Скачать материал
так то ЕНТ / Разработки уроков / Уроки по Русскому языку
Русский язык 8 класс. Тема: «Второстепенные члены предложения. Определение»
23.12.2014 6579 838
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Цель урока:
систематизация и анализ допущенных ошибок в пробных тестах.
Задачи:
Проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа;
Развивать ключевые компетенции: речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умение самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени; развивать умение работать с заданиями ЕНТ, внимательно и вдумчиво читать вопросы.
Совершенствовать навыки этичного межличностного общения, воспитывать сознательное отношение к языку как к явлению культуры, формировать навыки контроля и самоконтроля, активизировать познавательную деятельность в коллективе и формировать навыки сотрудничества в решении поисковых задач, воспитывать у учащихся морально — ценностные качества.
Методы и приемы:
по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный, частично — поисковый;
по источнику знаний: словесные и практические;
стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;
интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;
по организации деятельности: индивидуальные, парные и фронтальные.
Оборудование: учебник, таблицы, карточки с заданиями, тесты, эпиграф к уроку, раздаточный материал, интерактивная доска, сводная таблица пробного тестирования, рабочий лист урока.
Я верю в нашу молодежь, уверен, что ваши знания, ваша энергия и ваш труд будут работать на построение сильного и процветающего Казахстана.
Н. Назарбаев
ХОД УРОКА:
Организационный момент. Психологический настрой.
Слово учителя: Сегодня у нас урок подготовки к ЕНТ. Учитель: Тема нашего урока сегодня: «Второстепенные члены предложения». Мы поговорим о роли второстепенных членов в предложении, вспомним сведения о второстепенных членах предложения, известные вам по курсу 5–7-го классов, познакомимся с видами определений.
Девизом нашего урока станут слова:
«Я знаю, что могу это сделать. Осилим вместе»
Учитель: у каждого у вас лежит оценочный лист, где вы будете ставить оценку себе после каждой выполненной работы, а в конце урока подведем итоги.
Актуализация опорных знаний: Для начала проведем «Мозговой штурм», вспомним , что изучает русский язык.
Мозговой штурм (вопросы по разным темам)
1) Раздел науки о языке, изучающий звуки речи? ( Фонетика)
2) Разговор двух или нескольких лиц? (диалог)
4) Часть изменяемого слова без окончания? (основа)
5.Имеет два спряжения? (глагол)
6.Их ровно шесть? (падежи)
7.Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения? (синтаксис)
8.Слово, называющее того, к кому обращаются с речью? ( Обращение)
9.Пять, шесть, двое, третий – это? (числительное)
10.В предложении выделяется волнистой линией? (определение)
11.Ставится в конце вопросительного предложения? (вопросительный знак)
12.Какой признак у глаголов был, есть и будет? (время)
13.Как изменяются наречия? ( не изменяются)
14.Как называется служебная часть речи, служащая для соединения слов в предложении? (предлог)
15.Как еще называют главные члены предложения? (грамматическая основа)
16.Оно имеет три лица? (местоимение)
Орфоэпическая разминка.
Учитель: Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В карточках слова из вариантов ЕНТ. Ваша задача в течение 2 — 3 минут расставить ударение в словах.
гражданка, документ, засуха, инструмент, километр, магазин, молодежь, портфель, процент, свекла, сирота, начал, баловать, нефтепровод, реле, прибыть.
Введение в тему урока
Учитель: Какое из предложений несёт больше информации? Наступила осень. После знойного лета наступила золотая осень.
Учитель: Что такое второстепенные члены предложения?
Учитель: Зачем в предложении нужны второстепенные члены?
Учитель: По наличию или отсутствию второстепенных членов предложения простые предложения делятся на 2 группы. Помогите мне заполнить схему.
Учитель: Какие вы знаете второстепенные члены предложения?
Учитель: На экране вы видите схему. Запишите её в тетрадь. Сейчас мы будем с ней работать.
Учащиеся переписывают схему.
Учитель: Как определить вид второстепенных членов предложения?
Учитель: Каковы условные обозначения второстепенных членов предложения?
Ученик (предполагаемый вариант ответа
): Дополнение подчёркивается пунктирной линией, определение – волнистой линией, обстоятельство – тире-точка.
Учитель: Что обозначают и на какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения ?
Примечание: одновременно с ответом учеников правильные варианты появляются на экране. Все учащиеся постепенно заполняют схему по ВЧП.
Учитель: Мы вспомнили теорию. Давайте применять её на практике.
Дано предложение: «По склонам неслись дождевые потоки». Ниже вы видите стрелочки: горизонтальная и две вертикальные. Что они обозначают?
Учитель: Заполняем устно эту условную схему. Назовите подлежащее и сказуемое.
Примечание: одновременно с ответом учеников правильные варианты появляются на экране телевизора.
Учитель: Назовите второстепенные члены предложения.
Примечание: одновременно с ответом учеников правильные варианты появляются на экране
Работа с постером.
Учитель: А теперь самостоятельно составляем постеры . 1 группа — предложение: «Вчера бурная вода с корнем вырвала могучий дуб».
2 группа- «Лебеди отдыхали на маленьком озере возле деревни.»
Учащиеся в течение 1-1,5 минут работают самостоятельно.
Учитель: Проверяем вашу работу
Примечание: схема появляется на экране
Учитель: Назовите подлежащее.
Учитель: Назовите сказуемое.
Учитель: Какие ВЧП распространяют подлежащее?
Учитель: А какие ВЧП относятся к группе сказуемого?
Примечание: одновременно с ответом учеников правильные варианты появляются на экране
Учитель: Прервёмся и подведём некоторые итоги. Что мы выяснили о второстепенных членах предложениях? Если есть ВЧП в предложении, значит это предложение- распространённое.
Закрепление
Учитель: Давайте закрепим тему сегодняшнего урока .Устно определите вид выделенных ВЧП.
Плакучая
ива тянула ветки к воде. (
определение
)
Дорожки
посыпали жёлтым песком. (
дополнение
)
На витрине стояла ваза из хрусталя
. (
определение, обстоятельство
)
Обобщение
Учитель: А теперь обобщаем то, что узнали. Выполняем задание письменно. Спишите предложения, подчеркните грамматическую основу и определения, укажите вид определения.
1 группа
Белые ручки чужие труды любят. (Гр. основа – ручки любят; согласованные определения – белые, чужие)
Она выбрала бирюзовое платье. (Гр. основа – она выбрала; определение – бирюзовое)
Встреча с друзьями состоится в субботу. (Гр. основа – встреча состоится; несогласованное определение – с друзьями)
2 группа
Наступила золотая осень.
Летели над тайгой лебеди.
Лесник принес их домой.
Подведение итогов урока.
Учитель: Итак, давайте подведём итоги урока.
— Чем мы занимались на уроке? (повторяли ВЧП, говорили о видах определения)
— Что нового мы сегодня узнали? (какие бывают определения)
— Зачем нужны ВЧП? (ВЧП поясняют, уточняют, дополняют, распространяют как главные, так и второстепенные члены; помогают более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности; обогащают нашу речь)
— Какие ВЧП вы знаете? Как их отличить? (дополнение, определение, обстоятельство; ВЧП можно отличить по вопросам, которые мы задаём от определяемого слова)
— Как отличить согласованное определение от несогласованного?
(определения также различаются по вопросу и способ выражения)
— Какова была цель урока?
(вспомнить сведения о ВЧП, изученные в курсе 5–7-х классов, познакомиться с видами определений)
— Мы достигли поставленной цели? (да)
Самостоятельная работа (проверка результативности урока
Учитель: В таком случае я предлагаю вам выполнить небольшую самостоятельную работу. Внимательно читайте задание. Время работы – 3 минуты.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.