Тема «Где можно найти воздух».
Автор: Константинова М. Ф., воспитатель второй квалификационной категории МАДОУ Детский сад «Валдай», посёлок Старая Торопа, Тверская область, Западнодвинский район.Цель: Систематизировать знания людей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности. Задачи: • Развивающая: развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность. • Образовательная: расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты (образовательная область — познание). Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей, лаборатория, прозрачный, невидимый опыты (речевая область). Закрепить навыки взаимодействия в коллективе, в группе (социально-коммуникативная область), формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни (физическое развитие). • Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности, самостоятельности. Вызвать желание помочь Петрушке. Предварительная работа: игры «Поддувалочки», «Воздушные шары», чтение художественной литературы, изготовление корабликов, вееров. Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, стаканчики, горох, трубочки для коктейля, чеснок, мыльные пузыри, игрушка Петрушка, полиэтиленовая плёнка.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент «Солнышко». Воспитатель: Дети давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение? Дети: Солнышко Воспитатель: Правильно, солнышко. А давайте представим, что наши руки это солнечные лучики, коснёмся друг друга пальчиками и подарим тепло своим друзьям (дети становятся вкруг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом). Дети: Солнышко, солнышко Мы твои лучи! Быть людьми хорошими, Ты нас научи.
Стук в дверь (входит Петрушка). Петрушка: Здравствуйте ребята, я Петрушка. Я хочу загадать вам загадку: Он нам нужен чтоб дышать Чтобы шарик надувать С нами рядом каждый час Но не видим он для нас. Дети: Воздух Петрушка: Ребята я тоже часто слышу это слово. А что оно обозначает, я не знаю. И очень хочу узнать. Воспитатель: А вам интересно узнать, где можно найти воздух? Дети: Да. Воспитатель: Тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие учёные. А что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят разные опыты. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил: Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения. Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам. Правило №3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус. Правило №4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал – убери на место. Правило №5. Помни – некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых. Дети подходят к столам.
Воспитатель: Скажите ребята Петрушке, вы видите воздух вокруг нас? Дети: нет, не видим. Воспитатель: Если мы его не видим то он какой? Дети: Воздух прозрачный невидимый бесцветный. Петрушка: Вот-вот невидимый, значит его и, совсем, нет.
Воспитатель: Погоди Петрушка, я вот тоже воздух не видела, а знаю, что он есть вокруг нас. Петрушка: А я вам не верю. Вот докажите, что этот самый воздух всё таки есть. Воспитатель: Ребята давайте докажем Петрушке что воздух есть. А чтобы он его увидел его надо поймать. Хотите, я вас научу ловить воздух? Дети: Да! Воспитатель: Давайте подойдём к столам. Что у меня лежит на столе? Дети: Полиэтиленовые пакеты. Опыт № 1 (с полиэтиленовым пакетом). Воспитатель: Возьмите полиэтиленовые пакеты. Какие они? Дети: Пустые, мятые. Воспитатель: Спокойно наберите воздух через нос и медленно вдохните его в пакет, а потом его заверните, чтобы он не сдулся. Какой он стал? Дети: толстый, надутый. Воспитатель: Почему он таким стал? Что наполнило пакет? Конечно мы наполнили пакет воздухом и увидели его. (дети переходят к другому столу). Опыт №2. На столе у каждого ребёнка стаканчик с водой, на дне лежат горошинки, стоят трубочки для коктейля. Воспитатель: Что вы видите в стаканчиках Дети: Вода Воспитатель: Какая вода? Дети : Прозрачная Воспитатель: Что лежит на дне? Дети: Горошины Воспитатель: Хотите оживить горошины? Что нам поможет в этом?. Дети: Воздух. Воспитатель: Что для этого нужно сделать? Дети: Подуть в трубочки. Воспитатель: Что происходит? Дети: появились пузырьки. Воспитатель: Это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины? Дети: Двигаются. Воспитатель: Что же нам помогло оживить горошины? Дети: Воздух. Воспитатель: Ну конечно же, это воздух. Мы его не только нашли, но и увидели, как он заставил двигаться горошины. (Петрушка хвалит детей) Игра с воздухом «Парашют». Воспитатель: У меня для вас сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок полиэтиленовой плёнки. Она какая? Лёгкая воздушная, воздуху послушная. А вы знаете, кто такие парашютисты (дети отвечают). А что у них раскрывается над головой при прыжке с самолёта? Дети: Парашют. Воспитатель: Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом конечно же воздух (воспитатель предлагает стать в круг и взяться за края плёнки) Дружно мы все стали в круг (встают) Будем делать парашют (берутся за плёнку) Друг за другом мы идём Парашют в руках несём (идут по кругу) Руки вверх мы поднимаем (поднимают руки) Парашют наш надуваем. Вот какой наш парашют Легким воздухом надут ( опускают на пол). Воспитатель: здорово мы поиграли с воздухом? Вам понравилось? Опыт №3. Дети подходят к столу, на котором на тарелочке лежит чеснок. Воспитатель: Ребята, а у воздуха есть запах. Дети: Нет Воспитатель: Подойдите к столу и посмотрите, что у меня лежит на столе. Дети: Чеснок. Воспитатель: Правильно, это чеснок. А давайте его понюхаем (нюхают). Что можно сказать? Дети: Чеснок пахнет Воспитатель: Можно сделать вывод, что запах передаётся по воздуху. А сейчас подойдите ко мне. Понравились вам опыты. Кому из вас какой опыт понравился больше всего (дети отвечают). Сегодня мы узнали много интересного. (Воспитатель подводит итог) — Вокруг нас везде есть воздух. — Мы с вами дышим воздухом. — Воздух невидим, но его можно найти разными способами. — Воздух заставил двигаться горошины. — С воздухом можно играть. — Петрушка, а тебе понравилось у нас. Петрушка: Да ребята, теперь я знаю, где можно найти воздух. Спасибо вам. На память я дарю вам мыльные пузыри. Дети благодарят, Петрушка уходит.
Игра с мыльными пузырями.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в средней группе «В гостях у Светофорчика Конспект НОД в средней группе на тему «Новый год» НОД познавательного характера в средней группе «Тимошка и знаменитый художник» Конспект НОД по ФЭМП в средней группе
Похожие статьи:
Конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельности в средней группе
Конспект НОД в старшей группе на тему «Чтобы зубки не болели»
Конспект НОД в средней группе по теме «Путешествие в осенний лес»
Конспект НОД в средней группе по теме: «Вот и кончилось лето»
Фольклорное развлечение в средней группе
Работа кружка по исследовательской деятельности в детском саду
Опытно-исследовательская деятельность вызывает неподдельный восторг у дошкольников. Благодаря экспериментированию в раннем возрасте в детях закладывается и развивается заинтересованность к приобретению знаний, усиливается желание самостоятельного поиска информации. Эти качества готовят хорошую мотивационную и опытную базу к обучению в школе. Функционирование кружка по исследовательской деятельности развивает познавательные способности ребят и расширяет представления об объектах вещественного мира.
Педагог разрабатывает программу, в которой отмечает цели и задачи работы кружка, освещает изученную методическую литературу по теме, составляет календарно-тематическое планирование. Для проведения занятий кружка может быть выделено отдельное помещение (опытная лаборатория) или организован уголок исследовательской деятельности. Воспитатель оформляет стенд с правилами проведения опытов с различными материалами. Воспитанники должны быть ознакомлены с техникой безопасности в лаборатории, проговаривать правила перед выполнением исследований и соблюдать их в процессе.
Проведение любых экспериментов требует соблюдения правил
Уголок или лаборатория должны содержать специальные материалы и инструменты. Они находятся в доступном для детей месте, в подписанных ящиках или коробках. Дети всегда могут взять какой-либо предмет со стеллажа для самостоятельного изучения. В материальной базе кружка могут быть:
- Природные материалы: песок, камни, глина, грунт, образцы древесины, листья, зёрна.
- Приборы: магниты, лупа, подзорная труба, весы, микроскоп, термометр, лампы.
- Сосуды: баночки, мензурки, колбы, стаканчики.
- Медицинские материалы: резиновые перчатки, пинцет, шприц, ватные диски, марля, пипетки.
- Вещества: соль, марганцовка, пищевые красители, мука.
- Фартуки, защитные очки, шапочки.
- Карточки и журналы для фиксирования результатов исследований.
Во время проведения опытов ребятам могут потребоваться бахилы, шапочки, фартуки или халаты
Занятия в кружке проводятся в форме игр-экспериментов. Результаты работы юных исследований оформляются в тематические мини-выставки в холле детского сада.
В кружке по познавательно-исследовательской деятельности ребята могут познакомиться с удивительным микромиром
Примеры организации познавательно-поисковой деятельности средних дошкольников
Предлагаем ознакомиться с опытом проведения занятий по исследовательской деятельности и экспериментированию с детьми 4–5 лет.
Видео: экспериментально-исследовательская деятельность «Волшебный магнит»
Видео: организация познавательно-исследовательской деятельности детей по теме «Цифра и число 7»
Видео: занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства песка»
Видео: НОД познавательно-исследовательского характера «Поможем найти Снегурочку»
Видео: эксперименты с водой в средней группе
Фотогалерея: примеры оформления исследовательского уголка
Стенды с материалами и оборудованием в исследовательском уголке привлекают внимание воспитанников
В некоторых случаях для оптимизации пространства группы исследовательский уголок объединяют с экологическим
В лаборатории ребята с увлечением проводят разнообразные опыты
Желательно, чтобы материалы для опытов были аккуратно разложены по коробочкам или контейнерам
В лаборатории малыши могут проводить опыты с песком и водой
Организация детской деятельности в рамках познавательно-исследовательской направленности является важным механизмом разностороннего развития личности. В процессе экспериментирования дошкольники непосредственно контактируют с изучаемыми объектами, память пополняется чувственным опытом, формируются черты исследовательского типа мышления и анализаторские способности. Изучая особенности природных явлений и объектов, дети начинают лучше понимать всю сложность и красоту окружающего мира.
Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 — 5 лет
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» в средней группе Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха, путём экспериментирования. Уточнить и закрепить знания детей о воздухе. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности. Учить детей самостоятельно…
НОД по познавательно-исследовательской деятельности с детьми средней группы с ЗПР «Необычный песок» НОД по познавательно-исследовательской деятельности с детьми средней группы с ЗПР. «Необычный песок»
. Цель: Знакомство со свойствами кинетического песка и правилами игры с ним. Задачи: — Помогать осваивать перцептивные действия для получения сведений о новом объекте в процессе…