конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Второстепенные члены предложения. Дополнение»


Скачать материал

так то ЕНТ / Разработки уроков / Уроки по Русскому языку

Русский язык 8 класс. Тема: «Второстепенные члены предложения. Определение»

23.12.2014 6579 838

Вид урока: практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Цель урока:

систематизация и анализ допущенных ошибок в пробных тестах.

Задачи:

Проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа;

Развивать ключевые компетенции: речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умение самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени; развивать умение работать с заданиями ЕНТ, внимательно и вдумчиво читать вопросы.

Совершенствовать навыки этичного межличностного общения, воспитывать сознательное отношение к языку как к явлению культуры, формировать навыки контроля и самоконтроля, активизировать познавательную деятельность в коллективе и формировать навыки сотрудничества в решении поисковых задач, воспитывать у учащихся морально — ценностные качества.

Методы и приемы:

по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный, частично — поисковый;

по источнику знаний: словесные и практические;

стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;

интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;

контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;

по организации деятельности: индивидуальные, парные и фронтальные.

Оборудование: учебник, таблицы, карточки с заданиями, тесты, эпиграф к уроку, раздаточный материал, интерактивная доска, сводная таблица пробного тестирования, рабочий лист урока.

Я верю в нашу молодежь, уверен, что ваши знания, ваша энергия и ваш труд будут работать на построение сильного и процветающего Казахстана.

Н. Назарбаев

ХОД УРОКА:

Организационный момент. Психологический настрой.

Слово учителя: Сегодня у нас урок подготовки к ЕНТ. Учитель: Тема нашего урока сегодня: «Второстепенные члены предложения». Мы поговорим о роли второстепенных членов в предложении, вспомним сведения о второстепенных членах предложения, известные вам по курсу 5–7-го классов, познакомимся с видами определений.

Девизом нашего урока станут слова:

«Я знаю, что могу это сделать. Осилим вместе»

Учитель: у каждого у вас лежит оценочный лист, где вы будете ставить оценку себе после каждой выполненной работы, а в конце урока подведем итоги.

Актуализация опорных знаний: Для начала проведем «Мозговой штурм», вспомним , что изучает русский язык.

Мозговой штурм (вопросы по разным темам)

1) Раздел науки о языке, изучающий звуки речи? ( Фонетика)

2) Разговор двух или нескольких лиц? (диалог)

4) Часть изменяемого слова без окончания? (основа)

5.Имеет два спряжения? (глагол)

6.Их ровно шесть? (падежи)

7.Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения? (синтаксис)

8.Слово, называющее того, к кому обращаются с речью? ( Обращение)

9.Пять, шесть, двое, третий – это? (числительное)

10.В предложении выделяется волнистой линией? (определение)

11.Ставится в конце вопросительного предложения? (вопросительный знак)

12.Какой признак у глаголов был, есть и будет? (время)

13.Как изменяются наречия? ( не изменяются)

14.Как называется служебная часть речи, служащая для соединения слов в предложении? (предлог)

15.Как еще называют главные члены предложения? (грамматическая основа)

16.Оно имеет три лица? (местоимение)

Орфоэпическая разминка.

Учитель: Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В карточках слова из вариантов ЕНТ. Ваша задача в течение 2 — 3 минут расставить ударение в словах.

гражданка, документ, засуха, инструмент, километр, магазин, молодежь, портфель, процент, свекла, сирота, начал, баловать, нефтепровод, реле, прибыть.

Введение в тему урока

Учитель: Какое из предложений несёт больше информации? Наступила осень. После знойного лета наступила золотая осень.

Учитель: Что такое второстепенные члены предложения?

Учитель: Зачем в предложении нужны второстепенные члены?

Учитель: По наличию или отсутствию второстепенных членов предложения простые предложения делятся на 2 группы. Помогите мне заполнить схему.

Учитель: Какие вы знаете второстепенные члены предложения?

Учитель: На экране вы видите схему. Запишите её в тетрадь. Сейчас мы будем с ней работать.

Учащиеся переписывают схему.

Учитель: Как определить вид второстепенных членов предложения?

Учитель: Каковы условные обозначения второстепенных членов предложения?

Ученик (предполагаемый вариант ответа

): Дополнение подчёркивается пунктирной линией, определение – волнистой линией, обстоятельство – тире-точка.

Учитель: Что обозначают и на какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения ?

Примечание: одновременно с ответом учеников правильные варианты появляются на экране. Все учащиеся постепенно заполняют схему по ВЧП.

Учитель: Мы вспомнили теорию. Давайте применять её на практике.

Дано предложение: «По склонам неслись дождевые потоки». Ниже вы видите стрелочки: горизонтальная и две вертикальные. Что они обозначают?

Учитель: Заполняем устно эту условную схему. Назовите подлежащее и сказуемое.

Примечание: одновременно с ответом учеников правильные варианты появляются на экране телевизора.

Учитель: Назовите второстепенные члены предложения.

Примечание: одновременно с ответом учеников правильные варианты появляются на экране

Работа с постером.

Учитель: А теперь самостоятельно составляем постеры . 1 группа — предложение: «Вчера бурная вода с корнем вырвала могучий дуб».

2 группа- «Лебеди отдыхали на маленьком озере возле деревни.»

Учащиеся в течение 1-1,5 минут работают самостоятельно.

Учитель: Проверяем вашу работу

Примечание: схема появляется на экране

Учитель: Назовите подлежащее.

Учитель: Назовите сказуемое.

Учитель: Какие ВЧП распространяют подлежащее?

Учитель: А какие ВЧП относятся к группе сказуемого?

Примечание: одновременно с ответом учеников правильные варианты появляются на экране

Учитель: Прервёмся и подведём некоторые итоги. Что мы выяснили о второстепенных членах предложениях? Если есть ВЧП в предложении, значит это предложение- распространённое.

Закрепление

Учитель: Давайте закрепим тему сегодняшнего урока .Устно определите вид выделенных ВЧП.

Плакучая

ива тянула ветки к воде. (
определение
)

Дорожки

посыпали жёлтым песком. (
дополнение
)

На витрине стояла ваза из хрусталя

. (
определение, обстоятельство
)

Обобщение

Учитель: А теперь обобщаем то, что узнали. Выполняем задание письменно. Спишите предложения, подчеркните грамматическую основу и определения, укажите вид определения.

1 группа

Белые ручки чужие труды любят. (Гр. основа – ручки любят; согласованные определения – белые, чужие)

Она выбрала бирюзовое платье. (Гр. основа – она выбрала; определение – бирюзовое)

Встреча с друзьями состоится в субботу. (Гр. основа – встреча состоится; несогласованное определение – с друзьями)

2 группа

Наступила золотая осень.

Летели над тайгой лебеди.

Лесник принес их домой.

Подведение итогов урока.

Учитель: Итак, давайте подведём итоги урока.

— Чем мы занимались на уроке? (повторяли ВЧП, говорили о видах определения)

— Что нового мы сегодня узнали? (какие бывают определения)

— Зачем нужны ВЧП? (ВЧП поясняют, уточняют, дополняют, распространяют как главные, так и второстепенные члены; помогают более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности; обогащают нашу речь)

— Какие ВЧП вы знаете? Как их отличить? (дополнение, определение, обстоятельство; ВЧП можно отличить по вопросам, которые мы задаём от определяемого слова)

— Как отличить согласованное определение от несогласованного?
(определения также различаются по вопросу и способ выражения)
— Какова была цель урока?
(вспомнить сведения о ВЧП, изученные в курсе 5–7-х классов, познакомиться с видами определений)
— Мы достигли поставленной цели? (да)

Самостоятельная работа (проверка результативности урока

Учитель: В таком случае я предлагаю вам выполнить небольшую самостоятельную работу. Внимательно читайте задание. Время работы – 3 минуты.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: