проект «Моя любимая сказка» проект по художественной литературе (подготовительная группа)
Проект «Моя любимая сказка»
Тип проекта: познавательный, творческий
Участники: дети старшего возраста, воспитатели, родители.
Срок реализации: краткосрочный – 2 недели.
Цель и задачи проекта
Цель: создать оптимальные условия развития речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Задачи:
- Создавать условия для развития творческой активности детей и поэтапного освоения детьми различных видов творчества.
- Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства.
Способствовать формированию коммуникативных способностей.
Актуальность
Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность – технология, которая учит детей выражать в творчестве свою индивидуальность, дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым.
Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. В игре незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, диалогическая речь, ее грамматический строй.
Постановка проблемы
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Именно поэтому в работе проекта активное участие принимают родители.
Стимулом для творческой деятельности ребенка служит театрализованная игра, доступная с самого раннего возраста. Необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна. Увлечённость детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, лёгкое не авторитарное общение взрослого и ребёнка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» — все это удивляет и привлекает.
Подготовительный этап:
- Изучение литературы по теме
- Ознакомление с передовым опытом
- Консультация для родителей
- Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач
- Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал
- Оформление книжного уголка
Основной этап:
- Рассматривание иллюстраций русских народных сказок
- Чтение и рассказывание русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке
- Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр
- Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»
- Игровая образовательная ситуация «Путешествие Колобка»
- Отгадывание загадок по сказке «Колобок»
- Аппликация «Колобок»
- Выставка поделок из бросового материала «Наш любимый Колобок»
- Создание картотеки русских народных сказок в соответствии с возрастом
- Викторина по сказкам «Отгадай сказку»
Заключительный этап:
- Презентация музыкальной сказки «Колобок»
- Оформление настольного театра «Колобок»
Ожидаемые результаты проекта:
- Развитие творческой активности детей, освоение детьми дошкольного возраста различных видов творчества.
- Обогащение словаря детей, совершенствование диалогической речи, использование в речи разнообразных языковых средств.
- Формирование коммуникативных способностей.
Перспективы дальнейшего использования
- Макет данного проекта можно реализовать по любому литературному произведению, выбранному детьми.
Приложение
Игровая образовательная ситуация «Путешествие Колобка»
- Программное содержание:
- Развивать у детей разговорную речь, совершенствовать навыки общей и мелкой моторики используя разные материалы, воспитывать интерес к русским народным сказкам.
- Предварительная работа:
- — чтение сказок «Колосок», «Три медведя», «Колобок».
- -обыгрывание на фланелеграфе.
- -игры в настольный театр.
- Материал:
- Фланелеграф, персонажи сказки «Колосок», «Три медведя», настольный театр «Колобок», волшебный мешочек, шары на каждого ребёнка.
- Ход:
- Дети под музыку по дорожке входят в группу и становятся полукругом.
- Воспитатель:
- По дорожке мы пойдём,
- Прямо в сказку попадём.
- Один, два, три, четыре, пять-
- Будем сказку мы играть.
- Дети, вы любите слушать сказки? Я тоже очень люблю сказки, а вы мне поможете их рассказать? Мы сейчас поиграем в игру «Сказки с дырками». Я буду читать сказку, а если я что-то забуду, вы мне подскажите.
- Кто любил играть и петь?
- Два мышонка Круть … и (Верть).
- Кто мышат с утра будил?
- Кто на мельницу…(ходил)
- Намолол муки мешок?
- Это- Петя…(Петушок)
- Пирогов напёк он много
- И спросил друзей он строго:
- «Что вы делали мышата,
- От рассвета до…(заката)?
- А теперь за стол садитесь,
- Подаёте голосок.
- Нет! Сначало потрудитесь
- И прочтите…(«Колосок»).
- Воспитатель вместе с детьми подходит к следующей сказке.
- Чашки три и три постели
- Стульев тоже три, смотри,
- И жильцов здесь, в самом деле
- Проживает ровно три.
- Как увидишь, сразу ясно:
- В гости к ним ходить…(опасно)
- Убегай, скорей, сестричка,
- Из окна лети, как..(птичка)
- Убежала. Молодец!
- Значит сказке всей конец!
- По слогам читает Федя:
- Это сказка: «Три медведя».
- Воспитатель подходит к столу, где выставлены персонажи настольного театра «Колобок».
- Из муки он был печён,
- На сметане был мешён,
- На окошке он студился
- По дорожке…(укатился)
- Был он весел, был он смел,
- И в пути он песню пел.
- Кто же это? «Колобок»
- Ребята! А какую же он песню пел?
- Пальчиковая игра «Колобок».
- Я, колобок, колобок! (катают в руках воображаемый колобок)
- По сусекам скребён (правой ладонью скребут по левой руке)
- По амбару метён(имитируют подметание пола)
- На сметане мешён (круговые движения кистью правой руки).
- В печку сажён (показывают обе руки, вытянутые вперёд)
- На окошке стужён(показать руками окно)
- Я от бабушки ушёл (перебирают средним и указательным пальцами правой руки по ладони левой)
- Я от дедушки ушёл.
- А как вы думаете, куда покатился колобок по дорожке? (ответы детей)
- Давайте вспомним, кого встретил колобок в лесу. (Дети садятся за столы, на которых лежат карточки с изображением зайца, волка, медведя, лисы и отдельно колобок).
- Что-то я совсем забыла, кого колобок встретил первым?
- Поставьте своего колобка возле зайца. Потом кого он встретил? (волка).
- Что сказал ему волк? («Колобок, колобок!Я тебя съем»). Встретился колобку медведь (дети ставят колобка возле медведя) и сказал ему тоненьким голосом: «Колобок, колобок! Я тебя съем!» Или что-то я напутала, помогите мне (медведь сказал толстым, грубым голосом).
- Но наш колобок не простой, он после встречи с лисой убежал и покатился дальше.
- У детей на столах лежит сюжетное панно. На нашей следующей карточке нарисована дорожка, давайте вместе с колобком прокатимся по дорожке. Колобок держим правой рукой. Катится колобок, катится, а навстречу ему «ёж». Посмотрел колобок на ежа и удивился. Как колобок удивился! Покажите, как удивился колобок. (Дети показывают удивление).
- Ребята с нашим ежом приключилась беда — потерял он иголки, давайте поможем ему их собрать, сделаем их из спичечных палочек. (Дети выкладывают колючки ежу из спичек).
- Какие у нас с вами ежи замечательные получились! Колобок решил полюбоваться на ежа, но колобок у нас маленький, а ёж большой. Давайте предложим колобку посмотреть на ежа с «пенька». Подкатился колобок к пеньку, взобрался на пенёк, посмотрел на ежа. Очень понравился колобку ёж, и он улыбнулся. Я предлагаю нашему колобку нарисовать улыбку. Какого цвета карандаш нам для этого будет нужен, как вы думаете? (красный).
- Какой получился у вас колобок? (радостный,весёлый). А сейчас покажем колобку как мы умеем радоваться.
- Физминутка
- Ножками затопали (топают ногами)
- Ручками захлопали (хлопают руками)
- Хи-хи-хи (руки в стороны)
- Ха-ха-ха (руки вверх)
- Вот какая красота! (хлопают)
- Дети садятся за столы.
- Попрощался колобок с ежом и покатился дальше, оглянулся и увидел вокруг себя странные деревья похожие на его друга ежа. Как вы думаете, какие деревья он увидел? (ели).
- Да у ели тоже есть иголки. Молодцы! А давайте сделаем ели для каждого вашего колобка, я предлагаю использовать для этого треугольники жёлтого цвета. (Дети исправляют воспитателя, нужны треугольники зелёного цвета).
- Я очень рада, что вы у меня внимательные! Наши дети просто молодцы, целый еловый лес сделали!
- Ребята мы вместе сочинили продолжение сказки «Колобок». Понравилась вам она?
- Посмотрите, у нас в группе тоже выросла ель, давайте подойдём к ней. А что под елью. Дети находят волшебный мешочек. Воспитатель высыпает из мешка разноцветные шары. Посмотрите, все они похожи на кого?
- (Колобка). Я предлагаю вам поиграть с ними.