Конспект внеурочного занятия для учащихся 4 класса. Тренинг «Путешествие в будущее»


Внеурочные занятия на развитие культуры общения младших школьников, 1-2 класс

Система внеурочных занятий на развитие культуры общения младших школьников «Искусство общения»
Автор: Вдовина Евгения Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №13 г. Волжского Волгоградской области. Данный материал предназначен для учителей начальных классов. Систему внеурочных занятий можно апробировать на 1-2 классах, где учащиеся показывают слабый уровень развития культуры общения. Занятия целесообразно проводить в рамках клуба «Искусство общения» один раз в неделю во внеурочное время. Длительность каждого занятия: 25-40 минут, в зависимости от возраста детей. Система внеурочных занятий с использованием игровых технологий направлена на повышение уровня развития культуры общения младших школьников по следующим направлениям: — умение вежливо входить в контакт и выходить из него; — умение вести диалог и участвовать в свободной беседе; — умение высказывать похвалу и делать комплименты; — умение оказывать поддержку нуждающимся людям; — умение слушать и слышать других; — умение быть внимательным к самому себе и окружающим; — умение понимать чувство и настроение других; — умение сотрудничать с окружающими, работать в команде. Цель: создание условий для освоения обучающимися этикетных норм общения (как надо? как принято?), правил и приемов эффективного общения (как лучше? как эффективней?). Задачи: — сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимании причин конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных характеристик и основных направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности; — научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное повеление собеседника; — сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации и участников акта общения; — вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи; — обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях. План — конспект внеурочного занятия Тема: «Давайте знакомиться!». Цели: 1. Обучить детей вежливому знакомству с новыми людьми. 2. Научить детей рассказывать о себе. 3. Развивать навыки речевого общения. Оборудование: карточка с темой занятия, карточки с правилами знакомства, дерево рефлексии, бумажные красные и зеленые яблоки. Ход занятия 1. Организационный момент, постановка темы занятия. — Здравствуйте, ребята! Для того, чтобы настроиться на работу, я подарю вам свою улыбку и передам своё хорошее настроение, а вы улыбнитесь мне и друг другу, подарите своим одноклассникам хорошее настроение. — Я рада видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! — Сегодня мы проведем первое внеурочное занятие в рамках клуба «Искусство общения». Наше сегодняшнее занятие называется «Давайте знакомиться!». (Тема занятия открывается на доске) — Ребята, вам приходилось когда-нибудь знакомиться? (Да) — Расскажите, когда и с кем вы знакомились. — О чем вы говорили с новым знакомым? — Что вы чувствовали при знакомстве с новым человеком? — Приходилось ли вам чувствовать неловкость при знакомстве? — Были ли ситуации, когда вы не знали, о чем спросить нового знакомого, как узнать его поближе? — Сегодня на занятии вы научитесь вежливо знакомиться новыми людьми, рассказывать о себе, вести диалог с новым знакомым. 2. Работа по теме занятия. а) Беседа.
— Как известно, первое впечатление, которое вы произведёте на нового знакомого, нередко определяет судьбу дальнейшего общения. Поэтому правила знакомства существовали у всех народов во все времена. И многие из древних традиций знакомства нашли своё место в современном этикете. Однако ритуал знакомства в древности был слишком сложной процедурой. Сегодня правила знакомства намного проще. — Что нужно сделать прежде всего при знакомстве? (Представиться) — Верно. Любое знакомство начинается с представления. Следует назвать свое имя, и если этого требует ситуация, отчество или фамилию. — Чем чаще всего при знакомстве люди обмениваются? (Рукопожатием или поклоном). — Как вы думаете, произведете вы хорошее впечатление на нового знакомого, если будете хмурыми, недоброжелательными? (Нет) — А как следует держаться при знакомстве? (Непринужденно, улыбаться и стараться смотреть в лицо тому, кому представляетесь или кто представляется вам) — Случалось ли вам знакомить людей друг с другом? (Да) — Что вы при этом говорили? — В ситуациях, когда вам надо познакомить людей, надо подвести знакомящихся друг к другу и назвать их имена. По правилам этикета, вы не должны заставлять гостей представляться друг другу самостоятельно. — Какие вежливые слова говорят после представления? (Очень приятно, рад знакомству, приятно познакомиться) — Далее, согласно этикету, представленным друг другу людям необходимо обменяться хотя бы несколькими предложениями. Проявляйте интерес к личности человека, с которым только что познакомились. Слушайте его и вызывайте на разговор. Вам так же следует рассказать немного о себе, если собеседник поинтересуется. При разговоре чаще называйте по имени нового знакомого, это позволяет расположить его к вам. — Это были основные правила знакомства. Давайте еще раз кратко их перечислим. 1) Представиться по имени и обменяться рукопожатием или поклоном. 2) Использовать вежливые слова: очень приятно, рад знакомству, приятно познакомиться. 3) Обменяться с новым знаком несколькими предложениями. 4) Интересоваться личностью собеседника, внимательно слушать. 5) Рассказать о себе, если собеседник попросит. 6) Улыбаться, смотреть в глаза собеседнику, чаще называть его по имени. (Карточки с правилами на доске)
б) Игра «Вымышленное знакомство».
— Итак, основные правила знакомства вы запомнили. Но эти правила действуют только в привычных, обыденных условиях. А если предстоит невероятное знакомство и нужно преодолеть языковой барьер? Как тогда вести себя? — Поиграем в игру «Вымышленное знакомство». Вам требуется инсценировать знакомство: • космонавтов с инопланетянами; • охотников со снежным человеком; • нового владельца замка с обитающими в нем привидениями; • моряка, выброшенного после кораблекрушения на берег, с племенем людоедов. — Чему вас научила эта игра? (Располагать к себе собеседника, производить хорошее впечатление)
в) Игра «Интервью».
— При знакомстве очень важно уметь красноречиво рассказывать о себе. Это и создает о себе хорошее впечатление. Чтобы отработать этот навык, сыграем в игру «Интервью». Дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д. Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае педагог роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым». — Какие навыки вы приобрели в процессе этой игры? (Рассказывать о себе, производить хорошее впечатление)
3. Итог занятия, рефлексия. — Итак, какая была тема занятия? — Почему очень важно соблюдать правила знакомства? — Какие правила знакомства вы запомнили? — Чему вас научили игры «Вымышленное знакомство» и «Интервью»? — Какие у вас впечатления остались после нашего занятия? — Посмотрите на доску. Это дерево рефлексии. Если вы считаете, что вы научились знакомиться, наклейте на дерево зеленое яблоко. Если думаете, что вам еще следует потренироваться в знакомстве с новыми людьми, приклейте красное яблоко. Яблочки возьмите на первой парте. — Какое красивое дерево у нас получилось! — Спасибо вам за занятия, вы все молодцы! План — конспект внеурочного занятия Тема: «Встреча с другом». Цели: 1. Научить детей поддерживать разговор при встрече со знакомыми. 2. Формировать доброжелательное отношение к людям. 3. Научить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации. Оборудование: карточка с темой занятия, мяч. Ход занятия 1. Организационный момент, постановка темы занятия. — Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро доверчивым лицам! И каждый становиться добрым, доверчивым. Доброе утро длится до вечера. — Ребята, какая главная мысль этого стихотворения? (При встрече нужно здороваться, желать доброго утра, дня и т.д., это заряжает хорошим настроением обоих собеседников на весь день) — Сегодня мы проведем еще одно занятие в рамках клуба «Искусство общения». Тема занятия: «Встреча с другом». (Тема занятия открывается на доске) — На этом занятии вы научитесь использовать вежливые слова при встрече со знакомыми, поддерживать разговор и правильно вежливо выходить из контакта. 2. Работа по теме занятия. а) Беседа.
— Вспомните, когда вы случайно встретите друга, родственника или знакомого, как вы ведете себя? О чем говорите с ним? — Как вы думаете, существуют ли правила этикета при встрече со знакомым? (Да) — Что первым делом нужно сделать, если вы увидели знакомого человека? (Поздороваться) — Какие слова приветствия вы знаете? (Привет, здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер) — Вместе со словами приветствия рекомендуется обращаться к собеседнику по имени. Например: Привет, Ира! Здравствуйте, Людмила Ивановна! — Какие жесты приветствия совершают люди при встрече? (Обмениваются рукопожатием или поклоном) — А как следует вести себя, если вы увидели знакомого издалека? (Если вы заметили знакомого вдалеке и если заметили вас, следует поприветствовать знакомого кивком головы, взмахом руки, улыбкой, поклоном. Не следует кричать во весь голос.) — Если вы увидели знакомого, который приближается к вам, не нужно кричать «Здравствуйте!» издалека. Необходимо дождаться, когда расстояние сократится до нескольких шагов. — Представьте, что вы заходите в комнату, где много людей. Вы будете здороваться с каждым в отдельности или со всеми в общем? (Со всеми в общем, следует сказать «Здравствуйте!» всем присутствующим) — При встрече с другом или знакомым очень важно умение поддержать разговор. О чем можно спросить своего собеседника?
б) Игра «О чем спросить?».
— Для развития умения поддержать разговор проведем игру «О чем спросить?». Сядьте, пожалуйста, в круг. У педагога — эстафета (мяч). Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков — сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребёнок задает вопрос, другой отвечает («Как живёте?» — «Хорошо». «Как идут дела?» — «Нормально». «Что нового?» — «Все по-старому» и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя. — Чему вас научила эта игра? (Поддерживать разговор при встрече)
в) Игра «Передай настроение».
— А как вы думаете, с каким настроением вы должны общаться со знакомым? Какие эмоции ему следует передавать? — Очень важно общаться с хорошим настроением, улыбаться, искренне интересоваться собеседником, передавать ему положительные эмоции, чтобы он с радостью вспоминал впоследствии вашу встречу. Чтобы научиться этому, нужно поиграть в игру «Передай настроение». Играющие, образуя круг, закрывают глаза. Педагог «будит» своего соседа и показывает ему какое-либо настроение (первый круг — веселое, второй круг — тоскливое). Дети, передав настроение воспитателя по кругу, обсуждают, что он загадал. Затем ведущим становится любой желающий. Если он испытывает затруднения, взрослый ему помогает. Действие детей не оцениваются и не обсуждаются. Важно одно: все играющие должны внимательно наблюдать за партнерами и воспроизводить настроение. — Какое же настроение передать проще? (Веселое, хорошее) — Какие эмоции у вас вызвала эта игра?
г) Игра «До скорой встречи».
— Представьте, что вы уже обменялись парой предложений с другом, и вам пора идти. Что следует сделать в этой ситуации? (Выйти из контакта, вежливо попрощаться) — Какие слова используются при выходе из контакта? (Пока, до скорой встречи, рад был увидеться, до свидания, всего хорошего, счастливо и т.д.) — Проведем игру «Прощай». Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнёру в глаза. — Какой навык вы приобрели в процессе этой игры? (Выходить из контакта, вежливо прощаться)
3. Итог занятия, рефлексия. — Какая была тема нашего занятия? — Какие правила нужно соблюдать при встрече со знакомым? — А как вести себя не стоит? — Чему вы научились на этом занятии? — Какое настроение у вас осталось после игр? — Поднимите руки те, кто считает, что усвоил все правила. — Поднимите руки те, кто думает, что еще нужно самостоятельно изучить правила и потренироваться. — Спасибо за занятие, вы молодцы! План — конспект внеурочного занятия Тема: «Поговорим?» Цели: 1. Развивать навыки поддержки беседы. 2. Развивать внимание к собственной речи и речи собеседника. 3. Сформировать у детей умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации и участников акта общения. Оборудование: карточка с темой занятия, мяч, картинки-смайлики. Ход занятия 1. Организационный момент, постановка темы занятия. — Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Это занятие мы проведем вместе. Пусть вам оно принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга! — Посмотрите на доску. Это русские пословицы. Для беседы всякий повод хорош. Колокольный звон не молитва, крик не беседа. Красно поле пшеном, а беседа умом. Беседовать хорошо тогда, когда есть что сказать. — О чем эти пословицы? (О беседе) — Пословицы я подобрала не случайно. Как вы думаете, какая тема нашего занятия? — Наше занятие называется «Поговорим?». Тема занятия на доске. — Предположите, чему вы можете научиться на занятии с таким названием? — Вы научитесь вести беседу (или диалог) в зависимости от ситуации и участников беседы. 2. Работа по теме занятия. а) Беседа.
— Человеческое общение подчиняется определенным правилам, зачастую неписаным. Раньше ведение беседы было целым искусством, но сейчас многие забывают об основных правилах ведения разговора. Поговорим о некоторых из них. — Начнем с самого начала. Если вы начинаете разговор первым, осторожно выбирайте тему: она должна быть интересной для всех (или хотя бы для большинства) присутствующих. — На какие темы уместно говорить с другом? С малознакомым человеком? Со взрослым? С учителем? — На какие темы неуместно говорить с другом? С малознакомым человеком? Со взрослым? С учителем? — Должен ли выбор темы беседы основываться на настроении собеседника? (Да) — Приведите примеры. — Послушайте очень важные правила ведения беседы. 1. Когда к вам обращаются с вопросом, не отвечайте односложно (скажем, просто «да» или «нет»). Такие ответы зачастую отбивают у людей всякое желание вести беседу, так как демонстрируют отсутствие интереса с вашей стороны (даже если на самом деле это смущение или усталость). Даже если вам нечего ответить на вопрос, кроме «да» или «нет», постарайтесь немного расширить ответ, чтобы он звучал не так отрывисто. 2. Правильное ведение беседы требует умения не только говорить, но и слушать. В разговоре принимают участие несколько людей, а это значит, что возможность высказаться должна быть у каждого.
б) Игра «Вопрос — ответ».
— Чтобы закрепить эти правила на практике, поиграем в игру «Вопрос-ответ», чтобы научиться вести беседу в определенной ситуации. Ситуации: • разговор с другом, который сегодня в школе получил двойку; • разговор с человеком, который вчера с вами познакомился; • разговор с мамой после родительского собрания; • разговор с учителем после его похвалы; • разговор с родственником на празднике. Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос в зависимости от ситуации и т.д. («Какое у тебя настроение?» — «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» — «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?» — «Ловишки» и т.д.). — Чему вас научила эта игра? (Вести беседу в зависимости от ситцации и участников беседы) — Понравилась ли вам игра?
в) Игра «Кем ты хочешь стать?».
Играют педагог и дети. Педагог начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать … (волшебником, вол­ком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо при­чинам признаться. Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт. На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять педагог. — Какие впечатления остались у вас после этой игры?
3. Итог занятия, рефлексия. — Какая была тема нашего занятия? — Какие правила нужно соблюдать при ведении беседы? — От чего зависит выбор темы? — Чему вы научились на этом занятии? — Какое настроение у вас осталось после игр? — У каждого из вас на парте лежат 2 смайлика: грустный и веселый. Если вы считаете, что усвоили правила ведения беседы, научились поддерживать разговор, то прикрепите на доску веселый смайлик. Если вы считаете, что занятие не принесло для вас пользы, прикрепите грустный смайлик. — Посмотрите, сколько веселых смайликов у нас на доске! Я желаю вам, чтобы вы всегда были в хорошем настроении, и никогда не грустили. — Спасибо за занятие! План — конспект внеурочного занятия Тема: «Похвали меня». Цели: 1. Научить детей выражать свои положительные эмоции по поводу работ других детей. 2. Развивать умение делать комплименты. 3. Воспитывать доброжелательность и эмпатию. Оборудование: карточка с темой занятия, фишки, мяч, нарисованный на ватмане цветок. Ход занятия 1. Организационный момент, постановка темы занятия. — Здравствуйте, ребята! На ваших столах лежат волшебные коробочки, в них вы увидите самых умных, сообразительных, самых находчивых детей. Откройте потихоньку эти коробочки. Кто же эти дети? (общая фотография учащихся) Давайте улыбнемся друг другу и скажем громко и уверенно: «Мы самые лучшие дети на свете!» С таким приподнятым настроением мы начнем наше занятие. — Когда я сказала, что вы самые умные и сообразительные, что я таким образом сделала для вас? (Похвалила, сделала комплимент) — Догадайтесь, какая будет тема нашего занятия? («Похвали меня») Тема занятия на доске. — Сегодня на очередном занятии клуба «Искусство общения» вы научитесь делать и принимать комплименты. 2. Работа по теме занятия. а) Беседа.
— Вспомните, кто в последний раз делал вам комплимент? За что именно хвалили? Какие чувства вы при этом испытывали? — Комплименты несомненно вызывают положительные эмоции. Когда нас хвалят, у нас поднимается самооценка. — А кого и за что в последний раз хвалили вы? — Восхвалять собеседника – древнее искусство. На Востоке до сих пор невозможно представить общение между партнёрами, коллегами, родственниками и просто знакомыми без красивых фраз и комплиментов. История многих народов говорит нам о том, что умение говорить комплименты дамам, кавалерам, королям часто решало судьбы не только нескольких человек, но и целых стран. — Как вы думаете, с какой целью люди делают комплименты? — Целью комплимента может быть всё, что угодно: стремление вызвать симпатию, укрепить репутацию, повлиять на ситуацию и даже манипуляция. Часто комплименты делают для того, чтобы собеседник продолжал делать что-либо в нужном направлении. Например, если ученик стал более старательным в выполнении домашних заданий, следует похвалить его, чтобы он продолжал в том же духе. Важно, чтобы комплимент был сделан в нужное время и заслуженно. — Комплименты можно делать относительно внешности человека. Например: Ира, ты сегодня хорошо выглядишь. Так же комплименты могут касаться ума. Например: Леша, ты такой сообразительный! Я бы никогда не додумалась до этого. Можно делать комплименты по поводу личностных качеств человека. Например: Катя, ты очень добрая и отзывчивая. Либо по поводу достижений: Анна Витальевна, вы прекрасно справились с заданием. — Как вы думаете, с каким настроением нужно делать комплименты? (С хорошим, воодушевленным, говорить искренне)
б) Игра «Похвали меня».
— Потренируемся делать и принимать комплименты. Сейчас мы поиграем в игру «Похвали меня». Детям предлагается нарисовать рисунок на свободную тему по замыслу. После того, как дети нарисуют рисунки, они делятся на пары и меняются рисунками. Теперь им нужно внимательно рассмотреть рисунок своей пары, найти в нем то, что особенно нравиться и рассказать об этом. Смысл этого задания – так рассказать о рисунке, чтобы тому, кто его рисовал, было приятно. Каждая пара выступает по очереди, остальные дети слушают рассказы друг друга. У каждого ребенка в руках по фишке, и ее можно отдать только одному рассказчику, тому, кто больше всех понравился (То есть лучше всех, по мнению ребенка, сумел похвалить автора рисунка.). Затем выбирается победитель после подсчета фишек. — Почему именно…собрал больше всех фишек? — Какие приему он(а) использовал, чтобы человеку было приятно? — Чему вас научила эта игра? — Как нужно принимать комплименты? (Говорить «Спасибо», можно делать ответный комплимент)
в) Игра «Комплименты».
— Потренируемся еще раз. Проведем игру. Для этого вам нужно встать в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребёнок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает его следующему ребёнку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону. — Какие еще слова благодарности вы использовали в игре? — Какие умения вы приобрели?
3. Итог занятия, рефлексия. — Какая была тема нашего занятия? — Как правильно делать комплименты? — Чему вы научились на этом занятии? — На доске плакат, на нем изображен цветок. Подойдите и подпишите на лепестках, какие эмоции вы испытывали на этом занятии, что у вас получалось, какие умения вы приобрели. Вслух зачитываются надписи. — Спасибо за занятие, вы молодцы! План — конспект внеурочного занятия Тема: «Зайку бросила хозяйка». Цели: 1. Научить детей проявлять сочувствие. 2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Оборудование: карточка с темой занятия, повязки для глаз, карточки настроения. Ход занятия 1. Организационный момент, постановка темы занятия. — Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы проведем еще одно занятие в рамках клуба «Искусство общения». — Как ваше настроение? Готовы к занятию? — К нам сегодня пришел гость. Будьте очень чутки с ним, он расстроен. Появляется игровой персонаж Зайка (один из учеников), который плачет и рассказывает, как ему плохо, оттого, что его бросила хозяйка. — Ребята, наше занятие называется «Зайку бросила хозяйка». И вы научитесь на этом занятии проявлять сочувствие и поддержку. Тема занятия на доске. 2. Работа по теме занятия. а) Беседа.
— Как можно помочь Зайке? (Пожалеть его, приободрить, поддержать) — К сожалению, в жизни случаются печальные события. Когда с кем-то из знакомых происходят неприятности или кто-то находится в горе, хочется выразить сочувствие, помочь человеку не сломаться, поддержать его в трудную минуту. Но не все умеют и знают, какие слова подобрать для выражения своих чувств, уместно ли это будет и т.д. — Как нужно выражать сочувствие? (Искренне, от сердца, короткими фразами) — Если у вашего знакомого случилась беда, выразите готовность помочь ему. Спросите, чем вы можете ему помочь, и сделайте все возможное. Переключайте внимание человека на положительные связи с событием. В разговоре акцентируйте светлые моменты прошлого. Говоря о будущем, старайтесь поддержать уверенность человека в собственных силах. Закрепляйте те моменты, когда человек успокаивается. Чаще фокусируйте его внимание на них. Попробуйте уговорить его пойти куда-нибудь вместе. Это поможет отвлечься от неприятных мыслей.
б) Игра «Пожалей зайку».
— Вы услышали от меня некоторые рекомендации по выражению сочувствия. Поиграем в игру. Сядьте в круг. В центре круга оставьте место для Зайки. — Вам по очереди нужно сказать по одному предложению, чтобы поддержать Зайку. Помните о рекомендациях. — Как вы считаете, у кого лучше всех получилось ободрить Зайку? — Почему? Какие приемы он(а) использовал(а)? — Сформулируйте еще раз рекомендации по выражению сочувствия.
в) Игра «Старички».
— Моральную поддержку требуется оказывать всем людям, кто в этом нуждается. Сейчас мы поиграем еще в одну игру «Бабушка». Дети разбиваются на две команды — бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза — они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно от­вести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина. Несколько детей становятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей), и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой. — Справились бы старички без помощников? (Нет) — Чему вас научила эта игра? (Поддерживать человека в трудной ситуации, помогать)
3. Итог занятия, рефлексия. — Какая была тема нашего занятия? — Почему важно поддерживать человека в трудной ситуации? — Как нужно выражать сочувствие? — Чему вы научились на этом занятии? — Что вам понравилось на этом занятии? — Где и когда вам могут пригодиться полученные знания и умения? — На доске вы видите карточки со словами. Эти слова передают ваше состояние после урока. Поставьте галочку только на одной карточке, которая наиболее точно описывает ваше состояние. Раздражительность Нервозность Радость Злость Равнодушие Скука Покой Уверенность Воодушевленность Неуверенность Наслаждение — Спасибо за занятие, до скорой встречи! План — конспект внеурочного занятия Тема: «Мы-команда». Цели: 1. Обучить умению договариваться. 2. Способствовать развитию сотрудничества. 3. Воспитывать желание уважать чужую работу, пространство. Оборудование: карточка с темой занятия, цветные фломастеры, ватман Ход занятия 1. Организационный момент, постановка темы занятия. — Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем последнее занятие в рамках клуба «Искусство общения». Вспомните, чему вы научились на занятиях этого клуба? — Сегодняшнее занятие называется «Мы-команда». Как вы думаете, чему вы можете научиться на занятии с таким названием? (Работать в команде, договариваться, сотрудничать) Тема занятия на доске. 2. Работа по теме занятия. а) Игра «Рисуем вместе».
— Сейчас мы будем рисовать на одном листе бумаги одновременно. Придумайте, что вы хотите нарисовать, и выберите себе место. Для рисования я дам каждому из вас только один фломастер, но я думаю, что вам, конечно, захочется сделать свои рисунки разноцветными. Для этого вам нужно будет обмениваться друг с другом фломастерами. Рисование проводится на большом ковре, чтобы дети могли занять удобное положение. Педагог наблюдает за процессом и предлагает в случае возникновения конфликтных ситуаций компромиссные варианты их решения. — Посмотрите, какой красивый рисунок у вас получился! Чему вы только что научились? (Договариваться, сотрудничать в команде)
б) Игра «Живая картина».
— А теперь поиграем в игру «Живая картина». Выбирается водящий игры. Остальные так, чтобы водящий не слышал, договариваются, что они все вместе будут показывать. Дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины». Комментарий: несмотря на то, что основная цель игры — создание «живой картины», акцент в ней делается на развитие умения договариваться, находить общий язык. Эта игра будет особенно полезна детям, испытывающим трудности в общении (конфликтным, агрессивным, застенчивым, замкнутым). Педагогу лучше занимать позицию наблюдателя. Его вмешательство требуется только в случае ссоры детей. — Как вы считаете, достаточно ли сплоченно вы действовали в этой игре? — Какие навыки вы приобрели в процессе этой игры? (Навык работы в команде, сотрудничества)
в) Игра «На льдине».
— Поиграем еще в одну игру. Она называется «На льдине». Участники делятся на команды по 5 – 7 человек (желательно, чтобы все команды были одинакового размера и между ними равномерно распределились мальчики и девочки). Каждой из команд выдается большой газетный лист, который они расстилают на полу. Педагог зачитывает инструкцию: «Представьте себе, что вы оказались на отколовшейся льдине, дрейфующей посреди бушующего моря. Льдина – это ваша газета. Вам всем нужно разместиться на ней и продержаться несколько минут, чтобы дождаться спасателей. Касаться пола за пределами газеты нельзя – кто сделает это, тот считается «утонувшим». Когда участники разместятся на своих «льдинах» и продержаться в таком положении 15 – 20 секунд, педагогсообщает, что шторм отломил по кусочку от каждой из льдин, и отрывает примерно j части от каждой газеты, предлагая участникам разместиться на том, что осталось. Так повторяется 2 – 3 раза. Если в команде тонет один человек. Она получает предупреждения, если два или больше – выбывает из игры («ваша льдина перевернулась»). Победившей считается команда, которая продержится дольше других. — Какой вывод мы можем сделать о смысле этой игры? (Выиграть индивидуально нельзя, это могут сделать только все вместе. Зато проиграть можно и индивидуально («упасть со льдины»), поставив под угрозу действия всей команды) — Какие эмоции вы испытывали? — Что позволило победившей команде лучше справиться с заданиями игры?
3. Итог занятия, рефлексия. — Итак, можно сделать вывод, что если люди что-то делают вместе и при этом уважительно относятся друг к другу и умеют договариваться – у них все получится. — Чему вы научились на этом занятии? — Что вам понравилось на этом занятии? — Где и когда вам могут пригодиться полученные знания и умения? — Понравились ли вам в целом занятия нашего клуба «Искусство общения»? — Спасибо вам за эти занятия, мне было очень приятно с вами работать.

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальный марафон для учащихся начальных классов Классный час в начальной школе. Древнерусские города Младшим школьникам о гербах городов русских Сценарий выступления Детского юношеской организации на городском конкурсе

Похожие статьи:

Проекты по литературному чтению, 3-4 класс. Темы

Внеурочное занятие по математике, 4 класс. Задачи с числами

Конспекты занятий внеурочной деятельности по социальному направлению

Занятие 1. Тайна моего имени.
Цель:
воспитание уважение к своему имени, к себе, другим.
Содержание занятияБеседа.
Посмотрите на улицу, какие яркие краски дарит нам природа. Такой же разноцветный мир, в котором мы живем. И вот для того, чтобы нам хорошо в нем жилось, нам надо многое знать и понимать. Знаете ли вы, что такое толерантность, такое необычное интересное слово? А хотите узнать? Это слово такое же разноцветное и многогранное, как радуга в небе. Наше первое занятие посвящено каждому из вас. Мы поговорим о вашем имени и постараемся узнать друг о друге что-то новое, интересное. С чего начинается мир? Да, с нас же самих и начинается: давайте расскажем ему о себе.
Упражнение «Мое имя».
Дети по очереди сообщают о себе по плану. Первый начинает взрослый: «Мое имя …, мне… лет, моя любимая игрушка…, у меня есть брат (сестра), дома у нас живет кошка (собака) и т.д.» После того, как каждый ребенок выскажется, ведущий говорит, что обозначает его имя, уточняется, как звучит полное имя.
Упражнение «Клубочек».
«А теперь узнаем о тех, кто рядом с нами». У ведущего в руках клубочек, нить обвита вокруг пальца. Он задает одному из участников какой-либо вопрос (Что ты любишь? Чего ты боишься? С кем дружишь? и т.д.) и кидает ему клубок. Тот ловит его, обматывает нитку вокруг своего пальца и отвечает на вопрос. Затем задает вопрос следующему участнику, кидает ему клубок. В конце клубок возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие детей друг с другом, определяют, на что похожа ниточная фигура. Теперь вся группа — единое целое. Это нити дружбы. — А интересно вам узнать о себе от других?
Упражнение «Расскажи мне обо мне».
Каждый ребенок по очереди выходит в круг, остальные описывают внешние признаки, рассказывают что-то хорошее. — Много хорошего и разного мы узнали друг о друге. Давайте напомним миру, как нас зовут. Мы любим свое имя и сейчас напишем его на листах.
Рисование своего имени.
Дети пишут свое имя красной краской на альбомом листе. Если ребенок затрудняется, ведущий пишет его имя на листке, ребенок копирует. При наличии одинаковых имен можно написать букву фамилии или другой знак. Листы вывешиваются на доску. Ведущий обращает внимание детей, что здесь имена детей всего класса. «Полюбуемся нашими именами. В каждом человеке есть что-то интересное. — Кто узнал что-то новое о себе? О своих друзьях?» » Наше занятие подходит к концу. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу».
У каждого человека есть имя, данное ему при рождении. Так и нужно его называть. А все вместе мы одно целое «Мы».Занятие 2. Я и МЫ.Цель:
дать представление о существовании индивидуальных особенностей сверстников, умении общаться, несмотря на разные желания; воспитывать потребность в дружеских отношениях.
Содержание
занятия
Ритуал приветствия.
«Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу. Так мы будем начинать каждое занятие».
Беседа.
«Рада видеть вас снова. Вы заметили, что изменилось вокруг? Да, это говорит о том, что мы немного узнали о толерантности. Сегодня мы снова узнаем кое-что еще. «Вы рады собираться вместе? Как нас можно назвать? (Ребята, группа.) Несмотря на то, что нас можно назвать одним словом, мы все разные, как листья на деревьях, как рыбки в воде».
Упражнение «Мыразные».
Педагог задает вопросы, чтобы они были адресованы каждому участнику круга: — Кто у нас самый высокий? — У кого самые светлые волосы? — Кто самый трудолюбивый? — Кто умеет читать? и т. д. — Кто любит рисовать?
Упражнение «Разные глаза».
«Один из признаков человека—цвет глаз. Они бывают голубые, серые, зеленоватые, карие.
(Дети пробуют определить цвет глаз).
Глаза бывают разные не только по цвету. Внимательный человек может заметить добрые, злые, радостные или усталые глаза.
(Дети мимикой показывают разное выражение лица. Если есть пиктограммы, ведущий может их использовать).
— На какие глаза было приятнее смотреть? Какие глаза легче было показать? Какие глаза сейчас у вас?»
Упражнение «Ласковое имя «.
Если человека называть по имени, его глаза будут всегда добрыми. На прошлом занятии мы говорили о ваших именах и писали их. Давайте теперь каждому дадим ласковое имя.
{Можно назвать несколько вариантов одного имени.)
— Как называются люди, у которых одинаковые имена?
{Тезки.)
Ведущий просит «тезок» найти друг друга. Тем детям у кого таковых не найдется, ведущий говорит, что у них редкие имена.
Упражнение «Паровозик»
(создание положительного эмоционального фона, общности). Раздается гудок, дети приглашаются в игру. Дети берутся друг за друга и двигаются по комнате, преодолевая препятствия. По команде «поезд» должен останавливаться, либо трогаться. В конце игры поезд может «отдыхать» — все «вагоны» приседают. — Понравилась ли игра? — Что чувствовали во время игры? — Почему всем было хорошо? — Покажите на своем лице радость
Общение с друзьями приносит радость, дарит хорошее настроение, дает возможность лучше узнать друг друга. Вместе лучше, чем одному.Занятие 3. Я и моя семья.Цель:
формировать положительное отношение к членам семьи, воспитывать заботливое отношение к ним, чувство доверия и сплоченности и защищенности.
Содержание занятияРитуал приветствия. Беседа.
Я хочу вам прочитать одно стихотворение Желтый цвет теплей всего, Нарисую я его: Это мама, это я, Это вся моя семья. Откуда ж в семье такое тепло? Желтое солнце дарит его! Посмотрите на эту фотографию. Кто здесь изображен? Да, это мы с вами, наша дружная группа. Если мы любим себя, свое имя, умеем дружно играть, не обижая других, значит мы становимся толерантными. Нужна ли толерантность дома? Сегодня вы принесли семейные фотографии, где есть вы, мама, папа, бабушка, сестры или братья. Расскажите о них.
Упражнение «Домашний фотоальбом».
Дети показывают принесенные фотографии членов семьи и семейные фотографии. Ведущий просит рассказать их историю.
(Каждый ребенок рассказывает про одну из принесенных фотографий.)
У каждого человека есть своя семья. Она может быть маленькая: мама с сыном, например. Она может быть очень большая. Наверняка мама, папа, родственники любят вас и заботятся о вас.
{Можно заслушать высказывания детей.)
А как вы можете их радовать?
Игра «Курица и цыплята».
«Цыплята» сидят на стульчиках. Водящий — «кошка». Педагог — «мама-курица». Вся куриная семья берется за руки, идут по кругу и произносят следующие слова: Вышла курица-хохлатка, С нею желтые цыплятки. Квохчет курица: ко-ко Не ходите далеко.
(Постепенно все приближаются к кошке, сидящей отдельно на стульчике.)
На скамейке у дорожки Разлеглась и дремлет кошка. Кошка глазки открывает И цыпляток догоняет. Цыплята разбегаются. Мама размахивает крыльями, защищает своих детей, прогоняет кошку. Игра повторяется три-четыре раза. Любая мама всегда защитит своего ребенка. В присутствии мамы вы всегда чувствуете себя в безопасности. — Что делают ваши мамы и папы, чтобы дома было уютно, спокойно?
(Ведущий завершает высказывания детей тем, что родители укладывают их спать, желают им спокойной ночи.)Упражнение «Семейный портрет «.
Ведущий предлагает нарисовать свою семью в момент какого-то приятного события. Рисунки вывешиваются и каждый кратко комментирует свой рисунок. Сегодня мы начали занятие с просмотра фотографий и говорили о том, как замечательно, если у человека есть семья. Нужно дорожить своей семьей и стараться быть полезным. Есть в доме любом семейный альбом. Как в зеркале мы отражаемся в нем. Пускай не всегда мы красивы, Зато эти фото правдивы. Хранится альбом в нашем доме И снимки хранятся в альбоме. Их много — и старых, и новых, У нас, у семейства ….
Рассказ «Надо» и «не хочется»
Сейчас я вам хочу прочитать один рассказ и потом мы его обсудим . С вечера у мамы разболелась голова. Ночью Маша проснулась и увидела: мама сидит у стола и обеими руками сжимает голову у висков — ей так больно. Маша сказала спросонок: — Милая мамочка, мне тебя жалко. И опять заснула. Утром мама, как всегда, встала рано. Миша и Маша лежали и смотрели, как мама расчесывает перед зеркалом волосы. А потом на кухне застучал крышкой чайник, и бабушка вошла и сказала: — Ну, лежебоки! Вставайте на работу. Живо! Маша нахмурилась и сказала: — Работы у нас никакой нет, мы маленькие. Миша сказал: — Это ты маленькая, а я большой. Работа у меня есть: состругать табуретку. Кот ее ободрал когтями. Можно ее, конечно, состругать завтра… Маша сказала: —Мне надо сшить кукле платье. Табуретка твоя — ерунда. — Хватит разговаривать, — сказала бабушка и сдернула с ребят одеяла. — Мать сейчас уйдет. Мама сидела за столом бледная — бледная. Она и чашку не допила и плюшку не доела, а только сказала: — Милые мои товарищи! Если бы вы знали, как вашей маме сегодня не хочется выходить из дому. — Не хочется, и не выходи, сказал Миша. — Конечно не выходи, раз не хочется , — сказала Маша. Мама посмотрела на ребят с удивлением и вроде даже не поняла, что они говорят. — А как же быть, дети мои, если надо? — сказала она, поцеловала обоих ребят, оделась и ушла. Сели ребята на диван, наморщили лобики и задумались. Часто, что ли, они так задумываются? — Иди, стругай табуретку, — сказала Маша. Миша покачал головой и сказал: — Что-то не хочется. — Надо! — строго сказала Маша. — Бабушка об нее вчера занозила палец. Осталась Маша одна на диване. Сшить, что ли, платье Матрешке или не сшить? Не хочется. А надо. Не ходить же Матрешке голой. Оказывается, это не простые слова «надо» и «хочется».
Великое счастье, если у человека есть семья.
Нужно дорожить
ею, ценить хорошие отношении, стараться
самому
быть внимательным и полезным.Ритуал окончания.
Дети становятся в круг и каждый про себя желает каждому члену своей семьи здоровья и благополучия. Выполняется с закрытыми глазами.
Занятие 4. Единство с природойЦель:
учить любить природу, понимать, что все в мире взаимосвязано, дать представление об особенностях общения человека с природой, учить саморегуляции через релаксацию.
Содержание занятияРитуал начала. Беседа.
Мы с вами становимся все внимательнее, добрее, вежливее, значит, мы становимся более толерантными. — С кем мы можем быть толерантными? С людьми, с собой, с членами семьи. — А как вы думаете, с природой надо быть толерантным? Ребята, посмотрите вокруг! Сколько живых существ окружают нас: трава, деревья, цветы — это растительный мир. Насекомые, рыбы, птицы, звери — животный мир. Природа — дом для каждого из нас. Он встретит, успокоит, здоровья, силы даст Зеленою травинкой ласкает нас весна, Колючею хвоинкой щекочет нас сосна. Ручей в лесу тенистом умоет нас водой, И пусть зеленым будет огромный шар земной! — Что общего у нас с природой? — Можно ли сказать, что и мы с вами часть природы?»
Упражнение «Мы похожи на дерево».
Ведущий предлагает детям подумать, чем они похожи на деревце Всегда ли оно было большим, откуда оно появилось, что деревья делают утром, днем, вечером, как питается деревце, просит зажать нос один раз. — Почему разжали нос? Деревце тоже дышит, и в этом ему помогают листочки. —- Что выделаете, когда упадете, больно ударитесь? — Что испытывает дерево, когда у него ломают веточки, режут кору, чтобы добыть сок. Деревья, как и люди, болеют. — Можно ли догадаться, как чувствуют себя деревья?— Видите, как много общего у нас с растениями.
Релаксация
(проводится, сидя в кругу). — Давайте представим себя деревом, пусть каждый выберет свое любимое дерево… Закройте глаза… Представьте себя этим деревом. .. Оно молодое, сильное, здоровое… сильное, здоровое.. .оно твердо стоит… ему не страшен ветер, дождь… Оно становится только сильнее, растет, наливается силой… Откройте глаза и посмотрите, сколько «деревьев» вас окружает. Вместе не страшна буря и непогода».
Упражнение «Рождение дерева».
— Давайте превратимся в маленькие семена.
(Дети приседают и закрывают руками голову.)
Теперь из семечка стали пробиваться ростки.
(Дети постепенно поднимают одну руку, затем другую.)
Веточки тянутся к солнцу
(Дети встают.)
Деревце растет, растет..
.(Встают на носочки.)
Налетел ветерок, листочками (пальчиками) зашевелил. Подул сильный ветер, закачались ветки… Но вот ветер стих, выглянуло ласковое солнышко и наши маленькие деревца успокоились
(Дети опускают руки, закрывают глаза и слушают музыку.)
Растение проделывает долгий путь, чтобы вырасти и радовать нас. Мы должны сохранить такую красоту и не наносить вреда природе, заботиться о ней». Как мы можем сберечь природу? (Не ломать ветки, не рвать цветы, т. к. они сразу погибнут, не бросать мусор и т. д.) Нас окружает не только мир растений. Сегодня к нам в гости пришли представители животного мира, домашние животные: кошка и собака. Давайте дадим подходящее имя кошке». Дети высказываются по очереди, выбирается наиболее популярное имя. Затем называются особенные черты кошки.
Упражнение «Почему грустит котенок?»
Жил-был маленький котенок И совсем еще ребенок. Ну, и этот Котя милый Постоянно был унылый. Почему? Никто не знал, Котя это не сказал. Передавая игрушку по кругу, ведущий просит каждого сказать, почему грустит котенок, чего он боится, чего ему не хватает (одинокий, голодный, бездомный и т. д.) Затем обсуждается, как ему помочь. Ведущий вносит игрушку собаки, рассказывает, на какие чудеса они способны: служат на границе, летают в космос, выносят детей из огня, воды, помогают слепым жить и передвигаться.
Упражнение «Собака и поводырь «.
— Хотите почувствовать на себе, как собаки помогают людям? Дети разбиваются на пары, встают друг за другом, руки стоящего сзади «слепого» (у него завязаны глаза) на плечах первого — «поводыря». Задача поводыря ходить по комнате так, чтобы обойти все препятствия, заботиться о напарнике. Затем дети меняются ролями. — Многие ребята хотели бы иметь дома щенка. Но часто они думают, что он для того, чтобы играть, и не представляют, сколько труда, времени нужно, чтобы вырастить собаку: убирать несколько раз в день, готовить еду, следить за ним везде, выгуливать, когда хочется спать или играть, водить на прививки, чистить одежду и мебель, т. к. от животных бывает много пуха, шерсти и делать многое другое, чтобы ваши питомцы были живы -здоровы.
Рисование.
В конце занятия детям предлагается нарисовать по своему выбору любимое дерево, цветок, собаку или кошку. По окончании работы рисунки вывешиваются в помещении . Ведущий обращает внимание детей, что комната стала богаче, пополнившись детскими работами.
Толерантный человек бережно относится к природе, т. к. и мы — часть природы.Ритуал окончания.Занятие 5. Учимся общению.Цель:
развивать культуру общения, умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Содержание занятияРитуал приветствия. Вступление.
— Вы наверное не раз наблюдали радугу. А как пахнет воздух во время дождя! Природа дарит нам удивительные запахи и цвета. Мы стали толерантными к природе, знаем, как беречь ее.
Игра «Жмурки».
Ведущий предлагает поиграть в игру. Выберем «кота», завяжем ему глаза. У кота лапки мягкие, он аккуратно дотрагивается до спинки того, кого догнал. После слов: Кот, кот Ананас, Ты лови три года нас, Ты лови три года нас, Не развязывая глаз!
(все дети разбегаются в разные стороны).
Игра повторяется 3-4 раза. Взрослый обращает внимание на выполнение «котами» правил: быть осторожным, не сделать ни одной «царапки». Ведущий и воспитатель организуют сюжетно-ролевую игру «Автобус», «Магазин», возможны и другие игры, в которых отрабатываются правила поведения пассажиров, кондуктора, водителя, продавца, активизируется словарный запас. Можно перевести игру в другой режим.
Упражнение «Хорошо-плохо».
—Давайте проверим, как вы знаете правила поведения в транспорте. Поиграем в игру. Я буду читать правила. Если вы согласны с ним, громко скажите: «Да!», а если нет такого правила, то все должны молчать». — Надо купить билет, если вы — школьник. — Все взрослые покупают билет или предъявляют проездные документы. — В транспорте можно грызть семечки. — Нужно скорее занять свободное место —За проезд нужно передавать, стукнув по плечу стоящего рядом. -— В транспорте нужно обязательно держаться, чтобы не упасть. — Если получилось, что вы с кем-то в разных концах автобуса, можно громко поговорить друг с другом, чтобы не было скучно. — В троллейбусе можно есть мороженное, а то оно растает. —Если вошел кто-то из пожилых людей, нужно уступить место. — При выходе нужно сказать всем: «До свиданья».
Быть толерантным — значит уметь правильно себя вести, где бы он ни был. Толерантный человек вежлив и внимателен к людям.Окончание занятия.Занятие 6. Играем вместеЦель:
развитие умения участвовать в совместной деятельности, закреплять доброжелательные отношения между девочками и мальчиками.
Содержание занятия
Дети сидят на стульях в кругу.
Ритуал приветствия.
Все приветствуют друг друга ласковыми словами.
Беседа.
Ведущий отмечает, что сегодня все красивые, веселые, дружные.. Все вы—дети, ребята. А еще можно сказать, что вы—девочки и мальчики. Девочки, похлопайте в ладоши. Мальчики, потопайте ногами!» Девочки и мальчики по-разному одеваются, играют в разные игрушки, любят разные игры».
Упражнение «Кто что носит».
Дети одевают фигурки кукол мальчика и девочки. Затем предлагается подобрать к ним подходящие предметы.
Обсуждение.
__Какие занятия можно организовать с этими предметами? —- Как поступить, если в игре машина понадобится и девочке и мальчику? — Как помочь товарищу, если он не играет, а грустит? Чтобы никто не грустил, давайте поиграем в игру «надень и попляши».
Игра «наденьипопляши«
Дети ходят по кругу, а одна девочка находится
в
центре и выполняет движения в соответствии с текстом, который произносят дети в кругу. По дорожке Катя шла, Катя тапочки нашла, Катя тапки примеряла, Чуть надела — захромала.
(Прыгает на одной ноге, как бы хромает)
Стала Катя выбирать, Кому тапочки отдать. Коле тапки хороши — На, надень и попляши. Девочка выбирает мальчика, а мальчик — девочку. Они танцуют, остальные хлопают в ладоши. Игра продолжается.
Игра «Спящая красавица».
В каждом человеке есть что-то хорошее. Нужно уметь это заметить. Если ты не увидишь у других, и у тебя не увидят ничего хорошего. Сейчас один будет изображать спящую принцессу или принца. Все должны по очереди подойти, сказать хорошие слова. Только добрые слова могут разбудить спящих. Тот, чьи слова понравятся принцессе больше всех, сам становится спящей красавицей.
(Игра повторяется 2-3 раза.)Жизнь была бы неинтересной без таких принцев и принцесс: мальчиков и девочек. Нужно уважать друг друга, уметь уступать. В каждом есть то, за что его можно любить.
Чтение стихотворения С. Я. Маршака. Из чего только сделаны мальчики? Из улиток, ракушек, Из зеленых лягушек — Вот из этого сделаны мальчики! Из чего только сделаны девочки? Из конфет и пирожных, Из сластей всевозможных — Вот из этого сделаны девочки!
Ведущий:
Поэт подметил, что девочки и мальчики сделаны из разного «теста». Нам было весело вместе? Хорошо всегда тем, кто умеет дружить. Занятие заканчивается слушанием песни «Вместе весело шагать»
Занятие 7. Земля — наш общий дом.Цель:
воспитывать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре, быту. Формировать представления о жизни людей на Земле. Воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли.
Содержание занятияВедущий:
На Земле живет много людей. Они и разные и похожи друг на друга. У всех людей похожее строение тела, все умеют говорить, ходят на двух ногах. Но люди и отличаются друг от друга. Ты не перепутаешь ни с кем своих родителей, бабушку, дедушку. Но еще люди отличаются цветом кожи. Есть чернокожие — они живут в жаркой Африке, есть желтокожие — они живут в Китае, Японии, Корее, есть белокожие, как мы с тобой. Такие люди живут в Европе, в Америке, у нас в России. Различаются люди и цветом волос, разрезом глаз. Все люди умеют говорить, но у каждого человека свой голос. Люди по-разному поют и танцуют, даже питаются неодинаково и, уж конечно, носят разную одежду. Это хорошо, что люди такие разные — так интереснее, так можно многое узнать друг о друге. Для того, чтобы жить в мире и дружбе, люди договорились, как нужно себя вести, чтобы всем было хорошо. Придумали правила поведения, составили законы, которым все должны подчиняться. Они записали эти правила в специальном документе—Декларации прав человека. Есть даже Декларация прав ребенка, в которой говорится о правах и обязанностях детей. Есть и такие правила, которые подсказывают, как нужно вести себя за столом, в гостях, на улице, в транспорте, как быть вежливым. Таких правил очень много, но их нужно знать и следовать им, чтобы не обидеть тех, с кем общаешься, чтобы быть приятным другим людям. Много правил поведения было придумано еще в старину, и до сих пор люди им следуют. Например, у всех народов принято радушно встречать гостей. Русский и чувашский народы отличаются своим гостеприимством. А что еще мы знаем о своем селе?
Беседа о селе Комсомольское.
— Земля похожа на шар, поэтому глобус изображающий ее, круглый. Вот здесь находится страна, в которой мы живем, она называется Россией.
(Дети рассматриваю изображение страны на глобусе, затем на картах.)
— Кто знает главный город нашей страны? Верно — это Москва. В ней живут москвичи. Мы с вами живем в Республике Чувашии. Чебоксары — столица Чувашии Значит там живут—чебоксарцы. А мы живем в Комсомольском районе и центром нашего района является село Комсомольское. Какие республики вы еще знаете, которые тоже входят в Россию? (Татария, Удмуртия, Мордовия) Как называется народ, живущий в Чувашии? (Чуваши.) На каком языке они разговаривают? (Чувашском, русском.) Да, и на том и на другом, так в Чувашии живут не только чуваши, но и другие народы. Все они дружат и говорят между собой на русском языке. У нашей, хоть и маленькой, республики есть свой флаг и герб.
Рассматривание флага и герба.
— У каждой страны, каждой республике есть главная музыка -гимн. Давайте послушаем наш гимн. Гимн всегда слушают стоя».
Слушание гимна.
— Каждый человек любит свою Родину, гордится ею и хочет, чтобы она становилась еще лучше. А сегодня мы с вами узнали, что толерантным может стать любой человек, если он…
(дети продолжают предложение).
Да, будет уважать себя, свое имя; свою семью, бережно относиться к природе: растениям и животным, правильно ведет себя, дружно играет с девочками и мальчиками, уважает всех, кто рядом, любит свою Родину.
Ритуал прощанияКонспект занятий для 3-4 классовЗанятие 1. Путешествие в страну ДружбыЦель:
уточнить понятие «дружба», формировать позитивное отношение к сверстникам, сплоченность, понимание многообразия мира людей и природы.
Материал:
игрушечный самолет, письмо с текстом, карта путешествия, игрушка или предмет, которую дети возьмут в путешествие.
Вводная беседа.
—Я предлагаю вам отправиться в далекое путешествие по странам, которых нет на географической карте, но есть на нашей карте. Посмотрите, вот маршрут путешествия, это страны: Дружба, Вежливых слов, Гостиния, Телефония, Театралия, Колес, Мира, Прав, в которых мы должны побывать, познакомиться с правилами и законами этих стран, научиться самому главному, и только потом мы сможем попасть в страну под названием Толерантность. В это путешествие мы возьмем с собой ..
.(называет игрушку.)
По мере того, как мы будем приближаться к конечной цели нашего необычного путешествия, вы догадаетесь, что это за страна — Толерантность. Сегодня мы отправимся в путешествие на нашем веселом самолетике в страну… А в какую страну, сейчас узнаем».
Разгадывание ребуса.
(Ответ: Дружба.) Чтобы добраться до этой страны, нам нужно занять места в самолете.
Упражнение «Самолет».Ведущий:
Сейчас мы полетим и нужно завести двигатель. Мотор!
Дети:
Есть мотор!
Ведущий:
Пристегнуть ремни!
Дети:
Есть пристегнуть ремни!
Ведущий:
Внимание! Будем отсчитывать последние секунды перед стартом. Дети считают 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 (после счета 1) все громко изображают взлет: а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а…
Ведущий:
Мы совершаем посадку… Мы приземлились в лесу. У нас под ногами листья шуршат. — Одинаковые ли листья? (Листья у разных деревьев разные, с одного дерева они также разные, как по строению, так и по цвету.) В природе нет ничего повторяющегося — в мире растений и в мире животных. Каждый хозяин кошки и собаки без труда узнает «своих». Человек — часть природы и нет двух одинаковых людей во всей Вселенной. И мы, так же как и листья, узоры на окне, созданы природой. Можно сказать, что у нас у всех одна мать — Природа, а мы — ее дети, и в этом мы все равны. Вы учитесь в одной школе, в одном классе. Я расскажу вам ,что приключилось в одном классе.
Упражнение «Закончи рассказ».
Жила-была девочка. Имени я ее не помню. Только произошла с ней такая история. Играли девочки вместе во дворе и поссорились. Одна из них даже перешла в другую школу. Стали ей девочки и мальчики дружбу предлагать. Подойдет один — девочка говорит: «Не буду с тобой играть, ты — тощий, как велосипед!», другому сказала:» У тебя шея, как у жирафа!», девочке с голубыми глазами и светлыми волосами сказала, что она белобрысая. Ларису назвала «крысой», Олега — «очкариком», а дальше—больше. В классе появился Вовка — морковка, Олька — полька и т. д. — Что произошло дальше?
(Дети продолжают историю и объясняют, почему такой конец.)Всем было неприятно, когда девочка давала прозвища. У каждого есть имя, данное ему при рождении.Упражнение «Мое имя«.
Каждый желающий называет свое имя, может объяснить, что оно означает, как его зовут родители, как его будут называть, когда он будет взрослый, заканчивая словами: «Я бы хотела, чтобы в классе меня называли…
«(ведущий записывает.)
По окончании упражнения дети договариваются, как будут называть друг друга
(без кличек, как хочет владелец имени, доброжелательным тоном.)
— Кто хочет учиться в дружном классе? А что значит дружить? (Помогать, выручать, ничего не прося взамен; делиться, играть, уступать и т. д.? В песне поется: «Друг всегда поможет, лишнего не спросит». Если дружба настоящая, она длится долгие годы, иногда всю жизнь). — Я мечтаю о том, чтобы наш класс был дружным, все вместе закончили школу. И все эти годы вы были бы, как одна большая семья. — Какую сказку вы помните, где без дружбы все закончилось бы плохо?
(«Дружба зверей», «Репка» и др.)Чтение сказки(по выбору ведущего).
— Вот и подошло время пребывания в стране под названием «Дружба». Хотите ли остаться в этой прекрасной стране, где все уважают друг друга, понимают, помогают, помнят о дне рождения, называют друг друга только по имени, вежливо разговаривают?. Мы должны знать, что умению дружить нужно учиться, дружбу нужно заслужить. Давайте запишем в тетрадях законы страны, в которой мы побывали. Пусть самолет доставит больше людей в эту страну.
Занятие 2. Путешествие в страну Волшебных словЦель:
развивать внимание к окружающим, умение вежливо обращаться, способность понимать эмоциональное состояние другого человека, желание делать приятное.
Ритуал приветствия.
Приятно проводить занятие в дружном классе. Улыбнёмся друг другу и пожелаем мысленно здоровья, добра и счастья. Давайте представим, что сегодня прекрасный солнечный день, яркое солнце заглядывает к нам в окна, у всех хорошее настроение! Давайте хором скажем: «Здравствуйте!» Видите как хорошо нам, когда звучит наше приветствие.
Беседа.
— Ребята, кто знает песню композитора Шаинского об улыбке:
(звучит один куплет песни.)
Давайте подпоём вместе. Эта песня и нам помогает поделиться улыбкой, и значит, проявить своё доброе отношение, расположение друг к другу. А от этого и настроение становиться лучше, правда? Вот мы и попали в страну Волшебных слов. А как мы называем человека, который никогда не забывает, что к другому надо всегда относиться внимательно, сердечно, по-доброму? — Верно, вежливым, воспитанным. Сегодня у нас пойдёт разговор о волшебных словах. Для этого поиграем в игру «Вежливо — невежливо».
Упражнение «Вежливо

невежливо».
Если вежливо—хлопните два раза, невежливо — не хлопайте. Поздороваться при встрече Назвать кличкой одноклассника Толкнуть, не извиниться Извиниться за опоздание Первым войти в столовую Не встать, обращаясь к учителю Спросить разрешения войти в класс при опоздании на урок Не уступить место старшим в автобус. Мы должны быть вежливыми, внимательными друг к другу. Это нам ничего не стоит. Есть такое известное выражение: «Ничего не стоит нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». От нас уже требуется помощь, мы получили сигнал бедствия. Маленькая Смешинка, изгнанная из страны, прислала нам письмо, в котором просит помощи. Вот что она пишет: «Дорогие ребята! У нас беда! В стране захватила власть страшная Злобуля. Она замуровала в стену все добрые слова, весёлые песни, смех и радость. Сделала своими приближёнными жадность, зависть, сплетни, клички, а главным помощником — страх и грубые слова. Теперь у нас хмуро даже днём, все дерутся и обижают друг друга, сплетничают и обзываются. Все боятся её. Помогите Нам! Вы, наверное, знаете волшебные слова, которые помогут вам быть доброжелательными, вежливыми, весёлыми, заботиться друг о друге. Вспомните их, пожалуйста, и тогда вы поможете победить страшную Злобулю». Звучит мелодия. Ведущий объявляет, что мы на связи (можно использовать сотовый телефон). Дети вспоминают все знакомые им слова приветствия, прощания, одобрения и говорят их. — Ну что-же, теперь я уверена, что Злобуле придётся покинуть страну Волшебных слов. Давайте поможем Смешинке стать снова весёлой и жизнерадостной. Найдём ласковые слова, чтобы успокоить её.
(Дети называют слова утешения и поддержки.)
Итак, ребята, сегодня мы путешествуем по стране волшебных слов. Какими только приветствиями не пользуются люди всей Земли! Салют! Чао! Салам Алейкум! Хау ду ю ду!… Одно африканское племя изобрело приветствия на все случаи жизни: акуше — работающему, акуаре — уставшему, акурин — путешественнику, аквалейо — чужестранцу. Есть особые приветствия для сидящего, стоящего, лежащего, счастливого, несчастного и т. д. Представляете, каково приходится маленьким африканцам, пока они всё это выучат. А ведь нельзя перепутать. Это считается невоспитанностью. Движения, жесты, которыми обменивались люди разных стран в момент приветствия ещё разнообразнее. Жест—это движения телом, головой или руками. Одни кланялись в пояс, другие падали на колени и ударялись о землю лбом, третьи подносили руку ко лбу и сердцу. Знатные дамы приседали в глубоком реверансе. Доблестные мушкетёры, изящно склонившись, помахивали своими великолепными шляпами. Рыцари поднимали забрало тяжёлых шлемов. Рабы Древнего Рима обнажали обритые головы. Словом всего не перечислить. А как мы приветствуем друг друга? Да, по-разному отмечают люди разных стран самое простое и самое частое событие в своей жизни — встречу с другим человеком. И всё-таки общее тут есть.
Уклоняться от приветствия или не отвечать на него во все времена и у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим.
Ведь в поклоне, в коротких словах приветствия заключено очень большое и важное содержание: «Я тебя вижу человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья». Вот что означает простое, обыкновенное «здравствуйте». Об этом удивительном слове поэт Владимир Солоухин написал стихотворение. Послушайте его, пожалуйста. Здравствуйте! Поклонившись, мы друг другу скажем. Хотя были совсем незнакомы. Здравствуйте! Что особого в том, что мы друг другу сказали? Просто здравствуйте, больше ведь мы ничего не сказали? Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? —Вот видите, вы поздоровались, и на «капельку радостней сделалась жизнь». Правда, многое тут зависит ещё и от того, как вы поздоровались. Например, один мальчик второпях поздоровался с учителем, сказав ему «не то дрась, не то брысь».
Чтениеипроигрывание сказки.
— А теперь послушайте, я прочитаю вам сказку. А сказку эту написал итальянский сказочник Дж. Родари. «Розовое словцо «привет». Один мальчик растерял все хорошие слова, остались у него только плохие. Тогда мама отвела его к доктору (у доктора были огромные усищи). Тот сказал: — Открой рот, высунь язык, посмотри на кончик своего носа, I надуй щеки. И потом велел мальчику пойти и поискать хорошее слово. Сначала мальчик нашел такое слово (показывает расстояние сантиметров двадцать), это было слово «У-у-уф». То есть нехорошее I слово. Потом вот такое (сантиметров 5-10) — «отстань!» Тоже плохое. Наконец, он обнаружил розовое слово «привет», положил его в карман, отнес домой и научился говорить добрые слова, стал хорошим мальчиком. Дети, прослушав сказку, получают роли мамы, врача, мальчика и начинают действовать в соответствии с фабулой рассказа.
Упражнение «На улице».
Спросить с помощью вежливых слов, как пройти к музею, кинотеатру, бассейну и т. д.
Упражнение «Подарок».
Друг уезжает в далёкое путешествие. Вам хочется сделать ему подарок. Нужно подарить его с помощью мимики и жестов, а друг должен отгадать. Желательно сделать подарок каждому участнику.
Подведение итогов.
— В какой стране мы побывали на прошлом занятии? А сегодня мы были в «Стране волшебных слов». Люди, побывавшие в других странах, всегда оставляют в своей памяти главное. Побывав в стране волшебных слов, мы тоже должны запомнить:
называть друг друга всегда по имени, пользоваться вежливыми словами, делать для друзей приятное.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: