Конспект урока математики во 2 классе по теме «Уравнения’
Конспект урока математики во 2 классе (Школа России) по теме “Решение уравнений”
Составила и провела Меньших Т.В. учитель начальных классов
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
– Начинаем наш урок математики. Давайте вспомним, какие математические действия и упражнения мы умеем выполнять? (Ответы учащихся.
) – Достаточно ли этого для полноты нашего знания или существуют еще другие, неизвестные нам пока, задания? (
Ответы учащихся.
) – Хотели бы вы научиться новому? (
Ответы учащихся.
) – Мне очень приятно это слышать.
Ни к чему стоять на месте, От безделья скучать, Мы попробуем все вместе Что-то новое узнать. Всех внимательных, пытливых Важные открытья ждут. По дороге школьных знаний Всех к успеху приведут!
Под таким девизом и проведем этот урок. Начнем с устной работы.
2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
– Сравним буквенные выражения на доске. Объясним выбор знака сравнения.
а + 3 и а – 3 7– с и 70 – с 17 + в и в + 17 у + 0 и у – 0
–. Запишем примеры, вставляя пропущенные числа и получая верные равенства.
65 + * = 70 * + 20 = 100 34 – * = 31 * – 30 = 10 * + 26 = 56 17 – * = 9
– Проверьте свою работу и оцените себя. (учитель открывает закрытые в примерах числа, ученики проверяют свои результаты, оценивая себя знаками “-” и “+”)
– Кто нашел у себя ошибку? В каком примере? Объясните причину ошибки. – А кто не ошибся? – Выполним следующее задание. Разбейте записи на доске на две группы.
19 + * = 21 в – 4 * – 5 = 20 11 + с х + 6 = 14
(Записи напечатаны на листах, дети распределяют их на группы “Примеры с окошком” и “Буквенные выражения”.)
– Как мы работаем с примерами “с окошком”? – Как мы работаем с буквенными выражениями? (Ответы учащихся.)
– Все ли записи вы распределили? Где возникло затруднение? Почему вы затрудняетесь? – На что похожа запись х + 6 = 14 ? Что вы можете о ней сказать? Как мы можем ее назвать?
( В примерах “с окошком” мы подбираем число для составления верного равенства. В буквенных выражениях подставляем вместо буквы число и вычисляем значение выражения. Запись х + 6 = 14 похожа одновременно и на буквенное выражение и на пример с окошком. Эту запись можно назвать равенством, содержащим неизвестное число.)
– Догадались,о чем пойдет речь сегодня? Кто знает, как называются такие равенства в математике?
(запись на доске и в тетрадях)
– Тема нашего урока – уравнение. Впервые сегодня мы знакомимся с ним. А в старших классах самые трудные задания вы будете решать с помощью уравнений. Еще 4000 лет назад их решали математики в Древнем Египте и в Вавилоне. – Чему нам надо научиться?– А моя учительская задача научить вас правильно работать с уравнениями.
3. “Открытие” детьми нового знания.
– Давайте осуществлять поставленные задачи. Внимательно посмотрите на данное уравнение. Что надо сделать, чтобы решить его? ( Найти вместо х такое число, чтобы равенство было верным.)
– Методом подбора найдите это число. Докажите правильность ответа. (Это число 8. так как 8 + 6 = 14.)
– Что же вы сейчас сделали? (Решили уравнение.)
Попробуем сделать вывод. Уравнение – это… (учитель показывает знак “=”
), которое содержит …
(учитель показывает х) (учащиеся формулируют вывод).
– Что значит решить уравнение? (Найти вместо х такое число, чтобы равенство было верным.)
– Сравним свой вывод с выводом учебника на странице 68. (Учащиеся читают вывод вслух.)
– Правильность выполнения уравнения надо доказывать. Для этого выполняется проверка. Сегодня мы комментируем проверку устно, неизвестное число находим методом подбора.
Физкультминутка.
Рада я за вас, ребята! Нам сегодня повезло – Знаем мы, кто маскирует неизвестное число. Познакомьтесь, Мистер Х! (Демонстрация перчаточной куклы.) (Роль мистера Х выполняет учитель.)
Встаньте с места. Руки вниз. Ноги шире, три, четыре. Руки вверх все поднимите – И меня изобразите. Покачайтесь влево, вправо. Сколько иксов! Просто браво! Вновь за парты сядем дружно, Нам решать заданья нужно!
4. Первичное закрепление.
– Потренируемся решать уравнения способом подбора. Выполняем №1 на странице 68 учебника. Первый и второй столбики делаем с комментированием. (Учащиеся у доски записывают уравнения, находят х подбором.)
– Третий и четвертый столбики решаем самостоятельно в парах, третий столбик комментирует первый вариант. Четвертый столбик – второй вариант. (Учащиеся работают в парах.)
– Проверяем выполнение задания. (Учащиеся комментируют решенные уравнения, подтверждая правильность ответа у одноклассников.)
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
– Вновь к вам Мистер Х с заданьем,
Отнесемся со вниманьем! “Я привел друзей с собою Два знакомых вам числа. (Показ карточек с числами 5, 15.)
Вместе нас троих возьмите Уравненья запишите. Постарайтесь разные Придумать уравнения. Икс подбором В них найдите – Заслушаю все мнения!
(Учащиеся самостоятельно записывают уравнения с числами 5 и 15.)
– Проверьте свою работу. (Учитель открывает карточки с возможными вариантами уравнений.)
–. Кому трудно было выполнить задание? Почему? – А кто выполнил все задания правильно?
(Ответы учащихся.)
6. Включение в систему знаний и повторений.
– Как назовем данные записи на доске? ( Уравнения.)
– Найдите в данном столбике лишнее уравнение, решите его способом подбора. Выбор уравнения обоснуйте.
Х + 10 = 60 Х + 20 = 60 40 + Х = 60 Х + 30 = 60 Х + 40 = 90
(Учащиеся устно доказывают вариант своего выбора, после комментируют решение уравнения, подтверждая правильность ответа у одноклассников.)
7. Рефлексия деятельности (итого урока).
– Какую тему сегодня на уроке мы изучали? – Вспомним, какие задачи мы поставили на уроке? – Выполнили мы эти задачи? – Оцените свою работу на уроке. (Высказывания учащихся.)
– Что будут делать те ребята, которые испытывали трудности при работе с уравнениями?
(Высказывания учащихся.)
– Приготовимся к концу урока. Откроем дневники, запишем домашнее задание на пятницу: страница 69 учебника задание № 5, а также составить четыре своих уравнения – два на сложение и два на вычитание, найти в них Х способом подбора. – Наш урок окончен.Всем спасибо.
Как научить ребенка решать уравнения
Одна и самых сложных тем в начальной школе — решение уравнений.
Усложняется она двумя фактами:
Во-первых, дети не понимают смысл уравнения. Зачем цифру заменили буквой и что это вообще такое?
Во-вторых, объяснение, которое предлагается детям в школьной программе, непонятно в большинстве случаев даже взрослому:
Для того чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое. Для того чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное. Для того чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к вычитаемому прибавить разность.
И вот, придя домой ребенок чуть ли не плачет.
На помощь приходят родители. И посмотрев в учебник, решают научить ребенка решать «проще».
Нужно же всего лишь перекинуть на одну сторону цифры, поменяв знак на противоположный, понимаешь?
Смотри, х-3=7
Минус три переносим с плюсом к семерке, считаем и получается х=10
В этом месте у детей обычно происходит сбой программы.
Знак? Поменять? Перенести? Что?
— Мама, папа! Вы ничего не понимате! Нам в школе по-другому объясняли!!! — Тогда и решай как объясняли!
А в школе, тем временем, продолжается тренировка темы.
1. Вначале нужно определить какой компонент действия нужно найти
5+х=17 — нужно найти неизвестное слагаемое. х-3=7 — нужно найти неизвестное уменьшаемое. 10-х=4 — нужно найти неизвестное вычитаемое.
2. Теперь нужно вспомнить правило, упомянутое выше
Для того чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно…
Как Вы думаете, трудно ли маленькому ученику все это запомнить?
А еще нужно добавить сюда тот факт, что с каждым классом уравнения становятся все сложнее и больше.
В итоге и получается что уравнения для детей одна из самых сложных тем математики в начальной школе.
И даже если ребенок уже в четвертом классе, но у него трудности с решением уравнениями, скорее всего у него проблема с пониманием сути уравнения. И надо просто вернуться назад, к основам.
Сделать это можно за 2 простых шага:
Шаг первый — Надо научить детей понимать уравнения.
Нам потребуется простая кружка.
Напишите пример 3 + 5 = 8
А на дне кружки «х». И, перевернув кружку, закройте цифру «5»
Что под кружкой?
Уверены, ребенок сразу угадает!
Теперь закройте цифру «5». Что под кружкой?
Так можно писать примеры на разные действия и играть. У ребенка происходи понимание, что х = это не просто непонятный знак, а «спрятанная цифра»
Подробнее о технике — в видео
Шаг второй — Научите определять, х в уравнении является целым или частью? Самым большим или «маленьким»?
Для этого нам подойдет техника «Яблоко»
Задайте ребенку вопрос, где в данном уравнении самое большое?
5+х=17
Ребенок ответит «17».
Отлично! Это будет наше яблоко!
Самое большое число — это всегда целое яблоко. Обведем в кружок.
А целое всегда состоит из частей. Давай подчеркнем части.
5 и х — части яблока.
А раз х — это часть. Она больше или меньше? х большое — или маленькое? Как его найти?
Важно отметить, что в таком случае ребенок думает, и понимает, почему, чтобы найти х в данном примере, нужно из 17 вычесть 5.
Умничка!
После того, как ребенок поймет, что ключем к правильному решению уравнений является определить, х — целое или часть, он легко будет решать уравнения.
Потому что запомнить правило, когда понимаешь его гораздо проще, чем наоборот: вызубрить и учиться применять.
Данные техники «Кружка» и «Яблоко» позволяют научить ребенка понимать, что он делает и зачем.
Когда ребенок понимает предмет, он у него начинает получаться.
Когда у ребенка получается, ему это нравится.
Когда нравится, появляется интерес, желание и мотивация.
Когда появляется мотивация — ребенок учится сам.
Учите ребенка понимать программу и тогда процесс учебы станет отнимать у Вас значительно меньше времени и сил.
Вам понравилось объяснение данной темы?
Именно так, просто и легко, мы учим родителей объяснять школьную программу в «Школе умных детей».
Хотите научиться объяснять материалы ребенку также доступно и легко, как в этой статье?
Тогда регистрируйтесь бесплатно на 40 уроков школы умных детей прямо сейчас по кнопке ниже.
Получить 40 уроков Школы умных детей бесплатно>>
Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять
Похожее
Конспект урока «Знакомство с уравнением» по математике для 2 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
Конспект урока математики во 2 классе
по системе Л. В. Занкова
«Знакомство с уравнением»
подготовила учитель начальных классов
Овсянникова Светлана Геннадиевна
Тема урока:
Знакомство с уравнением. Решение уравнений методом подбора.
Тип урока
: урок открытия детьми новых знаний.
Цель
: введение понятия “уравнение”, решение уравнения методом подбора.
Задачи
:
— познакомить с понятием “уравнение”; — способствовать развитию математической речи, логического мышления, коммуникативных способностей; — воспитывать внимание, стремление узнавать “новое”.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи. 5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Урок ознакомления с новым материалом
Ход урока.
Формирование УУД | |
| |
Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков».
Великая страна математики готова раскрыть ещё одну свою тайну. Тайну, которая поможет вам ещё глубже узнать законы этой страны, сделать свои открытия. Внимательность и любознательность поможет сделать вас настоящими знатоками. Ну что, за дело? | Личностные УУД • личностное, жизненное самоопределение; • действие смыслообразования; , «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. |
| |
3 + 4 > 5 4 + 2 = 6 4 – 3 5 + 1 = 7 5 + a = 9
Какое задание вы могли бы предложить?
Выделите на слайде неверное равенство. Измените самостоятельно одно число, чтобы получилось верное равенство. Сверьте со своим соседом, одинаковые ли у вас решения. У кого получились разные решения? Объясните, как выполнили задание. Найдите ещё способы решения вместе. Сравните с образцом. (Слайд) Все ли записи теперь верные? | Познавательные УУД • осознанное и произвольное построение речевого высказывания; • анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные УУД • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; Регулятивные УУД • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; |
| |
Про какую запись мы не можем сказать верная она или неверная? 5 + a = 9 Что в этой записи вам знакомо?
Чем эта запись для вас необычна?
Ваша наблюдательность и умение работать с числами и числовыми выражениями приблизила нас к новому открытию. Знаете, как называется эта запись? Значит, нам предстоит узнать: (
Посмотрите на следующие записи. (Слайд ) x + 2 – 4 = 1 9 – c + 2 = 3 + 4 y + 2 = 6 Что у них общего с нашим равенством?
Название таких записей образуется от слова «равно». Уравнение . Как понимаете смысл слова «уравнение»?
Что нужно уравнять? Левую и правую часть. Как вы думаете, что прячется за буквой?
Объясните, что такое уравнение.
Давайте проверим, правильный ли вывод мы сделали. Учебник с.72 | • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; • постановка и формулирование проблемы • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Познавательные УУД •анализ •подведение под понятие на основе выделения существенных признаков Регулятивные УУД • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. |
| |
Кто из вас теперь может распознать уравнение и найти его среди других записей? Найдите уравнение среди записей. (Слайд ) x + 5 > 4 8 – 3 = 5 4 + b > 6 7 + y = 9 9 – z = 3 10 – 6 = 3 + x Докажите, что вы правы. Можно ли утверждать, что мы справились первой задачей урока?
Как же нам можно уравнять левую и правую части уравнения?
Это и пробуют сделать ребята из №176. Кто из них прав?
Проверим. z + 4 = 7 z = 3 3 + 4 = 7 Что значит «решить уравнение»?
Каким способом решили уравнение?
Давайте решим записанные уравнения способом подбора. 7 + y = 9 9 – z = 3 у = 2 z = 6 7 + 2 = 9 9 – 6 = 3 Третье уравнение дополнительное задание для тех, кто работает вперёд. 10 – 6 = 3 + x х = 1 10 – 6 = 3 +1 Что нужно хорошо знать, чтобы быстро и правильно решать уравнения способом подбора?
Посмотрите результаты проверки таблицы сложения. Сделайте вывод, оцените себя. (Дети просматривают свои работы, наличие в них ошибок, делают выводы.) | Познавательные УУД • доказательство; • синтез — составление целого из частей Регулятивные УУД • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные УУД • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
| |
Физминутка.
Почему это задание вызвало затруднение?
К доске выходят 6 человек, у каждого по 1 карточке 6 + х = 9 z – 2 = 7 5 + 9 = 14 8 + 1 > 5 – 4 13 – 3 = 10 5 > 1 + 2 | Коммуникативные УУД • планирование учебного сотрудничества; • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные УУД •классификация. |
| |
Приходится ли нам в жизни решать уравнения? Приведите примеры.
| |
Обобщение усвоенного и включение его в систему знаний. | |
Составьте уравнения, используя имеющиеся у вас карточки. У 1 варианта числа и буквы, у 2 варианта — знаки. 2 3 5 7 х у + — = Почему не можете выполнить задание? В парах составьте уравнение и решите их. Помните, как правильно работать в парах. | Коммуникативные УУД • планирование учебного сотрудничества; • управление поведением партнёра. Познавательные УУД • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; |
| |
Какое открытие мы сегодня совершили?
| • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; |
Список использованной литературы
1. Иванов Б.А., Петров В.И. Литература. 10-11 класс. Ч.2.- М.: ООО «Обучение», 2006
2. Григорьев М.И. Анализ стихотворного текста – М.: «Ученик», 2003.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Видеокассета «Культура России. Серебряный век», 2006 г. 2. Иванов И.С. «Великая Россия», CD, 2007 г. 3. Петров Т.И., песня «Россия» 4. https://sitename.ru