Дидактическая игра расскажи сказку. Картотека дидактических игр по сказкам


Картотека игр по сказкам

Ход игры:

Выбирается сказка взрослым (это может быть сказка, которая изучается в данный момент). Ведущий берёт одного из героев сказки и описывает его: рассказывает как он выглядит, добрый или злой, большой или маленький, что он делает по ходу сказки и т. д. После этого он просит детей повторить, что он рассказал.

Затем ведущий берёт другую фигурку и просит детей по очереди описывать героя и следить, чтобы описания не повторялись.

Если это не получается, ведущий задаёт наводящие вопросы: например, во что одет дед; старый он или молодой; что делает и т. д. За правильные ответы ребёнок получает жетон. Побеждает тот, кто даст ответов больше всех.

«Найди по силуэту».

Цель игры: Развитие речи, наглядного мышления, внимания, образной памяти.

Материал: используются фигурки героев одной сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса (Заюшкина избушка) » и др.) . Можно использовать фигурки сказочных героев из театра на фланелеграфе.

Ход игры:

Ведущий просит детей рассмотреть фигурки со всех сторон. Далее он объясняет, что такое силуэт, и просит детей обвести пальчиком силуэт фигурки, а затем – карандашом.

Ведущий выкладывает фигурки обратной стороной и просит найти героев сказки, предметы.

«Покажи одинаковое».

Цель игры: Расширение словарного запаса. Учить детей мыслительным операциям: сравнению, обобщению, логическому мышлению. Развивать фантазию, уметь классифицировать предметы по разным признакам.

Материал: фигурки героев сказок из театра на фланелеграфе; картинки с сюжетами, выбранной сказки.

Ход игры.

Ведущий рассказывает о том, что есть одинаковые предметы, части тела у разных людей, животных и т. д., и просит показать детей одинаковое.

Затем он просит ответить на его вопросы и показать одинаковое на фигурках. Например, у кого есть хвосты, кто одет в юбки, чем похожи дед, бабка, внучка (ходят на ногах, люди, чем похожи Жучка, кошка, мышка (животные) и т. д.

«Раскрась по описанию».

Цель игры: развитие речи, умения слушать другого, понятно выражать свои мысли; закрепление понятия «силуэт»; развитие наблюдательности, образного мышления и воображения.

Материал: фигурки героев сказок из театра на фланелеграфе; картинки с сюжетами из игры «Собери и расскажи сказку», выбранной сказки; загадки к героям сказки; цветные карандаши, бумага.

Ход игры.

Ведущий рассказывает детям сказку, и выкладывает опорные картинки с сюжетами сказки. Затем вместе с детьми отбирает фигурки героев сказки.

Когда фигурки лежат перед детьми, взрослый зачитывает по карточке загадку про одного из героев. Дети должны отгадать, о ком идёт речь. Тот, кто первым отгадал, становится рассказчиком.

Картотека дидактических игр по сказкам

Картотека дидактических игр по сказкам
Картотека дидактических игр по сказкам

Настольно-печатная игра «Расколдуй сказку» Цель: развивать у детей интеллектуальные способности, умение использовать условные заместители (символы) реальных предметов. Рассмотреть с детьми таблицы и объяснить, что злой волшебник заколдовал зверей из сказки: петушка превратил в круг, собачку в овал, ежика в крестик и т.д. Вначале воспитатель закрывает часть таблицы с условными знаками белой полосой. Дети должны вспомнить и нарисовать справа от каждой картинки соответствующий символ. Затем закрывает «заколдованных» животных и предлагает детям назвать их.

Настольно-печатная игра «Расколдуй сказку»

Цель:

развивать у детей интеллектуальные способности, умение использовать условные заместители (символы) реальных предметов.

Рассмотреть с детьми таблицы и объяснить, что злой волшебник заколдовал зверей из сказки: петушка превратил в круг, собачку в овал, ежика в крестик и т.д. Вначале воспитатель закрывает часть таблицы с условными знаками белой полосой. Дети должны вспомнить и нарисовать справа от каждой картинки соответствующий символ. Затем закрывает «заколдованных» животных и предлагает детям назвать их.

«Назови сказку по главному герою» Цель : развивать быстроту реакции, активность, самостоятельность мышления, учить называть сказку по персонажу. Предлагаются изображения героев сказки, дети называют в каких сказках они встречаются. Например: петух – «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимовье», «Кот, петух и лиса» и др

«Назови сказку по главному герою»

Цель

: развивать быстроту реакции, активность, самостоятельность мышления, учить называть сказку по персонажу.

Предлагаются изображения героев сказки, дети называют в каких сказках они встречаются. Например: петух – «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимовье», «Кот, петух и лиса» и др

«Расскажи сказку по иллюстрациям» Цель: побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения. Дети раскладывают картинки по порядку и рассказывают содержание сказки.

«Расскажи сказку по иллюстрациям»

Цель:

побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения.

Дети раскладывают картинки по порядку и рассказывают содержание сказки.

«Закончи» Цель: закреплять знания о героях сказки, использование в пересказе, словотворчестве. Кощей - … (Бессмертный) Змей- …(Горыныч) Конёк - …(Горбунок) Крошечка - … (Хаврошечка) Василиса - … (Прекрасная, Премудрая) Баба - … (Яга) Мальчик - … (с-пальчик) Марья - …(искусница) Курочка - … (Ряба) Иван - … (дурак) Воробей - … (крылатый) Мышонок - … (мохнатый) Блин - … (масленый) Сивка - … (бурка)

«Закончи»

Цель:

закреплять знания о героях сказки, использование в пересказе, словотворчестве.

Кощей — … (Бессмертный) Змей- …(Горыныч) Конёк — …(Горбунок) Крошечка — … (Хаврошечка) Василиса — … (Прекрасная, Премудрая) Баба — … (Яга) Мальчик — … (с-пальчик) Марья — …(искусница) Курочка — … (Ряба) Иван — … (дурак) Воробей — … (крылатый) Мышонок — … (мохнатый) Блин — … (масленый) Сивка — … (бурка)

«Волшебные предметы» Цель: закрепить знание сказок, учить видеть в сказочном волшебном предмете аналог. Яблоко с блюдечком – телевизор Клубок ниток – навигатор Ступа, ковёр – самолёт – самолёт, вертолёт Молодильные яблоки – витамины, БАДы, крема Влез в правое ухо, вылез в левое – салон красоты «Сивка – бурка» Влезла в правое, вылезла в левое – машина, механизм, делающий работу. «Хаврошечка» Печка – автомобиль. «По щучьему велению»

«Волшебные предметы»

Цель:

закрепить знание сказок, учить видеть в сказочном волшебном предмете аналог.

Яблоко с блюдечком – телевизор Клубок ниток – навигатор Ступа, ковёр – самолёт – самолёт, вертолёт Молодильные яблоки – витамины, БАДы, крема

Влез в правое ухо, вылез в левое – салон красоты «Сивка – бурка»

Влезла в правое, вылезла в левое – машина, механизм, делающий работу. «Хаврошечка» Печка – автомобиль. «По щучьему велению»

«Отгадай загадку» Цель: развивать аналитическое мышление, учить детей соотносить описание сказки (или персонажа) с загадкой. Работать умела красиво и ловко, В деле любом проявляла сноровку. Хлебы пекла и скатерти ткала. Шила рубашки, узор вышивала. Лебедью белой в танце плыла. Кто мастерица эта была? ( ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ)

«Отгадай загадку»

Цель:

развивать аналитическое мышление, учить детей соотносить описание сказки (или персонажа) с загадкой.

Работать умела красиво и ловко, В деле любом проявляла сноровку. Хлебы пекла и скатерти ткала. Шила рубашки, узор вышивала. Лебедью белой в танце плыла. Кто мастерица эта была?

( ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ)

Вёдра он послал на речку, Сам спокойно спал на печке. Спал он целую неделю. А зовут его… (ЕМЕЛЯ) Он герой нам всем известный И с волшебным словом вместе Может целую неделю На печи лежать … (ЕМЕЛЯ)

Вёдра он послал на речку,

Сам спокойно спал на печке. Спал он целую неделю. А зовут его… (ЕМЕЛЯ)

Он герой нам всем известный И с волшебным словом вместе Может целую неделю На печи лежать … (ЕМЕЛЯ)

Он гремит костями страшно. Злобный, жадный и ужасный. Ходит в чёрном он плаще И зовётся царь… (КАЩЕЙ) Кощеем заколдована, Иваном очарована, Зелёная подружка – ( Царевна - ЛЯГУШКА)

Он гремит костями страшно. Злобный, жадный и ужасный. Ходит в чёрном он плаще И зовётся царь…

(КАЩЕЙ)

Кощеем заколдована,

Иваном очарована,

Зелёная подружка – ( Царевна


ЛЯГУШКА)

«Разрезные картинки» Цель: научить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитико-синтетическое мышление. Дети составляют картину из частей. «Разукрась героя сказки» Цель: совершенствовать умение детей раскрашивать, не заходя за контуры, развивать творчество, мелкую мускулатуру пальцев рук.

«Разрезные картинки»

Цель:

научить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитико-синтетическое мышление. Дети составляют картину из частей.

«Разукрась героя сказки»

Цель:

совершенствовать умение детей раскрашивать, не заходя за контуры, развивать творчество, мелкую мускулатуру пальцев рук.

«Узнай сказку по нарисованному предмету» Цель: закрепление знания знакомой сказки, развитие памяти, воображения, мышления и речи). Дети отгадывают по предмету героя сказки, в каких сказках встречается герой. «Найди пару» Цель: закрепление знания о героях сказок, активировать в памяти любимых героев и персонажей из сказок, учить соотносить волшебный предмет с героем сказки). Дети находят к герою сказки волшебный предмет. Например: Царевне – лягушке – стрелу.

«Узнай сказку по нарисованному предмету»

Цель: закрепление знания знакомой сказки, развитие памяти, воображения, мышления и речи). Дети отгадывают по предмету героя сказки, в каких сказках встречается герой.

«Найди пару»

Цель: закрепление знания о героях сказок, активировать в памяти любимых героев и персонажей из сказок, учить соотносить волшебный предмет с героем сказки). Дети находят к герою сказки волшебный предмет. Например: Царевне – лягушке – стрелу.

« Найди!» Цель: развивать память, закреплять знания о героях сказок, учить находить из картинок с героями только те, которые подходят к задуманной сказке.

« Найди!»

Цель:

развивать память, закреплять знания о героях сказок, учить находить из картинок с героями только те, которые подходят к задуманной сказке.

Дидактическая игра по сказкам для средней группы детского сада

Дидактическая игра «Перекресток сказок»
Пояснительная записка. Мы, воспитатели средней группы, Громова Наталья Викторовна и Стецюк Елена Ивановна вот уже второй год занимаемся развитием речи, памяти, мышления наших воспитанников по средством знакомства, изучения, разбора всем известных сказок. Сказки являются первой и самой доступной формой знакомства детей в окружающим миром, средой, предметами и явлениями, формами взаимоотношений между героями; они учат распознавать добро и зло, говорить, фантазировать, размышлять; одним словом – становиться достойным гражданином нашего общества. Очень важно правильно, доступно и разнопланово раскрывать смысл каждой сказки для ребенка, чтобы формировать у него правильное восприятие мира. Мы в своей работе используем многочисленные приемы и формы работы со сказкой. Для того чтобы ускорить и сделать процесс познания наглядным, нами была разработана игра «Перекресток сказок» в которой встретились все сказки с которыми мы уже познакомились, знакомимся и будем знакомиться в будущем.


Цель: Способствовать закреплению народных и авторских сказок. Задачи: Развивать память, внимание, мышление посредством анализа характеров героев, их роли в сказке, значению атрибутов присущим героям и предметам встречающимся в сказках; Формировать связную речь детей. Описание работы: В основу игры взяты круги Луллия с 8-ю окошечками, в которых размещается картинный материал. Первый (самый большой круг) — сказки Второй (средний круг) — герои Третий (внутренний, малый круг) — атрибуты персонажей или предметы встречающиеся в сказке Все три круга подвижны и каждый может вращаться независимо друг от друга. Указательная стрелка — подвижный объект, соединяющий все три круга.


Варианты игры: Вариант первый. Знакомство со сказкой.
Воспитанникам предлагается соединить сказку (большой круг), героя и атрибут под стрелкой, путем вращения кругов, при этом называя сказку, героя и атрибут (предмет).

Вариант второй. Закрепление сказки.
Первый круг — сказки, остается прежним. В средний круг — герои, на ряду с персонажами встречающимися в сказках помещаются персонажи не присутствующие в сказках первого круга, задача ребенка увидеть «ошибку» допущенную педагогом и назвать сказку в которой встречается данный герой. Аналогично в малом кругу могут помещаться атрибуты и предметы из разных сказок. Изменяется только один круг.
Вариант третий. Сочинение новой сказки.
Первый круг — сказки, остается прежним. Во второй и третий круг помещаются случайные или подготовленные педагогом картинки. Задача детей сочинить сказку которая получается, в результате вращения кругов, под стрелкой. Изменяются два круга. Данный вариант игры может проводиться с уже подготовленными детьми, так как является самым сложным.
Как видно из описания вариантов проведения игры, данный вид деятельности многовариантен и продуктивен.
Весь картинный материал есть в наличии. Если он будет необходим то обязательно его выложу в своем блоге. Коллеги,
НЕ ВЫДАВАЙТЕ ДАННУЮ ИДЕЮ ЗА СОБСТВЕННУЮ, ССЫЛАЙТЕСЬ НА ДАННЫЙ РЕСУРС, КАК НА ОСНОВУ ВАШИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СВЕРШЕНИЙ. Желаю всем успехов и новых открытий своих талантов и возможностей!!!

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра «Рыбалка» для детей от 3 лет Игры для развития слухового внимания детей 4-5 лет Сюжетно-ролевая игра для детей средней группы. Лесные звери и птицы Игры для развития речи детей 4-5 лет

Похожие статьи:

Подвижные игры на праздниках для детей

Игры молчанки для детей 4-6 лет

Прибаутки для детей 4-6 лет

Игры небылицы и перевертыши для детей 4-6 лет

Познавательная игра для детей старшей группы

Как проводить интересные занятия

Чтобы занятие получилось действительно интересным для детей, нужно создать достаточно яркую и эмоциональную атмосферу. Вокруг должно быть много цветных картинок и вещей, которые будут помогать детям и настраивать их на сказку. Увидя игрушку с Иванушкой-Дурачком, дети смогут понять, какую сказку сегодня будут просматривать. Они сразу догадаются, о чём пойдёт речь на уроке. Этого же требует российский ФГОС. Занятие должно быть живым и подвижным. Дети должны говорить, рисовать и показывать.

На заметку! Должно быть много разных игр. Не стоит долго зацикливаться на одной. В таком случае дети быстро потеряют интерес к происходящему.

Постановки по мотивам историй

Постановки по сказкам можно разделить на 2 вида:

  • Реальные. Воспитатель читает произведение. Затем раздаются роли, и дети должны вспомнить, что же говорили их герои. Такая инсценировка тренирует память, устную речь и логичность высказывания. Например, о чём говорили козлёнок и лисичка.
  • Вымышленные. Можно сделать постановку по любой сказке. Кроме того, можно организовать встречу разных героев из разных сказок. Например, о чём бы говорили семеро козлят и петушок. Многим детям понравится игра про сказочных героев, которые попали к ним в группу. Ребята смогут поговорить со своими любимыми персонажами. В ответ эти персонажи смогут поделиться с детьми своим опытом.

Постановки по сказкам

Игровая деятельность

Так как главный вид деятельности у детей игра, воспитатели ДОУ должны опираться именно на это действие. Игры помогут научиться всему быстрее, а само обучение будет намного веселее. Вообще существует большое количество различных игр. Например, «Пропущенный кадр». Данная игра помогает развитию монологической речи.

Занятия с дошколятами по подготовке к школе

Параллельно тренируется память. В этой игре нужно составить сюжет по серии картинок. Одна картинка убирается. Малышу нужно понять, что происходило на убранной карточке, и рассказать об этом. Есть игра «Покажи меня». Чадо показывает и рассказывает о каком-либо герое сказки. Остальные пытаются отгадать, кто это.

Игры по сказкам

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: