План урока:
В субботу, ученики 6 класса договорились встретиться и погулять в парке. Утром Юля выглянула в окошко, ярко светит солнышко, но при этом морозно. Девочка взглянула на термометр. Он показывал -10˚C. Мама попросила Юлю пойти на улицу немного позже, когда на улице потеплеет. Юля расстроилась и стала ждать. Через два часа девочка снова взглянула на термометр. Он показал -3. Ого! Всего два часа, а так потеплело – обрадовалась девочка и стала одеваться, чтобы идти гулять. В это время в комнату вошла мама и удивленно спросила «Уже потеплело? На сколько градусов?» Дочь не знала, что сказать и как правильно узнать, на сколько градусов стало теплее. Мама пришла на помощь и сообщила, что достаточно от -10 отнять -3, и мы узнаем, на сколько градусов изменилась температура воздуха за окном. Иначе, можно сказать, что шкала термометра поднялась вверх на 7 делений, значит, на улице стало теплее на 7 градусов. Запомнив все, что рассказала мама, Юля побежала в парк делиться новыми знаниями с друзьями.
Сложение и вычитание отрицательных чисел
Давайте вспомним любимую многими сказку «Буратино» и разберем задачу с участием любимых персонажей.
В театре Карабаса-Барабаса актерам жилось очень сложно, все куклы мечтали жить на свободе. Актеры тяжело работали, но долги перед хозяином росли с каждым днем. Злой владелец пообещал отпустить Буратино и Мальвину из своего театра только тогда, когда кукольные герои вернут ему долг. Сколько монет нужно собрать героям, чтобы оказаться на свободе, если у Буратино было -15 монет, а у Мальвины -6?
Чтобы ответить на главный вопрос задачи, нам нужно понимать, о чем идет речь. Изучив условие, возникает вопрос «Как может быть -15 и -6 монет?». В данном случае выходит, что Буратино и Мальвина должны вернуть Карабасу-Барабасу 15 и 6 монет, поэтому перед данными числами и стоит знак «минус». Получается, кукольные персонажи смогут покинуть театр, когда полностью вернут долг. Для этого необходимо узнать общий размер долга Буратино и Мальвины. Чтобы узнать размер долга, суммируем монеты персонажей -15 и -6. Но как их сложить, когда перед слагаемыми стоит «минус»? В подобных ситуациях применяют правило сложения отрицательных чисел.
Возвращаемся к решению задачи.
Теперь, правильно запишем и суммируем известные данные.
Получается, что герои имеют -21 монету, следовательно, они должны собрать 21 монету и вернуть долг, только тогда появится возможность покинуть театр Карабаса-Барабаса.
Рассмотрим еще одно задание.
Найдите результат сложения -24 и -16.
Чтобы вычислить сумму двух значений со знаком «минус», достаточно суммировать их модули, и перед полученной цифрой записать «-».
-24+(-16)=-(24+16)=-40.
Запомни! Если складываем два отрицательных числа, то суммируем их модули, а перед результатом сложения записываем «-».
Свойства делителей от 6 до 10
Составное шесть состоит из произведения двух последовательных чисел — 2 и 3. Теория кратности такова: число 6 составное, поэтому необходимо, чтобы одновременно действовали два правила признака делимости. Нужно, чтобы число было кратно и двум, и трем сразу.
Например, проверке подвергаются трехзначные числа 756 и 168. Они четные, поэтому делятся на два. Теперь нужно сложить 7+5+6=18, становится ясно, что сумма 18 делится на 3. Число 165 при разложении на однозначные цифры с последующим сложением превращается в 12, которое может разделиться на три. Оба числа кратны одновременно 2 и 3, значит, кратны шести.
Определение отношения с делимостью на семь довольно сложное: число делится, если при удвоении последней цифры и полученной разности результат кратен семи или равен нулю.
Пример, трехзначное число 679 кратно 7. (Калькулятор выдал 97). Узнать можно так:
- 2*9=18.
- 67−18=49.
- 49:7=7.
Из примера видно, что удвоилось последнее число, затем получена разность, после чего — отношение-доказательство.
В классе было дано задание доказать, что число 497 делится на семь. Порядок решения:
- 2*7=14.
- 49−14=35.
- 35:7=5.
Найти признак делимости на 8 очень легко. Формулировка закона такова: последние три цифры должны быть 000 или 888. Легко можно произвести вычисления с 789000: оно делится на 8, так как оканчивается на 000. Множество 289673888 тоже кратно 8, поскольку заканчивается на 888.
Свойство при делителе 9 похоже на правило с 3. Формула делимости на 9 довольно простая: сумма цифр должна быть кратна девяти. Маленький пример: из 46980 возможно получить целое, 4+6+9+8+0= 27. Получившаяся сумма кратна 9. Еще одно задание: найти отношение с использованием признака кратности 9 при делимом 29565. Рассуждение: 2+9+5+6+5=27. Полученная сумма может разделиться на девять.
Сложение чисел с разными знаками
Рассмотрим ситуацию.
Мишин папа навещал бабушку в деревне, обещал привезти гостинец сыну – яблоки. Во дворе Миша рассказал мальчишкам про папино обещание, и решил угостить яблоком, каждого из трех друзей, то есть, у него уже стало -3 яблока. Папа привез сыну 10 яблок и мальчик с радостью поделился фруктами с друзьями. Сколько яблок осталось у мальчика?
Чтобы найти количество яблок у мальчика, нам нужно узнать, чему равна сумма яблок –тех которые были у мальчика(-3), и тех, которые дал папа(10). То есть, чтобы ответить на главный вопрос задачи, достаточно сложить -3 и 10. Но слагаемые имеют разные знаки «+» и «-». Как же выполнить сложение положительного и отрицательного чисел? Запомнив алгоритм сложения положительных и отрицательных чисел сделать это, будет очень просто.
Используем рассмотренный алгоритм при выполнении действий.
Суммируем-3 и 10. Для этого:
- определяем модули: -3=|3|, 10=|10|;
- сравниваем модули, определяя больший: |3|<|10|;
- от большего отнимаем меньший: 10 – 3=7;
- так как по условию 10 – число положительное, то и результат будет числом положительным.
Записывается в таком виде:
-3+10=10 – 3=7.
Выходит, у мальчика стало 7 яблок.
Рассмотрим еще один пример сложения чисел с разными знаками.
Вычислите сумму -28 и 11.
Известные слагаемые имеют разные знаки, то есть -28 является значением отрицательным, а 11–положительным. Чтобы суммировать слагаемые, необходимо воспользоваться ранее рассмотренным алгоритмом. Вначале, определяем модули и сравниваем их.
-28=|28|;
11=|11|;
28>11.
Помним, что большее значение модуля имеет отрицательное слагаемое (-28), поэтому перед результатом нужно будет поставить знак «минус». Теперь, находим разность большего и меньшего значения модуля (28-17) и записываем математическое выражение:
-28+11=-(28-11)=-17.
Учитывая рассмотренные примеры, можно сказать, что:
любое числовое значение от прибавления к нему положительного числа, всегда становится больше, а от прибавления отрицательного числа только меньше.
Докажем справедливость данного правила, вычислив выражение и сравнив уменьшаемое с полученной суммой:-150+50.
Чтобы найти значение выражения нужно определить модули (150 и 50), оставив знак«-» модуля большего слагаемого, от большего значения отнимаем меньшее:
-150+50=-(150-50)=-100.
Сравним найденное значение выражения (-100) с уменьшаемым (-150), используя правило сравнения чисел с отрицательным знаком:
При сравнении цифровых значений со знаком «минус», меньшим будет то, чей модуль больше.
-150=|150|;
-100=|100|.
150>100;
-150<-100.
Действительно, при сложении с отрицательным числом уменьшаемое стало только меньше.
Урок математики в 6 классе по теме»Делимость чисел» план-конспект урока алгебры (6 класс) по теме
Тема урока: Делимость чисел.
Цели урока:
1) образовательная: выработка умения обобщать изученный материал, анализировать, сопоставлять и делать выводы;
2) воспитательная: формирование навыков самоконтроля; воспитание чувства ответственности;
3) развивающая: развитие памяти, воображения, мышления, внимания, сообразительности.
Оборудование: написанные на доске примеры для устной и самостоятельной работы, листы с заданиями, учебники, проектор, компьютер, экран.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
Устный счет.
- Назовите делители числа 36. (Слайд № 2)
- Назовите несколько кратных числа 36. (Слайд № 3)
- Какие из чисел 100, 250, 21, 47 делятся на 10? (Слайд № 4)
- Какие числа делятся на 2? (Слайд № 5)
- Какие числа делятся на 5? (Слайд № 6)
- Какие числа делятся на 3? (Слайд № 7)
- Какие числа делятся на 9? (Слайд №
- Какие числа называются простыми? Составными? (Слайд № 9)
- Найти НОД (12, 30). (Слайд № 10)
- Найти НОК (12, 30). (Слайд № 11)
- Закрепление, систематизация, применение новых знаний, умений.
- Выберите из чисел 5, 7, 14, 23, 15, 33 те, которые являются:
А) делителями числа 60;
Б) кратными 7;
В) делителями 20 и кратными 5.
- Женя разложил 25 карандашей по 2 коробкам. Может ли в коробках быть одинаковое число карандашей?
- Запишите все числа, состоящие из цифр 1, 7, 0. Какие из них будут делиться на 10?
- Запишите все двузначные числа, которые делятся на 5. Какие из них являются четными? Какие делятся на 10?
- Напишите все двузначные числа, оканчивающиеся на 3.Какие из них делятся на 3, а какие на 9?
- Напишите все двузначные числа, разложение которых состоит из двух простых однозначных чисел.
- Ребята на новогодней елке получили одинаковые подарки. Во всех подарках вместе было 27 апельсинов и 45 яблок. Сколько ребят было на празднике?
Решение. Решением задачи является НОД (27, 45), который соответствует числу ребят. Разложим 27 и 45 на простые множители: 45 = 3 . 3 . 5; 27 = 3 . 3 . 3. Отсюда видно, что НОД (27, 45) = 9. Следовательно, на празднике было 9 ребят.
- Найдите НОК (108, 64).
Решение. 108 = 2 . 2 . 3 . 3. 3; 64 = 2 . 2 . 2 . 2 . 2 . 2. Значит, НОК (108, 64) = 64 . 27 = 1728.
- Проверка знаний и умений.
Самостоятельная работа.
Составьте два различных четных трехзначных числа, которые делились бы на 2, на 5 и на 9 и состояли бы из одинаковых цифр. Найдите их НОД и НОК.
Решение. Если искомые числа делятся на 2, 5 и на 9, то они кратны их произведению, т.е. 90. Составим пары:
180 и 810, НОД = 90, НОК = 1620;
270 и 720, НОД = 90, НОК = 1620;
360 и 630, НОД = 90, НОК = 2520;
450 и 540, НОД = 90, НОК = 2700.
Ответ: 180 и 810, 270 и 720, 360 и 630, 450 и 540.
- Домашнее задание.
Сообщить учащимся о домашнем задании, обеспечить понимание содержания и способов выполнения.
Предлагается найти НОД (а, в) и НОК (а, в). Числа а и в взять самим произвольно.
- Подведение итогов урока.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Дорогие друзья! Подводя итоги урока, мне бы хотелось услышать ваше мнение об уроке.
Что интересного и поучительного было на уроке?
Можно ли мне быть уверенным, что с задачами такого типа вы справитесь?
Какие из задач оказались наиболее трудными?
Какие пробелы в знаниях выявились на уроке?
Какие проблемы породил этот урок?
Учитель: Дорогие друзья! Большое спасибо вам за приятное общение. Я благодарю всех, кто принял активное участие в работе. Вы очень помогли мне провести этот урок. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.
Урок окончен! (Слайд № 12).
Контрольная работа по теме: » Положительные и отрицательные числа» для 6 класса
Разработка урока по математике для 6 класса
Урок № 46 Дата: 25. 10. 2020г
Тема:
Контрольная работа по теме:«Положительные и отрицательные числа».
Цель урока:
Проконтролировать уровень знаний учащихся по теме: «Положительные
и отрицательные числа. Модуль числа»
Задачи:
- Способствовать формированию умений применять правила сравнения рациональных чисел, решения уравнений и выражений со знаком модуля, применять координатную прямую на практике.
- Развивать память, речь, наблюдательность, подмечать закономерность, обобщать проводить суждения по аналогии, умения работать с учебником.
- Развивать логику мышления, быстроту устного счёта.
- Воспитывать аккуратность при ведении тетради, ответственного отношения к учебе.
- Пробудить у учащихся интерес к изучению математики, расширить их кругозор; показать, что математика – чудесная наука.
Структура урока
- Организационный момент:
Раздать тетради для контрольных работ, раздать работу на два варианта двух уровней.
- Позитивный настрой.
Чтобы задачи верно решать, необходимо думать и рассуждать. И, конечно, без ошибок вычислять. А для этого нужно внимание и обязательно старание.
- Основная часть:
Решение работы:
1 вариант А
- Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок длину двух тетрадных клеток. а) Отметьте на ней точки: А(-1), В(5) и С (-4).
б) Обозначьте буквами М, Е и D точки, координаты которых числа,
противоположные координатам точек А, В и С.
- а) Выпишите все целые числа, которые расположены на координатной прямой между
числами -5,1 и 7,3.
б) Между какими целыми числами на координатной прямой расположено число -3,5?
Ответ запишите в виде двойного неравенства.
- Сравните: а) -2 и 0; б) 3,14 и -5; в) -6 и -1,8; г) 1,25 и 0; д) и 7; е) и 4.
4. Решите уравнения:= 6,7 б) = 8,2 в) -= 3,8
- Выполните действия: а) 48: + б) + ):;
6. Решите, задачу составив пропорцию: Из 156,8 м ткани сшили 56 платьев. Сколько платьев
можно сшить из 89,6 м такой же ткани?
2 вариант А
- Начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок длину двух тетрадных клеток. а) Отметьте на ней точки: А(-2), В(3) и С (-5).
б) Обозначьте буквами K , L и P точки, координаты которых числа,
противоположные координатам точек А, В и С.
- а) Выпишите все целые числа, которые расположены на координатной прямой между
числами -4,8 и 8,5.
б) Между какими целыми числами на координатной прямой расположено число -5,6?
Ответ запишите в виде двойного неравенства.
- Сравните: а) -3 и 0; б) 2,15 и -6; в) -7 и -1,7; г) 1,25 и 0; д) и 6; е) и 9.
4. Решите уравнения: = 12,4 б) = 3,8 в) -= 6,1
5. Выполните действия: а) 126: + б) ( — ):;
6. Решите, задачу составив пропорцию: За 5 кг яблок заплатили 120 тенге. Сколько нужно
заплатить за 7 кг яблок?
1 вариант В
- Начертите координатную прямую и отметьте на ней точку В (1). Точка D лежит на расстоянии 2 единичных отрезков в положительном направлении от точки В, а точка Е лежит на расстоянии 3 единичных отрезков в отрицательном направлении от точки В.
а) Запишите координаты точек D и Е;
б) Обозначьте буквами K , L и P точки, координаты которых числа, противоположные
координатам точек В, D и Е.
- а) Выпишите все целые числа, которые расположены на координатной прямой между
числами -6,2 и 6,7.
б) Между какими целыми числами на координатной прямой расположено число -10,8?
Ответ запишите в виде двойного неравенства.
- Решите уравнения: а) б) — в) ;
4. Сравните: б) и ; в) -99 и 0,1; г) -8,7 и -8,6;
5. Выполните действия: ;
6. Решите задачу: Отношение собственной скорости лодки к скорости течения реки равно
4:1. Скорость течения реки на 6,9 км/ч меньше собственной скорости лодки. Какое
расстояние проплывёт лодка за 2 часа по течению реки?
2 вариант В
- Начертите координатную прямую и отметьте на ней точку А (-2). Точка В лежит на расстоянии 5 единичных отрезков в положительном направлении от точки А, а точка С лежит на расстоянии 2 единичных отрезков в отрицательном направлении от точки А.
а) Запишите координаты точек В и С;
б) Обозначьте буквами K , L и P точки, координаты которых числа, противоположные
координатам точек А, В и С.
- а) Выпишите все целые числа, которые расположены на координатной прямой между
числами -8,3 и 4,3.
б) Между какими целыми числами на координатной прямой расположено число -12,6?
Ответ запишите в виде двойного неравенства.
- Решите уравнения: а) б) — в) ;
4. Сравните: б) и ; в) -89 и 0,9; г) -7,8 и -7,6;
5. Выполните действия: ;
6. Решите задачу: Точка С делит отрезок АВ в отношении 7:3. Найдите длину отрезка АВ,
если отрезок АС больше отрезка CD на 8 см.
- Постановка домашнего задания: Составить конспект:
«Исторические сведения о системах счисления и об отрицательных числах».
- Подведение итогов. Рефлексия.