Викторина «Имею право!» Внеклассное мероприятие по обществознанию для учащихся 8 класса. — презентация


Викторина по обществознанию «Имею право, но обязан» для 6,7,8 классов

Республика Татарстан

Балтасинский муниципальный район

МБОУ «Соснинская СОШ»

«Имею право, но обязан»

(Викторина для 6,7,8 классов)

Исмагилова Гелюся Мухаррамовна- учитель истории и обществознания

«Имею право, но обязан»

Викторина.( 6,7,8 кл.)

Цели:

воспитание правовой грамотности учащихся

— учить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя» в школе;

  • Познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни
  • соотнести права и обязанности детей;
  • способствовать осознанию ответственности за свои права;
  • формировать положительное отношение к правам других.

Задачи:

  • познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;
  • помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

1 часть: “Вступительное слово”

«Детству следует оказывать величайшее уважение».
Древний мудрец Ювенал
— Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить. Мы собрались сегодня для того, чтобы поговорить о правах детей. Давно и очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон “око за око, зуб за зуб”. Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник. После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война — самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН). В 1948 году государства, входящие в ООН подписали Всеобщую декларацию прав человека — документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.

Всеобщая декларация прав человека — нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще — и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства. Именно поэтому в 1989 году 20 ноября

ООН приняла особый документ под названием “Конвенция о правах ребенка”.
Конвенция международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).
“Конвенция о правах ребенка” — это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит — пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах. О каких же правах идет речь в конвенции, на что каждый ребенок имеет право? На столах у вас ребята лежат листы, на которых перечислены основные права детей — основные статьи из Конвенции о правах ребенка. Но прежде чем перейти к ознакомлению с основными статьями Конвенции, выполним следующее задание. .

Сокращённый перечень прав ребёнка (приводится из Конвенции о правах ребёнка)

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений. Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие

.топ. Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности. Статья 9. Право на общение с обоими родителями. Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. Статья 14. Право исповедовать любую религию. Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний. Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию. Статья 17. Право на доступ к информации. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Статья 27. Право на достойный уровень жизни. Статья 28. Право на образование. Статья 31. Право на отдых и досуг. Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы. Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения. Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях. Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

Ребята в Конвенции о правах ребенка Статья 6. Право на жизнь, записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните сою точку зрения. (Учащиеся отвечают) Объяснение. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. – Мне хотелось бы, вместе с ребятами, все-таки проверить, а правильно ли вы все поняли, на что вы имеете право, а на что нет. Права

– возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.

Обязанности

– это то, что входит в круг обязательных действий.

Долг

– поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям. (обязанность перед кем-либо).

Свобода

– способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений)

А теперь пришло время представить наши команды.2 команды.

1 задание.

Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете.

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира иненасилия в интересах детей планеты

1 июня – Международный день защиты детей

4 июня — Международный день детей – жертв агрессии

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека

12 декабря – День Конституции Российской Федерации

2 задание:

Более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности. 1 балл зарабатывает тот, кто больше знает права или обязанности (по мере того, какие права и обязанности называют дети, на доске вывешиваются карточки).

Права школьника.

  • право на бесплатное образование
  • право на получение дополнительного образования
  • право на охрану жизни и здоровья
  • право свободы выражения своих убеждений
  • право посещать мероприятия
  • право на защиту
  • право на отдых
  • право пользоваться библиотекой
  • право избирать и быть избранным
  • право на обучение по индивидуальным программам
  • право на выбор образовательного учреждения
  • право вступать в общественные организации
  • право на уважение собственного достоинства.

Обязанности школьника:

  • добросовестно учиться
  • беречь школьное имущество
  • уважать учащихся и работников школы
  • выполнять устав школы
  • выполнять правила внутреннего распорядка.

Дополнительные баллы дети получают, если раскрывают значение прав и обязанностей)

3 задание:

Нарисуйте схематично какие обязанности чаще всего нарушают учащиеся вашего класса.

Сценка из школьной жизни

Раздаются слова на листочках. Ребята разыгрывают сценку имровизированно

1.Командир:-

Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася:

— Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня:

-Вика , Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика:

— Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

2.Мария Степановна:

Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня:

-Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Назовите обязанности, которые должны были выполнять герои сценки.

Назовите права, которые нарушались.

Вывод:

Что хорошо усвоено ребятами?

4 задание

“Придумай-ка!”

Пословицы к статьям (ребятам предлагается 15 пословиц, кто больше отгадает.).

Пословицы:

  1. Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)
  2. Жить – родине служить. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
  3. Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)
  4. Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения)
  5. Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)
  6. Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)
  7. При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье )
  8. Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)
  9. Дружба дружбой, а денежки врозь. (статья 23: право на достойное вознаграждение за труд)
  10. Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)
  11. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (статья 23: право на труд)
  12. По заслугам и почёт. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд)
  13. Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
  14. Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)
  15. Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)

5. конкурс “Разгадай-ка!”

Кроссворд. (Каждой команде выдаётся кроссворд, который нужно отгадать за 2 минуты)..

Цифра показывает порядок нужной буквы в указанном слове, например, СВОБОДА- 6

Кроссворд:

Хезмэт,керем,конвенция,олы,укытучы. (что это такое) хокук

Чек,банк,укучы,ылыс,реформа. (что это такое) бурыч

6.“Литературно-правовая викторина

Ребята, Вы все читали сказки, давайте вместе с Вами постараемся ответить на вопросы викторины и узнать, знаете ли Вы, в каких сказках были нарушены права литературных героев (раздаем листы).

1ситуация:

«Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?» (Ответ: ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)

1 ситуация:

Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено (Ответ: статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась раньше.

7 конкурс “Угадай-ка!”

Угадай героя по описанию: командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь (какая команда больше даст письменных правильных ответов, та и победила)

1) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)

2) Кто из сказочных персонажей пользовалась правом на свободнее перемещении на метле? (Баба Яга.)

3)В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка

).

4)Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек

)

5)Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок

).

6)Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).

7)Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).

8)Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)

9)Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка)

10)Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха)

Рефлексия.

Учащиеся работают в тетрадях для классных часов

АНКЕТА

1. Какие права ты имеешь, как ученик?____________________

2. Что обязан делать ученик?_____________________________

3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав илиобязанностей?_

4.Что такое права?_____________________________________

5. Что такое обязанности?_______________________________

6.Зачем придумали права людей и обязанности?

Подведение итогов

После всего того, о чем мы говорили, я хочу чтобы вы ответили мне на вопрос:

  • как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались.

(по мере ответов детей на доску вывешиваются высказывания)

  • чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;
  • заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;

уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя

Использованная литература: Маньшина Н. А. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка. Волгоград: Учитель, 2007.

Итоговый тест с ответами по обществознанию для 7 класса

1. Армия, имеющая правильную и постоянную организацию: а) регулярная + б) наёмная в) войска специального назначения

2. С какого возраста наступает уголовная ответственность несовершеннолетних: а) с 18 лет б) с 16 лет + в) с 14 лет

3. К обязанностям граждан России относится: а) участие в управлении государством б) соблюдение моральных норм в) охрана природы +

4. В чем проявляется свобода человека: а) возможность пользоваться своими правами + б) право каждого поступать так, как ему хочется в) обучение в юридическом институте

5. Угроза ядерной войны в современном мире является: а) внутренней б) региональной в) частной +

6. К какому виду обязанностей относятся обязанности часового в армии: а) военные обязанности б) должностные обязанности + в) общие обязанности

7. Внешняя дисциплина бывает основана: а) на страхе за содеянное б) на страхе перед наказанием в) на самосознании и самоконтроле +

8. Закон относит к соучастникам преступления наряду с преступником: а) человека, подстрекавшего к совершению преступления + б) человека, проходившего мимо совершения преступления в) человека, не сообщившего об увиденном им преступлении

9. Несовершеннолетний будет привлечен к уголовной ответственности с 14 лет за следующие преступления: а) терроризм или ложное сообщение об акте терроризма, за приведение в негодность транспортных средств б) подделку документов, изготовление фальшивых денег, взяточничество в) оба варианта верны + г) нет верного ответа

10. Какое утверждение является правильным: 1. к правоохранительным органам не относятся таможня, ФСБ, частные детективные агентства 2. милиция в нашей стране делится на криминальную и милицию общественной безопасности а) только 1 б) только 2 в) оба варианта верны + г) нет верного ответа

11. Кто является Верховным главнокомандующим Вооружённых сил РФ: а) Президент + б) начальник генштаба в) министр обороны

12. Правильным утверждением о заработной плате будет: а) она бывает сдельной и повременной б) это трудовое денежное вознаграждение в) оба варианта верны + г) нет верного ответа

13. Прибыль предприятия можно определить: а) разницей между доходами и расходами + б) умножением цены на количество в) умножением цены на спрос

14. Русских купцов и дворянство объединяет: а) меценатство и благотворительность + б) тяга к предпринимательству в) тяга быстрой наживы

15. Что из перечисленного относится к понятию «деньги»: а) товар-посредник, выступающий в роли эквивалента б) возможность быть обмененным на любой другой товар в) оба варианта верны + г) нет верного ответа

16. Под подростковым возрастом следует понимать возраст: а) от 10 до 18 б) от 11 до 15 + в) от 7 до 13

17. Толерантность: а) подчинение чужому образу жизни б) навязывание окружающим своего образа жизни в) терпимость к чужому образу жизни +

18. Одна из характеристик лидера: а) его всегда назначают б) способен вести за собой других людей + в) у него особенный внешний вид

19. Одна из характеристик лидера: а) у него особенный внешний вид б) его всегда выбирают в) обладает наибольшим авторитетом в своей группе +

20. Появление выдающейся личности обусловлено: а) только врожденными качествами б) воспитанием и самовоспитанием человека + в) личным желанием родителей

21. Обязательным условием существования любой малой группы является: а) взаимопонимание + б) принадлежность к одному поколению в) одинаковый тип темперамента

22. Альтруизм подразумевает: а) веру в судьбу б) бескорыстную заботу о благе других людей + в) любовь к себе

23. Совокупность индивидуальных устойчивых психических особенностей человека, проявляющихся в его поведении, деятельности, называется: а) личность б) темперамент в) характер +

24. Какое понятие исторически появилось раньше других: а) “я” б) “они” + в) “мы”

25. Межличностные отношения являются характеристикой: а) национальной группы б) большой социальной группы в) малой социальной группы +

26. Возраст в хронологическом плане: а) определенный этап в развитии человека: детство, отрочество, юность. б) период времени от момента рождения до настоящего или до другого определенного момента времени + в) изменение статуса: дошкольник, учащийся, работник, пенсионер

27. Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик – это виды: а) темперамента + б) интеллекта в) характера

28. Способность к познанию и логическому мышлению называется: а) эмоциями б) чувствами в) интеллектом +

29. Количество социальных групп на Земле: а) превышает численность людей + б) меньше численности живущих людей в) совпадает с численность населения Земли

30. Молодежный возраст имеет границы: а) с 7 до 25 лет б) с 14 до 30 лет + в) с 10 до 19 лет

Викторина для учащихся 7 класса «Мои права и обязанности»

Мои права и обязанности

Викторина для 7 класса

Цели:

— воспитание правовой грамотности учащихся; — познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни;

— соотнести права и обязанности детей;

— способствовать осознанию ответственности за свои права;

— формировать положительное отношение к правам других.

Задачи:

— познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;

— помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Ход мероприятия

1 часть: Вступление. Слайд 4.

«Детству следует оказывать

величайшее уважение».
Древний мудрец Ювенал
“Не строй церковь, пристрой сироту” — призывает русская пословица. Увы, не многие следуют этим призывам. Богатство и нищета по-прежнему существуют в мире. Для России проблема защиты детства чрезвычайно остра.

— Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей)

После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война — самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 г. в США была создана Организация Объединенных Наций (ООН). В 1948 году государства, входящие в ООН, подписали Всеобщую декларацию прав человека — документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое. Всеобщая декларация прав человека — нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще — и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства.

Слайд 5.

Именно поэтому в 1989 году 20 ноября

ООН приняла особый документ под названием “Конвенция о правах ребенка”.

Почему возникла необходимость в принятии Конвенции?

Вот несколько фактов из брошюры ООН “Права человека. Изложение фактов №10”:

  • —покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;
  • —120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;
  • —ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.

Наше государство подписало этот документ. Конвенция
международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).
“Конвенция о правах ребенка” — это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит — пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах. О каких же правах идет речь в конвенции, на что каждый ребенок имеет право? На столах у вас ребята лежат листы, на которых перечислены основные права детей — основные статьи из Конвенции о правах ребенка.

Слайд 6

.

Сокращённый перечень прав ребёнка
(приводится из Конвенции о правах ребёнка)
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений. Статья 6

. Право на жизнь, выживание и свободное развитие. Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности. Статья 9. Право на общение с обоими родителями. Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. Статья 14. Право исповедовать любую религию. Статья 15. Право на свободу передвижения и мирных собраний. Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию. Статья 17. Право на доступ к информации, пользование достижениями культуры. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок, должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Статья 27. Право на достойный уровень жизни. Статья 28. Право на образование. Статья 31. Право на отдых и досуг. Статья 32. Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы. Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения. Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях. Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

Слайд 7.

Ребята в Конвенции о правах ребенка Статья 6. Право на жизнь,

записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните сою точку зрения.
(Учащиеся отвечают)Объяснение.Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник.
Слайд 8.

– Мне хотелось бы, вместе с ребятами, все-таки проверить, а правильно ли вы все поняли, на что вы имеете право, а на что нет.

Права

– возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.
Обязанности
– это то, что входит в круг обязательных действий.
Долг
– поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним

побуждениям. (обязанность перед кем-либо). Свобода

– способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений)

А теперь пришло время представить наши команды.2 команды.

Слайд 9-10.

1 задание.

Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете.

Даты международного календаря
1 июня – Международный день защиты детей20 ноября – Всемирный день прав ребёнка10 декабря – День прав человека12 декабря – День Конституции Российской Федерации

1 июня Международный день защиты детей Один из самых старых международных праздников. Решение о его проведении было принято в Париже Международной демократической федерацией женщин на специальной сессии в ноябре 1949 г. Участницы дали клятву: «Мы торжественно клянемся бороться за создание условий, необходимых для счастливого и гармоничного развития наших детей и будущих поколений,… за обеспечение прочного мира во всем мире как единственную гарантию счастья наших семей и детей». Впервые был проведен в 1950 г. ООН поддержала эту инициативу и объявила защиту прав, жизни и здоровья детей одним из приоритетных направлений своей деятельности
20 ноября Всемирный день прав ребенка Отмечается по решению ООН (A/RES/836 (IX)) в разных странах в разные дни в ознаменование принятия 20 ноября 1959 г. Конвенции о правах ребенка ГА ООН рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня ребенка как дня мирового братства и взаимопонимания детей, посвященного деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире. ООН предложила правительствам праздновать этот День в любой из дней, который каждое из них признает целесообразным.
10 декабря Международный день прав человека В 1948 ГА ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право каждого на жизнь, свободу и неприкосновенность. Решение о праздновании этого дня принято 4 ноября 1950 г. на V сессии ГА ООН. (A/RES/423 (V))
12 декабря День Конституции Российской Федерации

Слайд 11-13.

2 задание:

Более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности. 1 балл зарабатывает тот, кто больше знает права или обязанности.

Права школьника.

право на бесплатное образование право на получение дополнительного образования право на охрану жизни и здоровья

право свободы выражения своих убеждений право посещать мероприятия право на защиту

право на отдых право пользоваться библиотекой право избирать и быть избранным

право на обучение по индивидуальным программам право на выбор образовательного учреждения право вступать в общественные организации право на уважение собственного достоинства.

Обязанности школьника

: добросовестно учиться беречь школьное имущество уважать учащихся и работников школы выполнять устав школы выполнять правила внутреннего распорядка.

Слайд 14-16.

3 задание Конкурс “Придумай-ка!”

Придумайте пословицы к статьям Конвенции о правах ребенка.

1) статья 26: право на образование —
Грамоте учиться – всегда пригодится.
2) статья 24: право на отдых и досуг —
Делу – время, а потехе – час.
3) статья 23: право на труд —
Дело мастера боится, Хочешь есть калачи, так не сиди на печи, Любишь кататься – люби и саночки возить.
4) статья 23: право на достойное вознаграждение за труд —
Дружба дружбой, а денежки врозь.
5) статья 21: право принимать участие в управлении своей страной —
Жить – родине служить. По заслугам и почёт.
6) статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье —
При солнышке тепло, при матери – добро.
Слайд 17-19.

4 задание “Разгадай-ка!”

Кроссворд. (Каждой команде выдаётся кроссворд, который нужно отгадать за 2 минуты).

По горизонтали

1. По конвенции им является каждое
человеческое существо до достижения им 18 –летнего возраста.
2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься…….деятельностью.

3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?

4.С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет.

По вертикали

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность
за особо тяжкие преступления?
2. С 14 лет, в свободное от учебы время
и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день.
Слайд 20-24.

5 задание.
“Литературно-правовая викторина”
Мы познакомились с правами ребёнка, а сейчас постараемся оказать помощь известным сказочным героям. Ведь в сказках добро всегда побеждает зло. Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их. Включите фантазию, настройтесь на встречу со сказочными героями.

1

.
В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность,
жизнь и свободу ?

2

.
Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища?
3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?

4. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний?

Слайд 25

6 задание “Угадай-ка!”

Угадай героя по описанию: командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь (какая команда больше даст правильных ответов, та и победила).

1) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)

2) Кто из сказочных персонажей пользовалась правом на свободнее перемещении на метле? (Баба Яга.)

3)В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка

).

4)Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек

)

5)Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок

).

6)Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).

7)Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).

8)Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)

9)Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство, подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка)

10)Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха)

Слайд 26.

7 задание «Права человека в песнях»

Задание: Прослушать фрагмент песни и определить, о каких правах и обязанностях в ней идет речь.

Песня О каких правах и обязанностях идет речь
1). Песня бременских музыкантов (музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина) «Ничего на свете лучше нету…» Право на свободу передвижения
1). «Чему учат в школе» (музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского);

2). «Наташка-первоклашка»

Право на образование
1). «Песня мамонтенка»;

2). «Может знает лес»

Право жить и воспитываться в семье
1). «Антошка»;

2). «Песенка кота Леопольда»;

3). «Кабы не было зимы».

Право на труд и на отдых
1). «Я служу России» Обязанность встать на воинский учет.

Слайд 27-30.

Подведение итогов.

После всего того, о чем мы говорили, я хочу, чтобы вы ответили мне на вопрос: 1). Как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались? Примерные ответы:

  1. чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;
  2. заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;
  3. уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.

Использованная литература:

Маньшина Н. А. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка. Волгоград: Учитель, 2007.

5

Викторина по правоведению

Викторина по правоведению с ответами (9-10 класс)

1.

Аналогия права – это: •
применение общих принципов и смысла права к отношениям, которые не урегулированы законом2.
Брачный возраст в России составляет: •
18 лет для мужчины и женщины3.
В каких случаях возможно прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон? •
призыв работника на военную службу4.
В какой форме должно быть заключено соглашение о неустойке? •
в письменной форме5.
В какой форме должно быть совершено завещание? •
письменной нотариальной, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, – письменной с удостоверением должностного лица, указанного в законе, либо простой письменной6.
В какой форме производится выплата заработной платы? •
в денежной форме (в рублях)7.
В какой форме, по общему правилу, может быть заключен договор? •
в любой форме, предусмотренной для совершения сделок
8.

В каком органе рассматривается индивидуальный трудовой спор об отказе в приеме на работу? •
непосредственно в суде9.
В каком размере оплачивается сверхурочная работа за первые два часа работы? •
не менее чем в полуторном размере10.
В каком случае выплачивается двойная сумма задатка? •
если за неисполнение договора, в обеспечение исполнения которого был дан задаток, ответственна сторона, получившая задаток11.
В каком случае федеральный закон считается одобренным Советом Федерации? •
если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации12.
В пределах какой территории действуют законы Московской области? •
в пределах Московской области13.
В состав преступления входят: •
субъект, объект, объективная сторона, субъективная сторона14.
В течение какого периода времени должна не выплачиваться заработная плата, чтобы у работника возникло право на приостановление работы? •
15 дней15.
В течение какого срока правонарушитель считается подвергнутым административному наказанию? •
1 год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания
16.

В течение какого срока со дня открытия наследства может быть, по общему правилу, принято наследство? •
шести месяцев17.
Вправе ли государственный служащий заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности? •
не вправе18.
Вправе ли граждане России иметь землю в частной собственности? •
вправе, если условия и порядок пользования землей определены на основе федерального закона19.
Гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств бюджета субъекта РФ, является: •
государственным служащим субъекта РФ20.
Ежегодный оплачиваемый отпуск составляет: •
28 календарных дней21.
За какой срок работник должен предупредить работодателя о своем увольнении? •
за 2 недели22.
Из каких оснований возникают обязательства? •
из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК
23.

К какой ветви власти относится прокуратура Российской Федерации? •
судебной24.
К какому виду правовых норм относится норма, согласно которой «договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей»? •
дефинитивных25.
К родительским обязанностям относятся: •
обязанность не препятствовать дедушке, бабушке, братьям, сестрам и другим родственникам общению с ребенком26.
Как, по общему правилу, отвечают перед кредитором поручитель и должник при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства? •
оба отвечают солидарно27.
Как, по общему правилу, распределяются между участниками долевой собственности доходы от использования имущества? •
соразмерно долям каждого из участников долевой собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними28.
Какая из отраслей права устанавливает презумпцию виновности правонарушителя? •
гражданское право29.
Какая из перечисленных норм является нормой права? •
ч. 1 ст. 20 Конституции РФ: «Каждый имеет право на жизнь»30.
Какая из перечисленных форм ответственности не является юридической? •
общественное порицание
31.

Какая презумпция действует при применении гражданско-правовой ответственности? •
презумпция виновности нарушителя (причинителя)32.
Какая сделка является оспоримой? •
сделка, недействительная в силу признания ее таковой судом по требованию лица, указанного в законе33.
Какая форма правления характерна для России? •
республика34.
Какие виды административных наказаний применяются в качестве дополнительных? •
конфискация орудия совершения правонарушения35.
Какие виды наказаний применяются в качестве дополнительных? •
штраф36.
Какие вопросы относятся к ведению Государственной Думы Федерального Собрания РФ? •
выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности37.
Какие государственные органы РФ формируются на основе всеобщих прямых выборов? •
Государственная Дума
38.

Какие дети наследодателя имеют право на обязательную долю в наследстве? •
несовершеннолетние или нетрудоспособные39.
Какие документы работодатель не вправе требовать от работника при заключении трудового договора? •
документ, подтверждающий прекращение трудовых отношений с предыдущим работодателем40.
Какие из названных перечней отраслей права входят в состав публичного права? •
конституционное, уголовное, финансовое41.
Какие из обстоятельств являются основанием для ограничения родительских прав? •
нерегулярное выполнение родительских обязанностей в силу болезни родителя42.
Какие из перечисленных обязанностей должен исполнять только гражданин РФ? •
несение военной службы и защита Отечества43.
Какие из перечисленных прав могут принадлежать не только гражданину РФ, а любому лицу? •
право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов44.
Какие из перечисленных прав относятся к социальным? •
право на охрану здоровья и медицинскую помощь45.
Какие из перечисленных фактов являются неправомерными действиями? •
незаконное получение кредита
46.

Какие из перечисленных фактов являются событиями? •
достижение возраста совершеннолетия47.
Какие лица могут выдавать банковские гарантии? •
банк, иное кредитное учреждение или страховая организация48.
Какие лица являются наследниками первой очереди по закону? •
дети, супруг и родители наследодателя, его внуки и их потомки по праву представления49.
Какие органы относятся к органам исполнительной власти? •
Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, службы и агентства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления50.
Какие права могут быть переданы по авторскому договору? •
право на распространение экземпляров произведения любым способом51.
Какие права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации? •
право собственности и другие вещные права52.
Какие правовые нормы применяются к предпринимательской деятельности гражданина? •
нормы, которые регулируют деятельность коммерческих организаций
53.

Какие правомочия составляют содержание права собственности? •
владение, пользование, распоряжение54.
Какие расходы понимаются под убытками? •
реальный ущерб и упущенная выгода55.
Какие слова выражают санкцию следующей нормы уголовного права: «убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, – наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет»? •
наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет56.
Какие способы приобретения права собственности относятся к первоначальным? •
находка57.
Какие условия должна содержать оферта? •
существенные58.
Какие условия можно включить в брачный договор? •
об имуществе, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака59.
Какие формы собственности признаются в РФ? •
частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности60.
Какие функции осуществляет Правительство РФ? •
осуществляет управление федеральной собственностью
61.

Какие функции осуществляет Президент РФ? •
подписывает и обнародует федеральные законы62.
Каким законом предусмотрена юридическая ответственность за административные правонарушения? •
Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ и законами субъектов РФ об административных правонарушениях63.
Каким законом предусмотрена юридическая ответственность за преступления? •
только Уголовным кодексом РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ64.
Каким лицам завещатель вправе завещать свое имущество? •
любым65.
Каким образом может быть преодолено «вето», наложенное Президентом РФ на федеральный закон? •
если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы66.
Какими документами оформляется прием на работу? •
трудовым договором и приказом (распоряжением) работодателя о приеме на работу67.
Каков порядок принятия федеральных конституционных законов? •
если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы
68.

Каков срок исковой давности по искам о применении последствий недействительности ничтожной сделки? •
3 года со дня, когда началось её исполнение69.
Каковы признаки банкротства юридического лица? •
неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 3 месяцев с даты их исполнения70.
Какое деяние признается преступлением, совершенным умышленно? •
совершенное с прямым или косвенным умыслом71.
Какое имущество может находиться в собственности граждан? •
любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам72.
Какое имущество является собственностью юридического лица? •
вклады (взносы) учредителей (участников, членов) юридического лица, а также имущества, приобретенного ими по иным основаниям73.
Какое право предоставлено залогодержателю при установлении залога? •
право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами залогодателя74.
Какой день является днем открытия наследства? •
день смерти гражданина, а при объявлении его умершим – день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим или день смерти, указанный в решении суда75.
Какой закон имеет обратную силу? •
уголовный закон, устраняющий преступность деяния
76.

Какой максимальный срок для примирения супругов при расторжении брака в суде установлен законодательством: •
3 месяца77.
Какой нормативный правовой акт обладает в России высшей юридической силой и прямым действием? •
Конституция Российской Федерации78.
Какой общий размер удержаний допускается при выплате заработной платы работнику? •
20%79.
Какой орган (должностное лицо) осуществляет немедленное отобрание ребенка у родителей при непосредственной угрозе его жизни и здоровью? •
орган опеки и попечительства80.
Какой орган осуществляет признание брака недействительным? •
суд81.
Какой способ принятия наследства не предусмотрен ГК РФ? •
подача в суд по месту жительства наследника заявления о принятии наследства82.
Кому принадлежит право законодательной инициативы? •
Президенту РФ
83.

Кто (что) являются субъектами правоотношений? •
физические и юридические лиц, Россия, субъекты РФ, муниципальные образования84.
Кто может быть субъектом административного правонарушения? •
иностранное юридическое лицо85.
Кто может быть субъектом преступления? •
физическое лицо, достигшее возраста 16 лет86.
Кто осуществляет государственную власть в Российской Федерации? •
Президент, Федеральное Собрание, Правительство и суды Российской Федерации87.
Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации? •
многонациональный народ России88.
Кто является сторонами трудового договора? •
работник и работодатель – физическое лицо или организация89.
Могут ли родители (один из них) быть лишены родительских прав при злостном уклонении от уплаты алиментов? •
могут90.
Может ли работодатель расторгнуть трудовой договор в случае сокращения численности или штата работников организации? •
может
91.

На какие категории подразделяются уголовные преступления в зависимости от характера и степени их общественной опасности? •
преступления небольшой, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие92.
На какое имущество распространяется законный режим? •
движимые и недвижимые вещи, приобретенные за счет общих доходов супругов93.
На какой предельный срок может заключаться срочный трудовой договор? •
не более пяти лет94.
На каком основании, по общему правилу, возможны изменение и расторжение договора? •
по соглашению сторон95.
Несет ли юридическое лицо самостоятельную имущественную ответственность? •
да, но только по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом96.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать в неделю: •
40 часов97.
Обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее часть или все функции юридического лица, в том числе функции представительства – это: •
филиал юридического лица
98.

Объективная сторона преступления — это: •
общественно опасное активное (действие) или пассивное (бездействие) поведение субъекта, повлекшее причинение ущерба общественным отношениям99.
Определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства – это: •
неустойка100.
Основанием для установления отцовство является: •
свидетельство о браке родителей101.
Основополагающая идея, в соответствии с которой организована отрасль права – это: •
принцип102.
Перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня может составлять: •
от 30 минут до 2 часов103.
По истечении какого периода времени после поступления на новую работу у работника возникает право на отпуск? •
6 месяцев104.
По истечении какого срока вступают в силу федеральные законы на территории Российской Федерации? •
по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу105.
По каким вопросам принимаются федеральные конституционные законы? •
по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ
106.

Право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними – это: •
свобода вероисповедания107.
Презумпция – это: •
признание факта юридически достоверным, пока не будет доказано обратное108.
При каких формах реорганизации юридического лица переход прав и обязанностей к вновь созданным юридическим лицам происходит в соответствии с передаточным актом? •
слияние, присоединение, преобразование109.
Применение к отношениям, прямо не урегулированным законом, соглашением сторон или правовым обычаем, норм законодательства, регулирующих сходные отношения – это: •
аналогия закона110.
Применяется ли в России смертная казнь? •
нет, поскольку её применение приостановлено111.
Производится ли расторжение брака в органах загса по заявлению одного из супругов, имеющих несовершеннолетних детей, если другой супруг признан судом недееспособным? •
производится112.
Работа по совместительству не может превышать: •
4 часа в день и 16 часов в неделю
113.

С какого возраста лицо может быть привлечено к уголовной ответственности? •
если оно достигло возраста 16 лет к моменту совершения преступления114.
С какого возраста, по общему правилу, граждане приобретают дееспособность в полном объеме? •
с 18 лет115.
С какого дня вступает в силу брачный договор, заключенный до государственной регистрации заключения брака? •
со дня государственной регистрации заключения брака116.
С какого момента брак считается заключенным? •
со дня государственной регистрации брака в органах загса117.
С какого момента брак считается недействительным? •
со дня его заключения118.
С какого момента брак считается прекращенным? •
со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении119.
С какого момента возникает авторское право на произведение? •
с момента создания произведения120.
С какого момента возникает правоспособность у юридического лица? •
со дня внесения записи в ЕГРЮЛ о создании юридического лица
121.

С какого момента, по общему правилу, считается заключенным договор, подлежащий государственной регистрации? •
с момента его регистрации122.
Самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке — это: •
предпринимательская деятельность123.
Сверхурочная работа не может превышать: •
4 часа в течение 2 дней подряд и 120 часов в год124.
Сколько субъектов находятся в составе Российской Федерации? •
85125.
Совокупность приемов, способов и средств воздействия норм права на регулируемые ими отношения – это? •
метод правового регулирования126.
Способность субъекта своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и осуществлять их, в том числе нести самостоятельную юридическую ответственность — это: •
дееспособность127.
Срок давности привлечения к административной ответственности составляет: •
2 месяца со дня совершения административного правонарушения
128.

Срок испытания при приеме на работу не может превышать: •
трех месяцев – по общему правилу129.
Структура правоотношения включает: •
субъектов и содержание130.
Существенными условиями трудового договора являются: •
характеристики условий труда131.
Формами вины в административном правонарушении являются: •
умысел и неосторожность132.
Чем могут быть установлены порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет? •
законами субъектов Российской Федерации133.
Чем признается ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте? •
отказом от акцепта и в то же время новой офертой134.
Что завещатель может завещать своим наследникам? •
имущество, принадлежащее ему на момент составления завещания и которое он может приобрести в будущем135.
Что не относится к государственной собственности? •
муниципальная собственность
136.

Что не относится к полномочиям Конституционного Суда РФ? •
дача разъяснений по вопросам судебной практики137.
Что образует содержание правоотношения? •
субъективные права и субъективные обязанности138.
Что понимается под «прецедентом» как источником
(формой)
права? •
судебное или административное решение139.
Что признаётся интеллектуальной собственностью гражданина или юридического лица? •
исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг140.
Что составляет предмет правового регулирования? •
общественные отношения141.
Что такое «фиктивный брак»? •
брак, заключенный супругами или одним из них без цели создания семьи142.
Что такое доверенность? •
письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами
143.

Что такое моральный вред? •
физические или нравственные страдания144.
Что такое наследование? •
переход имущества умершего к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент145.
Что такое правоспособность? •
потенциальная (абстрактная) способность лица иметь права и нести обязанности146.
Что такое сделка? •
действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей147.
Что такое ценная бумага? •
документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при их предъявлении148.
Что является основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношений? •
юридический факт или совокупность юридических фактов149.
Что, по общему правилу, является местом открытия наследства? •
последнее место жительства наследодателя (ст. 20 ГК)150.
Является ли конфискация имущества мерой уголовной ответственности? •
не является
151.

Является ли лишение специального права, предоставленного данному гражданину, административным взысканием? •
является152.
Являются ли вещи объектами правоотношений? •
являются

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: