Конспект урока по обществознанию в 5 классе по теме: «Труд и творчество».


Урок по обществознанию в 5 классе тема «Труд и творчество»

Урок по обществознанию

в 5 классе по теме «Труд и творчество».

Вид урока: «Открытие нового знания».

Тип урока: комбинированный

Цель урока: ввести учащихся в понимание сущности человеческой деятельности на основе процесса творчества и определить роль творчества в жизнедеятельности.

Задачи урока:

Образовательные:

Обществознание: сопоставить понятия труд и творчество, определить роль творчества в жизни людей.

Развивающие:

Обществознание: развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся, художественный и эстетический вкус, навыки публичных выступлений в процессе подготовки сообщений.

Воспитательные:

Обществознание: воспитывать патриотизм на основе традиционных видов творчества России.

Оборудование урока: мультимедиа система, раздаточный материал (пословицы в рабочих тетрадях, картинки с изображением традиционных видов народного творчества России и других стран, лист рефлексии.

Используемые технологии: деятельностный и личностно – ориентированный подходы, технология проблемного обучения, технология опережающего обучения, ИКТ технология, здоровьесберегающие технологии.

Используемые методы: проблемно – диалоговое общение, частично – поисковый, активные методы обучения (дискуссия, групповая работа), объяснительно – иллюстративный.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие гостей.

Доброе утро, ребята. Сегодня у нас будет необычный урок. Как вы думаете, в чём его необычность?

Актуализация полученных ранее знаний. Проверка домашнего задания.

Приглашение к труду» Дети! Надобно трудиться: Не бегите от труда; Ах! От праздности родится Много горя и стыда.

Тот кто хочет доброй славы, Должен хлеб свой в поте есть, Не за игры и забавы Достается людям честь.

Дети! Дети! Не ленитесь! Труд всегда приносит плод: Будешь смолоду трудиться — Встретишь старость без забот. Автор: Яков Грот

О труде много пословиц, так как с древних времён человек понимал его значимость, на прошлом уроке мы с вами знакомились с пословицами и поговорками о труде, откройте рабочие тетради- перед вами пословицы о труде.

3. Этап целеполагания. Постановка учебной задачи. Формулировка темы урока. Проверка домашнего задания.

— Как взаимосвязаны труд и творчество?

— Давайте вместе с вами попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Какие варианты вы предлагаете?

Тема сегодняшнего урока: «Труд и творчество».

Запишите её в тетрадь.

Как вы думаете, на какие вопросы мы ответим. Изучая эту тему?

4 этап «Открытие нового знания».

Как вы думаете, что такое творчество?

— Какое же определение даёт нам учебник?

— Откройте стр. 83 и прочитайте самостоятельно определение.

— Что такое творчество? Людей каких профессий отличает творческий подход?

— Существует множество определений данному слову.

Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других. Творчество отличает деятельность очень многих людей – учёных, писателей, поэтов, художников, музыкантов и многих-многих других.

— Почему учёных, писателей, поэтов, художников, музыкантов называют людьми творческих профессий?

Творчество – новое – оригинальное – уникальное.

— Можно ли развивать в человеке творчество? (конечно, ведь в основе творческого подхода лежит способность человека к поиску нового, умение фантазировать и воображать, придумывать, очень важно умение наблюдать за окружающим миром).

— А животные могут работать творчески? Почему?

Найдите ответ на этот вопрос на стр.81. (животные выполняют работу необходимую для их жизни, а человек создает не только для себя, но и для других; все умения животному передаются по наследству, а человек развивать свои творческие способности и учиться творчеству, постоянно совершенствоваться).

Первичное закрепление материала.

— Так чем же творчество отличается от простого труда?

— Что помогает человеку мыслить творчески? (выдумка, фантазия, воображение)

— О людях каких профессий говорят, что это «люди творческих профессий»?

— А парикмахер может работать творчески? А учитель? А учёный?

— Какую роль играет творчество в жизни людей?

— Зависит ли результат труда от творчества?

5. Выставка работ учащихся «Труд и творчество»

А кто из вас занимается творчеством сам? Каким? Как проявляется творчество в вашем занятии? Что помогает вам работать творчески

Сегодня в рубрике «Интересный человек» мы узнаем об очень интересных людях, учёных. (опережающее обучение, двое учащихся готовили дома сообщения и презентацию о Константине Эдуардовиче Циолковском и Стивене Уильяме Хокинге).

– Внимательно слушайте. А после рассказа вы должны будете ответить на вопрос: Что объединяет этих людей?

  1. Константин Эдуардович Циолковский в детстве сильно болел и почти полностью потерял слух. В школу он ходить не мог. Учился самостоятельно. Выучился и стал учителем физики и математики. Он был творческим человеком. Мечтал о космосе. Наблюдал за солнцем и луной. Сделал много открытий в космонавтике и стал великим учёным. Им был создан труд «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Эта работа положила начало освоению космоса. Поставив перед собой величайшую цель и неотступно следуя к ней почти четверть века, Циолковский, открыл возможность с помощью реактивного движения достигать неограниченных скоростей и на основе этого изобрел принципиально новый вид транспортных машин и летательных аппаратов — управляемую ракету на жидком топливе, которая была способна обеспечить полеты в космос и, следовательно, его освоение человечеством.
  2. Кто-то из вас раньше слышал об этом учёном и об его открытиях? Что вы запомнили?

Так что же объединяет этих людей? (творчество, их мечты и фантазии вдохновили их на великие открытия в науке)

— А в чём ценность этих открытий?

6. Закрепление. Подведение итога урока.

– Что нового узнали на уроке?

7. Рефлексия

8. Оценивание работы учащихся.

9. Домашнее задание: п.10

Конспект урока по обществознанию по теме: «Труд и творчество»

Тема урока: «Труд и творчество»

(мастер-класс в форме интегрированного урока в 6 классе обществознание и технология)

Цели:

1. Ввести учащихся в понимание сущности человеческой деятельности и процесса творчества

2.Развивать умения исследовать проблему, делать выводы, устанавливать связи между отдельными понятиями, помочь учащимся связать материал текста с их собственным опытом;

3 Воспитывать любовь к труду, к людям старшего поколения, пробуждая интерес учащихся к традициям декоративно-прикладного творчества;

4. Научить учащихся технологии скрапбукинг и выполнить в этой технике изделие.

Оборудование: Экран, проектор, компьютер, линейки, карандаши, бумага, ленты.

Понятия для усвоения: труд, творчество, мастер, ремесленник, скрапбукинг, кардмейкинг.

Ход занятия:

1 Теоретическая часть. Слайд 1(высказывание Сух.)

Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения.

Реализации этого способствуют и интегрированные уроки. Блестящим примером их проведения был опыт В.А. Сухомлинского, его «уроки мышления в природе», которые он проводил в Павлышской школе для шестилетних детей.

Мы покажем вам, как можно провести интегрированный урок в 6 классе, объединив обществознание и технологию. Фрагмент этого урока можно применить на уроках обществознания при изучении главы «Труд», технологии в разделе «Декоративно-прикладное творчество».

Слайд 2 План

1. Что такое творчество. 2. Мастер и ремесленник. 3. Творчество в искусстве.

Эмоционально настроить учащихся на изучение темы поможет четверостишие Е. Серовой, написанное на доске в качестве эпиграфа к уроку:

Слайд 3 Ветерок спросил, пролетая: — Отчего ты, рожь, золотая? А в ответ колоски шелестят: — Золотые руки растят! Обратив внимание учащихся на это четверостишие и выразительно зачитав его, учитель спрашивает, о каком человеке можно сказать: «У него золотые руки». Выслушав ответы, полезно подвести учащихся к выводу о том, что такую фразу можно сказать о человеке, который воплощает в жизнь то, чему он научился и что он сам придумал. Именно об этом и пойдет речь на уроке. Обращение к разделу «Что такое творчество» позволяет развить представления учащихся о различиях между «работой» животных и человеческим трудом. Знакомя учащихся с текстом соответствующего раздела, полезно задать вопрос: «Почему слово „работать“ пишется в кавычках, когда речь идет о животных?»

СЛАД 5 отличия

Ответы учащихся и их обобщение учителем позволят сделать вывод о таких отличительных чертах трудовой деятельности человека, как планирование своего труда, создание нужных машин и механизмов, умение работать творчески. В дополнение к материалу полезно добавить, что творчество можно проявить в любом занятии. Если человек придумал что-то новое, интересное и полезное, он проявил себя как творец.

Сказка «Чёрные руки» (инсценировка) Слайд 6 мама Сух.

— О чем хотел сказать автор?

2. Раздел «Мастер и ремесленник» позволяет дать учащимся четкое представление о том, что не всегда труд является творческим. Потому-то и различают труд ремесленника и труд мастера. Именно труд мастера отличается творчеством. Осознанию этих положений могут послужить дополнительные вопросы и задание к тексту раздела: 1. Предположите, может ли один ремесленник всю жизнь делать одинаковые изделия? 2. Если человек работает без выдумки и фантазии, правильно ли его называть ремесленником или мастером? 3. Будут ли отличаться друг от друга изделия одного и того же мастера? 4. Что отличает труд ремесленника от труда мастера?

Слайд 7 каринки мастер и ремеслиник

В ответах учащихся важно отметить разные мнения. Не всегда ремесленник старается что-то изменить в своих изделиях. Ему важно сделать этих изделий побольше и продать. И сегодня можно видеть на рынках множество одинаковых деревянных и пластиковых поделок, игрушек. Ремесленник — человек, владеющий ремеслом, умеющий делать полезные вещи. Мастер — человек, достигший высокого мастерства (искусства) в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные. Закрепить материал по данному разделу можно с помощью предложенных в учебнике рисунков и фото, определив, какие из изображенных предметов сделал ремесленник, а какие — мастер.

Слайд 8 изделия Учитель может подобрать и другие рисунки, открытки, репродукции и изделия. 3. Существует два вида творчества: научное и художественное. Художественному творчеству посвящен раздел «Декоративно-прикладное творчество» Слайд 9 -11

Не перестаем удивляться и восхищаться разнообразию техник декоративно-прикладного творчества и талантливости наших людей. Слайд 12

4. Практическая часть. «Изготовление подарочного пакета».

Технологическая карта

1.Сложить и склеить пакетик

2. Подготовка основы

3.Украшение пакета

Закрепление материала можно провести, организовав работу учащихся со словами «ремесленник», «мастер», «творчество», «наука», «искусство».

— Кем вы были сегодня «мастером» или «ремесленником»?

Фотографирование работ и участников мастер-класса

5. Рефлексия

Уважаемые коллеги!

А сейчас мы хотели бы, чтобы вы выразили своё отношение к теме занятия, мнение о самом мастер-классе

Слайд 13 Спасибо за творчество!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: