Картотека игр по звуковой культуре речи (средняя группа)
Публиченко Наталья
Картотека игр по звуковой культуре речи (средняя группа)
Средняя группа
Упражнения на закрепление правильного произношения и фонематического слуха
Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов. Материал. Бумажная лодочка, длиною 4 см; тазик с водой.
Упражнение «Пусти лодочку по воде»
Таз до половины заполнен водой. Каждый ребенок,произнося: «Фу-у-у»
, дует на лодочку так, чтобы она плыла с одного
«берега»
до другого. Упражнение выполняется 2 раза.
Игра «Лодочка и пароход»
Воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодочки, другая — пароходы. Воспитатель. Когда плывет лодочка по реке,то слышно: «Шух, шух, шух»
; когда корабль, то слышно
«Тшух, тпш, тшух»(дети повторяют звукосочетание)
. По сигналу
«Плывут лодочки»
первая
группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух»
по сигналу
«Плывут пароходы»
упражнения выполняет вторая
группа. Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Игра «Поезд»
Воспитатель. Мы поедем в гости к мишке и зайке на поезде. Я буду машинистом, а вы — вагончиками.Колеса стучат: «Тух, тух, тух»
,поезд гудит:
«У-у-у»(дети повторяют звук и звукосочетание)
. Когда поезд прибывает на станцию (стул, на котором сидит мишка,он останавливается: «Уу-ух Мишка садится в поезд и вместе с детьми едет к зайчику! Затем зверюшки и дети возвращаются в
группу.
Игра с заданиями
Задания детям дает мишка: «Походите по комнате как я»
«Порычите:
«Хрп-хр-хр»
. «Ешьте мед — слизывайте с лапы. оближите губы. зубы круговым движением»
(дети выполняют задания)
.Затем задания детям дает зайка: «Я зайка, меня называй! трусишка. Когда я испугаюсь, то у меня хвостик из стороны в сторону качается. Покажите язычком, как качается МОЙ хвостик (дети по показу воспитателя широко раскрывают рот и, не касаясь губ, проводят языком от угла до угла рта). Я умею скакать, а вы?
(Дети скачут, как зайка.)
От лисы прячусь за куст
(дети приседают)
и дышу так:
«У-у-у-ух, у-у-у-у-ух»(дети повторяют)
. Игра
«Оркестр»
Воспитатель. В оркестре много музыкантов, которые играют на разных инструментах. А мы будем играть только (на больших и маленьких барабанах.)
Каждому ребенку дают по маленькому и большому кружку; на доске такие же кружки. Воспитатель. Когда ударишь по большому барабану, oн стучит:
«Там-там-татам»
; по маленькому —
«Тям-тям-тятям»(Дети повторяют звукосочетания 2—3 раза.)
— Играем на больших барабанах (показывает на большое кружок, дети поднимают такой же кружок и вместе с воспитателем поют соответствующую песенку) .
— Играем на маленьких барабанах (показывает на маленький кружок, дети поднимают свои кружки и поют другую песенку).Затем воспитатель (произвольно)
показывает на кружки, дети, поднимая их, поют нужные песенки.
Упражнение «Понюхай цветок»
Воспитатель. Всем артистам дарят цветы. Нам тоже ш дарили цветок. Он очень хорошо пахнет. Посмотрите, как его нюхают (вдох через нос,на выдохе без напряжения голоса сказать: «Ах-х-х»
) .
Затем воспитатель подходит к каждому ребенку, и тот повторяет оба действия. Когда все понюхают воспитатель предлагает детям произнести следующую фразу сначала тихо,потом громче: «Как хорошо пахнет цветок»
.
Упражнение «Тренировка»
Воспитатель.Сегодня вы опять станете артистами и будете играть на дудочке: «Ду-ду-дудуду»
(дети повторяют звукосочетание 2—3 раза)
.Давайте подготовимся к выступлению: сильно надуем щеки, как будто у нас по рту два мячика
(показ)
.Потом подуем и скажем:
«Дууу»(повторить 5—6раз)
Игра «Оркестр»
Воспитатель. Нам в игре помогут кукла и мишка. Если я подниму куклу, заиграют девочки; если я подниму мишку, заиграют мальчики; если я подниму куклу и мишку, заиграют все артисты — весь оркестр.
Воспитатель в произвольном порядке поднимает игрушки, а дети выполняют соответствующие действия (9—12 раз)
. В конце игры кукла и мишка хвалят артистов и хлопают им.
Готовимся к школе
Весь первый класс дети работают над умением выделять звуки в слове. Учебно-методические комплексы школы составлены таким образом, чтобы дети закрепили этот материал. Поэтому в класс дошкольник должен прийти уже подготовленным, знающим и умеющим определять основные звуки.
Определяем количество слогов в слове
Игры на определение количества слогов различны:
- «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги» — дидактическая игра с дорожной картой и карточками со словами;
- «Слоговая линейка (конверт с линейкой и кружочками, где кружки — части слова);
- «Слова потерялись»— словесная игра. Педагог говорит слово нараспев, а участник должен определить, что за слово потерялось в этих слова: ма-ма-ла-па-пал-ка-ли-са и т.д.;
- «Сосчитай слоги» — дидактическая игра. Взрослый произносит слово, а дети выкладывают счетные палочки по количеству слогов.
Важно! В работе должны использоваться игры разных видов. Это позволит наиболее полно развивать навыки звуковой речи.
Количество слогов в слове
Учимся говорить тихо
Дошкольники редко умеют контролировать громкость своей речи, поэтому работа педагога должна скорректировать такое умение. Основными играми являются:
- «Тише-громче»: участник говорит одно и тоже слово сначала громко, а затем тише и тише;
- «Тише мыши — кот на крыше» (подвижная игра): дети хаотично бегают и кричат, затем педагог проговаривает стихотворение, и дети должны разговаривать тише;
- «Идите снами играть». Педагог начинает игру: «Сейчас мы пойдем гулять. На улице прекрасная погода, поэтому давайте позовем наших друзей. Крикнем громко: Заяц, Лисичка!!! Выходите гулять!!! Ой, а вот еж живет рядом с берлогой медведя и его нужно звать очень тихо: ежик». Игра повторяется с разными персонажами.
Открытое занятие по речевому развитию во второй младшей группе
Обратите внимание! Игры по звуковой культуре речи, могут использоваться в средней группе и на прогулках, и в режимных моментах. Особенно эффективно применять их при сборах на прогулку, на занятиях физкультурой, так как в эти моменты дети начинают вести себя громко.
Тренируем внимание
Звуковая культура речи невозможно без развитого внимания. Как показывает опыт большинства педагогов, внимание детей даже в подготовительной группе не устойчиво. Особую роль играет слуховое внимание:
- «Где звенит?»: выбирают ведущего, который встает вкруг. Воспитатель ходит по группе и звонит, а ребенок должен отгадать, где именно звенит колокольчик;
- «На чем играю?»: педагог выбирает звучащие инструменты: бубен, колокольчик, треугольник, трещотка и прочие. Участник встает спиной, а воспитатель по очереди играет на инструментах. Нужно отгадать, на чем играет педагог.
Игр на слуховое внимание много. При этом арсенал нужно постоянно менять и дополнять. Это позволит поддерживать интерес детей. Как правило, музыкальные игры очень нравятся ребятам.
Учимся говорить правильно
Дети старшего дошкольного возраста часто имеют логопедические проблемы:
- не выговаривают буквы;
- не выговаривают окончания слов;
- в сложных словах менять слоги местами.
Обратите внимание! Часто проблема переходит в начальную школу. Те звуки, которые ребенок не слышит, он и не пишет. Например, слово «Рыба» может быть написано, как «Ыба» или «Лыба». Такие проблемы должен решать логопед совместно с неврологом.
Каталог игр на развитие правильной речи:
- «Кто как кричит» (по А.Барто);
- «Придумай предложение». Педагог говорит: «Я скажу слово, а вы придумайте с ним предложение»;
- «Подбери слова». Педагог говорит слово-глагол или существительное, а дети должны подобрать к нему множество подходящих вариантов: Завязывать: шнурок, веревку, узел и т.д.
Игр множество. Для поиска можно обратиться к логопедическим пособиям и картотекам игр для развития речи. Каждый дошкольник, в том числе, и дети с ОВЗ должны иметь развитую речь.
Картотека дидактических игр с целями по звуковой культуре речи в подготовительной группе
Обратите внимание! Игры по звуковой культуре речи в подготовительной группе усложняются с течением года. К концу садика дети уже могут делать упражнения для младших школьников.
Ниже приведена картотека игр, подразумевающих индивидуальный и групповой подход:
Название | Цель | Инструкция |
Волшебный мешочек | Навык различения звуков на слух. | В мешок помещаются игрушки и дети, доставая их определяют звуки «Ш» и «С». |
Найди ошибку | Навык определения количества слогов. | Детям зачитываются слова. Педагог говорит, неправильное количество слогов. |
Собери игрушку | Навык определения места звука. | Детям дают набор игрушек. Просят разложить по трем коробкам по схеме звукового словесного состава. |
Бусы | Упражнять детей в подборе слов разного слогового состава. | Детям показывают части бус, нанизанные на шнуры (фрагменты состоят соответственно из одной, двух и трех бусинок). Детям предлагается подобрать слова, в которых было бы столько частей (слогов), сколько бусинок на шнуре. |
Построй домики | Навык составления слов. | Нужно построить слова из кубиков-слогов. |
Картотека должна входить в состав документации группы.
Таким образом, игры на звуковую культуру речи можно применять с раннего возраста. К работе необходимо приглашать родителей. В ДОУ работа строится с учетом требований ФГОС ДО.
Игры по звуковой культуре речи в подготовительной группе
Игры по звуковой культуре речи значительно усложняются от группы к группе. В подготовительной группе дети уже должны иметь развитую культуру речи, однако, как показывает практика, в подготовительных группах менее 20% детей имеют достаточный речевой уровень.
В старшем возрасте на первый план выходит подготовка к школе. Дети уже легко определяют место звука в слове, подбирают слова по звукам. Поэтому на такой базе педагог может легко строить дальнейшую работу, например, включать упражнения на звуковой разбор слова.
Обратите внимание! Работа по развитию звуковой культуры продолжается и в начальной школе.