Дидактические игры и пособия для речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Светлана Торопова
Дидактические игры и пособия для речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры и пособия для речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Требования ФГОС к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного уровня ребёнок должен хорошо владеть устной речью, свободно выражать свои мысли, желания, использовать речь как средство общения, выражения своих чувств, мыслей, выделять звуки в словах. Речевое развитие детей является очень важным и актуальным в дошкольном возрасте.
Задачи речевого развития по ФГОС:
Овладением речью как средством общения и культуры
обогащение активного словаря
развитие связной, диалогической и монологической речи
развитие речевого творчества
знакомство с художественной литературой, культурой, понимание на слух различных текстов, различных жанров детской литературы
формирование звуковой аналитико – синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте
развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.
Для достижения и решения всех задач речевого развития необходимо:
создание предметно-развивающей среды
подбор дидактических, развивающих, обучающих игр и игровых пособий
использование разнообразных методов, средств, инновационных технологий.
личный пример педагога, его правильно поставленная речь
консультации и разнообразные формы работы с родителями по речевому развитию детей.
Активизация речи детей разнообразными средствами.
В своей работе для активизации речи, и решения всех речевых задач я использую следующие игры и игровые пособия:
1. «Лото» с использование чистоговорок на трудные звуки.
Детям предлагаются или дети сами выбирают их карточки, принцип действия игры, как обыкновенной лото. Усложняется игра необходимостью повторить правильно чистоговорку, если дети умеют читать, прочитать её. Другие дети читающие, могут проверить правильность ответа или определить по чистоте произношения чистоговорки. В качестве поощрений можно давать за правильные ответы не только карточки, но например и счётные палочки или пуговки, камешки, детей это очень привлекает и активизирует. Если какой – то ребёнок испытывает трудность педагогу необходимо ему помочь, ведь с первого раза это трудно, игра требует многократности.
Например: берём картинку «Девочка с шарами»
Ребёнок должен повторить или прочитать: «РЫ-РЫ-РЫ, Я НЕСУ ШАРЫ» или За-за-за прозрачная медуза»
2. «Угадай слова»
На карточках изображено две картинки, которые могут отличаться друг от друга при произношении одним звуком. Например: «Кот» и «Кит». Дети подбирают буквы согласно картинке или можно усложнить задачу – загадать загадку. В ходе игры педагог и другие участники игры могут сами придумывать загадки, описание предмета. «Какую картинку я задумала: это пушистый, усатый…». Ребёнок отгадывает и соответственно подбирает нужную букву.
3. Дидактическая игра «Подарки»
В ходе данной игры у детей формируются навыки звукового анализа, умения определять место звука в слове.
Детям предлагается собрать подарки для мальчика Ромы, но все подарки должны быть со звуком «р». Дети подбирают картинки с данным звуком, можно использовать схемы, место звука в слове. После того как картинки подобраны, можно предложить найти данные игрушки в группе и отправится в гости к Роме, дальше уже можно развивать сюжетно-ролевую игру. Вариантов игры много, фантазируйте сами и вместе с детьми.
4. Игры с перфокартами
Перфокарты — это индивидуальные листы с интересными заданиями, заламинированные или можно вставить в толстый файл, для многократного использования.
Цель каждой карты разная это могут быть задания нп развитие фонематического восприятия, совершенствование навыков звукобуквенного анализа, слогового анализа, чтение слогов, составления слогов, слов, предложений.
5.»Ребусы»
Сделать самим такие карточки нетрудно.
На картон приклеиваются 2 полоски, одна для вставки картинок на первый звук которых будет составляться слов, другая — ниже, для вставки букв.
Можно использовать разные варианты :
-какой буквы не хватает (в середине слова, в начале или конце)
-правильно или не правильно расставлены картинки или буквы (самоконтроль, взаимоконтроль)
— составь схему
-расставь по схеме
6. «Слоговой тренажёр»
Можно использовать в сюжетно-ролевой игре «Школа» с использованием следующих задний:
-помоги мишке расставить согласные и гласные буквы по домикам
-исправь ошибки мишутки
-составь слоги
знакомить с помощью тренажёра по Жуковой составлять слоги и слова
-определять звуки мягкие и твёрдые.
Индивидуальные тренажёры
7. Речевые улитки на закрепление произношения звуков
Мною собрана картотека фонематических потешек
8. «Слоговое лото»
Ведущая деятельность детей дошкольного возраста — игровая деятельность, через игру ребёнок познаёт окружающий мир, всесторонне развивается. Данные игры способствуют речевому развитию детей, надеюсь они буду и вам полезны.
Занятие по развитию речи в старшей группе по фгос
Для речевого развития в старшей группе по ФГОС поставлены следующие задачи:
- Формирование и активизация словаря.
- Совершенствование грамматической стороны речи.
- Формирование звуковой культуры речи: дифференциация звуков.
- Совершенствование диалогической речи.
- Обучение рассказыванию и пересказу.
- Приобщение детей к художественной литературе.
- Подготовка детей к обучению грамоте.
Чтение — вид речевой деятельности
Формы работы по развитию речи:
- занятия (НОД);
- ситуации общения;
- игры (дидактические, театрализованные, ролевые, пальчиковые);
- проектная деятельность;
- работа с книгой, произведениями искусства и праздники, театрализованная деятельность;
Театрализованная деятельность как средство развития речи
Развивающие программы
Если раньше была только одна основная рабочая программа, по которой работали педагоги всей страны, то сейчас таких несколько. Например, это такие известные программы, как «От рождения до школы», «Успех», «Радуга», «Истоки», «Развитие», «Детский сад по системе Монтессори» и многие другие. Программы отличаются структурой уроков, литературным материалом, используемыми методическими пособиями. Обязательное общее условие — соответствие ФГОС.
Развивающие образовательные программы дошкольного образования, соответствующие ФГОС ДО, перечислены на сайте госреестра.
На сайте «Школьный гид» (ссылка) можно найти не только полный список образовательных программ, но и ссылки на содержание каждой программы.
Также существуют парциальные программы. Эти программы являются дополнением к основной программе детского сада, например: «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» Ушаковой О.С. или «Юный эколог. Николаевой С.Н.
Обратите внимание! Наиболее используемой программой является государственная программа «От рождения до школы». Работа ведется по пособию В.В.Гербовой «Развитие речи в детском саду».
Фрагмент рабочей программы на три месяца
Октябрь.
- Лексические упражнения. Чтение стихотворения.
- Учимся вежливости.
- Описание кукол.
- Дифференциация звуков с-ц
- Составление рассказа по картине.
- Упражнять в подборе существительных к прилагательным.
- Заучивание стихотворения
- Литературный калейдоскоп
Ноябрь.
- Чтение стихов о поздней осени.
- Рассказывание по картине.
- Чтение сказки «Хаврошечка».
- Работа со звуками ж-ш.
- Обучение рассказыванию.
- Чтение. Житков «Как я ловил человечков».
- Пересказ рассказа.
Декабрь.
- Чтение стихотворений о зиме.
- Дидактическое упражнение «Хоккей».
- Пересказ.
- Работа со звуками с-ш.
- Чтение сказки «Серебряное копытце».
- Заучивание стихотворения.
- Дидактические игры со словами.
Наглядно-дидактическое пособие «Профессии»
Методическая база или материал, необходимый для проведения занятий:
- методические пособия;
- наглядные пособия: серии картин для детского сада, игрушки, литература с иллюстрациями, настольные игры, натуральные предметы, раздаточный материал, оборудование для театрализованной деятельности;
- технические средства: магнитофон (любой другой вид аудио-проигрывателей), компьютер, интерактивная доска для показа презентаций;
- периодически обновляющиеся стенды и выставки;
Стенды по развитию речи
Структура занятий
Начало занятия. Активизация знаний, установление связей с пройденным материалом, сообщение целей занятия. Начало занятия должно вызвать интерес и внимание к дальнейшей работе.
Автоматизация звука C
Важно! Между частями занятий планируется 1-2 физкультминутки.
Основная часть:
- используются ведущие приемы обучения в зависимости от типа занятия;
- самостоятельная работа детей — ответы, упражнения, игра (если требуется, то под руководством воспитателя)
Обратите внимание! Заключительная часть. Должна быть краткой и эмоциональной. Это может быть чтение художественного произведения, дидактическая игра и т.п.
Примеры планов
Плана занятия на тему «Чтение русской народной сказки „Хаврошечка“»:
Вводная часть: вспомнить известные детям русские народные сказки.
Основная часть:
- Чтение сказки
- Ответы на вопросы.
- Заключительная часть: повторить коллективно концовку сказки.
«От рождения до школы» — развитие речи в старшей группе
Комплексная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой разработана на базе основной классической программы 1985 года, при этом была изменена ее структура и включен новый материал. Затем программа была переработана согласно ФГОС и предназначена для формирования основных образовательных областей.
В методическом пособии В.В. Гербовой разработана методика работы с детьми пяти-шести лет, планирование работы на год, есть дополнительный материал по работе с детьми в летнее время, материал для чтения, анализ особенностей развития речи детей шестого года жизни.
Обратите внимание! В старшей группе проводятся два занятия в неделю.
В пособии продумано и расписано содержание каждого занятия: постановка целей и задач, предварительная работа, подробный ход занятия, методика проведения, дидактические игры.
Воспитание в играх-занятиях
Используя картотеку дидактических игр можно проводить отдельные игры-занятия. Через игру легче происходит усвоение норм родной речи: дети активно работают, меньше устают, могут играть не только под руководством воспитателя, но и самостоятельно. Работа, начатая на занятии, должна продолжаться в течении дня с помощью речевых игр и упражнений.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
В процессе непрерывной работы к 7 годам ребенок должен:
- уметь адекватно использовать 2–3 тысячи слов;
- правильно выстраивать предложения, используя все части речи;
- рассуждать, а также излагать своё мнение;
- правильно использовать устойчивые выражения;
- объяснять значение слов;
- понимать правила построения диалога (прежде всего, проговаривание своей реплики после того, как это сделал собеседник);
- развивать умение составлять устные тексты разного жанра (повествование, например, в рассказе о том, как прошли выходные, описание, если речь идёт о комментировании видео или картинки, рассуждение, если нужно дать оценку действиям персонажей сказки;
В заключение нужно отметить, что задача детского сада в полной мере использовать все возможные средства для развития речи дошкольника. Только тогда результаты диагностики покажут, что ребенок готов к дальнейшему обучению в школе.
Развитие речи детей 5-6 лет консультация для родителей
Речевое развитие детей 5 6 лет, консультация для родителей происходит не односторонне (только педагогами), а в тесном контакте с семьей. Одна из форм взаимодействия с родителями— проведение открытых уроков
НОД по развитию речи в старшей группе по ФГОС на тему «Весна» (конспект занятия):
Цель: Научить составлять рассказ по картине.
Задачи:
- развитие связной речи;
- пополнение и активизация словаря детей на тему весны;
- закрепление знаний о весне, умение называть признаки весны;
- развитие художественно-эстетического восприятия;
Оборудование и материалы: картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели».
Картина «Грачи прилетели»
Методические приемы: словесные (использование речевого образца, беседа, оценка детской речи), наглядные (показ картины), игровые (дидактическая игра).
Ход занятия
- Вводная часть. Рассматривание рисунков о весне, выполненных самими детьми на рисовании. Закрепление в словаре детей слова «пейзаж».
- Основная часть. Осмысление общего содержания картины. Ответы на вопросы:
- Что нарисовано на картине? В центре? Слева? Справа? Сзади?
- Какое время года?
- Как вы поняли, что это весна? (Грачи, лужи, проталины, тени от берез, солнечный свет, поля без снега. Подбор прилагательных к существительным.
- Какой по-вашему весенний месяц? Какие еще знаете весенние месяцы?
- Описание картины воспитателем (проговаривание речевого образца).
- Описание картины детьми по образцу. По цепочке: описывать ту часть картины, которую покажет воспитатель (один ребенок—одно предложение).
В конце дать возможность хорошо говорящим детям описать картину полностью.
Важно! Учитывать особенности детей: кто-то может описать всю картину, кто-то только одну деталь в одном предложении.
3. Оценка речевой деятельности детей.
4. Дидактическая игра «Передай колечко— назови словечко»
5. Подведение результатов занятия. Разобрать более подробно цели и задачи урока, проанализировать структуру, методические приемы работы.
Упражнения для коррекции произношения звука [р]
Открытые уроки для родителей
Наиболее подходящими и доступными для восприятия также будут уроки по разучиванию стихотворения (В.В.Гербова, стр.37, занятие 6, И.Белоусова «Осень»), составлению рассказов (В.В.Гербова, стр.51, занятие 2), пересказыванию (стр.57, занятие 8, В. Бианки «Купание медвежат»)
Формирование речи — процесс, который в повседневной жизни. Родители задают ребенку речевой образец. Один из дополнительных видов работы — оформление консультаций в виде папки раскладушки «Речевые игры по дороге домой».
Фрагмент папки-раскладушки
Речевое развитие на прогулке
Во время прогулок также происходит речевое развитие детей. Это и разучивание считалок, закличек, речевок для подвижных игр, и индивидуальная проверка стихов, и чтение стихов, и организация наблюдений.
Наблюдая за изменениями на участке зимой, дети пополняют «зимний» словарь, закрепляют названия месяцев-декабрь,январь, февраль (так же и с другими временами года). Составляют рассказы по впечатлениям: «Синички на кормушке», «Профессия «дворник», «Как мы садили цветы на клумбу». Прогулка — яркий пример того, как можно интегрировать образовательные области.