Классный час по ПДД для 5 класса
Классный час для обучающихся 5 класса
«Правила дорожного движения»
Занятие 1.
Все люди, как только выходят на улицу, становятся пешеходами. Настоящий пешеход ведёт себя на улице уверенно, и шофёры относятся к нему с уважением. Машины ездят по строгим правилам. Для пешеходов тоже есть правила. Если их не знать, ни за что не стать хорошим пешеходом.
Сегодня каждый школьник должен знать, что улица очень опасна для того, кто не умеет правильно ходить по ней. Но тот, кто твёрдо знает и точно выполняет строгие правила дорожного движения, может не опасаться самой быстрой машины. Давайте повторим эти правила.
Правило 1:
пешеходы должны ходить только по
тротуару.
И идти по нему нужно, придерживаясь правой стороны, чтобы не сталкиваться со встречными людьми.
Правило 2:
если дорога небольшая, пешеходы по обочинам идут
навстречу транспорту.
Правило 3:
при переходе улицы обязательно надо посмотреть сначала
налево,
а потом
направо.
Правило 4:
где попало и как попало дорогу переходить нельзя! А где можно переходить улицу?
по пешеходным переходам.
Правило 5:
правильно переходить дорогу на перекрёстке помогает «трёхглазый командир улицы»
светофор.
Разгадай кроссворд и вспомни основные понятия дорожной азбуки:
1) Полосатая лошадка, Её зеброю зовут. Но не та, что в зоопарке По ней люди все идут. | 2) По дорожке во дворе Мчится Коля на коне. Не машина, не мопед, А простой. | 3) Из края города в другой Ходит домик под дугой. |
4) Неживая, а идёт. Неподвижна, а ведёт. | 5) В дороге всем ребятам Мы светим с давних пор, Мы три родные брата Наш домик — | 6) Дом по улице идёт, На работу нас везёт. Не на курьих ножках, А в резиновых сапожках. |
7) Чтоб дорогу перешёл ты на зелёный свет, Слушай наш совет: — Жди! И увидишь перед ним ты………свет | По обочине дороги Как солдатики, стоят. Все мы с вами выполняем Всё, что они нам велят. | 9) Мчат по улицам машины, Там хозяйничают шины. Мы спустились в переход, Там хозяин… |
10) Чтоб тебе помочь Путь пройти опасный. Горит день и ночь Зелёный, жёлтый, … | 11)Ожидаешь ты посадки На отведённой площадке, Не нужна тебе сноровка, Это место … | 12)Не летает, не жужжит Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два блестящих огонька. Это дал завод ему: И огни глядеть во тьму, И колёса, и мотор, Мчаться чтоб во весь опор. |
12 | |||||||||||
5 | |||||||||||
1. | 9 | ||||||||||
2. | |||||||||||
6 | 10 | ||||||||||
11 | |||||||||||
4 | 8 | ||||||||||
3. | 7 | ||||||||||
о | с | т | о | р | о | ж | н | о | с | т | ь |
Занятие 2. Посмотри видеоролик по ПДД
https://www.youtube.com/watch?v=H1Hl-MS_qj0
Выполни тест по ПДД для школьников :
Вопрос 1. На картинке изображена некоторая ситуация. Как поступить пешеходу? | ||
Варианты ответов: А) уступить место автотранспортному средству Б) перейти дорогу перед автомобилем В) автомобилист обязан пропустить пешехода. | ||
Вопрос 2. На картинке изображена некоторая ситуация. Как пешеходам следует переходить проезжую часть? | ||
Варианты ответов: А) в любом месте, еде есть пешеходный переход Б) перед и за регулировщиком В) переходить проезжую часть запрещено | ||
Вопрос 3. На картинке изображена некоторая ситуация. С какой стороны от регулировшика можно переходить проезжую часть? | ||
Варианты ответов: А) переходить дорогу запрещено Б) перед и за регулировщиком В) в любом месте по «зебре» | ||
Вопрос 4. На картинке изображена некоторая ситуация. Когда можно переходить дорогу без помощи подземного перехода? | ||
Варианты ответов: А) если нет движущегося автотранспорта Б) если пешеходы очень торопятся В) только по подземному переходу и никак иначе Г) по своему усмотрению | ||
Вопрос 5. В каком месте следует ожидать общественный транспорт? | Вопрос 6. Как правильно обходить трамвай? | |
Варианты ответов: А) на обочине дороги Б) на остановке, при необходимости можно выходить на проезжую часть, чтобы посмотреть, не приближается ли транспорт В) на остановке, выходить на проезжую часть нельзя Г) в любом удобном для пешехода месте | Варианты ответов: А ) только сзади Б) только спереди В) без разницы, оба ответы верны | |
Вопрос 7. На картинке изображен дорожный знак. Что он означает? | ||
Варианты ответов: А) движение пешеходов запрещено Б) движение пешеходов разрешено В) пешеходный переход | ||
Вопрос 8. Разрешено ли пешеходам пересекать проезжую часть в зоне видимости светофора? | ||
Варианты ответов: А) да Б) нет В) только если нет движущегося автотранспорта | ||
Вопрос 9. На картинке изображен дорожный знак. Что он означает? | ||
Варианты ответов: А) в участках проезжей части, где мало автомобилей, под прямым углом к бордюру Б) на перекрестках В) без разницы, оба ответы верны | ||
Вопрос 10. На картинке изображена ситуация. В каком участке проезжей части пешеходам разрешается переходить дорогу? | ||
Варианты ответов: А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4 Д) 5 |
Конспект урока по ОБЖ: «Правила дорожного движения» (5 класс).
Урок № 32.
Тема: «Правила дорожного движения. Общие положения. Некоторые термины»
Цель урока:
знакомство с Правилами дорожного движения, применяемыми терминами и основными положениями ПДД.
Тип урока:
изучение нового материала.
План изложения:
- Правила дорожного движения.
- Основные положения. Термины.
Цели урока:
— знакомство учащихся с основными положениями Правил дорожного движения,
— формирование у учащихся навыков использования терминологии Правил дорожного движения.
Материалы к уроку:
1. Правила дорожного движения
Правила дорожного движе́ния (сокращенно: ПДД) — свод правил, регулирующих обязанности водителей транспортных средств и пешеходов, а также технические требования, предъявляемые к транспортным средствам для обеспечения безопасности дорожного движения.
История современных правил дорожного движения берёт своё начало в Лондоне. 10 декабря 1868 года на площади перед Парламентом был установлен механический железнодорожный семафор с цветным диском. Его изобретатель — Дж. П. Найт — был специалистом по железнодорожным семафорам. Устройство управлялось вручную и имело два семафорных крыла. Крылья могли занимать разные положения: горизонтальное — сигнал «стоп» и опущенные под углом 45 градусов — можно двигаться с осторожностью. С наступлением темноты включали вращающийся газовый фонарь, который подавал сигналы красным и зелёным светом. К семафору был приставлен слуга в ливрее, в обязанности которого входило поднимать и опускать стрелу и поворачивать фонарь. Однако техническая реализация устройства оказалась неудачной: скрежет цепи подъёмного механизма был настолько сильным, что проезжавшие лошади шарахались и вставали на дыбы. Не проработав и месяца, 2 января 1869 года семафор взорвался, находившийся при нём полицейский был ранен.
Прототипами современных дорожных знаков можно считать таблички, на которых указывалось направление движения к населённому пункту и расстояние до него. Решение о создании единых европейских правил дорожного движения было принято в 1909 году на всемирной конференции в Париже, ввиду увеличения числа автомобилей, роста скоростей и интенсивности движения на городских улицах. Следующим важным шагом стало принятие «Конвенции о введении единообразия в сигнализацию на дорогах» в 1931 году в Женеве, на Конференции по дорожному движению, в которой среди прочих стран принял участие и Советский Союз.
СОВЕТ МИНИСТРОВ — ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 1993 г. N 1090
О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
В целях обеспечения порядка и безопасности дорожного движения, повышения эффективности использования автомобильного транспорта Совет Министров — Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила дорожного движения Российской Федерации и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в дальнейшем именуются — Основные положения) и ввести их в действие с 1 июля 1994 года.
Республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу обеспечить организацию дорожного движения на улицах и дорогах в соответствии с требованиями Правил дорожного движения Российской Федерации.
2. Министерствам и ведомствам до 1 июля 1994 г. привести нормативные акты в соответствие с Правилами дорожного движения Российской Федерации и Основными положениями.
3. Министерству внутренних дел Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации разработать в 1994 году порядок допуска водителей-военнослужащих к перевозке людей на грузовых автомобилях.
4. Министерству печати и информации Российской Федерации:
обеспечить издание в достаточном количестве Правил дорожного движения Российской Федерации, Основных положений, а также по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством транспорта Российской Федерации сборника нормативных актов по вопросам дорожного движения;
совместно с Министерством образования Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации обеспечить издание учебно-методической литературы и наглядных пособий для популяризации Правил дорожного движения Российской Федерации и Основных положений.
5. Комитету Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации в 1993 году ввести в государственные стандарты новые дорожные знаки, регламентирующие порядок движения транспортных средств, перевозящих опасные грузы.
2. Общие положения.
1.1. Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
«Автомагистраль»
— дорога, обозначенная знаком 5.1.
«Велосипед»
— транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
«Водитель»
— лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
«Вынужденная остановка»
— прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
«Главная дорога»
— дорога, обозначенная знаками 2.1,2.3.1 — 2.3.3 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и т.п.) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
«Дорога»
— обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
«Дорожное движение»
— совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
«Дорожно-транспортное происшествие»
— событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
«Железнодорожный переезд»
— пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.
«Маршрутное транспортное средство»
— транспортное средство общего пользования, предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами (остановками).
«Механическое транспортное средство»
— транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
«Мопед»
— двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.
«Мотоцикл»
— двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.
«Населенный пункт»
— застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены соответствующими знаками.
«Недостаточная видимость»
— видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и т. п., а также в сумерки.
«Обгон»
— опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы.
«Опасный груз»
— вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности.
«Организованная перевозка группы детей»
— специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству.
«Организованная транспортная колонна»
— группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с включенным проблесковым маячком синего цвета или маячками синего и красного цветов.
«Организованная пешая колонна»
— обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.
«Остановка»
— преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
«Пассажир»
— лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
«Перекресток»
— место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
«Пешеход»
— лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.
«Пешеходный переход»
— участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов через дорогу.
«Полоса движения»
— любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
«Преимущество (приоритет)» —
право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
«Прилегающая территория» —
территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и т.п.).
«Прицеп»
— транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
«Проезжая часть»
— элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
«Разделительная полоса»
— конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.
«Разрешенная максимальная масса»
— масса снаряженного транспортного средства с грузом» водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.
«Регулировщик»
— лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.
«Стоянка»
— преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
«Темное время суток»
— промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
«Транспортное средство»
— устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
«Тротуар»
— элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.
«Уступить дорогу (не создавать помех)»
— требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
«Участник дорожного движения» —
лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.
1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в милицию.
1.6. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Вопросы для закрепления:
- Что такое полоса движения?
- Для чего предназначена проезжая часть?
- Кто становится участником движения и в каких случаях?
- Для чего нужен тротуар?
Задание на дом:
Ответьте на вопросы:
1. По какой стороне дороги движутся автомобили?
2. С какой скоростью можно ехать на автомобиле через населенный пункт?
Литература:
Правила дорожного движения.