Конспект урока по теме Государство. Автор Журавлев А.А. план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему


Государство Обществознание 9 класс. — презентация


Государство Обществознание 9 класс

Что такое государство? ГОСУДАРСТВО – это основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и взаимоотношения людей, групп, страт, классов, организаций и т.д. ГОСУДАРСТВО – главный институт власти!


ГОСУДАРСТВО ВЛАСТЬПОЛИТИКА Политическая система общества


Теоретические подходы сущности государства: общественный; классовый; политико-правовой

Признаки государства: Единая территория Единая система управления территорией Единая система законов Монополия на легальное применение силы Право на взимание налогов Обязательность членства в государстве – гражданство Представительство от имени общества в международных организация, переговорах Суверенитет

Функции государства: ВНУТРЕННИЕ: — политическая (укрепление основ власти, формирование ее органов, обеспечение суверенитета государства, политической стабильности и т.д.); — социальная (забота о благополучии граждан, особенно о слабо защищенных, об осуществлении их социальных прав, корректировка отрицательных последствий рыночных отношений и др.); — экономическая (воздействие через законодательство, налоги и пошлины на экономическую жизнь страны, защита экономических прав граждан);

— правоохранительная (поддержание порядка в обществе, борьба с криминальными элементами, защита прав и свобод человека от преступных посягательств); — экологическая (осуществление природоохранных мероприятий, участие в разработке и финансировании программ по охране окружающей среды); — национально-культурная (способствование развитию национального самосознания и национальной культуры, организация и финансирование образования, науки, культуры); Функции государства:


ВНЕШНИЕ: оборона страны, развитие дипломатических отношений, экономическая, политическая и военная помощь другим странам Функции государства:


Форма государства: Форма правления (кто и как правит?) Форма государственного устройства (как объединено население на территории?) Форма политического режима (каким способом осуществляется власть в обществе?)


Формы правления государства МОНАРХИЯРЕСПУБЛИКА А) Абсолютная Б) Дуалистическая В) Парламентская А) Президентская Б) Смешанная В) Парламентская

Формы государственного устройства Унитарное (единая структура гос.аппарата, власть главы государства на территории всей страны, единое гражданство, единая система прав, единая судебная система, одноканальная система налогов); Федеративное (два уровня гос.аппарата – федеральный и республиканский, двойное гражданство, двухканальная система налогов); Конфедеративное (объединение государств на договорной основе, субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами); Содружество ( объединение государств, в основе которого могут быть общие язык, права и т.д.)

Формы политического режима ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ (народовластие, правило большинства, права человека, свободные и честные выборы, равенство перед законом, конституционные ограничения правительств, независимое судопроизводство и др.) ТОТАЛИТАРНЫЙ (тираническая, диктаторская власть, тотальный контроль за поведением, деятельностью и мышлением людей, бессудные репрессии, милитаризация, внешнеполитическая агрессивность) АВТОРИТАРНЫЙ (жесткая власть, которая не покушается на основные гражданские свободы, реально принадлежит в основном одному лицу, правление осуществляется на силовой основе, выборы проводятся нерегулярно и часто фальсифицируются, СМИ не отражают весь спектр мнений различных слоев населения)

Домашнее задание: Лекция в тетради по теме «Государство»; Приобрести Конституцию РФ; Письменно в тетради : «Сумеет ли человечество когда-нибудь в будущем обходиться без государства и как? Существует ли «идеальное государство» и какое оно?»

План конспект по обществознанию 9 класс УРОК 3. ГОСУДАРСТВО

УРОК 3. ГОСУДАРСТВО (§ 2)

В рамках темы проводится теоретическое обобщение знаний учащихся по истории, географии, обществознанию, полученных в предшествующие годы; закладываются основы для изучения раздела «Политическая жизнь современного общества» в старших классах. Понятия «государство», «гражданин», характеристики форм правления (монархической и республиканской), формы территориально-государственного устройства (унитарное государство, федерация), представления о функциях государства являются основными при изучении темы.
Задачи урока

1. Раскрыть понятия «государство» и «гражданство».

2. Охарактеризовать причины возникновения, признаки, функции, формы государства; способствовать теоретическому осмыслению взаимосвязи гражданина и государства.

3. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: ориентация в социальных ролях (на примере социальной роли гражданина); анализ объектов с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов; планирование и организация своей деятельности; участие в коллективном обсуждении проблем.

Оборудование урока

Учебник, мультимедиапроектор, схемы.

План изучения нового материала

1. Происхождение государства.

2. Признаки государства.

3. Понятие формы государства.

4. Формы правления и территориально-государственного устройства.

5. Понятие «гражданство». Гражданство в РФ. Варианты организации учебной деятельности

Для актуализации знаний школьников учитель может обратиться к вопросам рубрик «Вспомним» и «Подумаем» и организовать мозговой штурм. Класс делится на 7 групп, каждая из которых получает один из вопросов для обсуждения. Учитель напоминает, что группа должна составить краткое содержание ответа в тетрадях или на отдельном плакате. Оптимальное время для работы в группах — 5—7 минут. После обсуждения вопроса в группах учащиеся знакомят класс со своими ответами. Учитель предлагает вернуться к обсуждению ответов на вопросы и к их проверке после изучения темы. Этот приём выступает не только как один из элементов мотивации учащихся. Он позволит проверить осознанность усвоения нового материала и провести рефлексию деятельности на уроке.

Комбинированный урок

1. Учитель организует самостоятельную работу учащихся с текстом учебника. Школьникам предлагается следующее задание: на основании раздела «Происхождение государства» составить схему «Теории возникновения государства».

Теории возникновения государства

Учитель может дополнить информацию учебника и назвать другие теории происхождения государства (например, патриархальную, которая объясняет возникновение государственных начал как «разрастание» семьи и распространение семейной организации властвования и подчинения в масштабах общества, или психологическую, которая видит корни государственности в психологии людей). Завершая рассмотрение первого вопроса, учитель обращает внимание учеников на то, что в жизни понятие «государство» употребляется в разных значениях, а также напоминает смысловые различия слов «государство» и «страна».

2. К этому вопросу ученики 9 класса неоднократно обращались при изучении истории России, всеобщей истории, географии и обществознания, поэтому главная задача учителя — объяснить наиболее сложные понятия. Учитель предлагает школьникам найти на страницах учебника (раздел «Признаки государства») те признаки, с которыми учащиеся недостаточно знакомы. Практика показывает, что учащиеся обращают внимание на понятия «публичная власть», «суверенитет». Эти признаки можно объяснить на основе текста учебника. Далее учитель организует коллективное выполнение задания: проанализируйте приведённые явления или факты и определите, с какой характеристикой государства они ассоциируются (связаны). Внесите номера, под которыми они указаны, в таблицу.

Признаки и функции государства

Признаки

государства

Внутренние

функции

государства

Внешние функции государства

яснения учащегося может относиться как к признакам государства (Вооружённые силы РФ — часть государственного аппарата), так и к внешним функциям (поддержание обороноспособности страны).

Завершая рассмотрение вопроса, учитель обращается к словарю в конце учебника. Школьники читают словарную статью «Государство».

3. Изучение третьего вопроса учитель начинает с обсуждения схемы «Формы государства», изображая её на доске или демонстрируя с помощью мультимедиапроектора.

Формы государства

Форма правления

Какие высшие органы власти существуют в государстве. Как они формируются

Учащиеся выполняют задание: используя схему, объясните, что такое формы государства.

4. Вопрос о формах правления и территориально-государственного устройства не является новым для учащихся, поэтому целесообразно его изучение в форме беседы. Учитель может опираться на межпредметные связи, корректируя и уточняя знания учащихся.

При переходе к изучению вопроса учитель предлагает учащимся дать определение монархической и республиканской форм правления. В случае затруднения учащиеся обращаются к разделу «Формы государства» в учебнике. Можно использовать также материалы таблицы «Формы правления».

Формы правления

Монархия Республика
1. Единоличное правление. 1. Высшие органы власти —
2. Власть главы государства выборные учреждения.
(монарха) является 2. Состав высших органов
бессрочной, пожизненной и власти регулярно обновляется.
передаётся по наследству. 3. Действует принцип
3. Глава государства разделения властей на три
выступает как носитель ветви: законодательную,
государственного суверенитета. исполнительную, судебную.
4. Монарх не несёт 4. Государственные деятели
юридической ответственности несут юридическую
за свои действия и ответственность за свои
результаты правления. действия и результаты
правления.

Монархия, которой присущи все перечисленные признаки, является неограниченной (абсолютной). При ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и/или представительным органом (парламентом). На основании текста учебника и своих знаний из курса истории и географии учащиеся приводят примеры государств с неограниченной и ограниченной монархической формой правления. В качестве исторического примера ограничения власти монарха используется материал рубрики «Факты», представленной в учебнике.

Различия между парламентской и президентской республиками учащиеся устанавливают на основании текста раздела «Формы государства».

Аналогично строится объяснение различий между унитарной и федеративной формами территориально-государственного устройства.

Для закрепления изученного материала организуется заполнение незавершённой схемы «Формы правления и территориально-государственного устройства». Учащиеся получают раздаточный материал, в который необходимо внести соответствующие термины, руководствуясь приведёнными примерами государств.

Формы правления

и территориально-государственного устройства

5. При переходе к изучению этого вопроса учащиеся работают с текстом школьного словаря по общество-знанию, в частности знакомятся со статьёй «Гражданин». Далее учитель организует работу с источниками. Класс изучает тексты «Гражданство в Древних Афинах» и «Гражданство в Древнем Риме». Затем обсуждаются

вопросы 4 и 5: в чём выражалось полноправие гражданина в этих государствах? Какие обязанности на него возлагались? Докажите, что звание гражданина было почётным как в Древних Афинах, так и в Древнем Риме.

После выполнения задания учитель акцентирует внимание учащихся на вопросе о гражданстве в Российской Федерации. Учащиеся изучают статью 6 Конституции Российской Федерации, текст которой приведён в рубрике «Документ», и выполняют задание 4 рубрики «В классе и дома». Учитель также может организовать обсуждение приведённого в рубрике «Говорят мудрые» высказывания Д. И. Фонвизина.

Завершая обсуждение, учитель может озвучить основные гражданские качества человека, использовать текст раздела «Гражданство» в учебнике: «Сознательное и добросовестное выполнение своих обязанностей, основанное на понимании их необходимости и постепенно входящее в привычку; готовность и умение пользоваться своими правами не в ущерб окружающим; активное и осмысленное участие в политической жизни страны, в выработке важнейших государственных решений, в последовательном проведении их в жизнь; уважение к историческому прошлому своего народа — вот гражданские качества, или, как говорили в старину, добродетели, которые так необходимы сегодня каждому члену нашего общества».

При подведении итогов урока учитель просит учащихся обратиться к вопросам, которые обсуждались в начале урока: изменилась ли ваша точка зрения после изучения темы? В чём вы были правы? Какие изменения вы можете внести в своё первоначальное решение?

Домашнее задание: § 2 учебника; вопросы рубрики «Проверим себя»; задания 1—3 рубрики «В классе и дома». В качестве задания по выбору учащимся предлагается написать небольшое эссе на тему одного из высказываний, представленных в рубрике «Говорят мудрые». Литература для учителя

Кашанина Т. В. Происхождение государства и права: учеб, пособие для вузов / Т. В. Кашанина. — М., 2004.

Политология: энциклопедический словарь / общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов. — М., 1993.

Симонишвили Л. Р. Формы правления: история и современность / Л. Р. Симонишвили. — М., 2007.

Аминов А. М. Деловая игра «Гражданином быть обязан» // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2003. — № 8.

Семёнов В. В. Форма государства // Преподавание истории в школе. — 2002. — № 10.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: