Эссе на тему «Учитель- моё призвание»
Учитель – моё призвание.
Как прекрасна и удивительна наша жизнь! Как много в ней широких дорог, как много ещё неизведанного и неопознанного, как много профессий!
Как все девчонки и мальчишки, я кем только себя не собиралась быть в детские годы. Мечтала быть врачом, спасающим людей от болезней, артисткой, чарующей публику своим выступлением, ветеринаром, заботящимся о братьях наших меньших. Детство, мечты, свобода, счастье и, конечно же, беззаботность…
И именно в школьные годы я определилась и чётко поняла: я буду учителем. Я не сразу пришла к этому решению, однако определить мой путь, мою дальнейшую судьбу мне помогла скромная учительница Зулейха Гатуповна, мой первый проводник в мире математики. Красивая, стройная, голубоглазая, с огоньком в глазах, она сумела заинтересовать именно математикой. Своим обаянием она привлекала меня, она стала для меня примером, образцом для подражания. Именно она для меня – идеал педагога из далекого детства.
Я – учитель. Этой профессией я очень горда. И не было дня, ни минуты, чтобы я сожалела о своём выборе. Как прекрасно открывать своим ученикам мир математики, посвящать их во все её тайны и секреты. Я работаю учителем более 30 лет, живу вместе с детьми в этом безграничном мире детства. Вместе с ними преодолеваю трудности и сложности, вместе с ними познаю необъятный мир математики, радуюсь каждому успеху, каждой удаче – даже самой маленькой.
Я считаю, самый счастливый человек – это учитель. Он постоянно рядом с детьми, в какой-то степени и сам может позволить себе быть ребёнком, учеником, находясь на равных со своими воспитанниками, не боится расти и учиться вместе с ними, учиться у них. И нужно отметить, что наши дети умеют быть благодарными, когда учитель всем сердцем радеет за своих учеников.
Учитель! Удивительная профессия! Я не знаю другой профессии, где личность играла бы настолько решающее значение. Зачастую не знания, не содержание предмета, а именно учитель – человек! – запоминается школьникам. Именно личность в учителе они любят, ценят и уважают. А сколько знаний, сколько мастерства нужно иметь педагогу, ведь каждую минуту он должен быть готов подсказать, оказать помощь, дать совет, ответить на массу самых разных вопросов – как сложных, предметных, вопросов так и простых, «детских», и еще неизвестно, что сложнее!
Каков он, настоящий учитель? Это человек, который живёт по принципу «помогай другим». Это человек, для которого на первом месте стоит гуманность, возможно даже самопожертвование. Это человек, который отдает, требуя взамен всего-навсего внимания и уважения к себе. Это человек, который живет в согласии со своей душой и гармонии со своим внутренним миром.
Выбирая профессию педагога, мы выбираем образ жизни. И едва ли не самое важное условие для этого – любовь к детям!
Я, как женщина, как мать, пришла в этот мир, чтобы дать новую жизнь, защитить и сберечь её. Но я ещё и педагог. А настоящий учитель думает о детях. Мне хочется помочь ребятам почувствовать себя уверенными и защищёнными в этом мире. Поэтому я стараюсь принять ребёнка таким, какой он есть, не переделывать его под себя. Важно верить, что каждый ученик неповторим, найти в нём индивидуальность и развивать в ребёнке только лучшее. И тогда он обязательно ответит взаимностью.
Конечно, бывают моменты, когда учитель и ученик не понимают друг друга. Здесь важно не опускать руки и не быть равнодушным. И именно в этом мастерство учителя – суметь найти общий язык, суметь достичь взаимопонимания. Именно таких учеников – с которыми приходится работать, с которыми непросто – мы помним долгие годы даже после того, как они заканчивают школу.
Выбрав эту профессию, я стала своеобразным проводником для моих учеников в мир, где можно стать менеджером, врачом, рабочим, наконец, учителем…
И мне не столь важна моя зарплата, ведь понимание своей миссии – быть учителем, дарить ребенку радость открываться себя в мире и мира в себе – дают силы и желание идти по выбранному пути!
Учитель – и судья, и подсудимый,
Артист, оратор и поэт,
Пожарник, полицейский, медик,
А проще сказать – сверхчеловек!
Эссе «Мое призвание — учитель»
Христолюбова Надежда Юрьевна учитель физики МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23 г. Йошкар-Олы»
«Все начинается с детства, а детство с семьи и школы. Семья – это, прежде всего мама, а школа – это, прежде всего учитель».[1] Таким учителем была для меня Чуйкова Галина Яковлевна, учитель русского языка и литературы.
Теперь я тоже учитель. Это слово произношу с гордостью. Да, я — учитель.
«Учитель, но ведь это так непрестижно», — удивляются при встрече бывшие одноклассники. Как объяснить им и другим, что профессию учителя я выбрала по велению своего сердца. Для меня учитель — самая нужная и ответственная профессия. И я должна пройти вместе с учениками долгий и трудный путь в завтра.
В качестве основных принципов своей педагогической деятельности я выбрала афоризмы известных философов. Вот некоторые из них:
Ценность человека определяется не тем, что он имеет, и даже не тем, что он делает, а тем, что он собой представляет. Необходимо сотворить себя как личность, потому что «только личность может воспитать личность» писал Ушинский. «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний», — эти слова В. А. Сухомлинского близки каждому учителю. [2] Чтобы раскрыть личность ученика, вовлечь его в познавательную деятельность есть только одно средство:
Уважай личность ребенка – первый мой принцип.
«Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми». Оскар Уайльд. [3]
В одном я твердо убеждена, что учитель – человек, способный на невозможное ради ребенка.
Жить ради счастья детей – второй мой принцип.
Доброта должна быть положена в основу педагогической деятельности. Следующий принцип можно выразить словами Расула Гамзатова: «Не стыдитесь доброты своей, ведь доброта всегда сильнее зла».
Человек, обладающий такими качествами, как доброта и сострадание, не может быть непорядочен. Человек всегда должен оставаться человеком, который не унизит своего товарища, не позволит себе обидеть слабого, вступиться за пострадавшего, не станет смеяться над старостью и физическими недостатками человека.
Доброта и сострадание – третий мой принцип.
Надо просто и искренно общаться с детьми, раскрывать им свою систему ценностей, свое мироощущение, нести им то, что интересно мне. И это должно быть искренне. «Не каждый может создавать картины, но каждый может создавать себя».
Чтобы воспитать ребенка искренним, необходимо, прежде всего, самим стать искренними со своими детьми. Любая фальшь способна поранить юные души. Быть искренним и честным – четвертый мой принцип.
«Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь» — эта древняя фраза, сказанная Пифагором, иллюстрирует еще один мой принцип воспитания — зажигая от одного огня другие, любовь передается от сердца к сердцу, и чем больше людей воспламенено ею, тем светлее и легче не только им, но и всем окружающим. [4]
Любовь ко всему, что меня окружает – пятый мой принцип.
«Но личность творится не тем, что человек слышит и говорит, а трудом и деятельностью» — Альберт Эйнштейн.
Воспитывай трудом – шестой мой принцип.
Гагарин всего несколькими словами выразил главное в своей судьбе: «Всякий труд, большой или маленький, если он совершается на благо человечества, благороден. Я счастлив, что в этом труде есть и моя доля». [5]
Таковы принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе. Среди них нет главных и второстепенных, более или менее важных. Может, они очень просты? За годы работы я твердо усвоила, что мастерство учителя не счастливая находка, не случайная удача, а систематический, кропотливый труд и поиск, наполненный тревожными раздумьями, неудачами и открытиями.
Античный афоризм гласит: «слова волнуют, примеры влекут», [6] если хочешь, чтобы ребенок был честным, добрым, ответственным, начни с себя. Необходимо не только открывать дверь на пути к знаниям, но и дверь в мир сложных человеческих отношений, я учу жить в окружающем мире не властвуя, а сотрудничая, стремлюсь формировать гуманное отношение к природе, пробуждая, по словам поэта «чувства добрые», приобщая к высокой нравственности. Важно, чтобы в стенах школы ребенок научился отличать доброе от злого, прекрасное от безобразного, научился заботиться о близких, сострадать, мечтать, все это я вкладываю в понятие «учить жить». Я верю, что мои уроки жизни будет продолжать сама жизнь.
Оглядываясь назад, я могу с уверенностью сказать: я счастливый человек! И, прежде всего потому, что меня постоянно окружают дети. Я учу их, а они – меня. Они не позволят мне стареть душой. Я будто отматываю назад свой возраст.
И я точно могу сказать, что если бы мне предложили начать все сначала, я бы выбрала ту жизнь, которой живу уже двадцать шесть лет, потому что жить без школы, без этих бесконечных хлопот, без моих учеников я бы не смогла. «Если б снова начать, я бы выбрала опять бесконечные хлопоты эти?»
Почему я учитель? Невозможно дать на этот вопрос однозначный ответ. Но я точно знаю — никем другим я не стала бы работать!
Почему я учитель? Я просто люблю свою работу. Ведь меня поддерживает самая великая сила — сердца моих учеников.
Завтра наступит новый школьный день. Я снова приду на урок, и на меня опять будут смотреть глаза моих учеников, и у меня опять вырастают крылья, и я становлюсь молодой. А мне и счастья большего не надо.
Список источников: [1]. https://netedu.ru/node/3657 [2]. https://ps.1september.ru/2000/56/2-1.htm [3]. https://frazochka.ru/authors/127.html [4]. https://www.greek.ru/all/ancientgreece/philosophy/pifagor.php [5]. https://www.kosmos-memorial.narod.ru/p105aa1.html [6]. https://www.kakskazal.ru/authors/4953/