Конспекты занятий по развитию речи для детей средней группы. Произношение звуков С


Картотека игр по звуковой культуре речи (средняя группа)

Публиченко Наталья

Картотека игр по звуковой культуре речи (средняя группа)

Средняя группа

Упражнения на закрепление правильного произношения и фонематического слуха

Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов. Материал. Бумажная лодочка, длиною 4 см; тазик с водой.

Упражнение «Пусти лодочку по воде»

Таз до половины заполнен водой. Каждый ребенок,произнося: «Фу-у-у»

, дует на лодочку так, чтобы она плыла с одного
«берега»
до другого. Упражнение выполняется 2 раза.

Игра «Лодочка и пароход»

Воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодочки, другая — пароходы. Воспитатель. Когда плывет лодочка по реке,то слышно: «Шух, шух, шух»

; когда корабль, то слышно
«Тшух, тпш, тшух»(дети повторяют звукосочетание)
. По сигналу
«Плывут лодочки»
первая
группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух»
по сигналу
«Плывут пароходы»
упражнения выполняет вторая
группа. Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Игра «Поезд»

Воспитатель. Мы поедем в гости к мишке и зайке на поезде. Я буду машинистом, а вы — вагончиками.Колеса стучат: «Тух, тух, тух»

,поезд гудит:
«У-у-у»(дети повторяют звук и звукосочетание)
. Когда поезд прибывает на станцию (стул, на котором сидит мишка,он останавливается: «Уу-ух Мишка садится в поезд и вместе с детьми едет к зайчику! Затем зверюшки и дети возвращаются в
группу.
Игра с заданиями

Задания детям дает мишка: «Походите по комнате как я»

«Порычите:
«Хрп-хр-хр»
. «Ешьте мед — слизывайте с лапы. оближите губы. зубы круговым движением»
(дети выполняют задания)
.Затем задания детям дает зайка: «Я зайка, меня называй! трусишка. Когда я испугаюсь, то у меня хвостик из стороны в сторону качается. Покажите язычком, как качается МОЙ хвостик (дети по показу воспитателя широко раскрывают рот и, не касаясь губ, проводят языком от угла до угла рта). Я умею скакать, а вы?
(Дети скачут, как зайка.)
От лисы прячусь за куст
(дети приседают)
и дышу так:
«У-у-у-ух, у-у-у-у-ух»(дети повторяют)
. Игра
«Оркестр»
Воспитатель. В оркестре много музыкантов, которые играют на разных инструментах. А мы будем играть только (на больших и маленьких барабанах.)

Каждому ребенку дают по маленькому и большому кружку; на доске такие же кружки. Воспитатель. Когда ударишь по большому барабану, oн стучит:
«Там-там-татам»
; по маленькому —
«Тям-тям-тятям»(Дети повторяют звукосочетания 2—3 раза.)
— Играем на больших барабанах (показывает на большое кружок, дети поднимают такой же кружок и вместе с воспитателем поют соответствующую песенку) .

— Играем на маленьких барабанах (показывает на маленький кружок, дети поднимают свои кружки и поют другую песенку).Затем воспитатель (произвольно)

показывает на кружки, дети, поднимая их, поют нужные песенки.

Упражнение «Понюхай цветок»

Воспитатель. Всем артистам дарят цветы. Нам тоже ш дарили цветок. Он очень хорошо пахнет. Посмотрите, как его нюхают (вдох через нос,на выдохе без напряжения голоса сказать: «Ах-х-х»

) .

Затем воспитатель подходит к каждому ребенку, и тот повторяет оба действия. Когда все понюхают воспитатель предлагает детям произнести следующую фразу сначала тихо,потом громче: «Как хорошо пахнет цветок»

.

Упражнение «Тренировка»

Воспитатель.Сегодня вы опять станете артистами и будете играть на дудочке: «Ду-ду-дудуду»
(дети повторяют звукосочетание 2—3 раза)
.Давайте подготовимся к выступлению: сильно надуем щеки, как будто у нас по рту два мячика
(показ)
.Потом подуем и скажем:
«Дууу»(повторить 5—6раз)
Игра «Оркестр»

Воспитатель. Нам в игре помогут кукла и мишка. Если я подниму куклу, заиграют девочки; если я подниму мишку, заиграют мальчики; если я подниму куклу и мишку, заиграют все артисты — весь оркестр.

Воспитатель в произвольном порядке поднимает игрушки, а дети выполняют соответствующие действия (9—12 раз)

. В конце игры кукла и мишка хвалят артистов и хлопают им.

Готовимся к школе

Весь первый класс дети работают над умением выделять звуки в слове. Учебно-методические комплексы школы составлены таким образом, чтобы дети закрепили этот материал. Поэтому в класс дошкольник должен прийти уже подготовленным, знающим и умеющим определять основные звуки.

Определяем количество слогов в слове

Игры на определение количества слогов различны:

  • «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги» — дидактическая игра с дорожной картой и карточками со словами;
  • «Слоговая линейка (конверт с линейкой и кружочками, где кружки — части слова);
  • «Слова потерялись»— словесная игра. Педагог говорит слово нараспев, а участник должен определить, что за слово потерялось в этих слова: ма-ма-ла-па-пал-ка-ли-са и т.д.;
  • «Сосчитай слоги» — дидактическая игра. Взрослый произносит слово, а дети выкладывают счетные палочки по количеству слогов.

Важно! В работе должны использоваться игры разных видов. Это позволит наиболее полно развивать навыки звуковой речи.

Количество слогов в слове

Учимся говорить тихо

Дошкольники редко умеют контролировать громкость своей речи, поэтому работа педагога должна скорректировать такое умение. Основными играми являются:

  • «Тише-громче»: участник говорит одно и тоже слово сначала громко, а затем тише и тише;
  • «Тише мыши — кот на крыше» (подвижная игра): дети хаотично бегают и кричат, затем педагог проговаривает стихотворение, и дети должны разговаривать тише;
  • «Идите снами играть». Педагог начинает игру: «Сейчас мы пойдем гулять. На улице прекрасная погода, поэтому давайте позовем наших друзей. Крикнем громко: Заяц, Лисичка!!! Выходите гулять!!! Ой, а вот еж живет рядом с берлогой медведя и его нужно звать очень тихо: ежик». Игра повторяется с разными персонажами.

Открытое занятие по речевому развитию во второй младшей группе

Обратите внимание! Игры по звуковой культуре речи, могут использоваться в средней группе и на прогулках, и в режимных моментах. Особенно эффективно применять их при сборах на прогулку, на занятиях физкультурой, так как в эти моменты дети начинают вести себя громко.

Тренируем внимание

Звуковая культура речи невозможно без развитого внимания. Как показывает опыт большинства педагогов, внимание детей даже в подготовительной группе не устойчиво. Особую роль играет слуховое внимание:

  • «Где звенит?»: выбирают ведущего, который встает вкруг. Воспитатель ходит по группе и звонит, а ребенок должен отгадать, где именно звенит колокольчик;
  • «На чем играю?»: педагог выбирает звучащие инструменты: бубен, колокольчик, треугольник, трещотка и прочие. Участник встает спиной, а воспитатель по очереди играет на инструментах. Нужно отгадать, на чем играет педагог.

Игр на слуховое внимание много. При этом арсенал нужно постоянно менять и дополнять. Это позволит поддерживать интерес детей. Как правило, музыкальные игры очень нравятся ребятам.

Учимся говорить правильно

Дети старшего дошкольного возраста часто имеют логопедические проблемы:

  • не выговаривают буквы;
  • не выговаривают окончания слов;
  • в сложных словах менять слоги местами.

Обратите внимание! Часто проблема переходит в начальную школу. Те звуки, которые ребенок не слышит, он и не пишет. Например, слово «Рыба» может быть написано, как «Ыба» или «Лыба». Такие проблемы должен решать логопед совместно с неврологом.

Каталог игр на развитие правильной речи:

  • «Кто как кричит» (по А.Барто);
  • «Придумай предложение». Педагог говорит: «Я скажу слово, а вы придумайте с ним предложение»;
  • «Подбери слова». Педагог говорит слово-глагол или существительное, а дети должны подобрать к нему множество подходящих вариантов: Завязывать: шнурок, веревку, узел и т.д.

Игр множество. Для поиска можно обратиться к логопедическим пособиям и картотекам игр для развития речи. Каждый дошкольник, в том числе, и дети с ОВЗ должны иметь развитую речь.

Картотека дидактических игр с целями по звуковой культуре речи в подготовительной группе

Обратите внимание! Игры по звуковой культуре речи в подготовительной группе усложняются с течением года. К концу садика дети уже могут делать упражнения для младших школьников.

Ниже приведена картотека игр, подразумевающих индивидуальный и групповой подход:

НазваниеЦельИнструкция
Волшебный мешочекНавык различения звуков на слух.В мешок помещаются игрушки и дети, доставая их определяют звуки «Ш» и «С».
Найди ошибкуНавык определения количества слогов.Детям зачитываются слова. Педагог говорит, неправильное количество слогов.
Собери игрушкуНавык определения места звука.Детям дают набор игрушек. Просят разложить по трем коробкам по схеме звукового словесного состава.
БусыУпражнять детей в подборе слов разного слогового состава.Детям показывают части бус, нанизанные на шнуры (фрагменты состоят соответственно из одной, двух и трех бусинок). Детям предлагается подобрать слова, в которых было бы столько частей (слогов), сколько бусинок на шнуре.
Построй домикиНавык составления слов.Нужно построить слова из кубиков-слогов.

Картотека должна входить в состав документации группы.
Таким образом, игры на звуковую культуру речи можно применять с раннего возраста. К работе необходимо приглашать родителей. В ДОУ работа строится с учетом требований ФГОС ДО.

Игры по звуковой культуре речи в подготовительной группе

Игры по звуковой культуре речи значительно усложняются от группы к группе. В подготовительной группе дети уже должны иметь развитую культуру речи, однако, как показывает практика, в подготовительных группах менее 20% детей имеют достаточный речевой уровень.

В старшем возрасте на первый план выходит подготовка к школе. Дети уже легко определяют место звука в слове, подбирают слова по звукам. Поэтому на такой базе педагог может легко строить дальнейшую работу, например, включать упражнения на звуковой разбор слова.

Обратите внимание! Работа по развитию звуковой культуры продолжается и в начальной школе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: