дидактические материалы для 9 класса по русскому языку
Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск. Я беспощадно погонял измученного коня, который, храпя и весь в пене, мчал меня по каменистой дороге.
Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно. Я скакал, задыхаясь от нетерпенья. Мысль не застать уже ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! — одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ее руку… Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья! Бог знает, какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей… И между тем я все скакал, погоняя беспощадно. И вот я стал замечать, что конь мой тяжелее дышит; он раза два уж спотыкнулся на ровном месте… Оставалось пять верст до Ессентуков, казачьей станицы, где я мог пересесть на другую лошадь.
Все было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на десять минут! Но вдруг, поднимаясь из небольшого оврага, при выезде из гор, на крутом повороте, он грянулся о землю. Я проворно соскочил, хочу поднять его, дергаю за повод — напрасно; едва слышный стон вырвался сквозь стиснутые его зубы; через несколько минут он издох; я остался в степи один, потеряв последнюю надежду. Попробовал идти пешком — ноги мои подкосились; изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал.
И долго я лежал неподвижно, и плакал, горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие — исчезли, как дым. Душа обессилела, рассудок замолк, и если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся.
Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно. Чего мне еще надобно? — ее видеть? — зачем? не все ли кончено между нами? Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расставаться.
Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведенная без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок.
Все к лучшему! это новое страдание, говоря военным слогом, сделало во мне счастливую диверсию. Плакать здорово; и потом, вероятно, если б я не проехался верхом и не был принужден на обратном пути пройти пятнадцать верст, то и эту ночь сон не сомкнул бы глаз моих.
(428 слов) (М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени)
Перескажите отрывок из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» от первого лица. Ответьте на вопрос: «Что вы можете сказать о характере Печорина на основании данного текста?» Перескажите текст сжато. Ответьте на вопрос: «Какие особенности лермонтовской прозы проявились в данном тексте?»
«Комплексная работа с текстом как этап подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе»
«Комплексная работа с текстом как этап подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе»
1 текст:
Задания к тексту:
Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя пропущенные окончания в словах. Объясните постановку пунктуационных знаков.
Выразительно прочитайте текст. К какому типу речи он относится? Какова его основная мысль? Выделите в тексте тезис, доказательства, вывод. Определите стиль речи.
Книга это духовное завещание одного поколения другому совет умирающ(?) старца юноше начинающ(?) жить приказ передаваем(?) часовым отправляющ(?)ся на отдых часовому заступающ(?) на его место. Вся жизнь человечества постепенно оседала в книге. Племена люди государства исчезали а книга оставалась. Она росла вместе с человечеством в ней кристаллизовались все учения потрясавш(?) умы и все страсти потрясавш(?) сердца. В ней записана та огромная исповедь бурной жизни человечества та огромная автобиография которая называется всемирной историей. Но в книге не одно прошедшее. Она составляет документ по которому мы вводимся во владение настоящим во владение всей суммой истин и усилий найденн(?) стараниями облит(?) иногда кровавым потом. Она – программа будущего.
Итак будем уважать книгу!
(По А. Герцену)
2 текст
Задания к тексту:
Расскажите, что вы знаете о смайликах. Для каких целей они используются в интернет-общении.
Спишите текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Составьте схемы СПП, проведите их синтаксический разбор.
Представьте, что вы общаетесь в интернете со своим другом, который проводит каникулы в другой стране. Составьте и запишите небольшой диалог, используя в нем разнообразные смайлики: в виде знаков препинания, рисуночков.
Интернет это ср_дство связи которое позв_ляет людям письме(н, нн)о обща(тся, ться) в р_жиме пр_мого ди_лога. И то что в телефо(н, нн)ом разговоре было(бы) выраже(н, нн)о инт_нацией в (интернет)общении отр_жают смайликами. Наиболее распростране(н, нн)ый смайлик это улыбка. Выгл_дит он вот так: -) и озн_чает что отпр_витель сообщения радуе(тся, ться) весели(тся, ться) или шутит. Однако существуют и смайлики что выр_жают отр_цательные эмоц_и напр_мер уныние: -( или гнев «:-(. Среди польз_вателей интернета быту_т мнение что заучивать вар_анты смайликов (не)стоит. Накл_нив голову (в)лев_ и посм_трев на смайлик вы поймете какую эмоц_ю имел (в)виду автор.
3 текст
Задания к тексту:
1)Записать текст под диктовку (о наличии знаков препинания, постановка которых не изучалась на уроках, предупредить учащихся) или раздать текст с пробелами (нужно вставить пропущенные буквы и знаки препинания с пояснениями).
2)Из предложений 1-5 выпишите слова, в которых правописание согласных в приставке не зависит от последующего согласного звука.
3)Из предложений 11-13 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полном причастии пишется НН».
4)Замените синонимами слова: студеную (предложение 2), скапливалась (предложение 12), глухое (предложение 13).
5)Замените словосочетание «даурская степь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
6)Выпишите грамматические основы из предложений 1, 4.
7)Найдите среди предложений 10-13 предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения.
8)Укажите количество грамматических основ в предложении 7. Ответ запишите цифрой.
9)В приведенных ниже предложениях пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями предложения, связанными подчинительной связью.
Низовой со стороны моря погнал на берег тяжелую пенистую волну,(1) а верховой принес с запада облака. Они повисли над горами и к утру стали сползать вниз,(2) укрывая густой массой камни,(3) тайгу,(4) степь. Когда рано утром Катя вышла из дому,(5) почти ничего не было видно вокруг:(6) только слышно в вязкой тишине,(7) как катились,(8) затихая,(9) на берег волны и где-то далеко в море гудело судно.
10)Среди всех предложений найдите сложноподчиненное с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
11)Среди предложений 9-13 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.
12)Напишите сочинение-рассуждение на тему «Красота природы таится во всем, что нас окружает». Приведите один пример-аргумент из Вашего жизненного опыта, а другой из прочитанного текста.
(1)Вечер был п..койный и чистый. (2)Солнце медле..о уходило за (Северо) Байкальский хребет осв..щая (не)подвижную студе..ую воду но едва оно полностью скрылось задуло два ветра. (3)Низовой со стороны моря погнал на берег тяж..лую пенистую волну а в..рховой пр..нес с запада обл..ка. (4)Они повисли над горами и (к)утру стали сползать (в)низ укрывая густой массой камни тайгу степь. (5)Когда рано утром Катя вышла из дому почти ничего не было видно вокруг: только слышно в вязкой тишине как к..тились зат..хая на берег волны и где(то) д..леко в море гудело судно.
(6)Давно уже встало солнце а зябкий туман (по)прежнему в..сел над землей. (7)Девушка шла по сырой траве и чем дальше она ух..дила от моря тем ст..новилось теплее. (8)Тр..па подн..малась в гору и вместе с нею подн..мались в нагревающемся воздухе обл..ка ц..пляясь за ветки к..дрового стланика и прил..пая к скалам. (9)Обернувшись Катя увидела перед собой гр..маду воды, мачту (метео)станции и заросшую дикими цветами и ковылем даурскую степь. (10)Выше на склонах хребта нач..налась тайга здесь шумели в ущельях водопады и текли реки. (11)Но до моря они не доходили и..чезая в расщелинах а дальше т..нулись сухие каменистые русла нап..лнявшиеся только весной. (12)Летом вода т..кла под землей и скапливалась в маленьком круглом озере. (13)Это было глухое окруже..ое со всех сторон тайгой место с отражавшимися в др..мотной воде деревьями и м..лькавшими в глубине т..нями (не)пуганых рыб.
Дидактические материалы для подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку.
(1)Погода ст..яла отвр..тительная, об охоте (не)возможно было и думать. (2) Всё ж..вое п..спрятал..сь; даже вороб..и пр..тихли а грачи д..вно пр..пали. (3) Ветер глухо завывая свистал порыв..сто; ни(с,з)кое небо из тускло(белого) цвета пер..ходило в свинц..вый. (4) Дождь который лил бе(с,з)престанно внезапно становился ещ.. крупнее и с визгом ра(с,з)плывался по стёклам. (5) Д..ревья совсем ра(с,з)тр..пались и стали какие(то) серые. (6)А ветер опять принимался т..рмошить их. (7) Везде ст..яли засоре(н,нн)ые листьями луж… (8) Крупные волдыри лопаясь и возр..ждаясь вскакивали и скользили по ним. (9) Грязь по д..рогам ст..яла (не)вылазная. (10)Хол..д проникал в комн..ты. (11) (Не)вольная дрож(?) пр..б..гала по телу и становил..сь дурно на душе! (12)К..залось что уже н..когда (не)будет на свете н.. со(?)нца н.. блеска н.. красок а вечно будет ст..ять эта слякоть.
Задание.
- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и пропущенные знаки препинания, раскрывая скобки.
- Определите количество грамматических основ в предложениях № 11, 12. Ответ запишите цифрой.
- Выпишите грамматические основы предложений № 1, 4, 5.
- Найдите в тексте сложное предложение с союзной сочинительной и союзной подчинительной связью.
- Найдите предложение с обособленным распространенным обстоятельством. Напишите его номер. Графически обозначьте требуемое в тексте.
- Из предложений 5—8 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
- Из предложений 1—3 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».
- Из предложения № 1 выпишите словосочетания, построенные на основе согласования, управления, примыкания.
- Попробуйте добавить в предложение № 5 обособленное распространенное определение, выраженное причастным оборотом. Получившееся предложение запишите.
- Замените разговорное слово «дурно» в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
______________________________________________________________________________________________
(1)Погода ст..яла отвр..тительная, об охоте (не)возможно было и думать. (2) Всё ж..вое п..спрятал..сь; даже вороб..и пр..тихли а грачи д..вно пр..пали. (3) Ветер глухо завывая свистал порыв..сто; ни(с,з)кое небо из тускло(белого) цвета пер..ходило в свинц..вый. (4) Дождь который лил бе(с,з)престанно внезапно становился ещ.. крупнее и с визгом ра(с,з)плывался по стёклам. (5) Д..ревья совсем ра(с,з)тр..пались и стали какие(то) серые. (6)А ветер опять принимался т..рмошить их. (7) Везде ст..яли засоре(н,нн)ые листьями луж… (8) Крупные волдыри лопаясь и возр..ждаясь вскакивали и скользили по ним. (9) Грязь по д..рогам ст..яла (не)вылазная. (10)Хол..д проникал в комн..ты. (11) (Не)вольная дрож(?) пр..б..гала по телу и становил..сь дурно на душе! (12)К..залось что уже н..когда (не)будет на свете н.. со(?)нца н.. блеска н.. красок а вечно будет ст..ять эта слякоть.
Задание.
- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и пропущенные знаки препинания, раскрывая скобки.
- Определите количество грамматических основ в предложениях № 11, 12. Ответ запишите цифрой.
- Выпишите грамматические основы предложений № 1, 4, 5.
- Найдите в тексте сложное предложение с союзной сочинительной и союзной подчинительной связью.
- Найдите предложение с обособленным распространенным обстоятельством. Напишите его номер. Графически обозначьте требуемое в тексте.
- Из предложений 5—8 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
- Из предложений 1—3 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».
- Из предложения № 1 выпишите словосочетания, построенные на основе согласования, управления, примыкания.
- Попробуйте добавить в предложение № 5 обособленное распространенное определение, выраженное причастным оборотом. Получившееся предложение запишите.
- Замените разговорное слово «дурно» в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(1) Сквозь ч..щу черёмухи проб..раемся к бер..гу. (2) Конец июня а она только оделась (по)весе(н,нн)ему. (3) С..реневым цветом г..рит багульник а берё..ка (не)поверив лету ст..ит голая.
(4) Тайга увидев простор Байкала катит(?)ся к нему по сопкам ярусами зелени и у самой воды зам..рает. (5) Пощупав корнями воду лиственницы берёзы и сосны раздумали купат(?)ся остановились а тайга нап..рает (с)зади. (6) На бер..гу л..жат повал..(н,нн)ые дер..вья загородив дорогу к озеру.
(7) Байкал вскрывает(?)ся поз(?)но и до конца мая носят(?)ся по в..де ледя(н,нн)ые стада. (8) В июне они пристают к бер..гу и тут медле(н,нн)о оседают неожида(н,нн)ым ш..рохом пугая зверей у вод..поя.
(9) Чистая, как слеза, в..да Байкала (не)терпит мусора и в штормовую погоду она швыряет на берег обломки лодок и коряги.
Задание.
- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и пропущенные знаки препинания, раскрывая скобки.
- Определите количество грамматических основ в предложениях № 4, 9. Ответ запишите цифрой.
- Выпишите грамматические основы предложений № 3, 5.
- Среди предложений № 1- 4 найдите предложения с обособленными распространенными обстоятельствами. Напишите их номера. Графически обозначьте требуемое в тексте.
- Из предложений 7—9 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
- Из предложения № 8 выпишите словосочетания, построенные на основе согласования, управления, примыкания.
- Попробуйте добавить в предложение № 1 обособленное распространенное определение, выраженное причастным оборотом. Получившееся предложение запишите.
- Замените разговорное слово «швыряет» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
- Из предложений 6—8 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -АН-, -ЯН-, -ИН- , пишется одна Н».
__________________________________________________________________________________________
(1) Сквозь ч..щу черёмухи проб..раемся к бер..гу. (2) Конец июня а она только оделась (по)весе(н,нн)ему. (3) С..реневым цветом г..рит багульник а берё..ка (не)поверив лету ст..ит голая.
(4) Тайга увидев простор Байкала катит(?)ся к нему по сопкам ярусами зелени и у самой воды зам..рает. (5) Пощупав корнями воду лиственницы берёзы и сосны раздумали купат(?)ся остановились а тайга нап..рает (с)зади. (6) На бер..гу л..жат повал..(н,нн)ые дер..вья загородив дорогу к озеру.
(7) Байкал вскрывает(?)ся поз(?)но и до конца мая носят(?)ся по в..де ледя(н,нн)ые стада. (8) В июне они пристают к бер..гу и тут медле(н,нн)о оседают неожида(н,нн)ым ш..рохом пугая зверей у вод..поя.
(9) Чистая, как слеза, в..да Байкала (не)терпит мусора и в штормовую погоду она швыряет на берег обломки лодок и коряги.
Задание.
- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и пропущенные знаки препинания, раскрывая скобки.
- Определите количество грамматических основ в предложениях № 4, 9. Ответ запишите цифрой.
- Выпишите грамматические основы предложений № 3, 5.
- Среди предложений № 1- 4 найдите предложения с обособленными распространенными обстоятельствами. Напишите их номера. Графически обозначьте требуемое в тексте.
- Из предложений 7—9 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
- Из предложения № 8 выпишите словосочетания, построенные на основе согласования, управления, примыкания.
- Попробуйте добавить в предложение № 1 обособленное распространенное определение, выраженное причастным оборотом. Получившееся предложение запишите.
- Замените разговорное слово «швыряет» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
- Из предложений 6—8 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -АН-, -ЯН-, -ИН- , пишется одна Н».
… (1) Однажды (ф,в)сё про(я,е)снилось лоси прих..дили сюда пож..вать яблоки. (2) П..ляна уп..рает(?)ся в броше(н,нн)ый сад заполонё(н,нн)ый рыж..м бур(ь,ъ)яном. (3) Неизвестно кто и когда забыл этот сад. (4) Д..ревья в нём выр..дились и плоды д..ют только р..стущие от к..рней ветки. (5) Охотников до кислых яблок в л..су кажется не было но однажды пр..сев на краю сада я услышал как яблоки п..хрустывали на чьих(то) зубах. (6) Я пр..поднялся и увид..л один лось зад..рая голову мя(?)кой губой захватывал яблоки другой соб..рал яблоки л..жащие на з..мле.
Задание.
- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки.
- Обозначьте грамматические основы предложения № 6 (в тексте), укажите их количество.
- Среди предложений 1 — 4 найдите предложение с необособленным распространенным определением. Напишите его номер. Графически обозначьте требуемое в тексте.
- Из предложений 5 — 6 выпишите слова, в которых правописание гласной в корне зависит от суффикса.
- Из предложений 4 — 6 выпишите слова, в которых правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».
_________________________________________________________________________
… (1) Однажды (ф,в)сё про(я,е)снилось лоси прих..дили сюда пож..вать яблоки. (2) П..ляна уп..рает(?)ся в броше(н,нн)ый сад заполонё(н,нн)ый рыж..м бур(ь,ъ)яном. (3) Неизвестно кто и когда забыл этот сад. (4) Д..ревья в нём выр..дились и плоды д..ют только р..стущие от к..рней ветки. (5) Охотников до кислых яблок в л..су кажется не было но однажды пр..сев на краю сада я услышал как яблоки п..хрустывали на чьих(то) зубах. (6) Я пр..поднялся и увид..л один лось зад..рая голову мя(?)кой губой захватывал яблоки другой соб..рал яблоки л..жащие на з..мле.
Задание.
- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки.
- Обозначьте грамматические основы предложения № 6 (в тексте), укажите их количество.
- Среди предложений 1 — 4 найдите предложение с необособленным распространенным определением. Напишите его номер. Графически обозначьте требуемое в тексте.
- Из предложений 5 — 6 выпишите слова, в которых правописание гласной в корне зависит от суффикса.
- Из предложений 4 — 6 выпишите слова, в которых правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».
__________________________________________________________________________
… (1) Однажды (ф,в)сё про(я,е)снилось лоси прих..дили сюда пож..вать яблоки. (2) П..ляна уп..рает(?)ся в броше(н,нн)ый сад заполонё(н,нн)ый рыж..м бур(ь,ъ)яном. (3) Неизвестно кто и когда забыл этот сад. (4) Д..ревья в нём выр..дились и плоды д..ют только р..стущие от к..рней ветки. (5) Охотников до кислых яблок в л..су кажется не было но однажды пр..сев на краю сада я услышал как яблоки п..хрустывали на чьих(то) зубах. (6) Я пр..поднялся и увид..л один лось зад..рая голову мя(?)кой губой захватывал яблоки другой соб..рал яблоки л..жащие на з..мле.
Задание.
- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки.
- Обозначьте грамматические основы предложения № 6 (в тексте), укажите их количество.
- Среди предложений 1 — 4 найдите предложение с необособленным распространенным определением. Напишите его номер. Графически обозначьте требуемое в тексте.
- Из предложений 5 — 6 выпишите слова, в которых правописание гласной в корне зависит от суффикса.
- Из предложений 4 — 6 выпишите слова, в которых правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».
… (1) Она вошла в воду нащ..пывая песч..(н,нн)ое дно н..гами. (2) Когда вода дошла до пояса девоч(?) пр..села и шлёпая н..гами поплыла к другому бер..гу; на середине чу(?)ствовал..сь слабое течение и Анеч(?) перевернувш..сь на сп..ну долго л..жала глядя в бе..предельное небо уже наполнивш…ся со(?)нцем. (3) Девоч(?) долго плавала погружая л..цо в воду и ра(з,с)глядывая дно. (4) Тень от её тела к..снулась тёмного рака шев..лящего усами и он тут(же) и..чез куда(то). (5) Стараясь (не) шев..лит(?)ся Аня следила за танцем рыбок (не)желавш..х отд..лят(?)ся от св..его куста…
Задание.
1. Определите количество грамматических основ в предложении № 2. Ответ запишите цифрой. Грамматические основы обозначьте.
2. Из текста выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
3. Найдите предложение с обособленными обстоятельствами, связанными сочинительным союзом.
Ответ запишите цифрой.
4. Обозначьте обособленные определения, укажите, чем они выражены (сделать задание в тексте).
__________________________________________________________________________________________
… (1) Она вошла в воду нащ..пывая песч..(н,нн)ое дно н..гами. (2) Когда вода дошла до пояса девоч(?) пр..села и шлёпая н..гами поплыла к другому бер..гу; на середине чу(?)ствовал..сь слабое течение и Анеч(?) перевернувш..сь на сп..ну долго л..жала глядя в бе..предельное небо уже наполнивш…ся со(?)нцем. (3) Девоч(?) долго плавала погружая л..цо в воду и ра(з,с)глядывая дно. (4) Тень от её тела к..снулась тёмного рака шев..лящего усами и он тут(же) и..чез куда(то). (5) Стараясь (не) шев..лит(?)ся Аня следила за танцем рыбок (не)желавш..х отд..лят(?)ся от св..его куста…
Задание.
1. Определите количество грамматических основ в предложении № 2. Ответ запишите цифрой. Грамматические основы обозначьте.
2. Из текста выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
3. Найдите предложение с обособленными обстоятельствами, связанными сочинительным союзом.
Ответ запишите цифрой.
4. Обозначьте обособленные определения, укажите, чем они выражены (сделать задание в тексте).
__________________________________________________________________________________________
… (1) Она вошла в воду нащ..пывая песч..(н,нн)ое дно н..гами. (2) Когда вода дошла до пояса девоч(?) пр..села и шлёпая н..гами поплыла к другому бер..гу; на середине чу(?)ствовал..сь слабое течение и Анеч(?) перевернувш..сь на сп..ну долго л..жала глядя в бе..предельное небо уже наполнивш…ся со(?)нцем. (3) Девоч(?) долго плавала погружая л..цо в воду и ра(з,с)глядывая дно. (4) Тень от её тела к..снулась тёмного рака шев..лящего усами и он тут(же) и..чез куда(то). (5) Стараясь (не) шев..лит(?)ся Аня следила за танцем рыбок (не)желавш..х отд..лят(?)ся от св..его куста…
Задание.
1. Определите количество грамматических основ в предложении № 2. Ответ запишите цифрой. Грамматические основы обозначьте.
2. Из текста выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
3. Найдите предложение с обособленными обстоятельствами, связанными сочинительным союзом.
Ответ запишите цифрой.
4. Обозначьте обособленные определения, укажите, чем они выражены (сделать задание в тексте).
(1)Воспита(н,нн)ые люди ув..жают ч..ловеческую лич(?)ность а потому снисходительны мягки вежл..вы. (2)Они сострадательны. (3)Они б..леют душой от того чего (не)увидиш(?) пр..стым глаз..м. (4)Они чисто(сердеч(?)ны) и б..ят(?)ся лжи. (5)(Не)лгут они даже в пустяках. (6)Они (не)р..суют(?)ся (н..)кому (не)пускают пыли в глаза. (7)Они не болтливы и (не)лезут с откровенностями когда их (не)спраш..вают. (8)Они (не)унижают с..бя что(бы) вызвать в другом сочу(?)ствие. (9)Они не играют на струнах чуж..х душ(?) что(бы) в ответ им вздыхали и нян(?)чились с ними.
Задание.
- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки.
- Определите количество грамматических основ в предложении № 8. Ответ запишите цифрой.
- Замените словосочетание «человеческую личность», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
- Среди предложений 4 – 7 укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. Напишите номер этого предложения.
- Найдите слово, правописание суффикса в котором зависит от формы 1 лица ед.ч. глагола.
____________________________________________________________________________________
(1)Воспита(н,нн)ые люди ув..жают ч..ловеческую лич(?)ность а потому снисходительны мягки вежл..вы. (2)Они сострадательны. (3)Они б..леют душой от того чего (не)увидиш(?) пр..стым глаз..м. (4)Они чисто(сердеч(?)ны) и б..ят(?)ся лжи. (5)(Не)лгут они даже в пустяках. (6)Они (не)р..суют(?)ся (н..)кому (не)пускают пыли в глаза. (7)Они не болтливы и (не)лезут с откровенностями когда их (не)спраш..вают. (8)Они (не)унижают с..бя что(бы) вызвать в другом сочу(?)ствие. (9)Они не играют на струнах чуж..х душ(?) что(бы) в ответ им вздыхали и нян(?)чились с ними.
Задание.
- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки.
- Определите количество грамматических основ в предложении № 8. Ответ запишите цифрой.
- Замените словосочетание «человеческую личность», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
- Среди предложений 4 – 7 укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. Напишите номер этого предложения.
- Найдите слово, правописание суффикса в котором зависит от формы 1 лица ед.ч. глагола.
________________________________________________________________________________
(1)Воспита(н,нн)ые люди ув..жают ч..ловеческую лич(?)ность а потому снисходительны мягки вежл..вы. (2)Они сострадательны. (3)Они б..леют душой от того чего (не)увидиш(?) пр..стым глаз..м. (4)Они чисто(сердеч(?)ны) и б..ят(?)ся лжи. (5)(Не)лгут они даже в пустяках. (6)Они (не)р..суют(?)ся (н..)кому (не)пускают пыли в глаза. (7)Они не болтливы и (не)лезут с откровенностями когда их (не)спраш..вают. (8)Они (не)унижают с..бя что(бы) вызвать в другом сочу(?)ствие. (9)Они не играют на струнах чуж..х душ(?) что(бы) в ответ им вздыхали и нян(?)чились с ними.
Задание.
- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки.
- Определите количество грамматических основ в предложении № 8. Ответ запишите цифрой.
- Замените словосочетание «человеческую личность», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
- Среди предложений 4 – 7 укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. Напишите номер этого предложения.
- Найдите слово, правописание суффикса в котором зависит от формы 1 лица ед.ч. глагола.
____________________________________________________________________________________
(1)Воспита(н,нн)ые люди ув..жают ч..ловеческую лич(?)ность а потому снисходительны мягки вежл..вы. (2)Они сострадательны. (3)Они б..леют душой от того чего (не)увидиш(?) пр..стым глаз..м. (4)Они чисто(сердеч(?)ны) и б..ят(?)ся лжи. (5)(Не)лгут они даже в пустяках. (6)Они (не)р..суют(?)ся (н..)кому (не)пускают пыли в глаза. (7)Они не болтливы и (не)лезут с откровенностями когда их (не)спраш..вают. (8)Они (не)унижают с..бя что(бы) вызвать в другом сочу(?)ствие. (9)Они не играют на струнах чуж..х душ(?) что(бы) в ответ им вздыхали и нян(?)чились с ними.
Задание.
- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки.
- Определите количество грамматических основ в предложении № 8. Ответ запишите цифрой.
- Замените словосочетание «человеческую личность», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
- Среди предложений 4 – 7 укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. Напишите номер этого предложения.
- Найдите слово, правописание суффикса в котором зависит от формы 1 лица ед.ч. глагола.