Различные ограничения инвалидов, связанные с их физиологическими, психологическими и интеллектуальными возможностями, не только усложняют саму их жизнь, но и препятствуют интеграции в обществе. Большинству из таких граждан зачастую удается создать себе относительно комфортные бытовые условия, но при этом культурная или творческая стороны остаются неудовлетворенными.
Это негативно отражается на общем состоянии людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), тогда как при достаточном включении в мир, к примеру, искусства и других занятных направлений, существенно изменило бы их жизнь к лучшему. Поэтому многие организации, занимающиеся проблемами таких граждан, регулярно проводят конкурсы для инвалидов в различных творческих сферах.
Творчество людей с ОВЗ как этап интеграции
С самого основания Всероссийская организация инвалидов (ВОИ) развивала свою деятельность, защищая права и отстаивая интересы людей с ОВЗ. Она принимала активное участие в формировании всех необходимых законопроектов, связанных с улучшением различных аспектов жизни таких граждан, позволяя им быстрее и проще пройти адаптацию к своему состоянию.
Справка! ВОИ была создана 17 августа 1988 года и на сегодняшний день включает в себя примерно 1,6 миллионов человек, 24,3 тысячи первичных организаций, 2100 городских и районных и 82 региональных.
Но удовлетворение исключительно физиологических потребностей не дает возможности инвалиду почувствовать всю широту своих (пусть и ограниченных в чем-то) способностей. Ощущения полной вовлеченности в социальную жизнь практически всем людям удается получить в полной мере лишь при реализации своего творческого потенциала.
Эта сторона деятельности ВОИ занимает чуть ли не половину времени и ресурсов организации и ее сотрудников, благодаря чему, по словам многих инвалидов, «их жизнь становится счастливее и насыщеннее». В рамках функционирования организации регулярно проводятся как всероссийские, так и региональные творческие мероприятия, такие как фестивали, конкурсы для взрослых и детей-инвалидов.
Главными задачами данных проектов является не только обеспечение максимальной интеграции людей с ОВЗ в жизнь общества, но выявление их потенциальных возможностей. Результаты, полученные в ходе проводимых на постоянной основе конкурсов, подтверждаются реальными достижениями, что не только здоровые люди способны быть талантливыми и целеустремленными, но и инвалиды в этом не являются исключением.
Познавательно-творческий проект для школьников с ОВЗ на тему: Весна
Познавательно-творческий проект для детей с ОВЗ старшего школьного возраста «В обнимку с листопадом».
Познавательно-творческий проект для детей 14-17 лет с ОВЗ. Данный материал будет полезен воспитателям и другим педагогам образовательных учреждений интернатного типа для проведения экскурсий, классных часов на осеннюю тематику, уроков природоведения, рисования. Автор: Лопатина Елена Юрьевна, воспитатель ГКОУ РО школы-интерната VIII вида п.Орловского Ростовская область Тип: познавательно-творческий. Возраст участников: 14-17 лет (старшая группа интерната). Продолжительность: краткосрочный (сентябрь-октябрь) Актуальность . Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей. Великий критик Белинский В.Г. считал природу «вечным образцом искусства». Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо, она лучше, чем что-либо, обогащает психику ребенка, совершенствует его эстетический вкус. Цель. Воспитание эмоционального отношения к природе как к неиссякаемому источнику красоты и творческого вдохновения. Задачи. -Развивать наблюдательность и любознательность у детей в процессе ознакомления с осенними изменениями природы. -Пробудить у воспитанников чуткость к окружающему посредством созерцания ярких красок осенней природы и восхищения ею. -Воспитывать любовь и интерес к природе. Ожидаемый результат Приобретение воспитанниками опыта ценностного отношения к природе как к источнику красоты, гармонии, обогащения духовного мира и эстетического развития личности ребенка. Подведение итогов -сбор и оформление гербария, создание фотоальбома . Мероприятия в рамках проекта: -Экскурсии «Природа осенью», «Красота осенней клумбы». -Игровые занятия «Мир природы», «Вот и лето прошло», «Правила поведения на природе». — Тематические прогулки-наблюдения «Перелетные птицы», «Краски листопада». -Творческая деятельность- рисунки на тему «Приметы осени», изготовление поделок из природных материалов для участия в конкурсах, выставках. -Посещение театрализованного представления «Золотая осень» в Доме культуры. -Сбор осенних листьев, их подсушивание и оформление гербария. -Совместное оформление фотоальбома проекта. Фотоальбом проекта.
Мы расскажем вам дивную сказку, Как на землю спускается осень, И ее разноцветные краски Волшебство повсюду разносят.
Вот на клумбах, цветах и деревьях- Ее легкий, скользящий оттенок, Это чудо такое, поверьте, Разве можно его не отметить? Мы во всем постарались увидеть Красоту увяданья природы, А еще удалось нам услышать Переливы осенних мелодий…
В сентябре еще только начало Тишины и покоя в природе И лишь грустная песня звучала улетающих птиц с небосвода… А октябрь кистью багряной И травы и деревьев касался. И с трудом узнаем мы поляну, Только серое небо осталось…
Но в душе так легко быть поэтом, Так решили мы и угадали- Чтобы нам сохранить краски лета, Взяли- листьев насобирали!
Их сушили, хранили с любовью, и гербарий теперь вам покажем- О прогулках осенней порою Он чудесно и ярко расскажет!
Осень дивная, щедрая, разная, Мы ее такой рисовали-
А еще все мгновенья прекрасные В этих фото для вас оставляли!
И, конечно, мы осень «творили», Мастерство наше вы оцените- Как смогли мы , изобразили, Только вы не строго судите!
Пусть у каждого времени года Своя прелесть и чуточку тайны, Но богатство осенней природы Оценили мы не случайно!
Рекомендуем посмотреть:
План-конспект урока английского языка в 6 классе Социальный проект в школе Проектная деятельность в 4 классе Проект для школьников по домоводству
Похожие статьи:
Проектная деятельность на уроках английского языка
Проектная деятельность в школе
Проект: Наше будущее, 7-9 класс
Семинар практикум для учителей школы. Проектная деятельность
Семинар практикум для педагогов школы. Учебное исследование
Россия в составе «Абилимпикса»
Организации для инвалидов во всем мире стараются максимально улучшить качество жизни граждан с ограниченными физическими, интеллектуальными и психическими возможностями. Эта цель приводит их к объединению, потому что благодаря совместным действиям и обмену накопленным опытом позволяет выполнять возложенные функции во много раз быстрее и эффективнее.
Россия вошла в состав движения «Абилимпикс» в 2014 году
Одной из таких организаций является «Абилимпикс» – Международное некоммерческое движение. Главная задача данной организации – это создание системы конкурсов, направленных на профессиональное мастерство среди людей с ОВЗ. Такой подход обеспечивает качественную и эффективную профориентацию и мотивацию инвалидов к получению профессионального образования, а в дальнейшем трудоустройства и интеграции в социальную жизнь.
Спорт для инвалидов
Россия вошла в ряды движения «Абилимпикс» в 2014 году, что дало ей возможность позиционировать себя как социальное государство на международной арене, которое полностью поддерживает принципы Конвенции ООН о правах людей с ОВЗ.
Движение «Абилимпикс» полноправно считается единственной системой конкурсов, которая поощряет развитие профессионального мастерства у части населения, имеющего инвалидность.
Оно зародилось в Японии и успешно развивается по всему миру с 1972 года. На текущий момент в движении участвуют 47 стран. С каждым годом все больше субъектов РФ присоединяются к данной организации, что позволяет стране в целом повышать качество социализации людей с ОВЗ.
Участниками движения являются взрослые люди, имеющие отклонения здоровья, дети-инвалиды школьного возраста, а также студенты ВУЗов и колледжей. Одним из ярких событий для сборной команды России стало получение 10 места в 2020 году на международном чемпионате, организованном «Абилимпикс», проходящим в городе Бордо во Франции.
В России идет постоянное развитие данного движения, и для вовлечения в систему конкурсов уже в 84 регионах страны открыты . Кроме этого, начали свою деятельность 85 волонтерских центров, задачей которых является сопровождение и обеспечение потребностей чемпионатов, а также помощь в изменении отношения к инвалидам в обществе.
«Разноцветные идеи». Новые техники и материалы для творчества с детьми с ОВЗ и не только
Ольга Шехтер (Молящева)
«Разноцветные идеи». Новые техники и материалы для творчества с детьми с ОВЗ и не только
В последнее время появились новые современные материалы и оборудование для рисования и моделирования, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным и развивающим.
Но моя задача, как педагога по изодеятельности — выбрать из этого многообразия такие техники и материалы, которые будут иметь психотерапевтическое и коррекционное воздействие, т. е. создать для детей с ограниченными возможностями здоровья специальные условия для коррекции тех или иных нарушений.
Материал для творчества необязательно покупать в магазине, можно сделать своими руками. Прочитав идеи по его изготовлению, вы поймете, что это не только полезный, но очень увлекательный, интересный и захватывающий процесс.
Например, ребенок с аутизмом — это ребенок, закрытый для всего мира. И изостудия должна стать для него особой средой, средой эмоционально чувственного воздействия на мир этого ребенка, где он ощутит себя защищенным и свободным в своем самовыражении.
Планирую занятия с аквапластилином. Этот пластический материал появился не так давно и я его использую в своей практике. Вижу положительное влияние этого приема на особых детей. Есть у этого пластилина замечательное свойство – он очень легкий, это позволяет поделкам удерживаться на поверхности воды. Пластилин легко принимает нужную форму, мягкий, не липнет к рукам. Цвета яркие, сочные.
Темы лепки: водоплавающая «живность», цирк на воде, аквапарк, подводный мир. После творческой работы собираемся с ребятами на ковре и пускаем в плаванье наши «созданья». Радости нет предела. Даже мамы и папы, и воспитатели после таких занятий спешат в магазин за коробочкой такого пластилина. И мне счастье — мои воспитанники творят и дома.
«Рисунок в пакете» — необычный способ рисования, а необычное и новое всегда интересно. И нужно для этого совсем немного: прозрачный пакет, краски, скотч, блестки и растительное масло. Ребенок получит огромное удовольствие от надавливания пальчиками и попыток смешать краски, а масло этому препятствует. Краски как будто разбегаются, друг от друга…
Рецепт: положите в зип-пакет по чайной ложке красок (гуашь). Лучше не смешивать больше двух цветов, иначе получится черно- серая масса. Добавьте немного подсолнечного масла. Закройте замок на пакете. Приклеите скотчем пакет на оконное стекло, на дверь или на стол. Блестки делают рисование интереснее. Наблюдение за этим явлением завораживает, расслабляет, успокаивает ребенка.
Таким же эффектом обладают и «сенсорные бутылки», которые создать самим очень просто. Главное подобрать идеальный легкий наполнитель. Вариантов создания такой бутылочки много в интернете.
Материалы:
• пустая прозрачная бутылка с герметичной крышкой,
• глицерин (1-3 ч. ложки);
• вода кипяченая;
• гель для волос или душа;
• пищевой краситель; блестки.
Соединить все «ингредиенты» и заклеить крышку. Чем больше глицерина, чем тягучее жидкость.
Идеи наполнителей: резинки любого цвета, перья, помпоны, конфетти, цветные ленты, гелевые шарики, пайетки, мишура.
Аромат кофе, какао, шоколада всегда привлекает людей, а детей особенно. Рецепт «шоколадный пластилина» нашла тоже в интернете. Детские руки так и тянутся к такому материалу и здесь не нужны излишние инструкции. Важно предложить дополнительно: скалки, формочки, бусины, пайетки и т. д. Вместе с ребятами мы создавали ароматные кулинарные шедевры, с нетерпением ждали их высыхания, чтобы использовать их в сюжетных играх в группе.
Рецепт: 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стакан горячей воды, 1 стол. ложка растит. масла,1 стол. ложка лимонной кислоты, порошок какао на глаз. Смешать все сухие продукты. В кастрюле довести до закипания воду с ложкой масла, вылить в смесь.
Массу перемешать, добавить еще какао, если нужно сделать пластилин более шоколадным по цвету. Вымешивать, пока не получится эластичное, не липнущее к рукам тесто.
Ко мне в изостудию приходят дети, которые рисуют только чёрным цветом, и я понимаю, передо мной стоит особая задача – сделать мир такого ребенка разноцветным. Для пробуждения чувств и переживаний я использую нетрадиционные техники. Всем вам знакомы коллективные коллажи, и «восковая» и «пальцевая» живопись, и «кляксография», и монотипия, и приёмы рисуночной арт-терапии. Особенно полюбилось детям рисование «объемными красками», которые позволяют создавать забавные пухлые рисунки. Для такого рисования нужна плотная основа, т. к. краска твердеет после высыхания…
Рецепт:
2 стол. ложки муки, 2 стол. ложки мелкой соли, 3 чайной ложки разрыхлителя. Добавить воды, размешать. Окраска — гуашью или пищевыми красителями. Наносить краску удобно на плотную бумагу, картон толстой кистью, ватными палочками или выдавливать из бутылочки с тонким носиком. Для придания объема — запечь в микроволновке (10-20 сек.)
(фото ниже).
Не так давно в моем педагогическом арсенале появился рис, не простой, а разноцветный. Как я его использую видно на фотографиях. Идеальный наполнитель для сенсорной коробки.
Рецепт: стакан риса насыпать в плотный пакет, добавить щепотку сухого пищевого красителя; потрясти пакет; после этого долить 1 ч. ложку спирта (вариант — с уксус. кислотой). Просушить до исчезновения запаха. Таким способом стала красить макароны-ракушки и звездочки и даже буковки. Дети украшают свои лепные работы и пищат от восторга, потому что все яркое, миниатюрное.
А если предлагаю белые подносы невысокие — пробуют рисовать рисом, держа ладонь как при рисовании песком. Впечатления и ощущения от этого процесса непередаваемые не только у деток, но и у воспитателей.
Живая творческая работа с детьми создаётся здесь и сейчас, не потом, не после, не на будущей выставке, а именно здесь! Прямо сейчас! Сиюминутно! Вот поэтому я придаю значение особой атмосфере. В моем случае важен эффект не научения, а эмоционального погружения в творческую деятельность — все это и является специальными методами обучения с детьми с ОВЗ.
IMG]/upload/blogs/detsad-64120-1504067460.jpg[/IMG]
Основные направления творческой жизни инвалидов
Люди с ОВЗ так же, как и обычные граждане, могут без особого труда осваивать любые культурные навыки, единственное, что у них могут быть определенные сложности с реализацией своего творческого потенциала. Но определенные организации создаются с целью снести эти преграды и дать возможность инвалидам насладиться своими умениями и даже состязаться за призы.
Они организуют бесплатные конкурсы для детей и для взрослого населения, страдающего какими либо отклонениями здоровья, ставшими причиной инвалидности. Так, по хроникам последних нескольких лет самыми яркими событиями стали следующие мероприятия.
Конкурс «Без барьеров»
В 2017-2019 годах ВОИ и Союз художников провели VII Всероссийский фотоконкурс «Без барьеров», посвященный жизни инвалидов. Мероприятие было приурочено 30-летию ВОИ. Тематическое направление конкурса — «Поверить в себя», что подразумевало поиск внутренней силы, энергии и желания достичь своей мечты, что кроме помощи со стороны различных служб и организаций для инвалидов, следует, прежде всего, найти свои опоры, которые станут фундаментом для дальнейшего роста.
Конкурс для слепых
В Ижевске 14 ноября 2020 года для детей-инвалидов по зрению прошел открытый конкурс по письму и чтению по системе Брайля, который дал возможность определить лучшего чтеца. Мероприятие было приурочено к Международному дню незрячих людей, который отмечается 13 ноября, и проводилось для привлечения к изучению системы Брайля. В конкурсе приняли участие ученики некоторых школ и школы-сада, а также все население Ижевска, которые владеют системой Брайля.
Международная премия «Филантроп»
В 2020 году отмечалось сразу два юбилея: 30-летие ВОИ и 10-ое вручение международной премии «Филантроп» – благотворительного проекта, генеральным партнером которого является торгово-промышленная палата (ТПП) России. Проект проводится под эгидой ВОИ – самого крупного члена ТПП.
История организации мероприятия берет свое начало с 1996 года, когда на форуме Молодежной палаты было заявлено о первой премии для людей с ОВЗ. Через 3 года в концертном зале «Россия» в рамках благотворительного концерта «Быть добру!» прошла ее презентация. А 27 мая 2000 года на подмостках театра «Новая опера» состоялась первая церемония вручения.
Это лишь малая часть общественных мероприятий, проводимых для инвалидов с целью их успешной адаптации в обществе и приобретения профессионального направления. Благодаря им у людей, с которыми так несправедливо обошлась судьба, появляется достаточно возможностей, чтобы наладить свою жизнь и найти круг общения по интересам, что является одним из важнейших этапов их социализации.