Солнце — ближайшая к Земле звезда
Солнце является единственной звездой в Солнечной системе, вокруг нее совершают свое движение все планеты системы, а также их спутники и другие объекты, вплоть до космической пыли. Если сравнить массу Солнца с массой всей Солнечной системы, то она составит порядка 99,866 процентов.
Солнце является одной из 100 000 000 000 звезд нашей Галактики и по величине стоит среди них на четвертом месте. Ближайшая к Солнцу звезда Проксима Центавра располагается на расстоянии четырех световых лет от Земли. От Солнца до планеты Земля 149,6 млн км, свет от звезды доходит за восемь минут. От центра Млечного пути звезда находится на расстоянии 26 тысяч световых лет, при этом она производит вращение вокруг него со скоростью 1 оборот в 200 миллионов лет.
Презентация: Солнце
По спектральной классификации звезда относится к типу «желтый карлик», по приблизительным расчетам ее возраст составляет чуть более 4,5 миллиардов лет, она находится в середине своего жизненного цикла.
Солнечный ветер
Солнечный ветер – это непрерывный поток плазмы, идущий от солнечной атмосферы и заполняющий собой всю солнечную систему. Солнечный ветер образуется по причине того, что из-за высокой температуры в солнечной короне,
давлениевышележащих слоев не может уравновеситься с давлением в самой короне. Поэтому и происходит периодический выброс солнечной плазмы в окружающее пространство. О явлении солнечного ветрана нашем сайте есть целая отдельная статья.
Строение Солнца
Солнце, состоящее на 92% из водорода и на 7% из гелия, имеет очень сложное строение. В его центре находится ядро с радиусом примерно 150 000-175 000 км, что составляет до 25% от общего радиуса звезды, в его центре температура приближается к 14 000 000 К.
Ядро с большой скоростью производит вращение вокруг оси, причем эта скорость существенно превышает показатели внешних оболочек звезды. Здесь происходит реакция образования гелия из четырех протонов, вследствие чего получается большой объем энергии, проходящий через все слои и излучающийся с фотосферы в виде кинетической энергии и света. Над ядром находится зона лучистого переноса, где температуры находятся в диапазоне 2-7 миллионов К. Затем следует конвективная зона толщиной примерно 200 000 км, где наблюдается уже не переизлучение для переноса энергии, а перемешивание плазмы. На поверхности слоя температура составляет примерно 5800 К.
Атмосфера Солнца состоит из фотосферы, образующей видимую поверхность звезды, хромосферы толщиной порядка 2000 км и короны, последней внешней солнечной оболочки, температура которой находится в диапазоне 10 000 К. Из внешней части короны происходит выход ионизированных частиц, называемых солнечным ветром.
Эволюция Солнца
Когда Солнце достигнет возраста примерно в 7,5 — 8 миллиардов лет (то есть через 4-5 млрд лет) звезда превратится в «красного гиганта», ее внешние оболочки расширятся и достигнут орбиты Земли, возможно, отодвинув планету на более дальнее расстояние.
Под воздействием высоких температур жизнь в сегодняшнем понимании станет просто невозможна. Заключительный цикл своей жизни Солнце проведет в состоянии «белого карлика».
Расположение Солнца в галактике
Несмотря на свои огромные размеры относительно нашей планеты (да и других планет) в галактических масштабах Солнце далеко не самая большая звезда, а очень даже маленькая, есть звезды куда больше Солнца. Поэтому астрономы относят наше светило к классу желтых карликов.
Что же касается расположения Солнца в галактике (как впрочем, и всей нашей солнечной системы), то оно находится в галактике Млечный путь, ближе к краю рукава Ориона. Удаленность от центра галактики составляет 7.5-8.5 тысяч парсеков. Говоря простым языком, мы с вами не то, чтобы находимся на задворках галактики, но и от центра мы тоже сравнительно далеко – такой себе «спальный галактический район», не на окраине, но и не в центре.
Вот так выглядит расположение Солнца на галактической карте.
Солнце — источник жизни на Земле
Солнце самый главный источник тепла и энергии, благодаря которому при содействии других благоприятных факторов на Земле есть жизнь. Наша планета Земля вращается вокруг своей оси, поэтому каждые сутки, находясь на солнечной стороне планеты мы можем наблюдать рассвет и удивительное по красоте явление закат, а ночью, когда часть планеты попадает в теневую сторону, можно наблюдать за звездами на ночном небе.
Солнце оказывает огромное влияние на жизнедеятельность Земли, оно участвует в фотосинтезе, помогает в образовании витамина D в организме человека. Солнечный ветер вызывает геомагнитные бури и именно его проникновение в слои земной атмосферы вызывает такое красивейшее природное явление, как северное сияние, называемое еще полярным. Солнечная активность меняется в сторону уменьшения или усиления примерно раз в 11 лет.
Исследование Солнца
С начала космической эры исследователей интересовало Солнце. Для профессионального наблюдения используются специальные телескопы с двумя зеркалами, разработаны международные программы, но самые точные данные можно получить вне слоев атмосферы Земли, поэтому чаще всего исследования проводятся со спутников, космических кораблей. Первые такие исследования были проведены еще в 1957 году в нескольких спектральных диапазонах.
Сегодня на орбиты выводятся спутники, представляющие собой обсерватории в миниатюре, позволяющие получить очень интересные материалы для изучения звезды. Еще в годы первого освоения космоса человеком были разработаны и запущены несколько космических аппаратов, направленных на изучение Солнца. Первыми из них была серия американских спутников, запуск которых стартовал в 1962 году. В 1976 году запущен западногерманский аппарат Гелиос-2, который впервые в истории приблизился к светилу на минимальное расстояние в 0,29 а.е. При этом были зафиксированы появление ядер легкого гелия при вспышках солнца, а также магнитные ударные волны, охватывающие диапазон 100 Гц-2,2 кГц.
Еще один интересный аппарат – солнечный зонд Ulysses, запущенный в 1990 году. Он выведен на околосолнечную орбиту и движется перпендикулярно полосе эклиптики. Через 8 лет после запуска аппарат завершил первый виток вокруг Солнца. Он зарегистрировал спиральную форму магнитного поля светила, а также постоянное его увеличение.
На 2020 год НАСА планирует запуск аппарата Solar Probe+, который приблизится к Солнцу на максимально приближенное расстояние – 6 млн. км (это в 7 раз меньше дистанции, достигнутой Гелиусом-2) и займет круговую орбиту. Для защиты от высочайшей температуры он оснащен щитом из углеродистого волокна.
Конспект по природоведению на тему «Звезды. Солнце — ближайшая к нам звезда»» (5 класс)
Конспект урока
природоведения в 5 классе
Тема урока: Звезды . Солнце – ближайшая к нам звезда.
Цель урока: способствовать формированию знаний учащихся о звездах, созвездиях, Солнце.
Оборудование: рисунок учебника, карта звездного неба, глобус звездного неба, карандаши цветные, клей, конфетти, медиапроектор.
Ход урока
1.Организационный этап (1-2 мин):
Вот звонок нам дал сигнал, поработать час настал
2.Проверка домашнего задания (8-10 мин):
Ответить на вопросы
- Что изображено на рисунке? Охарактеризовать данное небесное тело(слайд №1)
- Какое явление изображено? Причины его возникновения(слайд №2)
- Что следует понимать под метеоритом? (слайд №3)
- Что такое астероид? (слайд №4)
3.Изучение нового материала (20-23 мин)
Послушайте загадки и отгадайте их.
(слайд №5)
- Искры небо прожигают, а до нас не долетают. (Звезды)
- Синие потолочины золотыми гвоздями приколочены. (Небо и звезды)
- Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают. (Звезды)
- Что видно только ночью? (Звезды)
- Хозяин спит —овцы на выгоне
Хозяин выглянет — овец не видно,
Хозяин спрячется —овцы опять обозначатся (Солнце и звезды)
- Не огонь, а больно жжёт, Не фонарь, а ярко светит, Не пекарь, а печёт (Солнце)
Догадались какую тему мы сегодня на уроке будем изучать?
(слайд №6)
Запишите в тетрадях число и тему урока:
(слайд №7)
Звёзды. Солнце – ближайшая к нам звезда
Сообщение учителя: В древние времена люди считали, что звезды, это серебряные гвоздики, вбитые в небесный свод.
Они пытались рисовать звезды на камнях, а позднее слагать о звездах гимны, стихи, поэмы. Я хочу предложить вам нарисовать звездное небо, так как вы себе его представляете, используя цветные карандаши.
(
5 мин на работу – обсудить рисунки)
Когда безоблачная погода, то ночью на небе можно увидеть очень много звезд. Вы смотрели когда ни будь на небо, а считали звёзды?
( Ответы детей). (слайд №8)
Что вы можете о звездах рассказать? Что вы о них знаете?
( Ответы учащихся)
Запишем определение в тетрадь:
Это огромные пылающие шары, расположенные очень далеко от нашей планеты. (слайд №9)
Звезд на небе великое множество. Они расположены очень далеко от нашей планеты, поэтому кажутся на ночном небе лишь мерцающими точками. Невооружённым глазом люди могут увидеть 6 тысяч звезд, нов бинокль или телескоп гораздо больше. Ученым известно многие миллиарды звезд. Все звезды входят в состав созвездий. Их всего 88. С территории нашей страны видно 54 созвездия. Посмотрите на звездную карту . Найдите созвездия Большой и Малой Медведиц.
(слайд №10)
По этим созвездиям можно определять стороны горизонта.
Для определения сторон горизонта по Полярной звезде- необходимо на небесном своде найти созвездие Большой Медведицы. Затем отрезок прямой между двумя крайними звездами «ковша» (а и b) мысленно продолжить в сторону расширенной его части и отложить пять раз. Полученная точка укажет положение Полярной звезды, которая входит в созвездие Малой Медведицы и всегда находится в направлении на север.
(слайд №11)
Особый интерес вызывают зодиакальные созвездия
(слайды №12,13) –
по ним свой годичный путь совершает Солнце.
Практическая работа:
в тетрадях сделайте аппликацию вашего зодиакального созвездия, или созвездия, самостоятельно выбранного вами. Используйте конфетти , клей, цветные карандаши. (5 мин)
Солнце – ближайшая к нам звезда
(слайд №14)
. Это единственная звезда, которую мы можем наблюдать днем, в то время как остальные мы видим только ночью. Солнце – это центр нашей Солнечной системы.
(слайд №15, №16)
Работа с учебником:
(слайд №17)
Прочитать текст учебника стр.48-49, ответить на вопросы.
- Каковы размеры Солнца?
- Почему нам кажется, что Солнце имеет такие же размеры, как и Луна ?
- Как вы думаете, какова температура Солнца?
На небе Солнце выглядит круглым и почти такого же размера как полная Луна. Но диаметр Солнца примерно в 400 раз больше диаметра Луны и в 109 раз больше земного диаметра.
Учитель: Вспомните на, каком расстоянии от Солнца находится Земля?
(слайд №18)
(Ответ : на расстоянии 150 млн. км. от Земли).
Учитель: Солнце – величайший источник света и тепла, дающий жизнь и развитие всему живому на Земле.
Вопрос:
какое значение имеет Солнце?Что случилось бы на Земле, если бы Солнце погасло?
(слайд №19) (ответы детей)
Обобщение ответов детей (слайд №20)
4.
Итог урока:
— Обобщить знания, полученные на уроке
-Выставление оценок
-Рефлексия (слайд №21) (соответствующий смайлик нарисовать в тетради)
5. Домашнее задание:
(слайд №22)
- Учебник – стр.48-49.Читать, пересказывать
- Наблюдать за звёздным небом. Какие созвездия вы знаете?
- Приготовить загадки, ребусы о звёздах.