Сказки народов мира
Слайд 1.музыка
(русская народная)
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по страницам любимых сказок. А вы знаете, что в мире существует до двадцати миллионов сказок: народных, то есть, сочиненных многими людьми, и авторских, придуманных конкретными авторами.
Есть сказки волшебные с Бабой-Ягой, Кощеем Бессмертным, Василисой Прекрасной, золотой рыбкой. Есть сказки про животных. Они веселые и поучительные, напоминают басни. Существуют и бытовые сказки. Герои в них — короли, солдаты, ремесленники, простые крестьяне. Как правило, мужик или бывалый солдат — выходят победителями, благодаря своей силе, ловкости и смекалке. Чаще всего, сказки России-это героический эпос, так как в свое время у России было много врагов, то героические сказки показывали силу народа, его мощь.
А вот скажите, что общего у сказок народов мира? Правильно, добро всегда побеждает зло. А для чего нам нужно обязательно читать сказки? Потому что сказки собирают народную мудрость, учат нас добру, ценить красоту. Недаром они заканчиваются словами: “Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”.
Сказки есть у всех народов. Вот сегодня мы и узнаем немного о сказках некоторых стран.
Слайд 2
М ы познакомимся с народными сказками, Чехии и Дагестана. А начнем, конечно же, с России.
- “Никита Кожемяка”
Слайд 3
Народные сказки знакомы всем, но в науке нет единого определения этого жанра. Словом, «сказка» мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные истории, и замысловатые авантюрные повести, и сатирические анекдоты. Каждый из этих видов устной народной прозы имеет свои отличительные особенности: свое содержание, свою тематику, свою систему образов, свой язык. А характерный признак сказки-в ее вымысле, в том, что она подается сказочником и воспринимается слушателями прежде всего, как поэтический вымысел, игра фантазии.
Ребята, кому принадлежат строки: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»? Если не помните, то это великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Сказки ему на ночь рассказывала няня Арина Родионовна. Возможно, среди любимых сказок поэта была история о русском богатыре Никите Кожемяке.
Слайд 4
Сейчас мы посмотрим очень веселую и поучительную сказку, где главный герой — Никита Кожемяка.
Слайд 5.
Сказка
Понравилась сказка? Благодаря каким качествам Никита победил дракона? (ум, сила, смекала) Молоды ребята!
Слайд 6
Страной Восходящего Солнца называют Японию. Поэтично, правда? Японские сказки отличаются от русских своеобразной философией и мудростью.
Одна из самых известных в России японских сказок — «Три связки соломы» об отважном и добром мальчике-сироте. По сказке был снят мультфильм, который мы сейчас с вами увидим.
Сказка
Слайд 8
А теперь мы поговорим немного о Чехии. В Чехии очень много сказок о животных, разных волшебных преданий и сказаний. Животные в сказках, порой совершают такие же поступки, как и люди в реальной жизни. Чаще всего, поступки, конечно же, добрые. Авторская сказка про заботливого и доброго крота любима не только детьми. Её с удовольствием смотрят и взрослые. Сказка называется Крот и ласточка.
Слайд 9.
Сказка
После просмотра: Хотели бы вы себе такого друга, как милый крот? Почему он вам нравится?
Слайд 10
Сказки о животных популярны и в Белоруссии. Белоруссия — наш близкий сосед и друг. Она, несомненно, похожа на нашу страну. Сказки всех славянских народов очень близки друг другу, но вместе с тем и глубоко различны, поскольку в них отражается жизнь той среды, в которой они бытуют, история того народа, что их создал и хранил, определенная историческая действительность. Поэтому у России и Белоруссии много общего, и сказок это тоже касается. Только Белорусские сказки немного отличаются, ведь у них своя история и свои герои. Этот славянский народ любит сатирические сказки, высмеивающие жадность, упрямство и глупость. Познакомимся с одной из таких сказок. Она называется «Как пан конем был».
Сказка
Видео. После просмотра: Пан, это как наш русский боярин. Владелец большой усадьбы и знатный человек. За что домовой его наказал? За жадность, злобность и не желание помогать. Только оказавшись в чужой шкуре, уяснил, что так делать нельзя. Ведь все то зло и невнимание, что мы показываем людям, к нам же и вернется.
Слайд 12
Вот и подошли мы к последней на сегодня стране. Это Дагестан. Соседняя республика. Дагестанские сказки интересны самобытной культурой и традициями. Они поучительны. Чаще герои таких сказок – богатыри, бескорыстно служащие людям, добросовестные труженики или мудрые девушки. Рассказы об удивительных путешествиях, о разрешении трудных задач, об остроумии и изворотливости главного героя. Но мы посмотрим сейчас сказку про Шайдулу-лентяя. А потом вы мне скажете, за что был наказан этот герой.
Сказка
Слайд 14
Итак, за что был наказан Шайдула?
Верно, за лень и глупость, а также за нежелание следовать умным советам. Ведь говорили ему дерево и рыба: помоги нам и будет тебе благополучие. Кстати, самые любимые пословицы у дагестанского народа такие: «Чтобы достигнуть почестей и величия, понуждай себя к труду».«Труд и терпение превращаются в золото».
Читайте сказки, учитесь у них быть добрее и справедливее!
Слайд 15
Вот и подошло к концу наше маленькое путешествие по сказкам. Мы посетили всего пять стран. Но у вас есть возможность продолжить путешествие самостоятельно. Читайте сказки, учитесь у них быть добрее и справедливее. Перенимайте у них жизненную мудрость.
Играем со сказками. Сказки народов мира.
Давайте мы сегодня с вами поговорим о том, как сказки нас объединяют! Нас – это всех людей на планете. Несмотря на то, что мы такие разные у нас есть сказки, с помощью которых мы хотим донести до наших детей, что такое добро и зло, что такое щедрость и жадность, что такое истинная красота и любовь и именно потому, что цели у нас у всех одинаковые, то и сказки очень похожи.
Для начала я предлагаю найти такие сказки и познакомиться с ними, а потом я расскажу вам, как мы будем в них играть.
- А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбка» (Россия), Братья Гримм «О рыбаке и его жене» (Германия)
- Шарль Перро «Золушка» (Франция), Братья Гримм «Госпожа метелица» (Германия), С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» (Россия)
- А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (Россия), Ш.Перро «Спящая красавица» (Франция), Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» (Германия)
- С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» (Россия), «Красавица и чудовище» (Франция).
- К.Коллоди «Приключения Пиноккио» (Италия), А.Н.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино» (Россия).
- Хью Лофтинг «Доктор Дулитл» (Англия), К.И. Чуковский «Доктор Айболит» (Россия).
- Л.Ф.Баум «Удивительный Волшебник из Страны Оз» (Англия), А.М. Волков «Волшебник изумрудного города» (Россия).
Я обозначила лишь малую часть похожих сказок у разных авторов разных стран, пусть первой вашей увлекательной игрой с ребенком станет самостоятельный поиск похожих сказок и сюжетов. Это могут быть сказки разные по сюжету, но схожие по смыслу, например «Царевна лягушка» и «Щелкунчик», в обеих сказках главные герои скрываются под маской лягушки и некрасивой куклы, но появляется кто-то, кто верит в них и помогает обрести свое истинное лицо.
После того, как сказки найдены можно, заняться поиском отличий между ними (раз сходства мы уже нашли).
Ну а теперь играть!
Давайте устроим игру «Угадайка». Во-первых, вы можете показывать друг другу небольшие сценки из разных книг (только для этого вам надо их прочитать). Например, вы прочитали «Доктор Айболит» и «Доктор Дулитл». Написали на листочке бумаги название сказки (так вы и чтение потренируете) и предлагаете ребенку вытащить бумажку со сказкой. Ребенок ее читает и показывает небольшую сценку так, чтобы вы поняли о какой из 2 сказок идет речь (чем более взрослый ребенок и чем больше сказок вы прочитали, тем больше надписей у вас будет появляться). Вот вытащил малыш сказку про Айболита, что он может вам показать? Например, как у Айболиту шакал прискакал (в английской сказке к доктору ласточка прилетела).
Если ребенок мал для того, чтобы показывать сценки, то поиграйте с иллюстрациями. Точно также для начала вы можете брать 2 похожие сказки, раскладывать перед ним несколько иллюстраций каждой из них и просить найти иллюстрации конкретной сказки. Вот, например, вы догадаетесь, из каких сказок эти иллюстрации, какая из Айболита, а какай из доктора Дулитла?
Следующая игра, мы будем создавать свои сказки на основе сказок авторов разных стран. Например, возьмем сказки про спящих царевн (Русскую, Французскую и Немецкую). Внимательно прочитаем каждую из них, а потом предложим ребенку придумать свой сюжет на основе всех этих сказок. Например, злая царица усыпит Белоснежку веретеном, а не яблоком, а принцу поможет найти царевну не ветер, а гномы. Вы можете вплетать своих героев и изменять события так, как это больше понравится ребенку, главное взять что-то от каждой сказки.
Следующая игра будет похожа на предыдущую, только мы будем использовать различные иллюстрации к сказкам для составления своих. Возьмите (найдите в интернете) иллюстрации из сказок Аленький цветочек и Красавица и чудовище, распечатайте их и перемешайте, а потом предложите ребенку выбирать иллюстрации, выкладывать их в цепочку и рассказывать сказку на основе них (так как сюжеты сказок немного различаются, у вас может получиться необычный симбиоз сказок двух стран).
Попробуем угадывать сказки, называя друг другу только несколько прилагательных слов. Начинать можно с 5, постепенно уменьшая их количество. Например, длинноносый, деревянный, непослушный. Сразу возникают в голове 2 персонажа: Пиноккио и Буратино. Значит, вам нужен еще один признак, который укажет на различия (тут можно использовать не только прилагательные), например, если он врет, у него растет нос. Ответ очевиден – Пиноккио, так как нос Буратино не рос, он оставался всегда одинаковым.
Чем больше похожих сказок автором разных стран вы найдете, тем больше возможностей для игр у вас откроется. Очень интересно читать не только авторские сказки, но и народные сказки. В них заключена как будто магия из жизни людей, живших очень давно. Например, австралийская сказка «Как появилась луна» показывает нам во что верили люди много-много сотен лет назад и как они объясняли природные явления. А южноамериканские сказки отличаются своими рассказами о животных и объяснением, почему они именно такие. Сказки народов Африки мне кажутся самыми загадочными, но и самыми жестокими, но и это объясняется легко. Ведь у них очень не простой образ жизни (у африканских племен) и вся их жизнь борьба. Почитайте с ребенком народные сказки, пришедшие к нам с разных континентов и попытайтесь понять, почему они именно такие, что наложило на них свой отпечаток.
А как со сказками играете вы?
P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с моего письменного согласия. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены. Автор: Костюченко Мария. Онлайн-школа «Учимся играя»
Вам будет интересно:
Веселая переменка. Детки-цветочки
Тематические игры для проекта «Волшебник изумрудного города»
Масленичные квесты для детей