Конспект урока математики во 2 классе по теме «Уравнения’


Конспект урока математики во 2 классе по теме «Уравнения’

Конспект урока математики во 2 классе (Школа России) по теме “Решение уравнений”

Составила и провела Меньших Т.В. учитель начальных классов

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

– Начинаем наш урок математики. Давайте вспомним, какие математические действия и упражнения мы умеем выполнять? (Ответы учащихся.

) – Достаточно ли этого для полноты нашего знания или существуют еще другие, неизвестные нам пока, задания? (
Ответы учащихся.
) – Хотели бы вы научиться новому? (
Ответы учащихся.
) – Мне очень приятно это слышать.

Ни к чему стоять на месте, От безделья скучать, Мы попробуем все вместе Что-то новое узнать. Всех внимательных, пытливых Важные открытья ждут. По дороге школьных знаний Всех к успеху приведут!

Под таким девизом и проведем этот урок. Начнем с устной работы.

2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

– Сравним буквенные выражения на доске. Объясним выбор знака сравнения.

а + 3 и а – 3 7– с и 70 – с 17 + в и в + 17 у + 0 и у – 0

–. Запишем примеры, вставляя пропущенные числа и получая верные равенства.

65 + * = 70 * + 20 = 100 34 – * = 31 * – 30 = 10 * + 26 = 56 17 – * = 9

– Проверьте свою работу и оцените себя. (учитель открывает закрытые в примерах числа, ученики проверяют свои результаты, оценивая себя знаками “-” и “+”)

– Кто нашел у себя ошибку? В каком примере? Объясните причину ошибки. – А кто не ошибся? – Выполним следующее задание. Разбейте записи на доске на две группы.

19 + * = 21 в – 4 * – 5 = 20 11 + с х + 6 = 14

(Записи напечатаны на листах, дети распределяют их на группы “Примеры с окошком” и “Буквенные выражения”.)

– Как мы работаем с примерами “с окошком”? – Как мы работаем с буквенными выражениями? (Ответы учащихся.)

– Все ли записи вы распределили? Где возникло затруднение? Почему вы затрудняетесь? – На что похожа запись х + 6 = 14 ? Что вы можете о ней сказать? Как мы можем ее назвать?
( В примерах “с окошком” мы подбираем число для составления верного равенства. В буквенных выражениях подставляем вместо буквы число и вычисляем значение выражения. Запись х + 6 = 14 похожа одновременно и на буквенное выражение и на пример с окошком. Эту запись можно назвать равенством, содержащим неизвестное число.)
– Догадались,о чем пойдет речь сегодня? Кто знает, как называются такие равенства в математике?
(запись на доске и в тетрадях)
– Тема нашего урока – уравнение. Впервые сегодня мы знакомимся с ним. А в старших классах самые трудные задания вы будете решать с помощью уравнений. Еще 4000 лет назад их решали математики в Древнем Египте и в Вавилоне. – Чему нам надо научиться?– А моя учительская задача научить вас правильно работать с уравнениями.

3. “Открытие” детьми нового знания.

– Давайте осуществлять поставленные задачи. Внимательно посмотрите на данное уравнение. Что надо сделать, чтобы решить его? ( Найти вместо х такое число, чтобы равенство было верным.)

– Методом подбора найдите это число. Докажите правильность ответа. (Это число 8. так как 8 + 6 = 14.)

– Что же вы сейчас сделали? (Решили уравнение.)

Попробуем сделать вывод. Уравнение – это… (учитель показывает знак “=”

), которое содержит …
(учитель показывает х) (учащиеся формулируют вывод).
– Что значит решить уравнение? (Найти вместо х такое число, чтобы равенство было верным.)

– Сравним свой вывод с выводом учебника на странице 68. (Учащиеся читают вывод вслух.)

– Правильность выполнения уравнения надо доказывать. Для этого выполняется проверка. Сегодня мы комментируем проверку устно, неизвестное число находим методом подбора.

Физкультминутка.

Рада я за вас, ребята! Нам сегодня повезло – Знаем мы, кто маскирует неизвестное число. Познакомьтесь, Мистер Х! (Демонстрация перчаточной куклы.) (Роль мистера Х выполняет учитель.)

Встаньте с места. Руки вниз. Ноги шире, три, четыре. Руки вверх все поднимите – И меня изобразите. Покачайтесь влево, вправо. Сколько иксов! Просто браво! Вновь за парты сядем дружно, Нам решать заданья нужно!

4. Первичное закрепление.

– Потренируемся решать уравнения способом подбора. Выполняем №1 на странице 68 учебника. Первый и второй столбики делаем с комментированием. (Учащиеся у доски записывают уравнения, находят х подбором.)

– Третий и четвертый столбики решаем самостоятельно в парах, третий столбик комментирует первый вариант. Четвертый столбик – второй вариант. (Учащиеся работают в парах.)

– Проверяем выполнение задания. (Учащиеся комментируют решенные уравнения, подтверждая правильность ответа у одноклассников.)

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

– Вновь к вам Мистер Х с заданьем,

Отнесемся со вниманьем! “Я привел друзей с собою Два знакомых вам числа. (Показ карточек с числами 5, 15.)

Вместе нас троих возьмите Уравненья запишите. Постарайтесь разные Придумать уравнения. Икс подбором В них найдите – Заслушаю все мнения!

(Учащиеся самостоятельно записывают уравнения с числами 5 и 15.)

– Проверьте свою работу. (Учитель открывает карточки с возможными вариантами уравнений.)

–. Кому трудно было выполнить задание? Почему? – А кто выполнил все задания правильно?
(Ответы учащихся.)
6. Включение в систему знаний и повторений.

– Как назовем данные записи на доске? ( Уравнения.)

– Найдите в данном столбике лишнее уравнение, решите его способом подбора. Выбор уравнения обоснуйте.

Х + 10 = 60 Х + 20 = 60 40 + Х = 60 Х + 30 = 60 Х + 40 = 90

(Учащиеся устно доказывают вариант своего выбора, после комментируют решение уравнения, подтверждая правильность ответа у одноклассников.)

7. Рефлексия деятельности (итого урока).

– Какую тему сегодня на уроке мы изучали? – Вспомним, какие задачи мы поставили на уроке? – Выполнили мы эти задачи? – Оцените свою работу на уроке. (Высказывания учащихся.)

– Что будут делать те ребята, которые испытывали трудности при работе с уравнениями?
(Высказывания учащихся.)
– Приготовимся к концу урока. Откроем дневники, запишем домашнее задание на пятницу: страница 69 учебника задание № 5, а также составить четыре своих уравнения – два на сложение и два на вычитание, найти в них Х способом подбора. – Наш урок окончен.Всем спасибо.

Как научить ребенка решать уравнения

Одна и самых сложных тем в начальной школе — решение уравнений.

Усложняется она двумя фактами:

Во-первых, дети не понимают смысл уравнения. Зачем цифру заменили буквой и что это вообще такое?

Во-вторых, объяснение, которое предлагается детям в школьной программе, непонятно в большинстве случаев даже взрослому:

Для того чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое. Для того чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное. Для того чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к вычитаемому прибавить разность.

И вот, придя домой ребенок чуть ли не плачет.

На помощь приходят родители. И посмотрев в учебник, решают научить ребенка решать «проще».

Нужно же всего лишь перекинуть на одну сторону цифры, поменяв знак на противоположный, понимаешь?

Смотри, х-3=7

Минус три переносим с плюсом к семерке, считаем и получается х=10

В этом месте у детей обычно происходит сбой программы.

Знак? Поменять? Перенести? Что?

— Мама, папа! Вы ничего не понимате! Нам в школе по-другому объясняли!!! — Тогда и решай как объясняли!

А в школе, тем временем, продолжается тренировка темы.

1. Вначале нужно определить какой компонент действия нужно найти

5+х=17 — нужно найти неизвестное слагаемое. х-3=7 — нужно найти неизвестное уменьшаемое. 10-х=4 — нужно найти неизвестное вычитаемое.

2. Теперь нужно вспомнить правило, упомянутое выше

Для того чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно…

Как Вы думаете, трудно ли маленькому ученику все это запомнить?

А еще нужно добавить сюда тот факт, что с каждым классом уравнения становятся все сложнее и больше.

В итоге и получается что уравнения для детей одна из самых сложных тем математики в начальной школе.

И даже если ребенок уже в четвертом классе, но у него трудности с решением уравнениями, скорее всего у него проблема с пониманием сути уравнения. И надо просто вернуться назад, к основам.

Сделать это можно за 2 простых шага:

Шаг первый — Надо научить детей понимать уравнения.

Нам потребуется простая кружка.

Напишите пример 3 + 5 = 8

А на дне кружки «х». И, перевернув кружку, закройте цифру «5»

Что под кружкой?

Уверены, ребенок сразу угадает!

Теперь закройте цифру «5». Что под кружкой?

Так можно писать примеры на разные действия и играть. У ребенка происходи понимание, что х = это не просто непонятный знак, а «спрятанная цифра»

Подробнее о технике — в видео

Шаг второй — Научите определять, х в уравнении является целым или частью? Самым большим или «маленьким»?

Для этого нам подойдет техника «Яблоко»

Задайте ребенку вопрос, где в данном уравнении самое большое?

5+х=17

Ребенок ответит «17».

Отлично! Это будет наше яблоко!

Самое большое число — это всегда целое яблоко. Обведем в кружок.

А целое всегда состоит из частей. Давай подчеркнем части.

5 и х — части яблока.

А раз х — это часть. Она больше или меньше? х большое — или маленькое? Как его найти?

Важно отметить, что в таком случае ребенок думает, и понимает, почему, чтобы найти х в данном примере, нужно из 17 вычесть 5.

Умничка!

После того, как ребенок поймет, что ключем к правильному решению уравнений является определить, х — целое или часть, он легко будет решать уравнения.

Потому что запомнить правило, когда понимаешь его гораздо проще, чем наоборот: вызубрить и учиться применять.

Данные техники «Кружка» и «Яблоко» позволяют научить ребенка понимать, что он делает и зачем.

Когда ребенок понимает предмет, он у него начинает получаться.

Когда у ребенка получается, ему это нравится.

Когда нравится, появляется интерес, желание и мотивация.

Когда появляется мотивация — ребенок учится сам.

Учите ребенка понимать программу и тогда процесс учебы станет отнимать у Вас значительно меньше времени и сил.

Вам понравилось объяснение данной темы?

Именно так, просто и легко, мы учим родителей объяснять школьную программу в «Школе умных детей».

Хотите научиться объяснять материалы ребенку также доступно и легко, как в этой статье?

Тогда регистрируйтесь бесплатно на 40 уроков школы умных детей прямо сейчас по кнопке ниже.

Получить 40 уроков Школы умных детей бесплатно>>

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Похожее

Конспект урока «Знакомство с уравнением» по математике для 2 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

Конспект урока математики во 2 классе

по системе Л. В. Занкова

«Знакомство с уравнением»

подготовила учитель начальных классов

Овсянникова Светлана Геннадиевна

Тема урока:

Знакомство с уравнением. Решение уравнений методом подбора.

Тип урока

: урок открытия детьми новых знаний.

Цель

: введение понятия “уравнение”, решение уравнения методом подбора.

Задачи

:

— познакомить с понятием “уравнение”; — способствовать развитию математической речи, логического мышления, коммуникативных способностей; — воспитывать внимание, стремление узнавать “новое”.

Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

  • умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
  • формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

  • воспитание целеустремленности и настойчивости;
  • формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
  • формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
  • формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи. 5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Урок ознакомления с новым материалом

Ход урока.

Формирование УУД
  1. Мотивация учебной деятельности.
Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков».
  • Какой совет вы могли бы дать Вите Перестукину? (…)
  • Каково значение математики в жизни?

Великая страна математики готова раскрыть ещё одну свою тайну. Тайну, которая поможет вам ещё глубже узнать законы этой страны, сделать свои открытия. Внимательность и любознательность поможет сделать вас настоящими знатоками. Ну что, за дело?

Личностные УУД

• личностное, жизненное самоопределение;

• действие смыслообразования;

, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

  1. Подготовка к изучению нового материала через актуализацию опорных знаний и фиксирование затруднений.
  • Посмотрите на записи, что можете о них сказать? (Слайд

    )

3 + 4 > 5 4 + 2 = 6 4 – 3

5 + 1 = 7 5 + a = 9

  • Здесь есть равенства и неравенства.
  • В последнем неравенстве сравнивают два выражения.
  • Есть выражения, суммы, разности.
  • Есть записи верные и неверные.
  • В одном равенстве вместо числа буква.

Какое задание вы могли бы предложить?

  • Распределить в две группы: равенства и неравенства.
  • Неверное равенство изменить, чтобы получилось верное равенство.

Выделите на слайде неверное равенство.

Измените самостоятельно одно число, чтобы получилось верное равенство.

Сверьте со своим соседом, одинаковые ли у вас решения.

У кого получились разные решения? Объясните, как выполнили задание. Найдите ещё способы решения вместе.

Сравните с образцом. (Слайд)

Все ли записи теперь верные?

Познавательные УУД

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

• анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные УУД

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

Регулятивные УУД

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  1. Открытие новых знаний.
Про какую запись мы не можем сказать верная она или неверная?

5 + a = 9

Что в этой записи вам знакомо?

  • Это равенство, слева сумма, справа число.

Чем эта запись для вас необычна?

  • Вместо числа на месте второго слагаемого стоит буква.

Ваша наблюдательность и умение работать с числами и числовыми выражениями приблизила нас к новому открытию.

Знаете, как называется эта запись?

Значит, нам предстоит узнать:

(
Слайд
)

  1. Как называются равенства с буквами
  2. Как их решать.
  3. Приходится ли нам в жизни решать уравнения.

Посмотрите на следующие записи. (Слайд

)

x

+ 2 – 4 = 1

9 – c

+ 2 = 3 + 4

y

+ 2 = 6

Что у них общего с нашим равенством?

  • Это равенства, вместо чисел есть буква.

Название таких записей образуется от слова «равно». Уравнение

.

Как понимаете смысл слова «уравнение»?

  • Нужно что-то уравнять, сделать равным.

Что нужно уравнять?

Левую и правую часть.

Как вы думаете, что прячется за буквой?

  • Неизвестное число.

Объясните, что такое уравнение.

  • Уравнение – это равенство, в котором есть неизвестное число.

Давайте проверим, правильный ли вывод мы сделали.

Учебник с.72

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• постановка и формулирование проблемы

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Познавательные УУД

•анализ

•подведение под понятие на основе выделения существенных признаков

Регулятивные УУД

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

  1. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения
Кто из вас теперь может распознать уравнение и найти его среди других записей?

Найдите уравнение среди записей. (Слайд

)

x + 5 > 4 8 – 3 = 5 4 + b > 6

7 + y = 9 9 – z = 3 10 – 6 = 3 + x

Докажите, что вы правы.

Можно ли утверждать, что мы справились первой задачей урока?

  • Да, мы узнали, что такое уравнение.

Как же нам можно уравнять левую и правую части уравнения?

  • Вместо буквы подставить подходящее число.

Это и пробуют сделать ребята из №176.

Кто из них прав?

  • Прав Вова, потому что если вместо z поставить число 3, получится верное равенство.

Проверим.

z + 4 = 7

z = 3

3 + 4 = 7

Что значит «решить уравнение»?

  • Найти такое число, при котором получается верное равенство.

Каким способом решили уравнение?

  • Подбором.

Давайте решим записанные уравнения способом подбора.

7 + y = 9 9 – z = 3

у = 2 z = 6

7 + 2 = 9 9 – 6 = 3

Третье уравнение дополнительное задание для тех, кто работает вперёд.

10 – 6 = 3 + x

х = 1

10 – 6 = 3 +1

Что нужно хорошо знать, чтобы быстро и правильно решать уравнения способом подбора?

  • Нужно хорошо знать таблицу сложения и состав чисел.

Посмотрите результаты проверки таблицы сложения. Сделайте вывод, оцените себя.

(Дети просматривают свои работы, наличие в них ошибок, делают выводы.)

Познавательные УУД

• доказательство;

• синтез — составление целого из частей

Регулятивные УУД

• оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные УУД

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

  1. Применение новых знаний и способов деятельности.
Физминутка.
  • Встаньте ученики.
  • Поднимите руки те, у кого в имени 4 буквы.
  • Присядьте, у кого первая буква фамилии согласная.
  • Потянитесь девочки.
  • Подпрыгните мальчики.
  • Присядьте, ученики 1А класса.
  • Встаньте 6 человек.

Почему это задание вызвало затруднение?

  • Нужно договариваться

    ,
    если в задании участвует несколько человек.

К доске выходят 6 человек, у каждого по 1 карточке

6 + х = 9 z – 2 = 7 5 + 9 = 14 8 + 1 > 5 – 4

13 – 3 = 10 5 > 1 + 2

Коммуникативные УУД

• планирование учебного сотрудничества;

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД

•классификация.

  1. Связь с жизнью.
Приходится ли нам в жизни решать уравнения?

Приведите примеры.

  • Например, весы.
  • Магазин.
  • Задачи.
Обобщение усвоенного и включение его в систему знаний.
Составьте уравнения, используя имеющиеся у вас карточки.

У 1 варианта числа и буквы, у 2 варианта — знаки.

2 3 5 7 х у + — =

Почему не можете выполнить задание?

В парах составьте уравнение и решите их. Помните, как правильно работать в парах.

Коммуникативные УУД

• планирование учебного сотрудничества;

• управление поведением партнёра.

Познавательные УУД

• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Какое открытие мы сегодня совершили?
  • Узнали, что такое уравнения,
  • Научились их решать способом подбора,
  • Привели примеры из жизни.
  • Поднимите зелёную

    карточку те, у кого были трудности, но он с ними справился самостоятельно.

  • Жёлтую

    – кому с трудностями помогли справиться друзья.

  • Красную

    – кто не совсем понял материал, и ему нужна помощь.

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Список использованной литературы

1. Иванов Б.А., Петров В.И. Литература. 10-11 класс. Ч.2.- М.: ООО «Обучение», 2006

2. Григорьев М.И. Анализ стихотворного текста – М.: «Ученик», 2003.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Видеокассета «Культура России. Серебряный век», 2006 г. 2. Иванов И.С. «Великая Россия», CD, 2007 г. 3. Петров Т.И., песня «Россия» 4. https://sitename.ru

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: