Литература. 9 класс. Поурочные планы по учебникам Коровиной В.Я., Курдюмовой Т.Ф.


Тема урока: «Русский национальный характер в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека»

Цель урока:

учить постигать идейный замысел произведения и авторскую позицию путём анализа текста.

Задачи урока:

через рассказ Шолохова познакомить с судьбой человека военного времени; выявить сильные черты характера человека в трудных жизненных ситуациях, отметить умение человека выстоять перед жизненными невзгодами;

формировать и развивать коммуникативные навыки школьников;

способствовать воспитанию духовно-нравственной личности

Оборудование:

компьютер и проектор, мультимедийная презентация, текст рассказа, фрагменты фильма С. Бондарчука, карточки-информаторы

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя Народ подобен огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни — это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история и духовные традиции. На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над произведением, которое возвращает нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. «Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»», – так писала одна английская газета.

III. Целеполагание. – Обратимся к теме урока. Скажите, что станет предметом нашего разговора? (Проследиnm жизненный путь Андрея Соколова, главного героя рассказа ,через рассказ Шолохова познакомить с судьбой человека военного времени; выявить сильные черты характера человека в трудных жизненных ситуациях, отметить умение человека выстоять перед жизненными невзгодами, а также понять смысл названия рассказа.) -Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой? Что смог сохранить в своей душе? Об этом наш разговор на уроке. – К сегодняшней теме у нас нет эпиграфа. Я предлагаю вам подобрать его самостоятельно, и сделаем мы это после обсуждения рассказа в конце урока.

IV. Актуализация знаний учащихся. – Рассказ М.Шолохова стал событием. А как восприняли рассказ «Судьба человека» вы? Почему это небольшое произведение не оставляло равнодушными первых его читателей и волнует современного человека? – Докажите, что по биографии героя можно проследить основные этапы пути, пройденного всей страной. Какие это этапы? -В чем своеобразие композиции произведения? («рассказ в рассказе», показывает, что автор-повествователь не просто слушатель, он переживает судьбу Андрея Соколова, становится соучастником происходящего.) — Что, по-вашему, утратил бы рассказ, если бы повествование велось непосредственно автором? (Исчезли бы острота, эмоциональность событий. Герой рассказывает нам о своей жизни так, как чувствует сам, он будто заново переживает все, происшедшее с ним. Рассказ от первого лица создает впечатление необыкновенной достоверности и документальной точности.)

V. Мотивация учебной деятельности А. Толстой писал: « Русский характер легкий, открытый, добродушный, жалостливый, когда жизнь не требует его к тяжелой жертве. Но когда приходит беда — русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу, — не щадя себя, не щадит и врага». -Как вы понимаете слово «характер»? — Давайте обратимся к словарной статье. (Характер — совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка). -Какие положительные черты характера вы можете назвать? — Можем ли мы сказать, что Андрей Соколов, главный герой рассказа, имеет те черты характера, что мы назвали? Будем рассуждать, опираясь на текст рассказа и таблицу «Черты русского национального характера» , которую вы заполнили дома.( Дома дети в тетрадях составляют и заполняют таблицу «Черты русского национального характера»).

VI. Работа по тексту рассказа. — Какие части можно выделить в рассказе-исповеди героя? — Как проявляется характер героя в мирное время? В чем видит А. С. свое счастье в довоенной жизни? (Не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: «Чего ещё больше надо?» В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.) — Что же так изменяет установившийся порядок в семье? (В мир, построенный бережно и любовно, врывается война. Жизнь людей неотделима от исторических событий. Так и вмешивается история в судьбу человека.) — Почему рассказ о войне Андрей Соколов начинает именно с воспоминаний о мирной жизни? (Он прошёл через многие испытания, и то, что казалось обыкновенным, стало дороже.) — Как сложилась военная судьба Андрея Соколова? Исторический комментарий — С какой целью ввел Шолохов описание плена? (Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. ). Зачитать отрывок, в котором А.говорит об отношении фашистов к пленным. — В каких эпизодах характер героя проявляется с наибольшей силой? — Рассмотрим их подробнее. — Какое значение имеет эпизод «В церкви»? (раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах.) — Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене? – Какая жизненная позиция ближе всего Соколову? (В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция и самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни жизням других людей герой не приемлет. Эпизод «В церкви» показывает, как жестоко проверяется характер героя. Жизнь ставит его перед необходимостью выбора. Герой поступает так , как велит ему совесть.) _ Зачем ,по-вашему, автор вводит в рассказ образ предателя? (1. Покорность обстоятельствам, трусость, подлость, лицемерие повлияли на судьбу этого человека. 2. Он принял смерть от рук тех, чьи жизни хотел отдать врагу во имя своего спасения. 3. Рядовой поступок врача оказывается подвигом на фоне предательства.)

Предлагаю посмотреть другой важный эпизод.

— Военнопленный Соколов, лагерный номер 331, идет по вызову, готовясь к смерти. А можно ли подготовиться к смерти, привыкнуть к ней?( К смерти нельзя привыкнуть, к ней нельзя подготовиться. Но принять ее можно по-разному, в зависимости от того, есть ли у человека характер, так называемый стержень. Сила Соколова в любви и гордости за свою Родину, за русского человека.) — Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой? – В каком физическом состоянии находится герой? Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски? (Подчеркивает его моральную стойкость.) Что мы узнали о Мюллере как человеке? (зачитать) — Почему комендант Мюллер «великодушно» подарил Андрею Соколову жизнь? — Дороги ли нам его слова? Таким образом, диалог с Мюллером — это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. – В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата? (Готовность выстоять, “выдюжить”, сохраняя человеческое достоинство становиться жизненным кредо Соколова «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала») — Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным? – Дважды герой прерывает свой рассказ, и оба раза — когда вспоминает о погибшей жене и детях. Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки. (Чтение наизусть на фоне музыки, выразительное чтение) Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: “За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?” Сердце героя “окаменело от горя” настолько, что даже плакать он не способен. – Шолохов – мастер детали. Одной фразой писатель может раскрыть все, что на душе у героя. Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя? – Народная мудрость гласит: Глаза – зеркало души». Глаза много говорят о человеке. Все, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его глазах… «Словно присыпанные пеплом» – то есть какие, какого цвета? – А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла? (Пепел там, где все сожжено, разрушено. В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.)

Таким образом цветовая деталь помогает понять состояние героя. Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий. — Как может поступить человек, попавший в такую трудную ситуацию? – Произошло ли это с Андреем Соколовым? (Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.) _ Какую роль играет встреча с Ванюшкой в судьбе А.? Что общего в их судьбах? (Две сироты, жизни которых искорежены войной) ( Андрей Соколов, пройдя через войну, потеряв в эти страшные годы всё, что можно было, совершенно опустошённый, встречает Ванюшку с ясными, как небушко, как звёздочки, омытые дождём, глазами. Он стал для Соколова, как бы путеводительным ориентиром, в наполненной черным горем жизни, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.) — Кто кого нашел? — Так чем же жив человек с точки зрения Шолохова? Что он может противопоставить судьбе? Назовите те черты характера, которые мы отметили у Андрея Соколова. Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги, товарищества — эти качества идут по традиции еще от суворовского солдата, их воспел М. Лермонтов в стихотворении « Бородино», Гоголь в повести «Тарас Бульба», ими восхищался Л. Толстой в «Севастопольских рассказах» и «Войне и мире». Все эти качества есть у А. Соколова, героя рассказа Шолохова «Судьба человека». Это и есть лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность. Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека.

VII. Составление синквейна. — Какие две темы проходят через исповедь героя? Работа в парах – составление синквейна к словам мир-война. — Сходится ли наше представление о войне и мире с представлениями А.?

VIII. Роль пейзажа в рассказе. – А теперь давайте еще раз обратимся к началу рассказа. С чего Шолохов начинает произведение? — Какие цвета противопоставлены в описании? (мертвенно-белый, снежный цвет зимы и живой бурый, грязно-желтый, серый цвет ранней весны) – Символом чего является такое противопоставление? (Как на смену зиме с белой холодностью приходит теплая, пусть пока не праздничная, но весна, так жизнь побеждает смерть). – Таким образом, описание природы, данное в начале повествования, является ключевым для понимания смысла произведения. Но, что интересно, значимость этой пейзажной зарисовки мы понимаем только, закончив чтение. — В чем же проявляется гуманизм рассказа? (Несмотря ни на что, Андрей Соколов не утратил возможность к сопереживанию. Исстрадавшееся сердце Андрея все еще способно искренне любить.) — Как выражена в рассказе авторская позиция? (Шолохов в образе своего героя раскрывает трагедию всего нашего народа, его бедствия и страдания. Авторская боль, сочувствие ощущаются в самом тоне повествования, в выборе героя – простого человека, в перипетиях его судьбы. Основной прием построения рассказа – антитеза – тоже служит выражением авторской позиции: мирная жизнь, тихое счастье – разрушительная сила войны; добро и справедливость – чудовищные изуверства, жестокость, бесчеловечность; преданность – предательство; свет – мрак) — Чем поучительна история Андрея Соколова? (Андрей Соколов, простой человек, солдат и отец, выступает как хранитель и защитник жизни, ее основ, нравственных законов, складывавшихся веками. Герой Шолохова защищает смысл и правду самого человеческого существования.)

IX. Рефлексия. -В чём смысл названия рассказа «Судьба человека»? — А что такое судьба? ( Словарная работа) — Подберите синонимы к слову судьба. (Участь, жребий, рок, фатум, доля, предопределение, предназначение.) — Каково лексическое значение этого слова в толковом словаре С. Ожегова? – В каком значении это слово употреблено в названии рассказа? — Почему автор назвал рассказ не «Судьба Андрея Соколова» , а «Судьба человека»? (Подчёркивает тем самым обобщённое значение повествования.) -Перечитаем финал рассказа. . Почему автор говорит в конце о «тяжелой грусти», охватившей его под влиянием услышанного? (Андрея Соколова ничто и никогда не утешит, не поможет забыть пережитое, не возместит его страшные потери. В то же время он, простой человек, не только не сломлен, но и сохранил самое драгоценное в себе — живую душу. Эти два осиротевших человека обретают друг в друге свою новую общую судьбу, взаимно утверждая друг друга в жизни. Писателю и вместе с ним читателю важно было увидеть, что вынесено из этой войны солдатом, с чем будет он жить дальше и чем он будет жить. ЛЮБОВЬЮ. ДОБРОТОЙ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ДОСТОИНСТВОМ. – Подберите эпиграф к нашему уроку. Честь, совесть, порядочность, надежность – самое важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить. Б. Васильев Любовью жив человек. Любовью к земле, жене, детям, языку, товарищу…Оставаться человеком в нечеловеческих условиях — это трудное дело. И.С. Грачева

X. Итоги урока. Рассказ «Судьба человека» — рассказ –протест против войны. Шолохов рассказал горькую правду о войне, поведал миру, какой огромной ценой заплатил советский народ за право на будущее. Приводит нас к убеждению громко сказать свое «Нет!» войне. И мы можем сказать словами С Баруздина:

Войну мы вспоминаем не за тем, чтобы опять победой похвалиться.

Мы просто повторяем вся и всем: «Подобного не должно повториться!»

Рассказ «Судьба человека» получил высокую оценку не только в Советском Союзе, но и за рубежом. ^ 1959 г. фильм «Судьба человека» удостоен главной премии Международного фестиваля в Москве – «Большой золотой приз».

1960 г. создателям фильма Бондарчуку и Монахову присуждена Ленинская премия.

Закончить урок мне хочется словами из нобелевской лекции Михаила Шолохова: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив».

XI. Выставление оценок.

XII. Домашнее задание: ( по выбору) -1)посмотреть фильм и написать рецензию; 2)написать сочинение-рассуждение по одному из эпиграфов.

Урок литературы в 9 классе

Урок литературы в 9 классе

Тема:

«Странная комедия «странного сочинителя».

(по пьесе А. Грибоедова «Горе от ума») 9 класс

Цель:
Образовательная:
создать условия для проблемного анализа текста.

Выделять ключевые слова, образы, идеи.

Определять причинно- следственные связи.

Развивающая:

способствовать формированию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развития речевых навыков.

Воспитательная:

способствовать процессу духовного развития через внимательное и вдумчивое чтение художественной литературы. Воспитывать самостоятельность, сотрудничество, коллективизм, коммуникативность.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя:

«Горе от ума»- одно из загадочных произведений русской литературы, произведение парадоксальное.

Парадоксы судьбы начались до его официального «рождения». Комедия разошлась в списках и была выучена наизусть читающей Россией до ее публикации. Парадокс заключался в жанровом своеобразии. В системе образов и в сюжете произведения. Наконец, парадокс присутствует и в самом названии «Горе от ума».

Именно эти парадоксы бессмертного произведения мы рассмотрим на нашем уроке. (Записать тему)

Эпиграфом урока я взяла слова А.С. Пушкина

«…И гений- парадоксов друг».

-Как вы поняли этот эпиграф?

Много раз прозвучало слово парадокс.

— Как вы думаете, что оно обозначает?

Парадокс-

странное мнение, высказывание. Расходящееся с общепринятыми мнениями, научными положениями, а также мнение, противоречащее здравому смыслу. (записать в тетрадь)

Сегодня мы с вами будем работать в группах. Каждая группа будет выполнять свое задание и затем рассказывать о результатах.

Итак, начнем.

Первая группа будет исследовать парадоксы сюжета, она же будет читать текст произведения (выборочно)

Вторая группа исследует парадоксы характера. Им было дано задание на дом. Как они с ним справились, мы узнаем позднее.

Третья группа расскажет нам о парадоксах жанра. Они также выполняли задание дома.

1.ПАРАДОКСЫ СЮЖЕТА:

Как вы понимаете значение слова сюжет?

СЮЖЕТ: 1.

ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

2.совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения.

История мировой литературы знает два типа комедии: комедия характеров и комедия ситуаций.

— Как вы это понимаете?

-«Горе от ума» — это какая комедия, ситуаций или характеров?

Мы сейчас выясним все ли так просто, как кажется.

Давайте обратим внимание на список действующих лиц.

-Что можно сказать о фамилиях? (они говорящие)

Список действующих лиц, состоящий из говорящих фамилий, указывает на принадлежность пьесы к комедии ситуаций.

На это же указывает и 1 д. яв. 2 (читать)

-Что происходит?

(сцена заполняется двумя парами, одинаково таящимися друг от друга).

Это создает комическую ситуацию.

Идем дальше.

Появляется Чацкий.

-Сколько времени он отсутствовал в Москве?

-Как ведет себя Чацкий после трехлетнего отсутствия при встрече с Софьей?

Д.1, яв.7.

-Почему так холодна с ним Софья?

Что прослеживается в словах Чацкого «где нас нет?» (разочарование, Чацкий разочарован не только в Москве, но и в людях, живущих в ней, в условной правде, которая считается несомненной).

Все это, скорей указывает на признаки трагедии.

ПАРАДОКС.

Дальше опять комедийная ситуация:

Фамусов видит Чацкого. Д.1, яв.8-10.

-Чем озадачен Фамусов? (кто опаснее)

Итак, 1 действие разыгрывается как комедия ситуаций, но необходимость решения вопроса «Кто же из двух?» вынуждает Фамусова вглядеться пристальнее в женихов. Так незаметно комедия ситуаций превращается в комедию характеров.

Вот парадокс!

Это можно проследить во 2 и 3действиях. Долго на них мы останавливаться не будем.

-Как мы узнаем о героях, их характерах? (герой глазами самого себя и герой глазами других).

Парадоксы этих действий вы исследуете дома.

Перейдем к 4 действию.

4 действие- серия катастроф.

-Что происходит?

(прозревает Софья, выгоняя из дома Молчалина, уезжает Чацкий, увозя свой мильон терзаний, Лиза скорей всего отправится в деревню. Уязвленный Фамусов готов отправить дочь в глушь, в Саратов.)

-В чем же парадокс такой развязки? (все герои наказаны. А ведь в комедии, как жанра, конец всегда счастливый.)

-И главный парадокс развязки? (комедия не завершена).

Открытый финал дал основание еще в 19 веке считать комедию незавершенной и породил эпидемию пьес «Горе от ума -2», в которых вычислялась судьба главных героев.

Ребята второй группы представят нам свои предположения о судьбе Софьи, Молчалина и Чацкого.

-Куда же уезжает в своей карете Чацкий?

-Какова дальнейшая судьба Молчалина?

-За кого выйдет замуж Софья и выйдет ли вообще, если отец обещал сослать ее в «деревню к тетке, в глушь, в Саратов»?

Обсуждаем: в чем же парадокс характеров?

ЧАЦКИЙ:

героическая натура, оказавшаяся в мире комедии. Он был знакомым и незнакомым одновременно. Образ как бы множился, указывая сразу на несколько известных лиц того времени. Первым можно назвать Кюхельбекера, поэта и декабриста, лицейского приятеля Пушкина.

Сама фамилия героя была созвучна фамилии не менее известной личности того времени- Чаадаева Петра Яковлевича, гусарского офицера и философа. Не менее важна близость автора и героя.

Его дорога либо на Сенатскую площадь, либо в Сибирь, либо отшельничество мыслителя.

МОЛЧАЛИН:

открытие Грибоедова. Его образ строится на двойственности- «с барышней скромны, а с горнишной повесы». На самом деле у него много масок, меняющихся вместе с собеседниками. Он самый мобильный герой комедии и самый действующий. Молчалин творит свою судьбу угожденьем всем и всему. Позиция кажущейся слабости таит огромную силу. Это гарантия того, что Молчалины проникнут везде и всюду.

Софья:

самый загадочный образ комедии. Значение имени- ключ к тайне характера. Софья означает мудрость, здесь кажущийся парадокс. ПОЧЕМУ?

Предпочла достойному человеку лицемера. (Молчалин выбран потому, что не похож на Чацкого.). Это можно объяснить тем, что она росла и воспитывалась самостоятельно, рано осталась без матери, была не похожа на барышень своего круга, много читала, мечтала, чувствовала. При таком образе советчиком становилась книга, спрятанная под подушку. Поэтому она наделила Молчалина добродетелями, которых у него не было.

-В чем же парадокс характеров? (в двойственности)

Переходим к парадоксам жанра. 3 группа представляет свое задание.

КЛАСТЕР.

«Горе от ума» — очевидный парадокс названия и жанра. Понять этот парадокс, значит понять тайну этой комедии о трагедии личности.

История Чацкого — это трагедия сильной, непонятой личности, обреченной на одиночество. Судьба Софьи- драма человека, сотворившего себе кумира и пережившего страшный миг прозрения.

— Так почему же «Горе от ума» не трагедия, а комедия?

Пьеса была закончена в 1824 году. В это время на первое место ставили не ум и учение, а чины, балы, приемы.

— Перед кем Чацкий произносил свои диалоги?

(перед фамусовским обществом, перед людьми, живущими в Москве. А Москвичи того времени –это особая порода, это особый ритм жизни, определенная категория людей. Ведь не зря Москву называют реальным действующим лицом в пьесе. Чацкому были чужды такой ритм жизни и такая категория людей. Но он был один, поэтому выглядел комично.)

В 1825 году произошло восстание декабристов, которые повторили слова Чацкого. В 1826 году многие из них поплатились свободой. Трагизм событий, произошедших после выхода комедии, заставил посмотреть на нее другими глазами. Так комедия помимо воли автора превратилась в трагикомедию: ведь смех в ней и ум двойственны. Ум Чацкого — это ум бунтаря, ум Молчалина — это ум «дипломата». «Горе от ума» можно назвать пьесой пророчеством, пьесой предупреждением.

-ПОЧЕМУ?

Из России были изгнаны умы, которые могли бы многое сделать для страны (Солженицын, Сахаров)

ВЫВОД: Ум не должен быть обречен на горе, потому что трагедия одного Чацкого оборачивается трагедией страны, изгоняющей умы и обрекающей себя на безумное существование.

Подведение итогов. Какие парадоксы комедии мы увидели?

Д/З. Найти парадоксы во 2 и 3 действиях.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: